Технология социальной реабилитации и адаптации детей-инвалидов.
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 25 + 25 источников
- Добавлена 27.10.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1.1.Семьи с детьми инвалидами: особенности и проблемы
1.Характеристика и особенности семей с инвалидами
1.2.Семьи с детьми-инвалидами и технологии их реабилитации в России и за рубежом
2.Правовые основы социальной защиты инвалидов
2.1.Обзор законодательства об инвалидах
2.2.Гарантии детям-инвалидам согласно российскому законодательству
3.Опыт решения проблем инвалидов в регионах России
3.1.Тенденции в реабилитации и адаптации детей-инвалидов
3.2.Методология работы с детьми-инвалидами
Заключение
Список использованной литературы
Положительные – это то, что сеть социально-медицинского обслуживания развивается стихийно.
Лидер в развитии социально-медицинского обслуживания – это Краснодарский край, в котором 170 отделений, что значительно больше, чем в некоторых федеральных округах, даже вместе взятых: например, в Уральском федеральном округе эффективно работают 140 таких социальных служб, а в Дальневосточном — всего 21. Также огромными темпами развивается надомное обслуживание в Саратовской области, где функционирует 121 отделение. Также довольно неплохо сформировалась специализированная сеть в Московской области - 87 отделений, Москве – 80 отделений, Санкт-Петербурге – 67 отделений, Республике Дагестан -66 отделений, Новосибирской области – 61 отделений, Нижегородской и Пермской областях - по 50 отделений, Свердловской области – 56 отделений и Республике Татарстан – 50 отделений.
Но в 13 субъектах Российской Федерации, в том числе достаточно крупных и развитых регионах, таких, как Республика Мордовия, Ульяновская и Сахалинская области, а также в ряде республик Северного Кавказа и автономных округов таких отделений нет вообще.
Доля пожилых людей, которые получили в 2009 г. надомные социально-медицинские услуги, в общей численности обслуженных на дому по регионам тоже различна: в тех территориях, где специализированные отделения отсутствуют, такие услуги, естественно, не были оказаны, а в Ямало-Ненецком автономном округе, например, все предоставленные на дому услуги были, наоборот, только социально-медицинскими.
В период с 2002г. по 2009г. только в 17 субъектах РФ сократили число отделений социально-медицинского обслуживания инвалидов на дому.
Причина сокращения сети социально-медицинского обслуживания - дефицит средств местных бюджетов, компенсировать который в регионах пытаются путем внедрения системы платного обслуживания. Доходы от него направляются на расширение и укрепление сети подразделений, а также материальную поддержку социальных и медицинских работников.
Социальное обеспечение и социальная работа с людьми, которые являются инвалидами, базируются на том, что им необходимо обеспечение им равных возможностей в реализации прав и свобод. Также необходимо устранение ограничений в их жизнедеятельности и препятствий при реализации права на труд, при получении образования, что, в итог, позволяет инвалидам принимать активное участие во всех сферах жизни общества.
Государственные структуры, неправительственные организации и общественные объединения осуществляют реализацию государственной политики в отношении инвалидов.
Одним из эффективных механизмов реализации государственной политики - это федеральные и региональные программы. Выполнение данных программ обеспечивает необходимые условия для индивидуального развития и реализации возможностей людей-инвалидов.
Основные федеральные и региональные программы реализации государственной политики - это:
1)«Разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов»;
2)«Социальная поддержка инвалидов»;
3)«Дети России»;
4)«Дети-инвалиды» и др.
3.2.Методология работы с детьми-инвалидами
Опыт работы с инвалидами в Калужской области, где разработана специальная Программа профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов, также заслуживает внимания. Здесь представлен анализ и намечены пути решения различных блоков проблем:
-численность и структура инвалидов;
-безработица среди инвалидов и занятость инвалидов в регионе;
-намерения инвалидов по трудоустройству;
-основные направления профреабилитационной работы;
-мероприятия по содействию занятости инвалидов.
Центр медико-социальной реабилитации в Курской области был организован для детей, которые страдают ДЦП и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также дефектами умственного и физическою развития. Центр занимается оказанием помощи детям-инвалидам по медицинской, профессиональной, социальной реабилитации. Центр медико-социальной реабилитации также решает широкий круг вопросов, которые включают обследование и уточнение диагноза, разработку индивидуальных программ реабилитации; проведение психокоррекции с установкой на активный образ жизни, труд, общение в семье, обществе с навыками самообслуживания; подбор детям вспомогательных средств передвижения и др.
Программа социальной реабилитации детей в Санкт-Петербурге направлена на реабилитацию детей-инвалидов, у которых поражен спинной мозг, с ампутированными конечностями (опорники), слабовидящих и слабослышащих, слепых и глухих. Разработан проект Санкт-Петербургского центра социальной реабилитации детей-инвалидов, действующего на стыке медицинских, инженерно-технических, педагогических и социальных проблем в рамках приоритетной муниципальной программы «Город и техника — детям-инвалидам».
В последнее время широкое распространение при оказании социальной помощи инвалидам приобретает объединение усилий государственных и общественных организаций. Органы социальной защиты и Служба милосердия Красного Креста действуют совместно в интересах инвалидов в ряде регионов России (Калужская, Московская, Астраханская обл.).
Направлениями совместной работы являются составление и реализация социальных программ и планов, проведение совместных мероприятий и коллегий, совещаний и семинаров с руководящими и практическими работниками, организация бригадной формы медико-социального обслуживания престарелых и инвалидов, создание комнат медико-социальной помощи, подготовка кадров и др. Комплексное обслуживание инвалидов позволяет увеличить не только число обслуживаемых, но и объем оказываемых услуг. При бригадной форме медико-социального обслуживания одновременно с услугами бытового характера медицинский социальный работник осуществляет мероприятия медицинского характера (перевязки, рекомендации и т.д.).
Во многих городах России (Екатеринбург, Ростов, Москва) организованы комнаты медико-социальной помощи, где медицинские сестры Красного Креста осуществляют мероприятия первичной медико-санитарной помощи, проводят несложные медицинские процедуры, обучают население уходу за больными, инвалидами и престарелыми. Кроме медико-социальной помощи, оказывают бытовые услуги: выдают напрокат предметы ухода за больными, транспортные средства, костыли и т.п. Это одна из форм полустационарного социального обслуживания. Среди них также социально-ребиалитационные отделения, которые, к сожалению, развиваются неравномерно. Их относительно много в Москве (41), Ростовской и Новосибирской (по 37), Саратовской (29) и Московской (25) областях и совсем нет в 42 регионах страны.
К новым формам обслуживания престарелых, одиноких, инвалидов относятся так называемые поезда милосердия. Комплексная бригада формируется из числа работников социальной защиты, врачей различного профиля. Они оказывают медико-социальную помощь преимущественно людям, проживающим на отдаленных разъездах, небольших станциях, вдали от крупных городов или районных центров. Оказывается помощь медицинского, социального, бытового и другого характера. Одновременно оказывается и материальная помощь (продукты питания, промышленные товары, домашние аптечки с медикаментами и др.).
Основные сферы жизнедеятельности человека — труд и быт. Здоровый человек приспосабливается к среде. Инвалидам же надо помочь в адаптации: чтобы они свободно могли дотянуться до станка и выполнять на нем производственные операции; могли сами, без посторонней помощи выехать из дому, посетить магазины, аптеки, кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и спуски, и переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препятствия. Необходимо, чтобы они чувствовали себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Это и называется социальной помощью инвалидам, людям престарелого возраста — всем тем, кто неполноценен физически или психически.
Заключение
Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы.
Самые распространенные технологии реабилитации детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются, - это патронирование.
При работе с проблемным ребенком используется социально-педагогическое патронирование — направленное сопровождение. Оно рассчитано на семьи, которые не могут самостоятельно решить своих проблем, справиться с психологическими нагрузками, а часто и выразить их.
Учет возрастной и индивидуальной динамики означает мониторинг изменений, происходящих в ребенке и его семье при реализации социальных программ, определение или корректировку дальнейших целей социального вмешательства в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
Современная стратегия работа с детьми-инвалидами — их включение в полноценную общественную жизнь. Идея социального включения, или инклюзии (от англ. inclusion — включение, присоединение), неразрывно связана с теорией семейных систем и программами ранней интервенции. Согласно теории семейных систем именно семья становится главным ресурсом реабилитации и реабилитации человека с ограниченными возможностями.
Решение проблемы детской инвалидности в современном обществе должно происходить одновременно как бы в двух плоскостях. Во-первых —это профилактика детской инвалидности, т. е., комплекс мер, направленных на ее снижение за счет повышения качества оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам и новорожденным, расширение сети медико-генетических учреждений, в задачу которых бы входили как консультации, так и диагностика, особенно дородовая.
Во-вторых, — это социальная реабилитация детей-инвалидов, а именно развитие сети центров реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, а также коррекционных детских дошкольных учреждений, приведение существующей системы учебных и воспитательных заведений для детей с нарушениями в развитии в соответствие с объективной необходимостью и международными нормативами с учетом накопленного опыта. Если общество не смогло предупредить рождение ребенка с тяжелым недугом, оно обязано обеспечить ему достойную жизнь.
Одной из важнейших задач социальной работы является также изменение в общественном сознании негативных установок по отношению к инвалидам и борьбе с их дискриминацией в обществе.
У матерей, имеющих детей-инвалидов, наблюдаются следующие невротические изменения:
-сензитивность — повышенная эмоциональная чувствительность: все близко принимать к сердцу, легко расстраиваться и волноваться;
-аффективность — эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения, главным образом в сторону его снижения;
-тревожность — склонность к беспокойству;
-противоречивость личности — недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний;
-доминантность — стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими;
-эгоцентричность — фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений;
-гиперсоциальность — повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, трудность компромиссов.
Поэтому за границей при рождении в семье ребенка-инвалида автоматически под патронаж попадают и мать и дитя.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1.Федеральный закон №181-ФЗ от 24.06.1995г. (в ред. От 24.07.2009г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»/РГ. – 1995. - №38.
2.Постановления Коллегии Минсоцзащиты РФ от 4 августа 1993 г. «О мерах по развитию учреждений социального обслуживания семьи и детей»/РГ. – 1993. - №42.
Специальная литература
3.Алкифьев А.П. Социальная работа. – М.: Дело, 2009. – 456с.
4.Бабичев И.П. Технологии реабилитации и адаптации инвалидов. – СПб.: Питер, 2009. – 656с.
5.Блохина С.И., Козлова В.П., Старшинова А.В. К вопросу об организации детских реабилитационных центров в России// Российский журнал социальной работы. – 2009. - № 1. – С.14-38.
6.Брутман В. Причины социального сиротства//Социальная работа. – 2010. №2. – С.5-11.
7.Грачев Л. К. Программа работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. — М.: Юнити, 2009. – 478с.
8.Каткова И.П., Кузнецова В.В. Методические основы организации работы в семьях детей-инвалидов. – М.: Пресса, 2009. – 348с.
9.Келина С.Г., Кудрявцев В.Н. Социальная работа. – М.: Инфра-М, 2007. – 544с.
10.Комиссаров В.И. Социальная работа. – М.: Инфра-М, 2009. – 688с.
11.Коротков А.П. Социальная работа . – СПб.: Нева, 2007. – 566с.
12.Краткая медицинская энциклопедия/ Под ред.Б.В. Петровского. – М.: Советская энциклопедия. – Т.2. – 1989. – 608с.
13.Лермонтов Ю.М. Основы социальной работы. – М.: Дрофа, 2008. – 444с.
14.Раннее социальное сиротство. Учебно-методическое пособие. — М.: Инфра-М, 2009. – 566с.
15.Саркисова Э.А. Организация социальной работы. – Минск: АЭС, 2007. – 488с.
16.Селивановская Ю.И. Социальная работа. – М.: Норма-Инфра, 2008. – 444с.
17.Шишко И.В. Основы социальной работы. – М.: Норма-Инфра, 2008. – 668с.
18.Шмонин А.В. Социальная работа. – М.: Дрофа, 2009. – 688с.
19.Юмалин Д.В. Социальная работа. – СПб.: Питер, 2008г. – 566с.
20.Яковлев И.М. Основы социальной работы. – Ростов-на-Дону: Медицинская литература. – 2009. – 344с.
Периодическая литература
21.Алмазова И.А. Реабилитация инвалидов в РФ// Социальная работа. – 2010. - №2. – С. 56-77.
22.Иванов Э.С. Принципы организации работы с семьями с детьми-инвалидами// Социальная работа. - 2010. - №6. – С.67-72.
23.Соколов М.Д. Проблемы социальной адаптации детей-инвалидов в современном обществе//Социальный работник. – 2010. - №5. – С.76-82.
24.Шуралева Е.В. Социальная работа с детьми-инвалидами в развитых зарубежных странах//Социальная работа. – 2010. - №7. – С.98-112.
25.Ямуков С.В. Приоритеты в работе с населением// Социальная работа. – 2010. - №4. – С.21-45.
Шишко И.В. Основы социальной работы. – М.: Норма-Инфра, 2008. – С.154.
Юмалин Д.В. Социальная работа. – СПб.: Питер, 2008г. – С.98.
Комиссаров В.И. Социальная работа. – М.: Инфра-М, 2009. –С.104.
Яковлев И.М. Основы социальной работы. – Ростов-на-Дону: Медицинская литература. – 2009. –С.267.
Яковлев И.М. Основы социальной работы. – Ростов-на-Дону: Медицинская литература. – 2009. –С.270.
Келина С.Г., Кудрявцев В.Н. Социальная работа. – М.: Инфра-М, 2007. –С.78.
Раннее социальное сиротство. Учебно-методическое пособие. — М.: Инфра-М, 2009. –С.187.
Саркисова Э.А. Организация социальной работы. – Минск: АЭС, 2007. – С.132.
Иванов Э.С. Принципы организации работы с семьями с детьми-инвалидами// Социальная работа. - 2010. - №6. – С.68.
3
Нормативно-правовые акты
1.Федеральный закон №181-ФЗ от 24.06.1995г. (в ред. От 24.07.2009г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»/РГ. – 1995. - №38.
2.Постановления Коллегии Минсоцзащиты РФ от 4 августа 1993 г. «О мерах по развитию учреждений социального обслуживания семьи и детей»/РГ. – 1993. - №42.
Специальная литература
3.Алкифьев А.П. Социальная работа. – М.: Дело, 2009. – 456с.
4.Бабичев И.П. Технологии реабилитации и адаптации инвалидов. – СПб.: Питер, 2009. – 656с.
5.Блохина С.И., Козлова В.П., Старшинова А.В. К вопросу об организации детских реабилитационных центров в Рос¬сии// Российский журнал социальной работы. – 2009. - № 1. – С.14-38.
6.Брутман В. Причины социального сиротства//Соци¬альная работа. – 2010. №2. – С.5-11.
7.Грачев Л. К. Программа работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. — М.: Юнити, 2009. – 478с.
8.Каткова И.П., Кузнецова В.В. Методические основы организации работы в семьях детей-инвалидов. – М.: Пресса, 2009. – 348с.
9.Келина С.Г., Кудрявцев В.Н. Социальная работа. – М.: Инфра-М, 2007. – 544с.
10.Комиссаров В.И. Социальная работа. – М.: Инфра-М, 2009. – 688с.
11.Коротков А.П. Социальная работа . – СПб.: Нева, 2007. – 566с.
12.Краткая медицинская энциклопедия/ Под ред.Б.В. Петровского. – М.: Советская энциклопедия. – Т.2. – 1989. – 608с.
13.Лермонтов Ю.М. Основы социальной работы. – М.: Дрофа, 2008. – 444с.
14.Раннее социальное сиротство. Учебно-методическое пособие. — М.: Инфра-М, 2009. – 566с.
15.Саркисова Э.А. Организация социальной работы. – Минск: АЭС, 2007. – 488с.
16.Селивановская Ю.И. Социальная работа. – М.: Норма-Инфра, 2008. – 444с.
17.Шишко И.В. Основы социальной работы. – М.: Норма-Инфра, 2008. – 668с.
18.Шмонин А.В. Социальная работа. – М.: Дрофа, 2009. – 688с.
19.Юмалин Д.В. Социальная работа. – СПб.: Питер, 2008г. – 566с.
20.Яковлев И.М. Основы социальной работы. – Ростов-на-Дону: Медицинская литература. – 2009. – 344с.
Периодическая литература
21.Алмазова И.А. Реабилитация инвалидов в РФ// Социальная работа. – 2010. - №2. – С. 56-77.
22.Иванов Э.С. Принципы организации работы с семьями с детьми-инвалидами// Социальная работа. - 2010. - №6. – С.67-72.
23.Соколов М.Д. Проблемы социальной адаптации детей-инвалидов в современном обществе//Социальный работник. – 2010. - №5. – С.76-82.
24.Шуралева Е.В. Социальная работа с детьми-инвалидами в развитых зарубежных странах//Социальная работа. – 2010. - №7. – С.98-112.
25.Ямуков С.В. Приоритеты в работе с населением// Социальная работа. – 2010. - №4. – С.21-45.
Вопрос-ответ:
Какие особенности и проблемы семей с детьми-инвалидами существуют?
Семьи с детьми-инвалидами сталкиваются с рядом особенностей и проблем. Одна из основных особенностей - это дополнительные затраты на медицинские услуги, реабилитацию и специальные устройства для инвалидов. Также семьи часто испытывают трудности в обеспечении доступности образования и социальной среды для своего ребенка. Отсутствие определенных услуг и поддержки, а также негативное отношение окружающих являются серьезными проблемами, с которыми сталкиваются семьи с детьми-инвалидами.
Какие технологии используются для социальной реабилитации и адаптации детей-инвалидов?
Для социальной реабилитации и адаптации детей-инвалидов используются различные технологии. Например, технические средства реабилитации, такие как протезы и инвалидные коляски, помогают детям стать более самостоятельными и мобильными. Также используются различные программы социальной поддержки, психологическая и педагогическая помощь, а также специальные образовательные программы, направленные на интеграцию детей-инвалидов в общество.
Какие правовые основы социальной защиты инвалидов существуют?
Существует ряд законодательных актов, которые обеспечивают правовую защиту инвалидов. В России основным законом является Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Этот закон устанавливает права и гарантии инвалидам, а также определяет механизмы их социальной поддержки и реабилитации. Кроме того, инвалиды имеют право на социальную защиту в соответствии с Конституцией Российской Федерации и другими законодательными актами.
Какие проблемы возникают у семей, воспитывающих детей-инвалидов?
У семей, воспитывающих детей-инвалидов, возникают различные проблемы. Одна из основных проблем - это физическое и эмоциональное перенапряжение, связанное с уходом за ребенком, который требует постоянного ухода и медицинского вмешательства. Также у семей могут возникать финансовые трудности, связанные с необходимостью оплаты медицинских услуг и покупкой специального оборудования для реабилитации ребенка. Кроме того, семьи могут столкнуться с негативными реакциями и отношением окружающих людей, что может привести к социальной изоляции и ухудшению психологического состояния родителей. Таким образом, семьи, воспитывающие детей-инвалидов, сталкиваются с комплексом проблем, требующих особого внимания и поддержки со стороны государства и общества.
Какие технологии используются для реабилитации и адаптации детей-инвалидов в России и за рубежом?
Для реабилитации и адаптации детей-инвалидов в России и за рубежом применяются различные технологии. Одной из основных технологий является физическая реабилитация, которая включает в себя физиотерапию, массаж, лечебную физкультуру и другие методы, направленные на восстановление функций организма и развитие двигательных навыков. Также широко применяются психологическая и социальная реабилитация, которые направлены на развитие коммуникативных навыков, социализацию и адаптацию ребенка в обществе. Одной из современных технологий является использование компьютерных программ и игровых устройств, которые помогают развить моторику, координацию и познавательные способности ребенка. В целом, технологии реабилитации и адаптации детей-инвалидов постоянно развиваются и совершенствуются как в России, так и за рубежом.
Какие особенности и проблемы есть у семей с детьми-инвалидами?
Семьи с детьми-инвалидами сталкиваются с рядом особенностей и проблем, таких как финансовая нагрузка, ограниченность в передвижении, усложнение быта, недостаток возможностей для образования и трудоустройства.
В чем заключаются особенности семей, воспитывающих детей-инвалидов?
Семьи с детьми-инвалидами характеризуются особой ответственностью, необходимостью постоянного ухода и медицинского наблюдения, ограниченностью свободного времени и социальной изоляцией.
Каких технологий используются для реабилитации и адаптации детей-инвалидов в России и за рубежом?
Для реабилитации и адаптации детей-инвалидов используются различные технологии, такие как физическая реабилитация, психологическая поддержка, специальное образование, технические средства реабилитации и многое другое.
Какие гарантии предоставляются детям-инвалидам согласно российскому законодательству?
Российское законодательство предоставляет ряд гарантий детям-инвалидам, таких как право на образование и медицинскую помощь, предоставление технических средств реабилитации, социальную защиту и др.