Роль двигательной сферы в психическом развитии ребенка.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 20 20 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 15.03.2010
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
1.Характеристика двигательных нарушений при ДЦП
2.Особенности психического развития детей с ДЦП
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Это часто сочетается со смешением арифметических знаков и специфическими трудностями формирования представлений о числе (18, С.122).
Обучение чтению в ряде случаев затруднено из-за оптико-гностических расстройств.
Отставание в психическом развитии у детей с церебральным параличом обычно сочетается с низкой познавательной активностью, недостатками памяти и внимания. Тяжесть этих недостатков обычно коррелирует с выраженностью церебрастенического синдрома. Повышенная отвлекаемость, чрезмерная фиксация на несущественньк деталях в сочетании со слабостью произвольного запоминания характерны для большинства детей с церебральным параличом.
Тяжесть недостатков внимания и памяти часто коррелирует со степенью выраженности патологически усиленных поздно-тонических рефлексов и недостаточности зрительно-моторной координации. Эти нарушения особенно заметны у детей с гиперкинетической формой церебрального паралича, когда имеет место поражение подкорковых структур головного мозга.
Для детей с церебральным параличом характерны также нарушения формирования эмоционально-волевой сферы и поведения, которые особенно выражены при гиперкинетической и атонически-астатической формах ДЦП.
Нарушения эмоционально-волевой сферы чаще всего проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, общей гиперэстезией, повышенной истощаемостью нервной системы. У детей первых лет жизни часто наблюдаются стойкие нарушения сна (трудности засыпания, частые пробуждения, беспокойство в ночное время) (20, С.113-116).
Аффективное возбуждение может возникать даже под влиянием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке.
Кроме повышенной эмоциональной возбудимости могут наблюдаться состояния полного безразличия, равнодушия, безучастности (апатико-абулический синдром). Этот синдром, так же как и радостное, приподнятое настроение со снижением критики (эйфория), отмечается при поражениях лобных долей мозга. Возможны и другие эмоционально-волевые нарушения: слабость волевого усилия, несамостоятельность, повышенная внушаемость, возникновение катастрофических реакций при так называемых фрустрационных ситуациях.
Фобический синдром, или синдром страхов, характерен для многих детей с церебральным параличом. Повышенная впечатлительность в сочетании с эмоциональной возбудимостью и аффективной инертностью создает благоприятный фон для возникновения невроза страха. Страх может возникать даже под влиянием незначительных психогенных факторов — незнакомой ситуации, кратковременной разлуки с близкими, появления новых лиц и даже новых игрушек, громких звуков и т. п. У одних детей он проявляется двигательным возбуждением, криком, у других — гиподинамией, общей заторможенностью и в обоих случаях сопровождается выраженными вегетативно-сосудистыми реакциями — побледнением или покраснением кожи, гипергидрозом, учащением пульса и дыхания, иногда ознобом, повышением температуры. При возникновении страха у ребенка усиливаются саливация и двигательные нарушения (спастичность, гиперкинезы, атаксия). Возможны психогенно обусловленные навязчивые фобии в виде страха одиночества, высоты, передвижения; в подростковом возрасте — страх болезни и смерти (6, С.55-56).
Среди вариантов аномального развития личности при церебральных параличах наиболее часто отмечается задержанное развитие по типу психического инфантилизма. В основе психического инфантилизма лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер при преобладающей незрелости последней (2, С.232). Основной признак инфантилизма — недоразвитие произвольной регуляции поведения и других форм произвольной деятельности (высших психических функций). В своих поступках дети руководствуются в основном эмоцией удовольствия, сиюминутными желаниями. Они эгоцентричны, не способны сочетать свои интересы с интересами других и подчиняться требованиям коллектива. В интеллектуальной деятельности также выражено преобладание эмоций удовольствия, собственно интеллектуальные интересы развиты слабо
В основе формирования личности по типу психического инфантилизма лежит нарушение созревания лобных отделов коры головного мозга. К дополнительным условиям развития этого типа личности относятся неправильное воспитание, ограничение деятельности и общения, обусловленное не только двигательной и речевой недостаточностью, но и гиперопекой.
Инфантилизм сохраняется нередко и в старшем школьном возрасте, проявляясь в виде повышенного интереса к детским играм, слабости волевых усилий, недостаточной целенаправленности интеллектуальной деятельности, повышенной внушаемости.
При осложненных формах инфантилизма, который наиболее типичен для детей с церебральным параличом, наряду с основными проявлениями наблюдается повышенная психическая истощаемость, двигательная расторможенность.
Кроме того, для детей с церебральным параличом характерен так называемый невропатический вариант психического инфантилизма. Основные характеристики этих детей включают: несамостоятельность, повышенную внушаемость, пугливость, неуверенность в своих силах, чрезмерную зависимость от матери, трудности адаптации к новым условиям.
Заключение
Двигательные расстройства у детей с церебральным параличом отрицательно влияют на весь ход его психического развития.
Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность, затрудняющие развитие самостоятельного передвижения и навыков самообслуживания, ставят больного ребенка с первых лет жизни в почти полную зависимость от окружения взрослых. Это способствует формированию у него пассивности, безынициативности, нарушает становление мотивационной сферы. Кроме того, при ДЦП имеют место нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллекта, речи, зрения и слуха, связанные с ранним органическим поражением головного мозга.
Для большинства детей с церебральным параличом характерна повышенная утомляемость. Дети с трудом сосредотачиваются на задании, быстро становятся вялыми или раздражительными. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство: они начинают суетиться, усиленно жестикулировать, гримасничать; у них появляется слюнотечение.
Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью, болезненно реагируют на тон голоса, на малейшие замечания, чутко подмечают изменения в настроении окружающих. У них легко возникают реакции недовольства, упрямства и негативизма.

Список литературы
Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М., 1975.
Бадалян Л. О. Детская невропатология. — М., 2003.
Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложными сенсорными и множественными нарушениями // Дефектология. - 1996. - №3. – С.37-39
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. — М., 1956.
Гозова А.П., Кулагин Ю.А., Лубовский В.И., Петрова В.Г. Изучение психического развития аномальных детей //Дефектология. — 1983. — №6. – С.32
Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – СПб.: Питер, 1999.
Исследование личности и познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Г.Петровой. — М., 1980.
Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие. — М., 2002. – 368с.
Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития // Дефектология. — 1987. — № 3. – С.43
Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. — М., 1991.
Матасов Ю.Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы. — Л., 1986.
Мещеряков А. И. Опыт обучения детей, страдающих множественными дефектами // Дефектология. — 1973. — № 3. – С.23-25
Основы коррекционной педагогики. Учебно-методическое пособие. / Сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. – Саратов: Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, 1999. – 110с.
Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. / Под ред. Т.А. Власовой. - М., 1985.
Психологические вопросы коррекционной работы. / Под ред. Ж. И. Шиф, Т.Н. Головиной. — М., 1977.
Скворцов И. А. Роль перивентрикулярной области мозга в нейроонтогенезе в норме и при детском церебральном параличе // Исцеление. — 1995. - Вып. 2. – С.9-10
Стадненко Н.М. Особенности мышления учащихся вспомогательной школы. — Киев, 1980.
Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. – 271с.
Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. - СПб.: Образование, 1995.
Эмоционально-волевые процессы и познавательная деятельность детей с детским церебральным параличом: Сб. науч. тр. — М., 1993.








2

Список литературы
1.Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М., 1975.
2.Бадалян Л. О. Детская невропатология. — М., 2003.
3.Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложными сенсорными и множественными нарушениями // Дефектология. - 1996. - №3. – С.37-39
4.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. — М., 1956.
5.Гозова А.П., Кулагин Ю.А., Лубовский В.И., Петрова В.Г. Изучение пси¬хического развития аномальных детей //Дефектология. — 1983. — №6. – С.32
6.Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – СПб.: Питер, 1999.
7.Исследование личности и познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Г.Петровой. — М., 1980.
8.Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие. — М., 2002. – 368с.
9.Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития // Дефектология. — 1987. — № 3. – С.43
10.Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным па¬раличом. — М., 1991.
11.Матасов Ю.Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспо¬могательной школы. — Л., 1986.
12.Мещеряков А. И. Опыт обучения детей, страдающих множественными дефектами // Дефектология. — 1973. — № 3. – С.23-25
13.Основы коррекционной педагогики. Учебно-методическое пособие. / Сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. – Саратов: Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, 1999. – 110с.
14.Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. / Под ред. Т.А. Власовой. - М., 1985.
15.Психологические вопросы коррекционной работы. / Под ред. Ж. И. Шиф, Т.Н. Головиной. — М., 1977.
16.Скворцов И. А. Роль перивентрикулярной области мозга в нейроонтогенезе в норме и при детском церебральном параличе // Исцеление. — 1995. - Вып. 2. – С.9-10
17.Стадненко Н.М. Особенности мышления учащихся вспомогательной школы. — Киев, 1980.
18.Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. – 271с.
19.Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. - СПб.: Образование, 1995.
20.Эмоционально-волевые процессы и познавательная деятельность детей с детским церебральным параличом: Сб. науч. тр. — М., 1993.

Вопрос-ответ:

Какие особенности двигательных нарушений наблюдаются у детей с ДЦП?

У детей с ДЦП наблюдаются различные виды двигательных нарушений, такие как спастическая паралич, атетоз, атаксия и др. Эти нарушения проявляются в плохой контроле движений, неустойчивости походки, затруднении выполнения мелкой моторики и других проблемах с движениями.

Какие особенности психического развития наблюдаются у детей с ДЦП?

У детей с ДЦП наблюдается отставание в психическом развитии. Они часто испытывают трудности с формированием представлений о числе, арифметическими знаками и оптико-гностическими расстройствами. Также у них затруднено обучение чтению и они имеют низкую познавательную активность.

Какая роль двигательной сферы в психическом развитии ребенка?

Двигательная сфера играет важную роль в психическом развитии ребенка. Через движение ребенок взаимодействует с окружающим миром и получает информацию о нем. Двигательная активность способствует развитию мозга, формированию навыков мышления, внимания, памяти и других психических факторов.

Чем обусловлено отставание в психическом развитии у детей с церебральным параличом?

Отставание в психическом развитии у детей с церебральным параличом обусловлено не только двигательными нарушениями, но и другими факторами. Например, оптико-гностические расстройства и проблемы с познавательной активностью могут влиять на развитие интеллекта и эмоциональной сферы.

Какие трудности могут возникать при обучении чтению у детей с ДЦП?

У детей с ДЦП возникают трудности в обучении чтению из-за оптико-гностических расстройств. Они могут испытывать затруднения в распознавании и запоминании букв и слов. Это требует дополнительной помощи и специальных методик обучения для успешного освоения навыков чтения.

Какие характеристики двигательных нарушений наблюдаются при ДЦП?

Характеристики двигательных нарушений при детском церебральном параличе (ДЦП) могут включать спастические движения, грубые или неуклюжие движения, повышенную или пониженную мышечную тонус ы, асимметрию в движениях, нестабильность походки и проблемы с координацией движений.

Какие особенности психического развития наблюдаются у детей с ДЦП?

У детей с ДЦП могут наблюдаться различные особенности психического развития, такие как задержка речи, нарушение памяти и внимания, трудности в обучении чтению и письму, а также проблемы в социальной адаптации и взаимодействии.

Какие трудности могут возникать при обучении чтению у детей с ДЦП?

У детей с ДЦП может быть затруднено обучение чтению из-за оптико-гностических расстройств, которые мешают правильному восприятию и распознаванию букв и слов. Также у них могут возникать трудности с координацией движений руки для письма.

С чем обычно сочетается отставание в психическом развитии у детей с ДЦП?

Отставание в психическом развитии у детей с ДЦП обычно сочетается с низким уровнем познавательных способностей, слабой моторикой и затруднениями в усвоении новой информации. Они могут испытывать трудности и в области социального взаимодействия.

Какие трудности могут возникать у детей с ДЦП в формировании представлений о числе?

У детей с ДЦП могут возникать специфические трудности в формировании представлений о числе. Они могут иметь проблемы с пониманием арифметических знаков, смешивать их или испытывать сложности в их использовании. Это связано с нарушениями в психическом развитии и моторике.