"Способы и формы коммуникативного воздействия на потребителя"

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 21 21 страница
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 03.10.2010
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Коммуникативное воздействие на потребителя
Феноменология коммуникации
Воздействие в процессе коммуникации
Сферы воздействия на потребителя
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Необходимо подчеркнуть, что язык является мощным средством коммуникативного воздействия. Он позволяет не просто описывать какие-либо объекты или ситуации внешнего мира, но и интерпретировать их, задавая нужное адресанту видение мира, управлять восприятием объектов и ситуаций, навязывать их положительную или отрицательную оценку. Поэтому в сфере увещевательной коммуникации важно учитывать и те ограничения, которые содержатся в законах и этических кодексах.
Манипулирование, или манипуляция - это вид скрытого коммуникативного воздействия адресанта на адресата (на его знания, представления, отношения, цели) с целью изменить его намерения в нужном для адресанта направлении вопреки интересам адресата. Адресата коммуникации при этом вводят в заблуждение относительно важных для него характеристик рекламируемого (или продвигаемого) объекта или используют слабые стороны его психического или когнитивного устройства. Введение в заблуждение означает, что у адресата формируется неверное представление о мире, причем адресант применил коммуникативные приемы, провоцирующие это неверное представление. Скрытое воздействие означает, что адресант использует коммуникативные приемы, действующие в обход сознательного восприятия адресата.
Случаи искажения картины мира, не меняющие представления о важных потребительских свойствах товара (например, в рекламе качественных и количественных характеристик товара, т.е. его важных в потребительском отношении свойств, манипулятивно (например, использование словосочетания «двойной орех» для обозначения смеси из двух орехов в новом батончике Nuts, при том, что их количество осталось тем же) (Кара – Мурза, 2000, с. 84).
Имплицитная информация, в силу своего «скрытого» для адресата сообщения характера, безусловно, является одним из коммуникативных средств, обладающих большим манипулятивным потенциалом.
Однако всякая манипуляция сознанием основана не просто на коммуникативном воздействии, а на коммуникативном взаимодействии. В своей книге С. Кара-Мурза подчеркивает: Жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если он выступает как ее соавтор, соучастник. Только если человек под воздействием полученных сигналов перестраивает свои воззрения, мнения, настроения, цели - и начинает действовать по новой программе - манипуляция состоялась. А если он усомнился, уперся, защитил свою духовную программу, он жертвой не становится. Манипуляция - это не насилие, а соблазн (Кара – Мурза, 2000, с. 106).
Вместе с тем у адресата манипулятивного сообщения имеется немало причин, чтобы поддаться «соблазну» манипуляции, а не противостоять ей. Применительно к языковому манипулированию эти причины достаточно хорошо систематизированы П.Б. Паршиным. Он выделяет психологические предпосылки (инерционность человеческого сознания, склонность к упрощениям, избеганию противоречий), когнитивные предпосылки (приверженность определенной модели мира), логические предпосылки (интерпретация сообщений нередко связана с логическим выводом, который может быть ошибочным), социологические предпосылки (около 85% всех людей- конформисты и в силу этого склонны поддаваться манипулированию), коммуникационно-семиотические (в общении люди часто руководствуются принципом кооперации, для того чтобы общение происходило гладко и не превращалось в спор о способах описания действительности), структурно-семиотические (любая семиотическая система не просто обозначает действительность, а интерпретирует ее) (Шуванов, 2005, с. 126).
При манипулировании в сфере рекламы и PR часто эксплуатируются особенности восприятия, интерпретации и запоминания человеком информации в целом и рекламной информации в частности, можно выделить следующие особенности, составляющие когнитивную и психологическую базу манипулятивных техник, их предпосылки:
Общекогнитивные особенности:
выборочное восприятие информации;
выборочное удержание информации;
стремление снизить когнитивный диссонанс, в котором нередко находится современный человек, получающий противоречивую информацию; следствиями этого являются способность не замечать сведения, противоречащие ожидаемым, если они специально не акцентированы, и желание получить подтверждение правильности уже принятого решения или мнения;
интерпретативный характер памяти;
прототипические эффекты;
лучшее запоминание информации при ее многократном повторе;
лучшее запоминание информации в начале и в конце сообщения (эффект края);
больший интерес к необычной информации и лучшее ее запоминание;
снижение критичности по отношению к сообщению, которое по каким-либо причинам нравится;
предрасположенность понимать сообщение в более выгодном для себя смысле (эффект улучшения сообщения).
Особенности, специфичные для ситуации массовой коммуникации:
склонность к пассивному восприятию информации;
преимущественно эмоциональное, а не рациональное восприятие сообщения;
многоканальное восприятие информации при большем доверии к ее визуальному носителю;
обработка сообщения преимущественно с использованием стереотипных представлений о мире.
Например, в рекламе сока "Моя семья" - дружная семья, с ярко выраженными "семейными" ценностями. В рамках такой рекламы важна не столько абсолютная сосредоточенность потребителя на самом процессе потребления, а включенность товара в жизненный уклад, в быт и судьбу героев. Последнее уже имеют право на относительную сдержанность, не демонстрируя столь экспрессивно и нарочито свою сосредоточенность на продукте потребления, но общаясь со зрителем и внутри своего мира в более реалистической тональности. Степень внимания к товару подчеркивает сам жанр.
В данной рекламе используются приемы эмоционального воздействия не целевую аудиторию, это мужчины и женщины 25-45 лет, семьи с детьми в возрасте от 4 до 11 лет. Доход средний и ниже среднего. Образование - высшее, среднее. Обычные жизненные ситуации, иногда курьезные, иногда комические показанные в роликах могут произойти в любой типичной семье.
Вместе с тем вопрос о манипулировании непростой: как правило, одни и те же коммуникативные приемы в одних случаях служат для того, чтобы с их помощью умело вводить в заблуждение, а в других- просто для того, чтобы сделать сообщение более кратким, легким для восприятия или более выразительным и эстетичным (Шуванов, 2005, с.103).
Таким образом, основными формами воздействия на потребителя являются: заражение и внушение. Основными способами коммуникативного воздействия на потребителя являются манипулятивное и имплицитное (скрытое) воздействие.
Заключение
Человек существо социальное и поэтому постоянно взаимодействует с коммуникативной средой. Способ коммуникации является относительно устойчивым элементом культуры, существующим довольно продолжительное время. В процессе взаимодействия его субъекты воздействуют друг на друга.
Коммуникативное воздействие, направлено на разные уровни сознания адресата: на знания (когнитивный), отношения (аффективный) и намерения (конативный). Способами воздействия являются: убеждение (апелляция к логике), заражение через эмоциональную сферу (вызов чувственной реакции), подражание (апелляция к авторитетам), внушение, воздействуя на подсознание. Осуществляется воздействие с помощью вербальных (речевое воздействие) или невербальных средств.
В области коммуникативного воздействия на потребителя (реклама, PR, бренд) используются все способы воздействия: и логическое обоснование, и сравнение, и эмоциональное воздействие, но все же, преимущественным способом воздействия на потребителя является внушение. Этот способ диктует цель – материальная выгода, подавление конкуренции. Формами внушающего воздействия являются, в основном – манипуляция и имплицитное воздействие. Эти способы являются скрытыми, поэтому привести к ответственности за действие этих методов довольно сложно. Но следует сказать, что человек под воздействием полученных сигналов, в силу своих индивидуально – психических и социальных особенностей, сам перестраивает свои воззрения, мнения, настроения, цели - и начинает действовать в соответствии с внушающим воздействием.





Список литературы 
Анкин Т.Е. Тактика имплицитного сопоставления в рекламном дискурсе США.// Политическая лингвистика. - Вып. 20. - Екатеринбург, 2006. - С. 175-179.
Волкова А.И. Основы психологии рекламы. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000.
Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2006. – 752 с.
Пирогова Ю.К. К типологии ложных умозаключений в рекламном дискурсе // Труды Международного семинара по компьютерной лингвистике и ее приложениям. Том. 1. Протвино, 2000.
Циммерлан Е.В. Коммуникации в сфере услуг/Маркетинг pro №72. - М.: изд-во «Росмедиа», 2006.
Шуванов В.И. Психология рекламы. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.











2

Список литературы
1.Баранов А.Н. Что нас убеждает. М., 1990.
2.Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1996.
3.Имплицитность в языке и речи / Под ред. Е.Г. Борисовой, Ю.С. Мартемь-янова. М.: «Языки русской культуры», 1999.
4.Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000.
5.Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. - Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000.
6.Конецкая В.П. Социология коммуникации - М , 1997.
7.Пирогова Ю.К. К типологии ложных умозаключений в рекламном дис-курсе // Труды Международного семинара по компьютерной лингвистике и ее приложениям. Том. 1. Протвино, 2000.
8.Рекламный текст: семиотика и лингвистика / Под ред. Пироговой Ю.К., Паршина П.Б. М., 2000.
9.Циммерлан Е.В. Коммуникации в сфере услуг/Маркетинг pro №72. - М.: изд-во «Росмедиа», 2006.


Вопрос-ответ:

Какой основной эффект достигается при коммуникативном воздействии на потребителя?

Основной эффект, достигаемый при коммуникативном воздействии на потребителя, - это создание нужного адресанту видения мира и управление его восприятием объектов и ситуаций.

Что такое коммуникативное воздействие на потребителя?

Коммуникативное воздействие на потребителя - это процесс передачи информации и воздействия на потребителя с помощью коммуникативных средств. Оно направлено на формирование у потребителя определенных представлений, убеждений и поведения.

Какие сферы жизни потребителя могут быть подвержены воздействию через коммуникацию?

Сферы жизни потребителя, которые могут быть подвержены воздействию через коммуникацию, могут включать такие аспекты, как покупка товаров и услуг, формирование мнений и взглядов, принятие решений, поведение и многое другое. Коммуникативное воздействие может затрагивать мысли, эмоции и действия потребителя в различных сферах его жизни.

Как язык может использоваться в качестве средства коммуникативного воздействия?

Язык является мощным средством коммуникативного воздействия, так как он позволяет не только описывать объекты и ситуации внешнего мира, но и интерпретировать их. Язык может использоваться для создания определенного образа или представления о продукте или услуге, формирования убеждений и мотивации потребителя, а также для управления его восприятием и поведением.

Какие способы коммуникативного воздействия на потребителя существуют?

Существует множество способов коммуникативного воздействия на потребителя, включая рекламу, пиар, маркетинговые коммуникации, прямые продажи, образовательные программы и многое другое. Эти способы могут быть использованы как в отдельности, так и в комбинации, чтобы достичь максимального эффекта при воздействии на потребителя.

Какие способы и формы коммуникативного воздействия на потребителя существуют?

Существует множество способов и форм коммуникативного воздействия на потребителя. К ним относятся реклама, пиар, маркетинговые активности, прямая коммуникация с потребителем, использование социальных сетей и т.д. Каждый из этих способов имеет свои особенности и применяется в зависимости от целей и задач коммуникации.

Какой эффект может быть достигнут с помощью коммуникативного воздействия на потребителя?

Коммуникативное воздействие на потребителя позволяет достичь различных эффектов. Например, это может быть увеличение узнаваемости бренда, формирование положительного имиджа, стимулирование продаж, повышение лояльности потребителей и другие. Конечный эффект зависит от правильно выбранного способа коммуникации и качества передаваемой информации.

Каким образом язык может быть использован для коммуникативного воздействия на потребителя?

Язык является мощным средством коммуникативного воздействия на потребителя. Он позволяет не только описывать объекты и ситуации, но и интерпретировать их, задавая нужное адресанту видение мира. Язык также позволяет управлять восприятием объектов и ситуаций, создавая определенную эмоциональную окраску и влияя на решения потребителя. Необходимо правильно использовать язык, чтобы эффективно воздействовать на потребителя.