Психологический анализ профессиональной деятельности

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 25 25 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 07.12.2009
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1. Психологический анализ профессиональной деятельности
1.1 Определение и основные характеристики понятия «профессия»
1.2. Классификация профессий
1.3. Подходы к психологическому анализу профессиональной деятельности
2. Профессиография как метод психологического анализа профессиональной деятельности. Понятие профессиограммы
2.1 Содержание и структура профессиограммы
2.2 Методы разработки профессиограмм и сбор данных
2.3 Психограмма как часть профессиограммы, структура и анализ психограммы
2.4 Экспертная оценка профессий
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Требования на личностном уровне
направленность: общая и специальная, широта, активность, действенность мотивации, особенности направленности (в связи с особенностями престижности, ответственности, вредности профессии);
значение опыта (весьма велико, значительно, относительно невелико, так как наибольшее значение имеют природные качества), роль обучения в становлении профессионального мастерства (оценка);
личностная обусловленность свойств отдельных процессов, (роль упражнений в становлении нужных свойств процессов (в том числе внимания), оценка;
значение возраста, темперамента, типа нервной системы, состояния здоровья, нервно-психической и физической выносливости для успеха профессиональной деятельности.
Психологическая оценка технического звена (звеньев) системы.
Конкретные недостатки конструкции, создающие психологический дискомфорт, снижающие дееспособность человека и надежность системы в целом.
Оценка системы в целом. Факторы, создающие (спосбные создавать) психологический и физиологический дискомфорт. Особые требования профессии к личности и организму работников.
2.4 Экспертная оценка профессий
Соломиным И.Л. была предложена новая схема описания профессий, основанная на положении о том, что «профессиография — не столько психологическая, сколько междисциплинарная сфера научно-практической деятельности. В соответствии с ней любую профессию можно подробно описать с помощью большого количества признаков, которые можно условно разделить на пять категорий: технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические характеристики» (табл. 2):
Категории Характеристики Технологи-ческие Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Трудовые операции. Условия труда. Критерии успешности труда и ошибки, возникающие в процессе трудовой деятельности. Экономи-ческие Оплата труда. Спрос на профессию. Распределение профессии по отраслям. Педагоги-ческие Требования к уровню и содержанию образования. Необходимые знания и навыки. Медицин-ские Требования к уровню здоровья. Медицинские противопоказания. Неблагоприятные факторы. Заболеваемость. Психологи-ческие Требования к сенсорным, моторным, интеллектуальным, коммуникативным и волевым способностям. Таблица 2. Характеристики профессий
Данный подход позволил реализовать современную авторскую методику экспертной оценки профессий, которая может использоваться в ряде сфер деятельности:
в профориентации — для составления профессиограмм в целях профессионального информирования клиентов;
в управлении персоналом — для подготовки должностных инструкций, формулирования требований к сотрудникам, оценки степени соответствия сотрудников занимаемой должности, отбора кандидатов на вакантные должности, оптимизации труда;
в обучении — для совершенствования программ профессионального образования, подготовки специалистов по профориентации, психологии труда и управления.
Методика экспертной оценки профессий может быть особенно эффективна в процессе описания редких профессий, при формулировании должностных инструкций и отборе персонала на нестандартные позиции. На базе данной методики можно создать комплект типовых профессиограмм для различных отраслей, а также разработать соответствующие компьютерные программы.
Предусмотренную методикой форму в качестве экспертов могут заполнять руководители, опытные работники или преподаватели. Желательно использовать группу из нескольких экспертов. В этом случае принимаются в расчет оценки, которые дает большинство экспертов. Кроме того, интересным и полезным может быть заполнение данной формы в процессе группового обсуждения тремя-четырьмя экспертами.
Описание должности может в значительной мере совпадать с описанием профессии, отличаясь от нее тем, что должность связана с конкретным рабочим местом, а не со всей совокупностью рабочих мест.


Заключение
Психологический анализ профессиональной деятельности – важный аспект работы психолога, особенно в том случае, если он работает в организации. Профессиография и составление профессиограммы представляют собой длительный и трудоемкий процесс, который, однако, может дать положительные результаты не только для отдельно взятых должностей, но и, безусловно, для работников, которые на них заняты, и для организации в целом.
В настоящее время во многих организациях наблюдается следующая ситуация: должности для работников просто «придумываются», а функциональные обязанности – «собираются» из разных специальностей. В результате, например, два инженера-проектировщика в двух разных организациях могут выполнять принципиально разные обязанности. Что касается наличия или отсутствия у работников профессионально важных качеств, то чаще всего, они просто не учитываются. Следствием такого подхода могут стать и быстрое профессиональное выгорание работников, и производственные конфликты, и низкая эффективность профессиональной деятельности работников, и убытки организации.
Для того чтобы избежать всего этого, необходимо составлять профессиограммы тех специальностей, видов профессиональной деятельности, которые существуют или планируется создать в организации. Это будет способствовать:
грамотному подбору и размещению персонала;
учету психологических характеристик работников при их должностном перемещении;
снижению текучести кадров;
снижению количества несчастных случаев в организации;
повышению уровня мотивации работников;
профилактике профессионального выгорания работников;
снижению вероятности возникновения конфликтов;
повышению эффективности работы специалистов;
повышению прибыльности организации.
В настоящее время существуют достаточно удобные и надежные схемы анализа профессиональной деятельности, в частности, одна из таких схем предложена Соломиным И.Л.
Анализ профессиональной деятельности важен и для других целей: при профотборе и профконсультировании, для совершенствования программ обучения.
В заключение, нужно отметить, что не только трудоемкость и длительность психологического анализа профессиональной деятельности приводят к тому, что такой анализ не производится вообще, но и ряд других трудностей:
материальные затраты на проведения анализа (в частности, оплата работы психолога);
выделение достаточно полной и одновременно компактной системы критериев изучения профессии;
проблемы, связанные с построением типологии профессий и специальностей по существенным близким характеристикам;
проблемы, связанные с организацией реального взаимодействия со специалистами по данной профессии в целях обеспечения совместной деятельности по изучению данной профессии;
проблемы сопоставления одинаковых профессий и специальностей в зависимости от специфики конкретного производства, от традиций в конкретной организации, от особенностей данного региона.
Современная ситуация построения «рыночных отношений» в производственной сфере также породила свои проблемы:
недоступность для исследователя некоторых новых профессий, связанная с «закрытостью» некоторых фирм и организаций;
зависимость исследователя от «заказчика» и руководителя;
высокая динамика изменения многих профессий;
нарушение производственной гармонии на многих производствах и предприятиях;
настороженное отношение многих работников к психологам в организациях.
Преодоление указанных сложностей, или хотя бы снижение их влияния, позволит не только проанализировать и описать различные виды профессиональной деятельности, но и улучшить организационный и психологический климат во многих организациях, повысить интерес работников к той профессиональной деятельности, которую они выполняют.






Список литературы
Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2001.
Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие. 2-е изд. Екатеринбург: Изд.-во Урал. гос. проф.- педагог. ун-та, 1999.
Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Юнити, 1998.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений / Евгений Александрович Климов. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академии», 2005.
Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. Пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. – Спб.: Речь, 2003.
Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академии», 2005.
Романова Е.С., Суворова Г.А. Психологические основы профессиграфии. – М., 1990.
Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. – Спб.: Речь, 2006.



Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. – Спб.: Речь, 2006. – стр. 41.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений / Евгений Александрович Климов. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академии», 2005. – стр. 158
Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. – Спб.: Речь, 2006. – стр. 42-43.
Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. Пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. – Спб.: Речь, 2003. – стр. 118.
Там же, стр. 121.
Там же, стр. 122.
Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие. 2-е изд. Екатеринбург: Изд.-во Урал. гос. проф.- педагог. ун-та, 1999. – стр. 79.
Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. Пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. – Спб.: Речь, 2003. – стр. 17.
Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академии», 2005. – 83.
Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академии», 2005. – стр. 91.
Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академии», 2005. – стр. 92.
Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2001. – стр. 308.
Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. – Спб.: Речь, 2006. – стр. 45.












25

Список литературы
1.Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2001.
2.Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие. 2-е изд. Екатеринбург: Изд.-во Урал. гос. проф.- педагог. ун-та, 1999.
3.Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Юнити, 1998.
4.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений / Евгений Александрович Климов. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академии», 2005.
5.Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. Пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. – Спб.: Речь, 2003.
6.Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академии», 2005.
7.Романова Е.С., Суворова Г.А. Психологические основы профессиграфии. – М., 1990.
8.Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. – Спб.: Речь, 2006.

Вопрос-ответ:

Что такое профессия и какие основные характеристики имеет это понятие?

Профессия - это вид деятельности, связанной с определенным типом работы и требующей специальных знаний и навыков. Основные характеристики профессии включают наличие определенной квалификации, специализации, системы учебы и тренировки, выполнения определенных обязанностей и ответственности за результаты работы.

Как производится классификация профессий?

Профессии классифицируются по различным основаниям, таким как уровень образования, отрасль деятельности, трудовые функции, условия труда и другие критерии. Один из вариантов классификации - это деление профессий на производственные, творческие, управленческие и обслуживающие.

Какие подходы используются при психологическом анализе профессиональной деятельности?

При психологическом анализе профессиональной деятельности применяются различные подходы, такие как системный, функциональный, деятельностный, психолингвистический и другие. Каждый из этих подходов предлагает свой набор инструментов и методов для изучения психологических аспектов профессиональной деятельности.

Что такое профессиография и каким образом она используется в психологическом анализе профессиональной деятельности?

Профессиография - это метод психологического анализа профессиональной деятельности, основанный на изучении профессиограмм. Профессиограмма - это описание профессии, которое включает в себя информацию о требованиях, обязанностях и особенностях работы. Профессиограммы используются для анализа и сравнения профессий, разработки требований к персоналу и улучшения профессиональной подготовки.

Как разрабатываются профессиограммы и какие методы используются для сбора данных?

Разработка профессиограмм включает сбор и анализ различных источников информации, таких как наблюдение, беседы с работниками, анкетирование и анализ документации. Для сбора данных могут применяться такие методы, как наблюдение за работой, проведение интервью, анализ производственных документов и т.д. Важно собирать надежные данные, чтобы создать полное и точное описание профессии.

Какие основные характеристики имеет понятие профессия?

Понятие профессия характеризуется определенными особенностями, такими как наличие определенных профессиональных знаний и навыков, формальное обучение или сертификация, выполнение определенных функций и задач, возможность получения заработной платы, иерархическая структура и специализация.

Какие подходы существуют к психологическому анализу профессиональной деятельности?

Существует несколько подходов к психологическому анализу профессиональной деятельности, такие как анализ деятельности, аналитический подход, системный подход, эргономический подход и когнитивный подход.

Что такое профессиограмма и какова ее структура?

Профессиограмма - это метод психологического анализа профессиональной деятельности, который представляет собой описание ключевых факторов и требований, связанных с выполнением определенной профессии. Она включает в себя информацию о задачах, условиях работы, необходимых навыках и квалификации, физических и психических требованиях, возможностях развития и других факторах, влияющих на профессиональную деятельность.

Как разрабатываются профессиограммы и как собираются данные для анализа?

Разработка профессиограммы включает в себя сбор информации о профессии, проведение анализа деятельности, интервью с работниками, наблюдение за рабочим процессом, анализ документации и статистических данных. Для сбора данных могут использоваться различные методы, такие как структурированные интервью, опросники и анкеты, наблюдение и анализ деятельности, анализ документов и статистической информации.

Что входит в понятие психограммы и как она связана с профессиографией?

Психограмма - это часть профессиографии, которая представляет собой психологический портрет работника, включающий в себя его темперамент, особенности мышления, мотивацию, личностные характеристики и другие психологические особенности, влияющие на профессиональную деятельность. Психограмма используется вместе с другими данными профессиограммы для более полного анализа профессиональной деятельности.

Что такое профессия? Какие основные характеристики этого понятия?

Профессия - это вид деятельности, связанный с определенным уровнем квалификации и специализацией. Основные характеристики профессии это обладание профессиональными знаниями и навыками, наличие определенных стандартов и правил поведения, социальное признание и определенный статус в обществе, а также возможность заработать себе на жизнь и получить работу в соответствующей сфере.

Как можно классифицировать профессии?

Профессии можно классифицировать по различным критериям, например, по отрасли экономики (промышленность, сфера услуг, сельское хозяйство и т.д.), по уровню квалификации (низкоквалифицированные, среднеквалифицированные, высококвалифицированные), по виду деятельности (медицинская, образовательная, техническая и т.д.), а также по другим признакам, таким как уровень оплаты труда или потребность в профессиональном образовании.