Арт-педагогика как путь раскрытия ребенка и его личностного (творческого) развития.
Заказать уникальный реферат- 23 23 страницы
- 11 + 11 источников
- Добавлена 10.01.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1.Понятие и особенности арт-педагогики
2.Развитие творческих способностей детей в арт-педагогике
3.Виды арт-педагогики
3.1.Танцевально-двигательная терапия
3.2. Изобразительная арт-педагогика
3.3. Цветомузыка
3.4. Изобразительная арт-педагогика
3.5. Сказкотерапия
Заключение
Список литературы
Таким образом, каждый участник вносит свои дополнения в рисунки других детей. Затем каждый из участников рассказывает, что он хотел нарисовать и что получилось в результате общей работы. Особый интерес представляют расхождения в понимании и интерпретации рисунка детской группой и самим автором. Расхождения могут быть обусловлены как наличием в рисунке неосознаваемых автором элементов, так и проекцией на этот рисунок проблем других детей.
Способы работы с готовыми рисунками:
1. Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и индивидуального содержания.
2. Анализ каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники высказываются о том, что им нравится в этом рисунке, а что они бы изменили).
В целом изобразительная арт-педагогика способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса. В интерпретации рисунков внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, формы, композицию, размеры, повторяющиеся в различных рисунках одного ребенка специфические особенности. В изобразительной арт-педагогике находит отражение непосредственное восприятие ребенком той или иной ситуации, различные переживания, часто не осознаваемые и невербализуемые. Для правильной интерпретации рисунков детей необходимо учитывать следующие условия:
уровень развития изобразительной деятельности ребенка, для чего необходимо просмотреть рисунки, выполненные им ранее;
особенности самого процесса рисования (выбор содержания, соответствующего теме; сохранение темы на протяжении процесса рисования или ее трансформация;
последовательность изображений как проявление гиперактивности.
Изобразительная арт-педагогика предполагает использование цветных мелков, карандашей, фломастеров или красок (по возможности или по усмотрению воспитателя), и лишь на занятиях изотворчеством рекомендуется использование только красок (лучше гуашь). При анализе рисунков уровень изобразительных умений во внимание не принимается. Речь должна идти лишь о том, как с помощью художественных средств (цвета, формы, размера и т.д.) передаются эмоциональные переживания ребенка.
3.5. Сказкотерапия
Музыкальная арт-педагогика смыкается со сказкотерапией, прежде всего через музыкальные образы сказочных героев, сказочные темы и сюжеты в музыке.
Специалисты в области сказкотерапии отмечают, что сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим, воспитательным и развивающим средством. Народная сказка несет в себе культуру создавшего ее этноса, а, следовательно – национальный образ мира, национальные ценности и идеалы, традиционные модели и стереотипы поведения.
Авторские сказки отражают взгляд писателя на мир. Эмоциональный фон, сюжет и образы главных героев во многом зависят от особенностей личности автора. Читая авторскую сказку, ребенок воспринимает жизненный и психологический опыт писателя, который может нести как радость и надежду, так и разочарования и недоверие к миру.
Психолого-педагогический потенциал сказок, по мнению Т.Д. Зинкевич, состоит в возможности развития личности ребенка и определяется следующими ее особенностями:
• в сказках нет дидактики, нравоучений, определенности места и времени действия;
• сказка – это кладезь мудрости, образец метафоричности языка и образного восприятия мира;
• сказка помогает понять, как нужно поступать в реальной жизни, как выходить победителем из сложных ситуаций, как побеждать зло.
В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в реальном мире.
Сказки с хорошим концом дают ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпадают на долю героев, нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по «заслугам». А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно будет вознагражден. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к миру, так и он к тебе.
Сказкам свойственны тайны и волшебство. Волшебная сказка, как живой организм – в ней все дышит, в любой момент может ожить и заговорить даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка. Читая или слушая сказку, ребенок «вживается» в повествование. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность ребенка к сопереживанию и сочувствию.
Заключение
Искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие, влияние на эмоциональную сферу ребенка, при этом выполняя коммуникативную, регулятивную функции. Участие ребенка в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Ребенок в коллективе проявляет индивидуальные особенности, что способствует формированию внутреннего мира ребенка с проблемами, утверждению в нем чувства социальной значимости.
Сущность арт-педагогики состоит в воспитании и обучении, развитии детей средствами искусства, формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими умениями в разных видах художественной деятельности.
Следует отметить, что арт-педагогика представляет собой двухсторонний процесс, т.к. выделяются два основных механизма влияния:
- искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию на основе креативных способностей субъекта.
- эстетическая реакция позволяет изменить действие аффекта «от мучительного к приносящему наслаждение», гармонизирует внутренний мир.
Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения. При их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения. Поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний.
Список литературы
Анисимов В.П. Арт-педагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2003. – № 4. – С. 146-148.
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Академия, 2001. – 248с.
Выгодский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: 2003. – 457с.
Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. – М.: МПСИ, 2001.–194с.
Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Школа-пресс, 1996. – 336с.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. – 240с.
Карлгрен Ф. Воспитание к Свободе. Пер. с нем. — М.: Московский Центр вальдорфской педагогики, 1992. —272с.
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160с.
Колесникова И.А. Педагогическая праксеология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 256с.
Тарасова Е.Г. Целительные силы искусства. Арт-педагогические техники и приемы. Метод. пособие. / Под общей редакцией С.В. Федотовой, к.ф.н., доцента кафедры ГСЭД ТОИПКРО. – Тамбов: ТОИПКРО, 2006. – 49с.
Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 248с.
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Академия, 2001. – 248с.
Тарасова Е.Г. Целительные силы искусства. Арт-педагогические техники и приемы. Метод. пособие. / Под общей редакцией С.В. Федотовой, к.ф.н., доцента кафедры ГСЭД ТОИПКРО. - Тамбов: ТОИПКРО, 2006. – 49с.
Анисимов В.П. Арт-педагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса / В. П. Анисимов // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2003. - № 4. - С. 146-148.
Колесникова И.А. Педагогическая праксеология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ И.А. Колесникова, Е.В. Титова. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 256с.
Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. – М.: МПСИ, 2001.–194с.
Карлгрен Ф. Воспитание к Свободе. Пер. с нем.— М.: Московский Центр вальдорфской педагогики, 1992. —272с.
Выгодский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: 2003. – 457с.
Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 248с.
Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Школа-пресс, 1996. – 336с.
Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Школа-пресс, 1996. – 336с.
Выгодский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: 2003. – 457с.
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160с.
Тарасова Е.Г. Целительные силы искусства. Арт-педагогические техники и приемы. Метод. пособие. / Под общей редакцией С.В. Федотовой, к.ф.н., доцента кафедры ГСЭД ТОИПКРО. - Тамбов: ТОИПКРО, 2006. – 49с.
Тарасова Е.Г. Целительные силы искусства. Арт-педагогические техники и приемы. Метод. пособие. / Под общей редакцией С.В. Федотовой, к.ф.н., доцента кафедры ГСЭД ТОИПКРО. - Тамбов: ТОИПКРО, 2006. – 49с.
Тарасова Е.Г. Целительные силы искусства. Арт-педагогические техники и приемы. Метод. пособие. / Под общей редакцией С.В. Федотовой, к.ф.н., доцента кафедры ГСЭД ТОИПКРО. - Тамбов: ТОИПКРО, 2006. – 49с.
Тарасова Е.Г. Целительные силы искусства. Арт-педагогические техники и приемы. Метод. пособие. / Под общей редакцией С.В. Федотовой, к.ф.н., доцента кафедры ГСЭД ТОИПКРО. - Тамбов: ТОИПКРО, 2006. – 49с.
Тарасова Е.Г. Целительные силы искусства. Арт-педагогические техники и приемы. Метод. пособие. / Под общей редакцией С.В. Федотовой, к.ф.н., доцента кафедры ГСЭД ТОИПКРО. - Тамбов: ТОИПКРО, 2006. – 49с.
Тарасова Е.Г. Целительные силы искусства. Арт-педагогические техники и приемы. Метод. пособие. / Под общей редакцией С.В. Федотовой, к.ф.н., доцента кафедры ГСЭД ТОИПКРО. - Тамбов: ТОИПКРО, 2006. – 49с.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. – 240 с.
2
1.Анисимов В.П. Арт-педагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2003. – № 4. – С. 146-148.
2.Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Академия, 2001. – 248с.
3.Выгодский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: 2003. – 457с.
4.Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. – М.: МПСИ, 2001.–194с.
5.Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Школа-пресс, 1996. – 336с.
6.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. – 240с.
7.Карлгрен Ф. Воспитание к Свободе. Пер. с нем. — М.: Московский Центр вальдорфской педагогики, 1992. —272с.
8.Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160с.
9.Колесникова И.А. Педагогическая праксеология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 256с.
10.Тарасова Е.Г. Целительные силы искусства. Арт-педагогические техники и приемы. Метод. пособие. / Под общей редакцией С.В. Федотовой, к.ф.н., доцента кафедры ГСЭД ТОИПКРО. – Тамбов: ТОИПКРО, 2006. – 49с.
11.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 248с.
Вопрос-ответ:
Что такое арт педагогика?
Арт педагогика - это метод обучения и воспитания, основанный на интеграции искусства и педагогики. Она направлена на раскрытие потенциала ребенка и его личностного творческого развития.
Как арт педагогика помогает развитию творческих способностей детей?
Арт педагогика способствует развитию творческих способностей детей через проведение различных художественных и творческих занятий. Она помогает развивать воображение, визуальное мышление, моторику, а также обогащает детскую эмоциональную сферу и помогает выражать свои чувства и мысли через искусство.
Какие виды арт педагогики существуют?
Существует несколько видов арт педагогики, таких как танцевально-двигательная терапия, изобразительная арт педагогика, цветомузыка, сказкотерапия и другие. Каждый вид арт педагогики имеет свои особенности и методы работы с детьми.
Что такое танцевально-двигательная терапия?
Танцевально-двигательная терапия - это метод арт педагогики, основанный на использовании движений и танцев для достижения благоприятных эмоциональных и психологических изменений. Она помогает детям выразить себя через танец, улучшает координацию, развивает гибкость и силу.
Чем цветомузыка отличается от изобразительной арт педагогики?
Цветомузыка - это метод арт педагогики, основанный на сочетании цвета и музыки. Цвета и звуки взаимодействуют друг с другом, вызывая определенные эмоции и настроение. Изобразительная арт педагогика, в свою очередь, нацелена на развитие творческого мышления и воплощение идей через рисунок или живопись.
Что такое арт педагогика?
Арт педагогика - это методика обучения, которая использует искусство и творчество для развития личностных качеств у детей. Она позволяет раскрыть потенциал каждого ребенка через различные виды художественной деятельности.
Как развиваются творческие способности у детей в арт педагогике?
В арт педагогике дети развивают свои творческие способности через экспериментирование с различными материалами и техниками художественной работы. Они учатся выражать свои эмоции и мысли через искусство, развивают воображение и учатся видеть красоту в окружающем мире.
Какие виды арт педагогики существуют?
В арт педагогике существует несколько видов, таких как танцевально-двигательная терапия, изобразительная арт педагогика, цветомузыка и сказкотерапия. Каждый из этих видов использует определенные методики и техники для достижения цели - развития творческого потенциала и самовыражения у детей.
Как происходит изобразительная арт педагогика?
Изобразительная арт педагогика включает в себя работу с различными художественными материалами, такими как краски, карандаши, глина и т.д. Дети изучают различные техники рисования, скульптуры и создания коллажей. Они также могут участвовать в коллективных проектах, где каждый вносит свой вклад в общую картину.