№ 1, 11 на выбор
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 9 + 9 источников
- Добавлена 22.08.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
1. Теоретические основы социального прогнозирования и его особенностей в сфере образования
1.1. Понятие социального прогнозирования
1.2. Особенности прогнозирования развития образования
2. Прогнозирование развития системы образования в г.Новосибирске на примере приоритетного национального проекта (ПНП) «Образование» в Новосибирском городском педагогическом лицее
2.1. Опыт реализации ПНП «Образование» в Новосибирском городском педагогическом лицее
2.2. Проблемы и пути реализации ПНП «Образование»
2.3. Последствия, перспективы и возможные риски новаций
Заключение
Список литературы
Терминологический словарь
Современные условия успешности предъявления образовательных и методических программ требуют оснащения специальными технологиями. В этом смысле получение специализированных современных кабинетов биологии, химии, физики в рамках национального проекта является необходимым условием.
Предъявляя результаты своей деятельности с точки зрения школы-лаборатории, с точки зрения механизмов управленческой, воспитательной, учебной деятельности, лицей готов принять на своей базе руководителей методических объединений школ, группы педагогов экспериментальных площадок образовательных учреждений, педагогов, заинтересованных в освоении инновационных технологий. Среди форм научно-методической работы лицея предполагается погружение в учебную ситуацию, методические и методологические тренинги, написание проекта собственной образовательной технологии, консалтинговая служба. Мы рассчитываем на базе педагогического лицея, как научно-методической площадки, включить в процесс повышения профессиональной компетентности педагогов и учащихся отдаленных районов области, в процесс совершенствования педагогической компетентности – родительскую общественность.
Совершенствование материально-технических условий образовательной базы в лицее позволяют реализовать социально ориентированную практику в полной мере. В то же время, мы получаем возможность привести в соответствие высокий уровень квалификации кадрового состава, имеющийся опыт внедрения инновационных программ, проектов и современные оборудованные помещения. Такое соответствие становится качественно новой ресурсной площадкой для предъявления социально значимых результатов образовательной деятельности учреждения.
Оснащение современным оборудованием кабинетов химии, физики и биологии НГПЛ позволяет совершенствовать работу по выявлению одаренных детей. Результатом работы в этом направлении становятся тиражирование инновационной образовательной практики НГПЛ и система дальнейшей поддержки этих учащихся в освоении учебных предметов, в том числе естественнонаучного цикла. Все это будет способствовать развитию муниципальной и региональной образовательных систем в инновационном и экспериментальном направлениях.
2.2. Проблемы и пути реализации ПНП «Образование»
В целом, приоритетный национальный проект «Образование» реализуется успешно. Он всколыхнул общественной мнение относительно школы, заставил большинство общеобразовательных учреждений пересмотреть свои программы развития, оценить собственные результаты, определить перспективы дальнейшего развития, выбрав новые ориентиры в соответствии с современными требованиями.
Однако существуют и проблемы:
1. По-прежнему остается низким уровень заработной платы учителей, социальная поддержка педагогов осуществляется недостаточно, что влияет на кадровый состав работников образовательных учреждений.
2. Актуальной является проблема закрепления выпускников педагогических вузов в школах, вследствие чего не происходит омоложение педагогических кадров. Низким остается процент учителей-мужчин.
3. Развитие общественных форм государственно-общественного управления в системе образования пока осуществляется не активно. Механизмы привлечения общественности и гражданских институтов к процессам организации и управления образовательным процессом, включая наличие различных органов общественного управления, наличие практики выявления общественного мнения по наиболее важным вопросам школьной жизни находятся в стадии формирования.
4. В ходе реализации национального проекта остались не охваченными вопросы:
– повышения статуса школьных библиотек (увеличение финансирования для обновления фондов; обеспечение образовательных учреждений качественными учебниками);
– участия в ПНП учреждений дошкольного образования, специальных (коррекционных) и вечерних (сменных) и открытых (сменных) школ, школ-интернатов, учреждений дополнительного образования;
– соответственно, участия педагогических работников данных учреждений в приоритетном национальном проекте.
Решение данных задач возможно при скоординированной совместной работе всех институтов государственно-общественного управления, в том числе органов управления образованием (образовательных учреждений) и общественных организаций.
Департамент образования Новосибирской области 19.01.2007 года объявил о начале проведения мероприятий, направленных на организацию конкурсных отборов общеобразовательных учреждений и педагогов Новосибирской области.
В целях организации конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, и конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей, в соответствии с письмом Минобрнауки России от 19.12.2006 года № 03-2795 "О совершенствовании процедур конкурсного отбора" Департамент образования Новосибирской области сообщает, что на 2007 год распространяется действие следующих нормативных правовых актов по данным направлениям:
– Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 года № 324 "О денежном поощрении лучших учителей";
– Приказ Минобрнауки России от 10 мая 2006 года № 102 "Об утверждении Правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей".
Не будут изменены в 2007 году порядок и критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.
На основании названных нормативных правовых актов департамент образования Новосибирской области будет планировать проведение конкурсного отбора общеобразовательных учреждений и лучших учителей для денежного поощрения в 2007 году. Непосредственно процедуры проведения данных конкурсов устанавливаются Департаментом образования Новосибирской области.
2.3. Последствия, перспективы и возможные риски новаций
На фоне безусловно позитивных изменений во многих сферах образования, произошедших в 2006-2009 г.г. , необходимо осмыслить последствия, перспективы и возможные риски тех новаций, которые определяли развитие образования в этот период.
Существуют самые различные интерпретации национального проекта «Школе – миллион».
Можно рассматривать его как средство укрепления материально-технической базы учреждений – тогда логичнее было бы выдавать гранты самым необеспеченным школам и оценивать, что и сколько закупили, без анализа влияния нового оборудования на характер и результаты образовательного процесса.
Можно трактовать этот проект как средство укрепления статуса школ и педагогов – наверное, это справедливо, хотя для родителей и школьников статус образовательного учреждения определяется не столько грантом, а той неповторимой школьной атмосферой, которая и определяет эффективность каждого урока или образовательного события.
Можно расценивать национальный проект как способ повышения конкурентоспособности школ, но что-то уж очень настораживает настойчивое внедрение этого рыночного термина и стоящего за ним прагматического механизма в сферу образования. Образование, скорее всего, должно мыслиться нами не конкурентоспособным, а культуросообразным – причем, отвечающим не только нуждам масскультуры, но и высокой культуры с ее ценностями, гуманистическими устремлениями и человечными моделями поведения.
Можно, наконец, интерпретировать данный национальный проект как управленческий инструмент или как средство инновационного развития образования в национальном и муниципальном масштабах, как условие развития педагогических коллективов конкретных школ-лидеров. В таком случае участие школы в национальном проекте может рассматриваться как некая гарантия ее целенаправленного продвижения в сторону планомерного воплощения на практике идей, которые определены в предыдущих документах федерального, регионального и муниципального уровней, то есть в сторону обеспечения современного качества образования, его доступности и экономичности.
В силу своей общественной открытости обсуждаемый национальный проект может рассматриваться и как средство повышения ответственности образовательных учреждений перед самими собой, перед властью и обществом (по принципу «взялся за гуж – не говори, что не дюж»): обозначили свои ценности, цели, задачи, ожидаемые содержательные результаты – двигаемся к ним, несмотря ни на что.
Очевидно, что национальные проекты можно и должно рассматривать как важный ресурс развития муниципальной системы и конкретных образовательных учреждений во многих контекстах, и именно на таких смысловых основаниях стоит участвовать в них как в совместных проектах педагогического, родительского и ученического сообществ, направленных на достижение современного качества, доступности и экономичности образования.
Безусловно и то, что национальные проекты, и практика участия в них содержат в себе потенциальные риски (инновационные мероприятия такого рода могут привести к нежелательным последствиям, возможность возникновения которых тем сильнее, чем меньше участники предварительно осмысливают потенциальные риски). Это, например, риск усиления неконструктивной конкурентности образовательной среды (с дискредитацией школ-соперников, утратой партнерских взаимоотношений, невротизацией директорского корпуса и родительской общественности). Существуют и риски фиктивно-демонстративного участия образовательных учреждений в инновациях, «управленческой незавершенки» – с неполной реализацией проектов по тем или иным причинам. Избежать этих негативных последствий и можно, и нужно, поскольку не сами по себе национальные проекты, а их неверная интерпретация и организация порождают подобные последствия.
Заключение
При разработке прогнозов развития системы образования должна быть собрана вся необходимая информация, причем информационный материал должен многократно пополняться и переоцениваться. Для построения прогностической модели следует использовать в совокупности статистические данные и экспертные (интуитивные) оценки. Поскольку для прогнозирования большинства показателей науки и образования неприменимы методы простой экстраполяции, входящие в модель переменные в своем большинстве представляют собой обоснованные интуитивные оценки и допущения. Причем степень неопределенности сведений, получаемых из такого рода оценок и допущений, возрастает по мере увеличения горизонта прогнозирования, сложности и масштабности решаемых научно-технических проблем. Вероятность того, что предсказанные события действительно наступят, зависит от качества экспертов, научной обоснованности ими оценок и допущений.
Для повышения качества и надежности прогнозов необходимо на федеральном и региональном уровнях организовать повышение квалификации разработчиков прогнозов и государственных служащих, занимающихся их заказом и использованием, подготовить и издать учебник «Долгосрочное прогнозирование и стратегическое планирование развития системы образования», другую учебно-методическую литературу.
Участие образовательных учреждений города Новосибирска в реализации национального проекта «Образование» в значительной степени способствовало активизации инновационной деятельности общеобразовательных учреждений, формированию общественной оценки результатов работы школы, определению дальнейших перспектив развития системы образования с учетом современных требований.
По состоянию на 01.01.2010 в муниципальной системе образования Новосибирска работает 561 образовательное учреждение. Состояние муниципальной системы образования города Новосибирска характеризуется разнообразием типов и видов образовательных учреждений, адаптированных к новым экономическим условиям и демократическим основам деятельности.
В рамках реализации национального проекта, Концепции модернизации муниципальной системы образования города Новосибирска на 2004-2010 гг., комплексной целевой программы «Совершенствование образования города Новосибирска» деятельность главного управления образования мэрии, образовательных учреждений была сконцентрирована на создании условий для получения общедоступного и качественного образования различным категориям обучающихся, развитии системы дошкольного образования, внедрении информационных технологий в образовательный процесс, создании безопасного образовательного пространства, укреплении материально-технической базы образовательных учреждений.
Список литературы
Абакумов С. Приоритетные национальные проекты и гражданское общество в России // Полит. класс. - 2008. - N 1. - С.67-72.
Викторов М. Национальный проект по жилью: факторы реализации / М.Викторов, В.Кошелев, В.Грахов // Экономист. - 2009. - N 1. - С.56-60.
Воротников В. Национальные проекты сегодня и завтра // Журналист. - 2007. - N 3. - С.13-15.
Гонтмахер Е. Приоритетные национальные проекты // Неприкосн. запас: дебаты о политике и культуре. - 2009. - N 6. - С.213-221.
Лебедев А.А. Приоритетный национальный проект "Здоровье" - основа здравоохранения XXI века // Нац. проекты. - 2007. - N 3. - С.61-62; N 4. - С.58-61.
Итоги социально-экономического развития города Новосибирска в 2008 году и основные задачи на период до 2009 года // Департамент экономики и финансов мэрии, Отдел экономического анализа и прогнозирования, Н-ск, 2009 – 121 с.
Мерсиянова И.В. Национальные проекты на муниципальном уровне: от государственных идей к конкретным действиям // Мониторинг обществ. мнения: экон. и социал. перемены. - 2006. - N 4. - С.20-34.
Шаккум М.Л. Национальные проекты и российская промышленность // Нац. проекты. - 2009. - N 3. - С.3-8.
http://www.rost.ru/projects/education/ed6/docs.shtml
Терминологический словарь
Образование, процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.
Система образования - совокупность образовательных учреждений, реализующих преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности.
Прогнозирование (экономическое) [forecasting, prognostique] - система научных исследований качественного и количественного характера, направленных на выяснение тенденций развития народного хозяйства или его частей.
Программно-целевое управление - метод управления, при котором руководитель разрабатывает цель управления и механизм реализации, сроки и состояния промежуточных значений процесса.
Детерминизм (от лат. determino - определяю), философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.
Индикатор - доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта, позволяющая судить о других его характеристиках, недоступных непосредственному исследованию.
Прогнозирование и планирование экономики: Учебное пособие /В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н.,М., – с 9.
Абакумов С. Приоритетные национальные проекты и гражданское общество в России // Полит. класс. - 2008. - N 1. - С.72.
Викторов М. Национальный проект по жилью: факторы реализации / М.Викторов, В.Кошелев, В.Грахов // Экономист. - 2009. - N 1. - С.60.
Воротников В. Национальные проекты сегодня и завтра // Журналист. - 2007. - N 3. - С.15.
Гонтмахер Е. Приоритетные национальные проекты // Неприкосн. запас: дебаты о политике и культуре. - 2009. - N 6. - С.221.
Итоги социально-экономического развития города Новосибирска в 2008 году и основные задачи на период до 2009 года // Департамент экономики и финансов мэрии, Отдел экономического анализа и прогнозирования, Н-ск, 2009 – 121 с.
Мерсиянова И.В. Национальные проекты на муниципальном уровне: от государственных идей к конкретным действиям // Мониторинг обществ. мнения: экон. и социал. перемены. - 2006. - N 4. - С.34.
Шаккум М.Л. Национальные проекты и российская промышленность // Нац. проекты. - 2009. - N 3. - С.8.
http://www.rost.ru/projects/education/ed6/docs.shtml
2
Список литературы
1.Абакумов С. Приоритетные национальные проекты и гражданское общество в России // Полит. класс. - 2008. - N 1. - С.67-72.
2.Викторов М. Национальный проект по жилью: факторы реализации / М.Викторов, В.Кошелев, В.Грахов // Экономист. - 2009. - N 1. - С.56-60.
3.Воротников В. Национальные проекты сегодня и завтра // Журналист. - 2007. - N 3. - С.13-15.
4.Гонтмахер Е. Приоритетные национальные проекты // Неприкосн. запас: дебаты о политике и культуре. - 2009. - N 6. - С.213-221.
5.Лебедев А.А. Приоритетный национальный проект "Здоровье" - основа здравоохранения XXI века // Нац. проекты. - 2007. - N 3. - С.61-62; N 4. - С.58-61.
6.Итоги социально-экономического развития города Новосибирска в 2008 году и основные задачи на период до 2009 года // Департамент экономики и финансов мэрии, Отдел экономического анализа и прогнозирования, Н-ск, 2009 – 121 с.
7.Мерсиянова И.В. Национальные проекты на муниципальном уровне: от государственных идей к конкретным действиям // Мониторинг обществ. мнения: экон. и социал. перемены. - 2006. - N 4. - С.20-34.
8.Шаккум М.Л. Национальные проекты и российская промышленность // Нац. проекты. - 2009. - N 3. - С.3-8.
9.http://www.rost.ru/projects/education/ed6/docs.shtml
Вопрос-ответ:
Что такое социальное прогнозирование и в чем его особенности в сфере образования?
Социальное прогнозирование - это процесс предвидения возможных изменений в социальной сфере. В образовании социальное прогнозирование применяется для определения будущих трендов и направлений развития системы образования, а также для прогнозирования эффектов различных реформ и изменений в образовательной политике. Особенностью социального прогнозирования в сфере образования является сложность прогнозирования длительных циклов развития образовательных систем и взаимосвязи образования с другими социальными сферами.
Какое место занимает прогнозирование развития системы образования в г. Новосибирске на примере ПНП "Образование"?
Прогнозирование развития системы образования в г. Новосибирске на примере ПНП "Образование" занимает центральное место. ПНП "Образование" предлагает широкий спектр мер и программ для модернизации образовательной системы, и прогнозирование развития образования позволяет определить эффективность таких мер и программ, а также предсказать возможные результаты и последствия их реализации.
Какими мерами и программами был реализован ПНП "Образование" в Новосибирском городском педагогическом лицее?
В Новосибирском городском педагогическом лицее ПНП "Образование" был реализован через различные меры и программы. Например, была проведена модернизация материально-технической базы лицея, введены новые методики обучения и оценки знаний, проведены дополнительные образовательные программы и мероприятия. Кроме того, были организованы партнерства с другими образовательными учреждениями и предприятиями для реализации практической части образования.
Какие основные теоретические основы социального прогнозирования и его особенности в сфере образования?
Теоретическими основами социального прогнозирования являются системный исследовательский подход, теория систем и методы системного анализа. В сфере образования особенностью прогнозирования является сложность множества факторов, влияющих на развитие образовательной системы, таких как социально-экономические, политические, культурные и др.
Что такое социальное прогнозирование?
Социальное прогнозирование - это процесс анализа, моделирования и прогнозирования социальных явлений, процессов и тенденций. Оно позволяет предсказывать развитие общества, включая образовательную сферу, на основе существующих данных и теоретических моделей.
Каким образом прогнозирование развития образования может быть осуществлено?
Прогнозирование развития образования может быть осуществлено путем анализа текущих трендов в сфере образования, исследования социально-экономических и политических условий, а также использования статистических данных и методов моделирования. Важно учитывать и оценивать множество факторов, которые могут влиять на развитие образовательной системы.
Какой опыт реализации приоритетного национального проекта "Образование" есть в Новосибирском городском педагогическом лицее?
В Новосибирском городском педагогическом лицее реализуется приоритетный национальный проект "Образование". Здесь предусмотрена модернизация образовательного процесса, внедрение новых технологий, повышение квалификации педагогов и другие меры по развитию образования.
Какие проблемы возникают и какие пути решения можно предложить при реализации приоритетного национального проекта "Образование" в Новосибирске?
Одной из проблем является недостаток финансирования в рамках проекта. Для решения этой проблемы можно привлекать дополнительные инвестиции, привлекать спонсоров и организовывать благотворительные акции. Еще одной проблемой является несвоевременное внедрение новых технологий и методик обучения. Для ее решения необходимо усиливать работу с педагогами, организовывать тренинги и семинары, а также создавать команду профессионалов, которая будет внедрять новые подходы и методы обучения.
Какие теоретические основы лежат в основе социального прогнозирования в сфере образования?
Теоретические основы социального прогнозирования в сфере образования базируются на принципах системного подхода, социологии образования, педагогической психологии и других научных дисциплин. Основная цель прогнозирования - предсказание будущих изменений в сфере образования и развитие стратегий для их достижения.