Мыслители французского просвещения об общественном мнении, его природе и функциях. Ж.Ж. Руссо, Монтескье, Гельвеций, Гольбах:о субъекте мнения и о субъекте общественного мнения и источников внутренних противоречий в общественном мнении
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 26.05.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1.Понятие и функции общественного мнения
1.1.Формирование концепции общественного мнения в идеях мыслителей Просвещения
1.2.Элементы биографии Просветителей и понятие субъекта мнения в идеях французских просветителей
2.Мыслители просвещения об общественном мнении, его природе и функциях
2.1.Ш. Монтескье и Жан – Жак Руссо об общественном мнении
2.2. К.Гольбах и П.Гельвеций об общественном мнении
Заключение
Список использованной литературы
Они ознаменовали новый, важный этап в развитии представлений об условиях и факторах формирования и функционирования общественного мнения.
Взгляды французских просветителей материалистического толка, К- А. Гельвеция и П. Гольбаха основывались на том, что источник заблуждений, неадекватных действительности мнений они искали не в познавательных возможностях человека, а в социальной среде, в условиях жизни, мешающих людям вырабатывать правильное отношение к явлениям и событиям.
Отсюда следовало, что заблуждения и извращенные мнения порождаются и поддерживаются деспотической властью и церковной организацией, осуществляющими преднамеренную дезориентацию широких масс народа.
Анализ точек зрения К.Гельвеция и П.Гольбаха показывает принципиально важную постановку французскими просветителями вопроса об интересах - личных, групповых и общественном - как факторах формирования соответствующих мнений и регуляторах поведения людей.
Так, они пришли к выводу, что разноречивый характер мнений людей об одних и тех же вещах - следствие их различного положения в обществе, наличия у них противоположных интересов и обусловленных ими страстей.
С другой стороны, в схожих интересах они видели источник одинаковых оценок, общего мнения.
Несмотря на то что ни Гельвеции, ни Гольбах не обладали научными представлениями о классовой структуре общества и классовых интересах, рассмотрение, проблемы интереса позволило им зафиксировать наличие в обществе различных сословий и увидеть связь людей и их мнений с теми или иными сообществами. Вначале Гельвеций понимал их главным образом как группы людей с одинаковой профессией.
Гельвеций считал, что источником внутренних противоречий является себялюбие.
В дальнейшем он вкладывал в понятие сообщества более глубокий смысл, видя в них социальные группы, имеющие особые общие интересы, противоположные интересам других сообществ. Отсюда естественно вытекала мысль об особом, отличающемся от индивидуального и общественного, групповом (сословном) мнении. «...Огромное разнообразие взглядов, - писал он, - есть результат личного интереса, видоизменяющегося в зависимости от наших нужд, наших страстей, наклонностей нашего ума и условий нашей жизни, сочетающихся на тысячи ладов в различных кругах общества. Соответственно этому многообразию интересов каждое отдельное сообщество имеет свой особый тон, свою особую манеру судить...» В этой связи Гельвеции указывал на различное восприятие жизни господствующей знатью и народом, на их различные мнения, отмечая, что именно низменные интересы господствующих сословий порождают вредные для общества, для народных масс идеи, суждения и оценки.
И хотя Гельвеции и Гольбах не связывали интересы с объективно существующими производственными отношениями, а сами идеи, мнения и волю людей рассматривали как решающую силу общественного развития, утверждения этих философов о зависимости духовной жизни людей от окружающей социальной, среды, от материальных условий их существования и присущих им реальных интересов означали новую ступень в научном понимании проблемы общественного мнения.
По мнению Гольбаха общественное мнение сильнее даже религии.
Заключение
Анализ идей в отношении категории «общественное мнение» французских Просветителей показал, что важнейшим для них вопросом являлось решение проблемы, чем определяется общественное мнение.
Анализ показал, что никто из французских Просветителей не имел врожденных идей. Природа была истоком идей и в этом заключался некоторый субъективизм понимания общественного мнения, противоречивость понятия общественного и природного. Согласно просветителям именно общественная среда являлась основой истоком общественного мнения. Замкнутость их концепций покоилась на том, что общественная среда определяет общественное мнение, а общественное мнение детерминирует общественную среду. Получался порочный круг, из которого французские просветители не знали выхода. Однако это не умаляет заслуг французских просветителей, которые впервые обозначили проблему общественного мнения, а также выдвинули концептуальные положения с зачатками демократичности.
Список использованной литературы
Источники:
Локк Дж. Избр. филос. произв. В 2 т. М., 1960, т. 1
Монтескье Ш. Избр. произв. М., 1955,
Руссо Ж- Ж- Об общественном договоре. М., 1938
Литература:
Байдак Л. Общественное мление как фактор идейно-политическоювоспитания. М., 1977.
Bennet W.L. Public Opinion In American Politics. N.Y., 1980.
Галаганова С.Г. Политика и массовая коммуникация. // в кн Современные социально-политические процессы и динамика массового сознания. М.. 1992.
Горшков М.К. Общественное мнение. М., 1988. С. 186
Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений, М., 2000
Демидов A.M. Общественное мнение и социально-политические вопросы перестройки. - в кн. Общественное мнение в условиях перестройки: проблемы формирования и функционирования. М., 1990
Иванов О.И. Общественное мнение и власть. // Социально-политический журнал, 1993. - № 7. С. 15
Коробейников В.А. Пирамида мнений. Общественное мнение: природа и функции. М., 1981.
Малиновская Н. Роль общественного мнения в моральной регуляции. М.,. 1979.
Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века. М.,1983
Ноэль – Нойман Э. Общественное мнение: открытие спирали молчания – М., 1996
Общественное сознание. - в кн. Краткий словарь по социологии М., 1989.
Падерин В.К. Общественное мнение в развитом социалистическом обществе: сущность и закономерности формирования, Казань, 1980.
Сафаров Р. Общественное мнение в системе советской демократии. М., 1982
Скалецкий М.П. Общественное мнение: его место в структуре общественного сознания. Львов, 1986.
Шубрт И. Обеспечение принципа теоретического и эмпирического познания в исследованиях общественного мнения, М., 1990
3 Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права: Трактаты. М.: Наука, 1969.
См.: Rousseau J. - J. Dépêches de Venise, XCI. — In: œuvres complètes, vol. 3. Paris, 1964, p. 1184.
Ноэль – Нойман Э. Общественное мнение: открытие спирали молчания – М., 1996. С. 56
См.: Руссо Ж- Ж- Об общественном договоре. М., 1938
См.: Горшков М. Указ. Соч. С. 133
Монтескье Ш. Избр. произв. М., 1955.С. 170
Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века. М.,1983.С. 96.
См.: Руссо Ж- Ж- Об общественном договоре. М., 1938. С.164
Ноэль – Нойман Э. Общественное мнение: открытие спирали молчания – М., 1996. С. 56
Там же
Pуссо Ж. - Ж. Об общественном договоре, С. 109.
Там же, С. 110.
Pуссо Ж. - Ж. Об общественном договоре. С. 78
Горшоков М. Указ. Соч. С.134
16
Источники:
1.Локк Дж. Избр. филос. произв. В 2 т. М., 1960, т. 1
2.Монтескье Ш. Избр. произв. М., 1955,
3.Руссо Ж- Ж- Об общественном договоре. М., 1938
Литература:
4.Байдак Л. Общественное мление как фактор идейно-политическою
воспитания. М., 1977.
5.Bennet W.L. Public Opinion In American Politics. N.Y., 1980.
6.Галаганова С.Г. Политика и массовая коммуникация. // в кн Современные социально-политические процессы и динамика массового сознания. М.. 1992.
7.Горшков М.К. Общественное мнение. М., 1988. С. 186
8.Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений, М., 2000
9.Демидов A.M. Общественное мнение и социально-политические вопросы перестройки. - в кн. Общественное мнение в условиях перестройки: проблемы формирования и функционирования. М., 1990
10.Иванов О.И. Общественное мнение и власть. // Социально-политический журнал, 1993. - № 7. С. 15
11.Коробейников В.А. Пирамида мнений. Общественное мнение: природа и функции. М., 1981.
12.Малиновская Н. Роль общественного мнения в моральной регуляции. М.,. 1979.
13.Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века. М.,1983
14.Ноэль – Нойман Э. Общественное мнение: открытие спирали молчания – М., 1996
15.Общественное сознание. - в кн. Краткий словарь по социологии М., 1989.
16.Падерин В.К. Общественное мнение в развитом социалистическом обществе: сущность и закономерности формирования, Казань, 1980.
17.Сафаров Р. Общественное мнение в системе советской демократии. М., 1982
18.Скалецкий М.П. Общественное мнение: его место в структуре общественного сознания. Львов, 1986.
19.Шубрт И. Обеспечение принципа теоретического и эмпирического познания в исследованиях общественного мнения, М., 1990
Вопрос-ответ:
Какие мыслители французского просвещения рассматривали понятие общественного мнения?
Понятие общественного мнения рассматривали различные мыслители французского просвещения, такие как Жан-Жак Руссо, Шарль Монтескье, Клод-Адриен Гельвеций, Поль-Генри Д'Гольбах и другие.
Какими функциями обладает общественное мнение по мнению французских просветителей?
Согласно французским просветителям, общественное мнение выполняет ряд важных функций в обществе. Оно способствует формированию общественной морали и нравственности, определяет правила поведения и стандарты, помогает в создании общественного договора и поддерживает социальную организацию.
Какими источниками внутренних противоречий в общественном мнении указывали французские мыслители просвещения?
Французские мыслители просвещения отмечали, что внутренние противоречия в общественном мнении могут возникать из-за различных факторов. Например, неправильное восприятие информации, пристрастие, влияние религии или политические манипуляции. Они также отмечали, что общественное мнение может быть подвержено искажениям из-за влияния меньшинств, общественных предрассудков или недостатка образования.
Какими особенностями обладает субъект мнения в идеях французских просветителей?
Субъект мнения в идеях французских просветителей характеризуется своей способностью критически мыслить, анализировать и выражать свои взгляды. Он является активным участником общественной жизни и имеет право на свободное выражение своего мнения, при условии, что оно не нарушает права других людей.
Какие мыслили французские просветители о природе и функциях общественного мнения?
Французские просветители, такие как Руссо, Монтескье, Гельвеций и Гольбах, считали, что общественное мнение является независимым от правителей и государства силой, которая выражает интересы и потребности общества. Они полагали, что общественное мнение играет важную роль в формировании политических решений и управлении государством. Прообразом общественного мнения выступает разум и совесть людей, а его функцией является выражение и защита общественной справедливости и равенства.
Какие источники внутренних противоречий в общественном мнении указывали мыслители французского просвещения?
Мыслители французского просвещения указывали, что внутренние противоречия в общественном мнении рождаются из различных интересов и взглядов разных социальных групп. Это может быть связано с борьбой за власть, противоречиями между классами или различными политическими течениями. Они также отмечали влияние ложных представлений, невежества и пропаганды на формирование общественного мнения. Важной ролью в развитии противоречий в общественном мнении играют также поведение правителей и государственная политика.
Кто является субъектом мнения и общественного мнения в идеях французских просветителей?
В идеях французских просветителей субъектом мнения считается каждый отдельный человек, обладающий разумом и способностью к мышлению. Субъектом общественного мнения является общество в целом, коллективная совокупность индивидуальных мнений и интересов. Французские просветители придавали большое значение свободе выражения мнения и участию граждан в политической жизни страны.
Что такое общественное мнение и каковы его функции?
Общественное мнение - это совокупность убеждений, представлений и оценок, которые принимаются обществом в целом. Оно формируется через взаимодействие людей и между ними, а также через средства массовой информации. Функции общественного мнения включают определение общественных ценностей, создание норм и стандартов поведения, формирование политических и экономических предпочтений, а также выражение коллективной воли.
Каково понятие субъекта мнения в идеях французских просветителей?
В идеях французских просветителей субъектом мнения является индивидуальная личность, обладающая свободой мысли и способностью к критическому мышлению. Они считали, что каждый человек имеет право высказывать свое мнение и участвовать в формировании общественного мнения. Они подчеркивали значение образования и развития ума для формирования обоснованных взглядов и мнений.
Кто является источником внутренних противоречий в общественном мнении?
Источниками внутренних противоречий в общественном мнении могут быть различные группы интересов, политические партии, религиозные организации или другие общественные группы. Например, конфликты интересов между бизнесом и экологическими организациями, или разногласия между политическими партиями по поводу важных вопросов, могут привести к внутренним противоречиям в общественном мнении.
Каково значение общественного мнения в идеях французских просветителей?
Общественное мнение имеет важное значение в идеях французских просветителей, так как они считали, что общество должно базироваться на разумных и обоснованных убеждениях. Они подчеркивали значение свободного обмена мыслями, дискуссий и открытого общественного диалога. Общественное мнение помогает формировать правильные политические решения, развивать науку и культуру, и способствует прогрессу и процветанию общества.