Ломоносов как психолог и педагог.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Отечества
  • 18 18 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 12.02.2012
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ХАРАКТЕР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М.В. ЛОМОНОСОВА
ГЛАВА II. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА М.В. ЛОМОНОСОВА. ВКЛАД В ПСИХОЛОГИЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Фрагмент для ознакомления

В качестве наказания М.В. Ломоносов предлагал выговоры, угрозы; кланяться тем, кто хорошо ведет себя; стояние на коленях перед классом; сечение розгами. Телесные наказания были распространены в школах, поэтому М.В. Ломоносов прибегалк ним, как к традиционным методам воспитания. Однако он рекомендовал применять их как исключительную меру, в отдельных случаях, не причиняя этим вреда здоровью детей. Предлагая поощрение и наказание в качестве ведущих методов воспитания, М.В. Ломоносов стремился создавать определенный эмоциональный настрой молодых людей, стимулирующий к "добрым поступкам".Не менее важным в воспитании М.В. Ломоносов считал методы убеждения и примера: "Учитель может наказывать словами и достаточно убедительно ставить на вид ученикам их ошибки и плохое поведение, но не должен пускать в ход постыдные или непристойные слова" [4, Т.9, С.517], "Добрые" и "приличные" поступки взрослых (ректора, инспекторов, учителей) являются необходимыми в воспитании. М.В. Ломоносов отмечал, что состояние гимназистов во многом зависит от состояния при Гимназии надзирателей, а потому и ректор, и даже инспектор должны наблюдать за их поведением, не предаются ли они пьянству или другим порокам, и если такое за ними замечается, немедленно докладывать Канцелярии, которая их удалит, дабы они не соблазняли юношей" [4, Т.9, С. 518-519].Как метод и как условие воспитания М.В. Ломоносов расценивал порядок и дисциплину. Соблюдение гимназистами и студентами прочного распорядка дня, чистоты в учебных помещениях и общежитиях, правил поведения способствует воспитанию "нравов". Большое значение он придавал приучению молодых людей к чистоте "при столе, в содержании книг, постели и платья". Для соблюдения порядка и дисциплины М.В. Ломоносов считал необходимым каждого молодого человека знакомить с правилами поведения: "Каждому гимназисту при поступлении в Гимназию должен быть вручен напечатанный лист, где изложены гимназические узаконения; такой же лист должен иметься в каждом классе для общего сведения, а также должен быть вывешен на стене в каждой комнате гимназистов и в зале, чтобы они не могли отговариваться неведением" [4, Т.9, С.505-506].В целом М.В. Ломоносов выдвинул своеобразную для своего времени систему воспитания, исходя из идеи гармонии человека. Онобосновал цель воспитания, раскрыл нравственный идеал. М.В. Ломоносов считал, что молодое поколение необходимо воспитывать на прогрессивных традициях. По его мнению, для формирования "чувства памяти" следует отбирать в культуре прошлого самое ценное, что накоплено народным опытом, народной мудростью2. С. 194-195.ЗАКЛЮЧЕНИЕЛомоносовский период представляет собой особый этап в области научного педагогического знания. Заслуга М. В. Ломоносова состоит в том, что впервые в истории русской педагогики появилась научно обоснованная теория в области воспитания и образования юношества. При этом М.В. Ломоносов учитывал особенности развития новой русской культуры и понимал потребность общества в образовании. Наше исследование показало, что системообразующими элементами педагогической теории ученого являются такие принципы, как естественнонаучный подход к пониманию сущности педагогических явлений, гуманизм, демократизм, народность. Всю мощь своего таланта он отдавал развитию отечественной науки, просвещения и был сторонником широкого распространения образования, научных знаний во всех слоях русского общества. М.В. Ломоносов разработал программу развития высшей и средней школы. Он боролся за светскость образования, за создание единой бессословной системы обучения, которая была бы доступна всем. Русской школе М.В. Ломоносов принес огромную пользу как автор чрезвычайно ценных, широко распространенных учебников по грамматике, истории, естествознанию.М.В. Ломоносов уделял внимание разработке педагогической терминологии на научной основе. Он обогатил понятийный аппарат педагогики, используя не только общепедагогические, но и дидактические, психологические и школоведческие понятия. Сам термин "педагогика" был введен в научный аппарат в середине XVIII века.М.В. Ломоносов воспитал целую плеяду учеников, которые образовали прогрессивное течение в русской науке вообще и в педагогике в частности. Особенно ярко их деятельность проявилась в Московском университете.БИБЛИОГРАФИЯБобровникова В.К. Педагогические идеи и деятельность М.В.Ломоносова. /В.К. Бобровникова. – М., 1961.Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педгогической мысли XVIII в./ Т.С. Буторина. – М.-Архангельск, 2005.Грот Я.К. Очерк академической деятельности Ломоносова/ Я.К. Грот. – СПб., 1995.Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений: В 11 т./Гл. ред. С.И. Вавилов. – М., Л., 1983.Лысцов В.П. М.В. Ломоносов о социально-экономическом развитии России/ В.П. Лысцов. – Воронеж, 1969.Меншуткин Б.Н. Михаил Васильевич Ломоносов / Б.Н. Меншиткин. – СПб., 1943.Павлова Г.Е. Михаил Васильевич Ломоносов/ Г.Е Павлова, А.С. Федоров. - М., 1980.

БИБЛИОГРАФИЯ
1.Бобровникова В.К. Педагогические идеи и деятельность М.В.Ломоносова. /В.К. Бобровникова. – М., 1961.
2.Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педгогической мысли XVIII в./ Т.С. Буторина. – М.-Архангельск, 2005.
3.Грот Я.К. Очерк академической деятельности Ломоносова/ Я.К. Грот. – СПб., 1995.
4.Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений: В 11 т./Гл. ред. С.И. Вавилов. – М., Л., 1983.
5.Лысцов В.П. М.В. Ломоносов о социально-экономическом развитии России/ В.П. Лысцов. – Воронеж, 1969.
6.Меншуткин Б.Н. Михаил Васильевич Ломоносов / Б.Н. Меншиткин. – СПб., 1943.
7.Павлова Г.Е. Михаил Васильевич Ломоносов/ Г.Е Павлова, А.С. Федоров. - М., 1980.

Вопрос-ответ:

Какие методы наказаний использовал М.В. Ломоносов в своей педагогической деятельности?

М.В. Ломоносов применял различные методы наказаний, включая выговоры, угрозы, стояние на коленях перед классом, сечение розгами. Телесные наказания были распространены в школах того времени, поэтому Ломоносов прибегал к ним как к традиционным методам воспитания.

Какие проблемы решал М.В. Ломоносов своей педагогической деятельностью?

М.В. Ломоносов решал различные проблемы в своей педагогической деятельности. Он стремился формировать у учеников хорошие нравственные качества, развивать их умственные способности, воспитывать чувство патриотизма и ответственности. Также он старался помочь ученикам в освоении различных предметов и научить их критическому мышлению.

Были ли телесные наказания распространены в школах времен М.В. Ломоносова?

Да, телесные наказания были распространены в школах того времени. Поэтому М.В. Ломоносов использовал их как традиционные методы воспитания. Однако он также рекомендовал применять их в разумных пределах и соответствующим образом согласно проступкам учеников.

Какие качества М.В. Ломоносов стремился развивать у своих учеников?

М.В. Ломоносов стремился развивать у своих учеников хорошие нравственные качества, такие как честность, дисциплина, трудолюбие, ответственность. Он также старался развивать их умственные способности, помогая им осваивать различные предметы и стимулируя критическое мышление.

Какие методы наказаний рекомендовал М.В. Ломоносов?

М.В. Ломоносов рекомендовал использовать различные методы наказаний, включая выговоры, угрозы, стояние на коленях перед классом, сечение розгами. Он считал, что эти методы помогают формировать дисциплину и ответственность учеников, однако призывал применять их разумно и с учетом характера и проступков каждого конкретного ученика.

Какими методами наказания М. В. Ломоносов рекомендовал пользоваться в своей педагогической деятельности?

М. В. Ломоносов предлагал использовать такие методы наказания, как выговоры, угрозы, кланяться тем, кто хорошо ведет себя, стояние на коленях перед классом, сечение розгами. Он признавал телесные наказания, так как они были распространены в школах того времени.

Какую роль играли традиционные методы наказания в педагогической деятельности М. В. Ломоносова?

Традиционные методы наказания, такие как выговоры, угрозы, стояние на коленях, сечение розгами, были широко использованы М. В. Ломоносовым в его педагогической деятельности. Он рекомендовал применять их, так как они были распространены в школах того времени и считались эффективными методами воспитания.

Какие методы воспитания предлагал М. В. Ломоносов для использования в школах?

М. В. Ломоносов предлагал использовать различные методы воспитания в школах, включая выговоры, угрозы, принуждение к кланью перед теми, кто хорошо ведет себя, стояние на коленях перед классом и телесные наказания, такие как сечение розгами. Он признавал традиционные методы воспитания эффективными и рекомендовал их применение.

Какие методы наказания М. В. Ломоносов не рекомендовал?

М. В. Ломоносов не рекомендовал применять крайние и жестокие методы наказания, такие как битье или пытки. Он признавал телесные наказания, такие как сечение розгами, но только как традиционные методы воспитания и не рекомендовал их применение в крайних случаях.

Почему М. В. Ломоносов использовал традиционные методы наказания в своей педагогической деятельности?

М. В. Ломоносов использовал традиционные методы наказания, такие как выговоры, угрозы, стояние на коленях, сечение розгами, потому что они были распространены и считались эффективными в школах того времени. Он признавал эти методы как часть традиционной системы воспитания и рекомендовал их использовать вместе с более мягкими методами воспитания.

Какими методами М. В. Ломоносов применял телесные наказания?

M. В. Ломоносов предлагал выговоры, угрозы, кланяться тем, кто хорошо ведет себя, стояние на коленях перед классом, сечение розгами.