Выявить проблему общей психологии в работе Выготского исторический смысл психологического кризиса структурно-диалектическим методом . Выготский "Исторический смысл психологического кризиса"

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Психология
  • 12 12 страниц
  • 3 + 3 источника
  • Добавлена 17.11.2009
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
Проблема общей психологии в работе Выготского «Исторический смысл психологического кризиса»
Заключение
Список использованной литературы



Фрагмент для ознакомления

Так, психоанализ вышел за пределы психологии. Сексуальность у З. Фрейда превратилась в метафизический принцип в ряду других метафизических идей, психоанализ превратился в мировоззрение, психология – в метапсихологию.
Обладать универсальным методом постижения всякой истины, доказывает Выготский, это не значит обладать всей истиной. Дистанция от универсального метода до конкретной истины огромного размера. Между тем и другим лежит и методологическая, и конкретно-научная работа. И сам метод развивается вместе с наукой.
При этом в своем развитии, как уже говорилось, он проходит две основные формы, которым соответствуют две формы всеобщего: абстрактно-всеобщее, как его называл Гегель, и конкретно-всеобщее.
Высший тип методологической организации науки означает, что метод стал незаметен, он полностью совпадает с собственной логикой содержания. В диалектике это называется единством метода и системы, или теории и метода. (Выготскому часто этих слов не хватает. Поэтому он и прибегает к образам «улитка», «черепаха», «скелет» и т.п.) А поскольку метод здесь не выступает в качестве чего-то внешнего материалу, то здесь чаще всего и не видят вообще метода.
Метод имманентен самой науке, ее содержанию. Поэтому не существует даже научных фактов отдельно от науки, от ее метода, как это понимал позитивизм с его «эмпирическим базисом», «протокольными предложениями» и т.п.





Заключение
«Исторический смысл психологического кризиса» - синтез идей автора относительно специальной методологии психологического познания.
Можно сказать, что он в одном месте говорит о том, что объяснительная психология должна раствориться в физиологии, а в другом – что только она и есть единственно научная психология и должна развиваться как марксистская психология без слова марксистская.
В подходе Выготского можно выделить несколько существенных моментов.
1. Четкий анализ значения как психологического понятия. Именно у Выготского понятие значения, до тех пор существовавшее лишь в пространстве логики, лингвистики и семиотики, выступило как равноправное в системе понятий общей психологии и психологии развития.
2. Динамический, процессуальный характер значения. Значение выступает у Выготского как «внутренняя структура знаковой операции», как путь от мысли к слову и т.д.
3. Понятие предметного значения. Оно едва ли не первым очерчено именно Выготским — хотя аналогичные мысли есть у Рубинштейна, Узнадзе, Леонтьева, но они относятся к более позднему времени.
4. Смысловое строение сознания. (Понятие смысла выступает здесь у Выготского как «то, что входит в значение (результат значения), но не закреплено за знаком».
5. Социальная природа значения (знака). «...Всякая символическая деятельность ребенка была некогда социальной формой сотрудничества».
6. Знак, значение как единство общения и обобщения.
7. Слово и действие объединены в единую психологическую систему.
Л.С. Выготский в свое время говорил о вершинной психологии, даже как-то назвал ее акмеистической, но ему было дорого имя Психология, на котором оседла пыль веков.

























Список использованной литературы
Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах, Т. 1, М.: Педагогика, 1982
Выготский Л. С. Психология развития человека, М.: ЭКСМО, 2005. – 1136 с.
Леонтьев А. А. Ключевые идеи Л.С. Выготского — вклад в мировую психологию XX столетия. // Психологический журнал, 2001, том 22, №4, С. 14-16
Выготский Л. С. Психология развития человека, М.: ЭКСМО, 2005, с. 656












3

Список использованной литературы
1.Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах, Т. 1, М.: Педагогика, 1982
2.Выготский Л. С. Психология развития человека, М.: ЭКСМО, 2005. – 1136 с.
3.Леонтьев А. А. Ключевые идеи Л.С. Выготского — вклад в мировую психологию XX столетия. // Психологический журнал, 2001, том 22, №4, С. 14-16

Вопрос-ответ:

Какую проблему общей психологии Выготский выявил в своей работе?

Выготский выявил проблему отсутствия исследований и разработок в области общей психологии, ориентированной на исторический анализ и диалектический подход.

Какой исторический смысл имеет психологический кризис, который Выготский рассматривает?

Для Выготского психологический кризис имеет исторический смысл, связанный с переходом от одной стадии развития к другой. Он представляет собой временный дисбаланс, возникающий на определенной стадии развития человека.

В чем заключается проблема общей психологии в работе Выготского?

Проблема общей психологии в работе Выготского заключается в отсутствии комплексного изучения всех аспектов психики, включая исторический и социокультурный контекст.

Какие выводы Выготский сделал о историческом смысле психологического кризиса?

Выготский сделал вывод, что исторический смысл психологического кризиса заключается в трансформации и развитии человека, а также в возможности использования этих кризисов для преодоления существующих проблем и перехода на новый уровень развития.

Каким образом психоанализ вышел за пределы психологии?

Психоанализ превратился в метапсихологию, так как начал рассматривать не только психические процессы, но и их философские и мировоззренческие аспекты, отходя от исключительно психологического подхода.

Какую проблему общей психологии удалось выявить в работе Выготского?

Выготский выявил проблему недостаточного учета исторического развития в психологии.

Каким методом Выготский исследовал исторический смысл психологического кризиса?

Выготский использовал структурно-диалектический метод для исследования исторического смысла психологического кризиса.

Что означает исторический смысл психологического кризиса в работе Выготского?

Исторический смысл психологического кризиса в работе Выготского указывает на изменение психологических процессов и структур в результате исторического развития.

В чем заключается проблема общей психологии, выявленная в работе Выготского?

Проблема общей психологии, выявленная в работе Выготского, состоит в недостаточном учете исторического контекста и развития в изучении психологических процессов.

Чем отличается психоанализ от психологии в работе Выготского?

Психоанализ ушел за пределы психологии и превратился в мировоззрение, в то время как психология осталась на уровне изучения психологических процессов и механизмов.

Какую проблему в общей психологии Выготский выявил в своей работе?

Выготский выявил проблему общей психологии, связанную с историческим смыслом психологического кризиса.