Методы исследования психологии.
Заказать уникальный реферат- 23 23 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 25.01.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Классификация методов психологического исследования
Глава 2. Ведущие эмпирические методы и их краткая характеристика
2.1. Наблюдение
2.2. Вербально-коммуникативные методы (беседа и опрос)
2.3. Эксперимент
2.4. Тестирование
2.5. Моделирование в психологии
Заключение
Библиография
д.
Тестирование используется при:
• профессиональной ориентации и профессиональном отборе;
• изучении уровня усвоения знаний;
• оказании психологической помощи;
• изучении уровня индивидуального развития.
Количество и разнообразие различного рода тестов, опросников, шкал огромно. Одни из первых тестовых разработок принадлежат Ф. Гальтону, который применил их для измерения психических свойств и разработал метод математической статистики для анализа результатов исследования. Д. Кеттел создал «умственные тесты», Г. Эббингауз измерял память у школьников.
Основные виды тестов:
Тесты достижений показывают степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями и навыками.
Тесты интеллекта выявляют умственный потенциал. Критерием является набор понятий, терминов и логических отношений между ними.
Тесты креативности оценивают творческие способности личности.
Тесты личностные позволяют выявить различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивационные, межличностные свойства, типичные формы поведения.
Тесты проективные позволяют сориентироваться в сложных свойствах личности, не поддающихся точной оценке.
2.5. Моделирование в психологии
Универсальность моделирования как познавательного метода позволяет относить его к разряду методов общенаучного и даже всеобщего характера, поскольку можно считать все наши знания о мире его моделями, так как исходно эти знания нам представлены в наших психических образах и понятиях, которые есть не что иное, как нематериальные модели материальных объектов познания. Но в каждой области знаний, где применяется моделирование, этот метод имеет свою специфику. Под моделированием обычно понимается исследование объектов на их моделях. Моделями (от лат. modulus – мера, образец) считаются специальные искусственно созданные объекты, по своим определенным характеристикам сходные с реальными объектами, подлежащими изучению. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого реального объекта невозможно или затруднено в силу его недоступности, этических ограничений или чрезмерных затрат (временных, трудовых, финансовых и проч.). Моделируемыми объектами в психологии в самом общем плане выступают психика (с ее психофизиологическими механизмами), личность, деятельность, общение, поведение.
В зависимости от характера получаемого знания модели (а значит, и моделирование) могут выполнять следующие функции.
I. На эмпирическом уровне: 1) реконструирующая (воссоздание качественной специфики объекта); 2) измерительная (получение количественных характеристик объекта); 3) описательная (обеспечение наглядности и понятности).
II. На теоретическом уровне: 1) интерпретационная (объяснение, обобщение и исчерпывающее описание); 2) прогнозирующая (предсказание поведения объекта-прототипа); 3) критериальная (проверка истинности, адекватности знаний об объекте); 4) эвристическая (способствование генерированию новых идей и гипотез относительно изучаемого объекта и связанных с ним других объектов реальности. Кроме того, модель, способствуя формализации данных об объекте, облегчает построение и проверку гипотез и теорий).
III. На практическом уровне: 1) познавательно-иллюстрирующая; 2) обучающая; 3) развлекательно-игровая.
В науке предложено немало разновидностей моделей и способов их группировки. Приведем наиболее существенные классификации.
I. По способу реализации: 1) вещественные; 2) знаковые; 3) образные; 4) ситуационные.
II. По характеру воспроизводимых сторон оригинала: 1) субстанциальные; 2) структурные; 3) функциональные; 4) смешанные.
III. По полноте представления объекта: 1) полные; 2) неполные (частичные).
IV. По области знаний: 1) технические; 2) социальные; 3) биологические; 4) психологические и др.
Особенности моделирования в психологии предопределены объектом и предметом психологической науки. Основной объект исследования – человек, и этим обусловлено требование предельной гуманности ко всем приемам его изучения. Отсюда вытекают значительные ограничения, налагаемые на средства и процедуру моделирования. Сужают поле моделирования и этические нормы взаимодействия исследователя с исследуемым человеком или группой. Специфика предмета исследования (психики) заключается в идеальности, латентности и в высшей степени сложности. Отсюда любая презентация психики в какой бы то ни было форме модели весьма приблизительна и условна и требует весомых доказательств своей адекватности.
В самом общем плане моделирование в психологии представлено двумя принципиальными направлениями. Первое – моделирование психики, второе – психологическое моделирование. Под моделированием психики понимается проектирование и конструирование искусственных аналогов различных психических явлений и лежащих в их основе нейрофизиологических и психологических механизмов. Психологическое моделирование – это искусственное создание специальных условий для проявления психики естественных объектов (людей, животных, социальных групп). Оба пути дают возможность изучения структуры, функций и механизмов работы психики, ее проявлений в различных формах и в различных условиях.
Заключение
Любая наука развивается динамично и прогрессивно, если она располагает, с одной стороны, творческими идеями, которые выдвигают учёные, а с другой – достаточно объективными, точными и надежными методами, позволяющими проверять эти идеи. Роль метода как способа познания и исследования явлений природы и социальной жизни, заключается в том, чтобы с помощью специальных приемов (или методик) проникать за пределы явлений, доступных непосредственному наблюдению, т.е. проникать в те внутренние законы, которые составляют сущность изучаемого явления.
К ведущим эмпирическим методам обычно относят такие методы, использование которых возможно в любом эмпирическом исследовании независимо от специфики изучаемой психологической реальности. Конкретные особенности объекта, предмета, целей и условий исследования не сказываются на основных принципах этих методов, а лишь влияют на их процессуальную сторону, что ведет к выбору той или иной разновидности метода (методики). Именно возможность применения этих методов практически в любой области психологических знаний и придает им общепсихологическое значение. К эмпирическим методам психологии относятся: наблюдение, вербально-коммуникативные методы (беседа и опрос), эксперимент, тестирование и моделирование.
Библиография
Введение в психологию, под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 496 с.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 208 с.
Ефимова Н.С. Основы общей психологии. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. – 288 с.
Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
Мазилов В.А., Панкратов А.В. Б.Г. Ананьев и проблемы методологии психологии // Ананьевские чтения – 98. Материалы науч.-практич. конференции. – СПб.: 1998.
Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.: ил.
Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 912 с.
Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – М.: Высшее образование, 2007. – 484 с.
Общая психология, под ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2005. – 232 с.
Психология / под ред. А.А. Крылова. – М: ТК Велби, Изд-во проспект, 2008. – 752 с.
Психология, под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.: ил.
Психология, под ред. Е.И. Рогова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 591 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. – М.: Педагогика, 1989. – 488 с.
Филатов Ф.Р. Общая психология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 544 с.: ил.
Худяков А.И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.: ил.
Общая психология, под ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2005. – С. 15.
Худяков А.И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2008. – С. 71.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. – М.: Педагогика, 1989. – С. 44.
Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С. 107.
Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С. 107 – 108.
Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С. 109 – 112.
Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С. 112 – 114.
Мазилов В.А., Панкратов А.В. Б.Г. Ананьев и проблемы методологии психологии // Ананьевские чтения – 98. Материалы науч.-практич. конференции. – СПб.: 1998. - С. 45.
Филатов Ф.Р. Общая психология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – С. 60.
Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С. 114 – 116.
Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С. 116 – 117.
Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С. 118.
Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С. 118 – 119.
Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С. 119 – 120.
Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С. 124 – 125.
Ефимова Н.С. Основы общей психологии. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. – С. 19.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 48.
Ефимова Н.С. Основы общей психологии. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. – С. 19 – 20.
Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С. 128 – 130.
Ефимова Н.С. Основы общей психологии. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. – С. 14.
2
1.Введение в психологию, под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 496 с.
2.Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 208 с.
3.Ефимова Н.С. Основы общей психологии. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. – 288 с.
4.Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
5.Мазилов В.А., Панкратов А.В. Б.Г. Ананьев и проблемы методологии психологии // Ананьевские чтения – 98. Материалы науч.-практич. конференции. – СПб.: 1998.
6.Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.: ил.
7.Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 912 с.
8.Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – М.: Высшее образование, 2007. – 484 с.
9.Общая психология, под ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2005. – 232 с.
10.Психология / под ред. А.А. Крылова. – М: ТК Велби, Изд-во проспект, 2008. – 752 с.
11.Психология, под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.: ил.
12.Психология, под ред. Е.И. Рогова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 591 с.
13.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. – М.: Педагогика, 1989. – 488 с.
14.Филатов Ф.Р. Общая психология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 544 с.: ил.
15.Худяков А.И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.: ил.
Вопрос-ответ:
Какие методы используются в психологическом исследовании?
В психологическом исследовании используются различные методы, такие как наблюдение, вербально-коммуникативные методы (беседа и опрос), эксперимент, тестирование и моделирование.
Какой метод позволяет наблюдать за поведением людей без вмешательства?
Метод наблюдения позволяет изучать поведение людей без вмешательства, наблюдая их в естественных условиях с целью выявления закономерностей и причинно-следственных связей.
Что такое вербально-коммуникативные методы?
Вербально-коммуникативные методы, такие как беседа и опрос, используются для сбора информации от испытуемых путем общения и задавания вопросов. Эти методы позволяют получить качественные данные о мнениях, взглядах и переживаниях людей.
Что такое эксперимент в психологии?
Эксперимент в психологии - это метод, при котором контролируются и изменяются определенные условия с целью проверки гипотез и выявления причинно-следственных связей в поведении и психических процессах.
В каких областях применяется тестирование?
Тестирование применяется в различных областях, таких как профессиональная ориентация и отбор, изучение уровня усвоения знаний, оказание психологической помощи и изучение уровня интеллекта, личностных характеристик и многих других аспектов человеческой психологии.
Какие методы используются в психологическом исследовании?
В психологическом исследовании используются различные методы, такие как наблюдение, беседа и опрос, эксперимент, тестирование и моделирование.
Для чего используется тестирование в психологии?
Тестирование используется в психологии для профессиональной ориентации и профессионального отбора, изучения уровня усвоения знаний, оказания психологической помощи, а также изучения уровня и развития различных качеств личности.
Какие эмпирические методы исследования являются ведущими в психологии?
В психологии ведущими эмпирическими методами исследования являются наблюдение, беседа и опрос, эксперимент, тестирование и моделирование. Каждый из этих методов имеет свои особенности и применяется в зависимости от целей и объектов исследования.
Какой метод является основным в психологическом исследовании?
В психологическом исследовании нет одного основного метода, так как выбор метода зависит от конкретных целей, объектов исследования и возможностей исследователя. В разных исследованиях могут применяться разные методы, комбинирование которых позволяет получить наиболее полную картину изучаемого явления.