Фирма-важнейшая форма предпринимательской деятельности.
Заказать уникальный реферат- 31 31 страница
- 15 + 15 источников
- Добавлена 30.04.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1 Теоретические аспекты понятия фирмы, как основы предпринимательской деятельности
1.1 Малое предпринимательство в России: сущность и формы
1.2 Малый бизнес в зарубежной практике
2 Анализ деятельности компаний
2.1 Анализ деятельности компаний на российском рынке
2.2 Иностранные корпорации в современной мировой экономике
Заключение
Список использованной литературы
Располагая мощной производственной базой, транснациональные корпорации проводят такую производственно-торговую политику, которая обеспечивает высокоэффективное планирование производства, товарного рынка, а также осуществляют динамичную политику в области капиталовложений и научно-исследовательских работ в континентальном международном масштабе. Таким образом, признается огромный финансовый, научно-технический и кадровый потенциал ТНК, а также их вклад в процесс развития интернационализации в мировом хозяйстве.
Международные фирмы в настоящее время более интернациональны по своему происхождению, чем когда-либо ранее. Еще в 1970 г. из 7 тыс. ТНК, обозначенных ООН, более половины были из двух стран: США и Великобритании. Сегодня, более половины из 70 тыс. ТНК приходится на десятки стран мира, а в числе контролирующих крупные ТНК числятся такие страны, как Китай (Гонконг), Индия, Бразилия, Аргентина, Тайвань, Республика Корея и др. В то же время самые крупные ТНК – это по-прежнему корпорации, контролируемые самыми мощными державами мира, прежде всего США, а также Японией, ФРГ, Францией и Великобританией.
На рисунке 5 представлена динамика количества транснациональных компаний и их зарубежных дочерних предприятий и филиалов
Рисунок 5 - Динамика количества ТНК и их зарубежных филиалов
В настоящее время, некоторые из крупнейших ТНК превосходят многие страны по показателю произведенной добавленной стоимости. В комбинированном списке 100 крупнейших национальных экономик и компаний, ранжированных, по ВВП и добавленной стоимости соответственно, присутствовало 29 ТНК. Размер крупнейшей по этому показателю корпорации «ExxonMobil Corporation», эквивалентен размерам экономик таких стран как Чили и Пакистан. Согласно другому исследованию, в котором объемы продаж ТНК сравнивались с ВВП стран, из 50 крупнейших «экономик» мира 14 оказались транснациональными корпорациями. Общий объем продаж зарубежных филиалов достигает почти 19 трлн. долларов (таблица 2).
Таблица 2 - Основные показатели зарубежных филиалов ТНК
Показатель Стоимость в текущих ценах
(млрд. долларов) 1982 1990 2005 2008 Объем продаж иностранных филиалов 2 765 5 727 16 963 18 677 Валовой объем производства иностранных филиалов 647 1 476 3 573 3 911 Совокупные активы иностранных филиалов 2113 5 937 32 186 36 008 Экспорт иностранных филиалов 730 1 498 3 073 3 690 Численность работников иностранных филиалов (тыс. чел.) 19 579 24 471 53 196 57 394
Современные ТНК контролируют 50% промышленного производства в мире, 66% международной торговли, примерно 80% патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау. До 90% торговли сырьем на мировых рынках осуществляется под контролем ТНК, в том числе 90% мировой торговли пшеницей, кофе, кукурузой, лесоматериалами, табаком, железной рудой, 85% – медью, бокситами; 80% –оловом, чаем; 75% – натуральным каучуком, сырой нефтью. К началу XXI века международное производство достигло 25% от глобального объема производства продукции и услуг, по сравнению с 5% в 1982 г.
ТНК являются, как правило, многономенклатурными корпорациями, их деятельность достаточно диверсифицирована. Каждая из 500 крупнейших транснациональных корпораций США имеет в среднем подразделения в 11 отраслях, а наиболее мощные охватывают по 30-50 отраслей. В группе 100 ведущих промышленных фирм Великобритании многоотраслевыми являются 96, в Германии – 78, во Франции – 84, в Италии – 90. Шведский автомобильный концерн «Volvo», например, помимо широко известных во всем мире автомобилей производит моторы для катеров и авиационные двигатели.
Отраслевая структура производства ТНК представлена на рисунке 6 60% международных компаний заняты в сфере производства (прежде всего, в электронике, автомобилестроении, химической и металлургической промышленности), 37% в сфере услуг и 3% в добывающей промышленности и сельском хозяйстве. Пятнадцать лидеров мировой экономики в соответствии с вышеуказанными рейтингами в 2007 г. приведены в таблице 3.
Таблица 3 – 15 крупнейших ТНК мира
Место Рейтинг
«Financial Times» Рейтинг
«Fortune» Рейтинг
«Industry Week» 1 General Electric Wal-Mart Stores Royal Dutch/Shell 2 Exxon Mobil BP Exxon Mobil 3 Microsoft Exxon Mobil BP 4 Citigroup Royal Dutch/Shell General Motors. 5 BP General Motors DaimlerChrysler 6 Wal-Mart Stores DaimlerChrysler Ford Motor 7 Royal Dutch/Shell Toyota Motor Toyota Motor 8 Johnson & Johnson Ford Motor Total 9 Pfizer General Electric ChevronTexaco 10 Bank of America Total General Electric 11 HSBC ChevronTexaco ConocoPhillips 12 Vodafone ConocoPhillips Volkswagen 13 IBM AXA Siemens 14 Total Allianz IBM 15 Intel Corporation Volkswagen Altria
Наиболее всеобъемлющее исследование, посвященное крупнейшим транснациональным корпорациям, содержится в ежегодных докладах Комиссии ООН по Торговле и Развитию. ЮНКТАД ежегодно публикует список 100 крупнейших нефинансовых ТНК мира. Компании, возглавляющие этот список в соответствии с докладом о мировых инвестициях (2007 г.) представлены в таблице 4.
Таблица 4 - ТНК-лидеры по величине зарубежных активов (млн. долларов, данные ЮНКТАД)
Позиция Корпорация Страна базирования Отрасль Объемы зару-бежных активов ИТН
(%) ТНК с активами более 100 млрд. долларов 1 Дженерал электрик США Электрическое и электронное оборудование 258 900 43,2 2 Водафон груп плк Великобритания Телекоммуникации 243 839 85,1 3 Форд мотор компани США Автомобилестроение 173 882 45,5 4 Дженерал моторс США Автомобилестроение 154 466 32,5 5 Бритиш петролиум компани плк Великобритания Добыча и переработка нефти 141 551 82,1 6 Экссон мобил корпорейшн США Добыча и переработка нефти 116 853 66,1 7 Роял датч/Шелл груп Великобритания/ Нидерланды Добыча и переработка нефти 112 587 71,8 ТНК с активами более 50 млрд. долларов 8 Тойота мотор Япония Автомобилестроение 94 164 47,3 9 Тоталь Франция Добыча и переработка нефти 87 840 74,1 10 Франс телеком Франция Телекоммуникации 81 370 48,8 11 Сюэз Франция Электро-, газо- и водоснабжение 74 147 74,7 12 Электрисите де Франс Франция Электро-, газо- и водоснабжение 67 069 32,9 13 Е. Он Германия Электро-, газо- и водоснабжение 64 033 41,2 14 Дойче телеком аг Германия Телекоммуникации 62 624 37,0 15 РВЕ груп Германия Электро-, газо- и водоснабжение 60 345 50,6 16 Хатчинсон вампоа лтд Китай Различные отрасли 59 141 71,4 17 Сименс аг Германия Электрическое и электронное оборудование 58 463 65,3 18 Фольксваген груп Германия Автомобилестроение 57 853 52,9 19 Хонда мотор Ко лтд Япония Автомобилестроение 53 113 72,0 20 Вивенди юниверсал Франция Различные отрасли 52 421 65,2 21 Шеврон Тексако корп США Нефтяная промышленность 50 806 59,2 22 Ньюз корпорейн Австралия Средства массовой информации 50 803 92,5 Как следует из таблицы 4, 35% всех зарубежных активов 22-х лидирующих ТНК мира принадлежит корпорациям США, 18% – Германии и 17% – Франции. Ведущие ТНК (Дженерал электрик, Водафон и Форд мотор) имеют зарубежные активы на сумму от 170 до 260 млрд. долларов.
В 2007 г. ЮНКТАД приводит список 50 крупнейших финансовых ТНК. Согласно рейтингу журнала «Fortune», в 1989 г. крупнейшая финансовая корпорация не входила даже в 50 крупнейших ТНК мира. В 2007 ведущая финансовая ТНК из Германии «Allianze» занимала уже 11 место. Помимо «Allianze» список также включал 13 финансовых корпораций из триады (США, Япония и ЕС). Крупные ТНК занимают ведущие позиции на мировых финансовых рынках с точки зрения не только совокупных активов, но и числа стран, в которых они работают. Этот перечень возглавляет компания «Ситигруп» (США), за которой следует «ЮБС» (Швейцария) и «Альянц» (Германия) (таблица 5).
Таблица 5 - Крупнейшие финансовые ТНК мира по величине суммарных активов (млн. долларов)
Позиция Корпорация Страна базирования Величина активов Число занятых 1 Citigroup США 1 264 032 275 000 2 UBS Швейцария 1 221 066 65 929 3 Allianz Group Германия 1 179 298 173 750 4 Mizuho Financial Group Япония 1 115 081 27 900 5 Credit Agricole SA Франция 1 102 800 63 140 6 HSBC Bank plc Великобритания 1 034 216 218 000 7 Deutsche Bank Германия 1 012 554 67 682 8 Mitsubishi Tokyo Financial Group Япония 995 403 37 000 9 BNP Paribas SA Франция 986 675 89 071 10 ING Group Нидерланды 981 740 114344 11 Sumitomo Mitsui Financial Group Япония 967 978 22 431 12 The Royal Bank of Scotland Group Великобритания 813 030 120 900 13 Barclays Bank PLc Великобритания 791 754 74 800 14 UFJ Holdings Япония 782 330 17 565 15 Credit Suisse Швейцария 777 525 60 837 16 JP Morgan Chase Group США 770 912 93 453 17 Bank of America NA США 764 132 133 549 18 HBOS Великобритания 729 344 66 200 19 ABN AMRO Нидерланды 706 150 97 000 20 Societe Generale Франция 679 630 87 920 21 AIG Group США 678 350 86 000 22 Fortis Group Бельгия/Нидерланды 659 295 64 454 23 Industrial & Commercial Bank of China Китай 637 823 389 000 24 HVB Group Германия 626 850 60 214 25 Morgan Stanley США 602 843 51 196
На финансовые ТНК Франции, Германии, Японии, Великобритании и США в 2007 г. приходилось 74% суммарных активов 50 ведущих финансовых ТНК. 50 крупнейших финансовых ТНК имеют филиалы в среднем в 25 странах. Наибольшая доля филиалов приходится на Европу. Причем величина компании сильно коррелирует с транснационализацией: 10 крупнейших корпораций имеют в среднем 58% своих филиалов за рубежом в 44 странах, в то время как среднее значение по всей группе – 43% в 25 странах.
Заключение
Общая цель развития экономики, в том числе и малого бизнеса, - это создание нормальных условий для жизнедеятельности населения. В условиях кризиса российской экономики значение малых предприятий возрастает в силу того, что они призваны значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья; приблизить производство товаров и услуг к потребителю, помочь выравниванию условий жизни в населенных пунктах различных масштабов, ускорить развитие конкуренции, оптимизировать размещение производительных сил.
Специфической особенностью развития сферы малых предприятий в нашей стране является сосредоточение мелких фирм в области торгово-посреднических услуг – в ней функционирует до 56 % мелких хозяйственных единиц. Среди других сфер деятельности распределение выглядит следующим образом: на промышленность приходится 17 % всех малых предприятий, на строительство – 17 %, науку и научное обслуживание – 5 %, транспорт и связь – 3 % и сельское хозяйство – 2 %.
В целом на малых предприятиях России занято 6,5 млн. работников, в том числе в торговле и общественном питании – 35 %, промышленности – 22% и строительстве – 22 %.
К главным проблемам российского малого бизнеса относятся, во-первых, трудности нормативно-правового характера, то есть непродуманность государственной политики в отношении малых предприятий, неэффективность налогового законодательства, слабая система государственной поддержки малых фирм, воздвигнутые административные барьеры а, во-вторых, проблема финансово-кредитного обеспечения.
Список использованной литературы
Гражданский кодекс Российской Федерации: ч. 1, 2, 3, 4: по состоянию на 20 июня 2008 г. - М. : Проспект, 2008. - 542 с.
Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 238 с.
Васильева Е.Е. Проблемы малого предпринимательства. Механизмы развития малого предпринимательства в России. Аналитический сборник. Академия менеджмента и рынка. – М.:ИНФРА-М, 2009. – 193 с.
Долгов С. И. Глобализация экономики и ее значение для России. М.: Экономика. 2008. – 341 с.
Лапуста М.Г., Старостин Ю.П. Малое предпринимательство. – М.:ИНФРА-М,2008. – 262с.
Малый бизнес. Организация, экономика, управление: Учеб. пособие для вузов /Под. Ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандвра.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 271 с.
Международные экономические отношения / Под ред. Н.Н. Ливенцева. - М. : Проспект, 2008. - 648 с.
Мировая экономика/Под ред. Раджабова З.К. – М.:ИНФРА-М, 2009.–320 с.
Платоненко В.Е. Малое предпринимательство: перспективы и пути развития.– М.: ИНФРА-М, 2009 – 365 с.
Райзберг Б.А.Курс экономики. - М.:ИНФРА-М, 2007. – 244 с.
Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. – М.:Просвещение, 2009. – 442с.
Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики / Под ред. Г. Б. Клейнера. – М.: Наука, 2009. – 448 с.
Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика.- М.:АКАЛИС, 2007. - 272 с.
www.unctad.org
www.industryweek.com
Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 238 с.
Лапуста М.Г., Старостин Ю.П. Малое предпринимательство. – М.:ИНФРА-М,2008. – 262с.
Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 238 с.
Лапуста М.Г., Старостин Ю.П. Малое предпринимательство. – М.:ИНФРА-М,2008. – 262с.
Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 238 с.
Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика.- М.:АКАЛИС, 2007. - 272 с.
Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика.- М.:АКАЛИС, 2007. - 272 с.
Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика.- М.:АКАЛИС, 2007. - 272 с.
Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика.- М.:АКАЛИС, 2007. - 272 с.
Лапуста М.Г., Старостин Ю.П. Малое предпринимательство. – М.:ИНФРА-М,2008. – 262с.
Лапуста М.Г., Старостин Ю.П. Малое предпринимательство. – М.:ИНФРА-М,2008. – 262с.
Платоненко В.Е. Малое предпринимательство: перспективы и пути развития.– М.: ИНФРА-М, 2009 – 365 с.
Платоненко В.Е. Малое предпринимательство: перспективы и пути развития.– М.: ИНФРА-М, 2009 – 365 с.
Международные экономические отношения / Под ред. Н.Н. Ливенцева. - М. : Проспект, 2008. - 648 с.
Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики / Под ред. Г. Б. Клейнера. – М.: Наука, 2009. – 448 с.
Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики / Под ред. Г. Б. Клейнера. – М.: Наука, 2009. – 448 с.
Международные экономические отношения / Под ред. Н.Н. Ливенцева. - М. : Проспект, 2008. - 648 с
Долгов С. И. Глобализация экономики и ее значение для России. М.: Экономика. 2008. – 341 с.
www.unctad.org
www.industryweek.com
www.industryweek.com
www.industryweek.com
2
Конкурентоспособность изделия
Полезность изделия потребления
Потребители
1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2003 2004 2005 2006 2007
1.Гражданский кодекс Российской Федерации: ч. 1, 2, 3, 4: по состоянию на 20 июня 2008 г. - М. : Проспект, 2008. - 542 с.
2.Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 238 с.
3.Васильева Е.Е. Проблемы малого предпринимательства. Механизмы развития малого предпринимательства в России. Аналитический сборник. Академия менеджмента и рынка. – М.:ИНФРА-М, 2009. – 193 с.
4.Долгов С. И. Глобализация экономики и ее значение для России. М.: Экономика. 2008. – 341 с.
5.Лапуста М.Г., Старостин Ю.П. Малое предпринимательство. – М.:ИНФРА-М,2008. – 262с.
6.Малый бизнес. Организация, экономика, управление: Учеб. пособие для вузов /Под. Ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандвра.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 271 с.
7.Международные экономические отношения / Под ред. Н.Н. Ливенцева. - М. : Проспект, 2008. - 648 с.
8.Мировая экономика/Под ред. Раджабова З.К. – М.:ИНФРА-М, 2009.–320 с.
9.Платоненко В.Е. Малое предпринимательство: перспективы и пути развития.– М.: ИНФРА-М, 2009 – 365 с.
10.Райзберг Б.А.Курс экономики. - М.:ИНФРА-М, 2007. – 244 с.
11.Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. – М.:Просвещение, 2009. – 442с.
12.Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики / Под ред. Г. Б. Клейнера. – М.: Наука, 2009. – 448 с.
13.Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика.- М.:АКАЛИС, 2007. - 272 с.
14.www.unctad.org
15.www.industryweek.com
Вопрос-ответ:
Каковы основные теоретические аспекты понятия фирмы?
Основные теоретические аспекты понятия фирмы включают понимание ее как основы предпринимательской деятельности, то есть организации, которая занимается производством и продажей товаров или услуг. Фирма является экономическим субъектом, который объединяет ресурсы и создает добавленную стоимость. Она имеет свою правовую форму, структуру, цели и стратегию развития.
Что представляет собой малое предпринимательство в России?
Малое предпринимательство в России представляет собой сферу экономической деятельности, которая осуществляется малыми предприятиями. Малое предпринимательство включает в себя различные формы бизнеса, такие как индивидуальные предприниматели, малые предприятия с ограниченной ответственностью и другие. Оно играет важную роль в экономике страны, способствуя развитию местных рынков, созданию новых рабочих мест и инновационному развитию.
Как малый бизнес развивается в зарубежной практике?
В зарубежной практике малый бизнес развивается через поддержку государства и создание благоприятных условий для предпринимательства. В разных странах существуют различные программы и меры поддержки малого бизнеса, такие как субсидии, налоговые льготы, доступ к финансированию и образованию. Также важную роль играют культура предпринимательства и наличие инфраструктуры для развития малых предприятий.
Как проводится анализ деятельности компаний на российском рынке?
Анализ деятельности компаний на российском рынке проводится с помощью различных методов и инструментов. Он включает в себя изучение финансовых показателей, рыночного положения, конкурентного окружения, стратегии и управления компанией. Такой анализ помогает оценить финансовую устойчивость, эффективность и потенциал развития компании.
Каковы основные теоретические аспекты понятия "фирма"?
Основные теоретические аспекты понятия "фирма" включают понятие организационной структуры и формы собственности, цели и задачи предприятия, а также его роль в обществе и экономике.
В чем состоит сущность и формы малого предпринимательства в России?
Сущность малого предпринимательства в России заключается в том, что это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами, отвечающими определенным критериям, таким как количество сотрудников и обороты. Формами малого предпринимательства могут быть индивидуальное предпринимательство, общества с ограниченной ответственностью и другие.
Какое место занимает малый бизнес в зарубежной практике?
Малый бизнес в зарубежной практике занимает важное место в экономике, внося значительный вклад в создание рабочих мест и улучшение экономической ситуации в стране. В некоторых странах малые предприятия даже являются основным источником экономического роста и инноваций.
Как проводится анализ деятельности компаний на российском рынке?
Анализ деятельности компаний на российском рынке проводится с помощью таких инструментов, как финансовый анализ, анализ рынка и конкурентоспособности, анализ операционной деятельности и управления рисками. Такой анализ позволяет оценить финансовую устойчивость и эффективность работы компаний.
Какую роль играют иностранные корпорации в современной мировой экономике?
Иностранные корпорации играют значительную роль в современной мировой экономике. Они являются крупнейшими работодателями, инвесторами и торговыми партнерами многих стран. Такие корпорации обладают мощной производственной базой и проводят политику, направленную на увеличение своей доли на рынке и удовлетворение потребностей потребителей.
Каковы основные теоретические аспекты понятия фирмы?
Фирма - это основа предпринимательской деятельности, которая объединяет ресурсы, капитал и людей для достижения определенных целей. Теоретические аспекты понятия фирмы включают в себя такие элементы, как организация, структура, цели, стратегия и функции фирмы.
Какую роль играет малое предпринимательство в России?
Малое предпринимательство является важной составляющей экономики России. Оно способствует созданию новых рабочих мест, развитию региональной экономики, инновациям и повышению конкурентоспособности. Формы малого предпринимательства в России включают индивидуальное предпринимательство, малые и средние предприятия, кооперативы и другие.