Фрагмент для ознакомления
4.Характеристика обращаемости пациентов к фармацевту в период с 18.00 до 19.00 (в % в первичному потоку)
Сравнительные характеристики средних временных затрат у различных фармацевтов также отличаются между собой. Используя полученные данные, удалось определить ключевые параметры обслуживания пациентов аптекой, включающие - интенсивность входящего потока посетителей, интенсивность обслуживания и среднее количество требуемых фармацевтов (каналов обслуживания) (табл. 3).
Таблица 3
Параметры функционирования аптеки как системы обслуживания
Дни Временной
интервал Интенсивность входящего потока посетителей Интенсивность обслуживания Среднее количество требуемых фармацевтов (каналов обслуживания) Вероятность обслуживания занятости фармацевтов 1 12.00 – 13.00 0,5 0,86 0,6 0,54 13.00 – 14.00 0,8 0,87 0,9 0,38 2 12.00 – 13.00 0,6 0,89 0,7 0,51 13.00 – 14.00 1,1 0,82 1,3 0,2 3 12.00 – 13.00 1,13 0,85 1,3 0,2 13.00 – 14.00 1,03 1,09 0,7 0,46 4 12.00 – 13.00 0,5 0,86 0,6 0,54 13.00 – 14.00 0,7 0,7 0,8 0,38 5 12.00 – 13.00 0,6 0,89 0,7 0,51 13.00 – 14.00 1,3 0,8 1,4 0,2 6 12.00 – 13.00 1,13 0,85 1,3 0,2 13.00 – 14.00 1,0 1,0 0,7 0,46 7 12.00 – 13.00 0,5 0,6 0,5 0,54 13.00 – 14.00 0,8 0,7 0,9 0,38 8 12.00 – 13.00 0,3 0,8 0,8 0,51 13.00 – 14.00 1,1 0,82 1,3 0,2 9 12.00 – 13.00 1,13 0,85 1,3 0,2 13.00 – 14.00 1,5 1,9 0,7 0,46 10 12.00 – 13.00 0,8 0,6 0,6 0,54 13.00 – 14.00 0,5 0,8 0,9 0,8
Анализируя результаты, представленные в таблице 3, следует отметить, что эффективность работы аптеки «Медея», особенно в интервалы 12 - 13 час, нельзя признать эффективной. Свидетельством тому является низкая загруженность фармацевтов (в пределах 0,46 - 0,49) и некоторый избыток персонала.
Среди посетителей аптеки «Медея», принявших участие в исследовании, большая часть (48%) в возрасте 46 – 55 лет (рис. 5), 50% женщин и 50% мужчин.
Рис. 5. Возрастной состав посетителей аптеки «Медея»
Основная часть посетителей (35%) имела среднее специальное образование (рис. 6), работающих граждан было 52% (рис. 7), преимущественная сфера деятельности – частное предпринимательство – 32% (рис. 8).
Рис. 6. Образование посетителей аптеки «Медея»
Рис. 7. Социальный статус посетителей аптеки «Медея»
Рис. 8. Сфера деятельности посетителей аптеки «Медея»
Из всех посетителей, распределение по купленным препаратам оказалось в пользу гипотензивных средств и препаратов для лечения простудных заболеваний (рис. 9).
Рис. 9. Распределение купленных лекарственных препаратов в аптеке «Медея» по группам
78% посетителей аптеки «Медея» отметили, что постоянно покупают в ней лекарственные средства, 11% здесь впервые.
Для респондентов в основном (57%) цены находятся на среднем уровне.
К промо-акциям большинство посетителей (73%) относятся положительно (рис. 10), половина из них активно участвует.
По мнению респондентов, промо-акции способствуют повышению спроса на лекарственные препараты, равно как и такая услуга как «консультация врача» - ее одобрили 75% посетителей аптеки «Медея».
Рис. 10. Отношение посетителей аптеки «Медея» к промо-акциям
Рис. 11 отражает мнение респондентов о дополнительных услугах аптеки, которые могли бы способствовать привлечению покупателей: наибольшего внимания заслужили скидки на товары (86%) и заказ по Интернету (84%).
Рис. 11. Желаемые дополнительные услуги аптеке «Медея»
В итоге, посетители аптеки «Медея» в большинстве своем (76%) остались довольны обслуживанием в ней (рис. 12), а среди недостатков указали только наличие очередей в вечернее время.
Рис. 12. Удовлетворенность посетителей аптеки «Медея» ее обслуживанием
Таким образом, результаты исследования показали что:
- наибольший поток посетителей в аптеке «Медея» приходится на промежуток времени с 18.00 до 19.00 и с 13.00 до 14.00;
- ключевые параметры обслуживания пациентов аптекой включают интенсивность входящего потока посетителей, интенсивность обслуживания и среднее количество требуемых фармацевтов;
- самыми популярными лекарственными препаратами стали гипотензивные средства и препараты для лечения простудных заболеваний;
- 78% посетителей аптеки «Медея» постоянно покупают в ней лекарственные средства;
- цены для основной части покупателей (57%) находятся на среднем уровне;
- к промо-акциям большинство посетителей (73%) относятся положительно и участвует в них;
- промо-акции и консультации специалистов в аптеке способствуют повышению спроса на лекарственные препараты;
- самыми привлекательными дополнительными услугами в аптеке «Медея» являются скидки на товары (86%) и заказ по Интернету (84%).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в работе достигнута основная цель – проведен анализ потоков посетителей в аптеке «Медея» г. Екатеринбург.
Выполнены задачи исследования:
Выделены особенности маркетингового потенциала аптеки.
Проанализирован поток покупателей аптеки «Медея» г. Екатеринбург.
Сделаны выводы.
Привлечь посетителей в аптеку помогут такие маркетинговые технологии:
1. Внедрение накопительной программы позволяет: сформировать базу данных лояльных покупателей; увеличить средний чек на 10 – 20%; увеличить количество новых посетителей и сохранить постоянных клиентов; повысить узнаваемость торговой марки аптечной сети; собрать больше положительных отзывов о сотрудниках и сети в целом.
2. Сотрудничество с благотворительным фондом создает уверенность посетителя в социальной направленности аптечного бизнеса, а также обеспечивает предоставление реальной помощи тем, кто в ней нуждается, сохранение постоянных покупателей, узнаваемость торговой марки аптечной сети.
3. Карта торговой территории. Это карта той местности, на которой находится аптечное учреждение. На ней отображены местоположение аптеки, человеческие и автомобильные потоки (в тыс./человек в сутки), конкурирующие аптеки, "клиентские магниты" (входные зоны торговых центров, бизнес-центров, парковки и т.д.), рекламные носители и возможные магазины-партнеры. Внедрение карты торговой территории дает возможность подсчитать потенциал потока, привлечь новых посетителей (используя партнерские программы), определить места для размещения рекламных носителей и промоутеров, а также сэкономить рекламный бюджет.
4. Событийный маркетинг - это предоставление скидок, подарков, проведение акций, приуроченных к какому-либо событию, которые можно проводить ежедневно, - национальные и профессиональные праздники, дни рождения и т.д. Это позволяет: увеличить средний чек в аптеке; увеличить количество новых посетителей на 10 – 20%; сохранить постоянных покупателей; повысить узнаваемость торговой марки сети; получить статус "недорогой" аптеки; запустить сарафанное радио.
5. Технология "тест - замер - корректировка". Главное правило - не внедрять все, везде и одновременно! Такие технологии не везде могут сработать, поэтому их необходимо сначала протестировать в одной аптеке, если не будет результата - подкорректировать действия, и только тогда уже двигаться дальше.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон «О лекарственных средствах» от 22 июня 1998 г. №86.
Постановление Правительства РФ «Правила продажи отдельных видов товаров» от 10 января 1998 г. №55.
Постановление Правительства РФ «Об утверждения перечня НС и ПСВ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ» от 30 июня 1998 г. №681.
Приказ МЗ РФ «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила оптовой торговли лекарственными средствами. Основные положения» от 15 марта 2002 г. №80.
Васнецова О.А. Медицинское и фармацевтическое товароведение: учебник для вузов / О.А. Васнецова. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005. – 608 с.
Калмыкова Н.Ю. Маркетинг в фармации. Витебск, ВГМУ, 2003. – 248 с.
Лагуткина Т.П., Дорофеева В.В., Теодорович А.А., Косова И.В. Управление и экономика фармации. В 4-х томах. Том №: Экономика аптечных организаций. Учебник. «Академия», 2008. – 432 с.
Лукьянова Т.Д. Медицинское и фармацевтическое товароведение: маркетинговый подход. Витебск, ВГМУ, 2002. – 136 с.
Умаров С.З., Наркевич И.А., Костенко Н.Л., Пучинина Т.Н. Медицинское и фармацевтическое товароведение: Учебник / С.З. Умаров, И.А. Наркевич, Н.Л. Костенко, Т.Н. Пучинина. – 2-е изд., испр. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2004. – 368 с.: ил. – (Серия «XXI» век»).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
АНКЕТА
Уважаемые посетители! Просим Вас принять участие в исследовании потока посетителей аптеки «Медея».
Дата посещения аптеки ________________ время __________________
Ваш возраст:
- до 20 лет;
- 21 – 40 лет;
- 41 – 60 лет;
- старше 61 года.
Пол:
- мужской;
- женский.
Образование:
- высшее;
- среднее;
- среднее специальное;
- не законченное.
Социальный статус:
- учащийся/студент;
- работающий/служащий;
- не работающий;
- пенсионер.
Сфера деятельности:
- торговля;
- образование;
- медицина;
- строительство;
- частное предпринимательство;
- домашнее хозяйство;
- другое ____________________________________________________
Какой лекарственный препарат (препараты) Вы пришли купить? _____
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Часто ли Вы приходите покупать лекарственные препараты в аптеку «Медия»?
- впервые;
- 2 – 3 раза;
- до 10 раз;
- постоянно покупаю.
На каком уровне для Вас находятся цены в аптеке «Медея»?
- низкие;
- средние;
- высокие.
Как Вы относитесь к промо-акциям, проводимым в аптеке «Медея»?
- положительно;
- отрицательно;
- равнодушно.
Участвуете ли Вы в них?
- да;
- нет.
Покупаете ли Вы товары, рекламируемые в аптеке «Медея»?
- да;
- нет;
- не всегда.
Как Вы относитесь к услуге «консультация врача» в аптеке?
- положительно;
- отрицательно;
- равнодушно.
За счет каких дополнительных услуг аптека могла бы привлечь большее количество покупателей?
- заказ по Интернету;
- доставка на дом;
- возможность измерения давления;
- консультация специалиста;
- скидки на товары, акции и пр.;
- другое _____________________________________________________
Удовлетворены ли Вы обслуживанием в аптеке «Медея»?
- удовлетворен(а);
- не удовлетворен(а);
- частично удовлетворен(а).
Если нет, то почему: ___________________________________________
___________________________________________________________
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!
2
Вопрос-ответ:
Какой адрес аптеки Медия в Екатеринбурге?
Аптека Медия находится по адресу ул Луначарского, 76.
Каков маркетинговый потенциал аптеки Медия?
Маркетинговый потенциал аптеки Медия будет рассмотрен в главе 1 анализа потоков посетителей.
Что включает в себя анализ потоков посетителей аптеки Медия?
Анализ потоков посетителей аптеки Медия включает общую характеристику организации и анализ потоков покупателей.
Каковы характеристики обращаемости пациентов к фармацевту в период с 18:00 до 19:00 в первичном потоке?
Характеристики обращаемости пациентов к фармацевту в период с 18:00 до 19:00 в первичном потоке представлены в приложении 4.
В чем различие средних временных затрат у различных фармацевтов?
Средние временные затраты у различных фармацевтов также отличаются между собой. Подробные сравнительные характеристики представлены в полученных данных.
Какие результаты анализа потоков посетителей аптеки Медия в г. Екатеринбурге были получены?
Результаты анализа потоков посетителей аптеки Медия в г. Екатеринбурге по адресу ул. Луначарского 76 показали, что обращаемость пациентов к фармацевту в период с 18:00 до 19:00 в первичном потоке различается у разных фармацевтов. Также были выявлены различия в средних временных затратах у различных фармацевтов.
Какие характеристики обращаемости пациентов к фармацевту в аптеке Медия были получены в результате анализа?
В результате анализа потоков посетителей аптеки Медия были получены характеристики обращаемости пациентов к фармацевту в период с 18:00 до 19:00. Были обнаружены различия в обращаемости у разных фармацевтов. Сравнительные характеристики средних временных затрат у различных фармацевтов также отличаются между собой.
В каком городе находится аптека Медия?
Аптека Медия находится в г. Екатеринбурге.
Какая информация была получена в ходе анализа потоков посетителей аптеки Медия?
В ходе анализа потоков посетителей аптеки Медия была получена информация о характеристиках обращаемости пациентов к фармацевту в период с 18:00 до 19:00. Были сравнены различные фармацевты по средним временным затратам и выявлены различия между ними.
Какие главы книги "Анализ потоков посетителей аптеки Медия" содержат информацию об аптеке Медия?
Глава 1 "Маркетинговый потенциал аптеки" и глава 2 "Анализ потоков посетителей аптеки Медия" содержат информацию о аптеке Медия по адресу ул. Луначарского 76.
Что такое анализ потоков посетителей аптеки Медия?
Анализ потоков посетителей аптеки Медия - это процесс изучения количества и характеристик посетителей, посещающих аптеку Медия по адресу ул Луначарского 76 в г. Екатеринбурге. Анализ позволяет определить популярность аптеки, оценить эффективность ее маркетинговых стратегий и принять меры для повышения качества обслуживания.