Создание древнерусских монастырей (на примере Киево-Печерского монастыря)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История культуры
  • 22 22 страницы
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 27.10.2009
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
§ 1. Первые монастыри на Руси – история образования, их особенности и значение
§ 2. Киево-Печёрский монастырь. История образования, особенности архитектурного ансамбля
Заключение
Словник
Список литературы
Приложение
Фрагмент для ознакомления

Остальные участки древнего здания уничтожены и известны по результатам раскопок их фундаментов. Церковь была шестистолпной, трехнефной; ее западная часть отделялась от остального помещения, четко формируя нартекс, к которому примыкали с юга лестничная башня, а с севера - крещальня. Башня и крещальня значительно выступали наружу от боковых стен основного корпуса храма. Наряду с традиционными чертами, сближавшими Спасскую церковь с предшествующими киевскими памятниками, она имела особенности, свидетельствующие о новых тенденциях. Так, перед всеми тремя ее порталами находились притворы. Уцелевшие на западной стене храма следы примыкания притвора позволяют определить, что он был перекрыт сводом трехлопастного очертания. В местах перелома кривизны свод этот опирался на деревянные балки. Наличие трехлопастного свода над притвором, как и ряд косвенных признаков, заставляют предполагать, что и завершение фасадов здания могло иметь усложненные очертания, быть может тоже трехлопастной формы. В стенах церкви в отличие от остальных киевских памятников камни были использованы только в забутовке и нигде не выходили на фасады, сложенные исключительно из кирпичей в технике со скрытым рядом. Стены храма декорированы двух- и трехуступчатыми нишами, кирпичными полосами меандра, крестами.
Наконец, мы коснёмся очень важной темы приобретения монастырями земель в пользование. На примере Киево-Печёрского монастыря можно ясно проследить важнейший процесс зарождения и развития земельной собственности путем передачи монастырю доходов с государственных земель, княжеского села и других источников. В первую очередь, ктиторы монастырей обеспечивали свои обители средствами для существования, поскольку это была их примая обязанность. Они передавали монастырям иконы, книги, деньги, а также и земли со всеми угодьями. Другой способ приобретения монастырями земель в собственность - вклады. Они делались с целью упоминания имени вкладчика в повседневных монастырских службах, в большинстве случаев - для обеспечения себя и успокоения своей души в конце жизни. Киево-Печерскому монастырю делала вклады на протяжении двух поколений одна княжеская семья, которая правила не в Киеве. Этот факт говорит о высокой степени значимости этой обители для всего общества Древней Руси. В Патерике содержатся сведения о том, что вклады в монастырь делались не только представителями княжеских фамилий, но и боярства. Кроме сел и земель, монастыри получали и другие владения в собственность, что позволяло монахам заниматься различной деятельностью для обеспечения монастыря всем необходимым. Есть сведения о том, что монахи и население монастырских сел занимались рыбной ловлей, а также охотой. Наличие бортяных земель указывает то, что монахи занимались изготовлением мёда, ведь это исконно русский промысел, приносящий очень хорошие доходы.
Заключение

В первые два века после принятия христианства на Руси монастыри чаще всего создавались в центральной полосе тогдашней Русской земли в районе среднего и верхнего Днепра, побережья рек Ловати и Волхова. Больше всего монастырей в то время можно было встретить в Киеве и Новгороде – старейших общественных центрах Древней Руси. Первые русские монастыри располагались внутри городов, а не в лесу или степи. Только начиная с XIV века началось бурное распространение по Руси пустынных монастырей.
Городские и подгородные монастыри создавались, как правило, по инициативе высших церковных иерархов, а также и князей, бояр и состоятельных горожан. То есть, эти люди не входили в созданное ими монастырское братство. Таким монастыри, которые можно назвать «мирскими», обстраивались ктиторами, которые также и мозывали братию и давали средства на содержание. Пустынные монастыри имели более самобытное происхождение, их основателями были люди, которые отреклись от мира и ушли в пустыню в поисках безмолвного уединения и спасения души. Пустынные монастыри часто становились религиозной и хозяйственной опорой для крестьян, которые селились вокруг обители и основывали деревни и поселения.
Значение древнерусских пустынных монастырей огромно. Движение пустынных монастырей позволяет проследить процесс движения многих сельских приходов. Древнерусские пустынные монастыри продвигались к северу, и это движение также имело важное значение в древнерусской колонизации. Монастыри являлись центрами культуры, многие монахи были очень грамотными людьми, при монастырях существовали скриптории, в которых создавали и переписывали церковные произведения, были и библиотеки, где эти книги и хранились.
Словник

Агиография - научная дисциплина, занимающаяся изучением житий святых, богословскими и историко-церковными аспектами святости.
Апси́да (греч. – круг, свод) – полукруглый выступ со сферическим верхом в восточной стене храма. В апсиде православного храма находится алтарь со святым престолом, а иногда – еще жертвенник и диаконник.
Доместик - в древней христианской церкви начальник хора (регент).
Игумен - (от греч. hegúmenos, буквально — идущий впереди, ведущий), настоятель или помощник настоятеля православного монастыря.
Келарь - (в переводе с греческого «амбарный») — заведующий монастырским столом, кладовой со съестными припасами и их отпуском на монастырскую кухню.
Меандр (греч.) - так обобщённо называются одни из самых древних и простейших геометрических орнаментов, которые встречаются у разных народов по всему миру.
Неф (франц. nef, от лат. navis - корабль) — в романских и готических церквах, а также в тех из церквей стиля Возрождения, которые имеют в плане форму латинского креста, продолговатая часть здания, простирающаяся от главных входных дверей до хора и покрытая сводами.
Патери́к (греч. πατεριχόν, или отеческая книга, отечник (греч. πατεριχόν βιβλίον), а также старческая книга (греч. γεροντιχόν βιβλίον) или вертоград (греч. λειμωνάριον) — жанр аскетической литературы, сборник изречений святых отцов подвижников или рассказов о них.
Смальта (нем. Smalte или Schmalte, от schmelzen — плавить), цветное, непрозрачное (глушёное) стекло, применяемое для изготовления мозаик.

Список литературы

Беляев Л.А. Древнерусские монастыри как городские кремли. Тезисы доклада на всероссийском симпозиуме «Кремли России» (М., 23– 26 ноября 1999 года)./Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры.// http://www.rusarch.ru
Быхова М.И. Монастыри на Руси XI – середины XIV века./М.И. Быхова// Монашество и монастыри в России. XI - XX века: исторические очерки. - М., 2002
Киево-Печёрский патерик: У истоков русского монашества/Интернет-журнал Сретенского монастыря// http://www.pravoslavie.ru/
Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. В 3 т. – М., 2002
Митрополит Макарий. История русской церкви. /Электронная библиотека// http://www.magister.msk.ru/
Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. - Л., 1986
Энциклопедия «Википедия»/www.ru.wikipedia.org
Приложение
Каталог иллюстраций



1. Схема Киево-Печёрской лавры






2. Ближние пещеры (слева) и Дальние пещеры Киево-Печерской лавры












3. В подземных коридорах Киево-Печёрской лавры














4. Крещение Господне. Киево-Печёрская лавра




























5. Киево-Печёрская лавра (современный вид)



























6. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печёрской лавры», 1905 г.



















7. Успенский собор Киево-Печёрской лавры





















8. Колокольня ближних пещер. Киево-Печёрская лавра








9. Большая колокольня















10. Аннозачатиевский храм Киево-Печёрской лавры
























11. Киево-Печёрская лавра
























12. Икона иконостаса пещерной церкви Киево-Печерской лавры








Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. В 3 т. – М., 2002. Т. 2, с. 19
Быхова М.И. Монастыри на Руси XI – середины XIV века./М.И. Быхова// Монашество и монастыри в России. XI - XX века: исторические очерки. - М., 2002. С. 27
Киево-Печёрский патерик: У истоков русского монашества/Интернет-журнал Сретенского монастыря// http://www.pravoslavie.ru/
Ключевский В.О. Указ. соч. Т. 2, с. 19
Ключевский В.О. Указ. соч. Т. 2, с. 20
Там же, с. 21
Ключевский В.О. Указ. соч. Т. 2, с. 20
Там же, с. 21
Ключевский В.О. Указ. соч. Т. 2, с. 31
Ключевский В.О. Указ. соч. Т. 2, с. 22
Там же, с. 34
Там же. С. 25
Беляев Л.А. Древнерусские монастыри как городские кремли. Тезисы доклада на всероссийском симпозиуме «Кремли России» (М., 23– 26 ноября 1999 года)./Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры.// http://www.rusarch.ru
Там же.
Киево-Печёрский патерик: У истоков русского монашества/Интернет-журнал Сретенского монастыря// http://www.pravoslavie.ru/
Быхова М.И. Указ. соч. С. 28
Быхова М.И. Указ. соч. С. 34
Митрополит Макарий. История русской церкви. /Электронная библиотека// http://www.magister.msk.ru/
Митрополит Макарий. Указ. соч.
Энциклопедия «Википедия»/www.ru.wikipedia.org
Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. - Л., 1986. С. 37-38
Там же. С. 39
Раппопорт П.А. Указ. соч. С. 40
Быхова М.И. Указ. соч. С. 38












3

1.Беляев Л.А. Древнерусские монастыри как городские кремли. Тезисы доклада на всероссийском симпозиуме «Кремли России» (М., 23– 26 ноября 1999 года)./Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры.// http://www.rusarch.ru
2.Быхова М.И. Монастыри на Руси XI – середины XIV века./М.И. Быхова// Монашество и монастыри в России. XI - XX века: исторические очерки. - М., 2002
3.Киево-Печёрский патерик: У истоков русского монашества/Интернет-журнал Сретенского монастыря// http://www.pravoslavie.ru/
4.Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. В 3 т. – М., 2002
5.Митрополит Макарий. История русской церкви. /Электронная библиотека// http://www.magister.msk.ru/
6.Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. - Л., 1986
7.Энциклопедия «Википедия»/www.ru.wikipedia.org

Вопрос-ответ:

Когда был основан Киево-Печерский монастырь?

Киево-Печерский монастырь был основан в XI веке.

Какие были особенности и значение первых монастырей на Руси?

Первые монастыри на Руси имели особую религиозную и культурную значимость. Они были центрами православной веры, местами молитвы и уединения. Монастыри играли важную роль в развитии литературы, искусства и образования.

Какие были особенности архитектурного ансамбля Киево-Печерского монастыря?

Киево-Печерский монастырь имел уникальный архитектурный ансамбль. Его главным сооружением была церковь, которая была шестистолпной трехнефной. Западная часть церкви отделялась от остального помещения, формируя нартекс. Остальные участки древнего здания монастыря были уничтожены, но известны по результатам археологических раскопок их фундаменты.

Какие источники информации о Киево-Печерском монастыре существуют?

О Киево-Печерском монастыре существует множество источников информации, включая исторические хроники, документы, археологические исследования и реликвии, хранящиеся в монастыре.

Какое значение имеет Киево-Печерский монастырь в истории Руси?

Киево-Печерский монастырь имеет огромное значение в истории Руси. Это одно из самых древних и значимых православных монастырей, которое прославило Русскую землю своей духовной и культурной мощью. Монастырь сберегал богатое наследие Руси и играл важную роль в формировании российской культуры и духовности.

Какие монастыри были первыми на Руси?

Первым монастырем на Руси считается Киево-Печерский монастырь, основанный в XI веке. Также известны и другие древнерусские монастыри, например, Новгородский Ярославльский монастырь и др.

Какие особенности и значение имели первые монастыри на Руси?

Первые монастыри на Руси имели особенностью стремление к уединению и отшельничеству. Они играли важную роль в духовной жизни страны, проповедуя христианство и берегли духовные и культурные ценности русского народа.

Какие особенности архитектурного ансамбля Киево-Печерского монастыря?

Архитектурный ансамбль Киево-Печерского монастыря имеет особенности древнерусского стиля, включая применение кирпичной кладки и украшений в виде завитков, спирали и арок. Он включает в себя церкви, колокольни, обитель и другие сооружения.

Какие участки древнего здания Киево-Печерского монастыря сохранились?

Остальные участки древнего здания Киево-Печерского монастыря уничтожены и известны только по результатам раскопок их фундаментов. Некоторые церкви и сооружения, такие как Храм Всех Святых и Патриарший корпус, дошли до наших дней в значительно измененном виде.

Какой была церковь в Киево-Печерском монастыре?

Церковь в Киево-Печерском монастыре была шестистолпной трехнефной. Ее западная часть отделялась от остального помещения, четко формируя нартекс. В церкви совершались богослужения и хранились святыни.