Анализ проблемы гендерной социализации во взрослом возрасте

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Психология
  • 17 17 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 30.11.2009
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Методологические основы исследования
Общее представление о гендерной социализации
Становление семейных отношений как важнейший аспект гендерной социализации
Особенности проявлений гендерных различий в деловых отношениях
Освоение родительских ролей как задача гендерной социализации во взрослом возрасте
Список использованной литературы


Фрагмент для ознакомления

Можно было бы продолжать, но и этого вполне достаточно, чтобы сделать вывод о сложных гендерных отношениях, которые складываются в деловом мире. Однако не всегда эти отношения неблагоприятны. Работая вместе, мужчины и женщины учатся друг у друга. В частности, это касается начальников и их заместителей (независимо от пола), между которыми особенно необходимо взаимопонимание. Но в рабочей обстановке часто возникает необходимость в общении с коллегой другого, а не своего пола: например, женщина просит мужчину помочь в проблемах с компьютером, а мужчина советуется с женщиной по поводу проблем во взаимоотношениях. Это свидетельствует о наличии тенденции, противоположной сегрегации, — конвергенции полов.
Таким образом, на первый взгляд может показаться, что данный аспект гендерной социализации по большей части затрагивает только женщин, однако мужчинам так же порой бывает сложно воспринимать женщин как своих полноправных коллег, что составляет их задачу развития в этом аспекте.
Освоение родительских ролей как задача гендерной социализации во взрослом возрасте
Следующей важной и самостоятельной темой, которую, безусловно, необходимо рассмотреть при анализе особенностей гендерной социализации во взрослом возрасте является родительство, воспитание детей и отношения к ним и с ними, осознание и освоение гендерных по сути ролей отца и матери.
Период взросления — это и начало освоения экзистенцильных социальных ролей — роли матери и роли отца. В нашей культуре существует противоречие, обладающее огромным потенциалом для проявления творческих возможностей Я каждого человека — противоречие между юридическими (правильными для всех) нормами осуществления семейных ролей и нравственными, даже шире — нравственно-этическими. Если юридические нормы основаны на долженствовании как ограничении, как обязательном и необходимом ограничении спонтанных проявлений человека, то нравственно-этические требования поражают своей безусловностью и неограниченностью, думаю, что достаточно одного из примеров таких норм, чтобы почувствовать это: «Мать никогда не пожелает ребенку плохого», «Родители всегда хотят для своих детей только хорошего» и так далее.
Освоение родительской роли — жизненная задача развития человека в период взросления. Какие там есть предпосылки для этого? Думаю, что самая главная в том, что родительская роль открывает по-новому конечность и бесконечность жизни, то есть она еще раз обостряет переживание смерти как реальности. Противостоять ей может только ответственность — друг за друга и за себя, ответственность и любовь к жизни. Оказывается, что это очень важно — выяснить для себя и для партнера по браку содержание родительской роли для себя самого и для него, как своей собственной роли и роли другого человека, чтобы не попасть в плен к фантомам своего и чужого сознания.
Именно это прояснение позволит родиться собственной мысли, именно родиться, как новой, никогда не существовавшей, не чьей-то, а собственной.
Освоение ролей матери и отца, разумеется, происходит по-разному.
Первая роль достаточно необходима связано с созданием для ребенка прочной нерасторжимой связи с новорожденным ребенком и в то же время с умением постепенно, по мере взросления малыша, давать ему все больше и больше свободного жизненного пространства, — это тот важный второй аспект материнской роли, о которой достаточно часто забывают многие женщины.
Роль отца заключается по большей части в возлагании на себя ответственности по обустройству материальной составляющей семьи, особенно в первые года жизни ребенка, когда женщина объективно нетрудоспособна. Собственно родительские функции отца проявляются несколько позднее, но от того они не становятся менее важными.
Список использованной литературы
Багрунов В.П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека. — Л.: 1991.
Бендас Т.В. Гендерная психология лидерства. Оренбург, 2000.
Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. 2000, № 1, с. 87–95.
Берн Ш. Гендерная психология. — СПб.: 2001.
Берн Э. Секс в человеческой любви. — М.: 1990.
Вызова В. М. Влияние особенностей личности на половые взаимоотношения в юношеском возрасте. — Л.: 1995.
Введение в гендерные исследования. — Харьков, СПб.: 2001.
Вейнингер О. Пол и характер: Мужчина и женщина в мире страстей и эротики. — М.: 1991.
Гейманс Г. Психология женщины. — СПб.: 1991.
Гендерная педагогика и гендерное образование в странах постсоветского пространства: Сборник материалов международной летней школы. — Иваново: 2002.
Геодакяи В.А. Два пола: Зачем и почему? — СПб.: 1992.
Гримм Г. Основы конституционной биологии и антропометрии. — М.: 1997.
Зайцев Г. К., Зайцев А. Г., Хаптапова Т. Г. Половое воспитание подростков: Ценностное отношение к здоровью // Вопросы психологии. 2002, № 3, с. 33–40.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб.: 2002.
Кешми Г.Ф. Основы современной сексологии. — СПб.: 2000.
Кжеиина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. — СПб.: 1998.
Кчецина И.С. От психологии пола к гендерным исследованиям в психологии // Вопросы психологии, 2003, с. 61–78.
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Поголына В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. — СПб.: 2001.
Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: 1998.
Обозов Н. Н. Мужчина + женщина = ?! СПб.: 1995.
Общество в гендерной перспективе: Сборник статей / Сост. Е.Г. Луковицкая. — Новгород Великий, 2002.
Шиян И.Б. Диалектическое мышление и пространство возможностей человека. // Диалектическое обучение. — М.: Эврика, 2005. — 272 с. — с. 51.








15

1.Багрунов В.П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости пси-хики человека. — Л.: 1991.
2.Бендас Т.В. Гендерная психология лидерства. Оренбург, 2000.
3.Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. 2000, № 1, с. 87–95.
4.Берн Ш. Гендерная психология. — СПб.: 2001.
5.Берн Э. Секс в человеческой любви. — М.: 1990.
6.Вызова В. М. Влияние особенностей личности на половые взаимоотношения в юношеском возрасте. — Л.: 1995.
7.Введение в гендерные исследования. — Харьков, СПб.: 2001.
8.Вейнингер О. Пол и характер: Мужчина и женщина в мире страстей и эротики. — М.: 1991.
9.Гейманс Г. Психология женщины. — СПб.: 1991.
10.Гендерная педагогика и гендерное образование в странах постсоветского про-странства: Сборник материалов международной летней школы. — Иваново: 2002.
11.Геодакяи В.А. Два пола: Зачем и почему? — СПб.: 1992.
12.Гримм Г. Основы конституционной биологии и антропометрии. — М.: 1997.
13.Зайцев Г. К., Зайцев А. Г., Хаптапова Т. Г. Половое воспитание подростков: Цен-ностное отношение к здоровью // Вопросы психологии. 2002, № 3, с. 33–40.
14.Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб.: 2002.
15.Кешми Г.Ф. Основы современной сексологии. — СПб.: 2000.
16.Кжеиина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. — СПб.: 1998.
17.Кчецина И.С. От психологии пола к гендерным исследованиям в психологии // Вопросы психологии, 2003, с. 61–78.
18.Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Поголына В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. — СПб.: 2001.
19.Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: 1998.
20.Обозов Н. Н. Мужчина + женщина = ?! СПб.: 1995.
21.Общество в гендерной перспективе: Сборник статей / Сост. Е.Г. Луковицкая. — Новгород Великий, 2002.
22.Шиян И.Б. Диалектическое мышление и пространство возможностей человека. // Диалектическое обучение. — М.: Эврика, 2005. — 272 с. — с. 51.

Вопрос-ответ:

Какова проблема гендерной социализации во взрослом возрасте?

Проблема гендерной социализации во взрослом возрасте заключается в сложных гендерных отношениях, которые складываются в делово-семейной сфере и в проявлении гендерных различий в отношениях между полами.

Какие основы методологии исследования применяются для анализа проблемы гендерной социализации во взрослом возрасте?

Для анализа проблемы гендерной социализации во взрослом возрасте применяются различные методологические подходы, включая интервью, опросы, наблюдение, анализ статистических данных и др.

Каково общее представление о гендерной социализации?

Общее представление о гендерной социализации заключается в процессе формирования и передаче социальных ролей, стереотипов и норм поведения, связанных с половой принадлежностью.

Какие особенности проявления гендерных различий в деловых отношениях?

В деловых отношениях гендерные различия могут проявляться в виде различной оплаты труда, неравноправного распределения власти и ресурсов, а также стереотипного восприятия ролей и функций мужчин и женщин.

Какую задачу выполняет гендерная социализация во взрослом возрасте через освоение родительских ролей?

Гендерная социализация во взрослом возрасте через освоение родительских ролей выполняет задачу формирования и передачи гендерных норм и стереотипов в семейном контексте, включая ожидания относительно ролей и ответственностей мужчин и женщин в воспитании детей.

Вопрос: Что такое гендерная социализация?

Ответ: Гендерная социализация - это процесс передачи и освоения социокультурных норм и ролей, связанных с половой принадлежностью, в результате которого формируется гендерная идентичность и определяются гендерные отношения и поведение.

Вопрос: Какие факторы влияют на гендерную социализацию?

Ответ: Гендерная социализация зависит от различных факторов, таких как семья, образование, среда обитания, СМИ и другие. Семейное окружение играет важную роль, так как родители передают свои гендерные нормы и ожидания детям.

Вопрос: В чем заключается роль семьи в гендерной социализации?

Ответ: Семья играет важную роль в гендерной социализации, так как именно там формируются первичные гендерные нормы и роли. Родители как пример передают свои представления о том, какими должны быть мужчина и женщина, какие должны быть их обязанности и права.

Вопрос: Как проявляются гендерные различия в деловых отношениях?

Ответ: Гендерные различия в деловых отношениях проявляются в том, что мужчины чаще занимают высокие руководящие должности, в то время как женщины чаще работают на неквалифицированных и низкооплачиваемых должностях. Существуют и стереотипы, связанные с тем, что мужчина более подходит для лидерских ролей в бизнесе.

Вопрос: Какие задачи ставятся перед гендерной социализацией во взрослом возрасте?

Ответ: Во взрослом возрасте гендерная социализация направлена на освоение родительских ролей. Люди должны осознавать и выполнять свои обязанности, связанные с воспитанием детей, разделением домашних обязанностей и созданием гармоничных семейных отношений.

Какие основные проблемы возникают в гендерной социализации во взрослом возрасте?

Во взрослом возрасте гендерная социализация может вызывать ряд проблем, таких как неравноправие и дискриминация на основе пола, выбор профессиональной деятельности в соответствии с традиционными стереотипами о половых ролях, а также ограничения в выражении своей индивидуальности и самореализации.