Применение методик психологической диагностики в подборе персонала

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психодиагностика
  • 42 42 страницы
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 16.11.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы применения психодиагностических методик в подборе персонала
1.1. Психологические аспекты процесса подбора персонала
1.2. Применение психодиагностическим методик в процессе подбора персонала
Выводы по главе 1
Глава 2. Организация и методика психодиагностического обследования при подборе менеджеров продаж
2.1. Организационные аспекты проведения обследования
2.2. Описание используемых психодиагностических методик
2.3. Описание процедуры обследования
Выводы по Главе 2
Глава 3. Описание результатов обследования
Выводы по Главе 3
Заключение
Список использованной литературы
Приложение


Фрагмент для ознакомления

Смелость. Авантюрный, легко знакомится с людьми, реактивный, бодрый. Личностный опросник Кеттелла
Фактор А + (открытость) и фактор H + (смелость) ( 7 0,41 Достаточно высокий словарный запас, культура речи, интеллектуальная адаптивность Фактор В + (общий уровень интеллекта) ( 6 0,38 Беспечность, беззаботность, импульсивность, разговорчивость, веселость, позитивный эмоциональный фон, живость, готовность реагировать, проявлять чувства
Фактор F + (беспечность) ( 5 0,32
Самоконтроль, сильная воля. Дисциплинированность, точность в выполнении социальных требований, хороший контроль за своими эмоциями, забота о своей репутации
Фактор Q 3 + (самоконтроль)
( 6
0,36 Общая стабильность и уравновешенность эмоциональной сферы, высокий уровень работоспособности Тест Люшера Положение «рабочей группы» (красный, желтый, зеленый) в ряду предпочтений Коэффициент корреляции для фактора 6 оказалось невозможны определить, так как результаты по тесту Люшера не имеют числового или рангового выражения.
Таким образом, данный набор качеств стал для нас моделью для проведения отбора кандидатов на позицию менеджера оптовых продаж на втором этапе исследования.
Логика второго этапа состояла в следующем. В диагностическом обследовании принимали участие 22 испытуемых — потенциальные кандидаты на позицию менеджера оптовых продаж. Данные кандидаты прошли предварительный отбор на данную позицию по ряду формальных критериев, таких как наличие опыта работы на данной должности, соответствие по возрастным ограничениям и т. д. После данного отбора испытуемые должны были пройти испытательный срок продолжительностью 1 месяца, по результатам которого должно было быть принято окончательное решение по поводу их соответствия данной должности.
Диагностическое исследование по описанным выше методикам было проведено ними непосредственно перед началом испытательного срока. По результатам данного исследования нами были сформулированы предположения о степени успешности адаптации каждого из кандидатов. По окончании испытательного срока по каждому кандидату были получены данные о степени успешности его адаптации на новом рабочем месте. Эти данные включали в себя:
анализ индивидуальных объемов продаж
данные проведенного нами перед началом испытательного срока тестирования
По результатам анализа данных об успешности адаптации новых сотрудников их непосредственными руководителями выносилось решение о переводе либо не переводе каждого из кандидатов на постоянное место работы.
Таким образом, такая логика проведения диагностического среза позволила нам сделать вывод о справедливости сформулированных в начале исследования предположениях о наличии связи между успешностью профессиональной деятельности и степенью выраженности у менеджеров оптовых продаж тех или иных личностных качеств.
Выводы по Главе 2
Для исследования эффективности применения психологических методик в отборе персонала нами было проведено эмпирическое исследование на базе ООО «Фарм Гарант», г. Санкт-Петербург.
Непосредственно в исследовании приняло участие 22 испытуемых — потенциальные кандидаты на позицию менеджера оптовых продаж.
Исследование проходило в два этапа.
На первом этапе мы провели диагностическое обследование с использованием описанных выше методик уже работающих в организации сотрудников на позиции менеджера оптовых продаж. В данном обследовании приняло участие 24 работника организации.
Далее нами были запрошены данные об индивидуальных объемах продаж по каждому из испытуемых из эталонной группы за период в одну неделю предшествовавший исследованию.
Затем нами был проведен корреляционный анализ, целью которого являлось выявление тех психологических конструктов испытуемых по результатам психодиагностического среза, которые имели значимую корреляцию с объемами их продаж. В результате корреляционного анализа нами была выявлена статистически достоверная связь между объемами продаж испытуемых и рядом психологических качеств, выявляемых при помощи используемых нами методик. Таким образом, по результатам данного этапа исследования мы получили перечень профессионально значимых профессионально важным качеств менеджеров оптовых продаж, соотнесенных с соответствующими факторами и шкалами диагностических методик.


Глава 3. Описание результатов обследования
По итогам проведенного диагностического обследования все испытуемых были поделены нами на 7 групп, в зависимости от того, какое количество выделенных факторов (см. таб. 2.2.) присутствовало у данного испытуемого. В результате мы получили следующие группы испытуемых:
Таблица 2.2.
Распределение кандидатов по группам в зависимости от выраженности прогностических факторов
№ группы Количество факторов Количество кандидатов % кандидатов от общего числа 1 6 2 6,3% 2 5 4 12,5% 3 4 6 18,8% 4 3 7 21,9% 5 2 7 21,9% 6 1 4 12,5% 7 0 2 6,3% Перед началом испытательного срока мы сделали предположение о том, что наиболее успешными в деятельности менеджеров оптовых продаж будут кандидаты из первой группы, несколько менее успешными — кандидаты из группы № 2 и т. д., то есть будет иметь зависимость между количеством присутствующих у кандидата выявленных нами прогностических факторов и степенью его успешности в профессиональной деятельности на позиции менеджера оптовых продаж.
Как можно видеть, среди кандидатов присутствуют представители различных выделенных нами групп, от полного наличия выделенных нами прогностических диагностических факторов, до их полного отсутствия.


Рисунок 2.4. Сравнительные данные выделенных прогностических шкал опросника Кеттела по прогностическим группам кандидатов
Как можно видеть, налицо заметное увеличение показателей по соответствующим шалам опросника Кеттелла в более высоких прогностических групах. Во многом отбор в соответствующие группы происходил именно по данным этой методкик, так как по второй диагностической методике (опросник Меграбяна) такая прямо выраженая зависимость не неблюдается (см. ниже)

Рисунок 2.5. Сравнительные данные результатов заполнения опросника Меграбяна по прогностическим группам кандидатов
Как было сказано выше, по данной методике нет столь явно выраженной зависимости с прогностическими группами кандидатов. Тем не менее видно, что наибольший средний результат получили респонденты 1-й группы, далее у групп 2–4 так же достаточно высокие значения. Обращает на себя внимание несколькое повышение показателей по данной методике у последней, 7-й группы. В то же время следует отметить, что у всех групп кандидатов кроме 1-й и 3-й преобладае мотивация избеганя неудч, что может расцениваться скорее как неблагоприятный прогностический факт.



Рисунок 2.6. Сравнительные данные объемов продаж по прогностическим группам кандидатов
Анализируя данные об объемах продаж за период испытательного срока можно увидеть достаточно высокую связь между этим ключевым показателем деятельности менеджера оптовых продаж и принадлежностью кандидатов к той или иной прогностической группе. Так, наибольший средний объем продаж был зафиксирован в 1-й группе (в среднем 35 000 р. на одного кандидата), менее высокий — во 2-й группе (35 000 р.) и т. д. Данная тенденция несколько нарушается в последней, 7-й группе.
Таким образом можно видеть, что в целом сформулированные нами перед началам испытательного срока предположения нашли свое подтверждения, то есть испытуемые, в наибольшей степени обладающие выделенными нами прогностическими факторами, действительно продемонстрировали более высокие показатели в своей профессиональной деятельности.
Таким образом мы можем сделать вывод о том, что примененные нами психологические методики можно считать эффективными для проведения психологического отбора торгового персонала.
Выводы по Главе 3
Диагностическое исследование по описанным выше методикам было проведено ними непосредственно перед началом испытательного срока. По результатам данного исследования нами были сформулированы предположения о степени успешности адаптации каждого из кандидатов. По окончании испытательного срока по каждому кандидату были получены данные о степени успешности его адаптации на новом рабочем месте. Эти данные включали в себя:
анализ индивидуальных объемов продаж
данные проведенного нами перед началом испытательного срока тестирования
По результатам прохождения испытуемыми испытательного срока и поучения необходимых данных об эффективности деятельности кандидатов мы выявили, что существует умеренно выраженная связь между оценками экспертов и принадлежностью кандидатов к той или иной прогностической группе. Так же отметим в целом невысокий характер данных оценок. Отчасти это может быть связано с наличием определенной профессиональной конкуренцией.
По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что выделенные и предложенные нам прогностические критерии подтвердили свою эффективность в плане прогноза успешности профессиональной деятельности кандидатов на вакантную должность менеджера оптовых продаж, следовательно, данные примененные нами психологические методики можно считать эффективными для проведения психологического отбора торгового персонала.

Заключение
Таким образом, в первой главе исследования нами был поведен теоретический анализ изучаемых социально-психологических явлений, а именно:
Были показаны основные методы и способы организации психологического отбора персонала в организации, а так же показаны роль и место данных методик в общей системе отбора персонала.
Было раскрыто содержание применения психодиагностических методик в процессе отбора персонала, показана история и современное состояние данного вопроса.
Для исследования эффективности применения психологических методик в отборе персонала нами было проведено эмпирическое исследование на базе ООО «Фарм Гарант», г. Санкт-Петербург.
Непосредственно в исследовании приняло участие 22 испытуемых — потенциальные кандидаты на позицию менеджера оптовых продаж.
На первом этапе исследования мы провели диагностическое обследование с использованием описанных выше методик уже работающих в организации сотрудников на позиции менеджера оптовых продаж.
Далее нами были запрошены данные об индивидуальных объемах продаж по каждому из испытуемых из эталонной группы за период в одну неделю предшествовавший исследованию.
Затем нами был проведен корреляционный анализ, целью которого являлось выявление тех психологических конструктов испытуемых по результатам психодиагностического среза, которые имели значимую корреляцию с объемами их продаж. В результате корреляционного анализа нами была выявлена статистически достоверная связь между объемами продаж испытуемых и рядом психологических качеств, выявляемых при помощи используемых нами методик. Таким образом, по результатам данного этапа исследования мы получили перечень профессионально значимых профессионально важным качеств менеджеров оптовых продаж, соотнесенных с соответствующими факторами и шкалами диагностических методик.
Диагностическое исследование по описанным выше методикам было проведено ними непосредственно перед началом испытательного срока. По результатам данного исследования нами были сформулированы предположения о степени успешности адаптации каждого из кандидатов. По окончании испытательного срока по каждому кандидату были получены данные о степени успешности его адаптации на новом рабочем месте. Эти данные включали в себя:
анализ индивидуальных объемов продаж
данные проведенного нами перед началом испытательного срока тестирования
По результатам прохождения испытуемыми испытательного срока и поучения необходимых данных об эффективности деятельности кандидатов мы выявили, что существует умеренно выраженная связь между оценками экспертов и принадлежностью кандидатов к той или иной прогностической группе. Так же отметим в целом невысокий характер данных оценок. Отчасти это может быть связано с наличием определенной профессиональной конкуренцией.
По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что выделенные и предложенные нам прогностические критерии подтвердили свою эффективность в плане прогноза успешности профессиональной деятельности кандидатов на вакантную должность менеджера оптовых продаж, следовательно, данные примененные нами психологические методики можно считать эффективными для проведения психологического отбора торгового персонала.

Список использованной литературы
Акимова М.К., Гуревич К.М. Психологическая диагностика. — СПб.: 2005.
Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. — СПб.: 2003.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: 2001.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб.: 2000.
Иванова Е.М., Носкова О.Г., Чернышева О.Н. Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности. Учебное пособие. Под. ред. Котеловой Ю.В. — М., 1990.
Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. — М.: 1987.
Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами.- СПб, 2003
Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. — Спб.: Речь, 2004 г.
Кибанов А.Я., Дуракова И.Б., Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: учебное пособие для студентов вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Экзамен, 2004.
Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. — Ленинград: 2003.
Никифоров Г.С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. — СПб.: 1991.
Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996.
Романова Е.С., Суворова Г.А. Психологические основы профессиографии. — М.: 1990.
Собчик Л. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики — Спб.: Речь, 2005.
Толочек В.А. Современная психология труда. — СПб., 2005.
Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. — М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1996.
Ширяева Э.Г. Профессиональная психодиагностика. — Иркутск: 2007
Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. — СПб.: 2002.
Приложение
Приложение 1
Сводная таблица оценки эффективности прохождения испытательного срока кандидатами
Прогностические факторы № кандидата Прогностическая группа Объем продаж (тыс. руб.) Опросник Меграбяна А+ и H+ В+ F+ Q3+ Тест Люшера Заключение о приеме на работу (да/нет) 1 1 35,9 18 6 6 7 6 + да 2 1 35,5 19 5 8 7 8 + да Среднее по группе 35,7 18,5 5,4 7,2 7,2 7,2 3 2 36,4 15 4 3 3 4 + да 4 2 34,2 14 6 4 6 7 – да 5 2 33,8 16 6 6 7 6 – да 6 2 35,7 13 4 8 7 8 + да Среднее по группе 35,0 14,5 5,0 5,2 5,5 6,1 7 3 33,7 15 6 7 7 6 + да 8 3 32,8 14 5 4 5 5 + да 9 3 34,7 18 4 3 3 4 – да 10 3 32,6 19 5 4 5 6 – да 11 3 32,2 16 5 5 6 5 – да 12 3 34 15 4 7 6 7 + да Среднее по группе 33,3 16,2 4,8 5,0 5,3 5,5 13 4 31,5 12 5 6 6 5 + да 14 4 30,8 14 5 4 5 5 – да 15 4 34,4 15 4 3 3 4 + да 16 4 32,2 16 5 4 5 5 – да 17 4 26,9 13 5 5 5 5 – нет 18 4 31,5 14 4 6 5 6 – да 19 4 32,2 12 5 5 4 3 + да Среднее по группе 31,4 13,7 4,5 4,5 4,6 4,6 20 5 32,9 15 6 7 7 6 + нет 21 5 30,1 18 5 4 5 5 – да 22 5 28 17 4 3 3 4 – да 23 5 28,7 11 5 4 5 6 – да 24 5 30,5 13 5 5 6 5 – да 25 5 31,2 14 4 7 6 7 + нет 26 5 26,9 14 3 4 5 4 + да Среднее по группе 29,8 12 4,3 4,6 5,0 5,0 27 6 30,8 13 5 6 6 5 – да 28 6 28,3 11 4 3 4 4 – да 29 6 25,2 13 3 2 2 3 + нет Среднее по группе 28,1 12,0 4,0 3,7 4,0 4,0 30 6 28,7 16 4 4 5 4 – да 31 7 29,4 15 3 6 5 6 – нет 32 7 29,4 10 4 3 4 5 – нет Среднее по группе 29,2 13,7 3,7 4,3 4,5 4,8








42

Список использованной литературы
1.Акимова М.К., Гуревич К.М. Психологическая диагностика. — СПб.: 2005.
2.Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. — СПб.: 2003.
3.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: 2001.
4.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб.: 2000.
5.Иванова Е.М., Носкова О.Г., Чернышева О.Н. Спецпрактикум по психоло-гическому изучению профессиональной деятельности. Учебное пособие. Под. ред. Котеловой Ю.В. — М., 1990.
6.Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной дея-тельности. — М.: 1987.
7.Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами.- СПб, 2003
8.Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. — Спб.: Речь, 2004 г.
9.Кибанов А.Я., Дуракова И.Б., Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: учебное пособие для студентов вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Экзамен, 2004.
10.Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. — Ленин-град: 2003.
11.Никифоров Г.С. Психологическое обеспечение профессиональной дея-тельности. — СПб.: 1991.
12.Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996.
13.Романова Е.С., Суворова Г.А. Психологические основы профессиогра-фии. — М.: 1990.
14.Собчик Л. Психология индивидуальности. Теория и практика психоди-агностики — Спб.: Речь, 2005.
15.Толочек В.А. Современная психология труда. — СПб., 2005.
16.Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. — М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1996.
17.Ширяева Э.Г. Профессиональная психодиагностика. — Иркутск: 2007
18.Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. — СПб.: 2002.

Вопрос-ответ:

Какие методики психологической диагностики применяются в подборе персонала?

В подборе персонала используются различные методики психологической диагностики, включающие тесты, опросники, интервью и наблюдение. Некоторые из них включают оценку личностных особенностей, когнитивных способностей, мотивации и профессиональных навыков.

Какие психологические аспекты учитываются при подборе персонала?

При подборе персонала учитываются различные психологические аспекты, такие как личностные особенности, мотивация, интеллектуальные способности, коммуникативные навыки, умение работать в коллективе и другие. Оценка этих аспектов помогает работодателям определить подходящих кандидатов для конкретной должности.

Какие психодиагностические методики широко применяются в подборе персонала?

В подборе персонала широко применяются различные психодиагностические методики, такие как тесты на личностные особенности, тесты на интеллектуальные способности, психологические интервью, оценка деловых игр и симуляций. Эти методики помогают более объективно оценить кандидатов и выбрать наиболее подходящих для конкретной работы.

Какие организационные аспекты важны при проведении психодиагностического обследования для подбора менеджеров продаж?

При проведении психодиагностического обследования для подбора менеджеров продаж важно учесть организационные аспекты, такие как выбор подходящих психологических методик, объективность оценки результатов, конфиденциальность информации, соблюдение этических и профессиональных стандартов. Также важно правильно организовать время и место проведения обследования, чтобы создать комфортные условия для кандидатов.

Какие психодиагностические методики используются при подборе менеджеров продаж?

При подборе менеджеров продаж часто используются психодиагностические методики, такие как тесты на лидерские качества, тесты на коммуникативные навыки, тесты на умение принимать решения, оценка эмоционального интеллекта. Также проводятся интервью, которые позволяют оценить мотивацию кандидата и его опыт работы в продажах.

Какие методики психологической диагностики применяются при подборе персонала?

При подборе персонала применяются различные методики психологической диагностики, такие как тесты личности, проективные методы, беседы и интервью, анализ биографических данных и многое другое. Комбинирование различных методик позволяет получить наиболее полную картину о личности и компетенциях кандидата.

Каковы основные преимущества использования психодиагностических методик при подборе персонала?

Применение психодиагностических методик при подборе персонала позволяет более объективно оценить кандидатов, выявить их личностные особенности, профессиональные навыки и потенциал для развития. Это позволяет снизить риски ошибочного подбора сотрудников и повысить эффективность работы команды.

Как проводится организация психодиагностического обследования при подборе менеджеров продаж?

Организация психодиагностического обследования при подборе менеджеров продаж включает в себя различные этапы. Сначала определяются цели и задачи обследования, затем выбираются соответствующие методики и инструменты. После этого происходит сбор и анализ данных, оценка компетенций и подготовка отчета.

Какие организационные аспекты важны при проведении психодиагностического обследования при подборе персонала?

При проведении психодиагностического обследования при подборе персонала важно учесть такие организационные аспекты, как выбор квалифицированных психологов, создание комфортных условий для кандидатов, соблюдение этических принципов, сохранение конфиденциальности данных и т.д. Это позволяет получить более достоверные результаты и обеспечить профессионализм в процессе подбора персонала.

Какие выводы могут быть сделаны на основе главы 1 статьи?

На основе главы 1 статьи можно сделать следующие выводы: психологические аспекты являются важной составляющей процесса подбора персонала, применение психодиагностических методик позволяет более точно оценить кандидатов, выбор методик должен быть основан на целях и задачах подбора, а также контексте организации.