Общие закономерности развития эмоций и чувств у детей с нарушением слуха и нормально слышащих.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 18 18 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 17.10.2009
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Общие закономерности развития эмоций и чувств у детей с нарушением слуха и нормально слышащих
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

В младшем школьном возрасте глухие дети глухих родителей более общительны со сверстниками, более любознательны, у них наблюдается стремление доминировать в группе сверстников, быть лидерами. Глухие дети слышащих родителей более стеснительны, менее общительны, стремятся к уединению. (5, с. 200)
Таким образом, учащиеся с сохранным слухом испытывают положительные отношения ко всем членам своей семьи, как к родителям, так и к братьям и сестрам. Глухие дети глухих родителей проявляют несколько меньше положительных эмоций к своим родственникам, чем слышащие дети, но так же, как и они, относятся в целом одинаково положительно к членам своей семьи. Глухие дети слышащих родителей демонстрируют положительные отношения к братьям и сестрам заметно чаще, чем к родителям. Что касается отрицательных проявлений, то по отношению к матери их наблюдается очень мало, гораздо больше — по отношению к отцу.
По полученным результатам также можно было судить о некоторых особенностях личности глухих и слышащих школьников.
Слышащие школьники имели достаточно высокий показатель любознательности (в среднем 75%). В беседе с экспериментатором дети подтверждали свой интерес к получению новых знаний, новой любопытной информации. Глухие дети из семей глухих имели более низкий показатель (в среднем 65%). Глухие дети из семей слышащих имели самый низкий показатель любознательности среди испытуемых групп. Он был равен в среднем 45%.
Следующий показатель, полученный в ходе исследования, касался общительности детей в группе сверстников. Все учащиеся с удовольствием рассказывали о своих друзьях, желании играть с ними, разговаривать, вместе отдыхать и выполнять общую работу. Средний показатель уровня общительности в группе слышащих детей составил 70%. В группе глухих детей из семей глухих он равнялся 62%, в группе глухих детей из семей слышащих — 60%. (5, с. 201)
Еще одна особенность личности детей — желание быть лидером доминировать в группе сверстников. Самый высокий показатель в этой графе имели глухие дети из семей глухих — 45%. Ниже был показатель у слышащих учащихся — 30%. Они не всегда выбирали положение в центре, объясняя это большой ответственностью и нежеланием находиться в Центре внимания. Самый низкий показатель был получен в группе глухих детей из семей слышащих — он составил 5%. Свой выбор они объясняли стеснительностью, неумением хорошо говорить и т.д.
Нужно отметить, что все дети положительно относились к своим сверстникам, хотели поддерживать с ними дружеские отношения, но по-разному выбирали позицию в коллективе. Наиболее доминирующую позицию заняли глухие дети из семей глухих, слышащие дети выбрали средний вариант, имея желание как слушать кого-то, так и быть услышанными. Глухие дети из семей слышащих вообще не хотели находиться в позиции лидеров. (5, с. 202)
В подростковом возрасте, по данным американских психологов, у глухих детей глухих родителей наблюдается более точное представление о самих себе, своих возможностях и способностях, более адекватная самооценка по сравнению с глухими детьми слышащих родителей. Эти особенности могут объясняться тем, что на начальных этапах развития слышащие родители не могут вызвать своих глухих детей на эмоциональное общение, хуже понимают их желания и потребности, часто опекают своего ребенка, неохотно предоставляя ему свободу и самостоятельность Все это усиливает зависимость глухих детей от взрослых, формирует такие личностные черты, как ригидность, импульсивность, эгоцентричность, внушаемость. У глухих детей возникают трудности с развитием внутреннего контроля за своими эмоциями и поведением, у них замедлено формирование социальной зрелости.
В младшем и старшем подростковом возрасте большое влияние на развитие личности глухих детей оказывают условия обучения и взрослые, осуществляющие это обучение. На самооценку детей с нарушением слуха влияют мнения учителей. Черты личности, которые они оценивают как положительные, часто связаны с учебной ситуацией: это внимательность на уроках, умение решать задачи, аккуратность, трудолюбие, успеваемость. К ним добавляются собственно человеческие качества: чуткость, умение прийти на помощь (В.Г.Петрова, Т.Н. Прилепская).
У глухих детей наблюдаются значительные трудности понимания эмоций других людей, их оттенков, высших социальных чувств, затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний, имеются большие трудности формирования морально-этических представлений и понятий (В. Петшак, А. П. Гозова). (5, с. 203)
По мере продвижения в обучении у глухих детей наблюдается все более глубокое и тонкое понимание личностных и эмоциональных особенностей того или иного человека и межличностных отношений, повышается правильность оценки результатов своей деятельности, самокритичность, устанавливается соответствие притязаний собственным возможностям. Направление их развития аналогично тому, которое наблюдается у слышащих детей, однако соответствующие изменения появляются позднее (на два года и больше).



Заключение

Особенности личностного развития глухих детей обусловлены рядом причин: обеднением или недостатком звуковых ощущений, что имеет важное значение для развития эмоционально-волевой сферы; трудностями в общении с окружающими и невозможностью полноценного усвоения социального опыта посредством речи; существенным недоразвитием разных видов деятельности (предметной, игровой, элементарной трудовой), в процессе которых идет усвоение социального опыта и формирование личностных качеств.
Становление личности ребенка связано с формированием эмоционально-волевой сферы. Эмоциональное развитие детей с нарушениями слуха подчиняется основным закономерностям развития эмоций и чувств слышащих детей, однако имеет и свою специфику. Недостаток звуковых раздражений ставит ребенка в ситуацию «релятивной сенсорной изоляции», не только задерживая его психическое развитие, но обедняя его мир и эмоционально (И. Лангмейер и 3. Матейчик, 1984). Несмотря на то, что у глухих школьников наблюдаются те же эмоциональные проявления, что и у их слышащих сверстников, по общему количеству выражаемых эмоциональных состояний глухие дети уступают слышащим.
Установлено, что относительная бедность эмоциональных проявлений у глухих школьников лишь частично обусловлена нарушением слуха и непосредственно зависит от характера общения со взрослыми. Поведение родителей, особенно неумение взрослых слышащих людей вызвать глухих школьников на эмоциональное общение, влияет на эмоциональную сферу детей. По данным В. Петшака, глухие дети, имеющие неслышащих родителей, демонстрируют более высокий уровень эмоциональных проявлений, чем глухие дети слышащих родителей. По опознанию эмоций глухие дети существенно уступают слышащим.
Усвоение нравственных норм, понимание их смысла происходит у слышащих детей в процессе речевого общения со взрослыми в различных ситуациях, в ходе одобрения или порицания взрослыми поступков ребенка.

Список использованной литературы

Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002.
Исследование личности детей с нарушениями слуха. / Под ред. Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. — М., 1981.
Матвеев В. Ф. Психологические нарушения при дефектах зрения и слуха. - М., 1987.
Морозова Н. Г. Развитие нравственных отношений между глухими детьми дошкольного возраста //Дефектология. — 1985. — № 3.
Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Петшак В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих дошкольников // Дефектология. — 1989. — № 4.
Петшак В. Понимание глухими школьниками эмоций других людей // Дефектология. — 1981. — № 4.














3

Список использованной литературы

1.Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002.
2.Исследование личности детей с нарушениями слуха. / Под ред. Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. — М., 1981.
3.Матвеев В. Ф. Психологические нарушения при дефектах зрения и слуха. - М., 1987.
4.Морозова Н. Г. Развитие нравственных отношений между глухими детьми дошкольного возраста //Дефектология. — 1985. — № 3.
5.Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
6.Петшак В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих дошкольников // Дефектология. — 1989. — № 4.
7.Петшак В. Понимание глухими школьниками эмоций других людей // Дефектология. — 1981. — № 4.



Вопрос-ответ:

Какие особенности развития эмоций и чувств у детей с нарушением слуха?

В младшем школьном возрасте глухие дети глухих родителей более общительны со сверстниками, более любознательны. У них наблюдается стремление доминировать в группе сверстников, быть лидерами.

Какие особенности развития эмоций и чувств у детей с нормальным слухом?

В младшем школьном возрасте слышащие дети слышащих родителей более стеснительны, менее общительны. Они стремятся к уединению.

Есть ли общие закономерности в развитии эмоций и чувств у детей с нарушением слуха и нормально слышащих детей?

Да, среди общих закономерностей развития эмоций и чувств у этих двух групп детей можно выделить стремление к общению и развитие любознательности. Однако, глухие дети глухих родителей чаще проявляют стремление к лидерству, в то время как слышащие дети слышащих родителей больше склонны к замкнутости.

Какие особенности развития эмоций и чувств можно наблюдать у детей с нарушением слуха в младшем школьном возрасте?

У детей с нарушением слуха в младшем школьном возрасте можно наблюдать более выраженное стремление к общению со сверстниками и большую любознательность. Они также часто стремятся доминировать в группе сверстников и быть лидерами.

Какие особенности развития эмоций и чувств можно наблюдать у нормально слышащих детей в младшем школьном возрасте?

У нормально слышащих детей в младшем школьном возрасте можно наблюдать большую стеснительность и склонность к уединению. Они менее общительны и предпочитают проводить время в одиночестве.

Как развиваются эмоции и чувства у детей с нарушением слуха и нормально слышащих детей?

В младшем школьном возрасте глухие дети глухих родителей более общительны со сверстниками и более любознательны. У них также наблюдается стремление доминировать в группе сверстников и быть лидерами. Глухие дети слышащих родителей, напротив, более стеснительны и менее общительны, они стремятся к уединению.

Какие особенности развития эмоций характерны для глухих детей в младшем школьном возрасте?

Глухие дети глухих родителей в этом возрасте проявляют большую общительность и любознательность по сравнению с глухими детьми, у которых слышащие родители. Они также стремятся к лидерству в группе сверстников и проявляют желание доминировать. В то же время, глухие дети со слышащими родителями более стеснительны и менее общительны, предпочитая уединение.

Какие различия наблюдаются в развитии эмоций у глухих детей с разными типами родителей?

Глухие дети глухих родителей в младшем школьном возрасте проявляют большую общительность, любознательность и стремление к лидерству в группе сверстников. Они также более активны и уверены в себе. В то же время, глухие дети слышащих родителей более стеснительны, менее общительны и предпочитают уединение.

Какие общие закономерности развития эмоций можно наблюдать у детей с нарушением слуха и нормально слышащих детей в младшем школьном возрасте?

В этом возрасте у детей со слуховыми нарушениями и нормально слышащих детей можно наблюдать общие закономерности развития эмоций. Например, глухие дети глухих родителей проявляют большую общительность, любознательность и стремление к лидерству. Глухие дети слышащих родителей, наоборот, более стеснительны и предпочитают уединение.