Антимонопольное регулирование и его значение (на примере РФ)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая теория
  • 37 37 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 24.10.2009
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Суть и задачи антимонопольной политики
1.1 Основные понятия антимонопольной деятельности
1.2 Истоки возникновения монополии в условиях рыночной экономики
1.3 Оценки и критерии монополизации рынка
1.4 Основные приемы противодействия монополизации рынков
ГЛАВА 2 Практика антимонопольного регулирования в России
2.1 Генезис монополизма в России
2.2 Основные направления антимонопольного регулирования в России
2.3 Структура и функции Федеральной антимонопольной службы России
2.4 Общая характеристика антимонопольного законодательства РФ
ГЛАВА 3 Регулирование деятельности естественных монополий
3.1 Естественные монополии в системе рыночных отношений
3.2 Государственное регулирование и контроль в отраслях естественных монополий
3.3 Регулирование естественной монополии, на примере газового комплекса РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественных монополий, не может быть заменен в потреблении другими товарами;
- сетевой характер организации рынка, т.е. наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которой производится оказание определенной услуги. Назначение сетевых структур специфично и практически не может быть использовано для каких-либо иных целей;
К отраслям естественных монополий относят:
- транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- транспортировку газа по трубопроводам;
- услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
- железнодорожные перевозки;
- услуги транспортных терминалов, портов;
- услуги общедоступной электрической и почтовой связи;
- канализацию и водоснабжение и т. д.
Все перечисленные виды услуг принадлежат к группе отраслей «общественного пользования» поскольку процесс потребления их продукции носит коллективных характер.
Значение естественных монополий, а, следовательно, и правового регулирования их деятельности детерминировано местом естественных монополий в народном хозяйстве. Они, как правило, служат базой всей экономики, играют ключевую роль в формировании издержек производства и цены любого товара, в повышении или, напротив, понижении благосостояния людей.
Деятельность естественных монополий, помимо глобального (общенационального) характера, носит в основном региональный характер. Большинство отраслей городского хозяйства – отрасли инженерной инфраструктуры – следует отнести к сферам естественной монополии.

3.2 Государственное регулирование и контроль в отраслях естественных монополий

Регулирование и контроль деятельности субъектов естественной монополии в РФ осуществляет ФАС.
Работа ФАС России в сфере контроля над деятельностью естественных монополий направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам (ФСТ). Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.
Положение о ФСТ России утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 332. ФСТ является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги и контроль за их применением, а также федеральным органом власти по регулированию естественных монополий. Руководство ФСТ осуществляет Правительство РФ. Структура управления ФСТ РФ показана на рисунке 3. Цели и задачи ФСТ приведены в таблице 2
Таблица 2
Цели и задачи Федеральной службы по тарифам
Цели службы Задачи службы 1. Обеспечение сбалансированности и долгосрочной стабильности регулируемых рынков товаров и услуг в инфраструктурных секторах как важного условия экономического роста - переход к долгосрочному периоду регулирования тарифов и цен;
- расширение применения метода экономически обоснованной доходности на инвестированный капитал;
- поэтапное прекращение перекрестного субсидирования;
- унификация принципов, методов, процедур и регламентов ценового регулирования. 2. Обеспечение обоснованности и прозрачности тарифных решений, принимаемых на всех уровнях государственного ценового регулирования - введение и развитие институт комплексной экспертизы цен и тарифов регулируемых организаций при подготовке тарифных решений;
- создание системы стандартов раскрытия информации, представляемой регулируемыми организациями при установлении тарифов и цен
Естественные монополии находятся под непосредственным контролем по соответствующим видам правоотношений сразу двух федеральных структур – антимонопольных органов, полномочия которых по обеспечению соблюдения антимонопольного законодательства распространяются на все хозяйствующие субъекты, в том числе и на субъекты естественных монополий, и специальных органов регулирования деятельности естественных монополий.

Рисунок 3 – Структура управления Федеральной службы по тарифам России

Федеральным законом «О естественных монополиях» установлены два специфических метода регулирования.
Во-первых, органы регулирования естественных монополий могут применять ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня, либо предельных коэффициентов изменения цен (тарифов) на товары, реализуемые (производимые) субъектами естественных монополий.
Второй специфический метод регулирования – определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектами естественных монополий. Вмешательство государство в данном случае призвано защитить интересы всех потребителей.
Цель контроля за деятельностью естественных монополий – добиться эффективной государственной политики в сферах естественных монополий.
Одно из направлений контроля – защита потребителей товаров естественных монополий. Однако контролю подлежат не все действия, а только лишь совершаемые с товарами, в отношении которых применение государственное регулирование.
Другое направление – активизация поиска путей демонополизации естественных монополий, устранение препятствий, мешающих развитию здесь свободной конкуренции. Контролю подлежат действия с участием или в отношении естественных монополий, результатом которых может стать сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

3.3 Регулирование естественной монополии, на примере газового комплекса РФ

Система газоснабжения России – основополагающий элемент национальной экономики, от надежного и эффективного функционирования которого непосредственно зависит ее работа и жизнеобеспечение всех граждан.
Разработка и реализация Концепции развития рынка газа в РФ являются одним из важнейших условий формирования полноценного конкурентного российского рынка газа и развития его инфраструктуры.
Газовая промышленность России характеризуется не только наличием значительных ресурсов газа, но и высокой концентрацией его добычи, магистральных транспортных сетей и централизацией управления в рамках одной компании – ОАО «Газпром». Эти особенности обусловлены тем, что отрасль создавалась как централизованно управляемая Единая система газоснабжения, охватывающая все звенья технологической цепи – от разведки и добычи газа до его поставки в газораспределительные сети.
Российский рынок газа в современном состоянии не имеет развитой рыночной инфраструктуры и конкурентной среды. Его особенностью является весьма высокая степень государственного регулирования.
Сфера транспортировки газа по магистральным трубопроводам отнесена к естественным монополиям. Этот вид услуг предоставляет ОАО «Газпром», являющееся собственников газотранспортных сетей.
Сектор газораспределения, в котором действует достаточно большое количество организаций, также функционирует в регулируемом режиме естественно монопольных видов деятельности.
Несмотря на то, что к сфере естественных монополий отнесены только услуги по транспортировке газа по трубопроводам, включая магистральные, по решению Правительства РФ осуществляется государственное регулирование оптовых цен на газ, поставляемых конечным потребителям.
Помимо оптовых цен и тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным сетям трубопроводов, регулируются тарифы на услуги по транспортировке газа по распределительным сетям трубопроводов, а также размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям.
В сфере сбыта газа функционируют специализированные организации по продаже газа – «регионгазы», со смешанным участием в их капиталах «Межрегионгаза», дочерних общество ОАО «Газпром», администраций регионов и других хозяйствующих субъектов. Доля независимых организаций по продаже газа невелика.
Для функционирования полноценного газового рынка пока не созданы основные структурные элементы и рыночные институты, которые должны способствовать его становлению. У потребителей отсутствует свобода выбора в приобретении газа. Биржевая торговля, которая позволяет выбирать продавца (покупателя) не функционирует. Не развита система страховых компаний, обеспечивающая гарантиями сделки купли-продажи, и других структур, которые позволяют управлять рисками, связанными с непредвиденными ситуациями на рынке газа. Отсутствует налаженный механизм кредитования российских инвесторов, которые могли бы вкладывать средства в газовый бизнес.
Неразвитая рыночная инфраструктура на российском рынке газа – это следствие исторически сложившейся ориентации на функционирование одного собственника – государство, а в период приватизации – на деятельность и ответственность за газоснабжение одной крупной компании – ОАО «Газпром». И это в сочетании с отсутствием необходимых финансово-экономических условий для развития полноценного конкурентного рынка.









ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе проводилось исследование антимонопольного регулирования и его значения на примере Российской Федерации.
По итогам проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1. Конкурентная борьба является движущей силой экономического развития. Монополия – особый вид ситуации на рынке, когда на нем доминирует одна компания, препятствует развитию конкуренции, а, следовательно, и экономическому развитию. Однако в системе рыночных отношений монополия является следствием победы одной компании над своими конкурентами, таким образом, монополия порождается конкуренцией. Для оценки монополизации рынка используют коэффициент Хиршмана-Херфиндаля и коэффициент концентрации. Существуют два направления антимонопольного регулирования – корректирующий, включающий методы нормативно-ориентирующего регулирования, и законодательный (административный). Исторически сложились следующие типы антимонопольного законодательства – американский (антитрестовский) и западноевропейский (антикартельный). Российское антимонопольное законодательство тяготеет к западноевропейскому типу.
2. Специфика российского монополизма состоит в том, что на протяжении шестидесяти лет единственным собственников и управляющим в народном хозяйстве страны было государство. Поэтому в России система монополий сложилась не результате эффективного использования компаниями собственных ресурсов, а досталась в наследство от административно-командной системы СССР.
В Российской Федерации органом, занимающимся антимонопольным регулированием является Федеральная антимонопольная служба. ФАС отвечает за исполнение норм антимонопольного законодательства всеми субъектами бизнеса, а также органами исполнительной власти. Основные законодательные акты, регулирующие антимонопольную деятельность в РФ: ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»; Федеральный закон «Об электроэнергетике»; Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»; Федеральный закон «О защите конкуренции».
3. В российской экономике сложилась обширная система естественных монополий. Естественные монополии складываются в отраслях, в которых наличие доминирующего продавца (производителя) обусловлено экономическими причинами, в результате значительного снижения издержек на масштабах производства (реализации). Естественные монополии сложились в РФ в результате тех же процессов, что и обычные, однако социальная значимость товаров, производимых субъектами естественных монополий, значительно затрудняет внедрение конкурентных отношений в эти отрасли.
Регулирование государством монополий призвано не только обеспечить развитие конкурентных отношений на рынке различных товаров и услуг, но также защитить интересы потребителей. Эффективность антимонопольного регулирования – один из необходимых элементов экономической безопасности страны. Поэтому регулирование деятельности монополий обусловлено не только экономическими, но и политическими причинами. Наращивая экономическую власти, субъекты монополии могут влиять на политическую ситуацию в стране. Ярким пример тому может служить факт, что нынешний президент Российской Федерации, прежде был руководителем одной самых влиятельных отечественных монополий – ОАО «Газпром».




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Антимонопольная политика в России: учебное пособие / И.В. Князева. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2008. – 493 с.;
Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник, / Под общей ред. В.И. Кушлина. – М.: Изд-во РАГС, 2008. - 616 с.
Практика антимонопольного регулирования в России: учебное пособие / Под ред. Н.Е. Фонарева. – М.: Логос, 2005. – 240 с.;
Промышленная политика и международные отношения / Под ред. Ю.В. Кузнецов. – М.: Изд-во «Социум», 2005. – 424 с.;
Развитие конкурентных отношений в отраслях естественных монополий / В.В. Корелин. – М.: Изд-во Экономика, 2007. – 349 с.;
Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник. – М.: Маркет ДС, 2007. – 608 с.;
Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. – М.: Дело, 2005. – 896 с.
Авдашева С.Б., Шаститко А.Е., Кузнецов Б.В. Конкуренция и структура рынков: Что мы можем узнать из эмпирических исследований в России // Российский журнал менеджмента. 2006. № 4;
Волохова В.Национальной политики без протекционизма не бывает // Конкуренция и рынок. 2008. № 40;
Соколова И. Что мешает ФАС работать // Конкуренция и рынок. 2008. № 39.


Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник. – М.: Маркет ДС, 2007. – С. 58
Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник / Под общ. ред. В.И. Кушлина. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – С. 157
Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. – М.: Дело, 2005. – С. 211
Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник. – М: Маркет ДС, 2007. – С.194
Антимонопольная политика в России: учебное пособие для студентов вузов. – М.: изд-во «Омега-Л», 2008. – 150 С.
Антимонопольная политика в России: учебное пособие / Под ред. И.В. Князева. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2008. – С.196
Развитие конкурентных отношений в отраслях естественных монополий / В.В. Корелин. – М.: Изд-во Экономика, 2007. – С.29










Конец 19 в. – 1917 г.
Бурное развитие отраслей тяжелой промышленности. Поддержка крупных предприятий со стороны государства. Процессы концентрации производства и капитала. Преобладание монополий в промышленности. Создание крупных синдикатов.

1917-1929 гг.
НЭП. Активизация мелкой промышленности, производственных кооперативов. Создание крупной национализированной промышленности, представленной трестами и синдикатами. Национализация крупного капитала

1929-1956 гг.
Тотальное доминирование административной системы. Высокая управляемость деятельностью предприятий и организаций из центра. Централизованный государственный монополизм.

1957-1965 гг.
Децентрализация хозяйственных отношений. Создание локально-территориальных монопольных структур- совнархозов.

1965-1987 гг.
Дезинтеграция функций экономического центра путем воссоздания отраслевых министерств. Формирование ведомственно-корпоративных монополий

1987-1997 гг.
Перестройка экономических отношений, диверсификация форм собственности, создание рыночных структур, демонополизация и развитие конкурентной среды.

с 1998 года
Волна горизонтальных слияний, создание вертикально интегрированных систем (холдингов). Перераспределение капитала и собственности. Рост темпов концентрации

Руководитель ФАС России

Территориальные органы ФАС РФ (82)

Статс-секретарь-заместитель руководителя

Заместитель руководителя

Заместитель руководителя


Заместитель руководителя


Заместитель руководителя


Управление контроля размещения государственного заказа

Финанс
вое управле
ние

Аналитическое управление

Управле
ние по борьбе с картелями

Управление по контролю строительства, природных ресурсов, ЖКХ

Управление социальной сферы и торговли

Управление контроля финансовых рынков

Управление контроля рекламы и недобросовестной конкуренции

Управление контроля ТЭК

Управление контроля электро
энергетики

Управление контроля транспорта и связи

Управление информационных технологий

Управление контроля
промышлен
ности

Управление контроля стратегиче
ских инвестиций

Управление контроля химической промышлен
ности и АПК

Управление международного экономического сотрудничества

Управление
контроля
органов
власти

Управление
делами

Управление
государственной
службы

Правовое
управление

Административное
управление

Отдел защиты
информации

Руководитель ФСТ РФ

Помощник, советники, заместители и управление делами

Управление
методологии и
экспертизы

Управление
информационно-
аналитической работы и
экономического анализа

Контрольно-
правовое
управление

Управление по
регулированию
и контролю за
ценообразованием
в энергетической
отрасли

Управление по
регулированию цен
на продукцию
оборонного
комплекса и
соицально-
значимые товары

Управление по
регулированию
транспорта

Управление по
регулированию деятельности
естественных монополий в
области связи

Управление по
регулированию
газовой и нефтяной
отрасли

1.Антимонопольная политика в России: учебное пособие / И.В. Князева. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2008. – 493 с.;
2.Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник, / Под общей ред. В.И. Кушлина. – М.: Изд-во РАГС, 2008. - 616 с.
3.Практика антимонопольного регулирования в России: учебное пособие / Под ред. Н.Е. Фонарева. – М.: Логос, 2005. – 240 с.;
4.Промышленная политика и международные отношения / Под ред. Ю.В. Кузнецов. – М.: Изд-во «Социум», 2005. – 424 с.;
5.Развитие конкурентных отношений в отраслях естественных монополий / В.В. Корелин. – М.: Изд-во Экономика, 2007. – 349 с.;
6.Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник. – М.: Маркет ДС, 2007. – 608 с.;
7.Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. – М.: Дело, 2005. – 896 с.
8.Авдашева С.Б., Шаститко А.Е., Кузнецов Б.В. Конкуренция и структура рынков: Что мы можем узнать из эмпирических исследований в России // Российский журнал менеджмента. 2006. № 4;
9.Волохова В.Национальной политики без протекционизма не бывает // Конкуренция и рынок. 2008. № 40;
10.Соколова И. Что мешает ФАС работать // Конкуренция и рынок. 2008. № 39.

Вопрос-ответ:

Что такое антимонопольная политика?

Антимонопольная политика - это комплекс мер, принимаемых государством с целью предотвращения и борьбы с монополизацией рынка и нарушениями антимонопольного законодательства.

Какие приемы используются для противодействия монополизации рынков?

Основные приемы противодействия монополизации рынков включают разделение монополии, регулирование цен, установление адекватных условий доступа к рынку для конкурентов, а также проведение антимонопольных расследований и наложение штрафов на нарушителей.

Как развивался монополизм в России?

Монополизм в России имел свои истоки в период советской экономики, когда государственные предприятия имели единый государственный контроль над отраслями экономики. После распада СССР многие из этих предприятий были приватизированы, что привело к возникновению новых монополий в руках бизнес-групп.

Какие направления антимонопольного регулирования существуют в России?

Основные направления антимонопольного регулирования в России включают принятие антимонопольных законов и нормативных актов, контроль за слияниями и поглощениями компаний, а также проведение проверок и антимонопольных расследований в случае нарушений антимонопольного законодательства.

Каковы функции антимонопольной политики в России?

Антимонопольная политика в России выполняет несколько функций, включая защиту интересов потребителей, обеспечение конкуренции на рынке, создание равных условий для всех участников экономической деятельности, а также развитие экономической эффективности.

Какое значение имеет антимонопольное регулирование?

Антимонопольное регулирование имеет целью предотвратить и пресечь монопольные практики, защитить права и интересы конкуренции и потребителей, обеспечить эффективное функционирование рыночной экономики.

Что такое монополия?

Монополия – это положение на рынке, когда одна фирма имеет возможность контролировать цены, объемы производства и реализации товаров или услуг, полностью или частично ограничивая свои конкуренты.

Какими могут быть истоки возникновения монополии в условиях рыночной экономики?

Истоки возникновения монополии могут быть разными: неравномерное распределение ресурсов, препятствия для входа новых участников на рынок, слияния и поглощения компаний, злоупотребление доминирующим положением на рынке и другие факторы.

Как оцениваются и критерии монополизации рынка?

Оценка монополизации рынка осуществляется на основе анализа концентрации рынка, долей рынка, наличия и силы конкурентных ограничений, а также возможности входа новых участников на рынок.

Какие основные приемы противодействия монополизации рынков?

Основные приемы противодействия монополизации рынков включают: законодательное регулирование (установление антимонопольных ограничений и запретов), административные меры (штрафы и санкции), регулирование конкуренции (поощрение конкуренции и создание условий для входа новых игроков на рынок).

Для чего нужно антимонопольное регулирование?

Антимонопольное регулирование необходимо для предотвращения монополизации рынков и обеспечения конкуренции, что способствует развитию экономики, защите интересов потребителей и предпринимателей.

Какие основные понятия связаны с антимонопольной деятельностью?

Основными понятиями антимонопольной деятельности являются монополия, монополизация рынка, антимонопольное регулирование, конкуренция, доминирующее положение на рынке и т.д.