Культура Арабского Востока

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 24 24 страницы
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 15.01.2010
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА АРАБСКОГО ВОСТОКА
1.1. Ислам как религия Арабского Востока
и воздействие религии на мировоззрение арабов
1.2. Основные духовные ценности арабской культуры
1.3. Мужчина и женщина в культуре Арабского Востока
1.4. Статус женщины в культуре Арабского Востока

ГЛАВА 2.
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АРАБСКОГО ВОСТОКА
2.1. Архитектура Арабского Востока
2.2. Декоративно-прикладное и изобразительное искусство

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

В дальнейшем куполами завершают различные культовые и мемориальные здания, чаще всего увенчивая ими мавзолеи над могилами известных лиц.
  При Омейядах велось большое светское строительство: укреплялись города, возводились загородные дворцы и замки халифов (Мшатта, Кусейр-Амра, Каср аль-Хейр аль-Гарби и Каср аль-Хейр аш-Шарки, Хирбет аль-Мафджар), украшенные круглой скульптурой, резьбой, мозаикой и стенными росписями.
  При Аббасидах проводились большие градостроительные работы. Багдад, заложенный в 762 г., подобно Хатре и Ктесифону, был городом, круглым в плане; в центре его размещались дворец и мечеть, а периметр был охвачен двойным кольцом оборонительных стен. В Самарре (столице Халифата в 836 – 892 гг.), вытянувшейся вдоль р. Тигр, преобладала прямолинейная планировка; сохранились руины построенных из кирпича огромных дворцов и домов знати, имевших прямоугольные дворы и сводчатые приёмные залы, стены которых были покрыты резным орнаментом и полихромной живописью. Мечети Самарры имели зиккуратообразные минареты.
  Особую школу арабского зодчества представляют постройки фатимидского Каира (осн. в 969 г.). Воздвигнутые из камня городские стены образуют в плане квадрат; сохранилось несколько ворот ХI в., к которым вели главные улицы города. Крепостная архитектура отличалась выразительностью простых монументальных форм. Фатимидский Каир украшали дворцы, каравансараи, бани, лавки, жилые дома, а также здания мечетей, из числа которых до нас дошли грандиозные аль-Хаким и аль-Азхар, а также украшенные изящной резьбой по камню аль-Акмар и ас-Салих-Талаи.
  С ХIII в. до начало ХVI в. зодчество Египта и Сирии было тесно взаимосвязано. Велось большое крепостное строительство: цитадели в Каире, Халебе (Алеппо) и др. В монументальной архитектуре этого времени пространственное начало, доминировавшее на предшествующем этапе (дворовая мечеть), уступило место грандиозным архитектурным объёмам: над гладью мощных стен и большими порталами с глубокими нишами вздымаются высокие барабаны, несущие купола.
Строятся величественные здания четырёхайванного типа (известного до этого в Иране): маристан (госпиталь) Калауна (ХIII в.) и мечеть Хасана (ХIV в.) в Каире, мечети и медресе (духовные школы) в Дамаске и других городах Сирии. Сооружаются многочисленные купольные мавзолеи, подчас образующие живописный ансамбль (Кладбище мамлюков в Каире, ХV – ХVI вв.). Для украшения стен снаружи и в интерьере наряду с резьбой широко применяется инкрустация разноцветным камнем. В Ираке в ХV – ХVI вв. в декоре используются цветная глазурь и позолота (мечети: Мусы аль-Кадима в Багдаде, Хусейна в Кербеле, имама Али в Неджефе).
  Высокий расцвет пережила в Х – ХV вв. арабская архитектура Магриба и Испании. В крупных городах (Рабате, Марракеше, Фесе и др.) строились касбы — цитадели, укрепленные мощными стенами с воротами и башнями, и медины — торговые и ремесленные кварталы. Большие колонные мечети Магриба с многоярусными, квадратными в плане минаретами отличаются обилием пересекающихся нефов, богатством резной орнаментики (мечети в Тлемсене, в Таза и др.) и пышно украшены резным деревом, мрамором и мозаикой из разноцветных камней, как и многочисленные медресе ХIII – ХIV вв. в Марокко.
В Испании, наряду с мечетью в Кордове, сохранились и другие выдающиеся памятники арабской архитектуры: минарет «Ла Хиральда», воздвигнутый в Севилье зодчим Джебером в 1184—1196 гг., ворота в Толедо, дворец Альгамбра в Гранаде — шедевр арабского зодчества и декоративного искусства ХIII – ХV вв. Арабское зодчество оказало воздействие на романскую и готическую архитектуру Испании («стиль мудехар»), Сицилии и других средиземноморских стран.
  Захват арабских стран турками-османами в ХVI в. принёс формы османского зодчества, особенно в культовую архитектуру. Но в светской архитектуре продолжали жить и развиваться местные строительные и художественные традиции.

2.2. Декоративно-прикладное и изобразительное искусство
Арабское искусство в целом было ярким, самобытным явлением в истории мировой художественной культуры эпохи средневековья. Его влияние распространялось на весь мусульманский мир и выходило далеко за его пределы.
Арабо-мусульманская культура не создала пластических искусств - живописи и скульптуры в европейском или античном понимании искусства. Ведь ислам отрицательно относился к изображению любого живого существа в живописи и скульптуре, поэтому они были представлены орнаментальными, абстрактными мотивами. Иными словами, эквивалентами пластических искусств в арабо-мусульманской культуре были художественная каллиграфия и миниатюрная живопись. Искусство каллиграфии в мире ислама считалось самым благородным искусством, а каллиграфы имели свои «академии» и пользовались большим почетом.
Необходимо отметить, что абстрактность мусульманского искусства далека от современного абстракционизма. Современные художники находят в абстракции ответ на иррациональные подсознательные импульсы; для мусульманского же художника абстрактная живопись непосредственно отражает единство в многообразии. Мусульманское искусство состоит в воспроизведении предметов в соответствии с их природой, а она насыщена красотой, поскольку происходит от бога: не остается ничего другого, как выявить и выразить эту красоту. В исламской концепции искусство в широком смысле является средством облагораживания материала. Для мусульманского искусства (ковроткачество, архитектура, живопись, каллиграфия) характерны повторение выразительных геометрических мотивов, неожиданная смена ритма и диагональная симметрия. Исламский строй ума включает в себя острое ощущение хрупкости мира, емкость мысли и действия, чувства ритма.
Другим типичным примером арабо-мусульманской культуры являются арабеска, специфический мусульманский орнамент, в котором логика связана с живой целостностью ритма. Элементы мусульманского Декоративного искусства заимствованы из исторического прошлого, общего для народов Азии, Ближнего Востока и Северной Европы. Ислам ассимилирует эти архаические элементы, сводя их к наиболее абстрактному и чистому определению, в известной степени нивелирует их и таким образом лишает всякого магического характера. Как результат такого синтеза арабеска имеет аналогии в арабской риторике и поэзии, отличающихся ритмическим течением мысли, наполненным строго связанными параллелями и инверсиями. Для мусульман арабеска - не только возможность создания искусства без картин, но и средство рассеивания картины или того, что ей соответствует в мысли. В арабеске воспроизведение индивидуальной формы невозможно вследствие бесконечности полотна.
Каллиграфия, наиболее благородное визуальное искусство ислама, имеет функцию, аналогичную функциям икон в христианском искусстве, так как представляет видимое тело божественного Слова. Арабские слова в священных письменах соотносятся с арабесками, прежде всего с растительным орнаментом, связанным с азиатским символом древа мира, листья которого отвечают словам святой книги.
В арабо-мусульманском мире каллиграфия широко использовалась в архитектуре и как средство передачи текста, и просто для украшения. Архитекторы порой покрывали целые стены дворцов и мечетей затейливой арабской вязью, стилизованными мотивами из растительного мира и геометрическими узорами. Знаменита и сама архитектура, шедеврами которой являются Тадж-Махал, голубая мечеть в Стамбуле, в основе которой лежит христианский храм, голубые купола самаркандских и исфаганских мечетей, дворец Альгаморы в Гранаде, дворцы и мечети Кордовы. Нужно вспомнить и узорные изразцы мусульманской архитектуры, орнаменты которых впоследствии принесли известность персидским коврам.






















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате написания реферата на тему «Культура арабского Востока» были сделаны следующие выводы:

Во-первых, ислам оказал значительное влияние на становление и развитие мировоззрения, менталитета и духовных ценностей представителей стран Арабского Востока.
Во-вторых, специфика культуры Арабского Востока особенно проявляется в отношениях между мужчиной и женщиной, а также в статусе арабской женщины.
В-третьих, арабская архитектура и декоративно-прикладное творчество являются ярким и самобытным явлением в истории мировой художественной культуре.

Таким образом, культура Арабского Востока – это одна из ведущих мировых культур, которая сложилась на протяжении многих веков и специфика которой ярко выражена как в духовной культуре (язык, литература, наука, мировоззрение, ментальность, духовные ценности, взаимоотношения мужчины и женщины, отношение к женщине), так и в материальной культуре (становление и развитие архитектуры и декоративно-прикладного искусства). При этом ислам в культуре Арабского Востока имеет определяющее значение.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Абдел-Рахим Б.М. Женщина в арабской культуре. Автореф. дис... канд. культурологии. СПб., 2005. – 16 с.
Культурология. Энциклопедия. В 2-х тт. Т. 1. / Сост. С.Я. Левит. М.: РОССПЭН, 2007. – 1392 с.
Лихвар В.Д. Культурология. М.: Эксмо, 2008. – 416 с.
Родионов М.А. Ислам классический. СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2003. – 224 с.
Смирнов А.В. Логико-смысловые основания арабо-мусульманской культуры: семиотика и изобразительное искусство. М.: ИФРАН, 2005. – 250 с.
Стародуб-Еникеева Т.Х. Сокровища исламской архитектуры. М.: Белый город, 2004. – 455 с.
Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 640 с.
Шагаль В.Э. Арабский мир: пути познания. Межкультурная коммуникация и арабский язык. М.: ИВ РАН, 2001. – 288 с.
Лихвар В.Д. Культурология. М.: Эксмо, 2008. С. 164.
Там же. С. 165-166.
Там же. С. 166-167.
Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 640 с.
Культурология. Энциклопедия. В 2-х тт. Т. 1. / Сост. С.Я. Левит. М.: РОССПЭН, 2007. С. 832.
Родионов М.А. Ислам классический. СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2003. С. 44.
Там же. С. 108.
Родионов М.А. Ислам классический. СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2003. – С. 83-84.
Шагаль В.Э. Арабский мир: пути познания. Межкультурная коммуникация и арабский язык. М.: ИВ РАН, 2001. С. 64.
Родионов М.А. Ислам классический. СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2003. С. 110.
Шагаль В.Э. Арабский мир: пути познания. Межкультурная коммуникация и арабский язык. М.: ИВ РАН, 2001. С. 130-131.
Абдел-Рахим Б.М. Женщина в арабской культуре. Автореф. дис... канд. культурологии. СПб., 2005. С. 6-7.
Стародуб-Еникеева Т.Х. Сокровища исламской архитектуры. М.: Белый город, 2004. С. 35-38.
Смирнов А.В. Логико-смысловые основания арабо-мусульманской культуры: семиотика и изобразительное искусство. М.: ИФРАН, 2005. С. 52-56.












24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Абдел-Рахим Б.М. Женщина в арабской культуре. Автореф. дис... канд. культурологии. СПб., 2005. – 16 с.
2.Культурология. Энциклопедия. В 2-х тт. Т. 1. / Сост. С.Я. Левит. М.: РОССПЭН, 2007. – 1392 с.
3.Лихвар В.Д. Культурология. М.: Эксмо, 2008. – 416 с.
4.Родионов М.А. Ислам классический. СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2003. – 224 с.
5.Смирнов А.В. Логико-смысловые основания арабо-мусульманской культуры: семиотика и изобразительное искусство. М.: ИФРАН, 2005. – 250 с.
6.Стародуб-Еникеева Т.Х. Сокровища исламской архитектуры. М.: Белый город, 2004. – 455 с.
7.Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 640 с.
8.Шагаль В.Э. Арабский мир: пути познания. Межкультурная коммуникация и арабский язык. М.: ИВ РАН, 2001. – 288 с.

Вопрос-ответ:

Какие основные духовные ценности арабской культуры?

Основные духовные ценности арабской культуры включают священность семьи, гостеприимство, почитание предков, веру в ислам, уважение к старшим, традиционные ценности и моральные нормы.

Каков статус женщины в культуре Арабского Востока?

Статус женщины в культуре Арабского Востока может различаться в зависимости от страны и семейных традиций. В некоторых обществах она может ощущать ограничения в свободе передвижения и праве на образование и работу, однако в современном обществе наблюдается стремление к равноправию полов и уважению прав женщин.

Какая архитектура присутствует в Арабском Востоке?

В арабской архитектуре Востока можно встретить множество характерных элементов, таких как купола, арочные проходы, минареты, множество декоративных узоров, использующих геометрические и стилизованные растительные мотивы. Известна также арабская архитектура садов и дворцов.

Что такое изобразительное искусство в культуре Арабского Востока?

Изобразительное искусство в культуре Арабского Востока включает такие направления как каллиграфия, миниатюра, рельеф, мозаика и другие виды художественной деятельности. Особенно известным является арабская каллиграфия, которая играет важную роль в представлении письменности и внешнем оформлении зданий и предметов.

Как ислам влияет на мировоззрение арабов?

Ислам является основной религией на Арабском Востоке, и его учения оказывают значительное влияние на мировоззрение арабов. Они подчеркивают обязательство передачи знаний, уважение к старшим, справедливость, милосердие и почитание Бога. Ислам также влияет на правовую систему и социальные нормы общества.

Какая религия преобладает на Арабском Востоке и как она влияет на мировоззрение арабов?

На Арабском Востоке преобладает ислам, который оказывает огромное влияние на мировоззрение арабов. Ислам является не только религией, но и образом жизни, определяющим многие аспекты поведения и мышления арабского народа.

Какие основные духовные ценности присутствуют в арабской культуре?

Основными духовными ценностями арабской культуры являются верность религии, семье и преданность традициям. Также важными ценностями являются гостеприимство, взаимопомощь и почитание старших.

Какие особенности культуры Арабского Востока связаны со статусом мужчины и женщины?

Культура Арабского Востока отличается строгим разделением ролей мужчин и женщин. Мужчины обычно играют роль защитников и представителей семьи, а женщины - занимаются семейными делами и воспитанием детей. Однако в современном обществе начинают проявляться изменения в ролевых стереотипах.

Какой статус женщины в арабской культуре?

Статус женщины в арабской культуре может быть разнообразным в зависимости от конкретного региона и уровня образования. В некоторых секторах общества женщины имеют ограничения и меньше прав, у них ограничен доступ к образованию и занятию определенными профессиями. Однако в современном обществе становится все больше активисток, которые борются за равные права женщин и содействуют их эмансипации.

Какие характерные особенности имеет архитектура Арабского Востока?

Архитектура Арабского Востока характеризуется использованием арочных конструкций, изящных выступающих элементов и детализированных узоров. Типичными примерами арабской архитектуры являются мечети с минаретами, дворцы с внутренними двориками и резиденции с великолепной декорацией.

Какова религиозная основа культуры Арабского Востока?

Религиозной основой культуры Арабского Востока является ислам, который оказывает значительное воздействие на мировоззрение арабов.