Компьютерная когнитивно-бихевиоральная терапия.
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 11.11.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Основные положения когнитивно-бихевиоральной терапии
2. Особенности компьютерной когнитивно-бихевиоральной терапии
Заключение
Литература
Можно определить следующие процедуры компьютерной терапии:
1. Целенаправленную регуляцию уровня активного внимания и темпа сенсомоторных реакций.
2. Целенаправленную регуляцию (оптимизацию) психоэмоционального состояния.
3. Целенаправленную регуляцию (оптимизацию) Я-концепции и стиля межличностных отношений.
4. Аудио-визуальное симультанирование (актуализацию творческого воображения).
5. Психометрическое опосредование и потенцирование физиотерапевтических, медикаментозных и других лечебных воздействий.
История создания компьютерной терапии возвращает нас в начало 90-х годов прошлого века. В то время практически каждый психолог, психиатр, психотерапевт в своей работе с пациентами сталкивался с особой патогенностью психических травм, связанных с возникшей амбивалентностью ценностных ориентаций, мировоззрений и этических норм. Возникшая при этом неопределенность самосознания личности во многих случаях выступала как латентный стресс-фактор, провоцировавший девиантное поведение, дисфункции социальных ролей, психосоматические заболевания. С целью решения новых задач переходного периода в 1990 году началась инициативная разработка первой системы компьютерной цветомузыкальной психотерапии «Тоника».
В 1994 году, когда уровень информационных технологий поднялся на высоту «мультимедиа», стало возможным применение компьютера для реализации новых психотехнологий трансформации и развития личности. Разработчиками компьютерной терапии была предпринята попытка персонификации личности психотерапевта в компьютере и передачи виртуальному ко-терапевту ряда функций, выполняемых в процессе психологического консультирования. Предполагалось, что компьютерная мультимедийная программа будет инструментом совместной деятельности врача (психолога) и клиента.
Как отмечают И. Мирошник и Е. Гаврилин, практика работы с суицидальными пациентами в НИИ СП им. Склифосовского показала, что нейтрализовать патогенное психоэмоциональное напряжение и повысить уровень фрустрационной толерантности личности удается путем расширения и гармонизации смыслового поля ее самосознания. Для этого, в отличие от наиболее распространенной в психологии двухфакторной модели, рассматривающей личность как биосоциальную целостность, И.М. Мирошник и Е.В. Гаврилиным была разработана интегрирующая концепция триединства личности, которая впервые учитывает три фактора, влияющих на самосознание и деятельность личности: природный (биологический, физический), социальный и духовный. Соответственно в виртуальном мультимедийном пространстве ЛОК-терапии персонифицируются три компьютерных психотерапевта, символизирующих триединство субстанций (ипостасей) личности. С помощью диагностико-коррекционных методик виртуальные психотерапевты помогают клиенту решать задачи самоанализа и саморазвития личности на трех онтологических уровнях.
Первая, англоязычная версия этой программы была выпущена по лицензии И. Мирошник и Е. Гаврилина в 1995 году на лазерном компакт-диске для персональных ЭВМ в США и вызвала большой интерес как у специалистов, так и у непрофессиональных пользователей. В 1996 году в России на CD-ROM под названием «Интерактивный Психологический Театр «Тайны Души» (ИПТ) по лицензии Мирошник и Гаврилина выпущена массовым тиражом вторая, русскоязычная версия программно-методического комплекса, моделирующего сеансы психологического консультирования.
Как и в англоязычной версии психодиагностика и психокоррекция в мультимедиа-программе ИПТ персонифицирована, т.е. в каждом из трех отделений (логических модулей) моделируется взаимодействие пользователя программы с психотерапевтом, обладающим конкретной внешностью, голосом, манерой общения с клиентом и т.д. В соответствии с интегративной концепцией триединства личности Мирошник, Гаврилина каждая мультимедийная методика моделирует в интерактивном режиме сеанс психодиагностики и психотерапии, который «проводит» один из компьютерных психотерапевтов, символизирующих одну из трех субстанций (ипостасей) самосознания личности: природной, социальной, духовной.
Таким образом, в настоящее время компьютерная терапия представляет собой современный, наукоемкий, универсальный инструмент для психодиагностики, развития личности, психологического консультирования и психотерапии.
Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что КБТ за время, прошедшее с ее основания, превратилась во влиятельную психотерапевтическую модель, как в теоретическом, так и в практическом плане. Впечатляют результаты применения КБТ при работе с пациентами, страдающими униполярной депрессией (Hollon & Najavits, 1988), повышенной тревожностью (Barlow & Cerny, 1988), проблемами с проявлениями гнева (Novaco, 1975), а также с семьями, в которых существуют эмоциональные проблемы (Baucom & Epstein, 1990), пациентами, страдающими сильными болями (Turk et al., 1983), алкоголиками и наркоманами (Marlatt & Gordon, 1985) и другими клиническими группами.
Итак, основным в КБТ является следующее:
1) конструктивистская и интерактивная точки зрения;
2) важность схем;
3) ведущая роль эмоций;
4) значение психотерапевтических отношений, в особенности отношений сотрудничества;
5) роль прошлого, семейное и социокультурное влияние;
6) необходимость учета фактора переноса (а также контрпереноса);
7) обучение клиентов навыкам предупреждения рецидивов;
8) использование обучающей модели КБТ при работе с людьми смежных профессий.
Также мы видим, что в данном терапевтическом направлении все чаще находят применение различные компьютерные технологии, помогающие человеку активно и эффективно развивать свою личность.
Литература
Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000.
Зейг Д. Эволюция психотерапии. Том 2. М.: независимая фирма «Класс», 1998.
Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М.: Смысл, 2002.
Мирошник И.М., Гаврилин Е.В. Основы личностно-ориентированной компьютеризованной психотерапии: монография. Харьков: «Рубикон», 1999. 240 с.
Паттерсон С., Уоткинс Э. Теории психотерапии. СПб.: Питер, 2003.
2
1.Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000.
2.Зейг Д. Эволюция психотерапии. Том 2. М.: независимая фирма «Класс», 1998.
3.Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М.: Смысл, 2002.
4.Мирошник И.М., Гаврилин Е.В. Основы личностно-ориентированной компьютеризованной психотерапии: монография. Харьков: «Рубикон», 1999. 240 с.
5.Паттерсон С., Уоткинс Э. Теории психотерапии. СПб.: Питер, 2003.
Вопрос-ответ:
В чем заключаются основные положения компьютерной когнитивно-поведенческой терапии?
Основные положения компьютерной когнитивно-поведенческой терапии заключаются в использовании компьютерных технологий для изменения паттернов мышления и поведения у пациентов. Такая терапия основывается на предположении, что наши мысли и переживания влияют на наше поведение, и через изменение мышления можно улучшить психическое состояние и качество жизни.
Какие особенности присутствуют в компьютерной когнитивно-поведенческой терапии?
Одной из особенностей компьютерной когнитивно-поведенческой терапии является использование компьютерных программ и игр для достижения терапевтических целей. Также, благодаря компьютерным технологиям, терапия может быть доступна удаленно, что делает ее более удобной и доступной для пациентов. Кроме того, компьютерная терапия позволяет более точно отслеживать прогресс пациента и анализировать данные.
Что такое компьютерная когнитивно-бихевиоральная терапия?
Компьютерная когнитивно-бихевиоральная терапия - это метод психотерапии, основанный на активном использовании компьютерной технологии для достижения положительных изменений в когнитивных и поведенческих процессах у пациентов.
Какие основные положения лежат в основе когнитивно-бихевиоральной терапии?
Основные положения когнитивно-бихевиоральной терапии включают идею о том, что наши мысли влияют на наши эмоции и поведение, а также о том, что мы можем изменить свои негативные мысли и поведенческие реакции с помощью осознания и замены их на более позитивные.
В чем особенности компьютерной когнитивно-бихевиоральной терапии?
Компьютерная когнитивно-бихевиоральная терапия имеет целый ряд особенностей, включая возможность доставки терапевтических программ напрямую ко всем пациентам без привязки к географическому местоположению, возможность индивидуализации программ для каждого пациента, а также возможность непрерывного мониторинга прогресса пациента и автоматической обратной связи с терапевтом.
Какие процедуры включаются в компьютерную терапию?
Компьютерная терапия включает в себя ряд процедур, включая целенаправленную регуляцию уровня активного внимания и темпа сенсомоторных реакций, целенаправленную регуляцию оптимизацию психоэмоционального состояния, целенаправленную регуляцию оптимизацию я-концепции и стиля межличностных отношений, а также аудиовизуализацию.
Какая литература может быть полезной для изучения компьютерной когнитивно-бихевиоральной терапии?
Для изучения компьютерной когнитивно-бихевиоральной терапии полезной может быть следующая литература: "Cognitive-Behavioral Therapy for Adult ADHD: An Integrative Psychosocial and Medical Approach" by J. Russell Ramsay and Anthony L. Rostain, "CBT Toolbox for Children and Adolescents: Over 200 Worksheets & Exercises for Trauma, ADHD, Autism, Anxiety, Depression & Conduct Disorders" by Lisa Phifer, and "The Cognitive Behavioral Therapy Workbook for Personality Disorders: A Step-by-Step Program" by Jeffrey C. Wood.
Какие основные положения когнитивно-бихевиоральной терапии?
Основные положения когнитивно-бихевиоральной терапии включают в себя идею, что наши мысли, эмоции и поведение взаимосвязаны. Когнитивный подход акцентирует внимание на наших мыслях и убеждениях, а бихевиоральный подход - на наших действиях и реакциях. Терапия направлена на изменение негативных мыслей и поведения, а также развитие новых навыков и стратегий для лучшего функционирования.
Чем отличается компьютерная когнитивно-бихевиоральная терапия от обычной?
Компьютерная когнитивно-бихевиоральная терапия предлагает использовать компьютерные программы и технологии для проведения терапевтических сеансов. Она может быть доступна онлайн и стать дополнением или заменой традиционной терапии. При помощи компьютерной программы можно проводить такие процедуры, как регуляция внимания, оптимизация психоэмоционального состояния, развитие концепции Я и стиля межличностных отношений.