Система образования и воспитания в средние века
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 06.11.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Византийская система образования
Глава 2. Воспитание и школа в странах Западной Европы
Глава 3. Создание университетов и городских школ
Заключение
Список используемой литературы
В Скандинавии требовались также знание рун (эпоса и магических знаков), навыки навигации и умение работать по металлу. В рыцарском воспитании дух Средневековья сказывался в причудливом сочетании неприхотливости и утонченности, рыцарские понятия дружбы, верности, чести, долга, мужества, доблести стали нарицательными.
Этот опыт эстетического и физического воспитания был впоследствии частично учтён педагогами-гуманистами в XIV – XVII вв.
Глава 3. Создание университетов и городских школ
Вершиной средневекового образования явились университеты, которые стали создаваться в ХII – ХIII вв. как своеобразные учебные корпорации, вполне в духе времени. Первый университет в Болонье (Италия) действовал еще в конце XI в. Базой для них, как правило, служила система церковных школ – кафедральных и монастырских. Так, Парижский университет возник в 1160 г. из Сорбонны, богословской школы при соборе Нотр-Дам, присоединив к себе медицинскую и юридическую школы. Подобным же образом были организованы не менее знаменитые Оксфорд (1206) и Кембридж (1281), университеты в Неаполе (1224) и Лиссабоне (1290). В 1224 г. открылся университет в Саламанке (Испания), в 1228 г. – в Падуе (Италия). Новые университеты стремительно разрастались, расширялась и их специализация. Знаменательным явлением стала и учрежденная в 1183 г. инквизиция (от лат. Inquisition – розыск), просуществовавшая до конца XVIII в. Церковь сохраняла контроль над образованием в эпоху Возрождения и даже в Новое время.
Рост университетов был вызван развитием городов, культурных запросов горожан, способствовал производству и торговле. Так, целью созданного в 1348 г. университета во Флоренции было поправить дела в опустошенном войной городе. В XIII в. в Европе насчитывалось 19 университетов, а в XIV в. прибавилось еще 25, в том числе в Пизе, Гейдельберге, Кельне, Вене, Праге, Кракове (Ягеллонский университет). Часто они учреждались и светскими властями.
Права открывшихся университетов подтверждались привилегиями – особыми документами за подписью папы или царственных особ, закреплявших университетскую автономию (суд, управление, присвоение ученых степеней), освобождение от воинской службы (уже в XIII в.!). Порой выпускников, подобно рыцарям, венчали громкими титулами вроде «граф права». Неофициальными титулами ещё раньше наделялись и выдающиеся ученые-преподаватели: Doctor Mirabilis (Чудесный) – Роджер Бэкон, Doctor Universalis – Альберт Великий, Doctor Angelicus – Фома Аквинат, Doctor Subtilis (Утонченный) – Дуне Скот, Doctor Illuminatus (Озаренный) – Раймунд Луллий, Doctor Seraphicus – Бонавентура и т.д.
Первые университеты были очень мобильны, переезжая в случае чумы, войны и прочих бедствий. Часто из университета в университет переходили студенты, приглашались профессора. Практика «визитирующего профессора» и сегодня распространена в Европе и США. Студенты и преподаватели объединялись в национальные землячества, позже сформировались отделения по специальностям – факультеты и колледжи. Эти образования и определяли жизнь университетов. Представители наций (прокураторы) и факультетов (деканы) сообща выбирали ректора (лат. – управитель) университета.
Важной особенностью университетов был демократический, наднациональный характер отношений. В университет принимались люди любых сословий. Отношения учеников и преподавателей строились по типу «ремесленник – подмастерье». Обучение начиналось с 13 – 14 лет и продолжалось от 3 до 7 лет. Программа обучения строилась по принципу «семи свободных искусств».
Заключение
Университеты противопоставили схоластике (от греч. «школа»), «науке пустых слов, и сотрясения воздуха», кипучую интеллектуальную деятельность, характерной формой которой стали диспуты на самые разнообразные темы («обо всем»). Возрождая дух античности, они готовили ученость Возрождения. Из стен старинных университетов вышли выдающиеся деятели науки и просвещения, обновлённой религии – Ян Гус, Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Николай Коперник, Галилео Галилей, Фрэнсис Бэкон.
Университеты были ярчайшим воплощением социокультурных перемен, которые, по точному выражению немецкого философа прошлого века Э. Кассирера, «заставляли искать равновесия между средневековой верой в Бога и ренессансной верой в себя». Великолепное определение изменений на стыке Средневековья и Возрождения дал Ф. Петрарка. К словам Августина: «Благородный дух человеческий ни на чем не успокоится, кроме как на Боге, цели нашего существования», поэт добавил: «кроме как на себе самом и своих внутренних устремлениях». «Осень Средневековья» сменялась весной Возрождения.
Университеты порождали интеллектуальную деятельность, служили двигателем прогресса науки и техники, культуры и искусства.
Список используемой литературы
Кармин А.С. Культурология. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – 928 с.
Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 223 с.
Константинов Н.А., Смирнов В.З. История педагогики. – М.: Просвещение, 1965. – 280 с.
Культурология, под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 319 с.
Латышина Д.И. История педагогики и образования. – М.: Гардарики, 2007. – 526 с.
Латышина Д.И. История педагогики. – М.: Гардарики, 2005. – 603 с.
Назарьева В.А. Педагогика. Ответы на экзаменационные вопросы. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 220 с.
Соколова М.В. Мировая культура и искусство. – М.: Академия, 2007. – 368 с.
Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 351 с.
Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 735 с.
Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – С. 62.
Латышина Д.И. История педагогики. – М.: Гардарики, 2005. – С. 14 – 15.
Латышина Д.И. История педагогики и образования. – М.: Гардарики, 2007. – С. 15.
Там же. – С. 15.
Назарьева В.А. Педагогика. Ответы на экзаменационные вопросы. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – С. 165 – 167.
Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – С. 67.
Назарьева В.А. Педагогика. Ответы на экзаменационные вопросы. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – С. 167.
Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – С. 67.
Назарьева В.А. Педагогика. Ответы на экзаменационные вопросы. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – С. 169.
Константинов Н.А., Смирнов В.З. История педагогики. – М.: Просвещение, 1965. – С. 10.
Латышина Д.И. История педагогики и образования. – М.: Гардарики, 2007. – С. 15.
Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – С. 72.
Латышина Д.И. История педагогики и образования. – М.: Гардарики, 2007. – С. 16.
Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – С. 72 – 73.
Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – С. 73.
Латышина Д.И. История педагогики. – М.: Гардарики, 2005. – С. 16 – 17.
Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – С. 74.
Латышина Д.И. История педагогики. – М.: Гардарики, 2005. – С. 17.
Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – С. 74 – 75.
Назарьева В.А. Педагогика. Ответы на экзаменационные вопросы. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – С. 171 – 172.
Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – С. 75 – 76.
2
1.Кармин А.С. Культурология. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – 928 с.
2.Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 223 с.
3.Константинов Н.А., Смирнов В.З. История педагогики. – М.: Просвещение, 1965. – 280 с.
4.Культурология, под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 319 с.
5.Латышина Д.И. История педагогики и образования. – М.: Гардарики, 2007. – 526 с.
6.Латышина Д.И. История педагогики. – М.: Гардарики, 2005. – 603 с.
7.Назарьева В.А. Педагогика. Ответы на экзаменационные вопросы. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 220 с.
8.Соколова М.В. Мировая культура и искусство. – М.: Академия, 2007. – 368 с.
9.Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 351 с.
10.Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 735 с.
Вопрос-ответ:
Какая была система образования и воспитания в средние века?
В средние века существовала различная система образования и воспитания, включающая Византийскую систему образования, школы и университеты Западной Европы. Также важным элементом было рыцарское воспитание, основанное на ценностях верности, чести и долга.
Какие особенности были в Византийской системе образования?
Византийская система образования была основана на христианстве и имела целью подготовку священников и духовных учителей. Образование было доступно не только для аристократии, но и для рядовых граждан. Основное внимание уделялось грамотности, риторике и философии.
Какими навыками нужно было обладать в Скандинавии в средние века?
В Скандинавии в средние века требовалось знание рун, эпоса, магических знаков, а также навыки навигации и металлообработки. Эти навыки были важными в повседневной жизни и влияли на успешность работы и выживание в тех временах.
Какие значения идеалы рыцарского воспитания имели в Средневековье?
В рыцарском воспитании Средневековья присутствовали идеалы дружбы, верности, чести и долга. Рыцари стремились быть неприхотливыми и одновременно утонченными в своей этике и поведении. Эти идеалы определяли их образ жизни и поведение в бою и в обществе.
Каким образом создавались университеты и городские школы в Средние века?
Университеты и городские школы в Средние века в большинстве случаев возникали благодаря инициативе церкви и правительственных властей. Они предоставляли образование не только для священников, но и для граждан, и были важными центрами распространения знаний и науки.
Какая система образования была в Византии?
В Византии существовала система образования, основанная на классической греко-римской традиции. Образование было доступно только элите общества, главным образом для мужчин. Учебная программа включала изучение грамматики, риторики, философии, математики и музыки. Ученики обучались в частных школах и получали образование до достижения определенного уровня. Высшим учебным заведением был Константинопольский университет.
Что изучали в школах Западной Европы в Средние века?
В школах Западной Европы в Средние века изучали грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию. В основе образования лежали религиозные учения и ценности. Образование было доступно только для мальчиков из обеспеченных семей, в то время как девочки обучались дома и изучали некоторые навыки домашнего хозяйства.
Какие университеты были созданы в Средние века?
В Средние века было создано несколько университетов, среди которых самыми известными были университеты в Болонье, Париже и Оксфорде. Университеты включали факультеты, где студенты могли изучать различные дисциплины: право, медицину, философию и теологию. Университеты стали центрами образования и исследований в тех странах, где они были созданы.
Какое значение имели рыцарские понятия?
Рыцарские понятия, такие как дружба, верность, честь и долг, играли важную роль в средневековом воспитании. Рыцарство было сопряжено с идеалами благородства и рыцарский кодекс требовал от рыцарей соблюдать эти понятия. Они также отражались в написанном этикете и правилах поведения рыцарей в общине.
Какая система образования существовала в средние века?
В средние века существовала разнообразная система образования, отличающаяся в разных регионах Европы. Византийская система образования была основана на традициях древней Греции и Рима, где образование считалось важной частью гражданского общества. В странах Западной Европы развивалась система образования, основанная на церкви и религиозных учреждениях. Также появились университеты и городские школы, где обучались представители разных социальных групп.
Как происходило воспитание и обучение в средние века?
Воспитание и обучение в средние века в значительной степени зависели от социального статуса и положения человека. В Византии образование было доступно преимущественно только представителям элиты, тогда как в Западной Европе церковь играла важную роль в воспитании и обучении людей. В средние века также появились рыцарские школы, где будущие рыцари получали обучение по искусству военного дела и кодексу рыцарской этики.
Какие навыки и знания требовались в средние века?
В средние века требовались различные навыки и знания, в зависимости от социального статуса и региона. Например, в Византии ценности культуры Древней Греции и Рима передавались через изучение классических произведений и философии. В странах Западной Европы религиозное образование было важным, а также важность придавалась практическим навыкам, таким как навигация, работа по металлу, рыболовство и другие.