Особенности развития фонематической системы в норме и у детей с общим недоразвитием речи.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 98 98 страниц
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 20.01.2010
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей развития фонематической системы в норме и у детей с общим недоразвитием речи.
1.1.Значение звуковой культуры речи
1.2.Формирование фонематического восприятия в онтогенезе
1.3.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
1.4.Особенности развития фонематической системы у дошкольников с ОНР
Выводы по Главе 1.
Глава 2. Методика исследования особенностей развития фонематической системы у дошкольников с ОНР
2.1. Цели, задачи, методы и организация констатирующего эксперимента
2.2. Характеристика экспериментальной и контрольной групп
2.3. Методика исследования
Глава 3. Анализ проведенного исследования
Выводы по главе 3.
Глава 4. Методические рекомендации по профилактике нарушений развития фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи
4.1. Цель, задачи и организация коррекционно-развивающей работы
4.2. Содержание коррекционно-развивающей работы
4.3. Анализ формирующего эксперимента
Выводы по главе 4.
Заключение
Список литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Система коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в условиях дошкольного логопедического пункта предусматривает единство основных направлений и работе: постановку отсутствующих и неправильно произносимых звуков, введение поставленных звуков в речь и развито навыков анализа и синтеза звукового состава слов.
После проведенного формирующего эксперимента дети с ОНР показали результаты выше, чем до него, но все же ниже, чем дети с развитием в норме.
Таким образом, подтверждается поставленная гипотеза: при нормальном речевом развитии звукопроизношение формируется в процессе общения с взрослыми и сверстниками и только в некоторых случаях требует коррекции. У детей с ОНР звукопроизношение нарушено, для его коррекции необходима длительная целенаправленная работа.
Список литературы
Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М.: Академия, 1999. –159с.
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272с.
Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке //Дошкольное воспитание. – 2000. – №1. – 8-11с.
Бунак В.В. Речь и интеллект, стадии развития в антропогенезе. М: АН СССР 1966г 380с
Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях// под ред. Щелованова Н.М. М: Изд-во АПН РСФСР 1967г- 316с
Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999. — 352с.
Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. – 298с.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 2007. – 358с.
Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 112с.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М, 2005. – 79с.
Жукова Н.С. Учимся говорить правильно. – М.: Эксмо, 2002. – 72с.
Жукова О.С., Балобанова В.П. Малыш учится говорить. От рождения до трех лет. – СПб.: Нева, 2005. – 96с.
Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Совершенство, 2001. – 368с.
Калягин В.А., Логопсихология / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова – М.: Академия, 2006. – 320с.
Козырева Л.А. Развитие речи: Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 164с.
Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. – 2001. – №8. – 34-41с.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 1999. – 262с.
Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: Избранные труды. М.: АРКТИ, 2005. – 222с.
Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов: Николаев, 2005. — 76с.
Логопедия: учеб. для студ. Вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 678с.
Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб.: Союз, 2004.
Лурия А.Р. Речь и мышление. М: Изд-во АПН РСФСР 1975г – 438с
Люблинская А.А. Роль речи в развитии восприятия детей. М: Педагогика 1974г, 170с
Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Академия, 2000. – 315с.
Мухина В.С. Детская психология. М.: ООО "Апрель-Пресс", ЗАО "ЭКСМО-Пресс", 1999. –315с.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Проспект, 2005. – 418с.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. –200с.
Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240с.
Парамонова Л.Г. Изучение и коррекция речевых расстройств. – М.: ВЛАДОС, 2004 . – 54с.
Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448с.
Правдина О.В. Логопедия. М.: Юнити-Дана, 2003 – 158с.
Развитие общения у дошкольников. // Под ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И. – М.: Наука, 1999. – 185с.
Рождественская В.И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 1999. – 331с.
Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6—7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 96с.
Смирнова О.Е. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе. // Вопросы психологии. – 2004. – №6 – 16-18с.
Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. – 364с.
Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. М: Гном и Д., 2001. – 155с.
Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста. // Дошк. воспитание. –1999. – №9. – 71-78с.
Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 46с.
Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи. // Дефектология. –2004. - К25. – 6-15с.
Филичева Т.Б. Четвёртый уровень недоразвития речи // Методическое наследие / Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М., 2003. – Кн. V Фонетико – фонематическое и общее недоразвитие речи . – 187с.
Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. М.: Школьная Пресса, 2002. – 209с.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии. – М.: Просвещение, 1999, –239с.
Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. Заведений. / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240с.
Швачкин Н.Х Эксперементальное изучение ранних обобщений ребенка// Известия АПН РСФСР, 1966г № 4 с35- 54
Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: ВЛАДОС, 1999. – 432с.
Ястребова, А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А.В. Ястребова. – М.: АРКТИ, 2004. – 209с.
http://www.boltun-spb.ru/
http://www.logoburg.com/
http://logopedi.narod.ru/
Приложение
Протоколы обследования детей
Протоколы обследования детей контрольной группы
Протокол 1.
Александрина Кристина Сергеевна 07.04. 2003.
Диагноз: здорова
Этап исследования Методика Ответы детей Оценка результата Исследование моторики Общая моторика Не смогла прокатить мяч по одной линии 3 балла
Качество и степень дифференцированности движений ручной моторики Не смогла попеременно сжать пальцы 3 балла
Действия с предметами Не смогла нарисовать вертикальные палочки 3 балла
Артикуляционная моторика Не смогла сделать язык иголочкой, маятник 3 балла
Исследование слухопроизносительной системы и фонематических процессов Изолированное произношение звуков Повторила все звуки 4 балла
Произнесение звуков в слогах Повторила все звуки 4 балла
Произнесения звука в словах Нарушено произношение звука «з» 3 балла
Произнесения звука в предложении Нарушено произношение звуков «з» и «с» 2 балла Узнавание неречевых звуков Не узнала звук бубна и дудки 2 балла
Различение на слух высоты и тембра голоса Узнала все звуки 4 балла Фонематическое восприятие Назвала правильно половину слов 2 балла
Фонематический анализ Назвала правильно половину слов 2 балла Фонематические представления Не смогла назвать слова со звуком «л» 3 балла
Оценка психических процессов Слуховое восприятие и внимание Поставила грибок на стул 3 балла Анализ и синтез Допустила одну ошибку, переставив картинки сюжета 3 балла

Протокол 2.
Бондарева Ирина Андреевна 18.08. 2003.
Диагноз: здорова
Этап исследования Методика Ответы детей Оценка результата Исследование моторики Общая моторика Правильно выполнила все задания 4 балла
Качество и степень дифференцированности движений ручной моторики Не смогла попеременно сжать пальцы 3 балла
Действия с предметами Правильно выполнила все задания 4 балла
Артикуляционная моторика Не смогла сделать упражнение «лошадка», маятник 3 балла
Исследование слухопроизносительной системы и фонематических процессов Изолированное произношение звуков Не смогла повторить звук «с» 3 балла
Произнесение звуков в слогах Повторила все звуки 4 балла
Произнесения звука в словах Повторила все звуки 4 балла
Произнесения звука в предложении Нарушено произношение звуков «з» и «с» 2 балла Узнавание неречевых звуков Не узнала звук колокольчика и дудки 2 балла
Различение на слух высоты и тембра голоса Узнала звуки животных, но не узнала голоса детей 2 балла Фонематическое восприятие Назвала правильно половину слов 2 балла
Фонематический анализ Назвала правильно половину слов 2 балла Фонематические представления Не смогла назвать слова тремя звуками 3 балла
Оценка психических процессов Слуховое восприятие и внимание Поставила матрешку на стул 3 балла Анализ и синтез Допустила одну ошибку, переставив картинки сюжета 3 балла

Протокол 3.
Газиев Евгений Эдуардович 06.12. 2003.
Диагноз: здоров
Этап исследования Методика Ответы детей Оценка результата Исследование моторики Общая моторика Не смог пройти по одной линии 3 балла
Качество и степень дифференцированности движений ручной моторики Не смог попеременно сжать пальцы 3 балла
Действия с предметами Не смог застегнуть пуговицы 3 балла
Артикуляционная моторика Не смог сделать язык иголочкой, дотронуться до уголков рта 3 балла
Исследование слухопроизносительной системы и фонематических процессов Изолированное произношение звуков Не смог повторить звук «с» 3 балла
Произнесение звуков в слогах Не смог повторить звук «с» 3 балла
Произнесения звука в словах Не смог повторить звук «с» 3 балла
Произнесения звука в предложении Нарушено произношение звуков «з» и «с» 2 балла Узнавание неречевых звуков Не узнал звук колокольчика 3 балла
Различение на слух высоты и тембра голоса Узнал звуки животных, но не узнал голоса детей 2 балла Фонематическое восприятие Путал звуки «ц» и «с» 3 балла
Фонематический анализ Назвал правильно половину слов 2 балла Фонематические представления Назвал правильно все слова 4 балла
Оценка психических процессов Слуховое восприятие и внимание Поставил матрешку на стул 3 балла Анализ и синтез Допустил одну ошибку, переставив картинки сюжета 3 балла

Протокол 4.
Дорофеев Роман Сергеевич 13.10. 2003.
Диагноз: здоров
Задания:
Этап исследования Методика Ответы детей Оценка результата Исследование моторики Общая моторика Правильно выполнил все задания 4 балла
Качество и степень дифференцированности движений ручной моторики Правильно выполнил все задания 4 балла
Действия с предметами Правильно выполнил все задания 4 балла
Артикуляционная моторика Не смог сделать маятник, дотронуться до уголков рта 2 балла
Исследование слухопроизносительной системы и фонематических процессов Изолированное произношение звуков Не смог повторить звук «з'» 3 балла
Произнесение звуков в слогах Правильно повторил все звуки 4 балла
Произнесения звука в словах Правильно повторил все звуки 4 балла
Произнесения звука в предложении Нарушено произношение звука «з'» 3 балла Узнавание неречевых звуков Не узнал звук колокольчика и бубна 2 балла
Различение на слух высоты и тембра голоса Узнал звуки животных, но не узнал голоса всех детей 3 балла Фонематическое восприятие Путал звуки «з» и «с» 3 балла
Фонематический анализ Назвал правильно половину слов 2 балла Фонематические представления Не смог назвать достаточно слов состоящих их трех звуков 3 балла
Оценка психических процессов Слуховое восприятие и внимание Правильно выполнил все задания 4 балла Анализ и синтез Допустил одну ошибку, переставив картинки сюжета 3 балла

Протокол 5.
Иванов Игорь Валентинович 07.05. 2003.
Диагноз: здоров
Этап исследования Методика Ответы детей Оценка результата Исследование моторики Общая моторика Не смог попрыгать на одной ноге, прокатить мяч по одной линии 2 балла
Качество и степень дифференцированности движений ручной моторики Не смог соединить пальцы 3 балла
Действия с предметами Не смог начертить вертикальные палочки 3 балла
Артикуляционная моторика Не смог сделать маятник, дотронуться до уголков рта 3 балла
Исследование слухопроизносительной системы и фонематических процессов Изолированное произношение звуков Не смог повторить звук «с'» 3 балла
Произнесение звуков в слогах Правильно повторил все звуки 4 балла
Произнесения звука в словах Правильно повторил все звуки 4 балла
Произнесения звука в предложении Нарушено произношение звуков «с'» «з'» 2 балла Узнавание неречевых звуков Не узнал звук колокольчика и бубна 3 балла
Различение на слух высоты и тембра голоса Узнал звуки животных, но не узнал голоса детей 2 балла Фонематическое восприятие Путал звуки «з'» и «с'» 3 балла
Фонематический анализ Назвал все слова правильное 4 балла Фонематические представления Не смог назвать достаточно слов состоящих их трех звуков 3 балла
Оценка психических процессов Слуховое восприятие и внимание Правильно выполнил все задания 4 балла Анализ и синтез Допустил одну ошибку, переставив картинки сюжета 3 балла

Протокол 6.
Кукрин Александр Романович 17.04. 2003.
Диагноз: здоров
Этап исследования Методика Ответы детей Оценка результата Исследование моторики Общая моторика Правильно выполнил все задания 4 балла
Качество и степень дифференцированности движений ручной моторики Не смог попеременно сжимать пальцы 3 балла
Действия с предметами Не смог начертить вертикальные палочки, застегнуть пуговицы 2 балла
Артикуляционная моторика Не смог дотронуться до уголков рта 3 балла
Исследование слухопроизносительной системы и фонематических процессов Изолированное произношение звуков Не смог повторить звук «з'» 3 балла
Произнесение звуков в слогах Не смог повторить звук «с'» 3 балла
Произнесения звука в словах Не смог повторить звук «з'» 3 балла
Произнесения звука в предложении Нарушено произношение звуков «с'» «з'» 3 балла Узнавание неречевых звуков Не узнал звук дудки и бубна 2 балла
Различение на слух высоты и тембра голоса Узнал звуки животных, но не узнал голоса детей 2 балла Фонематическое восприятие Путал звуки «з'» и «с'» 3 балла
Фонематический анализ Назвал все слова правильное 3 балла Фонематические представления Не смог назвать достаточно слов состоящих их трех звуков 3 балла
Оценка психических процессов Слуховое восприятие и внимание Правильно выполнил все задания 4балла Анализ и синтез Допустил одну ошибку, переставив картинки сюжета 3 балла

Протокол 7.
Ломоносова Елена Сергеевна 29.03. 2003.
Диагноз: здорова
Этап исследования Методика Ответы детей Оценка результата Исследование моторики Общая моторика Не смогла попрыгать на одной ножке 3 балла
Качество и степень дифференцированности движений ручной моторики Не смогла попеременно сжать пальцы 3 балла
Действия с предметами Не смогла начертить вертикальные палочки 3 балла
Артикуляционная моторика Не смогла сделать упражнение «лошадка» 3 балла
Исследование слухопроизносительной системы и фонематических процессов Изолированное произношение звуков Не смогла повторить звуки «с'», «с», «з'» 2 балла
Произнесение звуков в слогах Не смогла повторить звук «с'» 3 балла
Произнесения звука в словах Не смогла повторить звук «с'» 3 балла
Произнесения звука в предложении Нарушено произношение звуков «з» и «с», «з'» и «с'» 2 балла Узнавание неречевых звуков Не узнала звук колокольчика и дудки 2 балла
Различение на слух высоты и тембра голоса Узнала звуки животных, но не узнала голоса детей 2 балла Фонематическое восприятие Путала звуки «р», «л» 3 балла
Фонематический анализ Неправильно определяла звук в первом слоге 3 балла Фонематические представления Выполнила правильно половину заданий 2 балла
Оценка психических процессов Слуховое восприятие и внимание Выполнила правильно все задания 4 балла Анализ и синтез Допустила одну ошибку, переставив картинки сюжета 3 балла


Протокол 8.
Макарова Юлия Игоревна 19.10. 2003.
Диагноз: здорова
Этап исследования Методика Ответы детей Оценка результата Исследование моторики Общая моторика Выполнила правильно все задания 4 балла
Качество и степень дифференцированности движений ручной моторики Не смогла попеременно сжать пальцы 3 балла
Действия с предметами Не смогла начертить вертикальные палочки, выложить узор мозаики 2 балла
Артикуляционная моторика Не смогла сделать упражнение «лошадка», маятник 2 балла
Исследование слухопроизносительной системы и фонематических процессов Изолированное произношение звуков Не смогла повторить звук «с'» 3 балла
Произнесение звуков в слогах Назвала правильно все звуки 4 балла
Произнесения звука в словах Не смогла повторить звук «с'» 3 балла
Произнесения звука в предложении Нарушено произношение «з'» и «с'» 3 балла Узнавание неречевых звуков Выполнила правильно все задания 4 балла
Различение на слух высоты и тембра голоса Узнала звуки животных, но не узнала голоса детей 2 балла Фонематическое восприятие Выполнила правильно половину заданий 2 балла
Фонематический анализ Неправильно определяла звук в первом слоге 3 балла Фонематические представления Не могла назвать слова с тремя звуками 3 балла
Оценка психических процессов Слуховое восприятие и внимание Поставила матрешку на стул 3 балла Анализ и синтез Допустила одну ошибку, переставив картинки сюжета 3 балла

Протокол 9.
Скворцова Ольга Алексеевна 07.05. 2003.
Диагноз: здорова
Этап исследования Методика Ответы детей Оценка результата Исследование моторики Общая моторика Не смогла попрыгать на одной ноге, прокатить мяч 2 балла
Качество и степень дифференцированности движений ручной моторики Не смогла попеременно сжать пальцы 3 балла
Действия с предметами Не смогла начертить вертикальные палочки, застегнуть пуговицы 2 балла
Артикуляционная моторика Не смогла сделать упражнение «лошадка», маятник, дотронуться до уголков рта 2 балла
Исследование слухопроизносительной системы и фонематических процессов Изолированное произношение звуков Не смогла повторить звук «з'» 3 балла
Произнесение звуков в слогах Назвала правильно все звуки 4 балла
Произнесения звука в словах Не смогла повторить звук «з'» 3 балла
Произнесения звука в предложении Назвала правильно все звуки 4 балла Узнавание неречевых звуков Выполнила правильно половину заданий 2 балла
Различение на слух высоты и тембра голоса Узнала звуки животных, но не узнала голоса детей 2 балла Фонематическое восприятие Путала звуки «р» и «л» 3 балла
Фонематический анализ Правильно выполнила все задания 4 балла Фонематические представления Не могла назвать слова с тремя звуками 3 балла
Оценка психических процессов Слуховое восприятие и внимание Правильно выполнила все задания 4 балла Анализ и синтез Допустила одну ошибку, переставив картинки сюжета 3 балла

Протокол 10.
Траутман Валерия Юрьевна 11.08. 2003.
Диагноз: здорова
Этап исследования Методика Ответы детей Оценка результата Исследование моторики Общая моторика Правильно выполнила все задания 4 балла
Качество и степень дифференцированности движений ручной моторики Не смогла попеременно сжать пальцы 3 балла
Действия с предметами Правильно выполнила все задания 4 балла
Артикуляционная моторика Не смогла сделать упражнение «лошадка» 3 балла
Исследование слухопроизносительной системы и фонематических процессов Изолированное произношение звуков Не смогла повторить звук «ц» 3 балла
Произнесение звуков в слогах Не смогла повторить звук «ц» 3 балла
Произнесения звука в словах Не смогла повторить звук «ц» 3 балла
Произнесения звука в предложении Не смогла повторить звук «ц» 3 балла Узнавание неречевых звуков Выполнила правильно половину заданий 2 балла
Различение на слух высоты и тембра голоса Узнала звуки животных, но не узнала голоса детей 2 балла Фонематическое восприятие Путала звуки «р» и «л» 3 балла
Фонематический анализ Не могла назвать звуки в первом слоге 3 балла Фонематические представления Не могла назвать слова с тремя звуками 3 балла
Оценка психических процессов Слуховое восприятие и внимание Поставила грибок за стулом 3 балла Анализ и синтез Допустила одну ошибку, переставив картинки сюжета 3 балла

Протокол 11.
Ушакова Елена Петровна 14.12. 2003.
Диагноз: здорова
Этап исследования Методика Ответы детей Оценка результата Исследование моторики Общая моторика Правильно выполнила все задания 4 балла
Качество и степень дифференцированности движений ручной моторики Не смогла попеременно сжать пальцы 3 балла
Действия с предметами Не смогла собрать мозаику, начертить вертикальные черточки 2 балла
Артикуляционная моторика Не смогла сделать упражнение «лошадка» 3 балла
Исследование слухопроизносительной системы и фонематических процессов Изолированное произношение звуков Не смогла повторить звук «ц» 3 балла
Произнесение звуков в слогах Правильно повторила все звуки 4 балла
Произнесения звука в словах Не смогла повторить звук «ц» 3 балла
Произнесения звука в предложении Не смогла повторить звук «ц» 3 балла Узнавание неречевых звуков Выполнила правильно половину заданий 2 балла
Различение на слух высоты и тембра голоса Узнала звуки животных, но не узнала голоса детей 2 балла Фонематическое восприятие Выполнила правильно все задания 4 балла
Фонематический анализ Выполнила правильно половину заданий 2 балла Фонематические представления Выполнила правильно половину заданий 2 балла
Оценка психических процессов Слуховое восприятие и внимание Выполнила правильно все задания 4 балла Анализ и синтез Допустила одну ошибку, переставив картинки сюжета 3 балла

Протокол 12.
Фадеев Максим Константинович 12.10. 2003.
Диагноз: здоров
Этап исследования Методика Ответы детей Оценка результата Исследование моторики Общая моторика Правильно выполнил все задания 4 балла
Качество и степень дифференцированности движений ручной моторики Не смог попеременно сжать пальцы 3 балла
Действия с предметами Правильно выполнил все задания 4 балла
Артикуляционная моторика Не смогла сделать упражнение «лошадка» 3 балла
Исследование слухопроизносительной системы и фонематических процессов Изолированное произношение звуков Не смог повторить звук «с'» 3 балла
Произнесение звуков в слогах Правильно повторил все звуки 4 балла
Произнесения звука в словах Не смог повторить звук «с'» 3 балла
Произнесения звука в предложении Не смог повторить звук «с'» 3 балла Узнавание неречевых звуков Правильно выполнил все задания 4 балла
Различение на слух высоты и тембра голоса Узнал звуки животных, но не узнал голоса детей 2 балла Фонематическое восприятие Выполнил правильно половину заданий 2 балла
Фонематический анализ Правильно выполнил все задания 4 балла Фонематические представления Выполнил правильно половину заданий 2 балла
Оценка психических процессов Слуховое восприятие и внимание Правильно выполнил все задания 4 балла Анализ и синтез Допустила одну ошибку, переставив картинки сюжета 3 балла

Протокол 13.
Хазов Игорь Евгеньевич 11.06. 2003.
Диагноз: здоров
Этап исследования Методика Ответы детей Оценка результата Исследование моторики Общая моторика Правильно выполнил все задания 4 балла
Качество и степень дифференцированности движений ручной моторики Не смог попеременно сжать пальцы, соединить пальцы двух рук 2 балла
Действия с предметами Правильно выполнил все задания 4 балла
Артикуляционная моторика Не смог сделать упражнение маятник 3 балла
Исследование слухопроизносительной системы и фонематических процессов Изолированное произношение звуков Не смог повторить звук «с'», «з'» 2 балла
Произнесение звуков в слогах Не смог повторить звук «с'» 3 балла
Произнесения звука в словах Не смог повторить звук «с'» 3 балла
Произнесения звука в предложении Не смог повторить звук «с'» 3 балла Узнавание неречевых звуков Правильно выполнил все задания 4 балла
Различение на слух высоты и тембра голоса Узнал звуки животных, но не узнал голоса детей 2 балла Фонематическое восприятие Путал звуки «р», «л» 3 балла
Фонематический анализ Не мог назвать звук первого слога 3 балла Фонематические представления Не смог отобрать слова на букву «л» 3 балла
Оценка психических процессов Слуховое восприятие и внимание Поставил грибок перед стулом 3 балла Анализ и синтез Допустил одну ошибку, переставив картинки сюжета 3 балла

Протокол 14.
Чернова Алина Сергеевна 26.05. 2003.
Диагноз: здорова
Этап исследования Методика Ответы детей Оценка результата Исследование моторики Общая моторика Не смогла попрыгать на одной ножке 3 балла
Качество и степень дифференцированности движений ручной моторики Не смогла попеременно сжать пальцы 3 балла
Действия с предметами Не смогла собрать мозаику, начертить вертикальные черточки 2 балла
Артикуляционная моторика Не смогла сделать упражнение «лошадка» 3 балла
Исследование слухопроизносительной системы и фонематических процессов Изолированное произношение звуков Не смогла назвать половину звуков 2 балла
Произнесение звуков в слогах Правильно повторила все звуки 4 балла
Произнесения звука в словах Не смогла повторить звук «с» 3 балла
Произнесения звука в предложении Не смогла повторить звук «с» 3 балла Узнавание неречевых звуков Правильно выполнила все задания 4 балла
Различение на слух высоты и тембра голоса Узнала звуки животных, но не узнала голоса всех детей 3 балла Фонематическое восприятие Путала звуки «п» и «б» 3 балла
Фонематический анализ Выполнила правильно половину заданий 2 балла Фонематические представления Выполнила правильно все задания 4 балла
Оценка психических процессов Слуховое восприятие и внимание Поставила гриб перед стулом 3 балла Анализ и синтез Допустила одну ошибку, переставив картинки сюжета 3 балла

Протокол 15.
Яркова Лариса Ивановна 17.05. 2003.
Диагноз: здорова
Этап исследования Методика Ответы детей Оценка результата Исследование моторики Общая моторика Не смогла попрыгать на одной ножке 3 балла
Качество и степень дифференцированности движений ручной моторики Не смогла попеременно сжать пальцы 3 балла
Действия с предметами Не смогла собрать мозаику, 3 балла
Артикуляционная моторика Не смогла сделать упражнение «лошадка» 3 балла
Исследование слухопроизносительной системы и фонематических процессов Изолированное произношение звуков Не смогла назвать половину звуков 2 балла
Произнесение звуков в слогах Правильно повторила все звуки 4 балла
Произнесения звука в словах Не смогла повторить звук «с» 3 балла
Произнесения звука в предложении Не смогла повторить звук «с» 3 балла Узнавание неречевых звуков Правильно выполнила все задания 4 балла
Различение на слух высоты и тембра голоса Узнала звуки животных, но не узнала голоса всех детей 3 балла Фонематическое восприятие Выполнила правильно только половину заданий 2 балла
Фонематический анализ Выполнила правильно половину заданий 2 балла Фонематические представления Выполнила правильно все задания 4 балла
Оценка психических процессов Слуховое восприятие и внимание Поставила гриб перед стулом 3 балла Анализ и синтез Допустила одну ошибку, переставив картинки сюжета 3 балла

Протоколы обследования детей экспериментальной группы
Протокол 1.
Арбузова Александра Николаевна 07.08. 2003.
Диагноз: ОНР III степени
Этап исследования Методика Ответы детей Оценка результата Исследование моторики Общая моторика Не смогла попрыгать на одной ножке, прокатить мяч по одной линии 2 балла
Качество и степень дифференцированности движений ручной моторики Не смогла попеременно сжать пальцы, соединить пальцы друг с другом 2 балла
Действия с предметами Не смогла собрать мозаику, нарисовать палочки 2 балла
Артикуляционная моторика Не справилась с большей частью заданий, смогла только вытянуть губы трубочкой 1 балла
Исследование слухопроизносительной системы и фонематических процессов Изолированное произношение звуков Не смогла назвать половину звуков 2 балла
Произнесение звуков в слогах Не смогла назвать половину звуков 2 балла
Произнесения звука в словах Не смогла назвать половину звуков 2 балла
Произнесения звука в предложении Не смогла назвать половину звуков 2 балла Узнавание неречевых звуков Узнала только бубен 1 балла
Различение на слух высоты и тембра голоса Узнала звуки животных, но не узнала голоса всех детей 2 балла Фонематическое восприятие Выполнила правильно половину заданий 2 балла
Фонематический анализ Выполнила правильно половину заданий 2 балла Фонематические представления Выполнила правильно половину заданий 2 балла
Оценка психических процессов Слуховое восприятие и внимание Выполнила правильно половину заданий 2 балла Анализ и синтез Составила рассказ только наполовину 2 балла

Протокол 2.
Брагин Сергей Борисович 11.09. 2003.
Диагноз: ОНР III степени
Этап исследования Методика Ответы детей Оценка результата Исследование моторики Общая моторика Не смогла попрыгать на одной ножке 3 балла
Качество и степень дифференцированности движений ручной моторики Не смогла попеременно сжать пальцы, не смогла соединить пальцы 2 балла
Действия с предметами Не смогла собрать мозаику, 3 балла
Артикуляционная моторика Сделала правильно только половину упражнений 2 балла
Исследование слухопроизносительной системы и фонематических процессов Изолированное произношение звуков Не смогла назвать половину звуков 2 балла
Произнесение звуков в слогах Назвала правильно только звук «з» 1 балла
Произнесения звука в словах Не смогла назвать половину звуков 2 балла
Произнесения звука в предложении Смогла повторить звук «з» 1 балла Узнавание неречевых звуков Узнала только колокольчик 1 балла
Различение на слух высоты и тембра голоса Узнала звуки животных, но не узнала голоса детей 2 балла Фонематическое восприятие Выполнила правильно только половину заданий 2 балла
Фонематический анализ Выполнила правильно половину заданий 2 балла Фонематические представления Выполнила правильно половину заданий 2 балла
Оценка психических процессов Слуховое восприятие и внимание Выполнила правильно половину заданий 2 балла Анализ и синтез Составила рассказ только наполовину 2 балла

Протокол 3.
Васина Полина Александровна 10.03. 2003.
Диагноз: ОНР III степени
Этап исследования Методика Ответы детей Оценка результата Исследование моторики Общая моторика Не смогла попрыгать на одной ножке, прокатить мяч 2 балла
Качество и степень дифференцированности движений ручной моторики Не смогла попеременно сжать пальцы, соединить пальцы двух рук 2 балла
Действия с предметами Смогла только застегнуть пуговицы 1 балла
Артикуляционная моторика Смогла только вытянуть губы в трубочку 1 балла
Исследование слухопроизносительной системы и фонематических процессов Изолированное произношение звуков Не смогла назвать половину звуков 2 балла
Произнесение звуков в слогах Не смогла назвать половину звуков 2 балла
Произнесения звука в словах Смогла повторить только звук «ц» 1 балла
Произнесения звука в предложении Не смогла назвать половину звуков 2 балла Узнавание неречевых звуков Узнала только бубен 1 балла
Различение на слух высоты и тембра голоса Узнала звуки животных, но не узнала голоса детей 2 балла Фонематическое восприятие Выполнила правильно только задание на различение слов 1 балла
Фонематический анализ Выполнила правильно половину заданий 2 балла Фонематические представления Выполнила правильно половину заданий 2 балла
Оценка психических процессов Слуховое восприятие и внимание Выполнила правильно половину заданий 2 балла Анализ и синтез Составила рассказ только наполовину 2 балла

Протокол 4.
Грушин Игорь Вячеславович 11.02. 2003.
Этап исследования Методика Ответы детей Оценка результата Исследование моторики Общая моторика Не смог попрыгать на одной ножке, прокатить мяч по линии 2 балла
Качество и степень дифференцированности движений ручной моторики Не смог попеременно сжать пальцы, соединить пальцы двух рук 2 балла
Действия с предметами Не смог собрать мозаику, нарисовать палочки 2 балла
Артикуляционная моторика Не смог сделать упражнение «лошадка», вытянуть губы в трубочку 2 балла
Исследование слухопроизносительной системы и фонематических процессов Изолированное произношение звуков Не смог назвать половину звуков 2 балла
Произнесение звуков в слогах Правильно назвал только звук «с» 1 балла
Произнесения звука в словах Не смог назвать половину звуков 2 балла
Произнесения звука в предложении Не смог назвать половину звуков 2 балла Узнавание неречевых звуков Правильно назвал только дудку 1 балла
Различение на слух высоты и тембра голоса Узнал звуки животных, но не узнал голоса детей 2 балла Фонематическое восприятие Выполнил правильно только одно задание 1 балла
Фонематический анализ Выполнил правильно половину заданий 2 балла Фонематические представления Выполнил половину заданий 2 балла
Оценка психических процессов Слуховое восприятие и внимание Поставил гриб перед стулом 3 балла Анализ и синтез Допустил одну ошибку, переставив картинки сюжета 3 балла

Протокол 5.
Демарчук Валерий Степанович 04.11. 2003.
Диагноз: ОНР III степени
Этап исследования Методика Ответы детей Оценка результата Исследование моторики Общая моторика Не смогл попрыгать на одной ножке 3 балла
Качество и степень дифференцированности движений ручной моторики Не смог попеременно сжать пальцы, соединить пальцы двух рук 2 балла
Действия с предметами Не смог собрать мозаику, нарисовать палочки, 2 балла
Артикуляционная моторика Смог сделать только маятник 1 балла
Исследование слухопроизносительной системы и фонематических процессов Изолированное произношение звуков Смог назвать только звук «ц» 1 балла
Произнесение звуков в слогах Правильно назвал половину звуков 2 балла
Произнесения звука в словах Правильно назвал только звук «с» 1 балла
Произнесения звука в предложении Правильно назвал половину звуков 2 балла Узнавание неречевых звуков Правильно назвал только колокольчик 1 балла
Различение на слух высоты и тембра голоса Узнал только звук кошки и собаки 1 балла Фонематическое восприятие Выполнил правильно только половину заданий 2 балла
Фонематический анализ Выполнил правильно половину заданий 2 балла Фонематические представления Выполнил правильно половину заданий 2 балла
Оценка психических процессов Слуховое восприятие и внимание Выполнил правильно половину заданий 2 балла Анализ и синтез Допустил две ошибки, переставив картинки сюжета 2 балла

Протокол 6.
Журавкина Элина Валерьевна 17.11. 2003.
Диагноз: ОНР III степени
Этап исследования Методика Ответы детей Оценка результата Исследование моторики Общая моторика Не смогла попрыгать на одной ножке 3 балла
Качество и степень дифференцированности движений ручной моторики Не смог попеременно сжать пальцы, соединить пальцы двух рук 2 балла
Действия с предметами Не смогла собрать мозаику, нарисовать палочки, 2 балла
Артикуляционная моторика Не смогла сделать упражнение «лошадка», маятник 2 балла
Исследование слухопроизносительной системы и фонематических процессов Изолированное произношение звуков Не смогла назвать половину звуков 2 балла
Произнесение звуков в слогах Не смогла назвать половину звуков 2 балла
Произнесения звука в словах Не смогла назвать половину звуков 2 балла
Произнесения звука в предложении Не смогла назвать половину звуков 2 балла Узнавание неречевых звуков Не смогла назвать половину звуков 2 балла
Различение на слух высоты и тембра голоса Узнала звуки животных, но не узнала голоса всех детей 2 балла Фонематическое восприятие Выполнила правильно только половину заданий 2 балла
Фонематический анализ Не смогла назвать половину звуков 2 балла Фонематические представления Не смогла назвать половину звуков 2 балла
Оценка психических процессов Слуховое восприятие и внимание Выполнила правильно половину заданий 2 балла Анализ и синтез Допустила две ошибки, переставив картинки сюжета 2 балла

Протокол 7.
Зайков Сергей Александрович 15.04. 2003.
Диагноз: ОНР III степени
Этап исследования Методика Ответы детей Оценка результата Исследование моторики Общая моторика Не смог попрыгать на одной ножке 3 балла
Качество и степень дифференцированности движений ручной моторики Не смог попеременно сжать пальцы, соединить пальцы двух рук 2 балла
Действия с предметами Не смог собрать мозаику, нарисовать палочки 2 балла
Артикуляционная моторика Не смог сделать половину упражнений 2 балла
Исследование слухопроизносительной системы и фонематических процессов Изолированное произношение звуков Не смог назвать половину звуков 2 балла
Произнесение звуков в слогах Правильно назвал только звук «з» 1 балл
Произнесения звука в словах Не смог назвать половину звуков 2 балла
Произнесения звука в предложении Не смог назвать половину звуков 2 балла Узнавание неречевых звуков ;Узнал только колокольчик 1 балла
Различение на слух высоты и тембра голоса Узнал звуки животных, но не узнал голоса детей 2 балла Фонематическое восприятие Выполнил правильно только одно задание 1 балла
Фонематический анализ Выполнил правильно половину заданий 2 балла Фонематические представления Выполнил правильно одно задание 1 балла
Оценка психических процессов Слуховое восприятие и внимание Выполнил правильно половину заданий 2 балла Анализ и синтез Допустила две ошибки, переставив картинки сюжета 2 балла


Протокол 8.
Зубарев Сергей Викторович 08.04. 2003.
Диагноз: ОНР III степени
Этап исследования Методика Ответы детей Оценка результата Исследование моторики Общая моторика Не смог попрыгать на одной ножке, прокатить мяч по одной линии 2 балла
Качество и степень дифференцированности движений ручной моторики Не смог попеременно сжать пальцы, соединить пальцы двух рук 2 балла
Действия с предметами Не смог собрать мозаику, нарисовать палочки 2 балла
Артикуляционная моторика Смог только вытянуть губы в трубочку 1 балла
Исследование слухопроизносительной системы и фонематических процессов Изолированное произношение звуков Не смог назвать половину звуков 2 балла
Произнесение звуков в слогах Не смог назвать половину звуков 2 балла
Произнесения звука в словах Не смог назвать половину звуков 2 балла
Произнесения звука в предложении Не смог назвать половину звуков 2 балла Узнавание неречевых звуков Не смог назвать половину звуков 2 балла
Различение на слух высоты и тембра голоса Узнал звуки животных, но не узнал голоса детей 2 балла Фонематическое восприятие Выполнил правильно только половину заданий 2 балла
Фонематический анализ Выполнил правильно половину заданий 2 балла Фонематические представления Выполнил правильно половину заданий 2 балла
Оценка психических процессов Слуховое восприятие и внимание Выполнил правильно половину заданий 2 балла Анализ и синтез Допустила две ошибки, переставив картинки сюжета 2 балла

Протокол 9.
Казанцева Анастасия Викторовна 21.10. 2003.
Диагноз: ОНР III степени
Этап исследования Методика Ответы детей Оценка результата Исследование моторики Общая моторика Не смогла попрыгать на одной ножке, прокатить мяч по одной линии 2 балла
Качество и степень дифференцированности движений ручной моторики Не смог попеременно сжать пальцы, соединить пальцы двух рук 2 балла
Действия с предметами Не смогла собрать мозаику, нарисовать палочки 2 балла
Артикуляционная моторика Смогла сделать только упражнение маятник 1 балла
Исследование слухопроизносительной системы и фонематических процессов Изолированное произношение звуков Не смогла назвать половину звуков 2 балла
Произнесение звуков в слогах Не смогла назвать половину звуков 2 балла
Произнесения звука в словах Не смогла назвать половину звуков 2 балла
Произнесения звука в предложении Не смогла назвать половину звуков 2 балла Узнавание неречевых звуков Узнала только колокольчик 1 балла
Различение на слух высоты и тембра голоса Узнала звуки животных, но не узнала голоса детей 2 балла Фонематическое восприятие Выполнила правильно только половину заданий 2 балла
Фонематический анализ Выполнила правильно половину заданий 2 балла Фонематические представления Выполнила правильно половину заданий 2 балла
Оценка психических процессов Слуховое восприятие и внимание Выполнила правильно только упражнение с мячом 1 балла Анализ и синтез Расположила правильно только одну последовательность сюжета 1 балла

Протокол 10.
Кукушкана Марина Викторовна 07.12. 2003.
Диагноз: ОНР III степени
Этап исследования Методика Ответы детей Оценка результата Исследование моторики Общая моторика Не смогла попрыгать на одной ножке 3 балла
Качество и степень дифференцированности движений ручной моторики Не смогла попеременно сжать пальцы, соединить пальцы двух рук 2 балла
Действия с предметами Не смогла собрать мозаику, нарисовать палочки 2 балла
Артикуляционная моторика Смогла сделать только упражнение «лошадка» 1 балла
Исследование слухопроизносительной системы и фонематических процессов Изолированное произношение звуков Не смогла назвать половину звуков 2 балла
Произнесение звуков в слогах Не смогла назвать половину звуков 2 балла
Произнесения звука в словах Не смогла назвать половину звуков 2 балла
Произнесения звука в предложении Не смогла назвать половину звуков 2 балла Узнавание неречевых звуков Узнала только дудку 1 балла
Различение на слух высоты и тембра голоса Узнала только звук кошки и собаки 1 балла Фонематическое восприятие Выполнила правильно только половину заданий 2 балла
Фонематический анализ Выполнила правильно только дно задание 1 балла Фонематические представления Выполнила правильно только половину заданий 2 балла
Оценка психических процессов Слуховое восприятие и внимание Выполнила правильно только половину заданий 2 балла Анализ и синтез Допустила две ошибку, переставив картинки сюжета 2 балла

Протокол 11.
Лайков Семен Эдуардович 01.03. 2003.
Диагноз: ОНР III степени
Этап исследования Методика Ответы детей Оценка результата Исследование моторики Общая моторика Не смог попрыгать на одной ножке, прокатить мяч по одной линии 2 балла
Качество и степень дифференцированности движений ручной моторики Смог только сжать пальцы в кулак 1 балла
Действия с предметами Не смог собрать мозаику, 3 балла
Артикуляционная моторика Выполнил только половину упражнений 2 балла
Исследование слухопроизносительной системы и фонематических процессов Изолированное произношение звуков Не смог назвать половину звуков 2 балла
Произнесение звуков в слогах Не смог назвать половину звуков 2 балла
Произнесения звука в словах Не смог назвать половину звуков 2 балла
Произнесения звука в предложении Смог повторить только звук «с» 1 балла Узнавание неречевых звуков Узнал только бубен 1 балла
Различение на слух высоты и тембра голоса Узнал звуки животных, но не узнал голоса всех детей 2 балла Фонематическое восприятие Выполнил правильно только половину заданий 2 балла
Фонематический анализ Выполнил правильно только одно задание 1 балла Фонематические представления Выполнил правильно только половину заданий 2 балла
Оценка психических процессов Слуховое восприятие и внимание Выполнил правильно только половину заданий 2 балла Анализ и синтез Рассказал только половину сюжета 2 балла

Протокол 12.
Ломоносова Елизавета Сергеевна 24.08. 2003.
Диагноз: ОНР III степени
Этап исследования Методика Ответы детей Оценка результата Исследование моторики Общая моторика Не смогла попрыгать на одной ножке 3 балла
Качество и степень дифференцированности движений ручной моторики Смогла только сжать пальцы в кулак 1 балла
Действия с предметами Смогла только застегнуть пуговицы 1 балла
Артикуляционная моторика Смогла сделать только упражнение маятник 1 балла
Исследование слухопроизносительной системы и фонематических процессов Изолированное произношение звуков Не смогла назвать половину звуков 2 балла
Произнесение звуков в слогах Не смогла назвать половину звуков 2 балла
Произнесения звука в словах Смогла повторить только звук «с» 1 балла
Произнесения звука в предложении Не смогла назвать половину звуков 2 балла Узнавание неречевых звуков Узнала только колокольчик 1 балла
Различение на слух высоты и тембра голоса Узнала звуки животных, но не узнала голоса детей 2 балла Фонематическое восприятие Выполнила правильно только половину заданий 2 балла
Фонематический анализ Выполнила правильно половину заданий 2 балла Фонематические представления Не смогла назвать слова из трех звуков 3 балла
Оценка психических процессов Слуховое восприятие и внимание Выполнила правильно половину заданий 2 балла Анализ и синтез Допустила две ошибки, переставив картинки сюжета 2 балла

Протокол 13.
Николаев Роман Викторович 26.06. 2003.
Диагноз: ОНР III степени
Этап исследования Методика Ответы детей Оценка результата Исследование моторики Общая моторика Не смог попрыгать на одной ножке, прокатить мяч по одной линии 2 балла
Качество и степень дифференцированности движений ручной моторики Не смог попеременно сжать пальцы, соединить пальцы двух рук 2 балла
Действия с предметами Не смог собрать мозаику, нарисовать палочки 2 балла
Артикуляционная моторика Правильно сделал только половину заданий 2 балла
Исследование слухопроизносительной системы и фонематических процессов Изолированное произношение звуков Не смог назвать половину звуков 2 балла
Произнесение звуков в слогах Не смог назвать половину звуков 2 балла
Произнесения звука в словах Не смог назвать половину звуков 2 балла
Произнесения звука в предложении Смог назвать только звук «з» 1 балла Узнавание неречевых звуков Узнал только бубен 1 балла
Различение на слух высоты и тембра голоса Узнал звуки животных, но не узнал голоса всех детей 2 балла Фонематическое восприятие Выполнил правильно только половину заданий 2 балла
Фонематический анализ Выполнил правильно половину заданий 2 балла Фонематические представления Выполнил правильно половину заданий 2 балла
Оценка психических процессов Слуховое восприятие и внимание Выполнил правильно половину заданий 2 балла Анализ и синтез Допустила две ошибки, переставив картинки сюжета 2 балла



Протокол 14.
Прохорова Марина Александровна 07.03. 2003.
Диагноз: ОНР III степени
Этап исследования Методика Ответы детей Оценка результата Исследование моторики Общая моторика Не смогла попрыгать на одной ножке 3 балла
Качество и степень дифференцированности движений ручной моторики Не смогла попеременно сжать пальцы, соединить пальцы двух рук 2 балла
Действия с предметами Правильно только собрала мозаику 1 балла
Артикуляционная моторика Правильно сделала половину упражнений 2 балла
Исследование слухопроизносительной системы и фонематических процессов Изолированное произношение звуков Не смогла назвать половину звуков 2 балла
Произнесение звуков в слогах Не смогла назвать половину звуков 2 балла
Произнесения звука в словах Не смогла назвать половину звуков 2 балла
Произнесения звука в предложении Не смогла назвать половину звуков 2 балла Узнавание неречевых звуков Узнала только колокольчик 1 балла
Различение на слух высоты и тембра голоса Узнала только звук кошки и двух детей 1 балла Фонематическое восприятие Выполнила правильно половину заданий 2 балла
Фонематический анализ Выполнила правильно половину заданий 2 балла Фонематические представления Выполнила правильно половину заданий 2 балла
Оценка психических процессов Слуховое восприятие и внимание Правильно выполнила только задание с мячом 1 балла Анализ и синтез Правильно расположила только одну последовательность в сюжете 1 балла


Протокол 15.
Турбин Алексей Сергеевич 07.07. 2003.
Диагноз: ОНР III степени
Этап исследования Методика Ответы детей Оценка результата Исследование моторики Общая моторика Не смог попрыгать на одной ножке, прокатить мяч по одной линии 2 балла
Качество и степень дифференцированности движений ручной моторики Смог только сжать пальцы в кулак 1 балла
Действия с предметами Не выполнил ни одного задания 0 балла
Артикуляционная моторика Смог сделать только маятник 1 балла
Исследование слухопроизносительной системы и фонематических процессов Изолированное произношение звуков Не смог назвать половину звуков 2 балла
Произнесение звуков в слогах Назвал правильно только звук «з» 1 балла
Произнесения звука в словах Не смог назвать половину звуков 2 балла
Произнесения звука в предложении Назвал правильно только звук «з» 1 балла Узнавание неречевых звуков Узнал только колокольчик 1 балла
Различение на слух высоты и тембра голоса Узнал звуки животных, но не узнал голоса детей 2 балла Фонематическое восприятие Выполнил правильно только половину заданий 2 балла
Фонематический анализ Выполнил правильно половину заданий 2 балла Фонематические представления Выполнил правильно только одно задание на подбор слов 1 балла
Оценка психических процессов Слуховое восприятие и внимание Поставил гриб перед стулом 3 балла Анализ и синтез Допустил одну ошибку, переставив картинки сюжета 3 балла









69

Список литературы
1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М.: Академия, 1999. –159с.
2.Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272с.
3.Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке //Дошкольное воспитание. – 2000. – №1. – 8-11с.
4.Бизикова О.А., Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М.: Скрипторий 2003, 2008. – 136с.
5.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: ВЛАДОС, 2005. – 110с.
6.Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999. — 352с.
7.Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. – 298с.
8.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 2007. – 358с.
9.Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 112с.
10.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М, 2005. – 79с.
11.Жукова Н.С. Учимся говорить правильно. – М.: Эксмо, 2002. – 72с.
12.Жукова О.С., Балобанова В.П. Малыш учится говорить. От рождения до трех лет. – СПб.: Нева, 2005. – 96с.
13.Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Совершенство, 2001. – 368с.
14.Калягин В.А., Логопсихология / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова – М.: Академия, 2006. – 320с.
15.Козырева Л.А. Развитие речи: Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 164с.
16.Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. – 2001. – №8. – 34-41с.
17.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 1999. – 262с.
18.Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: Избранные труды. М.: АРКТИ, 2005. – 222с.
19.Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов: Николаев, 2005. — 76с.
20.Логопедия: учеб. для студ. Вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 678с.
21.Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб.: Союз, 2004.
22.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Изд-во РГГВ им. А.И. Герцена, 2001.– 191с.
23.Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Академия, 2000. – 315с.
24.Ляховская Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 1999. – 223 – 226с.
25.Мухина В.С. Детская психология. М.: ООО "Апрель-Пресс", ЗАО "ЭКСМО-Пресс", 1999. –315с.
26.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Проспект, 2005. – 418с.
27.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. –200с.
28.Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240с.
29.Парамонова Л.Г. Изучение и коррекция речевых расстройств. – М.: ВЛАДОС, 2004 . – 54с.
30.Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448с.
31.Правдина О.В. Логопедия. М.: Юнити-Дана, 2003 – 158с.
32.Развитие общения у дошкольников. // Под ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И. – М.: Наука, 1999. – 185с.
33.Рождественская В.И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 1999. – 331с.
34.Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6—7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 96с.
35.Смирнова О.Е. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе. // Вопросы психологии. – 2004. – №6 – 16-18с.
36.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. – 364с.
37.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. М: Гном и Д., 2001. – 155с.
38.Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста. // Дошк. воспитание. –1999. – №9. – 71-78с.
39.Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 46с.
40.Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи. // Дефектология. –2004. - К25. – 6-15с.
41.Филичева Т.Б. Четвёртый уровень недоразвития речи // Методическое наследие / Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М., 2003. – Кн. V Фонетико – фонематическое и общее недоразвитие речи . – 187с.
42.Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недораз¬витием. М.: Школьная Пресса, 2002. – 209с.
43.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии. – М.: Просвещение, 1999, –239с.
44.Фролов Е.А. Логопедия. М.: Просвещение, 1999. – 198с.
45.Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. Заведений. / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240с.
46.Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: ВЛАДОС, 1999. – 432с.
47.Ястребова, А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А.В. Ястребова. – М.: АРКТИ, 2004. – 209с.
48.http://www.boltun-spb.ru/
49.http://www.logoburg.com/
50.http://logopedi.narod.ru/

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет звуковая культура речи?

Звуковая культура речи играет важную роль в формировании правильной и четкой артикуляции звуков. Она позволяет установить ясные и точные связи между звуками и буквами, способствует развитию фонематического слуха и восприятия, а также улучшает понимание речи других людей.

Как формируется фонематическое восприятие в онтогенезе?

Фонематическое восприятие формируется постепенно в процессе развития ребенка. Сначала у детей формируется способность различать звуки своего родного языка от звуков других языков и окружающих шумов. Затем происходит изучение и запоминание конкретных звуков речи, их характеристик и взаимосвязей. В результате этого процесса формируется фонематический слух, который позволяет ребенку осознанно различать и анализировать звуки в речи.

Какая психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР?

Дети с общим недоразвитием речи характеризуются нарушениями фонетического и фонематического развития, что приводит к трудностям в процессе общения. У таких детей наблюдаются проблемы с артикуляцией звуков, сложностями в восприятии и различении звуков речи, а также с орфоэпическим навыком. Психолого-педагогическая работа с такими детьми направлена на развитие фонематического слуха, формирование правильной артикуляции звуков и улучшение понимания речи.

Какие особенности развития фонематической системы у дошкольников с ОНР?

У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются особенности в развитии фонематической системы. Они испытывают трудности в различении и анализе звуков, затруднения в артикуляции и произношении. Нередко дети с ОНР имеют замедленное развитие фонематического слуха, что требует специальной коррекционной работы с ребенком для устранения этих трудностей и развития нормальной фонематической системы.

Каково значение звуковой культуры речи?

Звуковая культура речи имеет важное значение для развития фонематической системы. Она включает в себя правильное произношение звуков, умение различать их и использовать в речи. Звуковая культура является основой для формирования четкой и понятной речи.

Как формируется фонематическое восприятие в онтогенезе?

Фонематическое восприятие развивается в процессе обучения речи. В начальных стадиях развития дети учатся различать звуки, слушать их и отличать их друг от друга. Дети собираются слова и предложения из звуков и постепенно осваивают фонематическую систему.

Какова психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи?

Дети с общим недоразвитием речи обычно испытывают трудности в процессе обучения речи и формирования фонематической системы. У них может быть замедленное развитие речи, неправильное произношение звуков, трудности в различении и использовании фонем. Важно проводить специальную коррекционную работу с такими детьми для стимуляции развития речи и фонематической системы.

Каковы особенности развития фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи?

У дошкольников с общим недоразвитием речи может быть заметное отставание в развитии фонематической системы. Они могут иметь трудности в различении и произношении звуков, а также в формировании слов и предложений. Для таких детей важно проводить индивидуальную коррекцию с учетом их особенностей развития.

Какие выводы можно сделать по главе 1?

Выводы по главе 1 заключаются в том, что фонематическая система влияет на развитие речи и имеет особое значение для общего недоразвития речи. Звуковая культура и фонематическое восприятие играют важную роль в формировании речи у детей. Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в развитии фонематической системы, поэтому осуществление коррекционной работы с такими детьми является необходимым.