Основные проблемы обучения детей старшего школьного возраста в работах современных отечественных психологов

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 30 30 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 02.12.2009
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Процесс обучения и его специфика в старших классах
2. Старшеклассник как субъект педагогической ситуации
3. Особенности взаимоотношений старшеклассников с преподавателем в процессе обучения. Авторитет педагога и смысловые барьеры
4. Теоретические подходы к проблеме обучения старшеклассников в современных психологических исследованиях
Заключение
Литература:

Фрагмент для ознакомления

О. В. Касперская рассматривает проблемы обучения старшеклассников, связанные с интерпретационной деятельностью, как одного из компонентов системы переработки и осмысления информации.
Интерпретационная деятельность представляет собой «коммуникативную деятельность адресата, которая основана на его способности понимать тексты, которая опирается на систему знаний о тексте, на владение практическими навыками различных видов его анализа (лингвистического, стилистического и др.) и направлена на создание нового текста…». Разрабатывая свою методологическую концепцию, автор опирается на следующие идеи обучения:
- При обучении старшеклассников интерпретационной деятельности важно учитывать такое свойство текста, как диалогичность, не допускающее однозначной интерпретации получаемой из него информации; также необходимо учитывать регулятивное свойство текста, проявляющееся в воздействии текста на интерпретационную систему реципиента.
- При анализе интерпретационной культуры старшеклассников необходимо учитывать индивидуальные особенности (т. н. «языковую личность» учащегося).
- Основу интерпретационного обучения старшеклассников составляет проблемное обучение (форма организации обучения, предполагающая «создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению»). В качестве методов целесообразно использовать эвристический, исследовательский и метод проблемного изложения.
- Опора на сознательно-коммуникативный принцип («признание важности теоретических знаний для успешного формирования практических речевых умений»). В качестве центрального компонента интерпретационного обучения выступает текст; на основе коммуникативной функции текста старшеклассники обучаются различным способам осмысления текстовой информации.
Обучение интерпретационной деятельности происходит в несколько этапов: дотекстовая деятельность (прогнозирование содержания); чтение текста и его восприятие; осмысление содержания текста; создание итогового высказывания по тексту на основе рефлексии.
Третий этап, подразумевающий осмысление текста, представляет наибольшую сложность в процессе обучения старшеклассников. Как правило, старшеклассники не связывают выразительные средства текста с основной идеей автора. Как отмечает Касперская, проблема данного этапа заключается в том, что большинство старшеклассников еще не умеют самостоятельно осуществить переход от анализа отдельных элементов текста к их синтезу, проявляющемуся в осознании авторской идеи. – «Это свидетельствует о том, что в арсенале старшеклассников нет необходимых приемов и способов осмысления текста».
Если в традиционной форме обучения при осмыслении текста учащиеся прежде всего ориентируются на вопросы преподавателя, то в методической концепции Касперской упор делается на самостоятельность учащихся: «Смысл обучения интерпретационной деятельности в старших классах состоит в том, чтобы научить школьников самостоятельно вести диалог с текстом».
Таким образом, интерпретационное обучение старшеклассников направлено на умение осуществлять всесторонний анализ текста и одновременно выстраивать собственную аргументационную позицию. Развитие интерпретационных навыков стимулирует формирование аналитических способностей старшеклассников, формирование их речевой культуры, а также умение грамотно сформулировать и озвучить собственные мысли.

Таким образом, рассмотренные теоретические концепции затрагивают различные стороны проблемы обучения старшеклассников в условиях современного образования, однако их объединяет система общих психологических принципов, положенных в основу методологических разработок:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей личности старшеклассника как субъекта образовательного процесса;
- акцент на самостоятельности и активности старшеклассников в процессе обучения.
- осуществлении принципа диалогичности, как необходимого условия оптимального процесса взаимодействия между педагогом и старшеклассниками.







Заключение

Таким образом, роль педагога в системе обучения старшеклассников обусловлена следующими функциями:
- гностическая,
- конструктивная,
- организаторская,
- коммуникативная,
- диагностическая,
- корректирующая
- контрольно-оценочная.
В качестве первоначального источника духовно-образовательного процесса для ребенка выступает семья. Однако в процессе обучения индивид приобщается также к социокультурным нормам, «имеющие историческое значение для развития цивилизации, общества и человека». Поэтому, в данном контексте важное значение имеет социальный заказ государства, а также национально-географическая специфика субъекта. Тем не менее, рассматривая детерминанты процесса обучения в школе, прежде всего мы выделяем учебно-воспитательную деятельность педагога. Несмотря на тот факт, что старшеклассник представляет собой уже относительного взрослого субъекта, с комплексом сформировавшихся социально-психологических черт, роль педагога по-прежнему, остается очень велика. Школа развивает такие компоненты личности школьников, как эмоционально-интеллектуальная сфера, стрессоустойчивость и самопринятие, креативные навыки и др.
Главным же нововведением в процессе взаимодействия педагога со старшеклассниками становится новая ступень отношения, когда школьник рассматривается уже не как ребенок, а как будущий взрослый, в личностном и профессиональном плане; в связи с чем, со стороны педагога ему как бы «авансируется» определенная степень независимости и свободы, которой до сих пор он не обладал.



Литература:

Арзамец А. А., Гостиловик Т. А. и др. Личностные качества, профессиональная предрасположенность и социальная активность школьников старших классов. – Тамбов: ТГУ, 2003.
Бархаев Б. П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2007.
Безбородова Н. Я. К вопросу о ценностных ориентациях // Теоретические основы и технологии открытого образования. Ч. II. Материалы Всероссийской научно-методической конференции 3-4 февраля 2004 г. – Липецк: ЛГТУ, 2004.
Бобров А. Н., Власова О. В. Креативность в системе личностных ресурсов одаренных старшеклассников // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2006. Т. 56. № 1. С. 80-85.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –М.: Просвещение, 1968..
Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов ( СПб: Питер, 2000.
Борытко Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М.: Академия, 2008.
Брейтигам Э. К. Методические основы деятельно-смыслового подхода в развивающем обучении старшеклассников началам математического анализа // Вестник ТГПУ 2004, вып. 5 (42), с. 106-110.
Гаджиев М. М. К проблеме содержательно-целевых установок экологического образования старшеклассников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 8. № 41. с. 162 – 168.
Гудков Д. Б. Межкультурная коммуникация. – М.: МГУ, 2000.
Гудкова Н. Н. Проблема формирования идеала: Воспитание, обучение, образование // Вестник Тюменского государственного университета. 2006. № 6. С. 93-97.
Дмитрюк Ю. С. О некоторых проблемах формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций старшеклассников на общечеловеческие ценности в современных условиях // Фундаментальные исследования, 2007, № 11, с. 
Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 1999.
Касперская О. В. Методические аспекты обучения старшеклассников интерпретационной деятельности // Вестник ТГПУ, 2009, вып. 4 (82), с. 36 - 41.
Кон И. С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1989.
Менчинская Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка. Избранные психологические труды. – М.-Воронеж: МОДЭК, 1998.
Пашутина О. С. Индивидуальность взрослого учащегося и продуктивность его познавательной деятельности // Теоретические основы и технологии открытого образования. Ч. II. Материалы Всероссийской научно-методической конференции 3-4 февраля 2004 г. – Липецк: ЛГТУ, 2004.
Психологическое и педагогическое сопровождение ребенка в условиях выбора профильного обучения. – Южно-Сахалинск: СахГУ, 2004.
Реан А. А. Психология познания педагогом личности учащихся. М., 1990.
Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000.
Современный психологический словарь / Сост. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007.
Теоретические основы и технологии открытого образования. Ч. II: Материалы всероссийской научно-методической конференции 3 – 4 февраля, 2004.
Ушинский К. Д. Избр. пед.соч. В 2 т. - М., 1974. Т. 1.
Фридман Л. М. Психология в современной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Академия, 2007.
Шубкина С. В. Формирование креативных умений учащихся // Проблемы обучения и воспитания молодежи. Материалы региональной научно-практической конференции. Вып. 15. – Уфа: РИО РУНМУ МО РБ, 2004.
Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.


Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов ( СПб: Питер, 2000, с. 82.
Гудкова Н. Н. Проблема формирования идеала: Воспитание, обучение, образование // Вестник Тюменского государственного университета. 2006. № 6, с. 95.
Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов ( СПб: Питер, 2000, с. 82.
Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов ( СПб: Питер, 2000, с. 82.
Современный психологический словарь / Сост. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007, с. 255.
Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов ( СПб: Питер, 2000, с. 83.
Бархаев Б. П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2007.
Кон И. С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1989.
Шубкина С. В. Формирование креативных умений учащихся // Проблемы обучения и воспитания молодежи. Материалы региональной научно-практической конференции. Вып. 15. – Уфа: РИО РУНМУ МО РБ, 2004., с. 164.
Лернер И. Я., цит. по: Шубкина С. В. Формирование креативных умений учащихся // Проблемы обучения и воспитания молодежи. Материалы региональной научно-практической конференции. Вып. 15. – Уфа: РИО РУНМУ МО РБ, 2004.
Бобров А. Н., Власова О. В. Креативность в системе личностных ресурсов одаренных старшеклассников // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2006. Т. 56. № 1. С. 80-85.

Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов ( СПб: Питер, 2000.
Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов ( СПб: Питер, 2000.

Там же.
Ушинский К. Д. Избр. пед.соч. В 2 т. - М., 1974. Т. 1., с.231.
Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов ( СПб: Питер, 2000.
Леонтьев А. А., цит. по: Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов ( СПб: Питер, 2000
Гудков Д. Б. Межкультурная коммуникация. – М.: МГУ, 2000.
Фридман Л. М. Психология в современной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
Там же.
Фридман Л. М. Психология в современной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001., с. 213.
Там же.
Там же, с. 214.
Там же.
Славина Л. С. (цит. по Фридман Л. М. Психология в современной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001., с. 214).
Брейтигам Э. К. Методические основы деятельно-смыслового подхода в развивающем обучении старшеклассников началам математического анализа // Вестник ТГПУ 2004, вып. 5 (42), с. 106.
Там же.
Брейтигам Э. К. Методические основы деятельно-смыслового подхода в развивающем обучении старшеклассников началам математического анализа // Вестник ТГПУ 2004, вып. 5 (42), с. 106.
Гаджиев М. М. К проблеме содержательно-целевых установок экологического образования старшеклассников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 8. № 41. с. 164.
Там же.
Там же, с. 165.
Там же, с. 166.
Цит. по: Касперская О. В. Методические аспекты обучения старшеклассников интерпретационной деятельности // Вестник ТГПУ, 2009, вып. 4 (82), с. 36.
Там же, с. 37.
Там же.
Касперская О. В. Методические аспекты обучения старшеклассников интерпретационной деятельности // Вестник ТГПУ, 2009, вып. 4 (82), с. 38.
Там же.
Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов ( СПб: Питер, 2000.
Там же.
Психологическое и педагогическое сопровождение ребенка в условиях выбора профильного обучения. – Южно-Сахалинск: СахГУ, 2004.












2

Литература:

1.Арзамец А. А., Гостиловик Т. А. и др. Личностные качества, профессиональная предрасположенность и социальная активность школьников старших классов. – Тамбов: ТГУ, 2003.
2.Бархаев Б. П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2007.
3.Безбородова Н. Я. К вопросу о ценностных ориентациях // Теоретические основы и технологии открытого образования. Ч. II. Материалы Всероссийской научно-методической конференции 3-4 февраля 2004 г. – Липецк: ЛГТУ, 2004.
4.Бобров А. Н., Власова О. В. Креативность в системе личностных ресурсов одаренных старшеклассников // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2006. Т. 56. № 1. С. 80-85.
5.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –М.: Просвещение, 1968..
6.Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов ? СПб: Питер, 2000.
7.Борытко Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М.: Академия, 2008.
8.Брейтигам Э. К. Методические основы деятельно-смыслового подхода в развивающем обучении старшеклассников началам математического анализа // Вестник ТГПУ 2004, вып. 5 (42), с. 106-110.
9.Гаджиев М. М. К проблеме содержательно-целевых установок экологического образования старшеклассников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 8. № 41. с. 162 – 168.
10.Гудков Д. Б. Межкультурная коммуникация. – М.: МГУ, 2000.
11.Гудкова Н. Н. Проблема формирования идеала: Воспитание, обучение, образование // Вестник Тюменского государственного университета. 2006. № 6. С. 93-97.
12.Дмитрюк Ю. С. О некоторых проблемах формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций старшеклассников на общечеловеческие ценности в современных условиях // Фундаментальные исследования, 2007, № 11, с.
13.Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 1999.
14.Касперская О. В. Методические аспекты обучения старшеклассников интерпретационной деятельности // Вестник ТГПУ, 2009, вып. 4 (82), с. 36 - 41.
15.Кон И. С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1989.
16.Менчинская Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка. Избранные психологические труды. – М.-Воронеж: МОДЭК, 1998.
17.Пашутина О. С. Индивидуальность взрослого учащегося и продуктивность его познавательной деятельности // Теоретические основы и технологии открытого образования. Ч. II. Материалы Всероссийской научно-методической конференции 3-4 февраля 2004 г. – Липецк: ЛГТУ, 2004.
18.Психологическое и педагогическое сопровождение ребенка в условиях выбора профильного обучения. – Южно-Сахалинск: СахГУ, 2004.
19.Реан А. А. Психология познания педагогом личности учащихся. М., 1990.
20.Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000.
21.Современный психологический словарь / Сост. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007.
22.Теоретические основы и технологии открытого образования. Ч. II: Материалы всероссийской научно-методической конференции 3 – 4 февраля, 2004.
23.Ушинский К. Д. Избр. пед.соч. В 2 т. - М., 1974. Т. 1.
24.Фридман Л. М. Психология в современной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
25.Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Академия, 2007.
26.Шубкина С. В. Формирование креативных умений учащихся // Проблемы обучения и воспитания молодежи. Материалы региональной научно-практической конференции. Вып. 15. – Уфа: РИО РУНМУ МО РБ, 2004.
27.Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.


Вопрос-ответ:

Какие основные проблемы обучения детей старшего школьного возраста рассмотрены в статье?

В статье рассмотрены следующие основные проблемы обучения детей старшего школьного возраста: процесс обучения и его специфика в старших классах, старшеклассник как субъект педагогической ситуации, особенности взаимоотношений старшеклассников с преподавателем в процессе обучения (авторитет педагога и смысловые барьеры), теоретические подходы к проблеме обучения старшеклассников в современных психологических исследованиях.

Что рассматривает авторитет педагога в процессе обучения старшеклассников?

Авторитет педагога рассматривает взаимоотношения старшеклассников с преподавателем в процессе обучения. Важным аспектом является наличие или отсутствие авторитета у педагога, который может оказывать влияние на успеваемость и мотивацию учеников. Также обсуждаются смысловые барьеры, которые мешают пониманию и принятию знаний и авторитета преподавателя.

Какие подходы к проблеме обучения старшеклассников рассматриваются в современных психологических исследованиях?

В современных психологических исследованиях рассматриваются различные теоретические подходы к проблеме обучения старшеклассников. Это может включать психологические аспекты обучения, такие как мотивация, самооценка, эмоциональное состояние учеников. Также рассматриваются педагогические аспекты, включая методы и подходы к обучению, организацию учебного процесса и взаимодействие учеников с преподавателем.

Какие особенности взаимоотношений старшеклассников с преподавателем рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются особенности взаимоотношений старшеклассников с преподавателем в процессе обучения. Особое внимание уделяется авторитету педагога и смысловым барьерам. Исследуются вопросы влияния авторитета педагога на успеваемость и мотивацию учеников, а также причины возникновения смысловых барьеров и способы их преодоления.

Какие особенности обучения старшеклассников выделяют психологи?

Основные особенности обучения старшеклассников, выделяемые психологами, включают специфику процесса обучения в старших классах, роль старшеклассника как субъекта педагогической ситуации, взаимоотношения старшеклассников с преподавателем, а также теоретические подходы к проблеме обучения старшеклассников.

Какую роль играет преподаватель в обучении старшеклассников?

Преподаватель играет важную роль в обучении старшеклассников. Его авторитет и способность установить эмоциональный контакт с учениками могут повлиять на эффективность обучения. Однако существуют также смысловые барьеры, которые могут возникать при взаимодействии старшеклассников и преподавателя.

Какие теоретические подходы существуют к проблеме обучения старшеклассников?

Существует несколько теоретических подходов к проблеме обучения старшеклассников. К ним относятся социокультурный подход, когнитивный подход и психологический подход. Каждый из них предлагает свои методы исследования и подходы к решению проблемы обучения старшеклассников.

Какие специфические проблемы могут возникать при обучении старшеклассников?

При обучении старшеклассников могут возникать различные проблемы. Некоторые из них включают отсутствие мотивации к учению, конфликты со сверстниками, стресс и тревожность перед экзаменами, сложности взаимодействия с преподавателями. Необходимо учитывать эти проблемы и применять соответствующие психологические подходы для их решения.

Какие рекомендации можно получить из работ отечественных психологов по проблеме обучения старшеклассников?

Из работ отечественных психологов по проблеме обучения старшеклассников можно получить ряд рекомендаций. Например, важно развивать коммуникативные навыки старшеклассников, создавать благоприятную психологическую атмосферу в классе, предоставлять возможность для самостоятельной работы и саморазвития учеников. Также рекомендуется активно применять различные педагогические методы и подходы, учитывающие индивидуальные особенности каждого старшеклассника.

Какие проблемы возникают при обучении детей старшего школьного возраста?

При обучении детей старшего школьного возраста возникают различные проблемы. Некоторые из них включают специфику процесса обучения, взаимоотношения старшеклассников с преподавателями и смысловые барьеры. Важно учитывать уникальные особенности этого возрастного периода, чтобы успешно обучать старшеклассников.

Какая роль старшеклассника в педагогической ситуации?

Старшеклассник играет роль субъекта педагогической ситуации. Он становится активным участником процесса обучения и взаимодействует с преподавателем. Однако у старшеклассников могут возникать проблемы с восприятием и осмыслением информации, а также с установлением доверительных отношений с преподавателем.