Психологический конфликт и пути его благоприятного разрешения.
Заказать уникальный реферат- 11 11 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 26.12.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Понятие и структура психологического конфликта
Классификация психологических конфликтов
Принципы разрешения конфликтов
Пути благоприятного разрешения конфликтов
Заключение
Список литературы
В зависимости от того, какие факторы и причины вычленяются при рассмотрении данного конфликта, он может анализироваться на следующих уровнях:
социологическом (анализ условий и организации процесса взаимодействий как определенной системы отношений);
социально-психологическом (анализ социально-психологического строения и особенностей коллектива, в котором произошел конфликт);
индивидуально-психологическом (анализ психологических особенностей участников конфликта и учет их при его разрешении).
Принцип исключения односторонней ответственности за возникновение конфликта. В конфликте участвуют две стороны, и каждая вносит свой «вклад» в его развитие. Приписывание односторонней ответственности и поиск только одного виновного являются ошибкой и не позволяют разрешить конфликт на справедливой и конструктивной основе. Требуются внимание к каждой из конфликтующих сторон, стремление понять ее проблемы и мотивы, толкнувшие ее на конфликтное противоборство.
Принцип объективного нейтралитета. Объективная и нейтральная позиция по отношению к враждующим сторонам совершенно необходима для эффективного разрешения конфликта, так как любая предвзятость лица, призванного разрешить конфликт, являющегося по отношению к оппонентам «третейским судьей», приводит лишь к разрастанию конфликта, включению в него новых участников. Однако этот нейтралитет не может быть созерцательным, а должен быть активно заинтересованным, направленным на действенную помощь каждой из сторон конфликтного противоборства.
Принцип профилактики конфликтов. В процессе взаимодействий потенциальных источников конфликтов гораздо больше, чем актуализировавшихся, поэтому лучше и легче предотвратить конфликты, чем разрешать и устранять, особенно тогда, когда они выливаются м ожесточенные столкновения[1,с.141-143].
Таковы общие принципы разрешения конфликтов, на них следует опираться при разрешении конфликтов, выборе соответствующих методов.
Пути благоприятного разрешения конфликтов
Рассмотренные выше принципы определяют характер деятельности по разрешению конфликтов. Психологические исследования показывают, что такая деятельность должна включать следующие составляющие, или содержательные этапы:
анализ и выявление причин и состава его участников (особенно тех, которые являются «теневыми оппонентами», влияющие, но не участвующие);
принятие решения о вмешательстве (управление или разрешение) в конфликт с учетом возможных его исходов;
реализация принятого решения (разрешение конфликта или управление им)[9,с.17].
В ходе такой аналитической и регулирующей работы обязательно изучаются:
причины и источники конфликта, особенно сугубо психологические;
«биография» конфликта, то есть его история, фон, на котором он прогрессировал; нарастание конфликта, выбранные способы конфликтного противоборства, кризиса и поворотные точки в его развитии;
оппоненты, будь то отдельные личности или группы, их психологические и иные характеристики, реальные силы, стоящие за оппонентами;
позиции и отношения конфликтующих сторон (в том числе стремятся ли стороны разрешить конфликт на справедливой основе, насколько тверды и непримиримы их позиции, каковы их надежды и ожидания)[1,с.143].
Психическая напряженность участников конфликта снимается через использование следующих групп приемов:
переосмысление ситуации путем анализа и рационального изменения отношения к ней — «Все, что ни делается, к лучшему, сделай из доставшегося лимона лимонад, в каждом свинстве есть немного ветчины»;
переживание психоэмоционального или психосоматического шока — «Бей манекен начальника, дай себе физическую нагрузку»;
отреагирование путем внешнего выражения переживаний: вербальное, символическое, образное — «Выговорись, выкричись, сожги чучело, нарисуй свой гнев, опиши свое возмущение»;
отреагирование путем изменения социального контекста — «Используй инвективы, смени маску, выйди из роли»;
упрочение социального контекста путем сопереживания — «Одомашнивай несогласие, покайся, вызови сочувствие»;
оптимизация путем релаксации, визуализации, фиксации на дыхании, идентификации с символическим объектом — «Представь себя лежащим на пляже летом, вообрази, что ты чайка, парящая над морем»;
оптимизация путем включения в деятельность, ранее приносившую удовлетворение с использованием ассоциативной связи между действием и состоянием — «Поиграй в теннис, поговори с другом, погуляй с собакой»[4,с.186].
Все вышеперечисленные варианты конструктивного влияния требуют от партнеров по общению разного уровня активности и мобилизации психических ресурсов.
Наиболее продуктивными способами взаимодействия в конфликте считаются следующие:
объективизация — включающая пошаговый совместный анализ, осуществляемый оппонентами;
медиация — включающая осознание оппонентами своей субъективной позиции и аффекта, связанного с наличием труднопреодолимого противоречия;
партиципация — включающая привлечение оппонента к совместному принятию решений.
Таким образом, управление конфликтом требует выбора правильной стратегии и в ее рамках адекватных методов психологического воздействия с целью его оптимального разрешения в кратчайшие сроки.
На основе вышеизложенного можно представить конкретные рекомендации по предотвращению и разрешению психологических конфликтов.
1. Предотвращение конфликта:
внимательное выслушивание партнера — «Я весь внимание, готов выслушать вашу информацию»;
обратная связь с партнером — «Хотелось бы знать, каково ваше мнение, что вы думаете по этому поводу»;
обсуждение межличностных отношений с партнером — «Давайте обсудим наши отношения и их перспективы»;
демонстрация уважения к партнеру — «Я признаю ваши заслуги и достижения, они несомненны»;
проявление терпимости к партнеру — «Я понимаю ваши чувства, они естественны и объяснимы»;
демонстрация самообладания партнеру — «Меня сложно вывести из себя, я уверен в своей правоте»;
отвлечение внимания при повышенной эмоциональности партнера — «Думаю, нам стоит обсудить другой аспект»;
уменьшение социальной дистанции с партнером — «Мы делаем общее дело, это нас объединяет»;
информирование о своих чувствах партнера — «Мне неприятно это слышать, я раздосадован, я огорчен»;
проверка реальности фактов партнера — «Давайте обратимся к документам, пригласим экспертов»;
обращение за советом к партнеру — «Не могли бы вы предложить свой вариант, как вы видите пути решения»;
обещание помощи партнеру — «Можете рассчитывать на мое содействие в этом вопросе, я готов вам помочь».
2. Урегулирование конфликта:
четкая формулировка требований и их разъяснение;
конкретизация прав и обязанностей оппонентов;
уточнение правил выполнения работы;
использование координирующих механизмов;
соблюдение принципа единоначалия;
обращение к третейскому судье;
установление общих целей, формирование общих ценностей;
информирование всех о политике, стратегии и перспективах совместной деятельности;
осведомление о состоянии дел у партнера;
формулирование целей совместной деятельности на уровне целей общества;
разработка системы поощрений;
установление критериев оценки, исключающих столкновение интересов партнеров.
Конкретные шаги, направленные на разрешение конфликта, предлагаемые на основании известных технологий:
определение основной проблемы;
определение вторичных причин конфликта;
поиск возможных путей разрешения конфликта;
совместное решение о выходе из конфликта;
выбор при необходимости посредника для урегулирования;
реализация намеченного совместно способа разрешения конфликта;
оценка эффективности усилий, предпринятых для разрешения конфликта[4,с.189-190].
При этом условиями, необходимыми для успешного выполнения посреднических функций при разрешении конфликта, являются следующие:
рассматривание конфликтующими сторонами посредника как гаранта справедливости решения;
нейтральная позиция посредника как невовлеченного в конфликт;
согласие конфликтующих сторон с присутствием посредника;
использование рекомендаций посредника при выработке окончательного решения;
изложение взглядов каждой из сторон посреднику в отдельности;
определение задачи посредника как сбора информации и уяснения проблемы, а не принятия решения;
наличие гарантий дальнейшей безопасности, в случае если посредник находится в подчинении у одной из сторон;
стремление посредника к поддержке каждой из сторон в выражении ею соответствующих взглядов и чувств;
способствование посредником интеграции высказываемых сторонами точек зрения по обсуждаемой проблеме;
оказание посредником конфликтующим сторонам помощи в решении о возможных уступках.
Итак, конструктивное разрешение конфликта зависит от действия следующих факторов:
адекватности восприятия конфликта сторонами с учетом известных эффектов и возможных ошибок восприятия;
открытости и эффективности общения сторон, с использованием известных техник слушания, аргументации, нейтрализации замечаний и т. д.;
создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества с использованием известных техник снятия психоэмоционального напряжения; правильного определения сторонами существа конфликта с учетом вышеизложенного;
корректного использования сторонами известных техник психологического влияния и приемов противостояния[4,с.191-192].
Для того чтобы противоречия, неизбежные в ходе всякого общения и обусловленные объективным несходством позиций, интересов, установок, мотивов, потребностей, представлений, а также личностных характеристик партнеров, не привели к возникновению и эскалации психологического конфликта, следует правильно строить общение в различных форматах.
Заключение
Конфликт есть противоборство между субъектами, вызванное трудноразрешимыми и субъективно значимыми противоречиями, сопровождающееся острыми эмоциональными переживаниями. Общими атрибутивными признаками психологического конфликта являются: наличие противоречия (несовместимость целей, мотивов, интересов и пр.); репрезентация данного противоречия в сознании; активность (деятельность, борьба и пр.), направленная на преодоление противоречия. Психологический конфликт является очень сложным явлением, имеющим психологические, экономические, социальные, нравственные, юридические, организационные и иные проявления, поэтому виды конфликтов классифицируют на основе многих критериев.
Деятельность по разрешению конфликтов должна включать следующие составляющие, или содержательные этапы: анализ и выявление причин и состава его участников; принятие решения о вмешательстве (управление или разрешение) в конфликт с учетом возможных его исходов; реализация принятого решения (разрешение конфликта или управление им). Благоприятное разрешение психологических конфликтов возможно при соблюдении ряда принципов, которые определяют необходимость разрешать конфликт с учетом: сущности и содержания имеющегося противоречия, истинных целей его участников, индивидуальных или психологических особенностей его участников, эмоциональных состояний оппонентов, динамики конфликта. Благоприятное разрешение конфликта требует выбора правильной стратегии и в ее рамках адекватных методов психологического воздействия с целью его оптимального разрешения в кратчайшие сроки. Наиболее продуктивными способами взаимодействия в конфликте считаются объективизация, медиация и партиципация.
Список литературы
Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.
Гришина Н.В. Психология конфликта СПб., 2000.- 464 с.
Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. М., 2000. - 319 с.
Душкина М.Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2004.- 224 с.
Ершов A.A. Как избежать конфликта // Труд, контакты, эмоции. М., 2009. -С. 36-55.
Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М.: Проспект, 2008. – 185с.
Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера. М.: СГУ, 2009.-245 с.
Олейник А. Н. Основы конфликтологии. - М.: МарТ, 1999.- 170с.
Семенов В.А. Феномен конфликта. СПб.: СЗАГС, 2009. - 145 с.
Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: духовно-мотивационный аспект: Автореф. дис. докт.пед.наук, -М., 1996.- 25 с.
Сулимова Т.С. Конфликтология. М.: Социум, 2001.- 280с.
24
1.Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.
2.Гришина Н.В. Психология конфликта СПб., 2000.- 464 с.
3.Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. М., 2000. - 319 с.
4.Душкина М.Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2004.- 224 с.
5.Ершов A.A. Как избежать конфликта // Труд, контакты, эмоции. М., 2009. -С. 36-55.
6.Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М.: Проспект, 2008. – 185с.
7.Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера. М.: СГУ, 2009.-245 с.
8.Олейник А. Н. Основы конфликтологии. - М.: МарТ, 1999.- 170с.
9.Семенов В.А. Феномен конфликта. СПб.: СЗАГС, 2009. - 145 с.
10.Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: духовно-мотивационный аспект: Автореф. дис. докт.пед.наук, -М., 1996.- 25 с.
11.Сулимова Т.С. Конфликтология. М.: Социум, 2001.- 280с.
Вопрос-ответ:
Что такое психологический конфликт?
Психологический конфликт - это состояние напряженности, внутреннего противоречия, возникающее у человека в результате конфликтующих между собой ценностей, интересов, потребностей или целей.
Какова структура психологического конфликта?
Структура психологического конфликта состоит из трех компонентов: когнитивного (связанного с мыслями, идеями, убеждениями), эмоционального (связанного с эмоциями, чувствами) и поведенческого (связанного с действиями, реакциями).
Какие бывают психологические конфликты?
Психологические конфликты классифицируются в зависимости от различных факторов и причин. Они могут быть интраперсональными (внутренними, связанными с конфликтом внутри личности) и интерперсональными (между личностями). Также различают конфликты целей, ценностей, потребностей, ролей и т.д.
Какие принципы разрешения конфликтов существуют?
Существуют различные принципы разрешения конфликтов, такие как принцип диалога, принцип компромисса, принцип сотрудничества, принцип обоснованного выбора, принцип учета интересов всех сторон и т.д.
Какие пути благоприятного разрешения конфликтов существуют?
Для благоприятного разрешения конфликтов можно использовать такие пути как установление диалога, поиск компромисса, поиск сотрудничества, использование третьей стороны для посредничества, разделение задач и ответственности, обмен позициями и т.д.
Какие факторы и причины можно вычленить при анализе психологического конфликта?
В зависимости от рассматриваемого конфликта, можно выделить различные факторы и причины. Например, на социологическом уровне можно анализировать условия и организацию процесса взаимодействия. На психологическом уровне можно выявить личностные особенности, ценности, мотивы и потребности участников конфликта. Также можно учитывать контекстуальные и ситуационные факторы, такие как социокультурные исторические обстоятельства, экономические и политические условия и т.д.
Какова структура психологического конфликта?
Структура психологического конфликта может быть различной, но обычно включает в себя следующие компоненты: объект конфликта (то, о чем идет спор или разногласие), субъекты конфликта (участники, имеющие противоположные позиции), когнитивный аспект (представления и убеждения участников), эмоциональный аспект (чувства и эмоции, связанные с конфликтом), поведенческий аспект (действия и поведение участников) и результат конфликта (решение, соглашение или его отсутствие).
Как можно классифицировать психологические конфликты?
Психологические конфликты можно классифицировать по различным признакам. Например, по характеру отношений между участниками конфликта можно выделить межличностные (между людьми), внутриличностные (внутри одного человека) и групповые (между группами людей) конфликты. По характеру противоположных интересов можно выделить конфликты внутриорганизационные (внутри одной организации) и межорганизационные (между разными организациями). Также можно классифицировать конфликты по их основополагающим причинам, например, конфликты ценностей, мотивов, потребностей и так далее.
Что такое психологический конфликт?
Психологический конфликт - это состояние внутреннего напряжения, вызванное несовпадением между потребностями, ценностями, ожиданиями или целями человека.