Теория потребительского поведения.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Маркетинг
  • 18 18 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 21.06.2011
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Сущность теории потребительского поведения
2. Основные маркетинговые подходы моделирования поведения потребителей
3. Факторы формирования потребительского поведения
Выводы
Литература









Фрагмент для ознакомления

В той мере, в какой|какой| групповые нормы влияют на ценности и отношения, референтные группы могут рассматриваться как важный фактор, который|какой| определяет поведение потребителя. Если в референтной группе существует авторитет, к|до| которому|какому| все представители обращаются за советом в конкретной ситуации, он может оказывать|свершать| значительное влияние в вопросах принятия решений о покупках.
Относительно личностных факторов, которые влияют на поведение потребителя, наиболее значимыми|значащими| являются такие как возраст|век| и этап жизненного цикла семьи, вид занятий, образ|оскорбления| жизни, тип личности, экономическое положение.
Возраст|век| человека влияет на его потребительское поведение; каждой возрастной|возрастной| категории свойственны определенные стандарты потребления, хотя с возрастом|веком| растет|вырастает| консерватизм, ригидность (негибкость) по отношению к изменению|смене| своих вкусов|склонности|, которое уменьшает восприимчивость новых товаров и желания рисковать.
Каждому этапу жизненному циклу семьи отвечает определенное поведение в потреблении. Например, молодые семьи нацелены на приобретение бытовой техники; с появлением детей растут|вырастают| расходы, связанные|повязал| с покупкой|куплей| товаров для них; на этапе «пустого гнезда» уменьшаются выплаты по долговым обязательством, а личные доходы остаются высокими.
Образ жизни - достаточно влиятельный фактор относительно|касательно| поведения потребителей, наблюдается соответствие между образом жизни и потребительским поведением. Европейское исследование, которое охватило достаточно широкий круг стран, позволило выявить|выявлять| наличие так называемых «евро-стилей»: граждане, моралисты, ультра, консерваторы, неимущие, интеллектуалы, пионеры|пионер|, пуритане, терпимые, жители городских окраин, молодежь, рассудительные, «денди», рокеры, романтики. В то же время женевская организация RISС| выявила|выявляет| шесть следующих евро-типов: традиционалисты, домоседы, искатели удовольствий|удовлетворения|, борцы, законодатели мод, рационалисты [1, с. 22].
На поведение потребителя влияет также тип его личности, которая определяется на основе таких черт как уверенность в себе; влияние на окружающих, независимость, коммуникабельность, способность, к|до| адаптации. Большую|великую| роль играет и связанное|повязал| с типом личности представление человека о себе (самовосприятие). Как свидетельствуют психологические исследования, в большинстве случаев представление человека о себе и то, каким бы|б| он хотел быть, не совпадает [9, с. 287]. Попыткам ликвидировать это несовпадение и объясняется очень часто покупка|купля| тех или иных товаров.
Важными детерминантами, которые определяют поведение потребителей, являются психологические факторы – мотивация, эмоции и чувства. Важно знать мотивы, которыми|какими| руководствуются потребители, так как они определяют критерии выбора. Если, например, для потребителя основным мотивом является мотив уважения и утверждения статуса, в качестве основного критерия выбора для приобретения одежды, обуви, автомобиля и других товаров, он может выбрать|избрать| собственный имидж. Мотивы потребителей постоянно изменяются со временем.
Поведение потребителя зависит от его эмоционального состояния|стана|; позитивное|положительное| состояние|стан| сокращает время принятия решений при выборе товаров, активизирует состояние|стан| побуждения. Возможны разные|различные| эмоциональные реакции потребителей на разные|различные| марки товаров; задача|задача| маркетологов – использовать такие инструменты влияния на эмоциональное состояние|стан| потребителей, которые|какие| бы|б| обеспечивали реализацию ключевого маркетингового принципа, – «потребителей легче завоевать, если создать им хорошее настроение».
По нашему мнению, к|до| существенному фактору, который влияет на поведение потребителей, следует отнести и характер ситуации, в которой|какой| осуществляется покупка|купля| товара. Ситуации можно классифицировать в зависимости от количества вариантов решений, необходимого расхода времени для осуществления оценки вариантов, а также от степени заинтересованности потребителя в приобретении товара.
В случае наличия равноценных вариантов с точки зрения потребителя уменьшается время для принятия решений. Если варианты достаточно отличны, резко возрастает|вырастает| неопределенность и расходы времени для оценки и выбора вариантов. Ж.-Н. Капферер определяет четыре фактора, что предопределяют степень заинтересованности потребителя в покупке|купле| товара: самооценка, осознанный риск, социальные факторы, гедоничные| влияния [3].
Если решение связано|повязал| с самооценкой потребителя, его заинтересованность будет достаточно высокой. Это касается, например, таких товаров как квартира или дом, автомобиль, дорогие ювелирные изделия. С ростом цены товара увеличивается и уровень риска. Ступень заинтересованности резко возрастает|вырастает| в случае одобрения покупок|купли| людьми, которые владеют|обладают| значимым|значащим| для потребителя социальным статусом. Гедоничное влияние проявляется, если покупка|купля| приносит высокий|великий| уровень удовольствия|удовлетворения|, что способствует|содействует| увеличению степени заинтересованности.
Более предполагаемым является поведение потребителя в случае наличия опыта относительно|касательно| приобретения определенного товара; задача|задача| маркетологов в такой ситуации – предоставление потребителю соответствующей информации, потребность в которой|какой| он может испытывать, для уменьшения|сбавки| вероятности перехода|перехождения| на другие торговые марки (например, путем использования|употребления| рекламы). В случае же осуществления обычной покупки|купли| товара потребитель может вести себя стандартно, основываясь на сформированном|формующем| отношении к|до| данной торговой марке; реклама в этом случае может быть направлена на поддержку осознанных преимуществ.







Выводы

Потребительское поведение - это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги, что определяет развитие их производства и потребление на рынке.
Поведение потребителей, их выбор в мире экономических благ имеют индивидуальный характер. Каждый потребитель при выборе товаров руководствуется своим вкусом, склонностями, потребностями, постоянно стремится к рациональности в своем поведении, что обеспечивает ему максимум удовлетворения потребностей.
Поведение потребителя далеко не всегда рационально. Часто покупатели действуют нелогично, безрассудно, неосмотрительно. Однако мы рассматриваем не конкретные действия, а теоретические модели, которые дают возможность понять принципы поведения потребителя, дать ответ на вопрос, какому экономическому благу и когда отдает потребитель преимущество, какие ограничения определяют спрос потребителя, как осуществляется выбор в условиях значительного (незначительного) количества экономических благ. Для решения этих и других подобных вопросов используются модели и графики.
Исследование поведения потребителей является основой для принятия эффективных маркетинговых управленческих решений. Без знаний поведения потребителей невозможно эффективно работать на рынке в условиях существования фирм-конкурентов, которые производят продукцию с большим уровнем сходства ее объективных характеристик. Анализ внешних и внутренних факторов влияния на поведение потребителей, понимания механизма формирования поведенческой реакции потребителей, позволяют осуществлять ее моделирования, использовать для влияния рациональные маркетинговые инструменты.


Литература

Аристархова М., Крахмалёва А. Маркетинговое исследование потребителей // Маркетинг. - 2001. - № 6. – с. 20-25.
Блэкуэлл Р., Миниард Д., Энджел П. Поведение потребителей. - "Питер", 2007. – 944 с.
Капферер Жан-Ноэль. Бренд навсегда. Создание, развитие, поддержка ценности бренда. – М.: Вершина, 2007. – 448 с.
Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. - М.: Изд-во Вильямс, 2007. - 656 с.
Молибог Т.А., Молибог Ю.И. Экономика для менеджеров. - Тамбов: ТГТУ, 2006. — 164 с. 
Овсянников А.А., Петтай И.И., Ремашевская Н.М. Типология потребительского поведения. - М.: Наука, 1989. – 240 с.
Сергеев А. М. Поведение потребителей. - М., 2006. – 320 с.
Статт Д. Поведение потребителя. - М., 2003. – 448 с.
Фоксол Г., Голдсмит Р., Браун С. Психология потребителей в маркетинге. - Спб, "Питер - Пресс", 2000. – 349 с.








18

Литература

1.Аристархова М., Крахмалёва А. Маркетинговое исследование потребителей // Маркетинг. - 2001. - № 6. – с. 20-25.
2.Блэкуэлл Р., Миниард Д., Энджел П. Поведение потребителей. - "Питер", 2007. – 944 с.
3.Капферер Жан-Ноэль. Бренд навсегда. Создание, развитие, поддержка ценности бренда. – М.: Вершина, 2007. – 448 с.
4.Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. - М.: Изд-во Вильямс, 2007. - 656 с.
5.Молибог Т.А., Молибог Ю.И. Экономика для менеджеров. - Тамбов: ТГТУ, 2006. — 164 с.
6.Овсянников А.А., Петтай И.И., Ремашевская Н.М. Типология потребительского поведения. - М.: Наука, 1989. – 240 с.
7.Сергеев А. М. Поведение потребителей. - М., 2006. – 320 с.
8.Статт Д. Поведение потребителя. - М., 2003. – 448 с.
9.Фоксол Г., Голдсмит Р., Браун С. Психология потребителей в маркетинге. - Спб, "Питер - Пресс", 2000. – 349 с.

Вопрос-ответ:

Какова сущность теории потребительского поведения?

Сущность теории потребительского поведения заключается в изучении процесса выбора и потребления товаров и услуг со стороны потребителей. Она анализирует мотивы, потребности, предпочтения и влияние различных факторов на принятие решений потребителями.

Какие основные маркетинговые подходы моделирования поведения потребителей существуют?

Основные маркетинговые подходы моделирования поведения потребителей включают психологический подход, социологический подход и экономический подход. Психологический подход основан на изучении мотивации, восприятия и психологических процессов, влияющих на потребительское поведение. Социологический подход анализирует социальные факторы, такие как культура, групповые нормы и общественные классы. Экономический подход фокусируется на изучении процессов принятия решений и определении оптимального выбора для потребителя.

Какие факторы формируют потребительское поведение?

Факторы формирования потребительского поведения включают индивидуальные характеристики потребителя (мотивация, потребности, предпочтения), социальные факторы (групповые нормы, статус, культурные ценности), маркетинговые факторы (реклама, предложение и доставка товаров и услуг) и экономические факторы (доход, цены, инфляция).

Какую роль играют референтные группы в формировании потребительского поведения?

Референтные группы играют важную роль в формировании потребительского поведения. Если в референтной группе существует авторитет, к которому все представители обращаются, групповые нормы и ценности могут оказывать значительное влияние на индивидуальные предпочтения и решения потребителя.

Что такое теория потребительского поведения?

Теория потребительского поведения - это научное направление, изучающее мотивы, предпочтения и действия потребителей при выборе и использовании товаров и услуг.

Какие основные маркетинговые подходы моделирования поведения потребителей?

Основные маркетинговые подходы моделирования поведения потребителей включают сегментацию маркета, исследование мотивации потребителей, анализ покупательского поведения и прогнозирование потребительских предпочтений.

Какие факторы формируют потребительское поведение?

Факторы формирования потребительского поведения включают социокультурные, психологические и личностные особенности потребителей, а также влияние маркетинговых коммуникаций и предложений.

Как референтные группы влияют на поведение потребителя?

Референтные группы могут рассматриваться как важный фактор, определяющий поведение потребителя. Если в референтной группе существует авторитет, к которому обращаются все ее представители, групповые нормы могут сильно влиять на ценности и отношения потребителя.

Какие выводы можно сделать на основе данной статьи?

Из данной статьи можно сделать вывод, что теория потребительского поведения является важной для маркетинговых исследований и позволяет лучше понять мотивы и предпочтения потребителей. Основные маркетинговые подходы моделирования поведения потребителей включают сегментацию маркета, исследование мотивации потребителей, анализ покупательского поведения и прогнозирование потребительских предпочтений. Факторы формирования потребительского поведения включают социокультурные, психологические и личностные особенности, а также влияние маркетинговых коммуникаций и предложений. Референтные группы играют важную роль и могут сильно влиять на ценности и отношения потребителя.

Что такое теория потребительского поведения?

Теория потребительского поведения - это научное направление, изучающее мотивы, предпочтения и поведение людей как потребителей товаров и услуг.

Какие основные маркетинговые подходы используются при моделировании поведения потребителей?

Основными маркетинговыми подходами моделирования поведения потребителей являются психологический подход, социально-культурный подход и экономический подход.