Социальный бизнес. Микрокредитование. Микрофинансирование
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 16 + 16 источников
- Добавлена 19.09.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Фандрайзинг и социальный бизнес
1.2. Фандрайзинг
2.1. Микрокредитование
2.2. Развитие системы микрокредитования в России и за рубежом
Заключение
Список использованной литературы
Бедность навязана людям» – таков главный лозунг нобелевского лауреата.
Система микрофинансирования уже помогла улучшить качество жизни миллионов людей, живущих в бедности. Они получили больший доступ к кредитам, сбережениям, системе страхования, переводам денежных средств и другим финансовым услугам, которые в иных условиях были бы для них недоступны. И все же доступ к этим ресурсам совершенно недостаточен.
Микрокредитование тесно связано с сокращением бедности. Микрокредитование создает рабочие места, способствует самозанятости, росту благосостояния. Оно помогает людям развивать свою экономическую деятельность с тем, чтобы они могли давать работу другим.
Кроме того, микрофинансирование может стать важным элементом системы социальной защиты и сыграть важную роль в расширении возможностей женщин.
Теоретическими корнями системы микрофинансирования, направленной на борьбу с безработицей и бедностью и достижение самозанятости населения, является концепция «дарового кредита» Прудона (1809 – 1865 гг.). Даровой кредит, по мнению Прудона, устраняет классовое деление общества, эксплуатацию и имущественное неравенство, обеспечивает мелким товаропроизводителям доступность кредита, «экономическая революция» должна начаться с обращения, предоставив труд и мастерскую вновь восстановленной индивидуальной свободе. Прудон исходил из нетрудового характера ссудного процента, посредством которого осуществляется эксплуатация товаропроизводителей разного рода рантье (ростовщиками).
Концепция Прудона подверглась критике Ф. Энгельсом по двум основаниям:
1. Волевое понижение нормы процента невозможно, так как эта норма регулируется объективными экономическими законами: «… для Прудона нет ничего легче, как издать декрет, – если бы только он имел для этого власть, – по которому норма процента снижается до одного процента. Но если прочие общественные условия останутся прежними, то этот прудоновский декрет будет существовать только на бумаге. Несмотря ни на какие декреты, норма процента будет по-прежнему регулироваться экономическими законами, которым она подчинена в настоящее время».
2. Попытка при помощи беспроцентного кредита поддержать мелкое товарное производство, преодолев тем самым недоступность банковского кредита и бремя ростовщических процентов, по мнению Ф. Энгельса, носит ограниченный характер, защищает интересы мелкой сельской и городской буржуазии, но не рабочего класса.
В XIX веке положительные стороны концепции Прудона не могли быть успешно реализованы из-за слабости финансового потенциала государства как основного кредитора по даровому кредиту, а также состояния человеческого потенциала большей части рабочего класса, недостаточного для самостоятельного осуществления товарного производства и предпринимательской деятельности, направленной на производительное использование полученного кредита. В современных условиях успешная реализация отечественных и зарубежных проектов микрофинансирования требует обеспечения доступности кредита для потенциальных заемщиков и его дешевизны, чтобы заемщики не стали объектами эксплуатации со стороны микрофинансирующих организаций и банков.
Развитие микрокредитования требует совершенствования законодательной базы и повышения мотивированности банков заниматься этой формой поддержки малого предпринимательства.
Зачастую микрофинансовые организации действуют вне правового поля, как и региональные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства.
Следовательно, можно отметить, что развитие микрокредитования во многом связано с частной инициативой граждан, однако без сильной поддержки государства попытки внедрения систем микрокредитования могут и не дать ожидаемых результатов.
Следует отметить, что главной проблемой внедрения системы микрокредитования в России является отсутствие законодательной базы. До сих пор не определены стандарты микрофинансирования, направления и нормативы государственной поддержки (исключение – национальный проект по развитию АПК). Кроме того, микрокредитование осуществляется на средства западных грантов или кредиторов. При реальной доходности микрокредитования 4-5 % в год многих инвесторов отпугивает риск невозврата кредита. Поэтому необходимо усиление роли государства, бюджетных источников, средств стабилизационного фонда в развитии микрокредитования и минимизации процентных ставок по кредитам.
Микрокредитование в РФ должно обязательно сочетаться с патронажем государства в обеспечении товаропроизводителей необходимыми ресурсами по доступным ценам и сбыте произведенной продукции. В противном случае опыт широкого развития микрокредитования в РФ может оказаться неудачным и убыточным мероприятием.
Таким образом, в настоящий момент уже можно говорить о некотором накопленном российском опыте в рамках развития системы микрофинансирования. Однако опыт зарубежных стран значительно богаче. Программы микрокредитования различны в странах «третьего» мира, в странах с переходной и странах с развитой рыночной экономикой.
Программы микрокредитования в странах с переходной экономикой существенно отличаются от программ в странах «третьего мира». Они не столь масштабны и главной своей целью рассматривают не борьбу с бедностью, а поддержку предпринимательских инициатив, выражаемых экономически активными категориями населения. Поэтому следствием таких программ является не преодоление нищеты и обеспечение прожиточного минимума, а оживление предпринимательской активности, развитие локальных рынков и, в долговременной перспективе, – формирование «среднего класса», что особо актуально для России.
Итак, главной особенностью, отличающей программы микрокредитования в странах с переходной экономикой, является высокий образовательный уровень, профессиональный опыт представителей адресных целевых групп клиентов, развивающих собственные малые и микробизнесы с тем, чтобы повысить уровень семейных доходов, социально адаптироваться и экономически преуспеть в новой для себя ситуации. Поэтому финансовые услуги здесь переплетаются с широким комплексом услуг прикладного бизнес-образования и консалтинга, а стратегия деятельности микрофинансовых институтов направляется на обеспечение успеха деловых начинаний заемщиков.
Заключение
Итак, фандрайзинг (Fundraising) – процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов организацией (преимущественно некоммерческой) с целью реализации как определенного социального проекта, так и серии проектов, объединенных одной общей идеей или же «вектором движения».
Микрокредитование (microcredit) – финансовая отрасль, занимающаяся выдачей небольших кредитов микропредпринимателям, которые слишком бедны, чтобы претендовать на обычные банковские кредиты.
Принципиальными особенностями микрокредитования являются: предоставление небольших краткосрочных возобновляемых займов, урощенная процедура рассмотрения заявок, использование различных видов гарантий возврата.
Сфера социального предпринимательства становится все более популярной и обсуждаемой.
Предпринимательство – свободное экономическое ведение хозяйства в разных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательными актами), осуществляемое субъектами рыночных отношений с целью удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах и услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.
Социальное предпринимательство – предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем, характеризующаяся следующими основными признаками: социальное воздействие (англ. social impact) – целевая направленность на решение/смягчение существующих социальных проблем, устойчивые позитивные измеримые социальные результаты; нновационность – применение новых, уникальных подходов, позволяющих увеличить социальное воздействие; самоокупаемость и финансовая устойчивость – способность социального предприятия решать социальные проблемы до тех пор, пока это необходимо и за счет доходов, получаемых от собственной деятельности; масштабируемость и тиражируемость – увеличение масштаба деятельности социального предприятия (на национальном и международном уровне) и распространение опыта (модели) с целью увеличения социального воздействия; предпринимательский подход – способность социального предпринимателя видеть провалы рынка, находить возможности, аккумулировать ресурсы, разрабатывать новые решения, оказывающие долгосрочное позитивное влияние на общество в целом.
Список использованной литературы
Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ (ред. от 02.02.2006) «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
«Банкир для бедных» // Инициативы XXI века. 2009. № 4. С. 101.
Бармина Е.Ю., Гаврилова О.А. Фандрайзинг как антикризисный способ привлечения ресурсов для реализации некоммерческих проектов / Бармина Е.Ю., Гаврилова О.А. // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2009. № 1. С. 22-28.
Бикбулатов В.Р. Современный инструментарий финансово-кредитной поддержки развития малого бизнеса / Бикбулатов В.Р. // Микроэкономика. 2010. № 1. С. 186-192.
Буркова А.Ю. Зарубежный опыт микрофинансирования / Буркова А.Ю. // Управленческий учет и финансы. 2010. № 2. С. 132-136.
Вакулина Е.А. Методологические аспекты государственной поддержки малого бизнеса / Вакулина Е.А. // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2010. № 22. С. 216-228.
Деловая пресса: http://www.businesspress.ru.
Заславская, О. Кредит на каждом километре // Российская бизнес-газета. 2009, № 2-3 (687).
Клепикова Т.В. Перспективы развития микрофинансового рынка России / Клепикова Т.В. // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2011. Т. 48. № 1. С. 176-181.
Константинова Н.Н., Ким Л.В. Фандрайзинг как механизм социального инвестирования / Константинова Н.Н., Ким Л.В. // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2010. № 4. С. 83-85.
Мамута М., Евсеева И. О первоочередных мерах по развитию института микрофинансирования малого бизнеса / Мамута М., Евсеева И. // Экономическая политика. 2009. № 3. С. 178-185.
Микрофинансирование // Дайджест-финансы. 2010. № 7. С. 3-3.
Осиповская А.В. Микрофинансирование и его роль в поддержке малого бизнеса / Осиповская А.В. // Экономический журнал. 2010. Т. 18. № 2. С. 25-29.
Павлов К.В. Направления и формы государственной поддержки развития малого бизнеса в регионе (на примере Белгородской области) / Павлов К.В. // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 25. С. 2-10.
Панадаева, Г.И. К вопросу о формировании на российском рынке системы фикрофинансирования // Финансы и кредит. 2009. – № 15.
Помощь бизнесу – Микрофинансирование: http://www.bishelp.ru.
Бикбулатов В.Р. Современный инструментарий финансово-кредитной поддержки развития малого бизнеса / Бикбулатов В.Р. // Микроэкономика. 2010. № 1. С. 186-192.
Панадаева, Г.И. К вопросу о формировании на российском рынке системы фикрофинансирования // Финансы и кредит. 2009. – № 15.
Клепикова Т.В. Перспективы развития микрофинансового рынка России / Клепикова Т.В. // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2011. Т. 48. № 1. С. 176-181.
Бикбулатов В.Р. Современный инструментарий финансово-кредитной поддержки развития малого бизнеса / Бикбулатов В.Р. // Микроэкономика. 2010. № 1. С. 186-192.
Клепикова Т.В. Перспективы развития микрофинансового рынка России / Клепикова Т.В. // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2011. Т. 48. № 1. С. 176-181.
Клепикова Т.В. Перспективы развития микрофинансового рынка России / Клепикова Т.В. // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2011. Т. 48. № 1. С. 176-181.
Клепикова Т.В. Перспективы развития микрофинансового рынка России / Клепикова Т.В. // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2011. Т. 48. № 1. С. 176-181.
Павлов К.В. Направления и формы государственной поддержки развития малого бизнеса в регионе (на примере Белгородской области) / Павлов К.В. // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 25. С. 2-10.
Бармина Е.Ю., Гаврилова О.А. Фандрайзинг как антикризисный способ привлечения ресурсов для реализации некоммерческих проектов / Бармина Е.Ю., Гаврилова О.А. // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2009. № 1. С. 22-28.
Бармина Е.Ю., Гаврилова О.А. Фандрайзинг как антикризисный способ привлечения ресурсов для реализации некоммерческих проектов / Бармина Е.Ю., Гаврилова О.А. // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2009. № 1. С. 22-28.
Константинова Н.Н., Ким Л.В. Фандрайзинг как механизм социального инвестирования / Константинова Н.Н., Ким Л.В. // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2010. № 4. С. 83-85.
Константинова Н.Н., Ким Л.В. Фандрайзинг как механизм социального инвестирования / Константинова Н.Н., Ким Л.В. // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2010. № 4. С. 83-85.
Мамута М., Евсеева И. О первоочередных мерах по развитию института микрофинансирования малого бизнеса / Мамута М., Евсеева И. // Экономическая политика. 2009. № 3. С. 178-185.
Мамута М., Евсеева И. О первоочередных мерах по развитию института микрофинансирования малого бизнеса / Мамута М., Евсеева И. // Экономическая политика. 2009. № 3. С. 178-185.
Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ (ред. от 02.02.2006) «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
Заславская, О. Кредит на каждом километре // Российская бизнес-газета. 2009, № 2-3 (687).
«Банкир для бедных» // Инициативы XXI века. 2009. № 4. С. 101.
Помощь бизнесу – Микрофинансирование: http://www.bishelp.ru.
Панадаева, Г.И. К вопросу о формировании на российском рынке системы фикрофинансирования // Финансы и кредит. 2009. – № 15.
Панадаева, Г.И. К вопросу о формировании на российском рынке системы фикрофинансирования // Финансы и кредит. 2009, № 15. – С. 21.
Панадаева, Г.И. К вопросу о формировании на российском рынке системы фикрофинансирования // Финансы и кредит. 2009, № 15. – С. 21.
Деловая пресса: http://www.businesspress.ru.
30
2.«Банкир для бедных» // Инициативы XXI века. 2009. № 4. С. 101.
3.Бармина Е.Ю., Гаврилова О.А. Фандрайзинг как антикризисный способ привлечения ресурсов для реализации некоммерческих проектов / Бармина Е.Ю., Гаврилова О.А. // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2009. № 1. С. 22-28.
4.Бикбулатов В.Р. Современный инструментарий финансово-кредитной поддержки развития малого бизнеса / Бикбулатов В.Р. // Микроэкономика. 2010. № 1. С. 186-192.
5.Буркова А.Ю. Зарубежный опыт микрофинансирования / Буркова А.Ю. // Управленческий учет и финансы. 2010. № 2. С. 132-136.
6.Вакулина Е.А. Методологические аспекты государственной поддержки малого бизнеса / Вакулина Е.А. // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2010. № 22. С. 216-228.
7.Деловая пресса: http://www.businesspress.ru.
8.Заславская, О. Кредит на каждом километре // Российская бизнес-газета. 2009, № 2-3 (687).
9.Клепикова Т.В. Перспективы развития микрофинансового рынка России / Клепикова Т.В. // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2011. Т. 48. № 1. С. 176-181.
10.Константинова Н.Н., Ким Л.В. Фандрайзинг как механизм социального инвестирования / Константинова Н.Н., Ким Л.В. // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2010. № 4. С. 83-85.
11.Мамута М., Евсеева И. О первоочередных мерах по развитию института микрофинансирования малого бизнеса / Мамута М., Евсеева И. // Экономическая политика. 2009. № 3. С. 178-185.
12.Микрофинансирование // Дайджест-финансы. 2010. № 7. С. 3-3.
13.Осиповская А.В. Микрофинансирование и его роль в поддержке малого бизнеса / Осиповская А.В. // Экономический журнал. 2010. Т. 18. № 2. С. 25-29.
14.Павлов К.В. Направления и формы государственной поддержки развития малого бизнеса в регионе (на примере Белгородской области) / Павлов К.В. // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 25. С. 2-10.
15.Панадаева, Г.И. К вопросу о формировании на российском рынке системы фикрофинансирования // Финансы и кредит. 2009. – № 15.
16.Помощь бизнесу – Микрофинансирование: http://www.bishelp.ru.
Вопрос-ответ:
В чем заключается основное назначение социального бизнеса?
Основное назначение социального бизнеса заключается в решении социальных проблем и улучшении качества жизни людей, особенно тех, кто живет в бедности.
Что такое фандрайзинг и как оно связано с социальным бизнесом?
Фандрайзинг - это сбор денежных средств для реализации социальных проектов. Оно связано с социальным бизнесом, так как является одним из инструментов для привлечения финансирования и поддержки социальных предпринимателей.
Что такое микрокредитование и какова его цель?
Микрокредитование - это предоставление маленьких займов малому бизнесу или физическим лицам, которые не имеют доступа к традиционным банковским услугам. Основная цель микрокредитования - поддержка предпринимательства и борьба с бедностью.
Как развивается система микрокредитования в России и за рубежом?
Система микрокредитования в России и за рубежом активно развивается и становится все более популярной. В России принимаются законы и создаются организации, специализирующиеся на микрокредитовании, а за рубежом множество стран успешно реализуют программы микрофинансирования.
Как система микрофинансирования помогает людям, живущим в бедности?
Система микрофинансирования помогает людям, живущим в бедности, предоставляя им доступ к кредитам, сбережениям, страхованию, переводам и другим финансовым услугам. Это позволяет им улучшить свое положение и качество жизни.
Что такое социальный бизнес и как он связан с микрокредитованием и микрофинансированием?
Социальный бизнес - это форма предпринимательской деятельности, направленная на решение социальных проблем и улучшение качества жизни людей. Микрокредитование и микрофинансирование являются инструментами социального бизнеса, которые позволяют предоставлять мелким предпринимателям и людям с низким доходом доступ к финансовым услугам, таким как кредиты, сбережения, страхование и переводы денежных средств.
Что такое фандрайзинг и как он связан с социальным бизнесом?
Фандрайзинг - это процесс сбора средств, основывающийся на пожертвованиях и поддержке от частных лиц, компаний и организаций. В социальном бизнесе фандрайзинг играет важную роль, так как помогает привлекать дополнительные ресурсы для решения социальных проблем и финансирования проектов, направленных на улучшение качества жизни людей.
Как развивается система микрокредитования в России и за рубежом?
Система микрокредитования в России и за рубежом активно развивается и становится все более популярной. В России создаются специализированные микрофинансовые организации, которые предоставляют мелким предпринимателям доступ к микрокредитам. За рубежом также существуют различные формы микрофинансирования, включая микрофинансовые банки, кооперативы и некоммерческие организации.
Как система микрофинансирования помогает людям живущим в бедности улучшить качество жизни?
Система микрофинансирования помогает людям живущим в бедности улучшить качество жизни, предоставляя им доступ к финансовым услугам, которые ранее были недоступны. Благодаря микрокредитам предприниматели могут развивать свое бизнеса, улучшать свои доходы и повышать свой социальный статус. Кроме того, система микрофинансирования предоставляет доступ к сбережениям, страхованию и переводам денежных средств, что также способствует улучшению условий жизни.
Что такое микрокредитование?
Микрокредитование – это система предоставления маленьких кредитов, обычно небольшим предпринимателям или малоимущим людям, которым сложно получить кредиты в банках.
Как развивается система микрокредитования в России?
Система микрокредитования в России активно развивается. Множество микрофинансовых организаций предоставляют микрокредиты малому и среднему бизнесу, помогая им расти и развиваться.
Какие преимущества микрофинансирования для людей в бедности?
Система микрофинансирования позволяет людям в бедности получить доступ к кредитам, сбережениям, системе страхования и переводам денежных средств. Это позволяет им улучшить свою жизнь и получить новые возможности для развития.