Российский федерализм.
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 27 + 27 источников
- Добавлена 15.01.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Федерализм как форма государственного устройства
1.1. Понятие федерации как формы государственного устройства
1.2. Модели и мировой опыт в области федерализма
Глава 2. Развитие федерализма в 1990-2000 гг.
2.1. Полномочия центра и регионов
2.2. Формирование регионов власти
2.3. Федеральное вмешательство в права субъекта федерации
Заключение
Литература
Следующий теоретический аспект государственного контроля связан с его иерархией, которая заключается в распределении контроля по уровням управления - государственный (федеральный), субъекта Федерации и по субъектам контроля - представительная власть, исполнительная власть. Специфика государственного контроля в основном определяется спецификой контролируемых сфер.
При определении степени федерального вмешательства в права субъекта и такого рода государственного контроля исследователи неизбежно обращают свое внимание на соотношение политики и управления. За период существования данной дискуссии сложились различные подходы к определению соотношения политики и управления. Представления о соотношении политики и управления детерминированы исторически и территориально, так, для каждого исторического периода и для каждого государства в отдельности характерен определенный уровень организации политической власти, тип политического режима, форма государственного правления.
В периоды кризисов особое значение для легитимации государства и власти приобретает разграничение прав и полномочий центра и субъектов федерации, именно эта федеративная сфера государственного управления. При этом объектом федеративной политики выступает социальная сфера жизни людей, распадающаяся на две составные части: объективные (условия жизни индивидов) и субъективные (потребности индивидов). Именно социальная политика, направленная на создание таких условий жизни людей, и становится главной сферой разделения прав и полномочий субъекта и центра. Часто важные задачи перекладываются друг на друга. При этом социальная политика возникает тогда, когда потребности индивидов достигают такого уровня, при котором их нельзя удовлетворить с помощью собственного труда, т.е. когда возникает необходимость интервенции государства, именно совместные усилия центра и субъекта.
Организационная и методическая деятельность федерального центра приобретает дополнительное значение и политический смысл в условиях регионализации. Существенной особенностью социально-экономической и культурно-национальной ситуации в России в начале нового века стало преобразование технологий антикризисного управления на принципах децентрализации, расширения самостоятельности регионов.
Однако пресловутая «вертикаль власти», в которой вся власть в последние годы сконцентрирована в верхнем – федеральном уровне, оказывается неэффективной не только в политической сфере, но и в сфере управления на разных уровнях. Специалисты, как, например, член-корреспондент Российской академии образования А.М. Абрамов, утверждают, что «административно-командные методы всезнающей вертикали власти в сферах экономики, образования, науки, культуры приносят только вред и беды».
О слабости полномочий регионов в России и неразвитости взаимодействия центра и субъектов говорит тот факт, что в Программе антикризисных мер Правительства и антикризисных предложениях президента предложения, идущие от некоторых регионов, учтены не были. Поэтому есть большие сомнения в том, что сформированные в последнее время антикризисные тренды развития страны носят долгосрочный характер, а предсказание его будущего возможно на основе экстраполяции тенденций последних 15— 20 лет. Уже сейчас можно видеть начало развития процессов, которым предстоит коренным образом трансформировать систему российского федерализма.
Итак, современный российский федерализм имеет ярко выраженный асимметричный характер, наше государство представляет собой сложное административно-территориальное устройство, осуществляющее функции управления над всеми сферами жизни общества в регионах.
Заключение
Итак, на примере российского федерализма выявлены особенности реализации общих принципов федерализма (единства в многообразии, субсидиарности, равноправия и др.) Установлено, что выбранные государствами формы территориального устройства во многом зависят от их исторических традиций, социокультурного прошлого, политической культуры, внешнеполитических обстоятельств. Так, например, именно наличие в России, Германии, Индии, Бразилии, Бельгии, Канаде, Мексике, Нигерии и других странах давних традиций регионализма позволило там федеративным институтам прижиться и заработать.
Россия традиционно была унитарным государством и даже в советский период, несмотря на название, не являлась федерацией. Попытка создания федеративного государственного устройства, закрепленная в Конституции 1993 г., привела к возникновению явления, которое нередко называют феодальным федерализмом. России необходимо, укрепляя и совершенствуя централизованное управление, одновременно развивать местное самоуправление и национально-культурные автономии.
Отечественная федеративная и региональная традиция отличается от западной. Она включает в себя множество неформальных и корпоративных политических институтов. Однако нынешний российский федерализм сближает с другими федерациями (Германия, Эфиопия, Испания) общий фактор, оказавший сильнейшее влияние на процесс их возникновения: стремление при помощи федеративного устройства государства не допустить возрождения тоталитарного режима, централизации власти и злоупотребления ею.
Литература
Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. – М., 2002. - 812 с.
Гранберг А.Г. , Кистанов В.В., Адамеску А.А. , Семенов П.Е. , Тихомиров Ю.А. , Штульберг Б.М. Государственно-территориальное устройство России. Экономические и правовые основы. – М., 2003. – 438 с.
Конституция РФ 1993 г. – М., 2010. – 37 с.
Кинг П. Классифицирование федераций // Полис. - 2000. – № 5. - С.123-128 // http://www.politstudies.ru/arch/2000/5/2.htm.
Князев С.Д. Российский электоральный федерализм: конституционно-правовое содержание и проблемы реализации // Государство и право. - 2008. - № 1.- С.23-45.
Косс М. Межпартийная конкуренция и федерализм в Германии // Полис. – 2004. - № 6. - С.121 - 130.
Лысенко ВП. Проблемы развития федеративных отношений в современной России // Кентавр. 1995. - № 12. – С.45-53.
Макарычев А.С. Федерализм эпохи глобализма: вызовы для региональной России // Полис. – 2000. - № 5. – С.34-39.
Михайленко А. Проблема СНГ // Свободная мысль. - 1998. - № 9-12. - С.43-54.
Моммен А. Федерализм и национальное государство // Политические исследования. — 1992. —№ 4. – С.78-81.
Мухаметшин А. Российский федерализм // Государство и право. — 1994. — № 3. – С.59-64.
Осин В. Законность и национальный сепаратизм // Законность. — 1996.— № 2. – С.121 – 130.
Программа антикризисных мер Правительства РФ // Российская газета. – 2009. – 20 марта.
Ржевский ВА., Киселева АВ. Субъекты РФ: типология и конституционные основы организации // Государство и право. — 1994. — № 10. – С.73 – 81.
Сильверстов С. Основные характеристики конфедерации и федерации // Власть. —1994. —№ 12. – С.112-125.
Славин Б. Как понимать природу политики // Свободная мысль. – 2008. - № 4. – С.112 - 123.
Страхов Н. Конфедерация //Актуальные проблемы современного права. — М., 1995. С.167 – 223.
Тадевосян Э.В. О моделировании в теории федерализма // Государство и право. — 1997. —№ 8. – С.132 – 145.
Федерализм: Энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА – М, 1997. – 562 с.
Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. — М., 1998. – 380 с.
См.: Мухаметшин А. Российский федерализм // Государство и право. — 1994. — № 3; Зубов А.Б. Унитаризм или федерализм (К вопросу о будущей организации государственного пространства России) // Полис. – 2000. - № 5; Ильин В.В., Ким С.В. Российский федерализм: стратегия совершенствования // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. - 1997. - № 3; Макарычев А.С. Федерализм эпохи глобализма: вызовы для региональной России // Полис. – 2000. - № 5; Федерализм: Энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА – М, 1997; Князев С.Д. Российский электоральный федерализм: конституционно-правовое содержание и проблемы реализации // Государство и право. - 2008. - № 1.- С.23-29 и др.
См.: Эбэсев БС., Карапетян ПМ. Российский федерализм равноправие и асимметрия конституционного статуса субъектов// Государство и право. - 1995. - № 3; Тадевосян Э.В. О моделировании в теории федерализма // Государство и право. - 1997. - № 8 и др.
См.: Кинг П. Классифицирование федераций // Полис. - 2000. – № 5. - С.123 // http://www.politstudies.ru/arch/2000/5/2.htm.
Кинг П. Классифицирование федераций. - С.124.
См.: Бусыгина И.М. Германский федерализм: история, современное состояние, потенциал реформирования // Полис. - 2000. - № 5. - С.118 – 129; Бусыгина И.М. Региональное самосознание в Германии: исторические предпосылки и современное состояние // Региональное самосознание как фактор формирования политической культуры в России. Научные доклады МОНФ. - М., 1999. - С. 14 -23; Бусыгина И.М. Федерализм и региональное разнообразие в Германии - попытка объяснения характера взаимодействия // Регион в составе федерации: политика, экономика, право. Под редакцией А.С.Макарычева. Нижний Новгород, 1999. - С. 122-129.
См.: Иванов В. К критике современной теории государства. – М., 2008. - С.61.
См.: Кинг П. Классифицирование федераций // Полис. - 2000. – № 5. - С.123 // http://www.politstudies.ru/arch/2000/5/2.htm
См.: Федерализм: Энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА – М, 1997. – С.177.
См.: Статьи 5 и 65 Конституции РФ. М., 2007.
Конституции зарубежных государств. – М., 1997. – С.417.
Там же. С.78.
Бусыгина И.М. Федерализм и региональное разнообразие в Германии - попытка объяснения характера взаимодействия // Регион в составе федерации: политика, экономика, право. Под редакцией А.С. Макарычева. Нижний Новгород, 1999. - С. 122.
См.: Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. – М., 2002. – С.36.
Горовиц Д. Ирредентизм, сепаратизм и самоопределение // Национальная политика в Российской Федерации. - М., 1993. - С.147.
Там же.
См.: Князев С.Д. Российский электоральный федерализм: конституционно-правовое содержание и проблемы реализации // Государство и право. - 2008. - № 1.- С.23.
См.: Конституция РФ 1993 г. – М., 2010. – С.4, 17, 18.
См.: Чиркин В.Е. Модели современного федерализма // Государство и право. — 1994. —№ 8-9. – С.23.
Шишков М. К., Административно-территориальное устройство и территориальные основы местного самоуправления субъектов Российской Федерации. – М., 2004. – C.34.
См.: Конституция РФ 1993 года. – М., 2010. – С.5.
См.: Якунин В.И. Формирование государственной политики в современной России: проблемы теории и практики. - М., 2006. – 346 с.
См.: Государственная политика и управление: В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы государственной политики и управления / Под ред. Л.В. Сморгунова. – М.: РОССПЭН, 2006. – 419 с.
См.: Славин Б. Как понимать природу политики // Свободная мысль. – 2008. - № 4. – С.112.
См.: Программа антикризисных мер Правительства РФ // Российская газета. – 2009. – 20 марта.
См.: Зубов А.Б. Унитаризм или федерализм (К вопросу о будущей организации государственного пространства России) // Полис. - 2000. - № 5. – С.45.
2
1.Бусыгина И.М. Германский федерализм: история, современное состояние, потенциал реформирования // Полис. - 2000. - № 5. - С.118 - 129.
2.Бусыгина И.М. Региональное самосознание в Германии: исторические предпосылки и современное состояние // Региональное самосознание как фактор формирования политической культуры в России. Научные доклады МОНФ. - М., 1999. - С. 14 -23.
3.Васильев В.И. Административно-территориальное устройство региона и территориальное устройство местного самоуправления // Журнал российского права. – 2006. - №3. - С. 3 – 11.
4.Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. – М., 2002. - 812 с.
5.Гранберг А.Г. , Кистанов В.В., Адамеску А.А. , Семенов П.Е. , Тихомиров Ю.А. , Штульберг Б.М. Государственно-территориальное устройство России. Экономические и правовые основы. – М., 2003. – 438 с.
6.Зубов А.Б. Унитаризм или федерализм (К вопросу о будущей организации государственного пространства России) // Полис. – 2000. - № 5.
7.Конституции зарубежных государств. – М., 1997. – С.417.
8.Конституция РФ 1993 г. – М., 2010. – 37 с.
9.Кинг П. Классифицирование федераций // Полис. - 2000. – № 5. - С.123-128 // http://www.politstudies.ru/arch/2000/5/2.htm.
10.Князев С.Д. Российский электоральный федерализм: конституционно-правовое содержание и проблемы реализации // Государство и право. - 2008. - № 1.- С.23-45.
11.Косс М. Межпартийная конкуренция и федерализм в Германии // Полис. – 2004. - № 6. - С.121 - 130.
12.Лысенко ВП. Проблемы развития федеративных отношений в современной России // Кентавр. 1995. - № 12. – С.45-53.
13. Макарычев А.С. Федерализм эпохи глобализма: вызовы для региональной России // Полис. – 2000. - № 5. – С.34-39.
14.Михайленко А. Проблема СНГ // Свободная мысль. - 1998. - № 9-12. - С.43-54.
15.Моммен А. Федерализм и национальное государство // Политические исследования. — 1992. —№ 4. – С.78-81.
16. Мухаметшин А. Российский федерализм // Государство и право. — 1994. — № 3. – С.59-64.
17.Осин В. Законность и национальный сепаратизм // Законность. — 1996.— № 2. – С.121 – 130.
18.Программа антикризисных мер Правительства РФ // Российская газета. – 2009. – 20 марта.
19.Ржевский ВА., Киселева АВ. Субъекты РФ: типология и конституционные основы организации // Государство и право. — 1994. — № 10. – С.73 – 81.
20.Сильверстов С. Основные характеристики конфедерации и федерации // Власть. —1994. —№ 12. – С.112-125.
21. Славин Б. Как понимать природу политики // Свободная мысль. – 2008. - № 4. – С.112 - 123.
22.Страхов Н. Конфедерация //Актуальные проблемы современного права. — М., 1995. С.167 – 223.
23. Тадевосян Э.В. О моделировании в теории федерализма // Государство и право. — 1997. —№ 8. – С.132 – 145.
24. Федерализм: Энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА – М, 1997. – 562 с.
25. Федерализм в зарубежных странах. — М., 1993. – 328 с.
26. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. — М., 1998. – 380 с.
27. Шишков Ю. Россия и СНГ: неудавшийся брак по расчету // Pro et contra. – 2001- Зима-весна. С. 91 – 106.
Вопрос-ответ:
Что такое федерация?
Федерация - это форма государственного устройства, при которой в составе государства существуют относительно самостоятельные отделения, называемые субъектами федерации. Субъекты федерации обладают определенными полномочиями и собственной автономией, однако они также подчинены центральному правительству.
Какие модели федерализма существуют в мировом опыте?
В мировом опыте существуют различные модели федерализма. Например, есть симметричный федерализм, при котором все регионы имеют одинаковые полномочия и права. Также есть асимметричный федерализм, при котором некоторые регионы имеют больше прав и полномочий, чем другие. В некоторых случаях применяется идея дифференциации полномочий, при которой различные регионы могут иметь разный уровень компетенций и ответственности.
Как развивался федерализм в России в 1990-2000 гг?
В период 1990-2000 гг в России происходило активное развитие федерализма. Были установлены полномочия и ответственности между центральным правительством и регионами. Однако, также происходили случаи федерального вмешательства в права субъектов федерации, что вызывало недовольство и протесты на региональном уровне.
Какие полномочия имеют центр и регионы в федерации?
Полномочия центра и регионов в федерации определяются конституцией и законодательством. Центральное правительство обычно отвечает за основные сферы деятельности, такие как оборона, внешняя политика, финансы и передача средств регионам. Регионы, в свою очередь, имеют полномочия в области образования, здравоохранения, транспорта и др.
Что такое федеральное вмешательство в права субъекта федерации?
Федеральное вмешательство в права субъекта федерации - это ситуация, когда центральное правительство принимает решение или вводит меры, которые противоречат интересам и полномочиям региона. Это может быть например, отмена местных законов или установление федерального контроля над региональными органами власти. Такие случаи часто вызывают недовольство и конфликты между центром и регионами.
Какую форму государственного устройства имеет Россия?
Россия имеет федеративную форму государственного устройства.
Что такое федерация?
Федерация - это форма государственного устройства, при которой власть разделена между центральным правительством и отдельными регионами или субъектами федерации.
Какие модели и мировой опыт в области федерализма существуют?
Существует несколько моделей федерализма, такие как асимметричный, симметричный, конфедерация и др. Мировой опыт в области федерализма включает примеры таких стран, как США, Германия, Швейцария и др.
Какие полномочия имеет центр и регионы в России?
Центральное правительство имеет полномочия по установлению общегосударственных законов и политик, а также контролю над обороной, внешней политикой и экономикой. Регионы имеют право на установление собственных законов и политик в пределах своих полномочий.
Сколько регионов в России и как они формируются?
В России существует 85 субъектов федерации, которые формируются на основе территориального деления страны.
Что такое федерализм и какая роль он играет в государственном устройстве?
Федерализм - это форма государственного устройства, основанная на разделении власти между центральным правительством и его составляющими частями, называемыми субъектами федерации. Роль федерализма заключается в соблюдении принципа разделения полномочий, что позволяет учитывать интересы различных регионов и обеспечивать более эффективное управление страной.
Какие модели и мировой опыт существуют в области федерализма?
Существует несколько моделей федерализма, которые отличаются степенью децентрализации власти и распределением полномочий между центром и регионами. Некоторые из них включают сильную централизацию власти (например, Россия), другие - полное децентрализованное управление (например, Швейцария). Мировой опыт показывает, что успешное функционирование федерации зависит от умения находить баланс между центральной и региональной властью, учитывая особенности и интересы каждой ее части.