Влияние физических нагрузок на пcихические процессы спортсменов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 30 30 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 01.12.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание:


Ведение:
1.Познавательные психические процессы
1.1 Принципы развития познавательных процессов в спорте
2. Влияние физических нагрузок на психическое состояние спортсменов.
2.1 Волевые качества. Влияние нагрузки на изменение волевых качеств
2.2 Внимание. Влияние нагрузки на изменения внимания
2.3 Восприятие. Влияние нагрузки на восприятие
2.4 Мышление. Влияние нагрузки на мышление
3. Влияние предсоревновательных и соревновательных нагрузок на психическое состояние спортсмена
Вывод:
Литература:



Фрагмент для ознакомления

Анализируя качество выполненного упражнения, занимающиеся разбивают все упражнения на отдельные элементы и обдумывают, какие ошибки были допущены при выполнении каждого элемента.
Эффективность анализа зависит от особенностей анализируемого материала (его сложности), от времени, отведенного на восприятие этого материала (например, упражнения), оттого, является ли анализ чисто умственной операцией, или же он опирается на двигательное действие, наблюдаемое или выполняемое самим учащимся. В первом случае анализировать труднее, так всю необходимую для анализа информацию надо держать в уме.
Синтез служит способом объединения частей в целое. Он может проявляться как в мыслительной операции (спортсмен пытается представить себе, как будет выглядеть в целом упражнение, которое он до сих пор разучивал по частям), так к в двигательном действии (то же упражнение ученик пытается выполнить реально, а не «в уме»).
Анализ и синтез тесно между собой связаны, должны выступать в гармоническом единстве. При преобладающем развитии процессов анализа учащиеся теряются в деталях упражнения, плохо обобщают. При преобладании же процессов синтеза они привыкают делать поспешные обобщения, у них воспитывается верхоглядство.
Сравнение помогает устанавливать сходство и различие отдельных объектов и явлений. Процесс сравнения — активный, творческий.
Абстракция и конкретизация выступают в мышлении как две противоположные умственные операции.
Абстракция — это отвлечение от ряда конкретных свойств предмета, чтобы отдельные свойства, общие для целого ряда предметов, стали объектом специального рассмотрения. Примером абстрагирования может являться рассмотрение на уроке физической культуры понятия «скорость» или «быстрота», «сила». Здесь не важно, кто проявляет эти качества, они рассматриваются абстрактно, без соотнесения к конкретному объекту (человеку, машине, физическому явлению).
Учащиеся иногда не понимают объяснений учителя только потому, что не могут отвлечься от некоторых конкретных признаков объекта или явления. Отсюда у них задерживается процесс овладения понятиями, переход к обобщениям.
Конкретизация — это пояснение общей закономерности при помощи примера. Отсюда очень важно умение учителя придумывать удачные примеры, в которых бы со всей полнотой и ясностью учащиеся могли увидеть общее положение и перенести это положение на другие случаи.
Абстракция и конкретизация — процессы взаимосвязанные: конкретное помогает увидеть общее, а общее, абстрактное выделяется из конкретных случаев.
Обобщение — это объединение предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам. Оно тесно связано с систематизацией и классификацией, которые включают в себя как обобщение объектов по сходному признаку, так и разделение группы сходных объектов от других групп объектов по другим признакам.
Таким образом, все виды мыслительных операций тесно связаны между собой, протекают не изолированно, а в различных сочетаниях друг с другом.

Виды мышления и их использование в тренировочном процессе
Выделяют три вида мышления: практически-действенный, наглядно-образный и словесно-логический.
Практически-действенный вид мышления характеризуется тем, что мыслительные операции осуществляются в процессе манипулирования с предметами и выполнения физических упражнений. Развитие мышления у ребенка начинается с этого вида, когда он ощупывает игрушки, тянет их в рот. Однако это не значит, что этот вид мышления примитивен. Он используется и взрослыми, развивается в процессе профессиональной и спортивной деятельности, и оказывается незаменимым в тех случаях, когда решение мыслительной задачи должно протекать одновременно с практической деятельностью. В частности, этот вид мышления проявляется в тактическом мышлении спортсменов, о котором речь пойдет в конце параграфа.
Наглядно-образное мышление опирается на первичные и вторичные образы (представления). Оно используется учащимися в том случае, когда описываемое учителем в словесной форме упражнение они пытаются представить себе зрительно или когда умственную задачу решают, рисуя схему, отражающую связь каких-то явлений друг с другом.
Словесно-логическое мышление (его еще называют абстрактно-логическим) характеризуется оперированием абстрактными понятиями и рассуждениями. Мыслительная задача предлагается здесь в словесной (вербальной) форме, причем используются такие отвлеченные понятия, которые нельзя выразить конкретным образом: патриотизм, честность, принципиальность, способности, одаренность и т. п. Обобщенность используемых понятий ведет и к обобщенности этого вида мышления. В этом его преимущество перед другими видами мышления, но в этом состоит и его недостаток: никакое слово, понятие не может передать всех деталей образа, исчерпать все нюансы исполнения физического упражнения. Поэтому, кстати, никакое полное описание упражнения учителем не может заменить непосредственного выполнения этого упражнения самим учащимся, тех ощущений, которые он при этом получает.
В практической мыслительной деятельности все эти виды мышления тесно связаны между собой. Оперируя понятиями, человек опирается и на соответствующие им образы (представления), а мысля образами, он дает им тут же словесное обозначение.
Однако у отдельных лиц может преобладать тот или иной тип мышления: одни лучше мыслят, используя наглядно-образный способ, другие — словесно-логический.
Тактическое мышление. Выполнение ряда физических упражнений связано с тактикой, под которой понимается целесообразное ведение соревновательной борьбы как отдельным субъектом (индивидуальная тактика), так и в целом командой (командная тактика). Суть тактики состоит в использовании в ходе соревнования специальных знаний и умений, которые, с одной стороны, позволяли бы с наибольшим эффектом реализовать спортсмену или команде свои физические, психические и технические возможности, а с другой стороны, затруднить действия соперников. Хотя овладение тактическим мастерством предполагает участие всех психических процессов, основную роль все же играет мышление, называемое тактическим.
Тактическое мышление характеризуется рядом особенностей: действенным характером, оперативностью, вероятностью принимаемых решений, импровизационностью.
Действенный характер тактического мышления означает включенность мышления в практическое действие. Баскетболист, например, мыслит в ходе выполнения технического действия, немедленно реализуя в нем принятое решение.
Оперативность тактического мышления связана с недостатком времени на тщательное обдумывание тактического хода.
Импровизационный характер тактического мышления обусловлен тем, что в процессе игры возникают непредвиденные ситуации, выход из которых спортсмен должен найти на месте, так как «домашние заготовки» здесь не годятся.
Вероятностный характер тактического мышления связан с отсутствием достаточно полных сведений о противниках, их замыслах, а также из-за того, что вследствие быстрой смены ситуаций спортсмен не успевает' их классифицировать и искать правильный ответный ход. В этих условиях необходимо пусть даже приблизительное, но мгновенное решение.
Тактическое мышление, как и другие виды, развивается в процессе обучения, и помогает этому формирование у обучающегося тактики концептуальных моделей, под которыми понимают обобщенные образы-эталоны ситуаций и адекватных им действий. С помощью этих моделей человек сначала распознает ситуацию, затем сравнивает ее с ситуациями, бывшими в прошлом опыте, относит ее к определенному классу и выбирает способ ответа.
У новичков поисковые операции, связанные с распознаванием ситуации, занимают много времени, опора происходит на случайные признаки, вследствие чего часто ситуация опознается неправильно, что ведет и к ошибочным решениям. Обученные тактически учащиеся способны уже тонко различать игровые ситуации, правильно их классифицируют и выбирают ответное действие. Быстрое установление сходства «типового момента» в игровых ситуациях приводит к быстрому и своевременному исполнению соответствующих ситуации действий. Это создает впечатление, что действия осуществляются без всякой подготовки.
Тактическое мышление хорошо развивается в спортивных играх, однако это развитие должно проходить не стихийно, а под руководством тренера.(8)



3. Влияние предсоревновательных и соревновательных нагрузок на психическое состояние спортсмена

Тренировочные занятия и, тем более, соревнования спортсменов высокого класса характеризуются такими физическими и психическими нагрузками, которые доводят напряжение до пределов индивидуальных возможностей.
Приспосабливаясь к особенностям спортивной деятельности, учитывая различные нагрузки, переходя с одного уровня функционального состояния организма на другой, спортсмен определенным образом отражает происходящие изменения в виде переживания отношения к результатам выполняемой деятельности.
Если психика есть система взаимосвязанных друг с другом психических компонентов, то психическое состояние — это специфическое, характерное для определенного актуального отрезка деятельности соотношение и взаимодействие этих компонентов на определенный период времени. Оно выступает как временно возникшая функциональная система, направленная на достижение определенного результата.
Психическое состояние — это всегда «конкретная деятельность» с конкретной целью
Спортивная деятельность сопровождается ответной реакцией психических и физиологических функций организма спортсмена, которая отражает, во-первых, процесс его адаптации к реальному или ожидаемому воздействию тренировочной или соревновательной нагрузки, факторов окружающей среды, эмоциональных переживаний, во-вторых, характеризует процессы восстановления после этих воздействий.
Конкретное содержание спортивной деятельности (вид упражнений, нагрузки) вызывает специфические и целостные функциональные реакции организма спортсмена. Эти реакции всегда взаимосвязаны между собой и определяют интегральную динамичную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма, которая называется функциональным состоянием организма.
Это одно из центральных понятий в современной физиологии и психологии человека. Оно возникло в физиологии труда для характеристики мобилизационных возможностей и энергетических затрат работающего организма и является важным условием для понимания такой категории научной психологии как психические состояния. Именно психическое состояние обуславливает обилие оттенков и переживания влияющих на результат деятельности, позволяет повысить целый ряд психических состояний.
Наиболее часто вся динамика состояний при занятиях спортом описывается терминами «возбуждение», «тревога», «психическое напряжение». При этом и спортсмены, и тренеры используют их как взаимозаменяемые для обозначения одного и того же состояния. Тогда как это не только разные понятия, но и разноуровневые проявления в динамике деятельности организма.
От легких степеней возбуждения и кратковременной тревоги, через различные степени напряжения и стойкое состояние тревожности спортсмен может приблизиться и войти в состояние стресса.
Стресс как процесс, ряд явлений, приводящий к различным психическим отклонениям (реакциям). Автор теории стресса Г. Селье назвал этот процесс «общий адаптационный синдром», постоянно подчеркивая, что «стресс — это не просто нервное напряжение».
Стресс (процесс стресса) — это интегральный (глобальный) ответ организма и личности на экстремальные воздействия (стрессоры) или на повышенную нагрузку.
В динамике стресса выделяются три фазы:
тревога, настораживание и первичное (часто избыточное) возбуждение в ответ на стрессор;
резистентность (приспособление) — реакция адаптации организма к раздражителям (стрессорам);
истощение — фаза рассогласования в деятельности систем, а затем «поломка» отдельных из них, способная привести к гибели организма. (1)


















Вывод:

По результатам изученного материала можно сделать вывод, что физические нагрузки в основном положительно влияют на психические процессы спортсменов. Это влияние различаются по силе своего воздействия в зависимости от интенсивности нагрузки, так же эти влияния различаются в предсоревновательный и соревновательный периоды.
Поскольку внимание проявляется в деятельности, внимательность формируют и развивают только в процессе деятельности. Особое значение имеет развитие произвольного внимания, которое возможно только при наличии волевых усилий. В данном случае развитие волевых качеств означает и развитие внимания. Следовательно, деятельность должна быть такой, что бы побуждать учащихся к проявлению и развитию волевых качеств, это наиболее эффективно достигается путем тренировок и постепенного увеличения нагрузок.
Особое значение в процессе тренировок имеет восприятие. Организация эффективного восприятия в процессе занятий во многом соответствует прием организации внимания, однако следует использовать и ряд дополнительных мер, формируя у учеников умение, наблюдать, оптимизируя полученную информацию. Особую роль в физическом воспитании играет восприятие темпа и ритма.
Физические упражнения требуют от человека активного использования всех видов мышления и поэтому являются прекрасным способом развития интеллекта. Для этого важно, чтобы физические упражнения, применяемые тренером в своей работе с учениками, отличались доступностью на начальном этапе и постепенным повышением сложности (интеллектуальной) на последующих этапах физического воспитания, так же важно постепенное увеличение нагрузок это связанно с применением мышления для наиболее рационального выполнения заданного упражнения.
Любая деятельность в жизни человека, в том числе и спортивная, закрепляется во всех видах его памяти, составляя интегральные образования. Из интегральных видов памяти особое значение в физическом воспитании имеет память на движения. Они запоминаются зрительно, двигательно, тактильно, вестибулярно, мысленно и даже эмоционально. За счет различных модальностей восприятия и возникновения определенных образов в памяти фиксируется интегральный образ физического упражнения, который в дальнейшем становится эталоном для управления движениями при выполнении двигательных действий. Чем больше нагрузка у спортсмена, тем быстрее происходит процессы запоминания изучаемого материала.
Отрицательное влияние на психические процессы физическая нагрузка будет нести в случае неправильной психологической подготовки спортсмена. Очень важен контроль предсоревновательных и соревновательных физических нагрузок, в противном случае это может привести к негативным, отрицательным воздействиям.











Литература:
1.Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. – М.: академия,2004. – 224с.
2.Гогунов Е.Н.; Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. – М.: Академия,2000.-288с.
3.Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. – М.: ФиС,1986.- 208с.
4.Евсеев Ю.И Физическая культура. – Ростов н/Д.: Феникс,2002.-384с.
5.Ильин Е.П. Психология физического воспитания и спорта. - СпБ.: издательство РГПУ им А.И Герцена,2000.-486с.
6.Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. — М., Академия, 1999. – 256 с.
7.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с
8.Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта. – М.:Академический проект, фонд Мир,2004.- 576с.
9.Смирнов В.М.; Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта.- М.: Владосс Пресс,2002.- 608с.
10.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания. – М.: Академия,2001. – 368с.
11.Теория и методика физического воспитания: Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А.Д. Новикова. - М., ФиС,1976. – 315 с.
12.Физическая культура студента. Под ред. Ильинича В.И. - М.: Гардарика,2005.- 448с.
13.Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480с.












30

Литература:
1.Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. – М.: академия,2004. – 224с.
2.Гогунов Е.Н.; Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. – М.: Академия,2000.-288с.
3.Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. – М.: ФиС,1986.- 208с.
4.Евсеев Ю.И Физическая культура. – Ростов н/Д.: Феникс,2002.-384с.
5.Ильин Е.П. Психология физического воспитания и спорта. - СпБ.: издательство РГПУ им А.И Герцена,2000.-486с.
6.Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. — М., Академия, 1999. – 256 с.
7.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с
8.Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта. – М.:Академический проект, фонд Мир,2004.- 576с.
9.Смирнов В.М.; Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта.- М.: Владосс Пресс,2002.- 608с.
10.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания. – М.: Академия,2001. – 368с.
11.Теория и методика физического воспитания: Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А.Д. Новикова. - М., ФиС,1976. – 315 с.
12.Физическая культура студента. Под ред. Ильинича В.И. - М.: Гардарика,2005.- 448с.
13.Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480с.

Вопрос-ответ:

Какие познавательные психические процессы развиваются у спортсменов?

У спортсменов развиваются такие познавательные психические процессы, как внимание, восприятие, мышление и волевые качества.

Как физические нагрузки влияют на волевые качества спортсменов?

Физические нагрузки способствуют развитию волевых качеств у спортсменов. Постоянные тренировки требуют от них силы воли для преодоления усталости, достижения поставленных целей и поддержания мотивации.

Как нагрузка влияет на изменение внимания спортсменов?

Физические нагрузки могут вызывать изменение внимания у спортсменов. Во время тренировок и соревнований они должны сосредоточиться на выполнении упражнений и следить за своими движениями, что требует повышенной концентрации внимания.

Как нагрузка влияет на восприятие спортсменов?

Физическая нагрузка может изменить восприятие спортсменов. Они могут стать более чувствительными к своим ощущениям и физиологическим процессам в организме. Также спортсмены могут развивать свое восприятие мира вокруг себя через тренировки и соревнования.

Как нагрузка влияет на мышление спортсменов?

Физическая нагрузка может повлиять на мышление спортсменов. Они могут становиться более решительными и способными к принятию быстрых решений. Также они могут развивать свои когнитивные способности через тренировки и соревнования.

Какие познавательные психические процессы развиваются в спорте?

В спорте развиваются познавательные процессы, такие как внимание, восприятие, мышление. Также важными являются волевые качества.

Как физические нагрузки влияют на психическое состояние спортсменов?

Физические нагрузки влияют на психическое состояние спортсменов. Они могут улучшать волевые качества, увеличивать концентрацию внимания, способствовать развитию восприятия и мышления.

Как волевые качества спортсменов изменяются под воздействием нагрузок?

Под влиянием физических нагрузок волевые качества спортсменов могут улучшаться. Физическая активность требует от спортсмена настойчивости, сосредоточенности и контроля над своими эмоциями.

Как нагрузки влияют на изменения внимания у спортсменов?

Физические нагрузки могут улучшать концентрацию внимания у спортсменов. Участие в спортивных тренировках требует постоянного сосредоточения на выполнении задачи и избегания отвлечений.