Понятие,принципы и система местного самоуправления в РФ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 27 27 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 30.04.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Глава 1. Понятие местного самоуправления
Глава 2. Понятие и развитие принципов местного самоуправления
Глава 3. Система местного самоуправления
Заключение
Список используемой литературы

Фрагмент для ознакомления

В настоящее время можно выделить четыре основные модели местного самоуправления: англо - саксонская (США, Великобритания, Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия и др.), континентальная (Франция, Италия, Болгария, Венгрия, Польша и др.), система советов (Вьетнам, Китай, КНДР, Куба и др.) и иберийская (Япония, Египет, Сирия, Испания, Португалия и др.).
Анализ основных черт англо- саксонской модели, позволил заключись, что система местного самоуправления по Конституции России содержит много черт англо - саксонской модели муниципального управления (выборность представительных органов и некоторых должностных лиц, отсутствие контроля из центра, судебный контроль), но для современной России более других подходит иберийская модель, которая включает выборность представительных и исполнительных органов на местах, утверждение единоличных исполнительных органов центральной властью в качестве ее представителя для осуществления административной спеки за представительным органом, что позволяет облегчить нужную степень централизации.
Моделирование как метод познания и организации действительности нашел широкое применение в сфере местного самоуправления в Российской Федерации. Разнообразие природно-климатических, социально-экономических, политических, национально культурных и прочих особенностей местной жизни в Российской Федерации предполагает выбор разными частными сообществами несовпадающих моделей организации аппарата местной власти.
Рассматривая такие модели, как сущностная, функциональная, организационно-структурная, материально-финансовая, правовая и территориальная, отметим, что все модели местного самоуправления взаимообусловлены, а также обусловлены конституционными нормами.
Важным признаком сущностной модели является то, что местное самоуправление есть форма децентрализации государственной власти. Специфику сущностных моделей диссертант усматривает, в том, что они, будучи опосредствованы современным законодательством, предстают в виде развернутой системы правовых принципов местного самоуправления.
Анализируя территориальную модель, отметим, что законодатель не дает определение внутригородского муниципального образования. Таковым надо считать внутригородскую территорию, обладающую теми же признаками, что и самостоятельное муниципальное образование.
Большим разнообразием отличаются организационно-правовые модели самоуправления мест.
Анализ сущности функциональной модели позволил утверждать, что попытка усмотрения и деятельности местного самоуправления каких-то особых целей, расходящихся с целями государственного управления, неконструктивна.
В настоящее время в России одной из актуальных практических проблем является поиск моделей переходного периода для реализации конституционных положений о местном самоуправлении.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации функция охраны общественного порядка находится как в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, так и органов местного самоуправление. И в этой связи одной из важных проблем является определение круга прав и обязанностей органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка. В ведении государства должны быть сосредоточены вопросы стратегии, а в сфере местного самоуправления - вопросы тактики охраны общественного порядка.
Наличие муниципальной милиции - необходимый признак местного самоуправления, поскольку его органы становятся основным субъектом, ответственным за состояние общественного порядка перед населением. В соответствии с этим они должны быть наделены достаточным объемом полномочий по руководству создаваемыми за счет средств местного бюджета подразделениями муниципальной милиции.



Заключение

1. Местное самоуправление является неотъемлемой частью политических отношений, складывающих в современном обществе. Это проявляется, во-первых, в том, что складывающиеся в муниципальных образованиях отношения власти, обладают общими свойствами, присущими публичной власти. Во-вторых, местное самоуправление включено в общую систему отношений и взаимосвязей, возникающих в политическом пространстве. В-третьих, самодеятельность населения при решении вопросов местного значения, в области распределения ресурсов, определения предпочтений при создании общественных благ на отдельных территориях не может не носить политического характера. Таким образом, местное самоуправление следует рассматривать как особый политический институт, функционирующий в широком политическом контексте.
2. Принципы местного самоуправления составляют сущность явления и в тоже время могут рассматриваться с точки зрения субъективного отношения к организации поведения различных субъектов в процессе достижения определенных результатов. Современные принципы местного самоуправления - это определенные идеи, которые выдвигаются (формулируются) политическими субъектами и получают свое нормативное правовое закрепление. Современные принципы местного самоуправления это отражение политического выбора определенной модели развития местного самоуправления в России.
За достаточно короткий исторический период развития российской государственности и становления гражданского общества, начиная с 1993 года, произошли значительные изменения в концептуальных подходах к модели организации местного самоуправления. Фактически сформировалась дуалистическая модель местного самоуправления. Соответственно, произошли изменения в системе принципов местного самоуправления.
3.        Конституция Российской Федерации текстуально прямо закрепила только один общий принцип местного самоуправления. Таким принципом является самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Вместе с тем из системного толкования положений Конституции РФ можно вывести и другой общий принцип местного самоуправления. Таким принципом, по мнению автора, является принцип взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.
Конституция Российской Федерации содержит вполне определенные положения, которые позволяют на уровне федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, осуществить необходимое правовое закрепление всех аспектов принципа взаимодействия местного самоуправления с государством, без специального изменения или дополнения Конституции РФ.
4.        Все другие принципы местного самоуправления являются производными от этих общих принципов, закрепленных в Конституции РФ. В отличие от существующих классификаций в работе предлагается делить принципы местного самоуправления на общие и специальные.
Общие принципы проявляются во всех сферах местного самоуправления и конкретизируются в специальных принципах. Так, например, общий принцип самостоятельности распространяется на все основы местного самоуправления и проявляется как правовая, организационная, экономическая и финансовая самостоятельность в решении вопросов местного значения. В свою очередь это проявление общего принципа в различных сферах местного самоуправления конкретизируется в специальных принципах.
5.     Принципы государственного управления первичны по отношению к принципам местного самоуправления, охватывая своим действием и государственное и муниципальное управление.
Вопросы местного значения всегда были и будут объектом управления для органов государственной власти. Государство не может снять с себя ответственность за решение вопросов местного значения.
В системе принципов государственного управления и принципов местного самоуправления особое место занимает важнейший организационный принцип - это принцип сочетания централизации и децентрализации. Централизация, также как и децентрализация, должна иметь государственные гарантии и необходимое правовое обеспечение.
6. Исследование проблемы совпадения объема (перечня) принципов в федеральном законодательстве, законодательстве субъектов и в муниципальных правовых актах приводит к следующему выводу. Как правило, изменение перечня принципов, установленных федеральным законодательством, отражает различия в концептуальных подходах к местному самоуправлению в данном субъекте РФ. В некоторых субъектах РФ просматривается тенденция еще большего усиления государственного влияния на органы местного самоуправления. Это осуществляется, как на уровне законов субъектов РФ, в том числе путем расширения перечня переданных государственных полномочий со стороны субъекта РФ, так и на уровне региональных подзаконных нормативных правовых актов.
Усиление государственного влияния на развитие местного самоуправления не соответствует конституционной модели и является вынужденной, но необходимой временной мерой на период его становления.
7. Система местного самоуправления по Конституции России содержит многие черты англо - саксонской модели муниципального управления (выборность представительных органов и некоторых должностных лиц, отсутствие контроля из центра, судебный контроль), но для современной России более других подходит иберийская модель, которая включает выборность представительных и исполнительных органов на местах, утверждение единоличных исполнительных органов центральной властью в качестве ее представителя для осуществления административной опеки за представительным органом, что позволит обеспечить нужную степень централизации.




Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты

"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс.
Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №3. Ст. 3506
Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. №40. Ст.3822
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.11.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) // СПС КонсультантПлюс
Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. №1370/ «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, №42, ст.5011

Специальная литература

Васильев В.И. Местное самоуправление и государственная власть // Вестник государственной службы. - М., 1993. - № 11. - С. 14-19.
Кутафин О.Е., Фадеев В.И.   Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — 552 с.
Соболева Л.Б. Исполнительные органы местного самоуправления в Российской Федерации: особенности правовой природы и статуса. Автореф. диссер. на соиск. учен, степени канд. юрид. наук. - М.2006. - С.23.
Хабибуллин А.Р. Самостоятельность и взаимодействие - общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации /А.Р. Хабибуллин // Юрист. -2007. - №9. - С. 57- 60.

Электронные ресурсы
[Электронный ресурс] - Информационно-справочная система «Консультант-плюс».

Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №3. Ст. 3506
Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. №40. Ст.3822
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.11.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) // СПС КонсультантПлюс
Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. №1370/ «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, №42, ст.5011
Соболева Л.Б. Исполнительные органы местного самоуправления в Российской Федерации: особенности правовой природы и статуса. Автореф. диссер. на соиск. учен, степени канд. юрид. наук. - М.2006. - С.23.









2

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты

"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосова-нием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СПС Кон-сультантПлюс.
Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №3. Ст. 3506
Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. №40. Ст.3822
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.11.2010) "Об об-щих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде-рации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) // СПС КонсультантПлюс
Основные положения государственной политики в области развития ме-стного самоуправления в Российской Федерации. Утверждены Указом Пре-зидента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. №1370/ «Собрание за-конодательства РФ», 18.10.1999, №42, ст.5011

Специальная литература

Васильев В.И. Местное самоуправление и государственная власть // Вестник государственной службы. - М., 1993. - № 11. - С. 14-19.
Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федера-ции: Учеб¬ник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — 552 с.
Соболева Л.Б. Исполнительные органы местного самоуправления в Рос-сийской Федерации: особенности правовой природы и статуса. Автореф. диссер. на соиск. учен, степени канд. юрид. наук. - М.2006. - С.23.
Хабибуллин А.Р. Самостоятельность и взаимодействие - общие принци-пы организации местного самоуправления в Российской Федерации /А.Р. Ха-бибуллин // Юрист. -2007. - №9. - С. 57- 60.

Электронные ресурсы
1. [Электронный ресурс] - Информационно-справочная система «Консультант-плюс».

Вопрос-ответ:

Какие модели местного самоуправления можно выделить в настоящее время?

В настоящее время можно выделить четыре основные модели местного самоуправления: англо-саксонская (США, Великобритания, Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия и др.), континентальная (Франция, Италия, Болгария, Венгрия, Польша и др.), система советов (Вьетнам) и др.

Что включает в себя понятие местного самоуправления?

Понятие местного самоуправления включает в себя деятельность общественных объединений, формирование и реализацию решений, касающихся внутренних дел муниципального образования, а также участие граждан в принятии таких решений и контроле за их исполнением.

В каких главах рассматриваются принципы местного самоуправления и система местного самоуправления в РФ?

Принципы местного самоуправления рассматриваются в Главе 2 статьи, а система местного самоуправления в РФ описывается в Главе 3 статьи.

Какие принципы местного самоуправления развиваются в РФ?

В РФ развиваются следующие принципы местного самоуправления: принцип демократии (включая избираемость и прозрачность процесса выборов), принцип неделимости территории города или села, принцип финансовой самостоятельности муниципалитета, принцип отчетности и прозрачности деятельности органов местного самоуправления перед жителями и др.

Какова система местного самоуправления в РФ?

Система местного самоуправления в РФ представляет собой организационное сочетание муниципального собрания (депутатского органа), исполнительной власти и контрольно-счетного органа.

Как можно определить понятие местного самоуправления?

Местное самоуправление - это форма организации власти, осуществляемая гражданами в пределах определенной территории и направленная на решение местных вопросов и управление местными ресурсами.

Какие принципы развиваются в местном самоуправлении?

В местном самоуправлении развиваются такие принципы, как принцип законности, принцип равноправия, принцип свободы, принцип гласности и принцип субсидиарности.

Какая система местного самоуправления существует в РФ?

В РФ существует система местного самоуправления, основанная на принципах территориальной организации власти, муниципальной собственности, местного налогового самообложения и самофинансирования местного самоуправления.

Какие модели местного самоуправления существуют в мире?

В мире существуют четыре основные модели местного самоуправления: англо-саксонская (США, Великобритания), континентальная (Франция, Италия), система советов (Вьетнам) и традиционная (Аден, Исландия).