Конкуренция в системе бизнеса.Управление конкурентоспособностью фирмы.
Заказать уникальную курсовую работу- 61 61 страница
- 25 + 25 источников
- Добавлена 01.10.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1.ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ.ПРИЗНАКИ СОВРЕМЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ И МОДЕЛИ КОНКУРЕНЦИИ В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ ЭКОНОМИКОЙ
1.1 Краткий обзор литературы
1.2 Конкуренция как экономическая категория, сущность, содержание в работах ведущих экономистов
1.3 Признаки современной конкуренции
1.4 Функции, роль и значение конкуренции
1.5 Модели конкуренции в странах с развитой экономикой
2.УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ФИРМЫ
2.1.Конкуренция и монополия в России, антимонопольная политика в России и за рубежом
2.2 Обзор законодательства о конкуренции
2.3 Конкурентный потенциал субъектов бизнеса
2.4 Конкурентоспособность субъектов бизнеса.
2.5 Управление конкурентоспособностью фирмы
2.6 Конкурентные действия, методы и стратегии субъектов бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
При этом управление конкурентоспособностью рассматривается не только как фиксирование отклонений, но и как выявление возможных тенденций развития;
-для достижения необходимого уровня конкурентоспособности используется ряд действий, направлений, методов и стратегий, которые зависят от текущего положения фирмы, ее конкурентов и стратегических целей предприятия.
В целом, конкуренция в системе бизнеса является определяющим механизмом функционирования рынка, понятие "конкурентоспособность предприятия" включает большой комплекс социально-экономических характеристик, показывающих положение субъекта хозяйствования на рынке. Управление конкурентоспособностью включает в себя комплекс аналитических мероприятий, методов и стратегий, направленных на оценку и развитие фирмы в конкурентной среде.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник. М.: Проспект,2007.
Градов А.П.Национальная экономика. Учебное пособие. СПб.: Питер,2007.
Грязнова А.Г. Экономическая теория. Учебное пособие. М.:Кнорус,2007.
Ефимова С.А.Управление сбытом. М.:Альфа-пресс,2007.
Киндрук Л.Ф.,Кузнецова И.А.Экономическая теория. основы микроэкономики. Учебник. СПб.: Питер,2007.
Лемешевский И.М.Микроэкономика. Социально-экономический аспект. М.:Аинформ,2006.
Маккконелл К.Р.,Брю С.Л.Экономикс-М: Инфра-М,2008.
Максимова В.Ф.Микроэкономика. Учебник. М.:Маркет ДС,2008.
Николаева И.П.Экономика в вопросах и ответах. Учебное пособие. М.:ТК Велби,2006.
Нуреев Р.М.Курс микроэкономики. Учебник. М.:Норма,2008.
Портер Майкл. Конкурентные стратегии.3-е издание. М.:Аьпина Бизнес Букс,2007.
Савченко П.В.Национальная экономика. М.:Экономистъ,2006.
Сафрончук М.В.Микроэкономика. М.:Кнорус,2009.
Тюрина А.Д.Микроэкономика. Конспект лекций. М.:Эксмо,2008.
Фатхутдинов Р.А.Стратегия конкуренции. Учебное пособие. М.:Экономика,2005.
Фатхутдинов Р.А.Управление конкурентоспособностью организации. Учебное пособие. М.:Маркет ДС,2008.
Чайникова Л.Н.Конкурентоспособность предприятия. Тамбов: ТГТУ,2007.
Шумпетер Йозеф. Теория экономического развития. М.:Эксмо,2007.
Экономика. Учебник. под. ред.А.С.Булатова.4-е издание, переработанное и дополненное. М.: Экономистъ,2008.
Экономическая теория. Учебник. под. ред.В.И.Видяпина, А.Г.Журавлевой.4-е издание, переработанное и дополненное. М.: Инфра-М,2008.
Сайт ФАС-www.fas.gov.ru
Академия управления ТИСБИ-www.tisbi.ru
Рейтинговое агентство РБК-www.rbc.ru
Правовая система Гарант-www.garant.ru
Бизнес-образование-www.mybiz.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Глобальный индекс конкурентоспособности 2008 г. № Страна Оценка Место в 2007 г. 1 США 5.74 1 2 Швейцария 5.61 2 3 Дания 5.58 3 4 Швеция 5.53 4 5 Сингапур 5.53 7 6 Финляндия 5.50 6 7 Германия 5.46 5 8 Нидерланды 5.41 10 9 Япония 5.38 8 10 Канада 5.37 13 11 Гонконг 5.33 12 12 Великобритания 5.30 9 13 Корея 5.28 11 14 Австрия 5.23 15 15 Норвегия 5.22 16 16 Франция 5.22 18 17 Тайвань, Китай 5.22 14 18 Австралия 5.20 19 19 Бельгия 5.14 20 20 Исландия 5.05 23 21 Малайзия 5.04 21 22 Ирландия 4.99 22 23 Израиль 4.97 17 24 Новая Зеландия 4.93 24 25 Люксембург 4.85 25 26 Катар 4.83 31 27 Саудовская Аравия 4.72 35 28 Чили 4.72 26 29 Испания 4.72 29 30 Китай 4.70 34 31 ОАЭ 4.68 37 32 Эстония 4.67 27 33 Чешская Республика 4.62 33 34 Таиланд 4.60 28 35 Кувейт 4.58 30 36 Тунис 4.58 32 37 Бахрейн 4.57 43 38 Оман 4.55 42 39 Бруней-Даруссалам 4.54 n/a 40 Кипр 4.53 55 41 Пуэрто-Рико 4.51 36 42 Словения 4.50 39 43 Португалия 4.47 40 44 Литва 4.45 38 45 Южная Африка 4.41 44 46 Словацкая Республика 4.40 41 47 Барбадос 4.40 50 48 Иордания 4.37 49 49 Италия 4.35 46 50 Индия 4.33 48 51 Россия 4.31 58 52 Мальта 4.31 56 53 Польша 4.28 51 54 Латвия 4.26 45 55 Индонезия 4.25 54 56 Ботсвана 4.25 76 57 Маврикий 4.25 60 58 Панама 4.24 59 59 Коста-Рика 4.23 63 60 Мексика 4.23 52 61 Хорватия 4.22 57 62 Венгрия 4.22 47 63 Турция 4.15 53 64 Бразилия 4.13 72 65 Черногория 4.11 82 66 Казахстан 4.11 61 67 Греция 4.11 65 68 Румыния 4.10 74 69 Азербайджан 4.10 66 70 Вьетнам 4.10 68 71 Филиппины 4.09 71 72 Украина 4.09 73 73 Марокко 4.08 64 74 Колумбия 4.05 69 75 Уругвай 4.04 75 76 Болгария 4.03 79 77 Шри-Ланка 4.02 70 78 Сирия 3.99 80 79 Сальвадор 3.99 67 80 Намибия 3.99 89 81 Египет 3.98 77 82 Гондурас 3.98 83 83 Перу 3.95 86 84 Гватемала 3.94 87 85 Сербия 3.90 91 86 Ямайка 3.89 78 87 Гамбии, 3.88 102 88 Аргентина 3.87 85 89 Македония, FYR 3.87 94 90 Грузия 3.86 90 91 Ливия 3.85 88 92 Тринидад и Тобаго 3.85 84 93 Кения 3.84 99 94 Нигерия 3.81 95 95 Молдова 3.75 97 96 Сенегал 3.73 100 97 Армения 3.73 93 98 Доминиканская Республика 3.72 96 99 Алжир 3.71 81 100 Монголия 3.65 101 101 Пакистан 3.65 92 102 Гана 3.62 n/a 103 Суринам 3.58 113 104 Эквадор 3.58 103 105 Венесуэла 3.56 98 106 Бенин 3.56 108 107 Босния и Герцеговина 3.56 106 108 Албания 3.55 109 109 Камбоджа 3.53 110 110 Кот-д'Ивуар 3.51 n/a 111 Бангладеш 3.51 107 112 Замбия 3.49 122 113 Танзания 3.49 104 114 Камерун 3.48 116 115 Гайана 3.47 126 116 Таджикистан 3.46 117 117 Мали 3.43 115 118 Боливия 3.42 105 119 Малави 3.42 n/a 120 Никарагуа 3.41 111 121 Эфиопия 3.41 123 122 Кыргызстан 3.40 119 123 Лесото 3.40 124 124 Парагвай 3.40 121 125 Мадагаскар 3.38 118 126 Непал 3.37 114 127 Буркина-Фасо 3.36 112 128 Уганда 3.35 120 129 Тимор-Лешти 3.15 127 130 Мозамбик 3.15 128 131 Мавритания 3.14 125 132 Бурунди 2.98 130 133 Зимбабве 2.88 129 134 Чад 2.85 131
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Программа развития конкуренции в РФ-Глава IV. Инструменты развития конкуренции и направления их совершенствования
Основной задачей макроэкономической политики является формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Поэтому реализуемая государством экономическая политика должна базироваться на конкурентных принципах. Развитие конкуренции – комплексная задача, за решение которой несут ответственность все органы государственной власти.
До настоящего времени в качестве основного инструмента политики использовались защитные механизмы. В первую очередь к ним относится применение антимонопольного законодательства. Сложность заключается в том, что антимонопольное регулирование ограничено довольно узким инструментарием и направлено, прежде всего на устранение правонарушений, а не на развитие конкуренции.
Инструменты, способствующие развитию, а не защите конкуренции, - налоговая политика, таможенно-тарифное регулирование, планирование, государственные закупки и тарифное регулирование естественных монополий не всегда были направлены на развитие конкуренции или использовались не в полной мере для этих целей. Задача развития конкуренции требует совершенствования и направления использования всех инструментов экономического регулирования и политики на цели развития конкуренции.
1. Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование
Установление таможенных пошлин является весьма действенным инструментом влияния на состояние конкурентной среды.
Во-первых, в целях повышения эффективности таможенно-тарифного регулирования необходимо провести анализ и ревизию действующих импортных и экспортных пошлин с точки зрения их влияния на конкуренцию.
По результатам этой работы могут быть сокращены количество и размер пошлин, фискальное или регулятивное значение которых не подтверждено, определены временные границы действия и динамика изменения пошлин в целях усиления их регулирующего воздействия на экономику.
Во-вторых, необходимо принимать во внимание, что введение мер торговой защиты внутреннего рынка (специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер) может существенно ограничивать импорт, что в условиях высокой концентрации отечественного производства может привести к искажению условий конкуренции на соответствующих товарных рынках. Решение о введении таких мер должно приниматься в целях необходимости повышения глобальной конкурентоспособности российских предприятий и с учетом последствий для конкуренции внутри страны.
В-третьих, необходимо продолжить практику проведения мониторинга конкурентной среды на товарных рынках, затронутых мерами торговой защиты. Целью мониторинга должны быть анализ эффективности принятых мер и предотвращение возможных злоупотреблений со стороны защищаемых товаропроизводителей, положение которых на рынке упрочилось, а результатом – своевременная постановка вопроса об отмене, продлении или изменении защитных мер.
В-четвертых, целесообразно рассмотреть возможность при распределении импортных или экспортных квот более широкого использования конкурентных механизмов распределения (например, аукционы). Однако, использование данных механизмов возможно только после тщательного анализа сложившейся системы распределения квот и оценки последствий изменения принципов распределения, поскольку принятие решений об изменении может повлечь как позитивные (в виде расширения круга пользователей квот), так негативные (в виде снижения доступа небольших компаний для пользования квотами), последствия с точки зрения конкуренции.
2. Налоговая политика
Налоговая политика – важный фактор регулирования деловой активности и формирования инвестиционно-привлекательной среды.
В условиях глобальной экономики важную роль играет налоговая конкуренция между государствами. Страны вынуждены проводить налоговую политику, максимально способствующую привлечению инвестиций и повышению конкурентоспособности национальной экономики. Основным критерием, определяющим конкурентоспособность налоговой системы, является совокупная налоговая нагрузка на хозяйствующие субъекты, складывающаяся из номинального налогового бремени и издержек налогоплательщиков, связанных с исполнением обязанности по уплате налогов и сборов (система налогового администрирования).
В последнее время в Российской Федерации приняты изменения в налоговое законодательство, направленные на снижение номинальной налоговой нагрузки. Работа в этом направлении еще не завершена и в ее рамках будут реализованы меры по снижению номинальной нагрузки как на экономику в целом, так и отдельные отрасли. Между тем номинальное налоговое бремя в Российской Федерации в целом сопоставимо с общеевропейским уровнем.
При этом сохраняющиеся издержки налогоплательщиков, связанные с процедурами налогового контроля и особенностями правоприменительной практики делают обязанность по уплате налогов более обременительной по сравнению с другими странами. Это приводит к увеличению совокупной налоговой нагрузки и к попыткам ее минимизации за счет уклонения от уплаты налогов.
В результате, с одной стороны, снижается конкурентоспособность налоговой системы, а с другой – компания, использующая различные схемы уклонения от налогообложения получает дополнительные необоснованные конкурентные преимущества. Компании, использующие такие схемы, обладают значительным конкурентным преимуществом по сравнению с организациями, ведущими легальный бизнес.
В целях повышения конкурентоспособности российской налоговой системы необходимо реализовать следующие меры.
Во-первых, продолжить работу по снижению общего налогового бремени с учетом возможностей бюджета и задач по диверсификации экономики.
Во-вторых, упростить форму и процедуры представления налоговой отчетности.
В-третьих, сократить срок возмещения НДС по итогам камеральных налоговых проверок для налогоплательщиков, регулярно представляющих налоговую отчетность и исполняющих законные обязательства по уплате налогов.
В-четвертых, предусмотреть налоговое стимулирование для предприятий, направляющих средства на развитие технологий, обеспечивающих повышение их конкурентности и расходы на снижение уровня издержек. В первую очередь это касается стимулирования энергосбережения и внедрения экологически чистых технологий.
3. Государственные программы развития инфраструктуры и отдельных отраслей
Программы и планы развития отдельных отраслей или сфер экономической деятельности могут быть эффективным инструментом конкурентной политики. Так, стратегия и программы по развитию транспортной инфраструктуры включают в себя конкретные объекты строительства, которые могут быть скорректированы с учетом потребностей бизнеса, планов перспективного развития территорий. Подобный подход к планированию повысит эффективность управления экономического развития и, соответственно, конкуренции.
Программы отраслевого развития, инвестиционные программы субъектов естественных монополий должны быть не только увязаны между собой, но и соотноситься с общей политикой развития конкуренции в Российской Федерации. То есть быть направлены на создание инфраструктуры в тех местах, где наблюдается дефицит. Совершенствование данного инструмента конкурентной политики должно идти по следующим направлениям.
Во-первых, следует принять требования к процедурам разработки и согласования органами власти инвестиционных программ субъектов естественных монополий. Важно, чтобы эти процедуры были публичными, а при их согласовании соблюдались разработанные критерии конкурентной направленности программ.
Во-вторых, в нормативных правовых актах, регламентирующих порядок разработки и реализации долгосрочных целевых программ и федеральных целевых программ, необходимо предусмотреть обязательные процедуры публикации и обсуждения их проектов, порядок учета мнений и предложений со стороны предпринимателей.
В-третьих, целесообразно провести экспертизу действующих федеральных целевых программ и рассмотреть возможность включения в них мероприятий по поддержанию, развитию или внедрению конкуренции на рынки, затрагиваемые настоящей федеральной целевой программой.
4. Государственные закупки
Действующая в Российской Федерации система государственных закупок направлена на повышение их эффективности, минимизации затрат и коррупции. Благодаря своей прозрачности и открытости для участников она способствует развитию конкуренции. Данные о результатах проводимых торгов свидетельствуют о расширении круга их участников и ужесточении конкурентной борьбы за поставку товаров бюджетным организациям. Значительное влияние на экономику в целом и формирование конкурентной среды обусловлено общими размерами бюджетных средств, освоенных в рамках размещения государственного заказа.
Развитие системы государственных закупок направлено на расширение возможностей поиска информации потенциальными участниками размещения государственного заказа о торгах, проводимых органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальными заказчиками.
Следует отметить отсутствие в свободном доступе информации о прочих торгах (например, по продаже государственного или муниципального имущества), проводимых органами власти.
Совершенствование системы государственного заказа должно предусматривать следующие меры.
Во-первых, создание единого общероссийского сайта по государственным и муниципальным закупкам; объединение соответствующих информационных ресурсов на мощностях Федерального информационного центра;
Во-вторых, переход на электронную форму аукционов при размещении заказов. Это позволит исключить рутинность «бумажных» процедур, снизить вероятность сговора между участниками торгов (за счет обеспечения анонимности участия в электронных аукционах), обеспечить максимальный доступ предпринимателей на торги (через сеть Интернет, без необходимости выезда на место проведения аукциона). Для обеспечения ликвидности торгов информация об электронных аукционах также должна быть сконцентрирована на ограниченном количестве ресурсов.
5. Регулирование естественных монополий
Состояние конкурентной среды в значительной степени обусловлено стоимостью услуг субъектов естественных монополий, состоянием инфраструктуры и наличием возможности беспрепятственного к ней доступа.
Таким образом, государственное регулирование естественных монополий напрямую влияет на качество конкурентной среды посредством:
- ценового (тарифного) регулирования;
- инвестиционных программ, которые определяют технологические возможности по доступу к товарам субъектов естественных монополий;
- регулирование доступа к товарам субъектов естественных монополий для развития эффективной конкуренции между их потребителями в соответствующих секторах, а также устранение инфраструктурных ограничений для экономики в целом.
Значительный рост тарифов на товары субъектов естественных монополий, наблюдавшийся за последние 8 лет, в основном обусловлен объективными причинами – сдерживание цен относительно инфляции в конце 90-х годов, значительным объемом инвестиций в инфраструктуру, осуществляемых за счет тарифа. При этом действующая система государственного регулирования субъектов естественных монополий, в том числе посредством установления тарифов методами индексации и экономически обоснованных затрат, не стимулирует в должной мере субъекты естественных монополий сокращать операционные затраты, повышать эффективность инвестиций.
Практика исключительных тарифов на железнодорожные перевозки, направленная на поддержку перевозки одних товаров за счет других (перекрестное субсидирование), оказывает значительное влияние на развитие конкуренции. Вместе с тем, в условиях больших расстояний перевозки некоторых видов продукции и сырья изменение или дифференциация размера тарифа способствует поддержке конкурентоспособности российских предприятий.
Тарифы на подключение к электрическим и другим сетям коммунальной инфраструктуры могут стать непреодолимым барьером входа на любые рынки не только для малого, но и крупного бизнеса. Таким образом, конкурентная среда сможет развиваться только в условиях взвешенной тарифной политики, основанной на эффективной и современной системе регулирования.
Совершенствование системы регулирования данной сферы должно быть направлено на создание максимально приближенных к конкурентным условий деятельности субъектов естественных монополий. Система регулирования также должна ориентировать объемы, темпы и направления инвестиций субъектов естественных монополий в инфраструктуру в соответствии с запросами потребителей.
Отдельно следует подчеркнуть, что качество конкурентной среды во многом обусловлено и динамикой структурных реформ естественных монополий, в ходе которых устанавливается:
- дизайн рынков (выделение конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности через структурные преобразования или раздельный учет по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности);
- рыночные правила либерализуемых секторов;
- направления совершенствования эффективности государственного регулирования и регулирования специализированными инфраструктурными организациями.
В этой связи целесообразно при обсуждении и реализации структурных реформ естественных монополий учитывать последствия для формирования эффективной конкурентной среды по всем перечисленным направлениям.
В настоящее время естественные монополии регулируются на основании концептуально устаревшего федерального закона, порождающего значительное количество споров и правовых пробелов. Так, ряд поименованных в нормативном акте сфер не всегда является естественной монополией (услуги общедоступной электрической связи, железнодорожные перевозки), ряд, напротив, совершенно необоснованно исключен из предмета регулирования (в частности, деятельность по оказанию услуг по водоснабжению и водоотведению).
В законе не определены ключевые моменты обеспечения недискриминационного доступа потребителей к оказываемым субъектами естественных монополий услугам, а также правовой статус реестра субъектов естественных монополий, в результате чего сложилась противоречивая правоприменительная практика относительно того, может ли являться не включенный в названый реестр субъект субъектом естественной монополии.
В законе не закреплена система органов регулирования, принципы ее построения, основы разграничения полномочий регулирующих органов, что на практике приводит к конфликту компетенций антимонопольного органа и федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Для совершенствования системы регулирования естественных монополий необходимо реализовать следующие мероприятия.
Во-первых, внесение изменений в федеральный закон «О естественных монополиях», предусматривающих уточнение понятия субъекта естественной монополии, определение статуса реестра субъектов естественных монополий,- определение порядка контроля экономической концентрации (устранение дублирующих определенных антимонопольным законодательством обязанностей), разграничение полномочий органов регулирования естественных монополий, введение метода экономически обоснованной доходности инвестированного капитала в качестве одного из методов тарифного регулирования субъектов естественных монополий и организаций коммунального комплекса.
Во-вторых, внедрение в систему государственного регулирования ряда отраслей метода экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, метода сравнительного анализа и других «квази-конкурентных» (т.е. создающих эффект конкурентной мотивации у предприятий, осуществляющих деятельность в естественно-монопольной среде) механизмов. Система экономически обоснованной доходности инвестированного капитала предусматривает установление долгосрочного тарифа, обеспечивающего приемлемую норму доходности на вложенный капитал, а также механизма, стимулирующего снижение издержек и поддержание определенного уровня качества оказания услуг. В случае невыполнения заданных параметров качества и сокращения издержек, регулирующим органом на субъект естественной монополии могут быть наложены штрафы.
В-третьих, обеспечение эффективности закупочной деятельности субъектов естественных монополий путем установления обязательных требований к проведению торгов по закупкам товаров и услуг. Такие процедуры должны обеспечивать прозрачность и состязательность проведения торгов, что сократит издержки субъектов естественных монополий и будет способствовать снижению роста тарифов.
В-четвертых, повышению эффективности субъектов естественных монополий будет способствовать выделение из сферы их деятельности отдельных видов работ, которые могут быть произведены сторонними компаниями на конкурентной основе (например, осуществление части работ по подключению к системам коммунальной инфраструктуры).
В-пятых, необходимо активизировать работу по развитию конкуренции в сопряженных с естественными монополиями сферах, в том числе посредством разделения субъектов на осуществляющих конкурентные и естественно-монопольные виды деятельности. Одним из важных шагов к осуществлению данной задачи является разработка методик по ведению раздельного учета указанных видов деятельности.
В-шестых, необходимо принятие правил недискриминационного доступа к услугам естественных монополий.
6. Развитие малого и среднего предпринимательства
Роль небольших компаний в формировании конкурентных отношений является крайне важной.
Такие свойства малого и среднего бизнеса, как гибкость, многочисленность, способность к быстрому обновлению позволяют ему в целом составлять серьезный противовес крупным фирмам, стимулировать их эффективность. Конкурентное давление со стороны небольших компаний – один из основных инструментов повышения неустойчивости картельных сговоров, препятствие установлению монопольно высоких цен. Для экономики в целом деятельность небольших компаний оказывается важным фактором повышения ее конкуретноспособности.
В целях создания максимально благоприятных условий для ведения малого и среднего бизнеса, необходимо, осуществление следующих специальных мер.
Во-первых, принятие пакета законопроектов по снижению административного давления на малый бизнес.
Прежде всего, это касается необходимости усиления защиты прав предпринимателей при проведении проверок, исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел в отношении субъектов предпринимательской деятельности, упрощения порядка выдачи и продления лицензии и замены ряда видов деятельности страхованием гражданской ответственности, сокращения перечня наименований продукции, подлежащей обязательной сертификации (замена декларированием соответствия), введение бесплатной процедуры регистрации деклараций о соответствии качества продукции для заявителя Ростехрегулированием, отмена платы за получение госстандарта.
Во-вторых, упрощение процедуры государственной регистрации, ликвидации, банкротства субъектов малого предпринимательства.
В-третьих, дальнейшее упрощение налоговой отчетности и бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства.
В-четвертых, реализация мероприятий, направленных на упрощение и удешевление процедуры присоединения к объектам инфраструктуры естественных и локальных монополий.
В-пятых, обеспечение доступа малого и среднего предпринимательства к государственным и муниципальным имущественным ресурсам, в том числе обеспечение реализации преимущественного права выкупа арендуемых помещений.
В-шестых, расширение доступа малых и средних предприятий к государственному заказу, заказам естественных монополий и госкорпораций в том числе путем:
- повышения (до 5 млн. руб., а по решению властей субъектов Российской Федерации – до 10 млн. руб.) величины лота однородных товаров (услуг) выставляемых в рамках проведения специализированных торгов для субъектов малого предпринимательства;
- обеспечения проведения заказчиками специализированных торгов для субъектов малого предпринимательства.
В-седьмых, обеспечение максимальной информационной открытости для начала собственного дела, включая публикацию на едином интернет-портале справочной информации о совершении необходимых действий и предоставлении конечного перечня необходимой документации, наличии обязательных требований со стороны органов исполнительной власти, возможности получения господдержки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Элементы ресурсного потенциала фирмы
Материальный потенциал совокупность предметов деятельности (средства и предметы труда), а также технологии производства товаров, оказания услуг и выполнения работ, применяемые фирмой, в том числе инновационные технологии Коммерческий капитал совокупность созданных и подлежащих реализации товаров, алгоритмов оказания услуг, навыков выполнения работ Информационный потенциал совокупность профессиональной и деловой информации, имеющейся в распоряжении компании, а также технологии создания, воспроизведения, представления и защиты информации Финансовый потенциал совокупность финансовых активов фирмы, а также финансовых обязательств фирмы в отношении других субъектов бизнеса Человеческий потенциал используемые человеческие ресурсы, объединяемые внутри предпринимательской фирмы, в том числе интеллектуальный (образовательный) потенциал данной фирмы Организационный потенциал организационная структура компании, уровень внутрифирменного менеджмента, а также внутренние и внешние деловые коммуникации данной компании Предпринимательский потенциал деловые способности учредителей предпринимательской фирмы, ее сотрудников и менеджеров («потенциал предприимчивости»)
Грязнова А. Экономическая теория. Учебное пособие-Издательство «Кнорус»,2007-201 с
Киндрук Л.Ф.,Кузнецова И.А.Экономическая теория. основы микроэкономики. Учебник. СПб.: Питер,2007.-76 с.
Шумпетер Йозеф. Теория экономического развития. М.:Эксмо,2007.-402 с.
Шумпетер Йозеф. Теория экономического развития. М.:Эксмо,2007.-405 с.
Экономическая теория. Учебник. под. ред.В.И.Видяпина, А.Г.Журавлевой.4-е издание, переработанное и дополненное. М.: Инфра-М,2008.-112 с.
Портер Майкл. Конкурентные стратегии.3-е издание. М.:Аьпина Бизнес Букс,2007.-206 с.
Экономика. Учебник. под. ред.А.С.Булатова.4-е издание, переработанное и дополненное. М.: Экономистъ,2008.-198 с.
Нуреев Р.М.Курс микроэкономики. Учебник. М.:Норма,2008.-215 с.
Нуреев Р.М.Курс микроэкономики. Учебник. М.:Норма,2008.-217 с.
Рейтинговое агентство РБК-www.rbc.ru
Савченко П.В.Национальная экономика. М.:Экономистъ,2006.-468 с.
Сайт ФАС-www.fas.gov.ru
Сайт ФАС-www.fas.gov.ru
Сафрончук М.В.Микроэкономика. М.:Кнорус,2009.-153 с.
Сафрончук М.В.Микроэкономика. М.:Кнорус,2009.-155 с.
Правовая система Гарант-www.garant.ru
Правовая система Гарант-www.garant.ru
Правовая система Гарант-www.garant.ru
Чайникова Л.Н.Конкурентоспособность предприятия.Тамбов:ТГТУ,2007.-49 с.
Чайникова Л.Н.Конкурентоспособность предприятия. Тамбов: ТГТУ,2007.-52 с.
Фатхутдинов Р.А.Управление конкурентоспособностью организации. Учебное пособие. М.:Маркет ДС,2008.-178 с.
Академия управления ТИСБИ-www.tisbi.ru
Фатхутдинов Р.А.Стратегия конкуренции. Учебное пособие. М.:Экономика,2005.-302 с.
Портер Майкл. Конкурентные стратегии.3-е издание. М.:Аьпина Бизнес Букс,2007.-239 с.
Рейтинговое агентство РБК-www.rbc.ru
Сайт ФАС-www.fas.gov.ru
61
1)Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник. М.: Проспект,2007.
2)Градов А.П.Национальная экономика. Учебное пособие. СПб.: Питер,2007.
3)Грязнова А.Г. Экономическая теория. Учебное пособие. М.:Кнорус,2007.
4)Ефимова С.А.Управление сбытом. М.:Альфа-пресс,2007.
5)Киндрук Л.Ф.,Кузнецова И.А.Экономическая теория. основы микроэкономики. Учебник. СПб.: Питер,2007.
6)Лемешевский И.М.Микроэкономика. Социально-экономический аспект. М.:Аинформ,2006.
7)Маккконелл К.Р.,Брю С.Л.Экономикс-М: Инфра-М,2008.
8)Максимова В.Ф.Микроэкономика. Учебник. М.:Маркет ДС,2008.
9)Николаева И.П.Экономика в вопросах и ответах. Учебное пособие. М.:ТК Велби,2006.
10)Нуреев Р.М.Курс микроэкономики. Учебник. М.:Норма,2008.
11)Портер Майкл. Конкурентные стратегии.3-е издание. М.:Аьпина Бизнес Букс,2007.
12)Савченко П.В.Национальная экономика. М.:Экономистъ,2006.
13)Сафрончук М.В.Микроэкономика. М.:Кнорус,2009.
14)Тюрина А.Д.Микроэкономика. Конспект лекций. М.:Эксмо,2008.
15)Фатхутдинов Р.А.Стратегия конкуренции. Учебное пособие. М.:Экономика,2005.
16)Фатхутдинов Р.А.Управление конкурентоспособностью организации. Учебное пособие. М.:Маркет ДС,2008.
17)Чайникова Л.Н.Конкурентоспособность предприятия. Тамбов: ТГТУ,2007.
18)Шумпетер Йозеф. Теория экономического развития. М.:Эксмо,2007.
19)Экономика. Учебник. под. ред.А.С.Булатова.4-е издание, переработанное и дополненное. М.: Экономистъ,2008.
20)Экономическая теория. Учебник. под. ред.В.И.Видяпина, А.Г.Журавлевой.4-е издание, переработанное и дополненное. М.: Инфра-М,2008.
21)Сайт ФАС-www.fas.gov.ru
22)Академия управления ТИСБИ-www.tisbi.ru
23)Рейтинговое агентство РБК-www.rbc.ru
24)Правовая система Гарант-www.garant.ru
25)Бизнес-образование-www.mybiz.ru
Вопрос-ответ:
Что такое конкуренция?
Конкуренция - это состояние, при котором несколько фирм или организаций соперничают между собой за достижение определенных целей, таких как увеличение прибыли, расширение рынка или завоевание большей доли рынка.
Какие признаки современной конкуренции можно выделить?
Современная конкуренция характеризуется быстрым темпом развития, глобализацией рынков, использованием информационных технологий, высокой степенью научно-технического прогресса и инноваций, а также высокой степенью конкурентности продуктов и услуг.
Для чего нужна конкуренция?
Конкуренция играет важную роль в экономике, поскольку она стимулирует фирмы к улучшению качества своих товаров и услуг, снижению цен, повышению эффективности производства и развитию новых технологий. Кроме того, конкуренция заставляет фирмы быть более инновационными и адаптивными к изменениям на рынке.
Какие модели конкуренции применяются в странах с развитой экономикой?
В странах с развитой экономикой применяются различные модели конкуренции, такие как модель свободной конкуренции, модель олигополии, модель монополистической конкуренции, модель монополии и др. Каждая модель характеризуется особыми условиями и правилами, которые влияют на поведение фирм и долю рынка, которую они занимают.
Что такое управление конкурентоспособностью фирмы?
Управление конкурентоспособностью фирмы - это комплекс мер и стратегий, направленных на обеспечение высокой конкурентоспособности фирмы на рынке. Оно включает анализ конкурентной среды, разработку маркетинговой стратегии, управление качеством продукции и услуг, инновационную деятельность, управление ресурсами и другие аспекты, которые позволяют фирме успешно конкурировать с другими участниками рынка.
Какой смысл имеет понятие "конкуренция" в системе бизнеса?
Конкуренция в системе бизнеса является основным фактором, который стимулирует развитие и эффективность компаний. Она представляет собой состояние соперничества между компаниями, которое выражается в борьбе за клиентов, удержание или увеличение своей доли на рынке, разработке новых продуктов и услуг, снижении цен и повышении качества. Конкуренция позволяет выявить наилучшие компании и стимулирует их к инновациям и повышению конкурентоспособности.
Какие признаки характеризуют современную конкуренцию?
Современная конкуренция характеризуется рядом признаков. Во-первых, она стала все более глобальной, что означает, что компании соревнуются на международном уровне. Во-вторых, конкуренция стала все более интенсивной, компании прилагают все больше усилий для привлечения и удержания клиентов. В-третьих, конкуренция стала более динамичной, обусловлена быстрыми изменениями технологий и требует постоянного приспособления к новым условиям рынка.
Какова роль и значение конкуренции в современной экономике?
Роль и значение конкуренции в современной экономике весьма велики. Конкуренция способствует развитию инноваций и повышению качества продукции и услуг. Она создает стимулы для компаний повышать свою эффективность и обеспечивать лучшее обслуживание клиентов. Конкуренция также способствует снижению цен на товары и услуги, благодаря чему потребители получают больше выбора и более выгодные условия покупки.