Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятий туризма. (на примере ООО "РайзебюроВельт"
Заказать уникальную дипломную работу- 105 105 страниц
- 60 + 60 источников
- Добавлена 20.01.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические основы обеспечения конкурентоспособности предприятий индустрии туризма в современных условиях
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятий туризма в современных условиях
1.2. Современные подходы к исследованию конкурентоспособности предприятий индустрии туризма
1.3. Управление конкурентоспособностью предприятий индустрии туризма
Глава 2. Анализ деятельности турфирмы «Райзебюро Вельт»
2.1. Структура и организация деятельности турфирмы «Райзебюро Вельт»
2.2. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмы «Райзебюро Вельт»
2.3. Особенности исследования конкурентоспособности турфирмы «Райзебюро Вельт»
2.4. Выводы по главе
Глава 3. Меры по совершенствованию конкурентоспособности турфирмы «Райзебюро Вельт»
3.1. Пакет мероприятий по совершенствованию конкурентоспособности турфирмы «Райзебюро Вельт»
3.2. Экономический эффект от предложенных мер
Заключение
Список литературы
Приложения
Этому способствуют квалификация и опыт персонала, организация деятельности на высоком уровне и проводимые профилактические мероприятия.
Вместе с тем, наблюдаются и негативные результаты: наличие рекламаций и нарушения сроков которые привели к выплате штрафов и пеней, наличие отказов в выполнении заявок, что привело к появлению упущенной выгоды.
В соответствии с изложенным предложением, при внедрении системы предполагается снижение:
количества отказов;
нарушения сроков выполнения договоров.
Это должно привести к снижению:
штрафов и пеней;
потерь упущенных возможностей.
Следовательно, качество услуг увеличится.
Выполним прогнозные расчеты повышения качество услуг (табл. 3.14).
Таблица 3.14
Результативность мероприятия по повышению качества
Показатель Индикатор До внедрения предложения После внедрения предложения Изменения, % Отказы клиентам Упущенная выгода 192,3 96,1 -50,0 Нарушение договорных обязательств Штрафы и пени 956,9 669,8 -30,0 Итого потери 1149,2 765,9 -33,4
Таким образом, общие потери в связи с улучшением качества услуг снизятся на 33,4% или 383,3 тыс. руб.
Конкурентоспособность компании увеличиться, что объясняется следующими факторами:
Повышение информативности по сравнению с исходным состоянием за счет проведения рекламной компании, развития сайта;
Усиление такого фактора конкурентоспособности, как сервисное обслуживание (табл. 3.15).
Таблица 3.15
Качество-Сервис-Информационный образ
Критерии Компания
Характеристика ООО « Райзебюро ВЕЛЬТ » «Старый город» «Туры города» Экскурсионное бюро Качество К1 Характеристики услуги 7 5 9 9 К2 надежность 7 7 7 7 К3 безопасность 9 7 9 9 К4 Информационная поддержка 7 9 9 7 К5 наличие сертификатов 9 7 9 9 Итого 32 30 34 32 Сервис С1 Предпродажный 8 8 9 7 С2 Продажный 9 7 9 7 С3 Послепродажный 5 5 7 9 С4 Возможность покупки в рассрочку (кредит) 5 5 7 5 С5 Электронная торговля 7 0 0 0 Итого 27/34 25 32 26 Информационный образ И1 Реклама 7 6 9 8 И2 Наличие сайта 7 0 0 0 Итого 7/14 6 9 8 Всего 90 68 84 81 Данные таблицы показывают изменения значения факторов информационный образ и сервис, что отразилось на общей оценке – увеличение на 14 баллов и достижение позиции основного конкурента.
Выполним анализ и оценку рекомендаций по повышению темпов развития бизнеса на основе разработанных мероприятий по повышению конкурентоспособности. Исследование практического опыта реализации таких мероприятий показывает их высокую эффективность, в результате чего наблюдается рост объемов продаж за счет улучшения качества обслуживания.
Для оценки эффективности реализации стратегии следует выполнить экономические расчеты и оценку изменения конкурентоспособности компании, приведенные в текущем разделе данной работы. Источником капитальных вложений предполагаются собственные средства. Исходные данные для проведения расчетов представлены в таблице 3.16.
Таблица 3.16
Сводный перечень затрат на реализацию мероприятий
Содержание затрат Сумма (тыс. руб.) Единовременные затраты Расходы на маркетинг 550,0 Затраты на организацию рекламы и торговли в сети 250,0 Прочие 150,0 Расходы на внедрение информационной системы 850,0 Итого единовременных затрат 1800,0 Заработная плата специалистов 480,0 Единый социальный налог 125,0 Текущая реклама 300,0 Хостинг 250,0 Прочие 150,0 Расходы по эксплуатации информационной системы 350,0 Итого текущих затрат 1655,0 Для оценки эффективности проекта рассчитаем:
чистый дисконтированный доход по формуле
,
индекс доходности по формуле
,
где R – доходы, З – затраты, Е- норма дисконта, Т - продолжительность периода.
Проект принимается, если ЧДД>0, ИД>1.
Расчет эффективности проекта проведем посредством Excel и оформим в таблице. В расчетах предположим увеличение объемов продаж на 10%, а увеличение затрат на 5%.
Данные таблицы 3.17 наглядно отражают, что окупаемость проекта наступает уже на первом году. Требования к ЧДД и ИД выполняются.
Проект планируется реализовать за счет собственных средств.
Таблица 3.17
Расчет эффективности проекта
Рассмотрим, как изменятся финансовые результаты при реализации предложения (табл. 3.18).
Таблица 3.18
Оценка целесообразности реализации проекта мероприятий
Показатели Базовый период Прогноз Темпы роста Выручка 11698 12867,8 10,0 Себестоимость 11081 11635,1 5,0 Прибыль от продаж 617 1232,7 99,8 Прочие расходы 115 115 0,0 Прибыль до налогообложения 502 1117,7 122,6 Налог на прибыль 138 268,2 94,3 Чистая прибыль 364 849,5 133,4 Рентабельность продаж, % 3,28 6,6 3,32 Рентабельность производства 3,11 7,3 4,19 Затраты на 1 рубль выручки, коп. 0,95 0,90 -0,05 Рейтинг конкурентоспособности 3 1 +2
Данные таблицы показывают эффективность мероприятий по повышению конкурентоспособности, которые будут способствовать росту продаж за счет повышения качества обслуживания потребителей
Кроме того, следует ожидать повышения собственного капитала за счет нераспределенной прибыли, увеличению денежных средств, что должно привести к росту валюты баланса и способствовать изменению структуры активов и повышению ликвидности, финансовой устойчивости и деловой активности компании.
В результате производственный и финансовый риск предприятия снизится.
Выводы по главе
Для эффективного управления предприятием наряду с определением ключевых характеристик и критериев конкурентоспособности необходим выбор конкретной стратегии, на основе которой будут определены дальнейшие действия предприятия. Без стратегического подхода предприятие становится неконкурентоспособным.
Поэтому, для дальнейшего развития предприятия на рынке и повышения его конкурентоспособности разработана динамическая стратегия.
В качестве основных мероприятий по реализации стратегии повышения конкурентоспособности определены расширение рекламы в Интернете и организацию электронных продаж.
Сумма единовременных затрат на реализацию проекта составляет 950,0 тыс. руб.
Общий объем дополнительный текущих годовых затрат составит 1305,0 тыс. руб.
Для оценки эффективности реализации стратегии следует выполнить экономические расчеты и оценку изменения конкурентоспособности компании, приведенные в следующем разделе данной работы.
Источником капитальных вложений предполагаются собственные средства.
В результате реализации разработанной динамической стратегии повышения конкурентоспособности и мероприятий ее поддерживающих, ожидается повышение конкурентоспособности организации за счет улучшения качества услуг, уровня обслуживания и развития информационного образа.
Повышение конкурентоспособности приведет к росту продаж компании и по выполненным прогнозным оценкам увеличит его рентабельность на 3%.
Заключение
Становление рыночной экономики и появление в России высокодоходных слоев населения обусловило интерес к повышению качества туристических услуг. Кроме того, туризм во многих развивающихся странах играет большую роль в формировании валового внутреннего продукта, в обеспечении занятости населения и активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает также огромное влияние на развитие различных ключевых отраслей экономики и является одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. По данным Всемирной туристической организации (ВТО), он использует примерно 7% мирового капитала, с ним связано каждое 16-е рабочее место, на него приходится 11% мировых потребительских расходов и он дает 5% всех налоговых поступлений.
Россия является одним из самых перспективных туристических рынков в мире, обладающим высоким потенциалом по увеличению объемов въездного, выездного и внутреннего туризма. Понимание своих возможностей для роста, четкая стратегия и инвестиционные приоритеты обеспечат как российским регионам, так и отдельным компаниям лидирующие позиции на туристическом рынке.
Современная туристическая индустрия является одной из самых высокодоходных и быстрорастущих отраслей в мировой экономике. Развитие туризма оказывает стимулирующее действие на все секторы экономики, способствует созданию значительного количества рабочих мест, увеличению налогооблагаемой базы и поступлений в бюджет Санкт-Петербурга, является одним из ключевых направлений интеграции Санкт-Петербурга в мировое сообщество.
Конкурентные преимущества туристических ресурсов Санкт-Петербурга позволяют Санкт-Петербургу занимать лидирующие позиции на мировом рынке туризма и развивать самые разнообразные виды туризма, к наиболее перспективным из которых относятся: культурно-познавательный туризм, бизнес-туризм, инсентив-туризм, водный туризм, научный и учебный туризм, санаторно-курортный туризм, конгрессно-выставочный туризм, спортивный туризм.
Несмотря на значительные возможности, потенциал туристической отрасли далек от реализации. Поэтому на государственном, региональном, местном и отраслевом уровнях осуществляется регулирование отрасли.
В соответствии с целями и задачами в работе были проведены исследования и получены следующие результаты.
Туризм представляет собой специфическую отрасль экономики, включающую в себя деятельность туроператоров по предоставлению комплекса туристических услуг и продаже туристических товаров в целях удовлетворения потребностей человека, возникающих в период его туристического отдыха. Характерная особенность данной отрасли заключается в том, что туроператоры являются своего рода посредниками, объединяющими различного вида услуги в туристические продукты. Таким образом, основной задачей туристической фирмы является формирование туристических продуктов, пользующихся высоким спросом потребителей, совокупное качество которых складывается из качества реализации входящих в них услуг в основном связанных с перевозкой, проживанием, питанием и отдыхом туристов.
Анализ определений конкурентоспособности позволяет выделить целый ряд моментов, безусловно важных для рассмотрения данного понятия и определения его места среди других экономических категорий:
Конкурентоспособность как экономическая категория имеет релятивистскую природу, т.к. рассматривается относительно конкретного рынка и конкретного аналога;
Конкурентоспособности присущ динамический характер – ее необходимо рассматривать лишь применительно к конкретному моменту времени, с учетом изменений во времени рыночной конъюнктуры;
Проблема конкурентоспособности относится лишь к нестационарному недефицитному рынку, который находится в неравновесном состоянии;
Конкурентоспособность продукции – это мера ее привлекательности для потребителя. Состав предъявляемых требований, их приоритетность зависит как от вида продукции, так и от типа ее потребителя.
Под конкурентоспособностью в самом общем виде понимается способность различных субъектов рынка к успешному соревнованию со своими конкурентами, которое не только более полно отражает требования рынка, но, что особенно важно, ориентирует субъекты конкурентной борьбы на активные действия по завоеванию рыночных позиций, их удержанию, укреплению и расширению.
При этом качество туристических услуг является важнейшим фактором повышения конкурентоспособности соответствующих им туристических продуктов. Однако, следует отметить, качество туристических продуктов является необходимым, но не достаточным условием обеспечения их высокой конкурентоспособности. Учитывая различную покупательскую способность клиентов туристического рынка, качество туристического продукта должно быть сбалансированным с его стоимостью. Таким образом, можно говорить об оптимальном качестве туристического продукта, которое определяется платежеспособностью клиентов соответствующего сегмента рынка, где планируется его реализация.
Таким образом, устойчивость и конкурентоспособность компании на туристическом рынке обусловлены высококачественным обслуживанием и предоставлением полного комплекса услуг.
Развитие современных информационных технологий значительно влияет на методы и формы работы предприятий как в сфере промышленного производства, так и в сфере услуг. В последнее десятилетие одно из первых мест в вопросах обмена информацией заняло использование возможностей глобальной компьютерной сети Интернет. В настоящее время феномен Интернет играет одну из основополагающих ролей успешного функционирования современного бизнес-сообщества, являясь мощнейшим коммуникационным каналом, способствующим удобству и скорости управления информацией.
Современный турпродукт становится более гибким и индивидуальным, более привлекательным и доступным для потребителя за счет представления его в новой информационной среде. Распространению информации о своей деятельности и продаже туров через глобальную сеть Интернет в той или иной степени уделяют внимание все ведущие российские туроператоры и крупные агентства. Туристические компании являются международными лидерами в применении современных информационных технологий, активно используя компьютерные системы бронирования и резервирования билетов на авиатранспорт и железнодорожное сообщение, номеров в отелях различных стран мира и т.д. Среда, в которой функционирует туристское предприятие, пронизана сложной системой коммуникаций. Фирма взаимодействует с клиентами, банками, страховыми компаниями, производителями туристских услуг, контактными аудиториями.
Своевременное реагирование туристских компаний на новые технологические изменения в различных областях деятельности, смежных с туризмом, способность к созданию новых методов работы и совершенствованию результатов деятельности была признана необходимым условием выживания компаний. Развитие информационных и компьютерных технологий качественно изменяет характер маркетинговой деятельности практически каждой фирмы социально-культурной сферы. Задача туристского предприятия состоит в формировании и поддержании в глазах общественности, имеющейся и потенциальной клиентуры, не только образа предлагаемой продукции, но и собственного образа как организации в целом.
В последнее время наличие сайта в сети Интернет чаще всего становится одним из элементов грамотной информационной политики компании, средством формирования позитивного имиджа, оперативной коммуникации с потенциальными клиентами, поставщиками и деловыми партнерами, методом успешного продвижения услуг, важнейшей информационной составляющей деятельности фирмы, свидетельствует об успешности и процветании компании. Следовательно, можно сделать вывод о том, что сайт является и одним из важнейших компонентов PR-политики организации, способствуя формированию благоприятного отношения со стороны общественности, повышению конкурентоспособности компании.
Объектом работы является петербургский филиал туристической компании ООО «Райзебюро ВЕЛЬТ»
Компания «Райзебюро ВЕЛЬТ» - российский туроператор, специализирующийся на организации деловых поездок для российских и иностранных бизнесменов, а также туристов в крупные города РФ.
За 15 лет успешной работы компания «Райзебюро ВЕЛЬТ» завоевала прочную репутацию на рынке туристических услуг и на сегодняшний день является одной из ведущих компаний в области приема российских и иностранных туристов и бизнесменов в России.
За это время специалисты компании предоставили разнообразные программы обслуживания в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других городах России десяткам тысяч иностранных туристов из различных стран мира.
Компания «Райзебюро ВЕЛЬТ» внесена в Единый федеральный реестр туроператоров России (реестровый номер туроператора МВТ-000070) и аккредитована при Министерстве иностранных дел с целью предоставления визовой поддержки иностранным гражданам для получения российской въездной визы.
Услуги компании включают:
бронирование гостиниц 3*** - 5*****;
визовую поддержку для получения российской въездной визы;
организацию и проведение конференций;
организация пресс-центров;
транспортное обслуживание;
экскурсионное обслуживание;
бронирование авиа и железнодорожных билетов;
предоставление услуг квалифицированных гидов-переводчиков;
организацию групповых туров по России;
предоставление питания и заказ ресторанного обслуживания;
билеты в Большой театр, цирк, театры и концертные залы;
VIP обслуживание.
Предоставление услуг осуществляется в соответствии с действующими в Российской Федерации правилами и стандартами обслуживания, международными нормами.
Миссия компании:
Содействовать развитию деловых и культурных связей между государствами и людьми.
Содействовать созданию имиджа России как полноправного и надежного делового партнера, привлекательного с точки зрения развития международных, деловых связей и культурно-исторического наследия.
Создавать систему гостеприимства, отвечающую требованиям качества мировых стандартов.
Основной целью компании «Райзебюро ВЕЛЬТ» в области качества является удовлетворение потребности «Клиента компании» в качественных туристических услугах в полном соответствии с запросами и потребностями Клиента.
Анализ ассортимента услуг в разрезе структуры и динамики показывают значительный удельный вес и увеличение продаж экскурсий по Санкт-Петербургу. Основным фактором является фактор сезонности.
Выполненный финансово-экономический анализ ООО «Райзебюро ВЕЛЬТ» показал:
В анализируемом периоде предприятие работает достаточно эффективно, о чем свидетельствуют показатели рентабельности;
Вместе с тем имеются некоторые негативные тенденции: значительное снижение рентабельности продаж, производства и собственного капитала, что связано со снижением прибыли;
Рентабельность активов увеличивается, что обусловлено ростом выручки и снижением активов к концу анализируемого периода;
затраты на 1 рубль выручки увеличились, хотя и незначительно, что связано с опережением изменений затрат над изменением выручки.
Таким образом, анализ основных экономических показателей Санкт-Петербургского филиала ООО «Райзебюро ВЕЛЬТ» выявил вполне благоприятное финансовое состояние предприятия, но низкий уровень рентабельности. Одной из важнейших причин сложившейся ситуации является недостаточный рост объемов продаж.
Выполненный анализ внешней среды показал, что туристическая отрасль достаточно привлекательна для создания нового бизнеса по следующим причинам:
Относительно невысокая конкуренция в отрасли;
Средние входные барьеры и объем инвестиций для среднего бизнеса;
Наличие спроса на продукцию;
Стадия роста жизненного цикла, как отрасли, так и продукции.
Факторы, снижающие привлекательность отрасли:
Угроза усиления конкуренции со стороны крупных компаний, выходящих на рынок;
Зависимость от поставщиков ресурсов (природно-климатические факторы);
Необходимость дополнительных усилий по формированию спроса на национальный туристический бизнес.
Таким образом, проведенные исследования показали, что рынок туризма является рынком монополистической конкуренции, но при этом имеются перспективы развития, что связано с развитием отрасли и рынка в целом.
Исследование факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия показали, что объект работы имеет самые низкие показатели на рынке по критерию «информационный образ» и не совсем достаточный уровень сервиса.
Конкурентами, превосходящими ООО «Райзебюро ВЕЛЬТ» практически по всем критериям, является «Туры города».
Компания по рейтингу конкурентоспособности находится на втором месте из четырех, что является недостаточным для эффективного развития на рынке.
Для эффективного управления предприятием наряду с определением ключевых характеристик и критериев конкурентоспособности необходим выбор конкретной стратегии, на основе которой будут определены дальнейшие действия предприятия. Без стратегического подхода предприятие становится неконкурентоспособным.
Поэтому, для дальнейшего развития предприятия на рынке и повышения его конкурентоспособности разработана динамическая стратегия.
В качестве основных мероприятий по реализации стратегии повышения конкурентоспособности определены расширение рекламы в Интернете, организацию электронных продаж и внедрение автоматизированной системы управления компанией.
Сумма единовременных затрат на реализацию проекта составляет 1800,0 тыс. руб.
Общий объем дополнительный текущих годовых затрат составит 1655,0 тыс. руб.
Для оценки эффективности реализации стратегии выполнены экономические расчеты и оценка изменения конкурентоспособности компании, которые доказали эффективность предложенных мероприятий.
Источником капитальных вложений предполагаются собственные средства.
В результате реализации разработанной динамической стратегии повышения конкурентоспособности и мероприятий ее поддерживающих, ожидается повышение конкурентоспособности организации за счет улучшения качества услуг, уровня обслуживания и развития информационного образа.
Конкурентоспособность компании увеличится, что объясняется следующими факторами:
Повышение информативности по сравнению с исходным состоянием за счет проведения рекламной компании, развития сайта;
Усиление такого фактора конкурентоспособности, как сервисное обслуживание
Повышение конкурентоспособности приведет к росту продаж компании и по выполненным прогнозным оценкам увеличит его рентабельность на 3%.
Список литературы
Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. – 208 с.
Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. - 248 с.
Аналитика и статистика. Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга. http://www.gov.spb.ru/sitemap
Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. М.: Финансы и статистика, 2000. – 368с.
Багиев Г.Л., Асаул А.Н., Организация предпринимательской деятельности/ СПбГУЭиФ. 2003г.
Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. М.: Финансы и статистика, 2000.-43 с.
Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Экономика туризма: Учеб.пособие. М., 2003.
Библиотека туризма. http://www.turbooks.ru/
Боголюбов B.C. Экономика туризма: Учеб. пособие для студ.высш. учеб.заведений. Издательство: Академия, 2005 г
Боголюбов B.C. Экономика туризма: Учеб. пособие для студ.высш. учеб.заведений. Серия: Высшее профессиональное образование. Издательство: Академия, 2005 г. - 192 стр.
Вершигора Е.Е. Менеджент. – М: ИНФРА-М, 2005
Ветрова Е.Н. Структурирование понятия конкурентоспособности в условиях глобализации экономики. Экономика и управление: Сборник научных трудов. Часть IY. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. – С.206-212.
Гельвановский М.И. Методологические проблемы вертикальной интеграции повышения конкурентоспособности российской экономики в условиях глобализации (экономические и правовые аспекты). http://www.glazev.ru.
Гладышева И.В. Прогнозирование конкурентоспособности промышленного предприятия. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Санкт-Петербург. – 2006г.
Голубков Е. П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. М.: Экономика, 2004. - 222 с.
Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Финпресс», 2003. - 688 с.
Зайцев Л. Г. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: Экономистъ, 2003, -278с.
Квартальное В. А. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности: Учебник. М., 2002.
Киселев А. Стимулирование инновационной деятельности как необходимое условие обеспечения конкурентоспособности. Социологическая перспектива инновационного общества. Научно-практическое пособие. 25.04.2007. [Электронный ресурс].
Клепиков А. Нежеланная гарантия. Экономика и финансы : Регулирование рынка туристических услуг // Эксперт Северо-Запад №48. 25 декабря 2006.
Ковалёв А. И. Анализ финансового состояния предприятия. – М. «Дашков и К», 2000г. - 192с.
Ковалев В. В., Волкова О, Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник – М.: Проспект, 2004. – 589c.
Конкурентоспособность России в условиях глобализации. Материалы Международной научно-практической конференции. / Под общ. Ред. В.К. Егорова, С.В. Степашина. – М.: Изд-во РАГС, 2006. – 446с.
Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года. Постановление правительства Санкт-Петербурга от 20 июля 2007 года N 884.
Кравченко К.А. Маркетинг: история и современность // Менеджмент в России и за рубежом. - 2004. - № 5. - С. 22 – 29.
Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского.- СПб.: Наука, 1996. - 589c.
Ленинградская область. Туристический бизнес. http://www.turbooks.ru.
Лифиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг. Учеб. пособие. М.: Юрайт Издат, 2004. - 335с.
Максимов И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия// Маркетинг, 1998, №6, с.33.
Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М., Новосибирск: Сибирское соглашение, 2006. – 288с.
Масленникова И.С., Власов Е.А., Постнов А.Ю. Безопасность жизнедеятельности на предприятии туризма и гостиничного хозяйства.. Учебное пособие. Санкт-Петербург - 2006.
Моисеева Н. К. Стратегическое управление туристской фирмой. Экономика в туризме. Издательство: Финансы и статистика, 2007 г., 208 стр.
О Программе развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005-2010 годы. Постановление правительства Санкт-Петербурга от 17 октября 2005 года N 1541
Печенкин А., Фомин В. «Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей» // Маркетинг 2000. - №2. - с.23-27.
Плотникова Н. И. Комплексная автоматизация туристского бизнеса. Часть 1. Информационные технологии в турфирме 2 Книги » Техника и технология в туристической деятельности. Издательство: Советский спорт, 2001 г. - 320 стр.
Портер Е.М. Международная конкуренция / пер. с англ. Под ред. В.Д. Щетинина. М.: международные отношения, 1993.
Портер М. Конкуренция: пер. с англ.: уч. пос. М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. - 495с.
Романов А.А., Саакянц Р.Г. География туризма: Учебное пособие. 3-е издание. 2004.
Саак А. Э., Пшеничных Ю. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. Издательство: Питер. 2007
Семинар «Развитие туристического бизнеса с помощью Интернета: каким должен быть Ваш сайт»/ Con-ferencemix.ru
Спиридонов И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Учебное пособие. М.:ИНФРА-М, 1997.- 170с.
Тарануха Ю.В. Природа конкуренции и принципы организации конкурентной среды // Менеджмент в России и за рубежом. - 2003.-№3. - с.116-129.
Темный Ю. В., Темная Л. Р. Экономика туризма: Учебник. М., 2003.
Турбизнес Петербурга подводит итоги летнего въездного сезона. Официальный портал Санкт-Петербурга. Источник: RATA-news. 03.10.2008.
Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность. учебник. М.: Экономика, 2005. – 523с.
Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учеб. Пособие. 2-е изд. М.: Финансы и статистика, 2000. - 528с.
Трунов А.А., Черникова Е.И. Технологии «паблик рилейшнз» в трансформирующейся цивилизации модерна (опыт философско-культурологического исследования) /А.А. Трунов, Е.И. Черникова. СПб., 2007. С. 120.
Лысикова О.В. Социокультурные практики туризма: социологический анализ: монография /О.В. Лысикова. Саратов, 2008. С. 86.
Швеин А. , генеральный директор компании «Интер Офис Центр». Как стать конкурентоспособным. О технологиях саморазвития. 22.09.2004. [Электронный ресурс]. http: www.E-xecutive
Яковлев Г. А. Экономика и статистика туризма: Учеб. пособие. М., 2003.
Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга. http://www.gov.spb.ru/sitemap
Закономерности развития рынка туристических услуг. http://tur-biz.ru/zakonomernosti-razvitiya-rynka-turisticheskix-uslug/
Петросян Р.А. Продвижение туристических услуг в сети Интернет http://www.devilstudio.net/
http: top100.rambler.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.devilstudio.net/
Маркони Д. PR: полное руководство/Д. Маркони. М., 2007. С. 32.
http://www.tourdom.ru/bakery
http://ru.wikipedia.org/
http://www.devilstudio.net
Приложения
Приложение 1
Факторы внешней среды туристического предприятия
Приложение 2
Определения конкурентоспособности предприятия
Автор Сущность определения Ожегов С.И Конкурентоспособность – это способность выдержать конкуренцию, противостоять конкурентам. Азоев Г.Л.,
Завьялов П.С., Поршнев А.Г., Райзберг Б.А Конкурентоспособность - это способность фирмы, компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобств для покупателей, потребителей Фатхутдинов Р.А Конкурентоспособность - свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Вечканова Г.Р. конкурентоспособность - совокупность потребительских свойств данного блага, обладающего специфическими отличиями в сравнении с благом конкурента, как по определенным общественным потребностям, так и ценам. Перцовский К.И Конкурентоспособность - возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка; это обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциал. Печенкин А., Фомин В. Конкурентоспособность товара и товаропроизводителя – это сложные многоаспектные понятия, означающие способность товара и соответственно товаропроизводителя занять и удержать позицию на конкретном рынке (рынках) в рассматриваемый период при конкуренции с другими товарами аналогичного назначения и их производителями. Щиборщ К.В Под конкурентоспособностью понимается текущее положение предприятия на рынке (в первую очередь, занимаемая доля рынка и тенденции ее изменения), которые зависят от ряда факторов эффективности ведения бизнеса компании по сравнению с конкурентами (эффективности системы продаж (маркетинговой и сбытовой инфраструктуры); уровня цен на реализуемую продукцию, зависящего от себестоимости производства и реализации продукции предприятия; качественных характеристик производимой продукции и ряда других). Щенников А. В. Под корпоративной конкурентоспособностью подразумевается относительное свойство корпорации, проявляющееся в условиях конкурентной среды и характеризующее устойчивость процесса развития корпорации, как по степени удовлетворения конкретной общественной потребности, так и по эффективности ее производственной деятельности. Основу корпоративной конкурентоспособности составляют конкурентные преимущества или сравнительные преимущества корпорации по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами Ивахник Д. Е Конкурентоспособность промышленного предприятия – это комплексная характеристика субъекта хозяйствования за определенный период времени в условиях конкретного рынка, отражающая превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей – финансово-экономических, маркетинговых, производственно-технологических, кадровых и экологических, а также способность субъекта к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. Липсиц И. конкурентоспособность предприятия – это возможность выигрывать соревнование на рынке с товарами, изготовленными другими фирмами, за счет более полного соответствия требованиям или денежным возможностям покупателей Яшин Н.С. Конкурентоспособность предприятия – это возможность и динамика приспособления его к условиям рыночной конкуренции Бутко Г.П. Конкурентоспособность предприятия – это сравнительное преимущество по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами Горбашко Е.А. Конкурентоспособность предприятия представляет собой потенциальную возможность эффективной деятельности предприятия на рынке для достижения его конкурентных преимуществ Светуньков С.Г. Конкурентоспособность – это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего релевантного рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и др. характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов Дубинина Н.А. Конкурентоспособность - это многоуровневое понятие, анализ и оценку которого необходимо теснейшим образом увязывать с конкретным конкурентным полем и, особенно, с его уровнем. Конкурентоспособность – это результат умелого, просчитанного управления всей совокупностью производственно-хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельности предприятий Гузанова А.А. Конкурентоспособность предприятия – это комплексная характеристика предприятия, характеризующая его возможность в любой момент времени обеспечить свои конкурентные преимущества и прибыльность, а также адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды
Приложение 3
Должностные обязанности сотрудников СПб филиала фирмы
Директор филиала:
1. Руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью филала, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности.
2. Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, направляет их деятельность на развитие и совершенствование производства с учетом социальных и рыночных приоритетов, повышение эффективности работы филиала, рост объемов продаж и увеличение прибыли, качества и конкурентоспособности услуг, их соответствие мировым стандартам.
3. Обеспечивает выполнение филиалом всех обязательства перед бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками и кредиторами, включая учреждения банка, а также хозяйственных и трудовых договоров (контрактов и бизнес-планов).
4. Организует туристическую деятельность на основе широкого использования новейшей технологии, прогрессивных форм управления и организации труда, научно-обоснованных нормативов материальных, финансовых и трудовых затрат, изучения конъюнктуры рынка и передового опыта (отечественного и зарубежного) в целях всемерного повышения уровня и качества услуг, экономической эффективности ее производства, рационального использования производственных резервов и экономного расходования всех видов ресурсов.
5. Принимает меры по обеспечению филала квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда, соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды.
6. Обеспечивает правильное сочетание экономических и административных методов руководства, единоначалия и коллегиальности в обсуждении и решении вопросов, материальных и материальных стимулов повышения эффективности производства, применение принципа материальной заинтересованности и ответственности каждого работника за порученное ему дело и результаты работы всего коллектива, выплату заработной платы в установленные сроки.
7. Совместно с трудовыми коллективами и профсоюзными организациями обеспечивает на основе принципов социального партнерства разработку, заключение и выполнение коллективного договора, соблюдение трудовой дисциплины, способствует развитию трудовой мотивации, инициативы и активности персонала филала.
8. Решает вопросы, касающиеся финансово-экономической и производственно-хозяйственной деятельности филиала, в пределах предоставленных ему законодательством прав, поручает ведение отдельных направлений деятельности другим должностным лицам – заместителям, руководителям отделов, а также функциональных подразделений.
9. Обеспечивает соблюдение законности в деятельности филала и осуществлении его хозяйственно экономических связей, использование правовых средств для финансового управления и функционирования в рыночных условиях, укрепления договорной и финансовой дисциплины, регулирования социально-трудовых отношений, обеспечения инвестиционной привлекательности филала в целях поддержания и расширения масштабов предпринимательской деятельности.
10. Защищает имущественные интересы в суде, арбитраже, органов государственной власти и управления.
Менеджер по продаже турпродуктов
Должностные обязанности
1. Осуществляет поиск клиентов на покупку туристского продукта, в т.ч. через Интернет, по почте, по телефону и др.
2. Организует проведение мероприятий по продвижению туристического продукта (рекламных кампаний, презентаций, включая работу на специализированных выставках, распространение рекламных материалов, др.). •
3. Изучает требования клиентов к туристскому продукту, предлагает услуги, отвечающие заявленным требованиям.
4. Консультирует клиентов:
— о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и правилах пребывания в ней;
— о порядке и сроках оформления виз;
— о валютном и таможенном контроле;
— об обычаях местного населения;
— о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной;
— о состоянии окружающей природной среды;
— о санитарно-эпидемиологической обстановке;
— об условиях обеспечения личной безопасности, соблюдения потребительских прав и сохранности имущества клиента;
— об условиях получения неотложной медицинской помощи.
5. Обеспечивает клиентов распечатками, фотокопиями, каталогами и другими рекламными материалами по интересующему их туристическому продукту.
6. Ведет преддоговорные переговоры с клиентами и согласовывает следующие условия договоров (контрактов):
— программа пребывания и маршрут путешествия;
— обеспечение безопасности туристов;
— дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;
— порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;
— розничная цена туристского продукта и порядок ее оплаты;
— минимальное количество туристов в группе;
— срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы; пр.
7. Заключает договоры о реализации туристского продукта.
8. Подготавливает расписания, ваучеры, путеводители и иные туристические документы.
9. После оплаты туристических путевок выдает клиентам туристский ваучер и другие документы, необходимые для поездки (паспорта, авиабилеты, пр.)-
10. Координирует выполнение обязательств:
— по бронированию авиабилетов, отелей, гостиниц;
— по размещению, проживанию и питанию туристов;
— по транспортному, визовому, экскурсионному, медицинскому (лечебно-профилактическому) обслуживанию;
— по оказанию: услуг культурного и спортивного характера; услуг по страхованию туристов в период турпоездки; услуг гидов-переводчиков и сопровождающих; пр.;
11. Обеспечивает страхование клиентов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев.
12. Организует проведение инструктажей туристов о мерах предупреждения заражения особо опасными и паразитарными заболеваниями, ведет специальный журнал инструктажей.
13- Выдает под личную роспись каждому туристу памятки “Гражданам, выезжающим в страны, неблагополучные по особо опасным инфекциям (чуме, холере, желтой лихорадке, ВИЧ-инфекции)”; “Профилактика малярии”.
14. Анализирует мотивацию спроса на реализуемые туристские продукты, организует изучение потребностей покупателей.
15. Готовит обзоры, отчеты о проделанной работе, обеспечивает их представление руководству, передачу в архивы на хранение.
16. Изучает причины направления клиентами жалоб и претензий к качеству туристского продукта или иным условиям заключенных договоров, готовит ответы на них, принимает меры по устранению недостатков в обслуживании клиентов.
17. Поддерживает контакт с постоянными клиентами.
Менеджер экскурсионного обслуживания
Должностные обязанности
1. Принимает участие в формирований туристской группы с учетом интересов, туристской квалификации, физической подготовленности, возраста, психологической совместимости участников, а также с целью определения оптимального состава группы, обеспечивающего маневренность, соблюдение графика движения, преодоления естественных препятствий.
2. Организует всестороннюю подготовку участников путешествия, проверяет наличие необходимых навыков и знаний по безопасности путешествия, умение плавать, пользоваться туристским (альпинистским, горнолыжным, пр.) снаряжением и оборудованием, наличие практических навыков и теоретических знаний по оказанию доврачебной медицинской помощи.
3. Разрабатывает рекомендации и указания для участников путешествия.
4. Изучает список маршрутов с описанием их особенностей, оценивает пригодность маршрута для конкретной группы.
5. Подготавливает маршрутные документы и картографический материал.
6. Разрабатывает конкретный маршрут, график путешествия и планы других мероприятий, которые предполагается провести на маршруте, намечает контрольные пункты и сроки, изучает сложные участки маршрута и определяет способы их преодоления, представляет маршрут на утверждение вышестоящему должностному лицу.
7. Знакомится с районами путешествия по отчетам других групп, получает консультации на экс курс ионно-туристских станциях, спасательных станциях (центрах), в добровольных спортивных и иных организациях, занимающихся организацией туризма на маршруте, у опытных туристов и краеведов.
8. Знакомится с прогнозами погодных условий в районе путешествия.
9. Организует подготовку и подбор необходимого снаряжения, оборудования и продуктов питания, выявляет возможность пополнения запасов продуктов на маршруте.
10. Составляет смету расходов.
11. Организует укладку необходимого количества медикаментов, перевязочного материала, кровоостанавливающих средств, дезинфицирующих растворов и т.д., в сложных маршрутах определяет местонахождение медицинских пунктов-
12. Составляет примерный распорядок дня в путешествии и обеспечивает его соблюдение.
13. Во время путешествия строго придерживается утвержденного маршрута.
Главный бухгалтер
Главный бухгалтер:
1. Осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.
2. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости.
3. Возглавляет работу по:
3.1. Подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы документов внутренней бухгалтерской отчетности.
3.2. Обеспечению порядка проведения инвентаризаций.
3.3. Контролю за проведением хозяйственных операций, соблюдением технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота.
4. Обеспечивает:
4.1. Рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии и в его подразделениях на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля.
4.2. Формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия, его имущественном положении, доходах и расходах.
4.3. Разработку и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины.
5. Организует:
5.1. Учет имущества обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств.
5.2. Своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением.
5.2. Учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.
5.3. Учет финансовых, расчетных и кредитных операций.
6. Обеспечивает:
6.1. Законность, своевременность и правильность оформления документов.
6.2. Составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, работ (услуг).
6.3. Расчеты по заработной плате.
6.4. Правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений.
6.5. Погашение в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам.
6.6. Отчисления средств на материальное стимулирование работников предприятия.
7. Осуществляет контроль за:
7.1. Соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств.
7.2. Расходованием фонда оплаты труда.
7.3. Установлением должностных окладов работникам предприятия.
7.4. Проведением инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств.
8. Организует проведение проверок организации бухгалтерского учета и отчетности, а также документальных ревизий в структурных подразделениях предприятия.
9. Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат.
10. Принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства.
11. Участвует в оформлении материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей, контролирует (обеспечивает) передачу в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы.
12. Осуществляет:
12.1. Взаимодействие с банками по вопросам размещения свободных финансовых средств на банковских депозитных вкладах (сертификатах) и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.
12.2. Контроль за проведением учетных операций с депозитными и кредитными договорами, ценными бумагами.
13. Ведет работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, а также оформления и сдачи их в установленном порядке в архив.
14. Участвует в разработке и внедрении рациональной плановой и учетной документации, прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники.
15. Обеспечивает составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах расходах средств, об использовании бюджета, другой статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.
16. Оказывает методическую помощь работникам подразделений предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа.
18. Сообщает директору о всех выявленных недостатках в работе бухгалтерии предприятия, структурных подразделений с обязательным объяснением причин их возникновения, а также предложением способов их устранения.
19. Руководит работниками бухгалтерии организации.
20. Устанавливает служебные обязанности для подчиненных ему работников и принимает меры по обеспечению их исполнения.
21. Согласовывает назначение, увольнение и перемещение материально-ответственных лиц.
22. Проводит инструктаж материально-ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении.
Бухгалтер
Обязанности
1. Выполняет работу по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализации продукции, результатов хозяйственно-финансовой деятельности; расчеты с поставщиками и заказчиками, за предоставленные услуги и т.п.).
2. Участвует в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов.
3. Осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготавливает их к счетной обработке.
4. Отражает на счетах бухгалтерского учета операции, связанные с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств.
5. Составляет отчетные калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), выявляет источники образования потерь и непроизводительных расходов, подготавливает предложения по их предупреждению.
6. Производит начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, стразовых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, заработной платы рабочих и служащих, других выплат и платежей, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия.
7. Участвует:
7.1. В проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, осуществления режима экономии и мероприятий по совершенствованию документооборота.
7.2. В разработке и внедрении прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники.
7.3. В проведении инвентаризаций денежных средств, товарно-материальных ценностей, расчетов и платежных обязательств.
8. Обеспечивает руководителей, кредиторов, инвесторов, аудиторов и других пользователей бухгалтерской отчетности сопоставимой и достоверной бухгалтерской информацией по соответствующим направлениям (участкам) учета.
9. Разрабатывает рабочий план счетов, формы первичных документов, применяемые для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, участвует в определении содержания основных приемов и методов ведения учета и технологии обработки бухгалтерской информации.
10. Подготавливает данные по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности, следит за сохранностью бухгалтерских документов, оформляет их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив.
11. Выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации, вносит изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных.
12. Участвует в формулировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определяет возможность использования готовых проектов, алгоритмов, пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки экономической информации.
13. Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.
Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года. Постановление правительства Санкт-Петербурга от 20 июля 2007 года N 884.
http://ru.wikipedia.org/
Трунов А.А., Черникова Е.И. Технологии «паблик рилейшнз» в трансформирующейся цивилизации модерна (опыт философско-культурологического исследования) /А.А. Трунов, Е.И. Черникова. СПб., 2007. С. 120.
Ветрова Е.Н. Структурирование понятия конкурентоспособности в условиях глобализации экономики. Экономика и управление: Сборник научных трудов. Часть IY. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. – С.206-212.
Гельвановский М.И. Методологические проблемы вертикальной интеграции повышения конкурентоспособности российской экономики в усло-виях глобализации (экономические и правовые аспекты). http://www.glazev.ru.
Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учеб. Пособие. 2-е изд. М.: Финансы и стати-стика, 2000. - 528с.
Боголюбов B.C. Экономика туризма: Учеб. пособие для студ.высш. учеб.заведений. Издательство: Академия, 2005 г
Боголюбов B.C. Экономика туризма: Учеб. пособие для студ.высш. учеб.заведений. Издательство: Академия, 2005 г
Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Экономика туризма: Учеб.пособие. М., 2003.
Багиев Г.Л., Асаул А.Н., Организация предпринимательской дея-тельности/ СПбГУЭиФ. 2003г.
Гладышева И.В. Прогнозирование конкурентоспособности про-мышленного предприятия. Диссертация на соискание ученой степени кандида-та экономических наук. Санкт-Петербург. – 2006г.
Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. – 208 с.
Квартальное В. А. Менеджмент туризма: Туризм как вид дея-тельности: Учебник. М., 2002.
Ковалёв А. И. Анализ финансового состояния предприятия. – М. «Дашков и К», 2000г. - 192с.
Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М., Новосибирск: Сибирское соглашение, 2006. – 288с.
По материалам Интернет - источников
Ковалев В. В., Волкова О, Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник – М.: Проспект, 2004. – 589c.
http://www.tourdom.ru/bakery
Саак А. Э., Пшеничных Ю. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. Издательство: Питер. 2007
Гладышева И.В. Прогнозирование конкурентоспособности промышленного предприятия. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Санкт-Петербург. – 2006г.
3
57
Конкурентоспособность
продукта
Разница между уплаченной ценой и субъективной оценкой потребителя ценности продукта для себя
Способность сохранять рыночную власть над потребителем
Способность более полно отвечать запросам потребителей
Доля рынка
Динамика спроса
Эластичность спроса
Цена-качество
Эффективность послепродажного обслуживания
Условия поставки
Степень привлекательности продукта для потребителя
Размер излишка потребителя
Способность обеспечить растущую отдачу производственных факторов
Инновационная активность
Способность нейтрализовать действие конкурентных сил
Скорость реагирования на изменения конкурентных условий
Организационная гибкость
Конкурентоспособность
предприятия
Маркоэкономические
Уровень доходности
Мезоэкономические
Отраслевой рейтинг
Микроэкономические
Темпы роста
Стратегия бизнеса (отношения с внешней средой)
Оперативные приемы (повседневная деятельность)
Организационная стратегия (процедуры внутри предприятия)
Правила оценки результатов деятельности
Стратегии, которые могут быть осуществлены на имеющейся производственно-ресурсной базе
Стратегии, требующие существенных усилий в области маркетинга, совершенствования технологий
Стратегии, представляющие интерес, но осуществление которых не может быть реализовано
Стратегия бизнеса (отношения с внешней средой)
Оперативные приемы (повседневная деятельность)
Организационная стратегия (процедуры внутри предприятия)
Правила оценки результатов деятельности
Стратегии, которые могут быть осуществлены на имеющейся производственно-ресурсной базе
Стратегии, требующие существенных усилий в области маркетинга, совершенствования технологий
Стратегии, представляющие интерес, но осуществление которых не может быть реализовано
Исполнительный директор
Департамент маркетинга и развития продаж
Департамент обслуживания клиентов
Коммерческий директор
СПб филиал
Департамент по работе с персоналом
Генеральный директор
Департамент информационных технологий
Департамент финансов
Отдел маркетинга
Отдел развития продаж
Директор филиала
Отдел обслуживания клиентов
Бухгалтерия
Бухгалтерия
Отдел АСУ
Отдел Internet-технологий
Отдел обслуживания клиентов
Отдел финансового контроля
Юридический отдел
Заместитель директора департамента
Отдел наземного обслуживания
Отдел гостиничного обслуживания
Паспортно-визовый отдел
Отдел по работе с турагентсвами
Отдел авиа и ж/д билетов
Секретариат
Курьерская служба
Потребитель
Менеджер заказов
Посредники
Отдел продаж
Маркетолог
Цель
Конкурентоспособность предприятия
Качество
Сервис
Ассортимент
Информационный образ
«Туры города»
Экскурсионное бюро
Старый город
ООО «Райзебюро ВЕЛЬТ»
Развитие показателя «Сервис»
Развитие электронной торговли
Развитие рекламной деятельности, в том числе Интернет
Расширение сайта компании
Развитие показателя «Информационный образ компании»
Повышение конкурентоспособности: перемещение с 3 на 1 место в рейтинге
Менеджер электронных заказов
Маркетолог
Отдел продаж
Посредники
Потребитель
Менеджер заказов
Внедрение автоматизированной системы управления
1.Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. – 208 с.
2.Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. - 248 с.
3.Аналитика и статистика. Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга. http://www.gov.spb.ru/sitemap
4.Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, планирова-ние решений в экономике. М.: Финансы и статистика, 2000. – 368с.
5.Багиев Г.Л., Асаул А.Н., Организация предпринимательской дея-тельности/ СПбГУЭиФ. 2003г.
6.Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной дея-тельности. М.: Финансы и статистика, 2000.-43 с.
7.Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Экономика туризма: Учеб.пособие. М., 2003.
8.Библиотека туризма. http://www.turbooks.ru/
9.Боголюбов B.C. Экономика туризма: Учеб. пособие для студ.высш. учеб.заведений. Издательство: Академия, 2005 г
10.Боголюбов B.C. Экономика туризма: Учеб. пособие для студ.высш. учеб.заведений. Серия: Высшее профессиональное образование. Издательство: Академия, 2005 г. - 192 стр.
11.Вершигора Е.Е. Менеджент. – М: ИНФРА-М, 2005
12.Ветрова Е.Н. Структурирование понятия конкурентоспособности в условиях глобализации экономики. Экономика и управление: Сборник научных трудов. Часть IY. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. – С.206-212.
13.Гельвановский М.И. Методологические проблемы вертикальной интеграции повышения конкурентоспособности российской экономики в усло-виях глобализации (экономические и правовые аспекты). http://www.glazev.ru.
14.Гладышева И.В. Прогнозирование конкурентоспособности про-мышленного предприятия. Диссертация на соискание ученой степени кандида-та экономических наук. Санкт-Петербург. – 2006г.
15.Голубков Е. П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. М.: Эко-номика, 2004. - 222 с.
16.Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Финпресс», 2003. - 688 с.
17.Зайцев Л. Г. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: Эконо-мистъ, 2003, -278с.
18.Квартальное В. А. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятель-ности: Учебник. М., 2002.
19.Киселев А. Стимулирование инновационной деятельности как не-обходимое условие обеспечения конкурентоспособности. Социологическая перспектива инновационного общества. Научно-практическое пособие. 25.04.2007. [Электронный ресурс].
20.Клепиков А. Нежеланная гарантия. Экономика и финансы : Регули-рование рынка туристических услуг // Эксперт Северо-Запад №48. 25 декабря 2006.
21.Ковалёв А. И. Анализ финансового состояния предприятия. – М. «Дашков и К», 2000г. - 192с.
22.Ковалев В. В., Волкова О, Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник – М.: Проспект, 2004. – 589c.
23.Конкурентоспособность России в условиях глобализации. Материа-лы Международной научно-практической конференции. / Под общ. Ред. В.К. Егорова, С.В. Степашина. – М.: Изд-во РАГС, 2006. – 446с.
24.Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года. Постановление правительства Санкт-Петербурга от 20 июля 2007 года N 884.
25.Кравченко К.А. Маркетинг: история и современность // Менедж-мент в России и за рубежом. - 2004. - № 5. - С. 22 – 29.
26.Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского.- СПб.: Наука, 1996. - 589c.
27.Ленинградская область. Туристический бизнес. http://www.turbooks.ru.
28.Лифиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности това-ров и услуг. Учеб. пособие. М.: Юрайт Издат, 2004. - 335с.
29.Максимов И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия// Маркетинг, 1998, №6, с.33.
30.Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М., Новосибирск: Сибирское соглашение, 2006. – 288с.
31.Масленникова И.С., Власов Е.А., Постнов А.Ю. Безопасность жиз-недеятельности на предприятии туризма и гостиничного хозяйства.. Учебное пособие. Санкт-Петербург - 2006.
32.Моисеева Н. К. Стратегическое управление туристской фирмой. Экономика в туризме. Издательство: Финансы и статистика, 2007 г., 208 стр.
33.О Программе развития Санкт-Петербурга как туристического цен-тра на 2005-2010 годы. Постановление правительства Санкт-Петербурга от 17 октября 2005 года N 1541
34.Печенкин А., Фомин В. «Об оценке конкурентоспособности това-ров и товаропроизводителей» // Маркетинг 2000. - №2. - с.23-27.
35.Плотникова Н. И. Комплексная автоматизация туристского бизнеса. Часть 1. Информационные технологии в турфирме 2 Книги » Техника и техно-логия в туристической деятельности. Издательство: Советский спорт, 2001 г. - 320 стр.
36.Портер Е.М. Международная конкуренция / пер. с англ. Под ред. В.Д. Щетинина. М.: международные отношения, 1993.
37.Портер М. Конкуренция: пер. с англ.: уч. пос. М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. - 495с.
38.Романов А.А., Саакянц Р.Г. География туризма: Учебное пособие. 3-е издание. 2004.
39.Саак А. Э., Пшеничных Ю. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. Издательство: Питер. 2007
40.Семинар «Развитие туристического бизнеса с помощью Интернета: каким должен быть Ваш сайт»/ Con-ferencemix.ru
41.Спиридонов И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Учебное пособие. М.:ИНФРА-М, 1997.- 170с.
42.Тарануха Ю.В. Природа конкуренции и принципы организации конкурентной среды // Менеджмент в России и за рубежом. - 2003.-№3. - с.116-129.
43.Темный Ю. В., Темная Л. Р. Экономика туризма: Учебник. М., 2003.
44.Турбизнес Петербурга подводит итоги летнего въездного сезона. Официальный портал Санкт-Петербурга. Источник: RATA-news. 03.10.2008.
45.Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность. учебник. М.: Экономика, 2005. – 523с.
46.Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учеб. Пособие. 2-е изд. ? М.: Финансы и стати-стика, 2000. - 528с.
47.Трунов А.А., Черникова Е.И. Технологии «паблик рилейшнз» в трансформирующейся цивилизации модерна (опыт философско-культурологического исследования) /А.А. Трунов, Е.И. Черникова. СПб., 2007. С. 120.
48.Лысикова О.В. Социокультурные практики туризма: социологиче-ский анализ: монография /О.В. Лысикова. Саратов, 2008. С. 86.
49.Швеин А. , генеральный директор компании «Интер Офис Центр». Как стать конкурентоспособным. О технологиях саморазвития. 22.09.2004. [Электронный ресурс]. http: www.E-xecutive
50.Яковлев Г. А. Экономика и статистика туризма: Учеб. пособие. М., 2003.
51.Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга. http://www.gov.spb.ru/sitemap
52.Закономерности развития рынка туристических услуг. http://tur-biz.ru/zakonomernosti-razvitiya-rynka-turisticheskix-uslug/
53.Петросян Р.А. Продвижение туристических услуг в сети Интернет http://www.devilstudio.net/
54.http: top100.rambler.ru
55.http://ru.wikipedia.org/wiki
56.http://www.devilstudio.net/
57.Маркони Д. PR: полное руководство/Д. Маркони. М., 2007. С. 32.
58.http://www.tourdom.ru/bakery
59.http://ru.wikipedia.org/
60.http://www.devilstudio.net
Вопрос-ответ:
Какие основные подходы к исследованию конкурентоспособности предприятий туризма?
Существует несколько подходов к исследованию конкурентоспособности предприятий туризма. Один из них - экономический подход, основанный на анализе финансовых показателей и сравнении с конкурентами. Другой подход - маркетинговый, который включает изучение рынка, спроса и предложения, анализ потребностей и предпочтений клиентов. Также важен социокультурный подход, учитывающий влияние социальных и культурных факторов на конкурентоспособность предприятий туризма.
Что такое конкурентоспособность предприятий туризма?
Конкурентоспособность предприятий туризма - это способность предприятий индустрии туризма успешно конкурировать на рынке, привлекать и удерживать клиентов, обеспечивать высокие показатели эффективности и прибыльности. Для достижения конкурентоспособности предприятия туризма должны иметь уникальные преимущества перед конкурентами, быть гибкими и адаптивными к изменениям рыночной ситуации.
Что включает управление конкурентоспособностью предприятий индустрии туризма?
Управление конкурентоспособностью предприятий индустрии туризма включает в себя систему мер и действий, направленных на повышение конкурентоспособности. Это может включать разработку стратегии развития, анализ рынка и конкурентов, улучшение качества услуг, маркетинговые активности, внедрение инноваций и технологических решений, поддержку персонала и т. д. Все эти меры направлены на достижение и удержание конкурентного преимущества на рынке.
Какие есть подходы к исследованию конкурентоспособности предприятий индустрии туризма?
Подходы к исследованию конкурентоспособности предприятий в индустрии туризма могут быть различными. Одним из подходов является сравнительный анализ конкурентной среды, включающий исследование деятельности конкурентов, оценку их сильных и слабых сторон. Другим подходом может быть анализ внутренней конкурентоспособности предприятия, который помогает определить его уникальные возможности и преимущества. Также возможен анализ внешней конкурентоспособности, который включает исследование экономических, политических, социальных и технологических факторов, влияющих на предприятие.
Каким образом можно управлять конкурентоспособностью предприятий туризма?
Управление конкурентоспособностью предприятий туризма включает в себя ряд действий и инструментов. Важным шагом является разработка стратегии, которая позволяет определить цели и пути достижения конкурентных преимуществ. Далее необходимо провести анализ конкурентной среды, чтобы понять, какие факторы могут повлиять на конкурентоспособность предприятия. На основе этого анализа можно разработать план действий, который поможет улучшить конкурентоспособность. Кроме того, важно также уделять внимание инновациям, развитию персонала и управлению репутацией предприятия.
Что подразумевается под конкурентоспособностью предприятий туризма?
Конкурентоспособность предприятий туризма означает их способность успешно выступать на рынке и конкурировать с другими предприятиями. Это включает в себя такие аспекты, как качество товаров или услуг, цены, инновации, репутация и управление ресурсами. Предприятие с высокой конкурентоспособностью имеет преимущества перед конкурентами и способно привлекать больше клиентов и зарабатывать больше прибыли.
Какие подходы существуют к исследованию конкурентоспособности предприятий индустрии туризма?
Существуют различные подходы к исследованию конкурентоспособности предприятий индустрии туризма. Некоторые из них включают анализ внешней среды, изучение спроса на туристические услуги, анализ конкурентов, изучение потребностей потенциальных клиентов и исследование рынка туристических услуг в целом.
Каким образом можно управлять конкурентоспособностью предприятий индустрии туризма?
Управление конкурентоспособностью предприятий индустрии туризма включает в себя различные подходы и инструменты. Это может включать разработку уникальных продуктов и услуг, создание привлекательного бренда, установление ценовых преимуществ, разработку эффективных маркетинговых стратегий, повышение качества обслуживания и т.д. Каждое предприятие должно выбрать подходы управления конкурентоспособностью, соответствующие его особенностям и целям.