Концепция развития органов прокуратуры в РФ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Прокурорский надзор
  • 33 33 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 30.11.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Основные этапы становления и развития органов прокуратуры
2. Современная система и структура прокуратуры РФ
3. Различные концепции развития органов прокуратуры в РФ
Заключение
Список используемой литературы
Фрагмент для ознакомления

Однако в настоящее время отмечаются целенаправленные действия по вытеснению прокуратуры с конституционного правового поля.
Оппоненты стабильного позитивного развития России осознают, что система органов прокуратуры - одна из несущих опор нашего государства и от определения её места и роли как в государственном правообеспечивающем механизме, так и в системе общественных координат будет очень многое зависеть для будущего России. По оценке профессора, доктора юридических наук А.Я.Сухарева, «в настоящее время прокуратура подвергается суровым испытаниям - от попыток растворения её независимой централизованной сущности в контрольно-ведомственных паллиативах до прямого демонтажа державного ока государева».
Теоретические аспекты определения места и роли прокуратуры в системе правовых институтов российского государства и общества исследованы в работах Р.Р.Абдуллиной, И.А.Антонова, В.Г.Бессарабова, Р.В.Вахитовой, Н.Н.Дегтярёвой, В.С.Джатиева, С.П.Ефимичева, С.Ю.Зайкова, Р.Н.Зинурова, Н.И.Костенко, Р.А.Мамедова, Н.В.Мельникова, В.А.Михайлова, В.П.Рябцева, А.Ф.Смирнова, А.В.Сидоренко, Н.А.Соловьевой, М.С.Шалумова, Ю.Л.Шульженко, других ученых и прокурорских работников.
К наиболее распространенным концептуальным подходам, определяющим перспективы развития органов прокуратуры России, относятся нижеприведенные мнения:
1.  «Прокуратура постсоветской России не должна воссоздавать прокуратуру СССР, она должна быть децентрализована».
2.  «Прокуратура - орган исполнительной власти».
3.  «Прокуратура - орган судебной власти».
4.  «Прокуратура - опора президентской власти».
5.  «Прокуратура - силовая структура».
6.  «Прокуратура - элемент структуры правоохранительных органов, но особый и независимый».
7.  «Прокуратура предназначена бороться с преступностью и этим обстоятельством определяется её место и роль в государстве».
8.  «Прокуратура - разновидность контрольно-надзорных органов в механизме государства».
9.  «Прокуратура - самостоятельный орган власти».
10.  «Прокуратура - элемент контрольной власти».
11.  «Прокуратура находится под руководством и контролем вышестоящих руководителей и подчиняется Министру юстиции».
Приведённые суждения представляют весьма широкий и разнородный спектр мнений о перспективах развития прокуратуры РФ. Они ярко свидетельствуют о том, что данная тема приобретает всё большую актуальность и значимость, вызывает значительный интерес учёных, прокурорских работников, сотрудников федеральных органов исполнительной власти и гражданского общества.
Совокупность идей, средств исследования, а также обобщение высказанных общенаучных подходов позволяют выявить, по нашему мнению, две общие негативные закономерности в части, касающейся прокуратуры:
«размыть» систему независимого надзора прокуратуры, демонтировав её основы;
перестроить её по западным образцам, лишив её природно-стержневой функции - надзора за исполнением законов.
К типичным суждениям представителей данной группы учёных можно отнести мнение Р.Р.Абдуллиной, которая полагает, что «назрела необходимость в реформировании прокуратуры. Из всех правоохранительных органов прокуратура единственная, по существу, не подвергалась реформе. Пора отрешиться от так называемого ведомственного патриотизма, преодолеть убеждение, что эта система уже представляет собой нечто совершенное, не подлежащее кардинальным изменениям ни в настоящем, ни в будущем. Нужно тщательно разобраться в её сильных и слабых сторонах, дать реалистическую оценку действительному положению дел, найти тот путь, по которому прокуратура будет идти дальше», которая полагает, что «назрела необходимость в реформировании прокуратуры. Из всех правоохранительных органов прокуратура единственная, по существу, не подвергалась реформе. Пора отрешиться от так называемого ведомственного патриотизма, преодолеть убеждение, что эта система уже представляет собой нечто совершенное, не подлежащее кардинальным изменениям ни в настоящем, ни в будущем. Нужно тщательно разобраться в её сильных и слабых сторонах, дать реалистическую оценку действительному положению дел, найти тот путь, по которому прокуратура будет идти дальше». Данная позиция свидетельствует о недостаточном понимании предмета деятельности прокуратуры.
По нашему мнению, прокуратура - опора законности и государства, сущность конституционного надзора. Прокуратура - единая централизованная система, установленная ст. 129 Конституции РФ, находится в исключительном ведении Российской Федерации. В целях эффективной реализации государственной власти прокуратура должна развиваться только по пути конституционного развития и в этом случае она сможет успешно решать основные задачи, стоящие перед государством в сфере обеспечения законности.
Приведённый в данном обзоре исторический опыт свидетельствует о том, что разрушать старое - значительно легче, чем создавать новое.
Очевидно, что необходимо обсуждать различные предложения по совершенствованию деятельности органов прокуратуры, но при этом важно помнить, что прокурорская деятельность должна соответствовать нормам Конституции РФ, а также положениям двух основополагающих международных документов.
Во-первых, рекомендациям Восьмого конгресса ООН (1990 г.) по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В «Руководящих принципах, касающихся роли лиц, осуществляющих судебное преследование» подчеркнуто, что они играют активную роль в уголовном разбирательстве, включая возбуждение дела, в расследовании преступлений, надзоре за законностью расследований. Это единственный документ ООН, посвященный деятельности прокуроров.
Во-вторых, рекомендациям Совета Европы (от 06.10.2000), где четко сказано, что во всех системах уголовного правосудия прокуроры решают вопрос о возбуждении или продолжении уголовного преследования. В отдельных системах они ведут и направляют расследование или осуществляют надзор за ним. В странах, где проводится полицейское расследование, государство должно гарантировать, что прокуроры могут давать полиции соответствующие указания о способах сбора доказательств, использовании персонала, о продолжительности расследования. Аналогичные предписания содержатся и в рекомендациях, которые выработаны Ассоциацией генеральных прокуроров, в которую входит 121 страна мира.
По мнению эксперта Совета Европы И.Томана, «статус прокуратуры, его принципы (характеристики) основываются на общей модели, взятой из исторической эволюции, юридических, экономических и социальных условий каждой страны».
На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
1. Российская государственная власть в своей первооснове едина. Важно не только правильно рассредоточить власть по сферам реализации норм права, но и посредством именно прокурорского надзора обеспечить её единство, согласованность деятельности государственных органов и должностных лиц, относящихся к различным направлениям, к разным секторам и уровням власти.
В настоящее время любые перемещения системы прокуратуры «влево» или «вправо» под воздействием различных факторов и «концепций» вызовут необратимые негативные последствия для безопасности личности, общества и российского государства, в целом системы законности в России. Это крайне негативно отразится на деятельности органов прокуратуры государств, входящих в СНГ, системе коллективной безопасности и правопорядка, а также на международном авторитете нашей страны.
2. В настоящее время результаты исследований о перспективах совершенствования прокуратуры в области теории остаются весьма дискуссионными.
3. Постоянный прокурорский надзор особенно востребован в условиях проводимой административной реформы, конституционного укрупнения субъектов РФ и формирования органов власти и структур управления, противодействия коррупции и незаконной миграции.
4. Ослабление государственного контроля за состоянием законности неминуемо осложнит криминальную ситуацию, прежде всего в сфере обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, резко усугубит разбалансированность конституционно установленной вертикали государственной власти и т.д.
5. Главная задача российского государства и прокуратуры состоит в том, чтобы на основе научно обоснованного прогнозирования, предвидения, досконального знания положения дел обеспечить надежную безопасность во всех сферах жизнедеятельности страны, предотвратить и нейтрализовать назревающие угрозы, эффективно противодействовать им, в том числе мерами прокурорского реагирования.
6. В целях проведения эффективной государственной политики борьбы с преступностью система прокуратуры РФ должна функционально и структурно сохранить свою конституционную независимость и правовую самостоятельность.
7. Решающим условием роста доверия населения к прокуратуре является живая и повседневная практика общения граждан с прокурорами и следователями, их умение и желание реализовать требования законов и оправдать ожидания населения.
Прокуратура должна выстроить долговременную информационную политику, предусматривающую расширение связи всех её звеньев со структурами гражданского общества и средствами массовой информации.

Заключение

Прокуратура в Российской Федерации – это государственная, единая, централизованная, трехуровневая, многофункциональная организационная система. Ее место и роль в государстве определяются целями и задачами деятельности, компетенцией и эффективностью. Установленные для прокуратуры цели и задачи деятельности, наделение ее правами, обязанностями, предметной и территориальной подведомственностью имеют свои исторические корни. Они свидетельствуют о том, что прокуратура теснейшим образом и неразрывно связана с практикой государственного строительства в России.
Исследование правового статуса прокуратуры в различные периоды развития России, в том числе и современный, приводит к выводу о том, что российская прокуратура является неотъемлемым элементом системы всякой государственной власти. Изменения в системе государственной власти обязательно оказывают воздействие на составляющие ее элементы и взаимосвязи. Прокуратура, являясь одним из элементов структуры власти, безусловно, подвержена происходящим изменениям в этой системе, вместе с ней развивается и совершенствуется. Основная проблема прокуратуры, однако, заключается в том, что она обречена на теснейшую связь с развитием политических процессов, на сотрудничество с органами политической, государственной власти. Поэтому продолжающееся формирование ветвей власти в России в настоящее время заставляет каждую из них стремиться установить контроль над органами прокуратуры. А если такой контроль не получается, то устранить ее из системы государственной власти вообще, расчленив и видоизменив ее функции, передать их любому другому подконтрольному учреждению, например ведомству Уполномоченного по правам человека либо министерству юстиции и т.д.
Желание любой из ветвей власти взять под контроль прокуратуру кроется в ее функциональном предназначении выполнять роль важнейшего элемента в механизме реализации власти. Но, как уже было отмечено выше, объективное стремление каждой власти усилить свой потенциал влечет усиление механизма реализации этой власти за счет увеличения количества ее органов, расширения круга их задач, функций и полномочий. Именно поэтому правовой статус прокуратуры, как и других органов, входящих в механизм реализации власти, на протяжении развития общества изменялся; прокуратура приобретала различные черты, отражающие усиление или ослабление той или иной ветви власти.

Список используемой литературы

Законодательные и нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // http://www.consultant.ru/popular/cons/#info
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 29.07.2009) // http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=90092;page=esse
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 18.07.2009) // http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=89665;page=esse
4. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 17.07.2009) "О прокуратуре Российской Федерации" // http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=89722;page=esse
5. Федеральный закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" // СЗ РФ. 11.06.2007, N 24, ст. 2830.
6. Регламент Генеральной прокуратуры РФ. Утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 11 декабря 1998 г. № 89.

Литература
1. Басков В.И. Прокурорский надзор в СССР. - М., 1991.
2. Вахитова Р.В. Прокуратура в механизме государства: Историко-правовое исследование: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2003.
3. Концепция судебной реформы в Российской Федерации / Сост. С.А. Пашин. - М., 1992.
4. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 45.
5. Российское законодательство X—XX веков: В 9 т. Т. 4. – М., 1991.
6. Российское законодательство X—XX веков: В 9 т. Т. 5. – М., 1991.
7. Российское законодательство X—XX веков: В 9 т. Т. 8. - М., 1991.
8. Сухарев А.Я. Державное «око» в осаде (к вопросу о реформе прокуратуры). Учебное пособие. - М., 2001. - С. 12.

Статьи
1. Басков В.И. История прокуратуры Российской империи // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1977. № 2. - С. 3, 4.
2. Бобырев В.В. Прокуратура как одна из несущих опор нашего государства // Советская Сибирь. 2007. 7 июня. - С. 4.
3. Мыцыков А. Прокуратура. Проблемы развития // Законность. – 2000. - № 1. - С.7.
4. Сологубов А.С. История и правовая природа прокуратуры Российской Федерации // Право и жизнь. — 2006. — № 96(6).

Справочные и информационные издания
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. - М., 1978. - С. 212-225.

Интернет-источники
1. http://www.bashedu.ru

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. - М., 1978. - С. 212-225.
Басков В.И. История прокуратуры Российской империи // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1977. № 2. - С. 3, 4.
Российское законодательство X—XX веков: В 9 т. Т. 4. - С. 22.
Российское законодательство X—XX веков: В 9 т. Т. 5. - С. 170-295.
Российское законодательство X—XX веков: В 9 т. Т. 4. - С. 143.
Басков В.И. Прокурорский надзор в СССР. - М., 1991. - С. 10.
Российское законодательство X—XX веков: В 9 т. Т. 8. - М., 1991. - С. 30.
Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 45. - С. 198.
Концепция судебной реформы в Российской Федерации / Сост. С.А. Пашин. - М., 1992. - С. 58.
Басков В.И. Прокурорский надзор в СССР. - М., 1991. - С. 27, 28.
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 17.07.2009) «О прокуратуре Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=89722;page=esse
Федеральный закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ, 11.06.2007, N 24, ст. 2830.
Регламент Генеральной прокуратуры РФ. Утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 11 декабря 1998 г. № 89.
О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур см.: приказ прокуратуры РФ от 12 сентября 2002 г. № 54.
Бобырев В.В. Прокуратура как одна из несущих опор нашего государства // Советская Сибирь. 2007. 7 июня. - С. 4.
Сухарев А.Я. Державное «око» в осаде (к вопросу о реформе прокуратуры). Учебное пособие. - М., 2001. - С. 12.
Вахитова Р.В. Прокуратура в механизме государства: Историко-правовое исследование: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2003.
http://www.bashedu.ru
Сухарев А.Я. Державное «око» в осаде (к вопросу о реформе прокуратуры). Учебное пособие. - М., 2001. - С. 20.
Сухарев А.Я. Державное «око» в осаде (к вопросу о реформе прокуратуры). Учебное пособие. - М., 2001. - С. 12.












2

Законодательные и нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосова-нием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // http://www.consultant.ru/popular/cons/#info
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (при-нят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 29.07.2009) // http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=90092;page=esse
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 18.07.2009) // http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=89665;page=esse
4. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 17.07.2009) "О про-куратуре Российской Федерации" // http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=89722;page=esse
5. Федеральный закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" // СЗ РФ. 11.06.2007, N 24, ст. 2830.
6. Регламент Генеральной прокуратуры РФ. Утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 11 декабря 1998 г. № 89.

Литература
1. Басков В.И. Прокурорский надзор в СССР. - М., 1991.
2. Вахитова Р.В. Прокуратура в механизме государства: Историко-правовое исследование: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2003.
3. Концепция судебной реформы в Российской Федерации / Сост. С.А. Пашин. - М., 1992.
4. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 45.
5. Российское законодательство X—XX веков: В 9 т. Т. 4. – М., 1991.
6. Российское законодательство X—XX веков: В 9 т. Т. 5. – М., 1991.
7. Российское законодательство X—XX веков: В 9 т. Т. 8. - М., 1991.
8. Сухарев А.Я. Державное «око» в осаде (к вопросу о реформе прокура-туры). Учебное пособие. - М., 2001. - С. 12.

Статьи
1. Басков В.И. История прокуратуры Российской империи // Вестник Мо-сковского университета. Сер. 11. Право. 1977. № 2. - С. 3, 4.
2. Бобырев В.В. Прокуратура как одна из несущих опор нашего государ-ства // Советская Сибирь. 2007. 7 июня. - С. 4.
3. Мыцыков А. Прокуратура. Проблемы развития // Законность. – 2000. - № 1. - С.7.
4. Сологубов А.С. История и правовая природа прокуратуры Российской Федерации // Право и жизнь. — 2006. — № 96(6).

Справочные и информационные издания
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. - М., 1978. - С. 212-225.

Интернет-источники
1. http://www.bashedu.ru

Вопрос-ответ:

Какие основные этапы становления и развития органов прокуратуры в РФ?

Органы прокуратуры начинали свое становление с создания Государственной прокуратуры Российской Федерации в 1992 году. За последующие годы произошли значительные изменения в системе и структуре органов прокуратуры. Одним из важных этапов развития было укрепление независимости прокуратуры и установление правовых основ ее деятельности. На сегодняшний день российская прокуратура является важной составляющей государственной системы и играет ключевую роль в сфере обеспечения законности и правопорядка.

Какова современная система и структура прокуратуры РФ?

Современная система прокуратуры РФ включает в себя Генеральную прокуратуру РФ, прокуратуры субъектов РФ, а также военную и другие специализированные прокуратуры. Генеральная прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением законности во всей стране, а прокуратуры субъектов РФ осуществляют контроль за соблюдением законности на территории своих субъектов. Структура прокуратуры включает в себя прокурорские учреждения разного уровня, начиная от высших прокуратур и заканчивая окружными и районными прокуратурами.

Какие существуют различные концепции развития органов прокуратуры в РФ?

Существует несколько различных концепций развития органов прокуратуры в РФ. Некоторые сторонники предлагают укрепление полномочий и независимости прокуратуры, считая ее одной из несущих опор государства. Другие, напротив, высказываются о вытеснении прокуратуры с конституционного правового поля и ограничении ее полномочий. Окончательное решение о развитии прокуратуры в РФ зависит от политической воли и развития общественного сознания.

Какова концепция развития органов прокуратуры в России?

Концепция развития органов прокуратуры в России основывается на стабильном позитивном развитии страны, признании прокуратуры одной из несущих опор государства. Современная система прокуратуры в РФ строится на основе конституционных принципов и гарантирует защиту законности, прав и свобод граждан.

Какие основные этапы становления и развития органов прокуратуры в России можно выделить?

Основными этапами становления и развития органов прокуратуры в России являются: первоначальное формирование прокурорской службы в 18-19 веках; период Советской власти, когда прокуратура играла особую роль в правовой системе страны; перестройка и демократизация в конце 20 века; современная система прокуратуры, основанная на принципах правового государства и конституционных гарантий.

Какова современная система и структура прокуратуры в России?

Современная система прокуратуры в России состоит из центральных и территориальных органов прокуратуры. Центральные органы включают в себя Генеральную прокуратуру Российской Федерации и ее структурные подразделения. Территориальные органы прокуратуры представлены прокуратурами субъектов РФ и их учреждениями. Структура прокуратуры включает в себя руководство, различные департаменты и отделы, специализированные прокуратуры, а также приравненные к ним службы и учреждения.

Какие различные концепции развития органов прокуратуры в России существуют?

В России существуют различные концепции развития органов прокуратуры, включая концепции укрепления роли прокуратуры в защите прав и законности, развития прокурорского надзора, совершенствования организационной структуры и работы прокуратуры, улучшения качества кадрового состава и профессиональной подготовки. Важными задачами различных концепций является обеспечение независимости прокуратуры, повышение ее эффективности и ответственности перед обществом.