Любая тема из 3-х на выбор автора

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 30 30 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 07.04.2010
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Теоретико-правовые основы управления муниципальной собственностью
1.1 Правовые основы управления муниципальной собственности
1.2. Понятие и состав муниципальной собственности
1.3. Управление муниципальной собственностью
ГЛАВА 2. Пути совершенствования управления муниципальной собственностью муниципального образования
2.1. Основные проблемы в управлении муниципальной собственности
2.2. Пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Решение данной задачи в первую очередь должно базироваться на оптимизации состава публичного имущества, в том числе на его четком распределении, исходя из целей использования между РФ, субъектами РФ и муниципалитетами.
Целесообразными представляются следующие предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства в сфере управления объектами муниципальной собственности.
Внести изменений в статью 50 ФЗ N 131-ФЗ, дополняющих перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности для решения отдельных вопросов местного значения, в том числе: в связи с невозможностью обеспечить организацию предоставления населению общественных услуг частным бизнесом; для организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью; для формирования маневренного жилого фонда.
Продления установленного в ФЗ N 131-ФЗ предельного срока отчуждения или перепрофилирования муниципального имущества в связи с необходимостью завершения процедур его разграничения между поселениями, муниципальными районами и городскими округами, формирования пообъектного состава муниципальной собственности, а также в связи с необходимостью внесения изменений в отдельные положения федеральных законов.
Урегулирования в законодательстве РФ порядка и условий передачи в собственность муниципального образования в процессе безвозмездного перераспределения имущества между уровнями публичной власти, а также между муниципальными образованиями разного типа непригодного для эксплуатации имущества или имущества, требующего капитального ремонта, в том числе порядка возмещения местным бюджетам дополнительных расходов, возникающих в связи с принятием указанного имущества.
Внести изменения в нормы ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», предусматривающих установление в качестве отдельного способа приватизации государственного и муниципального имущества преобразование государственного и муниципального унитарного предприятия со стоимостью основных фондов ниже определенного федеральным законом предела в общество с ограниченной ответственностью.
Необходимо разработать с участием заинтересованных федеральных министерств и ведомств и утвердить методические рекомендации для отнесения объектов имущества, с учетом их целевого назначения и на основании установления определенного комплекса критериев (признаков), к тому или иному виду публичной собственности, а также собственности муниципальных образований разного типа.
В федеральных бюджетах предусмотреть средства:
- софинансирование капитальных расходов местных бюджетов на ремонт сетей и объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований (теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, канализации), а также зданий и объектов муниципальной собственности в сферах образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта;
- компенсацию дополнительных расходов местных бюджетов, возникающих в связи с передачей в собственность соответствующего муниципального образования непригодного для эксплуатации имущества или имущества, требующего капитального ремонта;
- проведение инвентаризации, учета муниципального имущества и оформление правоустанавливающих документов на муниципальное имущество.
Предусмотреть в бюджетах субъектов РФ на соответствующий финансовый год (среднесрочную перспективу), кроме субсидий из федерального бюджета на эти же цели, средства на:
- софинансирование капитальных расходов местных бюджетов на ремонт сетей и объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований (теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, канализации), а также зданий и объектов муниципальной собственности в сферах образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта;
- компенсацию дополнительных расходов местных бюджетов, возникающих в связи с передачей в собственность соответствующего муниципального образования непригодного для эксплуатации имущества или имущества, требующего проведения капитального ремонта;
- проведение инвентаризации муниципального имущества и оформление правоустанавливающих документов на муниципальное имущество.
Необходимо разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона, устанавливающий особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества.
Важно отметить, что основная цель деятельности органов местного самоуправления в сфере имущественных отношений - улучшение качества и увеличение объема предоставления бюджетных услуг населению за счет создания механизмов по повышению эффективности использования муниципального имущества и расширения возможностей доступа частных инвесторов к использованию муниципальной собственности.
Для решения данных вопросов требуется разработка инвестиционных целевых программ, направленных на поддержание, модернизацию и развитие объектов муниципальной собственности, а также целевых программ по подготовке квалифицированных кадров в сфере управления муниципальной собственностью. При этом в целях стимулирования частного капитала в различных отраслях социально-экономической сферы муниципальных образований могут использоваться концессионные соглашения.
В законодательстве РФ не определены порядок и условия передачи в собственность муниципального образования непригодного для эксплуатации имущества или имущества, требующего капитального ремонта, в том числе порядок возмещения местным бюджетам дополнительных расходов, возникающих в связи с принятием указанного имущества. Поэтому необходимо разработать порядок и условия передачи данного имущества. В ФЗ N 131-ФЗ необходимо предусмотреть возможность нахождения в муниципальной собственности имущества, за счет которого органы местного самоуправления смогут обеспечить предоставление общественных услуг населению, в случае отсутствия частных организаций, способных предоставлять такие услуги.
Урегулировать законом субъекта РФ порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов РФ, а также установить перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта РФ о разграничении муниципального имущества.
Важной составляющей процесса совершенствования управления муниципальной собственностью является привлечение альтернативных источников финансирования.
Принципы финансирования, действовавшие в течение десятилетий (например, коммунальные услуги предоставлялись потребителям по ценам, в десятки раз ниже себестоимости их производства, а финансирование осуществлялось из централизованных источников по остаточному принципу), привели к тому, что техническое состояние объектов муниципальной собственности большинства муниципальных образований в России может быть оценено как морально и физически устаревшее. Серьезная техническая модернизация объектов муниципальной собственности является жизненно необходимой и приоритетной задачей развития муниципального хозяйства, реализация которой возможна исключительно при условии привлечения определенных инвестиций. (6, С.30). Решение проблем управления объектами муниципальной собственности только в рамках ограниченных финансовых, организационных и технических возможностей муниципальных образований и муниципальных хозяйствующих субъектов не представляется возможным. Для этого следует, расширить права учреждений по деятельности, приносящей доходы; и в соответствии со статьей 69 ФЗ N 131-ФЗ допустить возможность реорганизации их части в автономные некоммерческие организации, обеспечив действенный контроль за использованием имущества местным сообществом через наблюдательные советы. Предложенный механизм позволит реализовать заявленные концепцию «управления результатами» и модель «бюджетирования, ориентированного на результаты».
Таким образом, для совершенствования управления муниципальной собственностью необходимо внести изменения в законодательные и муниципальные правовые акты, регламентирующие указанный процесс управления муниципальной собственностью. Также следует реализовать экономические мероприятия и проекты, обеспечивающие значительный результат по управлению муниципальной собственностью.
Заключение

Муниципальная собственность является материальным выражением муниципальной власти, призванной обеспечить основы жизнедеятельности населения муниципального образования. Именно наличие муниципальной собственности у муниципального образования является необходимой предпосылкой реализации самоуправленческих начал его жителями, основой саморазвития муниципального образования как социально-экономического комплекса, формирования самоуправляемого территориального коллектива
К сожалению, четкого определения муниципальной собственности законодательство РФ не дает. Состав имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, определяется компетенцией муниципальных образований и необходимостью создания условий для деятельности органов местного самоуправления. Компетенция муниципальных образований складывается из вопросов местного значения, отнесенных к таковым Законом о местном самоуправлении, и отдельных государственных полномочий, осуществление которых возложено на органы местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Механизм управления и распоряжения собственностью муниципального образования представляет собой комплекс законодательных, нормативных, административных актов и экономических действий органов власти, объединенных единой политикой и нацеленных на сбалансированное развитие жизнедеятельности муниципального сообщества.
Таким образом, сегодня муниципальные образования не обладают необходимым набором объектов муниципальной собственности для нормального функционирования экономической системы муниципалитета. Поэтому необходимо, чтобы многие вопросы формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью нашли свое отражение в федеральном законодательстве о муниципальной собственности в Российской Федерации.
Исходя из выше сказанного, следует вывод, что решение проблемы совершенствования управления муниципальной собственностью невозможно без активного вмешательства государства в регулирование данных отношений, прежде всего путем устранения пробелов в законодательстве, внесением изменений и дополнений в действующие федеральные и региональные нормативные акты, а также путем принятия новых, в целях унификации форм и методов процесса управления муниципальной собственностью.
Выявленные в работе проблемы свидетельствуют о необходимости совершенствования нормативного регулирования в сфере процесса управления муниципальной собственностью, преобразования организационно-правовых форм муниципальных предприятий и учреждений и методов ведения хозяйства с целью оптимизации использования имущественного комплекса муниципальных образований. При формировании комплекса мер по совершенствованию управления муниципальной собственностью и их практическом воплощении безусловно проявляются территориальные, природно-климатические и исторические особенности муниципальных образований. Совершенствование управления муниципальной собственностью необходимо проводить по двум направлениям: экономическому и организационному, которые предполагают совершенствование форм и методов правового регулирования отношений в сфере управления муниципальной собственностью.

Список литературы

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. //Система КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): от 30.11.1994 №51-ФЗ: принят Государственной Думой 21 окт. 1994 г. // Собрание законодательства РФ. – 1994. - №32. – Ст. 3301.
Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ // Российская газета. - 2003. - 8 окт.
Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие / Р.В. Бабун. – СПб.: Питер, 2005. – 192 с.
Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики /А.Г. Воронин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 176 с.
Глинка В.И. К вопросу о муниципальной собственности /В.И. Глинка //Конституционное и муниципальное право. – 2009. - № 17 //Система КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС.
Данилина И.Е. Муниципальное право в вопросах и ответах: Учебное пособие / И.Е. Данилина. – М.: ТК Велби, 2004. – 240 с.
Депутаты гордумы подвели итоги выполнения плана приватизации муниципального имущества Екатеринбурга // http://www.ekburg.ru.
Деятельность депутатов Думы // http://duma.novotec.ru.
Дерюгина Т.В. Муниципальная собственность в Российской Федерации: пределы осуществления и ограничения /Т.В. Дерюгина //Российская юстиция. – 2008. - № 6. – С.57-59.
Иванова В.Н. Технологии муниципального управления: Учебное пособие /В.Н. Иванова, Ю.Н. Гузов, Т.И. Безденежных. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 396 с.
Игнатов В.Г. Местное самоуправление: Учебное пособие /В.Г. Игнатов, В.В. Рудой. – 2-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 384 с.
Комаров, В. А. Конституционно-правовые аспекты собственности / В. А. Комаров // Законодательство и экономика. – 2006. - №6. – С. 24-28.
Короткова О.И. Проблемы управления и распоряжения жилищным фондом Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципального образования /О.И. Короткова //Законодательство и экономика. – 2009. - № 11 //Система КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС.
Модин Н.А. Муниципальная собственность: проблемы правового регулирования /Н.А. Модин //Российская юстиция. – 2006. - № 7. – С. 43-45.
Наумов С.Ю. Основы организации муниципального управления /С.Ю. Наумов, А.А. Подсумкова. – М.: Форум, 2009 //Система КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС.
Соловьев С.Г. К вопросу об управлении имуществом муниципального образования /С.Г. Соловьев //Государственная власть и местное самоуправление. – 2007. - № 12. – С. 6-9.
Сотникова М.С. Правовое регулирование возникновения права муниципальной собственности на земельные участки /М.С. Сотникова //Современное право. – 2009. - № 4. - С. 50-53.
Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник /В.Е. Чиркин. – М.: Юристь, 2005. - 379 с.
Шаломенцева Е.Г. Некоторые аспекты правового регулирования процесса управления муниципальной собственностью /Е.Г. Шаломенцева //Конституционное и муниципальное право. – 2006. - № 8. – С.28-33.
Шаломенцева Е.Г. Проблемы правового регулирования инновационного управления муниципальной собственностью /Е.Г. Шаломенцева //Конституционное и муниципальное право. – 2008. - № 2 // Система КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС.











3

Список литературы

1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. //Система КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): от 30.11.1994 №51-ФЗ: принят Государственной Думой 21 окт. 1994 г. // Собрание законодательства РФ. – 1994. - №32. – Ст. 3301.
3.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ // Российская газета. - 2003. - 8 окт.
4.Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие / Р.В. Бабун. – СПб.: Питер, 2005. – 192 с.
5.Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики /А.Г. Воронин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 176 с.
6.Глинка В.И. К вопросу о муниципальной собственности /В.И. Глинка //Конституционное и муниципальное право. – 2009. - № 17 //Система КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС.
7.Данилина И.Е. Муниципальное право в вопросах и ответах: Учебное пособие / И.Е. Данилина. – М.: ТК Велби, 2004. – 240 с.
8.Депутаты гордумы подвели итоги выполнения плана приватизации муниципального имущества Екатеринбурга // http://www.ekburg.ru.
9.Деятельность депутатов Думы // http://duma.novotec.ru.
10.Дерюгина Т.В. Муниципальная собственность в Российской Федерации: пределы осуществления и ограничения /Т.В. Дерюгина //Российская юстиция. – 2008. - № 6. – С.57-59.
11.Иванова В.Н. Технологии муниципального управления: Учебное пособие /В.Н. Иванова, Ю.Н. Гузов, Т.И. Безденежных. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 396 с.
12.Игнатов В.Г. Местное самоуправление: Учебное пособие /В.Г. Игнатов, В.В. Рудой. – 2-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 384 с.
13.Комаров, В. А. Конституционно-правовые аспекты собственности / В. А. Комаров // Законодательство и экономика. – 2006. - №6. – С. 24-28.
14.Короткова О.И. Проблемы управления и распоряжения жилищным фондом Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципального образования /О.И. Короткова //Законодательство и экономика. – 2009. - № 11 //Система КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС.
15.Модин Н.А. Муниципальная собственность: проблемы правового регулирования /Н.А. Модин //Российская юстиция. – 2006. - № 7. – С. 43-45.
16.Наумов С.Ю. Основы организации муниципального управления /С.Ю. Наумов, А.А. Подсумкова. – М.: Форум, 2009 //Система КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС.
17.Соловьев С.Г. К вопросу об управлении имуществом муниципального образования /С.Г. Соловьев //Государственная власть и местное самоуправление. – 2007. - № 12. – С. 6-9.
18.Сотникова М.С. Правовое регулирование возникновения права муниципальной собственности на земельные участки /М.С. Сотникова //Современное право. – 2009. - № 4. - С. 50-53.
19.Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник /В.Е. Чиркин. – М.: Юристь, 2005. - 379 с.
20.Шаломенцева Е.Г. Некоторые аспекты правового регулирования процесса управления муниципальной собственностью /Е.Г. Шаломенцева //Конституционное и муниципальное право. – 2006. - № 8. – С.28-33.
21.Шаломенцева Е.Г. Проблемы правового регулирования инновационного управления муниципальной собственностью /Е.Г. Шаломенцева //Конституционное и муниципальное право. – 2008. - № 2 // Система КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС.

Вопрос-ответ:

Каковы основные проблемы в управлении муниципальной собственностью?

Основные проблемы в управлении муниципальной собственностью включают отсутствие единой системы учета и управления имуществом, недостаточную охрану собственности, слабую ответственность должностных лиц за ненадлежащее управление имуществом, неэффективное использование имущества и низкую прозрачность процессов управления.

Как можно повысить эффективность управления муниципальной собственностью?

Повышение эффективности управления муниципальной собственностью возможно через усиление контроля и ответственности за ненадлежащее использование и охрану имущества, разработку и внедрение эффективных методов учета и управления имуществом, повышение квалификации и компетентности должностных лиц в области управления муниципальной собственностью, а также повышение прозрачности процессов управления и участие граждан в принятии решений.

Что подразумевается под понятием "муниципальная собственность"?

Муниципальная собственность - это имущество, которое находится в собственности муниципального образования, то есть в собственности города или сельского поселения. К муниципальной собственности относятся земельные участки, здания, сооружения, транспортные средства и другие материальные объекты, а также права на них.

Какие есть правовые основы управления муниципальной собственностью?

Правовые основы управления муниципальной собственностью включают Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также другие федеральные, региональные и муниципальные законы и нормативные акты, которые регулируют управление и использование муниципальной собственности.

Что включает в себя управление муниципальной собственностью?

Управление муниципальной собственностью включает в себя организацию учета и хранения имущества, охрану имущества от незаконного использования и повреждений, установление правил использования имущества, передачу имущества в пользование или аренду, контроль за использованием имущества, решение споров и конфликтов, связанных с имуществом, и другие функции, направленные на эффективное использование и сохранение муниципальной собственности.

Какие правовые основы регулируют управление муниципальной собственностью?

Управление муниципальной собственностью регулируется рядом нормативно-правовых актов, включая Конституцию РФ, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления", Земельный кодекс, Гражданский кодекс, Федеральный закон "О муниципальной собственности" и другие.

Что входит в состав муниципальной собственности?

Муниципальная собственность включает земельные участки, здания, сооружения, дороги, парки, объекты коммунального хозяйства и другие объекты, находящиеся в собственности муниципального образования.

Как осуществляется управление муниципальной собственностью?

Управление муниципальной собственностью осуществляется органами местного самоуправления. Они устанавливают правила использования и распоряжения муниципальной собственностью, принимают решения о ее передаче в аренду, продаже или иных операциях.

Какие проблемы возникают в управлении муниципальной собственностью?

В управлении муниципальной собственностью возникают различные проблемы, такие как неэффективное использование собственности, недостаток финансирования на ее развитие и обслуживание, отсутствие четкой системы управления и контроля и др.

Как можно повысить эффективность управления муниципальной собственностью?

Для повышения эффективности управления муниципальной собственностью можно использовать различные пути, такие как установление четких правил использования и распоряжения собственностью, привлечение частного сектора к инвестициям в развитие объектов муниципальной собственности, создание эффективной системы контроля за использованием собственности и др.

Какие правовые основы регулируют управление муниципальной собственностью?

Правовые основы управления муниципальной собственностью определены Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Земельным кодексом Российской Федерации, а также региональными законами и законодательством муниципального образования.

В чем состоит понятие муниципальной собственности?

Муниципальная собственность представляет собой объекты, находящиеся во владении, пользовании и распоряжении муниципальных образований. Она включает в себя земельные участки, здания, сооружения, объекты недвижимости, а также имущество, находящееся в государственной или иной собственности и переданное в управление муниципальному образованию.