Проблема общения и межличностные отношения при нарушениях зрения.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 14 14 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 17.10.2009
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Проблема общения и межличностные отношения при нарушениях зрения
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Они почти в три раза чаще представлены в категории «предпочитаемых» и более чем в два раза реже попадают в категорию «изолированных». Отмеченная картина объясняется тем, что женщина в силу несложного содержания труда на УПП занимает более прочное и стабилизированное положение. В системе же эмоционально-личных отношений положение незрячей женщины меняется, что связано с рядом социально-психологических факторов, в частности более высокой престижностью для слепых мужчин зрячих женщин.
Определенная зависимость социометрического статуса слепых в коллективе наблюдается также от времени потери зрения. В наиболее благоприятном положении находятся ослепшие в детском и подростковом возрасте. Это объясняется тем, что процесс адаптации у слепорожденных изначально затрудняется резко суженным кругом общения и ограничениями в приобретении социального опыта. У ослепших в зрелом возрасте имеющийся социальный опыт с трудом поддается реализации из-за прочности ранее сложившихся динамических стереотипов. (3, с. 87)
Социально-психологические исследования показывают, что становление межличностных отношений между слепыми и зрячими подчиняется общим закономерностям, однако на этот процесс влияют и перечисленные выше специфические факторы. В результате характерной особенностью системы межличностных отношений в смешанных коллективах является широкое распространение индифферентного отношения слепых друг к другу и к зрячим. В силу этого в статусной структуре коллектива наиболее распространены категории лиц, находящихся в нейтральном или изолированном положении. Это свидетельствует о недостаточной сформированности и сплоченности коллектива.
Невысокими оказываются уровень взаимности выборов, объективные показатели удовлетворенности во взаимоотношениях. Нередко в ходе социометрического исследования слепые отказываются делать выбор или мотивировать его. Все это обусловлено прежде всего недостатками в организации жизнедеятельности слепых в коллективе. (7, с. 45)
Следует обратить особое внимание на то, что в производственных коллективах слепые рабочие, лишь недавно закончившие специальную школу, находятся в худшем положении в системе межличностных отношений, чем более старшие члены коллектива. Это говорит об их недостаточной подготовленности к активному участию в деятельности трудового коллектива. В этой связи школа должна интенсифицировать воспитательную работу в соответствующем направлении.
Эффективное управление процессами развития межличностных отношений слепых в коллективе возможно только при наличии у его руководителей объективных данных о характере таких взаимоотношений. Между тем они часто не имеют достаточно точного представления о реальном положении того или иного члена коллектива в системе его взаимоотношений с другими. Отсюда очевидна необходимость целенаправленного и углубленного изучения организаторами коллективной деятельности слепых системы взаимоотношений в коллективе. Такое изучение дает возможность сплотить коллектив, сблизить неофициальную и официальную структуры межличностных отношений, создать благоприятный психологический климат. (7, с. 49)
При надлежащей постановке воспитательной и реабилитационной работы специфические особенности коллективов, в которых учатся или работают инвалиды по зрению, отступают на задний план, уступая место общепсихологическим и социальным закономерностям формирования коллектива. В результате такой коллектив может достичь самого высокого уровня развития, а инвалид по зрению - осуществлять в нем функции лидера.


Заключение

Таким образом, особенности общения и формирования межличностных отношений с окружающими людьми выступают серьезным препятствием для самопроявления у слепых и слабовидящих людей.
Зрительные дефекты в зависимости от глубины и времени их появления могут препятствовать формированию и развитию активной жизненной позиции, стремлению к достижению результатов в деятельности.
Вначале, в дошкольном и младшем школьном возрасте межличностные отношения между слепыми и слабовидящими в социуме складываются трудно и зависят чаще от состояния зрительной ориентировки. При этом слепые оказываются в наиболее неблагоприятном положении. Они имеют меньшую возможность выбора контактов, находятся в положении изолированности, меньшей мобильности и коммуникативности. Это положение в большей степени может изменить взрослый (воспитатель или учитель), который создает условия для общения детей.
В среднем и старшем школьном возрасте зависимость межличностных отношений от состояния зрения снижается из-за изменения ценностных ориентации, так как проступают более осознанные мотивы для общения: интерес, симпатии, интеллектуальные потребности. Негативные социально-психологические последствия зрительных дефектов наблюдаются наиболее зримо в условиях, когда окружающие люди недостаточно подготовлены к контактам со слепыми и слабовидящими. В этом случае у детей с нарушением зрения накапливается опыт отрицательных эмоций, изменяется характер потребностей, сужается поле эмоциональных проявлений.
Болезненность реакций личности при возникновении трудностей контакта, практического выполнения действий, ведет к повышенной раздражительности, неадекватности реакций, некоторому безразличию к окружению, инертности и пассивности.
Все эти негативные проявления могут быть сняты в условиях своевременной и соответствующей коррекционно-компенсаторной помощи детям с патологией зрения.


Список использованной литературы

Буткина Г.А. Некоторые виды затруднений социально-психологической реабилитации взрослых слепых // Дефектология 1977. №6.
Залюбовский П.М. Сенсорные предпосылки общения человека в условиях слепоты // Дефектология. 1981. №. 2.
Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ, 1998.
Речь и общение при нарушениях зрения //Специальная психология/ Под ред. Лубовского. – М., 2003.
Синева Е.П. Психологическое изучение взаимоотношений слепых в производственном и школьном коллективах // Дефектология. 1980. № 1.
Силкин Л.И. Психологическая диагностика личности и психотерапия инвалидов по зрению. - М: Изд-во ВОС, 1984.
Черанев В.И. Психологические аспекты реабилитации ослепших в зрелом возрасте // Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения / ЛГПИ им. А.И. Герцена. - Л., 1983.












4

Список использованной литературы

1.Буткина Г.А. Некоторые виды затруднений социально-психологической реабилитации взрослых слепых // Дефектология 1977. №6.
2.Залюбовский П.М. Сенсорные предпосылки общения человека в условиях слепоты // Дефектология. 1981. №. 2.
3.Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ, 1998.
4.Речь и общение при нарушениях зрения //Специальная психология/ Под ред. Лубовского. – М., 2003.
5.Синева Е.П. Психологическое изучение взаимоотношений слепых в производственном и школьном коллективах // Дефектология. 1980. № 1.
6.Силкин Л.И. Психологическая диагностика личности и психотерапия инвалидов по зрению. - М: Изд-во ВОС, 1984.
7.Черанев В.И. Психологические аспекты реабилитации ослепших в зрелом возрасте // Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения / ЛГПИ им. А.И. Герцена. - Л., 1983.

Вопрос-ответ:

Какие проблемы могут возникать в общении у людей с нарушениями зрения?

У людей с нарушениями зрения могут возникать различные проблемы в общении, такие как сложности в восприятии невербальных сигналов, трудности в чтении и написании текстов, ограничения в использовании визуальной информации и т.д. Все это может привести к непониманию и трудностям в коммуникации.

Какие межличностные отношения могут быть у людей с нарушениями зрения?

У людей с нарушениями зрения межличностные отношения могут быть разнообразными, также как и у любых других людей. Они могут иметь дружеские, романтические, семейные или профессиональные отношения. Важно помнить, что нарушение зрения не является препятствием для развития и поддержания здоровых и гармоничных отношений.

Почему женщины с нарушениями зрения чаще попадают в категорию предпочитаемых отношений?

Женщины с нарушениями зрения чаще представлены в категории предпочитаемых отношений из-за того, что они занимают более прочное и стабилизированное положение на работе, которое не требует сложных навыков зрения. Более тесные связи с коллегами и руководством могут способствовать их более высокому статусу и значимости в коллективе.

В чем объясняется изменение положения незрячей женщины в системе эмоционально-личных отношений?

Положение незрячей женщины в системе эмоционально-личных отношений может изменяться из-за того, что она может столкнуться с препятствиями и трудностями в общении с другими людьми. Например, она может испытывать сложности в восприятии невербальных сигналов или иметь ограничения в использовании визуальной информации, что может затруднять установление близких отношений.

Почему люди с нарушениями зрения чаще представлены в категории предпочитаемых?

Это связано с тем, что женщина в силу несложного содержания труда на УПП занимает более прочное и стабилизированное положение.

Чем объясняется отсутствие частых связей между людьми с нарушениями зрения?

Отмеченная картина объясняется тем, что женщины с нарушениями зрения в системе эмоционально-личных отношений меняют свое положение, что приводит к реже встречаемым межличностным отношениям.

Почему нарушения зрения влияют на проблемы общения?

Нарушения зрения могут вызывать проблемы в общении, так как они могут повлиять на способность видеть и интерпретировать невербальные сигналы, а также усложнить установление глазного контакта, что затрудняет эффективное общение.

Какая связь между прочным положением на работе и межличностными отношениями у людей с нарушениями зрения?

Прочное положение на работе может способствовать формированию более прочных и устойчивых межличностных отношений у людей с нарушениями зрения, так как это создает стабильность и уверенность в своих возможностях.

Как нарушения зрения могут влиять на межличностные отношения?

Нарушения зрения могут влиять на межличностные отношения, потому что они могут вызывать физическую и эмоциональную зависимость от других людей, а также затруднительности в общении и установлении контакта, что может повлиять на отношения с окружающими.