Муниципальная собственность

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 30 30 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 05.10.2009
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Теоретические основы понятия и сущности муниципальной собственности
1.1.Понятие и сущность муниципальной собственности
1.2. Источники муниципальной собственности
2. Содержание нормативной и экономической базы муниципальной собственности
2.1. Конституционно-правовая база муниципальной собственности
2.2. Управление муниципальной собственностью
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Управление коммерческой недвижимостью должно опираться на следующие критерии выбора вариантов управленческо-распорядительных решений: обеспечивать устойчивый поток доходов в бюджет муниципального образования; оказывать положительное влияние на развитие экономики муниципального образования; стимулировать приток частных инвестиций в объекты недвижимости.
Процесс управления и распоряжения муниципальными финансами распадается на три большие стадии: финансового планирования; бюджетный процесс; оценка результатов. На первой стадии основным видом деятельности является составление анализа и прогноза, а определяющей аналитическая работа. На второй стадии главным является процесс исполнения бюджета, на третьей – контроль.
Каждое муниципальное образование ежегодно принимает свой местный бюджет. Бюджет состоит из доходной и расходной частей. Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов. Размеры отчислений от региональных и федеральных налогов и сборов установлены законами.. Местный бюджет может иметь доходы в связи с инвестиционными программами. Наиболее весомую часть составляют налоговые доходы. Также в бюджет идут неналоговые доходы: доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, от сдачи имущества в аренду, от платных услуг, которые оказывают органы муниципального образования.
Доходы муниципальных бюджетов всегда включают финансовую помощь, получаемую органами местного самоуправления от государственной власти. Такая финансовая помощь оказывается из средств специальных фондов поддержки муниципальных образований в виде дотаций, субвенций и субсидий.
Расходная часть бюджета муниципальных образований определяется их представительными органами при составлении местных бюджетов. Расходы из местного бюджета осуществляются в соответствии с реестром расходных обязательств муниципального образования, который устанавливается решением его представительного органа. Расходы бюджета используются на развитие муниципальных предприятий и учреждений, для благоустройства, улучшения санитарного состояния и гигиены населенных пунктов, для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений и населения с учетом численности жителей и т.д.
Для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований создаются особые фонды финансовой поддержки. Выравнивание осуществляется путем дотации из этих фондов.
Основной целью системы управления земельными ресурсами и отдельными территориями является повышение эффективности использования земли на основе создания условий для увеличения производительного, инвестиционного и социального потенциала земли как важнейшего экономического ресурса.
В процессе построения системы управления земельными участками должны быть решены следующие задачи: вовлечение земельных участков в экономический оборот, преимущественно в комплексе со связанными с ними объектами недвижимости (в соответствии с принципом пообъектного управления); перераспределение земли и передача ее эффективным хозяйствующим субъектам; переход от доминирования частичных прав на землю (права бессрочного пользования) собственников зданий и сооружений к доминированию отношений собственности или аренды как условий эффективного использования земли; разграничение прав собственности на землю между органами федеральной власти, субъектами Федерации и муниципальными образованиями; создание системы государственного земельного кадастра; формирование и закрепление правил разрешенного использования земельных участков (правовое зонирование); создание инфраструктуры рынка земли, включая информационное обеспечение и развитие землеустроительных услуг; разграничение земельных участков на используемые непосредственно для обеспечения государственных функций и используемые в коммерческих целях.
Необходимо отметить, что в практике работы муниципальных органов возникают серьезные проблемы, связанные с тем, что в соответствии с действующим законодательством не определено содержание термина «управление муниципальной собственностью». Например, в муниципальном образовании «Миасский городской округ Челябинской области» почти год Собрание депутатов не могло принять Положение «О порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью Миасского городского округа». Основная проблема состояла в том, что депутаты соответствующего представительного органа требовали от разработчиков положения расписать в данном документе содержание термина «управление» муниципальной собственностью, четко детализировав, какие управленческие полномочия закрепляются за представительным органом (который в соответствии с ч. 4 ст. 73 Устава муниципального образования «Миасский городской округ» обладает полномочиями собственника от имени округа, а какие управленческие полномочия реализует администрация данного округа.

Заключение

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, можно выделить следующие ключевые моменты.
Муниципальная собственность - ключевой элемент муниципальной экономики. Именно она лежит в основе удовлетворения общественных потребностей населения муниципального образования. Муниципальная собственность является ресурсной основой выполнения функций местного самоуправления, служит для эффективного осуществления полномочий органами местного самоуправления и решения ключевых проблем жизнеобеспечения населения, позволяет оказывать услуги населению, получать дополнительные доходы и снижать расходы местного бюджета, способствует созданию благоприятной социальной обстановки и решению социальных задач на территории муниципальных образований
Нормативно-законодательной основой муниципальной собственности является Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О местном самоуправлении в Российской Федерации», принятый в 2003 году. Именно они формулируют сущность муниципальной собственности, ее назначение, а также правомочия собственников. Отдельные аспекты муниципальной собственности регулируются также и другими законами и нормативными актами.
К сожалению, четкого определения муниципальной собственности и ее состава законодательство РФ не дает. Состав имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, определяется компетенцией муниципальных образований и необходимостью создания условий для деятельности органов местного самоуправления. Компетенция муниципальных образований складывается из вопросов местного значения, отнесенных к таковым Законом о местном самоуправлении, и отдельных государственных полномочий, осуществление которых возложено на органы местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Формулировки вопросов местного значения предусматривают различные способы их решения органами местного самоуправления. В одних случаях органы местного самоуправления обеспечивают предоставление услуг населению посредством создания необходимых для этого муниципальных предприятий и учреждений. В других случаях органы местного самоуправления организуют представление указанных услуг, что возможно осуществить как через организации, находящиеся в муниципальной собственности, так и через другие хозяйствующие субъекты. В зависимости от этого решается вопрос о возможности нахождения тех или иных объектов имущества в муниципальной собственности и ,соответственно, основные положения управления и распоряжения муниципальным имуществом.
Необходимо отметить, что практика применения законодательства на основе новаций современного муниципального права выявила пробелы правового регулирования не только порядка формирования имущественного комплекса муниципальных образований, но и процесса управления муниципальным имуществом, следствием чего является спектр проблем, препятствующих эффективному использованию объектов муниципальной собственности.
Муниципальная собственность играет важнейшую роль в механизме регулирования социально-экономических отношений на территориях муниципальных образований. Однако современное состояние муниципальной собственности оставляет желать лучшего: муниципальные предприятия в основном убыточны; учреждения - высокозатратны; местные бюджеты в большинстве своем дотационны; обеспечение населения некоторыми видами услуг объектов муниципальной собственности, как правило, ниже социальных стандартов. Следовательно, объективно назрела необходимость совершенствования системы муниципальной собственности и механизма управления ею.
Среди факторов совершенствования системы муниципальной собственности можно выделить следующие:
- реализацию мер по изменению организационно-правовой формы действующих муниципальных унитарных предприятий (главным образом реорганизацию их в хозяйственные общества) и изменению правового режима использования объектов муниципальной собственности в целях последующего предложения потенциальным инвесторам участия в данных обществах;
- разработку механизмов передачи объектов муниципальной собственности в концессию, формирование иных договорных отношений с частными инвесторами;
- частичную приватизацию объектов муниципальной собственности в случаях, в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством и приняты на основе избранной концепции муниципальных правовых актов;
- создание автономных учреждений с закреплением за ними объектов муниципальной собственности на праве оперативного управления;
- реорганизацию бюджетных учреждений в автономные некоммерческие организации с передачей муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций и т.д.
Таким образом, следует вывод, что в настоящее время объективно назрела необходимость совершенствования системы муниципальной собственности и механизма управления ею.
Список литературы

Конституция Российской Федерации: принята всенарод. голосованием 12 дек. 1993 г.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): от 30.11.1994 №51-ФЗ: принят Государственной Думой 21 окт. 1994 г. // Собрание законодательства РФ. – 1994. - №32. – Ст. 3301.
Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ // Российская газета. - 2003. - 8 окт.
Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие / Р.В. Бабун. – СПб.: Питер, 2005. – 192 с.
Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики /А.Г. Воронин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 176 с.
Данилина И.Е. Муниципальное право в вопросах и ответах: Учебное пособие / И.Е. Данилина. – М.: ТК Велби, 2004. – 240 с.
Дерюгина Т.В. Муниципальная собственность в Российской Федерации: пределы осуществления и ограничения /Т.В. Дерюгина //Российская юстиция. – 2008. - № 6. – С.57-59.
Иванова В.Н. Технологии муниципального управления: Учебное пособие /В.Н. Иванова, Ю.Н. Гузов, Т.И. Безденежных. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 396 с.
Игнатов В.Г. Местное самоуправление: Учебное пособие /В.Г. Игнатов, В.В. Рудой. – 2-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 384 с.
Комаров, В. А. Конституционно-правовые аспекты собственности / В. А. Комаров // Законодательство и экономика. – 2006. - №6. – С. 24-28.
Комментарии к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. – М.: Эксмо, 2009 // Система Гарант.
Модин Н.А. Муниципальная собственность: проблемы правового регулирования /Н.А. Модин //Российская юстиция. – 2006. - № 7. – С. 43-45.
Соловьев С.Г. К вопросу об управлении имуществом муниципального образования /С.Г. Соловьев //Государственная власть и местное самоуправление. – 2007. - № 12. – С. 6-9.
Сотникова М.С. Правовое регулирование возникновения права муниципальной собственности на земельные участки /М.С. Сотникова //Современное право. – 2009. - № 4. - С. 50-53.
Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник /В.Е. Чиркин. – М.: Юристь, 2005. - 379 с.
Шаломенцева Е.Г. Некоторые аспекты правового регулирования процесса управления муниципальной собственностью /Е.Г. Шаломенцева //Конституционное и муниципальное право. – 2006. - № 8. – С.28-33.
Шаломенцева Е.Г. Проблемы правового регулирования инновационного управления муниципальной собственностью /Е.Г. Шаломенцева //Конституционное и муниципальное право. – 2008. - № 2 // Система КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС.


Данилина И.Е. Муниципальное право в вопросах и ответах: Учебное пособие / И.Е. Данилина. – М.: ТК Велби, 2004. – С. 122.
Шаломенцева Е.Г. Проблемы правового регулирования инновационного управления муниципальной собственностью /Е.Г. Шаломенцева //Конституционное и муниципальное право. – 2008. - № 2 // Система КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС.
Игнатов В.Г. Местное самоуправление: Учебное пособие /В.Г. Игнатов, В.В. Рудой. – 2-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – С. 178.
Дерюгина Т.В. Муниципальная собственность в Российской Федерации: пределы осуществления и ограничения /Т.В. Дерюгина //Российская юстиция. – 2008. - № 6. – С.58..
Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник /В.Е. Чиркин. – М.: Юристь, 2005. - С. 320.
Сотникова М.С. Правовое регулирование возникновения права муниципальной собственности на земельные участки /М.С. Сотникова //Современное право. – 2009. - № 4. - С. 52.
Комментарии к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. – М.: Эксмо, 2009 // Система Гарант.
Комментарии к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. – М.: Эксмо, 2009 // Система Гарант.
Модин Н.А. Муниципальная собственность: проблемы правового регулирования /Н.А. Модин //Российская юстиция. – 2006. - № 7. – С. 43.
Комаров В. А. Конституционно-правовые аспекты собственности // Законодательство и экономика. – 2006. - №6. – С. 25.
Модин Н.А. Муниципальная собственность: проблемы правового регулирования /Н.А. Модин //Российская юстиция. – 2006. - № 7. – С. 43.
Шаломенцева Е.Г. Некоторые аспекты правового регулирования процесса управления муниципальной собственностью /Е.Г. Шаломенцева //Конституционное и муниципальное право. – 2006. - № 8. – С.28.
Иванова В.Н. Технологии муниципального управления: Учебное пособие /В.Н. Иванова, Ю.Н. Гузов, Т.И. Безденежных. – М.: Финансы и статистика, 2005. – С. 152.
Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики /А.Г. Воронин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. – С. 81.
Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник /В.Е. Чиркин. – М.: Юристь, 2005. - С. 327.
Соловьев С.Г. К вопросу об управлении имуществом муниципального образования /С.Г. Соловьев //Государственная власть и местное самоуправление. – 2007. - № 12. – С. 6.












29

Список литературы

1.Конституция Российской Федерации: принята всенарод. голосованием 12 дек. 1993 г.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): от 30.11.1994 №51-ФЗ: принят Государственной Думой 21 окт. 1994 г. // Собрание за-конодательства РФ. – 1994. - №32. – Ст. 3301.
3.Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий-ской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ // Российская газета. - 2003. - 8 окт.
4.Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие / Р.В. Бабун. – СПб.: Питер, 2005. – 192 с.
5.Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики /А.Г. Воронин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финан-сы и статистика, 2004. – 176 с.
6.Данилина И.Е. Муниципальное право в вопросах и ответах: Учебное по-собие / И.Е. Данилина. – М.: ТК Велби, 2004. – 240 с.
7.Дерюгина Т.В. Муниципальная собственность в Российской Федерации: пределы осуществления и ограничения /Т.В. Дерюгина //Российская юс-тиция. – 2008. - № 6. – С.57-59.
8.Иванова В.Н. Технологии муниципального управления: Учебное пособие /В.Н. Иванова, Ю.Н. Гузов, Т.И. Безденежных. – М.: Финансы и стати-стика, 2005. – 396 с.
9.Игнатов В.Г. Местное самоуправление: Учебное пособие /В.Г. Игнатов, В.В. Рудой. – 2-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 384 с.
10.Комаров, В. А. Конституционно-правовые аспекты собственности / В. А. Комаров // Законодательство и экономика. – 2006. - №6. – С. 24-28.
11.Комментарии к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. – М.: Эксмо, 2009 // Система Гарант.
12.Модин Н.А. Муниципальная собственность: проблемы правового регу-лирования /Н.А. Модин //Российская юстиция. – 2006. - № 7. – С. 43-45.
13.Соловьев С.Г. К вопросу об управлении имуществом муниципального образования /С.Г. Соловьев //Государственная власть и местное само-управление. – 2007. - № 12. – С. 6-9.
14.Сотникова М.С. Правовое регулирование возникновения права муници-пальной собственности на земельные участки /М.С. Сотникова //Современное право. – 2009. - № 4. - С. 50-53.
15.Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник /В.Е. Чиркин. – М.: Юристь, 2005. - 379 с.
16.Шаломенцева Е.Г. Некоторые аспекты правового регулирования процесса управления муниципальной собственностью /Е.Г. Шаломенцева //Конституционное и муниципальное право. – 2006. - № 8. – С.28-33.
17.Шаломенцева Е.Г. Проблемы правового регулирования инновационного управления муниципальной собственностью /Е.Г. Шаломенцева //Конституционное и муниципальное право. – 2008. - № 2 // Система КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС.


Вопрос-ответ:

Какие основные источники муниципальной собственности?

Источниками муниципальной собственности являются: государственные имущество, муниципальные активы, приобретение и получение имущества по праву собственности, в том числе на основании договоров, залогов, дарения и других юридически значимых действий.

Какие основные критерии выбора вариантов управленческого распорядка коммерческой недвижимостью?

При выборе вариантов управленческого распорядка коммерческой недвижимостью необходимо учитывать следующие критерии: эффективность и экономическая целесообразность, юридическая безопасность, соответствие долей ответственности и контроля владельца и арендатора, разумность и экономичность ресурсов, специфика объекта управления и потенциал его монетизации и др.

Какие нормативно-правовые основы муниципальной собственности?

Нормативно-правовые основы муниципальной собственности включают в себя конституционные нормы, законы и нормативные акты, регулирующие вопросы собственности, а также местные нормативные акты, принимаемые органами местного самоуправления для регулирования вопросов муниципальной собственности.

Какие основные задачи управления муниципальной собственностью?

Основными задачами управления муниципальной собственностью являются: эффективное использование и охрана муниципальных активов, обеспечение благоприятных условий для развития местного сообщества, повышение качества жизни населения, обеспечение социальной и экономической стабильности муниципалитета, удовлетворение потребностей населения в коммунальных услугах и т.д.

Какие основные принципы управления муниципальной собственностью?

Основными принципами управления муниципальной собственностью являются: принцип социальной ориентации, принцип экономической целесообразности, принцип субсидиарности, принцип открытости и прозрачности, принцип учета мнения и интересов населения, принцип ответственности и эффективности и т.д.

Что такое муниципальная собственность?

Муниципальная собственность - это совокупность имущества, находящегося в собственности городов, поселков, сел и других муниципальных образований.

Какие источники муниципальной собственности выделяются?

Основные источники муниципальной собственности - это приобретение имущества от собственников, передача от государственных органов, приобретение в результате выплаты доли в имуществе и иные способы, предусмотренные законодательством.

Какие ресурсы используются в управлении муниципальной собственностью?

В управлении муниципальной собственностью используются ресурсы нормативной и экономической базы, включающие конституционно-правовую базу и управленческий аппарат.

Как регулируется муниципальная собственность с точки зрения законодательства?

Муниципальная собственность регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными и региональными законами, а также уставами муниципальных образований.

Как осуществляется управление муниципальной собственностью?

Управление муниципальной собственностью осуществляется органами местного самоуправления через принятие соответствующих решений и осуществление контроля за использованием имущества.

Что такое муниципальная собственность?

Муниципальная собственность - это собственность городов и других муниципальных образований на имущество, находящееся на их территории и используемое для обеспечения нужд горожан.