Основные методы психодиагностики и специфика их использования при разных формах нарушения развития.
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 17.10.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Определение понятия психодиагностики
2. Классификация диагностических методов
3. Нарушения психического развития
4. Психодиагностика нарушений развития
4.1. Особенности проведения диагностической процедуры
4.2. Проблемы стандартизации
Заключение
Литература
При значительном снижении интеллекта необходимо сопровождать инструкцию показом. В случаях нарушенной работоспособности, неполноценного внимания, недостатка памяти ребенок не в состоянии закончить начатую работу, поскольку не запоминает инструкцию.
Следует обращать внимание на способность ребенка принимать предложенную помощь; чем более выражена эта способность, тем выше обучаемость ребенка. Важно отметить реакции ребенка на результаты своей работы и на факт обследования в целом.
Целесообразно в ходе исследования чередовать вербальные и невербальные задания, при этом придать всему процессу обследования игровой характер и подобрать задания вызывающие интерес.
4.2. Проблемы психодиагностики в области специальной психологии
Необходимо отметить существующую сложность использования системы стандартизованных тестов в целях психодиагностики нарушений развития, поскольку имеются объективные факторы, не дающие возможность создания такой набор тестов, который мог бы быть применен для детей с разными типами недостатков развития. Визуальное восприятие заданий недоступно для незрячих, что делает невозможным использование большинства тестов на интеллектуальное развитие, в частности блоки, диагностирующие наглядные виды мышления. В случаях диагностики при слуховых нарушениях становится неприемлемым восприятие заданий на слух, а также возникают трудности при чтении заданий, по причине вторичного недостатка речевого развития – несформированность навыков чтения.
Не так очевидны сложности, которые появляются в процессе психодиагностики нарушений развития в условиях сохранности слуха и зрения. Результатом использования батареи интеллектуальных тестов является получение суммарного интеллектуального показателя (IQ), которые не дает объективной картины в ситуации дифференциального диагноза, по этому единственному суммарному показателю невозможно определить причину умственного отставания. Становится очевидным недостаток использования суммарного показателя при психодиагностике нарушений развития и возникает необходимость получения данных в результате анализа структуры профиля тестовых результатов.
Кроме этого, существует проблема проведения психодиагностики в практике работы медико-педагогических комиссий, когда для обследования ребенка из предложенных пособий с большим количеством методик совершенно произвольно и бессистемно выбирается и используется только несколько из них. В.И. Лубовский в своей работе «Психологические проблемы диагностики аномального развития детей», что на сегодняшний день, когда дефектология обладает огромным объемом знаний, позволяющих описать картину аномального развития каждой категории, в таких условиях подобный подход совершенно недопустим. Он отмечает, что «специальные диагностические исследования почти не ведутся. Таким образом, психологическая диагностика значительно отстает от современного уровня развития дефектологии как системы специального обучения аномальных детей». (7, С.94) Один из путей снятия этой проблемы состоит в увеличении числа специальных исследований и более обобщенное и целенаправленное использование данных специальной психологии в русле психодиагностики.
Заключение
Последнее время в области исследования индивидуальных различий личности все чаще употребляется термин «психологическая оценка» в области изучения индивидуальных различий личности. Под психологической оценкой понимается «изучение (оценивание) индивидуальности принципиально к возникающим в ее жизнедеятельности проблемам». (4, С. 271).
Психологическая оценка отличается от метода тестирования, это более широкое понятие, которое предполагает использование различных диагностических методов (беседа, наблюдение, тесты, эксперимент) для получения данных и объединения их в общую картину. Возникновение этого термина обусловлено ясным пониманием того, что невозможно ограничить дифференцированное изучение индивидуально-психологических особенностей детей только процедурами количественного измерения. В современной науке считается, что, при исследовании психологических особенностей ребенка в целях обучения и коррекции, наиболее целесообразно и уместно использовать термин «психологическая оценка», поскольку качественный анализ особенностей развития ребёнка наиболее полно способствует отображению структуры дефекта развития, что в свою очередь делает возможным разработку наиболее эффективной индивидуальной коррекционной программы.
Литература
Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: хрестоматия / В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – 2-е изд. – СПб.: Издательство «Питер», 2008. – 384 с.
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие/ Л.Н. Блинова - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.
Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин, В.С.Аванесов. - СПб.: Изд-во «Речь», 2000. – 440 с.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.И. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.И. Морозов. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 528 с. (Серия «Мастера психологии»)
Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»: пособие для психолого-медико-педагогических комиссий / С.Д. Забрамная, О.В. Боровик. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 31 с.
Зейгарник Б.В. Патопсихология. Под ред. А.С. Спиваковской / Б.В. Зейгарник. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 575 с. (Серия «Кафедра психологии»)
Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. – Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. Пед. Наук СССР. – М.: Педагогика, 1989. – 104 с. – (дефектология)
Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 126 с. – (специальная психология)
Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии / С.Я. Рубинштейн. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — 448 с. (Серия «Мир психологии»)
Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении / Т.А. Шилова. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 176 с. – (Библиотека психолога образования)
2
Введение
1. Определение понятия психодиагностики
2. Классификация диагностических методов
3. Нарушения психического развития
4. Психодиагностика нарушений развития
4.1. Особенности проведения диагностической процедуры
4.2. Проблемы стандартизации
Заключение
Литература
Вопрос-ответ:
Что такое психодиагностика?
Психодиагностика - это комплекс методов исследования психических процессов и состояний человека с целью определения его психического развития, психологических особенностей и нарушений.
Какие бывают методы психодиагностики?
Методы психодиагностики могут быть разделены на несколько групп: наблюдение, опрос, тестирование, проективные методы, экспериментальные методы и клинические интервью.
Что такое нарушения психического развития?
Нарушения психического развития - это отклонения в нормальном ходе психического развития человека, которые могут проявляться в разных сферах - интеллектуальной, эмоциональной, социальной, речевой и др.
Как проводится психодиагностика нарушений развития?
Психодиагностика нарушений развития проводится с использованием различных методов - тестирования, наблюдения, опроса. Она позволяет определить уровень развития и выявить особенности в психическом состоянии человека.
Какие проблемы возникают при стандартизации психодиагностики?
Проблемы стандартизации психодиагностики связаны с тем, что каждый человек уникален, и один и тот же метод может давать разные результаты в зависимости от индивидуальных особенностей. Также важно учитывать социокультурные факторы и адаптировать методы под конкретную ситуацию.
Что такое психодиагностика?
Психодиагностика - это область психологии, которая изучает методы измерения и оценки психических процессов и состояний человека. Она позволяет выявлять и определять особенности индивидуального развития личности, выявлять нарушения в психическом состоянии и развитии человека.
Какие существуют методы психодиагностики?
Существует несколько основных методов психодиагностики, включая тестирование, наблюдение, беседу и интервью, анкетирование и опросы, проективные методы, психофизиологические методы, анализ психологической саморегуляции. Каждый из них имеет свою специфику и применяется в зависимости от целей и задач диагностики.
Что такое нарушения психического развития?
Нарушения психического развития - это отклонения от нормального хода развития человека, которые проявляются в нарушениях в когнитивной, эмоциональной, социальной или поведенческой сферах. Они могут быть вызваны различными факторами, включая генетические, биологические или социокультурные.