Сравнительная характеристика содержательных теорий мотивации.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Организационное поведение
  • 20 20 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 10.02.2011
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1 КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ТЕОРИЙ МОТИВАЦИИ
1.1 Иерархия потребностей по Маслоу
1.2 Теория потребностей потребности МакКлелланда
1.3 Двухфакторная теория Герцберга
1.4 Теория К. Альдерфера
2 СОПОСТАВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ТЕОРИЙ МОТИВАЦИИ
3 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ТЕОРИЙ МОТИВАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Что касается «потребности к принадлежности» по теории МакКлелланда, то ей соответствуют «социальные потребности», по Маслоу, и «гигиенические факторы», по Герцбергу.
Кроме того, Герцберг предполагал наличие сильной корреляции между удовлетворением от работы и производительностью труда.
Применение содержательных теорий мотивации на практике заключается в выявлении доминирующей потребности сотрудника и разработке стимулирующих мероприятий для ее удовлетворения с целью повышения эффективности трудовой деятельности.

Рис. 6 Соотношение содержательных теорий мотивации

Все содержательные теории мотивации труда дополняют друг друга и являются развитием одна – другой.
Ни одна из известных нам мотивационных теорий не рассматривает в качестве самостоятельной группы потребность брать на себя ответственность за результаты своего труда. Хотя еще Д. МакГрегор в своей концепции «социального человека» утверждал, что средний человек в определенных условиях не только не боится ответственности, но и стремится к ней.
Наиболее подробно мотивационные факторы (потребности) изложены А. Маслоу. Все другие подходы умещаются в рамки, заданные его теорией, и мотивационные факторы, которые выделяют авторы этих теорий, не выходят из этих рамок, лишь устанавливают новые связи между ними.
Так, например, потребность успеха в теории МакКлелланда созвучна между потребностями самовыражения в пирамиде Маслоу, потребностью роста в теории Альдерфера и группе мотивационных потребностей Герцберга. Подобные параллели можно провести и между другими группами потребностей.
В каждой теории есть ядро, которое позволяет сделать некоторые выводы о механизме мотивации человека, но применение этих выводов будет действенным лишь для определенной категории людей, находящихся в определенном состоянии на определенном этапе развития. Эффективность знаний о мотивационной сущности человека всегда находится в зависимости от эмпирических способностей руководителей.
3 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ТЕОРИЙ МОТИВАЦИИ

Управление персоналом является сегодня передовым участком, определяющим эффективность и конкурентоспособность организаций разных областей экономики. Осознание руководителями важности этого направления работы приходит с тем опытом, который они получили за последние годы. Реальная практика управления со всей очевидностью продемонстрировала простую истину – самые гениальные схемы и сценарии изменений не будут иметь успех, если при этом игнорируется их «человеческая составляющая». «Финские консультанты по управлению выяснили, что если сотрудника эффективно мотивировать, он будет отдавать не 20% своего потенциала работе как обычно, а 80-90%»[4, с.13].
О том, что система мотивации работает недостаточно эффективно, могут сказать менеджеры по персоналу очень многих российских компаний. Но редко кому из них удается добиться понимания со стороны высшего руководства в решении данной проблемы. «По оценкам ученых только треть предпринимателей в России формируют и используют на своих производствах какие-либо системы мотивации»[5, с.224].
Однако практика применения мотивационных комплексов еще более усугубляет неблагоприятное положение. Разработка и реализация систем мотивации находятся в руках управленческого персонала, и их предпочтения выражаются в наиболее широком использовании методов материального стимулирования. Такой подход имеет свое эмпирическое подтверждение. Объектом исследований выступают не внутренние потребности людей, а те формы вознаграждений, которые организация может предоставить им в обмен на труд. Материальное вознаграждение хотя и играет важную роль в мотивации, но без учета других факторов обычно не достигает всех целей. Оно должно сочетаться с социально-психологическими и организационно – административными факторами: признанием коллектива, участием в принятии управленческих решений, властью, привилегиями, интересной работой, продвижением по службе, комфортными условиями труда и т.д.
Практическое применение классических теорий мотивации имеет свои особенности в зависимости от степени развития рыночных и трудовых отношений. В странах с развитой и стабильной экономикой, высоким уровнем трудовых отношений, когда персонал рассматривается как человеческий ресурс, содержательные теории мотивации имеют крайне ограниченное применение. Иное дело в России, где особенности трудовых отношений сегодняшнего дня дают возможность работодателям формировать мотивационные комплексы, исходя, в первую очередь, именно из теорий содержательного характера.
Как показала практика все содержательные теории:
1. В силу существенных принципиальных отличий ограничивают возможности их непосредственного практического канонизированного применения.
2. Основное внимание уделяют анализу факторов лежащих в основе мотивации и в то же время практически не уделяют внимание анализу процесса мотивации.
3. Не учитывают ситуационные особенности и индивидуальные аспекты поведения работников.
4. Должны быть знакомы и понимаемы менеджерами для эффективного и адекватного применения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мотивация персонала на современном этапе является одной из главных проблем управления современным коллективом. Много существующих теорий мотивации утрачивают свою ценность, в некоторой мере, в условиях глобализации. Проблемы, существующие ранее, не уходят, а только обрастают новыми. Это и степень глобализации компании, и необходимость учета различий в культуре и ментальности членов коллектива.
Формирование новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, создает необходимость работать по-новому, овладевая новым типом экономического поведения, считаясь с законами и требованиями рынка, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. По этой причине конченые результаты деятельности предприятия напрямую зависят от личного вклада каждого работника. Для предприятий различных форм собственности главной задачей является грамотное координирование сотрудников, мотивационная заинтересованность их в получении хороших результатов деятельности.
Применяя содержательные теории, многие менеджеры признают существенную роль в мотивации людей потребностей более высокого порядка: возможность роста, общественное признание, способность реализовываться и т.д. Отсюда следует, что, чем большее число разнообразных потребностей человек может удовлетворить посредством труда, тем выше трудовая активность индивидуума. В содержательных теориях мотивации рассматриваются потребности мотивации и связанные с ними факторы, определяющие поведение людей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Бергер, Д. Энциклопедия систем мотивации и оплаты труда / Д. Бергер, Л. Бергер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 761с.
Брагина, З.В. Управление персоналом / З.В. Брагина, В.П. Дудяшова, З.Т. Каверина. Учеб. пособие для вузов. – М.: КноРус, 2008. – 125 с.
Каверин, С.Б. Мотивация труда / С.Б. Каверин. Учебник. – М.: Институт психологии РАН, 2006. – 224с.
Киселев, В.А. Современные технологии управления – ключ к успеху в бизнесе // В.А. Киселев, П.Н. Зволев. Управление персоналом. 2005, № 4. – 138с.
Мишурова, И.В Управление мотивацией персонала / И.В. Мишурова, П.В. Кутелев. Учебно-практическое пособие. – М.: ИКЦ, 2004. – 237с.
Травин, В.В. Мотивационный менеджмент: Модуль III / В.В. Травин, М.И. Магура, М.Б. Курбатова. Учеб.-практич. пособие. – М.: Дело, 2005. – 96с.
Цветков, А.Н. Менеджмент / А.Н. Цветков. – СПб.: Питер, 2009. – 174с.
Интернет-ресурс: http://www.rae.ru Монографии / Современные тенденции в управлении персоналом. Учебное пособие.
Интернет-ресурс: http://www.pstu.ru Кокорев М.Ф. Мотивация в организациях.








2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бергер, Д. Энциклопедия систем мотивации и оплаты труда / Д. Бергер, Л. Бергер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 761с.
2.Брагина, З.В. Управление персоналом / З.В. Брагина, В.П. Дудяшова, З.Т. Каверина. Учеб. пособие для вузов. – М.: КноРус, 2008. – 125 с.
3.Каверин, С.Б. Мотивация труда / С.Б. Каверин. Учебник. – М.: Институт психологии РАН, 2006. – 224с.
4.Киселев, В.А. Современные технологии управления – ключ к успеху в бизнесе // В.А. Киселев, П.Н. Зволев. Управление персоналом. 2005, № 4. – 138с.
5.Мишурова, И.В Управление мотивацией персонала / И.В. Мишурова, П.В. Кутелев. Учебно-практическое пособие. – М.: ИКЦ, 2004. – 237с.
6.Травин, В.В. Мотивационный менеджмент: Модуль III / В.В. Травин, М.И. Магура, М.Б. Курбатова. Учеб.-практич. пособие. – М.: Дело, 2005. – 96с.
7.Цветков, А.Н. Менеджмент / А.Н. Цветков. – СПб.: Питер, 2009. – 174с.
8.Интернет-ресурс: http://www.rae.ru Монографии / Современные тенденции в управлении персоналом. Учебное пособие.
9.Интернет-ресурс: http://www.pstu.ru Кокорев М.Ф. Мотивация в организациях.

Вопрос-ответ:

Что такое иерархия потребностей по Маслоу?

Иерархия потребностей по Маслоу - это теория, предложенная американским психологом А. Г. Маслоу, которая описывает пять уровней потребностей человека: физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности в самооценке и самореализации.

Какие потребности описываются в теории потребностей МакКлелланда?

Теория потребностей МакКлелланда описывает три основные потребности: потребность в достижении (необходимость достижения определенных целей и результатов), потребность во власти (желание контролировать других и влиять на них) и потребность в принадлежности (необходимость общения и принятия в группе).

В чем заключается двухфакторная теория Герцберга?

Двухфакторная теория Герцберга утверждает, что существуют два набора факторов, влияющих на удовлетворенность и недовольство работой. Факторы "гигиены" (зарплата, условия труда, статус) влияют на недовольство, а факторы "мотивации" (достижение, признание, ответственность) влияют на удовлетворенность.

Что предполагает теория К. Альдерфера?

Теория К. Альдерфера предполагает существование трех категорий потребностей: потребности в физиологическом благополучии, потребности в отношениях с другими людьми (связь и принадлежность к группе) и потребности в личностном росте и развитии (реализация своего потенциала).

В каких ситуациях может применяться теория потребности к принадлежности по МакКлелланду?

Теория потребности к принадлежности по МакКлелланду может быть применена в ситуациях, где важна командная работа, сотрудничество и общение в группе. Эта теория помогает понять, как создать условия, чтобы работники чувствовали себя частью команды и получали удовлетворение от социальных взаимодействий.

Какие основные существуют содержательные теории мотивации?

Основные содержательные теории мотивации включают иерархию потребностей по Маслоу, теорию потребностей МакКлелланда, двухфакторную теорию Герцберга и теорию К.Альдерфера.

В чем заключается иерархия потребностей по Маслоу?

Иерархия потребностей по Маслоу представляет собой пирамиду пяти уровней, где на самом низком уровне находятся физиологические потребности, а на самом высоком - потребность в самореализации.

Какие потребности определены в теории МакКлелланда?

В теории МакКлелланда определены три типа потребностей: потребности в достижении, власти и принадлежности.

В чем особенность двухфакторной теории Герцберга?

Особенность двухфакторной теории Герцберга заключается в разделении мотиваторов и гигиенических факторов, которые влияют на удовлетворенность и недовольство работой соответственно.

Какие потребности определены в теории К.Альдерфера?

В теории К.Альдерфера определены три категории потребностей: потребности в привязанности и принадлежности, потребности в достижении и потребности в силе.