Социально-психологическая типология деловой активности женщин
Заказать уникальное эссе- 6 6 страниц
- 4 + 4 источника
- Добавлена 14.12.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Им свойственны высокая удовлетворенность своими деловыми качествами, равно как и высокая самооценка себя в роли брачного партнера.
По этим показателям они лидируют среди представительниц трех анализируемых типов. Менее высока, по сравнению с другими респондентками, их удовлетворенность собой в связи с детско-родительскими отношениями - факт, который неоднократно подчеркивался исследователями. Наивысшую оценку выполнения роли родителя дали себе женщины «вынужденного» типа, имеющие традиционную полоролевую ориентацию, но они же менее всех удовлетворены брачными отношениями.
Это говорит о том, что детерминантой успешного, не несущего внутри- и межличностных конфликтов совмещения сфер работы и семьи является не полоролевая ориентация, а, скорее, малоизученные пока особенности стратегий этого совмещения.
Одна из них выявлена проведенным исследованием. Это склонность преуменьшать свои деловые качества в значимых личных отношениях, которую проявляют женщины «инновационного» типа, тогда как «вынужденно-активные» женщины, наоборот, стараются максимально демонстрировать эти качества в сфере межличностного взаимодействия. В сфере работы все респондентки стремятся к наращиванию деловых и женских качеств, причем «инновационные» женщины в большей степени ориентированы на наращивание женских качеств, так как деловые у них в достаточной степени выражены.
Другой чертой в портрете женщин «инновационного» типа являются их предпочтения в выборе стратегий совладания с ролевой перегрузкой. Под этим термином следует понимать вид ролевого конфликта, вытекающего из того, что от женщины ждут выполнения задач в ролях как делового человека, так и члена семьи, и хозяйки, которые трудно совместимы друг с другом в заданные отрезки времени. Наиболее общие стратегии преодоления ролевой перегрузки, по данным зарубежных исследователей, - это отказ от каких-либо ролей (например, сознательная бездетность) или совмещение ролей при соответствующей организации бизнеса (например, семейный бизнес). Наиболее употребимыми в деловой сфере разными типами женщин являются стратегии суперженщины и управления временем, в семейно-бытовой сфере - стратегии отсекания дополнительных обязанностей и управления временем. Наименее охотно женщины идут на снижение своих стандартов.
Таким образом, женщины «инновационного» типа, глубже вовлеченные в деловую активность, имеют более разработанные механизмы преодоления ролевой перегрузки. Наиболее рациональную, по утверждению западных исследователей, стратегию планирования «инновационные» женщины применяют чаще других [7, с.24]. Их также отличает приверженность стратегии отсекания менее приоритетных задач, особенно в домашней сфере. Хотя наименее эффективная, по мнению тех же авторов, стратегия суперженщины активно используется женщинами «инновационного» типа [10, с.114].
Завершая обзор исследовательских данных об особенностях совмещения работы и семьи при различных типах деловой активности женщин, приведем ответы самих женщин на прямой вопрос о том, насколько, по их мнению, семья ограничивает деловую активность, и насколько деловая активность выигрывает от наличия семьи.
Эти данные интегрируют все изложенные выше, так как самим участницам исследования была предоставлена возможность суммировать разнопорядковые факторы, влияющие на успешность совмещения работы и семьи, и их личные переживания по поводу этого совмещения. Оказалось, что семья, связанные с ней хозяйственные заботы, межличностные отношения внутри родственного круга ограничивают деловую активность женщин разных типов в равно малой степени. Наоборот, семья и личная жизнь способствуют развитию деловой активности, обеспечивая компенсацию неизбежных в бизнесе нагрузок, так называемые «тылы», необходимость которых признают все женщины, особенно «инновационного» типа, проявляющие высокую деловую активность. Они в наибольшей степени оказались способны находить в семейно-бытовой сфере не ограничение, а стимул для работы и реальную поддержку. Эта способность отличает их от представительниц других типов.
Заключение
В заключение следует отметить, что факты, обнаруженные в ходе исследования, укладываются в одну логическую цепочку, в которой женский деловой успех связан с личностными качествами женщин и такой системой ценностей, где семья является приоритетной. Такой ценностный ориентир позволяет более эффективно сочетать работу с семейно-бытовой сферой, пользуясь поддержкой близкого окружения.
Роль ценностно-ориентационной направленности и особенностей совмещения работы с семейно-бытовой сферой в достижении профессиональной и личностной самореализации, которую демонстрируют представительницы «инновационного» типа, доказывают существенные различия по этим параметрам между выделенными типами женской деловой активности. Женщины, ориентированные, наряду с профессиональной самореализацией, на традиционные ценности, получают в семейно-бытовой сфере психологическую компенсацию деловых нагрузок и поддержку в хозяйственных делах, что в значительной степени нивелирует ролевые конфликты и ролевую перегрузку.
У большинства женщин, по их признанию, перестройка системы ценностей происходит в процессе бизнес-деятельности, и именно с этим обстоятельством они связывают дальнейший свой успех как в работе, так и в личной жизни. Поэтому на вопрос, ограничивает ли семья и хозяйственные заботы их деловую активность, деловые женщины отвечают просто: бизнес выигрывает от наличия семьи. Семейный статус женщины по-прежнему определяется статусом домашней хозяйки и воспитательницы детей. Новое сегодня в том, что женщины вторгаются в сферу деловой активности быстрее и охотнее, чем мужчины в область домашнего хозяйства. Наблюдения показывают, что на фоне общей социальной трансформации женщины стали чаще подвергать сомнению традиционное распределение ролей в семье и добиваться нового гендерного уклада, основанного на равных возможностях в труде и общественной жизни [5, с.136].
В последние годы резко уменьшились ориентации на семью: в 1995 году каждый седьмой собирался посвятить себя дому, семье, сегодня - один из сорока. Основная часть отметивших данный вариант планов на будущее – женщины, дело скорее не в том, что семья становится для них менее значимой ценностью. Просто жизнь все убедительнее доказывает растущую роль женщин в обеспечении достойного материально-бытового статуса семьи. Возникает востребованность деловой женщины. А деловитость (особенно применительно к женщинам) все чаще соотносится с образованностью [4, с.178]. Ленты новостей
Аналитика
Анонсы мероприятий
Пресс-релизы компаний
Финансово-экономические индикаторы
Рейтинги и TOP
Список литературы
Бабаева Л.В., Нельсон Л. Деловая активность женщин в новых экономических структурах /Социологические исследования. 1992. № 5. С. 107-111.
Беляцкий Н. Менеджмент. Основы лидерства : учеб. пособие / Н. Беляцкий.- Минск: Новое знание, 2002. - 250 с.
Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006.- 431 с.
Вишневский Ю.Р., Банникова Л.Н., Дидковская Я.Б. Исследование проблем профессионального самоопределения студенчества Свердловской области /Университетское управление. 2000. № 2(13). С. 74-80.
Горлач М.Г. Гендерный аспект семейно-ролевого диссонанса /Социологические исследования.- 2002. № 1. С. 135-137.
Деркач А., Калинин И., Синягин Ю. Стратегии подбора и формирования управленческой команды.- М.: РАГС, 1999. - 315 c.
Журавлев А. Л., Позняков В. П. Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия.- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1995.- 58 с.
Журавлев А. Л., Позняков В. П., Дорофеев Е. Д. Социально-психологические факторы деловой активности и успешность деятельности предпринимателей / Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства.- М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 1999. – 44-67 с.
Журавлев А.Л. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности / А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. -М.: Институт психологии РАН, 2003.- 436 с.
Журавлев А.Л., Позняков В.П., Титова О.И. Гендерные особенности конкуренции и партнерства / Наука. Культура. Общество. 2008. №3. С. 102-115
Позняков В. П. (Совместно с А.Л. Журавлевым, В.А. Сосниным, М.А. Красниковым и др.) Социальная психология предпринимательства: состояние исследований и современные тенденции развития / Социальная психология. Учебное пособие.- М.: Форум, 2006. - 416 с.
Позняков В. П. Психологические отношения и деловая активность субъектов экономической деятельности в условиях разных форм собственности / Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 6. С. 38–50.
Позняков В.П. Российские предприниматели в изменяющемся обществе: региональные и гендерные особенности / Вестник РГНФ. №4. 2008.- С. 208-213.
Самарцева О., Фомина Т. Особенности женского менеджмента // Российское предпринимательство: стратегия, власть, менеджмент. - М.: ИСИ РАН, 2000.- c.162-175
Турецкая Г.В. Деловая активность женщин и семья // Социологические исследования.- 2001. № 2. - 67-73 c.
Чирикова А. Е., Кричевская О. Н. Социально-психологические проблемы становления женского предпринимательства.- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1996. – 94 с.
Шорохова Е. В. Психологические особенности российского предпринимательства: исторический аспект / Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства.- М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 1999. - 17 – 43 с.
7
1.Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006.- 431 с.
2.Деркач А., Калинин И., Синягин Ю. Стратегии подбора и формирования управленческой команды.- М.: РАГС, 1999. - 315 c.
3.Самарцева О., Фомина Т. Особенности женского менеджмента // Российское предпринимательство: стратегия, власть, менеджмент. - М.: ИСИ РАН, 2000.- c.162-175
4.Турецкая Г.В. Деловая активность женщин и семья // Социологические исследования.- 2001. № 2. - 67-73 c.
Вопрос-ответ:
Что такое социально-психологическая типология деловой активности женщин?
Социально-психологическая типология деловой активности женщин - это классификация женщин по их поведению и характеристикам в сфере деловой активности.
Какие качества характеризуют женщин с высокой деловой активностью?
Женщины с высокой деловой активностью обычно обладают высокой удовлетворенностью своими деловыми качествами и имеют высокую самооценку в роли брачного партнера.
Каким образом женщины с высокой деловой активностью выделяются среди других групп?
Женщины с высокой деловой активностью выделяются своей высокой удовлетворенностью своими деловыми качествами и высокой самооценкой в роли брачного партнера, что делает их лидерами среди представительниц других типов.
Какую сферу жизни женщин с высокой деловой активностью можно назвать менее удовлетворительной?
Сферой, в которой женщины с высокой деловой активностью менее удовлетворены, являются детско-родительские отношения, по сравнению с другими респондентками.
Что можно сказать о самооценке женщин с высокой деловой активностью в связи с детско-родительскими отношениями?
Самооценка женщин с высокой деловой активностью в связи с детско-родительскими отношениями у них менее высока по сравнению с другими респондентками.
Какие типы деловой активности женщин были анализированы в исследовании?
В исследовании были анализированы три типа деловой активности женщин.
Какие особенности деловой активности выявлены у женщин в исследовании?
Женщины, исследованные в статье, выявили высокую удовлетворенность своими деловыми качествами и высокую самооценку в роли брачного партнера. Они также лидируют среди представительниц трех анализируемых типов по этим показателям.
Каковы причины менее высокой удовлетворенности женщин в связи с детско-родительскими отношениями?
Причины менее высокой удовлетворенности женщин в связи с детско-родительскими отношениями не включены в данную статью.