Фрейд, Адлер,Юнг и их вклад в развитие психологической науки.
Заказать уникальный реферат- 24 24 страницы
- 11 + 11 источников
- Добавлена 28.02.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теория З. Фрейда
1.1. Динамическая модель организации психики
1.2. Психосексуальные стадии развития человека
Глава 2. Аналитическая психология: основные концепции и принципы
2.1. Структура личности (души) в теории К. Юнга
2.2. Учение К. Юнга об архетипах
Глава 3. Основные положения индивидуальной психологии А. Адлера
Заключение
Список используемой литературы
• Чрезмерное ощущение неполноценности приводит к формированию у человека комплекса неполноценности, т.е. преувеличенному чувству собственной слабости и несостоятельности.
• Комплекс неполноценности порождает стремление к его гиперкомпенсации и, как следствие, порождает комплекс превосходства (преувеличение здорового стремления преодолевать постоянное чувство неполноценности).
• Стремление к превосходству, являясь общечеловеческой чертой, может иметь как конструктивно (например, общественный лидер), так и деструктивное (например, главарь банды) направление. Если первое соотносится с благополучием других людей, то второе – эгоистично, и реализуется за счет других людей.
в) Адлер о стиле жизни
• Форма реализации стремления к превосходству определяет стиль жизни человека, т.е. индивидуальный способ достижения жизненных целей.
• Жизненная цель носит защитный характер и служит мостом между безрадостным настоящим и многообещающим будущим. Сформировавшись в детском возрасте, жизненная цель полностью не осознается. Жизненная цель определяет черты характера человека.
• По определению Адлера, существуют три конструктивные жизненные цели: работа, дружба и любовь.
г) Адлер о типах личности
• В зависимости от степени выраженности ориентации на социальный интерес и социальную активность в жизни человека выделяются следующие типы личности:
- Управляющий тип присущ самоуверенным и напористым людям с незначительным социальным интересом. Они решают свои проблемы преимущественно в антисоциальной, враждебной манере.
- Берущий тип характеризуется паразитической установкой к внешнему миру; ему присущ низкий социальный интерес и средняя активность.
- Избегающий тип характерен для людей, больше опасающихся неудачи, чем стремящихся к успеху (бегство от решения жизненных задач). Социальный интерес и активность у них низкие.
- Социально-полезный тип характеризуется высоким социальным интересом и активностью, является воплощением зрелости. Люди этого типа проявляют заботу о других и заинтересованы в общении с ними.
• Сочетание таких качеств, как высокий социальный интерес и низкая активность, невозможно.
д) Адлер о социальном интересе
• Социальный интерес носит врождённый характер, однако, требует развития, которое происходит благодаря социальному окружению, и, прежде всего, семьи.
• Здоровая любовь матери способствует развитию социального интереса, а предпочтение мужа детям – нет.
• Позитивная установка отца по отношению к жене, работе, обществу и детям также способствует развитию у детей социального интереса, а эмоциональная отстраненность и авторитаризм – нет.
• Степень социального интереса у человека является показателем его психического здоровья. Люди с низким социальным интересом отличаются эгоцентризмом, поглощенностью своими интересами, самозащитой.
е) Адлер о творческой силе человека (или самости)
• Творческая сила человека определяет его стиль жизни и жизненные цели, поэтому каждый человек свободен и ответственен за свою судьбу.
• Творческая сила имеет врожденный характер и развивается в детские годы.
• Творческая сила человека – это результат долгой эволюции.
• Творческая сила влияет на все психические процессы человека (восприятие, память, воображение, фантазию и мечты).
ж) Адлер о влиянии позиции ребёнка на стиль его жизни
• Первенец (старший ребенок) в семье: лишаясь привилегированного положения в семье с рождением младшего ребёнка, осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности; стремится к власти и лидерству.
• Современные исследования подтверждают, что среди государственных деятелей – большинство первенцев, в т.ч. среди президентов США и членов Конгресса США.
• У единственного ребёнка в семье формируется зависимость и эгоцентризм; в зрелости он будет переживать, что уже не находится в центре внимания; ему свойственны трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
• Современные эмпирические исследования не подтверждают этого тезиса: единственный ребенок в семье так же контактен, просоциален и эмоционально устойчив, как и другие дети.
• Второй (средний) ребёнок, соревнуясь с первым братом, вырастает соперничающим и честолюбивым, ставит перед собой непомерно высокие цели.
• Последний (самый младший) ребёнок – это «баловень» семьи, но он зависим от старших детей. Эта зависимость от старших может стать высокой, а, с другой стороны, у ребёнка может сформироваться стремление к независимости, что приведет к возникновению у него внутреннего конфликта. Современные исследования показали, что алкоголизмом чаще страдают те, кто был младшим в семье.
По мнению Хьелл Л., Зиглер Д., теоретические положения Адлера общепризнанно имеют высокую практическую ценность, эмпирическая их проверка явно недостаточна. Причина трудностей эмпирической валидизации конструктов индивидуальной психологии заключается в том, что они слишком глобальны, а вся теоретическая система недостаточно полно систематизирована.
Заключение
В своей теории Зигмунд Фрейд изложил свои взгляды на бессознательное, сексуальность, психические отклонения, биологическую эволюцию и историю цивилизации. Труды Фрейда были уникальным явлением, что позволило ему занять центральное место в интеллектуальной истории Западной Европы первой половины XX века. Он создал направление, ставшее центральным в психиатрии и послужившее источником вдохновения для многих психологов, писателей-беллетристов и других представителей интеллектуального мира.
Фрейд поставил перед собой задачу с помощью своей теории психоанализа заложить основы научной психологии. Его научная система представляет сложное образование, и её осмысление и оценка до сих пор продолжается. Психоанализ превратился в своего рода мировоззрение, а Фрейд стал кумиром для многих своих сторонников и последователей. Психоанализ окружен мифами, в связи с чем очень трудно определить подлинное значение теории Фрейда.
Фрейд стремился накопить и обобщить сведения, об обыкновенном взрослом человеке с точки зрения его психического развития в детстве, психопатологии, эволюционной биологии и социальной антропологии. Безусловно, то, что он сумел свести воедино, систематизировать и обобщить все эти разноплановые сведения, явилось огромным интеллектуальным достижением. Несомненно, это большой вклад в науку, так как Фрейд сумел выявить определённые взаимосвязи явлений, которые никогда не попадали в поле зрения психологов ранее – ни в их научных изысканиях, ни в клинической практике.
К.Г. Юнг в начале своей деятельности испытал влияние уже первых работ 3. Фрейда. В психической жизни пациентов К. Юнг обнаружил существенную роль духовных компонентов. И он стремился понять роль духовности в природе человека. Структуру психики К. Юнг рассматривает как взаимодействие сознания, индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного.
По мнению многих, Юнг – один из великих творческих мыслителей прошлого столетия, а его теория повлияла на многие умы в самых разных областях науки и культуры за пределами психологии. Хотя периодически то здесь, то там появляются признаки возникновения нового сильного интереса к Юнгу и внутри психологии, однако его идеям ещё предстоит сыграть свою роль в этой области знаний.
Написанные Адлером книги, свидетельствуют о том, что он обладал глубоким пониманием человеческой природы. Если обратить внимание на значение, которое он придавал социальным факторам в развитии личности, нельзя не признать тот вклад, который Адлер внёс в формирование более сбалансированной концепцию развития и человеческой личности. Кроме того, Адлер обратил особое внимание на ту роль, которую играет в развитии многих людей чувство неполноценности. Его труды вдохновили более поздних исследователей, приверженцев гуманистической психологии.
Список используемой литературы
Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 326 с.
Вер Г. Карл Густав Юнг / пер. с нем. Е. Азначеевой. Челябинск: УРАЛ, 1998. – 216 с.
Марцинковская Т.Д. История психологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 544 с.
Марцинковская Т.Д., Юревич А.В. История психологии. – М.: Гардарики, 2008. – 413 с.
Общая психология / Под ред. Тугушева Р.Х., Гарбера Е.И. – М.: Эксмо, 2007. – 560 с.
Сарычев С.В., Логвинов И.Н. История психологии в таблицах и схемах. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 486 с.: ил.
Саугстад Пер История психологии. От истоков до наших дней. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – 544 с.
Столяренко Л.Д. Психология. – СПб.: Лидер, 2006. – 592 с.: ил.
Фрейд З. Малое собрание сочинений / Пер. с нем. Г. Барышниковой и др. – СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2010. – 992 с.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб. Питер Пресс, 2008. – 607 с.
Юнг К.Г. Психологические типы. М.: АСТ, 2006. – 768 с.
Сарычев С.В., Логвинов И.Н. История психологии в таблицах и схемах. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – С. 231.
Столяренко Л.Д. Психология. – СПб.: Лидер, 2006. – С. 216.
Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – С. 158.
Марцинковская Т.Д., Юревич А.В. История психологии. – М.: Гардарики, 2008. – С. 303.
Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – С. 191.
Марцинковская Т.Д., Юревич А.В. История психологии. – М.: Гардарики, 2008. – С. 300.
Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – С. 159 – 161.
Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – С. 161 – 162.
Там же. – С. 170 – 171.
Саугстад Пер История психологии. От истоков до наших дней. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – С. 270.
Саугстад Пер История психологии. От истоков до наших дней. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – С. 270.
Саугстад Пер История психологии. От истоков до наших дней. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – С. 270 – 271.
Там же. – С. 271.
Саугстад Пер История психологии. От истоков до наших дней. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – С. 291.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб. Питер Пресс, 2008. – С. 199.
Там же. – С. 199.
Марцинковская Т.Д. История психологии. – С. 351.
Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – С. 191.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб. Питер Пресс, 2008. – С. 200.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб. Питер Пресс, 2008. – С. 200.
Общая психология / Под ред. Тугушева Р.Х., Гарбера Е.И. – М.: Эксмо, 2007. – С. 143.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб. Питер Пресс, 2008. – С. 208.
Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – С. 192.
Марцинковская Т.Д., Юревич А.В. История психологии. – М.: Гардарики, 2008. – С. 304.
Саугстад Пер История психологии. От истоков до наших дней. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – С. 296.
Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – С. 192 – 193.
Саугстад Пер История психологии. От истоков до наших дней. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – С. 297.
Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – С. 194 – 195.
Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – С. 195 – 196.
Там же. – С. 196.
Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – С. 196 – 197.
Там же. – С. 197 – 198.
Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – С. 198 – 199.
24
1.Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 326 с.
2.Вер Г. Карл Густав Юнг / пер. с нем. Е. Азначеевой. Челябинск: УРАЛ, 1998. – 216 с.
3.Марцинковская Т.Д. История психологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 544 с.
4.Марцинковская Т.Д., Юревич А.В. История психологии. – М.: Гардарики, 2008. – 413 с.
5.Общая психология / Под ред. Тугушева Р.Х., Гарбера Е.И. – М.: Эксмо, 2007. – 560 с.
6.Сарычев С.В., Логвинов И.Н. История психологии в таблицах и схемах. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 486 с.: ил.
7.Саугстад Пер История психологии. От истоков до наших дней. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – 544 с.
8.Столяренко Л.Д. Психология. – СПб.: Лидер, 2006. – 592 с.: ил.
9.Фрейд З. Малое собрание сочинений / Пер. с нем. Г. Барышниковой и др. – СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2010. – 992 с.
10.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб. Питер Пресс, 2008. – 607 с.
11.Юнг К.Г. Психологические типы. М.: АСТ, 2006. – 768 с.
Вопрос-ответ:
Какую модель организации психики предложил Фрейд?
Фрейд предложил динамическую модель организации психики, в которой выделяются три основные структурные компоненты: это эго, суперэго и это самое базовое начало, ид которого Фрейд называет это это это это просто это само это эго, суть которого состоит в том, что оно является посредником между ИД и суперэго. Согласно Фрейду, эго обладает способностью контролировать инстинктивные желания ИД, удовлетворять их в адекватной форме, а также учитывать требования морали, которые выражает суперэго.
В чем состоит основная идея психосексуальных стадий развития человека, предложенная Фрейдом?
Основная идея заключается в том, что развитие человека происходит через ряд психосексуальных стадий, каждая из которых связана с определенным эрогенным зоной и особым типом удовольствия. Каждая стадия охватывает определенный период детского развития и сопровождается особыми конфликтами и задачами. Так, например, оральная стадия связана с удовольствием от грудного вскармливания, а анальная стадия - с удовольствием от контроля над сфинктерными мышцами.
Какие основные концепции и принципы были сформулированы К. Юнгом в аналитической психологии?
К. Юнг разработал концепцию архетипов, которая гласит, что в глубине каждой души существуют универсальные образы, энергетические структуры, которые отображают базовые психологические потребности и мотивы. Юнг также предложил модель структуры личности, где ключевые компоненты - это светлая и темная стороны эго, персона и анима/анимус. Он также акцентировал внимание на процессе индивидуации, который предполагает развитие и реализацию индивидуального потенциала каждого человека.
Какую модель организации психики предлагает Фрейд?
Фрейд предлагает динамическую модель организации психики, которая включает три основные системы: это это, эго и суперэго. Это-представляет собой подсознательную часть психики, ответственную за инстинкты и желания. Эго - это рациональная и осознанная часть психики, которая стремится удовлетворить инстинкты таким образом, чтобы это было социально приемлемо. Суперэго - это часть психики, которая включает нормы, ценности и запреты, основанные на общественных ожиданиях.
Какие психосексуальные стадии развития человека выделяет Фрейд?
Фрейд выделяет пять психосексуальных стадий развития человека: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную. В каждой стадии дети испытывают особые психические конфликты и задачи, связанные с развитием различных зон эрогенной стимуляции.
Какую структуру личности предполагает Юнг?
Юнг предполагает, что личность состоит из трех основных компонентов: эго (сознательное "Я"), персона (неосознаваемая, но доступная для осознания часть личности) и тень (неосознаваемая и недоступная для осознания часть личности). Тень включает в себя негативные аспекты личности, которые обычно подавляются и отвергаются.
О чем говорит учение Юнга об архетипах?
Учение Юнга об архетипах говорит о том, что существуют универсальные символические образы и представления, которые вкладываются в наше сознание и имеют глубокий эмоциональный и символический смысл. Архетипы являются коллективным наследием человечества и проявляются в наших снах, фантазиях и мифах. Они играют важную роль в самопознании и развитии личности.
Какую модель организации психики представил З. Фрейд?
З. Фрейд представил динамическую модель организации психики, основанную на представлении возникающих внутренних конфликтов и борьбы сил эго, суперэго и инстинктов.
Какие психосексуальные стадии развития человека установил З. Фрейд?
З. Фрейд выделил несколько психосексуальных стадий развития человека: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную. Каждая стадия связана с определенными зонами тела и развитием определенных психических процессов.
В чем заключается структура личности в теории К. Юнга?
В теории К. Юнга структура личности состоит из трех основных компонентов: эго, персона и тенебра. Эго отвечает за осознанную часть личности, персона представляет маску, которую мы представляем обществу, а тенебра включает в себя неосознанные аспекты нашей личности.
Какие концепции и принципы лежат в основе аналитической психологии К. Юнга?
В аналитической психологии К. Юнга основной концепцией является идея коллективного бессознательного и архетипов. Принципы работы с данными концепциями включают индивидуализацию, активное включение пациента в процесс анализа и использование различных методов, таких как ассоциации и амплификация.
Какие основные положения индивидуальной психологии А. Адлера?
Основные положения индивидуальной психологии А. Адлера включают идею о влиянии чувства неполноценности на формирование личности, понятие комплекса превосходства-подчиненности, а также акцент на социальные и культурные факторы в развитии психики.