Технология социальной работы с детьми-сиротами.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 33 33 страницы
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 27.10.2010
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1.Понятие «дети-сироты» и «социальное сиротство»
1.1.Социальная адаптация детей-сирот
1.2.Социальные и психологические проблемы сиротства
2.Теоретический анализ технологии социальной работы с детьми-сиротами.
2.1.Опека и попечительство как общие технологии социальной работы с детьми сиротами
2.2.Основные гипотезы исследования детского сиротства
2.3.Методологические основы исследований социальных систем детского сиротсва
3.Государственная политика в отношении детей-сирот.
3.1.Нормативно-правовые акты в сфере деятельности органов опеки и попечительства
3.2.Правовая защита жилищных и имущественных прав ребенка
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Опекун, попечитель Не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение противоречит интересам ребенка.
Гражданские права и обязанности опекуна, попечителя устанавливаются Гражданским кодексом Украины.
Основания для возникновения права на оплату услуг опекуна и попечителя, ее размер и порядок выплаты устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
Статья 250. Прекращение опеки, попечительства над ребенком.
Опека, попечительство над ребенком прекращается в случаях, установленных Гражданским кодексом Украины.
Статья 251. Освобождение опекуна и попечителя ребенка от их обязанностей.
Лицо может быть освобождено от обязанностей опекуна или попечителя ребенка в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Украины, а также тогда, когда между опекуном, попечителем и ребенком сложились отношения, препятствующие осуществлению ими опеки, попечительства.

3.2.Правовая защита жилищных и имущественных прав ребенка
Защита имущественных и жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является важным направлением в деятельности территориальных органов опеки и попечительства, руководителей образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом одним из наиболее важных и сложных вопросов в области защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, является обеспечение указанной категории лиц жилыми помещениями.
В целях защиты имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Министерством образования разработан проект и инициировано принятие Закона «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» (от 29 декабря 2008 года N 248/2008-ОЗ).
Статья 8 данного закона определяет дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Сохранность закрепленного жилого помещения обеспечивается органами местного самоуправления муниципальных образований.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, в детских домах семейного типа, в воинских частях, расположенных на территории , в качестве воспитанников, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно вне очереди обеспечиваются жилым помещением в виде квартиры по месту жительства за счет средств городского бюджета.
Жилое помещение предоставляется в установленном Правительством города порядке по договору социального найма общей площадью не менее 27 квадратных метров.
Разработан Порядок, который определяет условия расходования субвенций на обеспечение жилой площадью лиц указанной категории, не имеющих закрепленного жилого помещения или признанных в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья направляемых из бюджета правительства бюджетам муниципальных образований на обеспечение переданных муниципальным образованиям полномочий (утвержден Постановление Правительства РФот 14.05.2008 349/16).
В Министерстве образования функционирует информационный банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.

Заключение
Вся российская система защиты детей нуждается в коренной реформе. Институт государственного попечения изжил себя и давно не соответствует требованиям защиты детей. Международный опыт решения проблемы сиротства будет способствовать скорейшему созданию новой системы. Конечно, не все западные формы социальной адаптации детей-сирот применимы в России. Но именно благодаря им у российских сирот появляются новые возможности вырасти не в государственном специальном учреждении, а в семье.
Отсутствие стабильности, присущей семейным отношениям, необходимость постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение окружающих снижают у детей-сирот активное отношение к жизни: не формируются собственные ценности и принципы, зато развивается устойчивая конформность - зависимость от мнения других людей, внушаемость и подверженность влиянию группы, часто негативному.
По мнению исследователей, невозможность для ребенка реализовать свои социальные, исследовательские и трудовые наклонности заставляет его сосредоточиваться исключительно на себе, на интимных, телесных ощущениях.
Отсутствие стабильности, присущей семейным отношениям, необходимость постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение окружающих снижают у детей-сирот активное отношение к жизни: не формируются собственные ценности и принципы, зато развивается устойчивая конформность - зависимость от мнения других людей, внушаемость и подверженность влиянию группы, часто негативному.
В этом году правительством был принят и реализован Комплекс мер по преодолению социального сиротства на 2009-2011 годы. Одно из основных его положений - раннее выявление и профилактика социального сиротства. Цель - на ранней стадии обнаружить неблагополучную ситуацию, разобраться в ней и оказать семье конкретную адресную поддержку. К неблагополучным относятся не только ситуации в семьях с пьющими родителями, но и положение несовершеннолетней мамы или состояние детей в семье, оказавшейся в сложных обстоятельствах (например, родители лишились работы, потеряли жилье, или мать-одиночка серьезно заболела).
Основной задачей специалистов - психологов и педагогов, работающих с детьми-сиротами, является помощь в изменении форм общения со сверстниками и взрослыми.

Литература
Закон о «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» (от 29 декабря 2008 года N 248/2008-ОЗ).
Защита прав ребенка в Российской Федерации. Сборник нормативных документов. – СПб., 2000. С.96.
Проект Закона «Об организации опеки и попечительства»

Байер Е.А. Дети вне семьи. Педагогика. 2008. С.87.
Баранова И., Здравомыслова О., Кигай Н., Киселева К.Отношение населения к благотворительности в России Издатель: CAF – Россия.2001. С 165.
Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования). - 2-е изд. - М.: Полиграф.ресурсы. 2008. С. 132.
Гнилицкая Н.Л. Откуда берутся "трудные" дети?: психология неблагополучных семей – СПб. 2008. С. 139.
Дробышевская Н.А. Семья. Воспитание детей. Демографическая ситуация: проблемы и пути их решения. Планета - семья. 2008. С. 236.
Жиров Ю.С. Особенности детско-родительских взаимоотношений в полных и неполных семьях – М. 2007. С. 211.
Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи.– М.: Академия, 2003. С. 224.
Ибрагимов А.И. Состояние здоровья и пути оптимизации медико-социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей. - М., 2006. С. 245.
Иващенко Г.М. Принципы организации реабилитационной работы в социальном приюте для детей и подростков. Семья в России. – М. 2006.С.324
Казаков С. Остров везения: Защита детей в период формирования их личности. Защити меня. – М. 2001. С 99.
Красницкая Г. Социальное сиротство: Причины и профилактики. "ОБЖ". – СПб. 2002. С. 176.
Кедярова Р.Н. Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема – М 2008. С. 213.
Коробейников И.А. Проблема сиротства: реальность и ожидания Дефектология. 2006. С. 235.
Макаренко С.В. Скрытое социальное сиротство. Воспитание школьников. – СПб. 2006. С. 139.
Морозов.В.Е. Преемственность как условие развития реабилитационной педагогики. Народное образование. 2003. С. 216.
Панина Н.А. Профилактика сиротства: социальная работа с несовершеннолетними матерями. Дефектология. 2006. С. 182.
Поспелова Н.С. Выявление детей из неблагополучных семей: нормативно - правовые механизмы. 2003. С.127.
Поспелова.Н.С. Истоки социального сиротства и средства его предупреждения. 2002. С. 216.
Сафонова Л. В. Содержание и методика психосоциальной работы Издательство: Академия. 2006. С.97.
Савостьянов А.П. Картина социального сиротства. Здоровье детей. 2004. С. 213.
Сенкевич Л.Ф. Специфика личностного развития подростков, оставшихся без попечения родителей. Практическая психология и логопедия. – М. 2006. С. 138.
Сёмкина И.А. Социальное сиротство как следствие отказа от материнства – М. 2006. С. 126.
Храмцова, Ф.И. Асоциальная семья как объект социально-педагогической работы. 2008. С. 247.
Савостьянов А.П. Картина социального сиротства. Здоровье детей. 2004. С. 213.
Байер Е.А. Дети вне семьи. Педагогика. 2008. С.87.
Гнилицкая Н.Л. Откуда берутся "трудные" дети?: психология неблагополучных семей – СПб. 2008. С. 139.

Жиров Ю.С. Особенности детско-родительских взаимоотношений в полных и неполных семьях – М. 2007. С. 211.
Поспелова Н.С. Выявление детей из неблагополучных семей: нормативно - правовые механизмы. 2003. С.127.
Казаков С. Остров везения: Защита детей в период формирования их личности. Защити меня. – М. 2001. С 99.
Поспелова.Н.С. Истоки социального сиротства и средства его предупреждения. 2002. С. 216.
Ибрагимов А.И. Состояние здоровья и пути оптимизации медико-социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей. - М., 2006. С. 245.
Коробейников И.А. Проблема сиротства: реальность и ожидания Дефектология. 2006. С. 235.

Сёмкина И.А. Социальное сиротство как следствие отказа от материнства – М. 2006. С. 126.
Красницкая Г. Социальное сиротство: Причины и профилактики. "ОБЖ". – СПб. 2002. С. 176.
Кедярова Р.Н. Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема – М 2008. С. 213.
Сафонова Л. В. Содержание и методика психосоциальной работы Издательство: Академия. 2006. С.97.
Защита прав ребенка в Российской Федерации. Сборник нормативных документов. – СПб., 2000. С.96.
Сенкевич Л.Ф. Специфика личностного развития подростков, оставшихся без попечения родителей. Практическая психология и логопедия. – М. 2006. С. 138.

Храмцова, Ф.И. Асоциальная семья как объект социально-педагогической работы. 2008. С. 247.
Баранова И., Здравомыслова О., Кигай Н., Киселева К.Отношение населения к благотворительности в России Издатель: CAF – Россия.2001. С 165.
Макаренко С.В. Скрытое социальное сиротство. Воспитание школьников. – СПб. 2006. С. 139.

Дробышевская Н.А. Семья. Воспитание детей. Демографическая ситуация: проблемы и пути их решения. Планета - семья. 2008. С. 236.

Иващенко Г.М. Принципы организации реабилитационной работы в социальном приюте для детей и подростков. Семья в России. – М. 2006.С.324
Морозов.В.Е. Преемственность как условие развития реабилитационной педагогики. Народное образование. 2003. С. 216.
Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи.– М.: Академия, 2003. С. 224.
Панина Н.А. Профилактика сиротства: социальная работа с несовершеннолетними матерями. Дефектология. 2006. С. 182.

Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования). - 2-е изд. - М.: Полиграф.ресурсы. 2008. С. 132.
Проект Закона «Об организации опеки и попечительства»
Закон о «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» (от 29 декабря 2008 года N 248/2008-ОЗ).











7

Литература
1.Закон о «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» (от 29 декабря 2008 года N 248/2008-ОЗ).
2.Защита прав ребенка в Российской Федерации. Сборник нормативных документов. – СПб., 2000. С.96.
3.Проект Закона «Об организации опеки и попечительства»

4.Байер Е.А. Дети вне семьи. Педагогика. 2008. С.87.
5.Баранова И., Здравомыслова О., Кигай Н., Киселева К.Отношение населения к благотворительности в России Издатель: CAF – Россия.2001. С 165.
6.Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования). - 2-е изд. - М.: Полиграф.ресурсы. 2008. С. 132.
7.Гнилицкая Н.Л. Откуда берутся "трудные" дети?: психология неблагополучных семей – СПб. 2008. С. 139.
8.Дробышевская Н.А. Семья. Воспитание детей. Демографическая ситуация: проблемы и пути их решения. Планета - семья. 2008. С. 236.
9.Жиров Ю.С. Особенности детско-родительских взаимоотношений в полных и неполных семьях – М. 2007. С. 211.
10.Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи.– М.: Академия, 2003. С. 224.
11.Ибрагимов А.И. Состояние здоровья и пути оптимизации медико-социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей. - М., 2006. С. 245.
12.Иващенко Г.М. Принципы организации реабилитационной работы в социальном приюте для детей и подростков. Семья в России. – М. 2006.С.324
13.Казаков С. Остров везения: Защита детей в период формирования их личности. Защити меня. – М. 2001. С 99.
14.Красницкая Г. Социальное сиротство: Причины и профилактики. "ОБЖ". – СПб. 2002. С. 176.
15.Кедярова Р.Н. Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема – М 2008. С. 213.
16.Коробейников И.А. Проблема сиротства: реальность и ожидания Дефектология. 2006. С. 235.
17.Макаренко С.В. Скрытое социальное сиротство. Воспитание школьников. – СПб. 2006. С. 139.
18.Морозов.В.Е. Преемственность как условие развития реабилитационной педагогики. Народное образование. 2003. С. 216.
19.Панина Н.А. Профилактика сиротства: социальная работа с несовершеннолетними матерями. Дефектология. 2006. С. 182.
20.Поспелова Н.С. Выявление детей из неблагополучных семей: нормативно - правовые механизмы. 2003. С.127.
21.Поспелова.Н.С. Истоки социального сиротства и средства его предупреждения. 2002. С. 216.
22.Сафонова Л. В. Содержание и методика психосоциальной работы Издательство: Академия. 2006. С.97.
23.Савостьянов А.П. Картина социального сиротства. Здоровье детей. 2004. С. 213.
24.Сенкевич Л.Ф. Специфика личностного развития подростков, оставшихся без попечения родителей. Практическая психология и логопедия. – М. 2006. С. 138.
25.Сёмкина И.А. Социальное сиротство как следствие отказа от материнства – М. 2006. С. 126.
26.Храмцова, Ф.И. Асоциальная семья как объект социально-педагогической работы. 2008. С. 247.

Вопрос-ответ:

Что такое дети сироты и социальное сиротство?

Дети сироты - это дети, которые потеряли одного или обоих родителей. Социальное сиротство - это состояние, когда ребенок лишен должного социального попечения и заботы.

Как происходит социальная адаптация детей сирот?

Социальная адаптация детей сирот происходит через различные программы и мероприятия. Они помогают ребенку восстановиться после потери и установить контакты с новыми людьми.

С какими проблемами сталкиваются дети сироты?

Дети сироты сталкиваются со множеством проблем, включая социальные и психологические. Они часто испытывают чувство безысходности, низкую самооценку, а также имеют меньше возможностей для развития и образования.

Какие есть общие технологии социальной работы с детьми сиротами?

Опека и попечительство являются общими технологиями социальной работы с детьми сиротами. Они позволяют оказывать ребенку необходимую помощь и поддержку во всех сферах его жизни.

Какова государственная политика в отношении детей сирот?

Государственная политика в отношении детей сирот направлена на обеспечение их защиты, образования и социальной адаптации. Государство создает различные программы и учреждения, которые помогают детям сиротам получить необходимую поддержку.

Что такое дети сироты и социальное сиротство?

Дети сироты – это дети, лишившиеся родительской заботы и опеки. Социальное сиротство – это состояние, когда дети страдают от недостатка социальной поддержки и не получают должного воспитания и заботы.

Как осуществляется социальная адаптация детей сирот?

Социальная адаптация детей сирот осуществляется путем предоставления им поддержки, включая психологическую помощь, образование, трудоустройство и социализацию. Также важно создание условий для формирования доверительных отношений с взрослыми и сверстниками.

Какие социальные и психологические проблемы возникают у детей-сирот?

У детей-сирот могут возникать такие проблемы, как чувство безнадежности, низкое самооценка, страх перед отвержением, проблемы с доверием к другим людям, поведенческие и адаптационные проблемы. Также они могут испытывать трудности в учебе, социальной адаптации и формировании личности.

Какую роль играют опека и попечительство в технологии социальной работы с детьми сиротами?

Опека и попечительство играют важную роль в технологии социальной работы с детьми сиротами. Они предоставляют детям надзор, защиту, заботу и поддержку. Опекун или попечитель становится важным взрослым, который помогает ребенку преодолеть социальные и психологические трудности и обеспечить его благополучное развитие.

Какие государственные политики существуют в отношении детей-сирот?

В отношении детей-сирот существует государственная политика, которая направлена на обеспечение их прав и благополучия. В рамках этой политики предоставляются социальная поддержка, образование, медицинская помощь и другие услуги, а также устанавливаются меры по предотвращению социального сиротства и повышению качества жизни этих детей.

Что такое дети сироты и социальное сиротство?

Дети сироты - это дети, которые потеряли одного или обоих родителей. Социальное сиротство - это сложное социальное явление, при котором ребенок оказывается лишен семьи и сталкивается с различными трудностями и проблемами.