Роль языка в жизни людей и социальная значимость речевой культуры

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Русский язык и культура речи
  • 17 17 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 11.11.2009
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Роль языка в обществе
1.1.Язык как социальный интегратор
1.2. Язык как способ выражения эмоций
1.3. Кумулятивная функция языка
1.4. Язык как средство воздействия на общество
ГЛАВА II. Социальная значимость речевой культуры
2.1.История обращения к проблематике речевой культуры
2.2. Определение феномена речевой культуры
2.3. Речевая культура как социальный феномен
ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Фрагмент для ознакомления

В структуре речевой культуры как интегральном личностном образовании можно выделить две ее составляющие. Первая составляющая включает систему ценностей и мотивов говорящего, его самосознание. Вторая составляющая определяет проявление речевой культуры непосредственно в общении, содержит умения и навыки использования коммуникативных качеств речи. Структурные компоненты речевой культуры взаимосвязаны и взаимозависимы, как в любом виде активности субъекта связаны мотивация, знания, умения и поведение. Причем ведущее место занимают ценностные ориентации, которые не только предопределяют наличие тех или иных мотивов, но и оказывают значительное влияние на построение общения.
Значительное место в развитии речевой культуры занимает система мотивов. Осознание значимости речевой культуры, ее роли в становлении своей личности дает положительный импульс к самосовершенствованию качеств речи и речевых умений. Для этого необходим определенный объем знаний.
Как и любые умения, умения использования коммуникативных качеств речи основаны на системе соответствующих знаний, таких как знание теоретических основ речевой культуры, основных коммуникативных качеств речи, знание речевого этикета и основных требований, предъявляемых к педагогической речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Давно стало самоочевидным утверждение, что язык представляет собой базовый элемент культуры, на котором строятся все культурные связи и отношения в данном обществе. Язык можно представить как феномен, обеспечивающий социальную связь в социальной структуре.
Он, таким образом, выступает как возможный объект исследования не только лингвистики и культурологии, но и социологии, что видно, например, по специфике языковых практик в различных социальных стратах.
С другой стороны, язык - это среда развития искусства, которая не может не влиять на особенности развития художественных принципов любой данной культуры и, в конечном итоге, определяет художественное видение мира в рамках данной социальной общности.
Отсюда следует, что язык определяет не только социальные отношения как таковые, но и восприятие их отдельным человеком как социальным агентом, а также и восприятие им внешнего, внесоциального мира. Кроме того, эта же особенность языка воздействует и на способы самовыражения индивида, т.е. на те коммуникативные практики, посредством которых человек как часть общества «подключается» к социальным и культурным отношениям. В самом деле, нетрудно заметить, что мы участвуем в жизни общества в значительной мере через участие в коммуникативных отношениях, а они возможны тогда, когда мы имеем возможность выразить собственные потребности, желания, эмоции, которые в данном случае становятся инструментом влияния на социум и его изменения.
Язык представляет собой начало, объединяющее поэзию, культуру и социум: роль первой (попробуем дать здесь предварительное определение) заключается в конструировании средств выражения личности человека во всей ее неповторимости и уникальности; роль второй - давать человеку средства формализации его поведения и уменьшать свободу его действий, формируя в его сознании представления о должном и недолжном (в самом широком смысле этих слов, включающем в себя не только этический аспект, но и эстетический); роль третьего - по отношению к отдельному индивиду - поддерживать существование человека, помимо всего прочего, также и специализацией деятельности индивидов, каждому из которых отводится своя собственная сфера активности, где он может проявить свои силы.
В словарном составе языка закреплены реалии материальной культуры и понятия, явления культуры духовной, отражающей верования людей, их мировоззрение, обычаи, поэтическое видение мира и т. п. Язык, как уже отмечалось, важнейшее средство выражения той части культуры, которая относится к интеллектуальной деятельности, и существенного сегмента эмоциональной стороны духовной жизни человека. Нужно сказать, что духовная жизнь человека, охватывающая интеллектуальную деятельность и сферу психики, эмоций, проявляется во всей совокупности областей познания - религии, техники, искусства, культуры, сложившейся в рамках человеческой цивилизации. Точнее было бы сказать, что во всех достижениях цивилизации находит свое воплощение человеческий гений, духовный потенциал человека.
Речевая культура в процессе социальной коммуникации регулирует общественные процессы, обеспечивая развитие общества как целостной системы. Характерным для культуры речи как выражения определенного уровня социальной культуры является то, что она всегда воздействует на сознание, поведение и деятельность людей. Субъектом и объектом культуры речи как фактора социальной коммуникации выступает человек. Специфика культуры речи определяется не только знанием лингвистического словаря, тезаурусом личности, но и культурой общества. Показателем прогрессивного развития культуры речи служит создание ею условий для совершенствования общественной системы в интересах людей (социума) для их всестороннего развития. В этом статусе культура речи является важным элементом человеческой культуры, развитие которой представляет собой сложный процесс осуществления социальной коммуникации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Белл Р.Т. Социолингвистика: Цели, методы и проблемы. - М.: Международные отношения, 1980. – 287 с.
Гируцкий А.А.. Общее языкознание : Учеб. пособие для студ. вузов .— Минск : ТетраСистемс, 2001 .— 303 с.
Коули С.Д. Кравченко А.В. Динамика когнитивных процессов и науки о языке. Вопросы языкознания, - 6, 2006, - с.134 – 139.
Лабов У. Исследования языка в его социальном контексте// Новое в лингвистике. - Вып.7. - М.: Прогресс, 1975 – с .18 -38.
Лосева Н.А. Исследование речевой культуры будущих педагогов дошкольного образования // Вестник Поморского университета (научный журнал). - № 5. Архангельск, 2006 . - С. 44-47.
Маслов Ю.С. Введение в языкознание : Учеб. пособие для студ. филолог. спец. ун-тов .— М. : Высшая школа, 1975 .— 326 с.
Поливанов Е.Д. Круг очередных проблем современной лингвистики // Русский язык в советской школе.- 1999. -№1.- С.17 - 21.
Рахманкулова Н.С. Роль языка как средства общения и фактора формирования личности : Спецкурс .— М. : Изд-во Моск. ун-та, 1990 .— 95 с.
Ржанова С.А. Речевая культура как феномен массовой коммуникации .— Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2005 .— 210 с.
Стернин И.А. Понятие коммуникативного поведения и проблемы его исследования // Русское и финское коммуникативное поведение. – Воронеж : Изд-во ВГТУ, 2000. – С. 4-20.
Чернышева М.А. Культура общения / М.А. Чернышева – Л. : Знание, 1983. – 32 с.
Коули С.Д. Кравченко А.В. Динамика когнитивных процессов и науки о языке. Вопросы языкознания, - 6, 2006, - с.134.
Лабов У. Исследования языка в его социальном контексте// Новое в лингвистике. - Вып.7. - М.: Прогресс, 1975. – С .18 -38.
Лабов У. Исследования языка в его социальном контексте// Новое в лингвистике. - Вып.7. - М.: Прогресс, 1975. – С .18 -38.
Лабов У. Исследования языка в его социальном контексте// Новое в лингвистике. - Вып.7. - М.: Прогресс, 1975 – с .18 -38.
Белл Р.Т. Социолингвистика: Цели, методы и проблемы. - М.: Международные отношения, 1980. – с. 112..
Рахманкулова Н.С. Роль языка как средства общения и фактора формирования личности : Спецкурс .— М. : Изд-во Моск. ун-та, 1990 .— 95 с.
Белл Р.Т. Социолингвистика: Цели, методы и проблемы. - М.: Международные отношения, 1980. – с. 114.
Лосева Н.А. Исследование речевой культуры будущих педагогов дошкольного образования // Вестник Поморского университета (научный журнал). - № 5. Архангельск, 2006 . - С. 44.
Стернин И.А. Понятие коммуникативного поведения и проблемы его исследования // Русское и финское коммуникативное поведение. – Воронеж : Изд-во ВГТУ, 2000. – С. 4.
Лосева Н.А. Исследование речевой культуры будущих педагогов дошкольного образования // Вестник Поморского университета (научный журнал). - № 5. Архангельск, 2006 . - С. 44.
Стернин И.А. Понятие коммуникативного поведения и проблемы его исследования // Русское и финское коммуникативное поведение. – Воронеж : Изд-во ВГТУ, 2000. – С. 6.
Ржанова С.А. Речевая культура как феномен массовой коммуникации .— Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2005 .— с. 45.
Ржанова С.А. Речевая культура как феномен массовой коммуникации .— Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2005 .— с. 78.









20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Белл Р.Т. Социолингвистика: Цели, методы и проблемы. - М.: Международные отношения, 1980. – 287 с.
2.Гируцкий А.А.. Общее языкознание : Учеб. пособие для студ. вузов .— Минск : ТетраСистемс, 2001 .— 303 с.
3.Коули С.Д. Кравченко А.В. Динамика когнитивных процессов и науки о языке. Вопросы языкознания, - 6, 2006, - с.134 – 139.
4.Лабов У. Исследования языка в его социальном контексте// Новое в лингвистике. - Вып.7. - М.: Прогресс, 1975 – с .18 -38.
5.Лосева Н.А. Исследование речевой культуры будущих педагогов дошкольного образования // Вестник Поморского университета (научный журнал). - № 5. Архангельск, 2006 . - С. 44-47.
6.Маслов Ю.С. Введение в языкознание : Учеб. пособие для студ. филолог. спец. ун-тов .— М. : Высшая школа, 1975 .— 326 с.
7.Поливанов Е.Д. Круг очередных проблем современной лингвистики // Русский язык в советской школе.- 1999. -№1.- С.17 - 21.
8.Рахманкулова Н.С. Роль языка как средства общения и фактора формирования личности : Спецкурс .— М. : Изд-во Моск. ун-та, 1990 .— 95 с.
9.Ржанова С.А. Речевая культура как феномен массовой коммуникации .— Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2005 .— 210 с.
10.Стернин И.А. Понятие коммуникативного поведения и проблемы его исследования // Русское и финское коммуникативное поведение. – Воронеж : Изд-во ВГТУ, 2000. – С. 4-20.
11.Чернышева М.А. Культура общения / М.А. Чернышева – Л. : Знание, 1983. – 32 с.

Вопрос-ответ:

Какова роль языка в жизни людей и какую социальную значимость имеет речевая культура?

Язык играет важную роль в жизни людей, так как он является основным средством общения и социальной интеграции. Речевая культура, в свою очередь, имеет значимость в обществе, так как она определяет способность человека эффективно и правильно общаться, а также влияет на его социальный статус и успех в различных сферах деятельности.

Как язык выступает в роли социального интегратора?

Язык является средством общения и связи между людьми, поэтому он играет роль социального интегратора. Благодаря языку люди могут обмениваться информацией, передавать знания и опыт, а также выражать свои мысли и эмоции. Язык объединяет людей в общности и позволяет им взаимодействовать друг с другом, создавая основу для формирования общества.

Как язык влияет на выражение эмоций?

Язык является важным средством выражения эмоций, так как через него человек может передавать свои чувства и переживания другим людям. Язык позволяет выразить радость, грусть, злость, страх и другие эмоции, а также поделиться ими с окружающими. Кроме того, язык может быть использован для управления и манипулирования эмоциями других людей.

Что такое кумулятивная функция языка?

Кумулятивная функция языка означает, что язык является средством накопления и передачи знаний и опыта от одного поколения к другому. Через язык люди передают информацию, историю, культурные ценности и нормы, образцы поведения и другие аспекты культуры своего общества. Кумулятивная функция языка позволяет сохранять и развивать культурное наследие и обогащать общность знаниями и опытом.

Как язык влияет на общество и может ли быть использован для воздействия на него?

Язык имеет влияние на общество, так как через него люди общаются, передают информацию, формируют общественные нормы и ценности. Кроме того, язык может быть использован для воздействия на общество. С помощью слов и речи люди могут убеждать, мотивировать, манипулировать, создавать образы и идеологии, формировать общественное сознание. Язык является средством влияния на общественные процессы и изменения.

Какую роль играет язык в обществе?

Язык играет роль социального интегратора, он помогает людям общаться, передавать информацию и устанавливать взаимопонимание между собой. Язык также является способом выражения эмоций и средством воздействия на общество.

Что такое речевая культура и как она влияет на общество?

Речевая культура - это нормы и правила использования языка в общении. Она влияет на общество, так как позволяет людям эффективно общаться и понимать друг друга. Речевая культура также способствует созданию атмосферы взаимного уважения и толерантности в обществе.

Какова история обращения к проблематике речевой культуры?

Обращение к проблематике речевой культуры имеет долгую историю. Уже в древности философы и ученые обращали внимание на важность правильного использования языка. В разные эпохи развивалась теория речевой культуры, и сейчас она является одной из актуальных проблем в гуманитарных науках.