Актуальность проблемы развития банковского менеджмента в России на современном этапе на примере ОАО "Сбербанк России"
Заказать уникальную дипломную работу- 72 72 страницы
- 21 + 21 источник
- Добавлена 27.06.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ
1.1. ПОНЯТИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.2. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В РФ
1.3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В РФ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
2.1. КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
2.2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ БАНКА
2.3. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПАССИВАМИ БАНКА
2.4. ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
ГЛАВА 3.ПУТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
3.1.ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА РФ
3.2.ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА В ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
3.3.РАСЧЕТ И ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ В ОАО « СБЕРБАНК РОССИИ» АРМ «ВАЛЮТНЫЙ КАССИР».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Формы применения ПК разнообразны. Так, ПЭВМ может служить инструментом пользователя, при помощи которого он решает задачу. Он сам выбирает программный пакет, который будет для него в данном случае наилучшим, сам определяет и подготавливает рабочую программу, технологию. Это касается текстовых задач, а также задач, решаемых в среде электронной таблицы табличного процессора.
ПК может быть и интеллектуальным терминалом, если он подключен к ЭВМ более высокого уровня, в которой хранится информационная база, используемая ПК.
Наиболее распространенной и эффективной организационной формой является АРМ. В широком смысле АРМ—это комплекс физических модулей (средств), объединенных между собой, обеспеченный программными средствами и способный реализовать законченную информационную технологию. В комплекс входят: процессор, дисплей, принтер, плоттер, сканер, стриммер, манипулятор «мышь», клавиатура, специальное оборудование; программные средства, включающие в себя операционные системы, системы управления базами данных, прикладные пакеты, оригинальные программы, графические и текстовые редакторы, средства табличных процессоров, диалогового взаимодействия ПК и пользователя. Таким образом, речь идет о комплексе технического и программного обеспечения — инструменте любого пользователя. АРМ, создаваемое для реализации конкретных функций управления, получило название функционального. Функциональные АРМ можно подразделить по роду деятельности пользователей: АРМ экономиста, АРМ технолога, АРМ конструктора, АРМ администратора, АРМ бухгалтера и т. д.
Автоматизированное рабочее место (АРМ) — это совокупность методических, языковых, технических и программных средств, позволяющих организовать работу конечных пользователей в некоторой предметной области (рисунок 7).
Специфика АРМ заключается в том, что если раньше пользователями ЭВМ были люди, имеющие специальную программистскую и инженерную подготовку, то теперь пользователями ПК становятся люди самых разнообразных профессий, как правило, такой специальной подготовки не имеющие. Поэтому необходимо обеспечить каждому пользователю ПК возможность работы в привычных ему терминах, оперировать понятиями и правилами, составляющими суть его профессии. На создание условий, позволяющих различным специалистам, не имеющим программистской подготовки, использовать ПК в своей повседневной деятельности, и ориентирована идеология АРМ.
Рисунок 7.Схема АРМ
В АРМ учитывается, что работать на нем должен не единственный типовой пользователь, а несколько специалистов. Несмотря на то, что у них одна и та же предметная область, они отличаются уровнем профессиональной подготовки, решают различные задачи и имеют различную подготовку в области использования компьютеров.
Для развития управления в ОАО « Сбербанк России» целесообразно предложить внедрение автоматизированной системы АРМ «Валютный кассир». Внедрение мероприятий по совершенствованию учета в обменном пункте на основе его автоматизации связано со значительными материальными затратами на разработку и функционирование системы.
Эффективность внедрения автоматизированной системы обусловлена действиями организационного фактора, информационного и экономического фактора.
Проявление организационного эффекта просматривается при освобождении работника от рутинных операций по систематизации и группировке учетных данных, многочисленных расчетов и записей в реестры и другую документацию, сверки показателей. У работников появляется время для того чтобы провести анализ и оценку эффективности принятых управленческих решений.
Информационный фактор эффективности выражается в повышение уровня информированности персонала.
Экономическим фактором является то что, учетная информация, которая имеет цель полного и своевременного отражения состояния объекта или каких либо причин, влияющих на его развитие, в конечном счете, направлена на то, что бы улучшить использование производственных ресурсов.
В процессе автоматизации учетновычислительных работ предполагается достижение снижения трудоемкости отдельных операций, рост производительности и улучшений условий труда отдельных работников, повышения оперативности и достоверности отчетности, а так же ее подготовки при постоянном увеличении объема первичной документации без увеличения численности персонала и т.д.
3.3.Расчет и оценка экономической эффективности внедрения в ОАО « Сбербанк России» АРМ «Валютный кассир».
Важной задачей является анализ экономической эффективности внедряемой системы. При ее совершенном решение появляется возможность сравнения различных вариантов автоматизации, и выявить оптимальный вариант, дать оценку его влияния на изменения показателей деятельности организации.
Основными компонентами экономической эффективности являются:
совершенствование хозяйственной, производственной, и финансовой деятельности обменного пункта;
сокращение затрат на проведение вычислительных операций.
Базой для оценки экономической эффективности автоматизированной системы служит время, которое затрачивается на одного клиента в обменном пункте.
Основными показателями экономической эффективности являются:
годовой экономический эффект от разработки и внедрения автоматизированной системы;
сроки окупаемости автоматизированной системы;
расчетный коэффициент эффективности капитальных затрат.
Рассмотрим расчет приведенных показателей.
Определение годового экономического эффекта рассматривается как разность между годовой экономией (или годовым приростом) и нормативной прибылью.
(1),
где
Э годовой экономический эффект (руб.);
П годовая экономия (или годовой прирост) (руб.);
К единовременные затраты (руб.);
Кн нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений. (Кн минимальная норма эффективности капитальных вложений, ниже которой они не целесообразны. Значение Кн принимается равным 0.2)
К * Кн рассматривается как нормативная прибыль, которая будет получена от внедрения системы.
Коэффициент эффективности капитальных затрат – представляет собой отношение годовой экономии (годового прироста прибыли) к капитальным затратам на разработку и внедрение автоматизированной системы.
(2),
где
Кр коэффициент эффективности капитальных затрат.
Срок окупаемости затрат на внедрение модернизируемого проекта машинной обработки информации определяется как отношение капитальных затрат на разработку и внедрение автоматизированной системы к годовой экономии (годовому приросту прибыли).
(3),
где
Т срок окупаемости капитальных затрат на внедрение автоматизированной системы (мес.).
Для расчета вышеперечисленных показателей необходимо предварительно вычислить частные показатели, которые характеризуют создаваемую автоматизированную систему.
Единовременные затраты ( К, руб.) при бесплатной доставке и монтаже оборудования.
Эксплуатационные расходы (в расчете на обслуживание 1 клиента в обменном пункте).
Рассмотрим расчет заработной платы кассира на обслуживание одного клиента. Для этого сформируем показатели единовременных затрат в таблицу 9:
Таблица 9.Единовременные затраты на внедрение АРМ «Валютный кассир»
№п/п перечень затрат количество (шт.) стоимость (руб.) 1 Источник бесперебойного питания (мощность 600 Вт) 1 2000 2 Рабочая станция (Pentium 4) 1 7000 3 Струйный принтер Еpson Stylus 800C 1 6000 4 Разработка программного обеспечения 1 10000 5 Операционная система 1 3000 6 Тконнектор 1 600 Итого 28600
Рабочее дневное время кассира составляет 8 часов соответственно 480 минут. Предположим, что пропускная способность обменного пункта при ручном оформлении документов – 80 человек в день, при машинной – 160 человек в день. Рассчитаем время, которое кассир затрачивает на обслуживание одного клиента при ручном оформлении:
(4),
Рассчитаем время обслуживания клиента при машинном оформлении:
(5),
При ручном оформлении заработная плата кассира составляет – 11000 тыс./месяц, а при машинном – 12500 тыс./месяц. Предположим что в месяц у кассира 24 рабочих дня. Следовательно, заработная плата кассира в день при ручном оформлении составит:
(6),
и соответственно в минуту:
(7),
Расчет заработной платы кассира в день при машинном оформлении производится аналогично. Соответственно: Заработная плата кассира при машинном оформлении составляет примерно 521 руб.; в минуту примерно 1,09 руб.
Путем умножения заработной платы кассира в минуту на время обслуживания одного клиента получаем заработную плату за одного клиента. При ручном оформлении она составит – 6,06 руб./клиент; при машинном – 3,27 руб./клиент.
Рассчитав вышеуказанные показатели сформируем эксплуатационные затраты от внедрения АРМ.
Таблица 10. Эксплуатационные затраты на внедрение АРМ «Валютный кассир»
№ п/п Статьи затрат Из расчета
Руб. Ручная обработка (руб.) Машинная обработка (руб.) 1 Заработная плата за одного клиента 11000 руб./мес.
12500 руб./месс. 6,06
- -
3,27 3 Отчисления на социальные нужды 38,5% от ФОТ 2,33 1,26 4 Амортизационные отчисления 20% от капитальных затрат в год 0,65 5 Накладные расходы 40% от ФОТ 2,42 1,31 6 Итого 10,81 6,49
Из приведенной таблицы видно что эксплуатационные затраты при машинной обработке ниже почти в 1,7 раз чем при ручной обработке. Даже при наличии амортизационных отчислений машинная обработка выигрывает у ручной за счет экономии времени на обслуживание клиента.
После расчета единовременных и эксплуатационных затрат приступаем к расчету основных показателей.
Рассчитаем, прирост прибыли в день при ручной обработке по формуле:
(8),
где,
ПД прирост прибыли (руб.);
Р количество клиентов в день при машинной обработке (чел.);
С1, С2 затраты при ручном и машинном способе оформлении документов (руб.).
(9),
Соответственно, прирост прибыли в год равен:
(10),
где, Дгод количество рабочих дней в году (дни);
(11),
Расчет прироста прибыли при машинной обработке производится аналогично. Следовательно, ПД составило 691,2 руб., П год - 199065,6 руб.
Распределение времени при автоматизированном оформление операций приведен в таблице 11.
Таблица 11.Распердиление времени при автоматизированном оформлении операций
Название операций Время на обработку соответствующих сумм долларов США (сек.) 50 100 200 1000 8000 Выяснение вида операции, суммы валюты 3 3 3 3 3 Расчет суммы валюты и рублей 3 3 3 3 3 Проверка имеющегося количества рублей и валюты, их достаточности для проведения операции 0 0 0 0 0 Получение средств от клиента 4 8 10 16 25 Подсчет получаемых купюр 10 20 25 250 500 Подсчет продаваемых купюр 0 0 0 0 0 Заполнение реестра покупки/продажи валюты (в зависимости от вида операции) 0 0 0 0 0 Выписывание справки ф.№0406007 20 20 20 20 20 Выдача продаваемых купюр и справки ф.№ 0406007 10 10 10 10 10 Итого (сек.) 50 54 71 302 561 Итого (мин.) 0,83 0,90 1,18 5,03 9,35
Годовой экономический эффект (руб.) составил:
(12),
(13),
3. Коэффициент эффективности капитальных затрат:
(14),
(15),
Срок окупаемости капитальных затрат на внедрение автоматизированной системы (мес.):
(16),
(17),
Из проведенных расчетов видно что годовой экономический эффект от внедрения АРМ «Валютный кассир» составит 193345,6 руб., а срок его окупаемости составит 1год 7 месяцев.
Сравнительная оценка работы валютного кассира в обменном пункте при ручной обработке документов и автоматизированной обработке документов показана на рисунке 8.
Рисунок 8. Экономия времени по соответствующим суммам валюты
Для наглядного анализа в таблице 12 показано распределение времени, затрачиваемое кассиром с помощью автоматизированного оформления документов.
Таблица 12.Показатели автоматизированного оформления документов
Вид обработки информации Время на обработку соответствующих
сумм долларов США (сек.) 50 100 200 1000 8000 Ручная обработка 125 160 200 490 850 Автоматизированная обработка 50 54 71 302 561 Экономия времени 75 106 129 188 289
Из данных таблицы видно, что при увеличении суммы валюты время, затраченное кассиром, на обслуживание клиента возрастает. Но при сравнении с показателями ручной обработки документов разница во времени достаточно существенно, что позволяет оперативно обслуживать клиентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате написания дипломной работы было определено, что Банковский менеджмент представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности в кредитной организации.
Для менеджмента характерны постоянное стремление к росту производства и бизнеса в целом, а также широкая хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений, ответственность за конечные результаты функционирования предприятия (банка).
Менеджмент предполагает выработку эффективной банковской политики, как на долгосрочный, так и на краткосрочный период. Это и отражается в соответствующих годовых и квартальных планах-прогнозах.
Каждый банк представляет собой самоуправляемую систему несмотря на высокую степень регулируемости банковской деятельности.
Процесс управления кредитной организацией включает:
планирование; (представляет многоуровневый процесс, охватывающий все подразделения банка, и определяющий локальные и общие перспективы его развития).
анализ; (направлен на оценку деятельности банка в целом и по ее отдельным направлениям).
регулирование;
контроль.
Управление активами и пассивами предполагает использование таких методов формирования ресурсов и их размещения по активным операциям, которые обеспечат оптимальное для банка соотношение ликвидности, доходности и риска.
Важной стороной управления банковскими операциями является управление ликвидностью. Коммерческий банк, проводя свои операции, испытывает постоянное противоречие между ликвидностью и рентабельностью, которое конкретно выражается в противоречии между вкладчиками и акционерами.
Российскому банковскому сообществу, извлекая уроки из кризиса, следует осознать, что период возможности использования дешевых, «коротких» денег закончился и деньги «под ногами не валяются». Прежде всего, необходима смена парадигмы банковского финансового менеджмента на инвестиционную направленность банковского бизнеса отвечающего потребностям российской экономики и способствующего росту благосостояния населения страны.
Объектом исследования в дипломной работе является деятельность ОАО «Сбербанк России». Банк входит в банковскую систему Российской Федерации и при осуществлении своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, Уставом банка и нормативными документами Банка России.
Банк имеет самую разветвленную филиальную сеть в России: 17 территориальных банков, более 20 тысяч отделений и внутренних структурных подразделений, а также дочерние банки в Казахстане и на Украине.
По состоянию на 1 июля 2010 года доля Банка в активах банковской системы составила 25,1%, в капитале – 32,3%.На рынке кредитования физических лиц на долю Сбербанка России приходилось 31,7%.На рынке кредитования юридических лиц доля Сбербанка России составила 31,6%
Уровень финансовых показателей за 2010 год показывает, что Сбербанк РФ перевыполнил финансовый план этого года, показал эффективную работу, набрал хорошие темпы развития.
Активы банка за год увеличились на 5,5 % до 7105,1 млрд. руб. в основном за счет роста кредитного портфеля корпоративных клиентов и портфеля ценных бумаг. В то же время, созданные банком резервы по кредитам существенно уменьшили чистую ссудную задолженность и, соответственно, активы банка.
По итогам деятельности банка за 2010 год активы возросли на 378 млрд. руб., или на 5,6%, и на 1 января 2011 года составили 7097 млрд. руб.
Портфель кредитов физическим лицам снизился в 2010 году на 6,6% — до 1177,5 млрд. руб. Падение портфеля произошло вследствие снижения спроса на потребительские ссуды со стороны физических лиц, портфель которых в 2010 году уменьшился на 14,5% — до 564,4 млрд. руб. В портфеле кредитов физическим лицам рост наблюдался только по портфелю жилищного кредитования: он составил 3,0% за год.
Наибольший удельный вес в структуре кредитного портфеля составляют потребительские кредиты – 47,9%. Автокредиты 43,6% и жилищные кредиты 8,5%.
Проанализировав структуру пассива Банка видно, что в 2009 году обязательства Группы составили 5986320 млн. руб., что на 1694709 млн. руб. больше чем в 2008 году. Обязательства Сбербанка увеличились в 2010 году на 5,7% относительно 2009 года, и составили 6326,1 млрд. руб. Рост обязательств связан с ростом привлеченных средств физических лиц на 21,7% — до 3787,3 млрд. руб. по отношению к 2009 году. Рост наблюдается с 2008 года. Одновременно средства корпоративных клиентов в 2010 году снизились на 1,9%. не смотря на то, что в 2009году по отношению к 2008 году наблюдалось увеличение по этой статье пассива.
Анализируя демографический состав персонала Сбербанка России, приведенный на рисунке 4 можно сделать вывод что, на 31 декабря 2010 года в российских подразделениях и филиалах Сбербанка работало 249 829 человек. Свыше 75% работников имеют более чем 3-летний стаж работы в Сбербанке, из них более 10% работают в Банке более 20 лет. Около 173 тыс. работников Сбербанка закончили высшие учебные заведения и 52 тыс. имеют среднее профессиональное образование.
Всего в 2010 году прошли обучение более 184 тыс. сотрудников Банка - менеджеров, специалистов и операционно-кассовых работников.
На сегодняшний день проблемы оптимизации банковских рисков освещены недостаточно. В целом, отдельные проблемы оптимизации банковских рисков рассматриваются в отрыве от причин их возникновения.
Поэтому подавляющее большинство рекомендаций по оптимизации банковских рисков имеют ограниченную применимость.
Максимальная эффективность и действенность процесса оптимизации банковских рисков может быть достигнута лишь при условии системного подхода, когда объектом анализа становятся все стороны деятельности банка, все выполняемые им операции, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимозависимости.
В качестве предложения по усовершенствованию управления было предложено рассмотреть автоматизацию учета в обменном пункте как метод управления материальными затратами при разработке и функционирования системы Банка, в частности внедрение автоматизированной системы АРМ «Валютный кассир».
Были рассчитаны необходимые показатели и коэффициенты для внедряемой системы. Результатом анализа внедрения АРМ «валютный кассир» стали показатели годового экономического эффекта, коэффициента эффективности капитальных затрат и срок окупаемости капитальных затрат на внедрение автоматизированной системы.
Из проведенных расчетов видно что годовой экономический эффект от внедрения АРМ «Валютный кассир» составит 193345,6 руб., а срок его окупаемости составит 1год 7 месяцев.
При анализе распределения времени, затрачиваемого кассиром с помощью автоматизированного оформления документов, следует, что при увеличении суммы валюты время, затраченное кассиром, на обслуживание клиента возрастает. Но при сравнении с показателями ручной обработки документов разница во времени достаточно существенно, что позволяет оперативно обслуживать клиентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приказ Банка России от 01.10.1997 N 02-430 (ред. от 06.05.2002) "О введении в действие новой редакции Инструкции Банка России N 1 "О порядке регулирования деятельности кредитных организаций" (вместе с новой редакцией Инструкции Банка России от 01.10.1997 N 1)//Консультант плюс.
Банковский менеджмент : учебник / кол. авторов ; под ред. ддра экон. наук, проф.О.И. Лаврушина. — 22е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2009.— 560 с.
Владиславлев Д. Н. Энциклопедия банковского маркетинга и менеджмента Издательство: Ось-89.2011.-352 с.
Жуков Е.Ф. Банковский менеджмент. Учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по экономическим специальностям. Гриф МО РФ Издательство: Юнити-Дана.2009.-303с.
Костерина Т.М. Банковское дело: Учебно-практическое пособие. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. – 360 с.
Кургузов В. В. Банковский актуариат и риск-менеджмент. Издательство: Финансы и статистика.2011.-368с.
Лаврушин О.И. Банковский менеджмент. Учебник. Гриф МО РФ Издательство: КноРус.2010.-560с.
Лыч Ю.П. Организационное строение автоматизированных систем управления. «АРМ Экономист».2009.
Николаева Т.П. Банковский маркетиг: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2009. – 224 с.
Просветов Г.И. Банковский менеджмент: задачи и решения. Учебно-практическое пособие. Издательство: Альфа-Пресс.2009.-232с.
Свиридов О. Ю. Банковское дело: 100 экзаменационных ответов / О. Ю. Свиридов. — Издание 3-е, исправленное и дополненное. — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010. — 256 с.
Тосунян Г.А. Банкизация России: право, экономика, политика: (Монография). – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008.
Ольхова Р.Г. Банковское дело: управление в современном банке. – М.: КНОРУС, 2008. – С. 72.
Хисамудинов В.В., Ковалева В.Д. Автоматизированное рабочее место экономиста. Гриф УМО МО РФ. Издательство: Финансы и статистика.2010.-336с.
Банковский сектор – 2009: «Времена меняются, банки остаются».59 с.
Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество) №3 – 2007 г.С 1-10.
«ИТО-Марий Эл». Теория и методика обучения информатике,2008
Годовой отчет ОАО «Сбербанка» России.
Итоги деятельности Группы Сбербанка России по МСФО.,2010.-24с.
Официальный сайт Сбербанка России. http://sberbank.ru.
Правовой сайт «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Структура доходов и расходов, представленных в балансе банка
701 П Доходы 702 А Расходы* 70101 Проценты, полученные за предоставленные кредиты 70201
70202 Проценты, уплаченные за привлеченные кредиты
Проценты, уплаченные юридическим лицам по привлеченным средствам 70102 Доходы, полученные от операций с ценными бумагами 70203 Проценты, уплаченные физическим лицам по депозитам 70103 Доходы, полученные от операций с иностранной валютой 70204 Расходы по операциям с ценными бумагами 70104 Дивиденды 70205
70206 Расходы по операциям с иностранной валютой
Расходы по содержанию аппарата
управления 70105 Доходы по организациям банков 70207 Расходы по организации банков 70106 Штрафы, пени, неустойки 70208 Штрафы, пени, неустойки уплаченные 70107 Другие доходы 70209 Другие расходы * По каждому виду доходов и расходов ведется аналитический учет по видам, а по источникам поступления доходов открываются лицевые счета.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Организационная структура
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Динамика и структура обязательств Сбербанка России
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Горизонтальный анализ баланса Сбербанка РФ за 2008-2010 гг (тыс.руб.)
2008 2009 Абсол.
отклонение Относит. откл. % 2010 Абсол.
отклонение Относит. Отклон % Активы 1.Денежные средства 128 732 504 329 215 224 20048272 155,74 270 395 815 -58819409 -17,87 2.Средства кредитных организаций в Центральном банке Российской Федерации
81 793 071 98 775 211 16 982 140 20,76 112 237 721
13 462 510 13,63 2.1. Обязательные резервы 56 790 258 7 643 214 -49 147044 -86,54 40 572 382 32 929 168 430,83 3.Средства в кредитных организациях 16 631 126 78 200 983 61 569 857 370,21 85 334 400 7 133 417 9,12 4.Чистые вложения в ценные бумаги, оцениваемые
по справедливой стоимости через прибыль или убыток 473 263 870 2 812 259 -470 451 611 -99,41 15 587 505 12 775 246 454,27 5.Чистая ссудная задолженность 3 988 641 545 5 352 582 554 1 363 941 009 34,2 5 158 029 273 -194 553 281 -3,63 6.Чистые вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи
39 768 362 508 832 916 469 064 554 1179,49 1 075 404 440 566 571 524 111,35 6.1.Инвестиции в дочерние и зависимые организации 12 618 548 22 172 918 9 554 370 75,72 38 999 532 16 826 614 75,89 7.Чистые вложения в ценные бумаги, удерживаемые до погашения 0 0 - - 0 - - 8.Основные средства, нематериальные активы и материальные запасы 163 415 207 269 417 247 10 600 204 64,87 289 830 038 20 512 719 7,58 9.Прочие активы 52 576 372 79 183 053 26 606 681 42,48 90 176 101 10 993 048 13,88 10.Итого активов 4 944 822 057 6 719 019 447 1 774 197 390 35,88 7 096 995 293 377 975 846 5,63 Пассивы 11.Кредиты, депозиты и прочие средства Центрального банка Российской Федерации 665 987 733 254 471 732 588 484 1100 500 000 000 -233 254 471 -31,81 12.Средства кредитных организаций 183 703 088 202 287 659 18 584 571 10,12 143 388 747 -58 898 912 -29,12 13.Средства клиентов (некредитных организаций)
3 872 732 738 4 802 831 486
930 098 748 24 5 396 947 880 594 116 394 12,37 13.1. Вклады физических лиц 2 642 553 515 3 047 259 175 404 705 660 15,31 3 687 133 202 639 874 027 21 14. Финансовые обязательства, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток 0 0 - - 0 - - 15. Выпущенные долговые обязательства 164 898 208 142 635 794 -22 262 414 -13,5 122 853 349 - 19 782 445 -13,87 16.Прочие обязательства 40 437 683 55 038 947 14 601 264 36,11 59 994 777 4 955 830 9 17. Резервы на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера, прочим возможным потерям и операциям с резидентами офшорных зон 2 879 075 7 454 065 4 574 990 158,9 25 557 430 18 103 365 242,87 18.Итого обязательств 4 265 316 779 5 943 502 422 1 678 185 643 39,34 6 248 742 183 305 239 761 5,14 Источники собственных средст 19. Средства акционеров (участников) 67 760 844 67 760 844 - - 67 760 844 - - 20. Собственные акции (доли), выкупленные у акционеров (участников) 0 643 - - 0 - - 21. Эмиссионный доход 228 054 226 228 054 226 - - 228 054 226 - - 22.Резервный фонд 3 527 429 3 527 429 - - 3 527 429 - - 23.Переоценка по справедливой стоимости ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи 0 -76 028 208 - - –13 998 620 62 029 588 81,59 24.Переоценка основных средств 8 354 273 81 826 437 73 472 164 879,5 81 783 896 -42 541 -5,2 25.Нераспределенная прибыль(непокрытые убытки) прошлых лет 255 123 783 360 437 138 105 313 355 41,3 459 430 840 98 993 702 27,47 26.Неиспользованная прибыль (убыток)за отчетный период 116 684 723 109 939 802 -6 744 921 -5,78 21 694 495 -88 245 307 -80,27 27. Всего источников собственных средств 679 505 278 775 517 025 96 011 747 14,13 848 253 110 72 736 085 9,38 Внебалансовые обязательства 28.Безотзывные обязательства кредитной организации 512 097 496 675 961 449 163 863 953 32 938 270 710 262 309 261 38,81 29.Выданные кредитной организацией гарантии и поручительства 29 858 016 213 801 324 183 943 308 616,1 249 579 130 35 777 806 16,73
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках
Сбербанка РФ за 2008-2010 гг (тыс. руб.)
2008г 2009г абсол.
откл. Относит.откл. % 2010г абсол.
откл Относит.откл. % Процентные доходы 619 952 814 962 195 010 31,5 795 646 -19 316 -2,4 Процентные расходы (241 795) (312 245) 70 450 29,1 (299 825) -12 420 -4 Чистые процентные доходы 378 157 502 717 124 560 32,9 495 821 -6 896 -1,4 Чистые процентные доходы после создания резерва под обесценение кредитов 280 276 113 785 -166 491 -59,4 342 012 228 227 200,6 Операционные доходы (убытки) 351 660 259 141 -92 519 -26,3 512 754 253 613 97,9 Прибыль (убыток) до налогообложения 129 921 29 864 -100 057 -77 230 135 200 271 670,6 Прибыль (убыток) после налогообложения 97 746 24396 -73 350 -75 181 648 157 252 644,6 Чистая прибыль 97 746 24396 -73 350 -75 181 648 157 252 644,6 Базовая прибыль на акцию 4,50 1,10 -3,4 -75,6 8,42 7,32 665
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Вертикальный анализ баланса Сбербанка РФ за 2008-2010 гг (тыс.руб.)
2008
% 2009
% Абсол.
отклон. % 2010
% Абсол.
отклон. % Активы 1.Денежные средства 2,6 4,9 2,3 3,81 -1,09 2.Средства кредитных организаций в Центральном банке Российской Федерации
1,7 1,5 -0,2 1,58
0,08 3.Средства в кредитных организациях 0,3 1,2 0,9 1,2 0 4.Чистые вложения в ценные бумаги, оцениваемые
по справедливой стоимости через прибыль или убыток 9,5 0,04 -9,46 0,22 0,18 5.Чистая ссудная задолженность 80,7 79,66 -1,04 72,68 -6,98 6.Чистые вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи
0,8 7,6 6,8 15,2 7,6 7.Чистые вложения в ценные бумаги, удерживаемые до погашения 0 0 - 0 - 8.Основные средства, нематериальные активы и материальные запасы 3,3 4 0,7 4,1 0,1 9.Прочие активы 1,1 1,1 0 1,21 0,11 10.Итого активов 100 100 - 100 - Пассивы 11.Кредиты, депозиты и прочие средства Центрального банка Российской Федерации 0,02 12,34 12,32 8 -4,34 12.Средства кредитных организаций 4,31 3,4 -0,91 2,3 -1,1 13.Средства клиентов (некредитных организаций)
90,8 80,81 -9,99 86,4 5,59 14. Финансовые обязательства, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток 0 0 - 0 - 15. Выпущенные долговые обязательства 3,87 2,4 -1,47 1,97 -0,43 16.Прочие обязательства 0,95 0,93 -0,02 0,94 0,01 17. Резервы на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера, прочим возможным потерям и операциям с резидентами офшорных зон 0,05 0,12 0,07 0,39 0,27 18.Итого обязательств 100 100 - 100 - Источники собственных средст 19. Средства акционеров (участников) 9,97 8,74 -1,23 7,99 -0,75 20. Собственные акции (доли), выкупленные у акционеров (участников) 0 0 - 0 - 21. Эмиссионный доход 33,56 29,41 -4,15 26,89 -2,52 22.Резервный фонд 0,52 0,45 -0,07 0,42 -0,03 23.Переоценка по справедливой стоимости ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи 0 -9,8 -9,8 -1,65 7,93 24.Переоценка основных средств 1,23 10,55 9,32 9,64 -0,91 25.Нераспределенная прибыль(непокрытые убытки) прошлых лет 37,55 46,48 8,93 54,16 7,68 26.Неиспользованная прибыль (убыток)за отчетный период 17,17 14,17 -3 2,55 -11,62 27. Всего источников собственных средств 100 100 - 100 -
Костерина Т.М. Банковское дело: Учебно-практическое пособие. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. – с.253.
Николаева Т.П. Банковский маркетинг: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2009. – с.9.
Свиридов О. Ю. Банковское дело: 100 экзаменационных ответов / О. Ю. Свиридов. — Издание 3-е, исправленное и дополненное. — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010. —с.244.
Банковский менеджмент : учебник / кол. авторов ; под ред. ддра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. — 22е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2009.— с.26.
Костерина Т.М. Банковское дело: Учебно-практическое пособие. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. – с.260
Свиридов О. Ю. Банковское дело: 100 экзаменационных ответов / Ю. Свиридов. — Издание 3-е, исправленное и дополненное. — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010. — с.242.
Тосунян Г.А. Банкизация России: право, экономика, политика: (Монография). – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008.с.92.
Геращенко В.В. Россия и деньги. Что нас ждет? – М.: Астраль: Русь-Олимп, 2009.
Официальный сайт Сбербанка РФ. http://www.sbrf.ru/
Официальный сайт Сбербанка России. http://sberbank.ru.
Официальный сайт Сбербанка РФ. http://www.sbrf.ru/
Отчет Сбербанка России за 2010 год. На официальном сайте Сбербанка России.
Отчет Сбербанка России за 2010 год. На официальном сайте Сбербанка России. http://www.sbrf.ru/
Официальный сайт Сбербанка РФ. http://www.sbrf.ru/
Лаврушин О.И. Банковский менеджмент. Учебник. Гриф МО РФ Изда-тельство: КноРус.2010.-с.334.
Научный журнал КубГАУ, №64(10), 2010 г
Приказ Банка России от 01.10.1997 N 02-430 (ред. от 06.05.2002) "О введении в действие новой редакции Инструкции Банка России N 1 "О порядке регулирования деятельности кредитных организаций" (вместе с новой редакцией Инструкции Банка России от 01.10.1997 N 1)//Консультант плюс.
Лыч Ю.П. Организационное строение автоматизированных систем управ-ления. «АРМ Экономист».2009.
«ИТО-Марий Эл». Теория и методика обучения информатике,2008
Хисамудинов В.В., Ковалева В.Д. Автоматизированное рабочее место экономиста. Гриф УМО МО РФ. Издательство: Финансы и статисти-ка.2010.-с.46.
3
1.Приказ Банка России от 01.10.1997 N 02-430 (ред. от 06.05.2002) "О вве-дении в действие новой редакции Инструкции Банка России N 1 "О по-рядке регулирования деятельности кредитных организаций" (вместе с но-вой редакцией Инструкции Банка России от 01.10.1997 N 1)//Консультант плюс.
2.Банковский менеджмент : учебник / кол. авторов ; под ред. ддра экон. на-ук, проф.О.И. Лаврушина. — 22е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2009.— 560 с.
3.Владиславлев Д. Н. Энциклопедия банковского маркетинга и менеджмен-та Издательство: Ось-89.2011.-352 с.
4.Жуков Е.Ф. Банковский менеджмент. Учебник для студентов ВУЗов, обу-чающихся по экономическим специальностям. Гриф МО РФ Издательст-во: Юнити-Дана.2009.-303с.
5.Костерина Т.М. Банковское дело: Учебно-практическое пособие. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. – 360 с.
6.Кургузов В. В. Банковский актуариат и риск-менеджмент. Издательство: Финансы и статистика.2011.-368с.
7.Лаврушин О.И. Банковский менеджмент. Учебник. Гриф МО РФ Изда-тельство: КноРус.2010.-560с.
8.Лыч Ю.П. Организационное строение автоматизированных систем управ-ления. «АРМ Экономист».2009.
9.Николаева Т.П. Банковский маркетиг: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2009. – 224 с.
10.Просветов Г.И. Банковский менеджмент: задачи и решения. Учебно-практическое пособие. Издательство: Альфа-Пресс.2009.-232с.
11.Свиридов О. Ю. Банковское дело: 100 экзаменационных ответов / О. Ю. Свиридов. — Издание 3-е, исправленное и дополненное. — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010. — 256 с.
12.Тосунян Г.А. Банкизация России: право, экономика, политика: (Моногра-фия). – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008.
13.Ольхова Р.Г. Банковское дело: управление в современном банке. – М.: КНОРУС, 2008. – С. 72.
14.Хисамудинов В.В., Ковалева В.Д. Автоматизированное рабочее место экономиста. Гриф УМО МО РФ. Издательство: Финансы и статисти-ка.2010.-336с.
15.Банковский сектор – 2009: «Времена меняются, банки остаются».59 с.
16.Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество) №3 – 2007 г.С 1-10.
17.«ИТО-Марий Эл». Теория и методика обучения информатике,2008
18.Годовой отчет ОАО «Сбербанка» России.
19.Итоги деятельности Группы Сбербанка России по МСФО.,2010.-24с.
20.Официальный сайт Сбербанка России. http://sberbank.ru.
21.Правовой сайт «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru.
Вопрос-ответ:
Какова актуальность проблемы развития банковского менеджмента в России на современном этапе?
Проблема развития банковского менеджмента в России на современном этапе является крайне актуальной. Банковская система играет важную роль в экономике страны, и эффективное управление банком имеет прямое влияние на его финансовые результаты. В условиях изменения экономической ситуации и конкурентных рыночных условий, постоянное развитие банковского менеджмента становится необходимостью для сохранения и улучшения конкурентных позиций банка. Проблемы развития банковского менеджмента включают в себя такие аспекты, как эффективное управление рисками, развитие инновационных технологий, повышение качества обслуживания клиентов и другие.
Какие задачи стоят перед банковским менеджментом в России?
Одной из основных задач банковского менеджмента является обеспечение стабильности и прибыльности банка. Для этого он должен разрабатывать и реализовывать стратегии, оптимизировать использование ресурсов и управлять операционными рисками. Кроме того, банковский менеджмент должен уделять внимание инновационным технологиям, анализу рынка и клиентским потребностям, чтобы развивать новые продукты и услуги, привлекать и удерживать клиентов.
Как организована система банковского менеджмента в России?
Система организации банковского менеджмента в России включает несколько уровней управления. На высшем уровне находятся руководители банка, которые разрабатывают стратегии и определяют цели банка. На следующем уровне находятся функциональные подразделения, отвечающие за конкретные аспекты банковского менеджмента, такие как финансы, кредитование, риск-менеджмент и другие. На нижних уровнях находятся отделы и отдельные сотрудники, выполняющие операционные задачи.
Чем является банковский менеджмент?
Банковский менеджмент представляет собой систему организации и управления деятельностью банка с целью достижения определенных целей, таких как максимизация прибыли, обеспечение финансовой стабильности и удовлетворение потребностей клиентов.
Какая актуальность проблемы развития банковского менеджмента в России на современном этапе?
На современном этапе актуальность проблемы развития банковского менеджмента в России обусловлена необходимостью совершенствования управленческих методов и технологий в условиях быстрого развития банковской системы и изменений во внешней экономической среде.
Каковы основные задачи банковского менеджмента?
Основными задачами банковского менеджмента являются оптимизация использования ресурсов банка, управление рисками, обеспечение эффективности операций, привлечение и удержание клиентов, улучшение финансовых показателей и обеспечение устойчивого развития банка.
Какие проблемы развития банковского менеджмента существуют в России?
В России существует ряд проблем развития банковского менеджмента, включая недостаточное использование современных управленческих методов и технологий, недостаточную эффективность управления рисками, ограничения в доступе к финансовым ресурсам, недостаточную прозрачность и открытость банковской системы.
Как происходит анализ и оценка системы управления деятельностью ОАО Сбербанк России?
Анализ и оценка системы управления деятельностью ОАО Сбербанк России проводятся с помощью различных методов и инструментов, таких как финансовый анализ, оценка эффективности операций, анализ управления рисками, анализ удовлетворенности клиентов и др. Эти инструменты позволяют оценить текущее состояние системы управления и выявить возможности для ее улучшения.
Какие основные проблемы развития банковского менеджмента в России на современном этапе?
На современном этапе развития банковского менеджмента в России существуют несколько основных проблем. Во-первых, низкая эффективность системы организации банковского менеджмента российских банков. Во-вторых, недостаточная квалификация и низкая компетентность банковских менеджеров. В-третьих, несовершенство законодательства в области банковского менеджмента и недостаточное регулирование со стороны государства.
Какая экономическая суть, цели и задачи банковского менеджмента?
Экономическая суть банковского менеджмента заключается в эффективном управлении финансовыми ресурсами банка с целью максимизации его прибыли. Основными целями банковского менеджмента являются обеспечение финансовой устойчивости банка, повышение его конкурентоспособности и увеличение стоимости акций. Основными задачами банковского менеджмента являются формирование и реализация инвестиционной политики, ведение операционной деятельности, управление кредитным риском и ликвидностью, а также управление человеческими ресурсами.
Как организована система банковского менеджмента в России?
В России система организации банковского менеджмента основана на трехуровневой модели, включающей стратегический, тактический и операционный уровни управления. На стратегическом уровне разрабатывается долгосрочная инвестиционная политика банка, на тактическом уровне формируются планы и бюджеты для реализации стратегии, а на операционном уровне осуществляется текущее управление банковскими операциями.