Телесно-ориентированный подход в коррекции самоотношения женщины
Заказать уникальную дипломную работу- 56 56 страниц
- 38 + 38 источников
- Добавлена 01.10.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Самоотношение женщины
1.1 Понятие самоотношения. Исследование самоотношения в отечественной и зарубежной психологии.
1.2 Cтроение и функции самоотношения
1.3 Особенности самоотношения женщины
Выводы по главе 1
Глава 2. Телесно ориентированная психотерапия как метод психокоррекции самоотношения.
2.1 Понятие телесно-ориентированной психотерапии.
2.2 Методы телесно-ориентированной психотерапии
2.2.1 Биосинтез
2.2.2 Розен-метод
2.2.3 Танцевально-двигательная психотерапия
2.2.4 Метаморфная техника
2.2.5 Биоэнергетика
2.2.6 Танатотерапия.
2.3 Психокоррекционные возможности ТОП.
Выводы по главе 2
Глава 3. Эмпирическое исследование самоотношения женщин, занимающихся телесными практиками
3.1 Характеристика эмпирической выборки. Особенности проведения эмпирического исследования
3.2 Диагностический аппарат исследования
3.3 Анализ и обработка полученных данных
Выводы по главе 3
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Шкала 6 — самопринятие.
Шкала 7 — самопривязанность.
Шкала 8 — внутренняя конфликтность.
Шкала 9 — самообвинение.
Испытуемому предъявляется тест, содержащий 110 пунктов и стандартный бланк ответов, на который он должен дать либо положительный ответ, либо отрицательный.
Затем значения подсчитываются по 9 шкалам с помощью специального ключа-трафарета, далее сырые результаты переводятся в стены.
2. Диагностика целостности (суверенности) психологического пространства личности. Данная методика была разработана С.К. Нартова-Бочавер в 2004 году. Опросник включает в себя 80 утверждений и 6 шкал, отражающих измерение психологического пространства:
суверенность физического тела;
суверенность территории;
суверенность вещей;
суверенность привычек;
суверенность социальных связей;
суверенность ценностей человека.
3. Самооценка личности по Будасси. Стимульный материал данной методики представляет собой перечень из следующих качеств личности: аккуратность;
беспечность;
вдумчивость;
вспыльчивость;
гордость;
грубость;
доброта;
жадность;
жизнерадостность;
завистливость;
застенчивость;
злопамятность;
искренность;
капризность;
легковерие;
мечтательность;нежность;
непринужденность
нерешительность;
несдержанность;
обидчивость;
осторожность;
педантичность;
подозрительность;
принципиальность
высокомерие;
радушие;
развязность;
рассудочность;
решительность;
сдержанность;
стыдливость;
терпеливость;
трудолюбие;
трусость;
увлекаемость;
упорство;
уступчивость;
упрямство;
черствость;
честность;
чуткость;
эгоизм.
Диагностика проводится в три этапа. На первом этапе предлагается из списка выбрать 20 качеств, которые присуще идеальному человеку. На втором этапе обследуемому предлагалось проранжировать данные 20 утверждений таким образом, где на первом месте стоит качество, наиболее неприятного для обследуемого. На третьем этапе обследуемому предлагается проранжировать данные 20 утверждений таким образом, где на первом месте стоит качество, наименее характерное для обследуемого.
Обработка результатов сводится к следующему:
1. Найти значения d, d 2 , S d 2 , где d - разность номеров рангов.
2 . По формуле Роджерса подсчитать коэффициент корреляции рангов:
r =1 - (6 S d 2 /(n 3 -n)) ,
где d - разность номеров рангов, n - число рассматриваемых свойств (20)
3. Сравниваем полученные результат с нормативами методики:
если r стремится к +1, то это указывает на завышенную самооценку;
если r стремится к -1, то это указывает на заниженную самооценку;
при -0,5 < r< +0 ,5 - самооценка нормальная .
4. Опросник «Психоэнергетической опустошенности личности». Данный опросник состоит из 20 утверждений, на которые возможны три варианта ответов. Далее каждому ответу присваивается балл, которые далее суммируются. Данная сумма балов иллюстрирует индекс психоэнергетической опустошенности личности, который определяется исходя из следующих показателей.
20-34 усталость отсутствует;
35-49-умеренная опустошенность (ранние предупреждающие сигналы);
50-60 полное опустошение (требуется срочная помощь).
Достоверность различий результатов полученных в эмпирических группах проверялась при помощи двухвыборочного t-критерия Стьюдента с разными дисперсиями, который используется для проверки гипотезы о равенстве средних для двух выборок данных из разных генеральных совокупностей. Данный критерий является параметрическим и применяется в том случае, если распределение показателей не отличается от нормального.
Алгоритм вычисления:
1. Записать вариационный ряд результатов X экспериментальной группы.
2. Записать вариационный ряд результатов Y второй группы.
3. Найти выборочные средние двух выборок х* и y*.
4. Найти выборочные дисперсии и.
5. Вычислить эмпирическое значение критической статистики по формуле:
, где n – число наблюдений
6. Определить по таблице критическое значение tкр(, n1+n2-2), где - уровень значимости, а n1+n2-2.=r – число степеней свободы.
Если tэмпtкр, то различия между средними значениями 2 групп существенны на данном уровне значимости.
В случае если распределение показателей отличается от нормального, будет применен критерий φ* Фишера, который оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект.
Суть углового преобразования Фишера состоит в переводе процентных долей в величины центрального угла, который измеряется в радианах . Большей процентной доле будет соответствовать больший угол φ, а меньшей доле - меньший угол, но соотношения здесь не линейные:
φ*=2*arcsin()
где Р - процентная доля, выраженная в долях единицы.
Данные критерии вычислялись при помощи статистического пакета Stadia 6.0.
2.3 Анализ и обработка полученных данных
Начнем анализ и интерпретацию полученных данных с методики МИС. Результаты по данной методике представлены на графике на рисунке №1.
Анализ полученных данных иллюстрирует нам тот факт, что самоотношение женщин, занимающихся телесно-ориентированной терапией, отличается от самоотношения женщин, которые не владеют данными методами. Качественный анализ результатов показывает, что по 6 шкалам возможны достоверные различия между показателями. Рассмотрим данные различия более детально.
Высокие показатели по шкале №1, иллюстрируют, что женщины, которые не занимаются ТОТ, более замкнуты. Они не стремятся или просто не способны осознавать и выдавать значимую ситуацию о себе. В то время, методы ТОТ помогают женщинам справиться с данной проблемой, делая их более рефлексивными и критичными, повышают самоуверенность в себе.
Рис. 1 Результаты в эмпирической выборке по МИС
Как свидетельствуют баллы по шкале «самопринятие» (по которой наблюдается наибольшая разница в показателях), методы телесно-ориентированной терапии формируют дружеское отношение к себе, согласие с самим собой. Все это приводит к тому, что женщина уже не боится смотреть вперед, строить планы, ставить завышенные цели. Недостатки ей уже не мешают, ибо она начинает принимать себя такой, как есть.
Также существенным моментом влияния ТОТ на самоотношение женщины является умеренно низкие показатели в ЭГ№1 по шкале «внутренняя конфликтность», что свидетельствует о том, что у женщин данной эмпирической группы наблюдается повышение рефлесивности, они начинают достаточно адекватно воспринимать свое «Я». Трудности восприниматься боле адекватно, что способствует их дальнейшему устранению.
Так же результаты диагностического исследования самоотношения женщин, занимающихся ТОТ, выявило, что данные занятия приводят также к тому, что женщины начинают воспринимать тот факт, что их поведение, внешность, характер могут вызывать уважение у других людей.
В свою очередь, у женщин, которые не прибегают к методам ТОТ наблюдается повышенная внутренняя конфликтность, которая выражается в стремлении к самообвинению. В большинстве случаев, все свои промахи женщины ЭГ№2 относят на свой счет, глядя на себя, они не видят достоинств, ибо их внимание привлекают исключительно недостатки. А низкие показатели по шкале «самопринятие» иллюстрируют недостаточное самопринятие, что в свою очередь является важным симптомом внутренней дезадаптации.
В таблице №1 отображены результаты статистической обработки данных результатов по данной методике.
Таб. 1 Данные статистической обработки результатов методики МИС
шкала распределение критерий значение р различия О норм Стьюд 5,57 1,62 Е-5 есть СУ норм Стьюд 7,66 7,13 Е-7 есть СР норм Стьюд 0,119 0,843 нет З "Я" норм Стьюд 1,67 0,00113 есть СЦ ненорм Фишер 1,07 0,427 нет СП норм Стьюд 11,3 2,04 Е-8 есть СПр норм Стьюд 0,767 0,0314 нет К норм Стьюд 10,5 1,58 Е-8 есть СО ненорм Фишер 1,19 0,321 нет
Анализируя данные в таблице №2, необходимо отметить, что статистическая обработка полученных результатов по методике МИСС показала достоверность различий по таким шкалам, как «внутренняя честность», «самоуверенность», «зеркальное Я», «внутренняя конфликтность», «самопринятие».
Проведенная С.Р. Пантелеевым и В.В. Столиным факторизация матриц интеркорреляций значений шкал, позволила выделить три независимых фактора, иллюстрирующих самоотношение. Данные МИС в эмпирических группах по этим факторам представлены на гистограмме на рисунке №2.
Рис. 2 Результаты методики МИСС по выделенным факторам самоотношения
Анализируя полученную гистограмму необходимо отменить, что занятия ТОТ способствуют формированию аутосимпатии, которая выражает эмоциональное отношение женщины к собственному «Я». А также данные занятия способствуют снижению внутренней неустроенности, которая проявляется в виде негативного сомоотношения.
Результаты по диагностики целостности (суверенности) психологического пространства личности представлены в таблице №2.
Таб. №2 Усредненные результаты по методике СПП
мах бал 14 14 16 13 8 15 80 ЭГ СФТ СТ СМВ СП ССС СЦ СПП ЭГ№1 10 8 13 8 7 10 54 ЭГ№2 7 10 10 5 4 8 43 Анализируя полученные данные, необходимо отметить, что у женщин, занимающихся телесно-ориентированной терапией, наблюдается большая суверенность психологического пространства личности. Статистическая проверка на достоверность различий при помощи критерия Фишера, т.к. данное распределение отличается от нормального, не выявило достоверных различий: φ= 0, 68 при р= 0, 152.
У женщин обеих выборок не наблюдается четкого преобладания как полной суверенность психологического пространства, которая выражается в противопоставлении себя окружающему миру, так и депривированности, которая является разрушителем индивидуальности личности.
Проводя качественный анализ полученных результатов, необходимо отметить, что у женщин ЭГ№1 наблюдается выраженность таких показателей суверенности как суверенность физического тела, суверенность мира вещей, суверенность социальных связей. Все это иллюстрирует тот факт, что женщины данной выборки находятся в большей гармонии со своим телом, в большей степени проявляют уважение к личным вещам человека, стремятся избавиться от социального контроля со стороны окружающих.
Результаты методики МСЛ (Будасси) представлены на рисунке №3. Анализируя полученные данные, необходимо отметить, что женщины, которые изучали и применяли методы телесно-ориентированной терапии, диагностируют более адекватную самооценку. В ЭГ№1, как иллюстрирует полученная диаграмма, у 76% всех обследуемых выявлена умеренная самооценка личности. И лишь у 24 % всех обследуемых в данной выборке самооценка отличается от адекватной. При этом необходимо отметить, что у большинства обследуемых, входящих в данных процент, наблюдается завышение самооценки, нежели занижение.
В ЭГ№2 наблюдается другая ситуация. В данной эмпирической группе лишь у 44% обследуемых наблюдается умеренная самооценка, у 33% обследуемых наблюдается завышенная и у 23% обследуемых заниженная самооценка.
Рис. №3 Результаты методики диагностики самооценки личности Будасси
Исходя из качественного анализа полученных результатов, можно предположить, что методы ТОТ оказывают влияние на самооценку женщин, формируя ее адекватность.
Результаты диагностики индекса психоэнергетической опустошенности личности представлены на диаграммах на рисунке №4.
Рис. 4 Результаты по методике определения индекса психоэнергетической опустошенности
Анализируя представленные на рисунке №4 данные, можно отметить, что в ЭГ№1 лишь у 20% обследуемых отмечена умеренная психоэнергетическая опустошенность. У остальных женщин, которые составляют 80% ЭГ№1 усталость отсутствует. Совершенно противоположная картина наблюдается в ЭГ№2, где лишь у 17% обследуемых выборки психоэнергетическая усталость не наблюдается. У остальных же женщин данная методика вывила различный уровень опустошенности.
Полученные в результате данного диагностического обследования данные позволяют утверждать, что методы телесно-ориентированной терапии способствует устранению психоэнергетической усталости.
Выводы по главе 2
Диагностика самоотношения показала, что существуют статистически достоверные различия в компонентах самоотношения женщин, занимающихся телесно-ориентированно терапией, от женщин, которые не применяют данные методы. В частности это наблюдается в таких компонентах самоотношения, как «зеркальное Я», «внутренняя конфликтность», «самопринятие», «самоуверенность», «внутренняя честность». Занятия ТОТ приводит к формированию аутосимпатии.
Статистический анализ полученных результатов по методике, направленной на исследование суверенности психологического пространства личности, достоверных статистических отличий не выявил. У женщин обеих выборок не наблюдается выделения четкого преобладания как суверенности психологического пространства, так и депривированности.
Качественный анализ полученных результатов по методике диагностике самооценки личности Будасси показал, что методы ТОТ оказывают влияние на самооценку женщин, формируя ее адекватность.
Полученные в результате диагностического обследования данные позволяют утверждать, что методы телесно-ориентированной терапии способствует устранению психоэнергетической усталости.
Заключение
Роль самоотношения в жизни человека велико и значимо. В рамках психологического знания представлено много исследований, в которых установлена тесная связь между отношением личности к себе как к субъекту жизненных отношений и ее поведением. В данных исследованиях отмечается, что высокое самоуважение личности выступает условием ее максимальной активности, продуктивности в деятельности, реализации творческого потенциала, влияет на свободу выражения чувства, уровень самораскрытия в общении [23].
Исследования показывают, что люди с позитивным самоотношением менее поглощены своими внутренними проблемами, что приводит к большей устойчивости к психосоматическими расстройствами.
В то же время негативное самоотношение является источником различных психологически трудностей, как например в общении. Это связано с тем, что человек с таким отношением к себе заранее уверен в том, что окружающие плохо к нему относятся.
Данное исследование было направлено на исследование влияния методов телесно-ориентированной терапии на самоотношение женщин. Оно подтвердило гипотезу о том, что женщины, занимающиеся в психокоррекционной группе, имеют более высокие показатели самооотношения, чем женщины, которые не занимаются подтвердило полностью. Цели и задачи, поставленные в начале исследования, достигнуты.
В заключении хотелось бы отметить, что самоотношение – это достаточно хрупкий элемент личности человека, с которым надо достаточно кропотливо работать. И как показало данное исследование, телесно-ориентированное направление психотерапии достаточно эффективно с этим справляется, что в свою очередь еще раз подтверждает статус ТОТ как одного из наиболее эффективных методов работы по коррекции личности человека.
Хотелось бы также отметить, что каждая женщина может самостоятельно в домашних условиях работать над своим самоотношением. В этом и состоит большой плюс методов ТОТ. Надо научиться дружить со своим телом. Поэтому в качестве рекомендаций хотелось бы отметить следующее.
Начинайте свою работу над самоотношением с критической оценки своей внешности - осанки, мимики, походки, динамики движений. А также с определения того, какой вы человек: уверенный или робкий. Для этого используйте видеосъемку или ваши фотографии.
Выделите свои недостатки и составьте план по их устранению. Начать можно с исправления своей осанки и походки. Суть этой работы заключается в том, чтобы заставить определенные группы мышц напрягаться для придания телу правильного положения. А для этого используйте следующее надо стать спиной к стене, прижать к ней затылок, лопатки, пятки и ягодицы, постоять в этом положении 5-10 секунд, а затем медленно походить по комнате, не меняя положения корпуса. Затем повторить это упражнение 3-5 раз, контролируя свою позицию при помощи зеркала. В дальнейшем наращиваете количество тренировок до получения заданного результата.
В дополнение к этому упражнению хорошо выполнять и другие упражнения, например с отягощениями для мышц спины и плеч, прогибы назад в положении лежа на животе и с разводом рук в сторону, плавание брассом и т.п.
Список использованной литературы
Баскаков В. Танатотерепия – искусство жизни и смерти // Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 213 с.
Бебик М.А., Кокурина И.Г. О возможностях танцевально-двигательной терапии в решении проблем самопринятия.//Вестник московского университета. Серия 14. Психология. – 1999. - №1., с. 56-70.
Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.-422 с.
Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души. //Практическая психология и психоанализ. 2001, №1-2. с. 36-50
Битянова М. Образ «Я».// Школьный психолог. Ноябрь, 2001, №43.
Бороздина Л.В. Что такое самооценка//Психологический журнал. -1992.-№4.. С. 99-100.
Братусь Б.С, Павленко В.Н. Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномалии развития // Вопросы психологии. -1986. -№ 4. – С. 146-154.
Визгина А.В., Пантилеев СР. Проявление личных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии. – 2001. – № 3. -С. 91-100.
Визгина А.В., Сталин В.В. Внутренний диалог и самоотношение // Психологический журнал. -1989. – Т. 10. – № 6. – С. 50-57.
Гиршон А. Кинесфера: пространство движения. http://bodywork.chat.ru/dance4.htm
Захарова А.В. Психология формирования самооценки. -Мн.: РБПК «Белинкоммаш», 1993. – 99 с.
Зильбертер Т. Танцевальная терапия, музыка и холистическая философия. http://bodywork.chat.ru/dance2.htm
Зинченко В.П. Интуиция А.Н. Бернштейна: Движение – это живое существо. //Вопросы психологии. №6, 1996.
Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Поли-тиздат,1984 – 335 с.
Кордуэлл М. Психология. А – Я: Словарь-справочник/Пер с англ. К.С. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 448 с.
Краткий психологический словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 изд. – Ростов н/Дону: Издательство «Феникс», 1998.–512 с.
Лоуэн А. Депрессия и тело. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002 – 321 с.
Никитин В.Н. Психология телесного сознания. – М.: Прогресс, 1998 – 96 с.
Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения. – М.: МГУ, 1993 – 132 с.
Пантилеев СР. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. -М: МГУ, 1991. – ПО с.
Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. – М.: «Издательство московского университета», 1989. –176 с.
Психология самосознания. Хрестоматия – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ - М», 2000. – 672 с.
Психология самоотношения: Учеб. пособие / А.М.Колышко. -К62 Гродно: ГрГУ, 2004. – 102 с.
Райх В. Анализ характера. М.: Апрель Пресс, 2000 – 45 с.
Романова И. А. Основные направления исследования самопознания в зарубежной психологии // Психологический журнал. – 2001. – № 1. -С. 102-112.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер Ком, 1998. – 668 с.
Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: «Прогресс», 1992 – 415 с..
Рудестам К. Практические упражнения по групповой психотерапии. – СПб.: «Прогресс» 1992. – 214 с.
Руководство по телесно-ориентированной терапии. – СПб.: Речь, 2000. – 256 с.
Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство – М.: Независимая фирма «Класс», 2005.
Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. – Спб.: ООО «Речь», 2001 – 350 с.
Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М.: Политиздат, 1972.-303 с.
СтолинВ.В. Самосознание личности. -М.: МГУ, 1983. – 284 с.
Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия / Автор – составитель Л.С. Сергеева. – СПб., 2000. – 290 с.
Тимошенко Г.В. Леоненко Е.А. Работа с телом в психотерапии. – М.: 2006.
Фельденкрайз М. Осознание через движение. – М.: Наука, 1994 – 256 с.
Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977.-144 с.
Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977, - 144 с.
Приложение
Таблица №1 Сводная таблица усредненных показателей по всей эмпирической выборке по всем методикам
МИС Сувернность Будасси Индекс № возраст 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Самоуважение Аутосимпатия Самоуничтожение 1 2 3 4 5 6 СПП r рез-т индекс рез-т О СУ СР З "Я" СЦ СП СПр К СО СФТ СТ СМВ СП ССС СЦ ЭГ№1 1 20 3 7 3 8 5 5 3 1 3 5,25 4,33 2 12 5 18 8 7 13 63 -0,496 ус 20 о 2 25 4 4 4 9 4 6 4 3 4 5,25 4,67 3,5 11 7 14 6 7 10 55 0,382 ус 29 о 3 30 3 9 6 6 3 6 2 2 5 6 3,67 3,5 9 4 15 9 7 11 55 0,896 ЗВ 19 о 4 38 5 6 8 6 9 8 1 4 2 6,25 6 3 6 8 12 11 7 8 52 0,254 ус 24 о 5 25 7 7 5 2 6 9 3 2 3 5,25 6 2,5 8 9 12 3 7 9 48 -0,345 ус 13 о 6 45 4 8 9 3 8 5 4 1 1 6 5,67 1 9 10 14 6 7 6 52 0,428 ус 8 о 7 35 2 6 4 8 4 6 8 2 2 5 6 2 10 12 13 8 6 7 56 0,225 ус 48 у 8 23 3 8 3 9 6 7 5 1 4 5,75 6 2,5 11 9 16 7 4 9 56 0,246 ус 10 о 9 21 6 5 2 8 3 8 6 1 5 5,25 5,67 3 14 8 17 9 5 4 57 -0,385 ус 13 о 10 22 8 4 3 5 2 8 2 2 6 5 4 4 7 6 16 9 6 6 50 0,786 ЗВ 25 о 11 22 5 6 6 6 5 8 3 3 3 5,75 5,33 3 9 7 14 10 7 5 52 0,346 ус 34 о 12 23 9 10 4 8 4 8 4 4 2 7,75 5,33 3 12 8 14 11 7 11 63 0,285 ус 25 о 13 26 4 10 8 9 6 10 5 5 5 7,75 7 5 6 9 15 2 8 13 53 0,386 ус 16 о 14 29 6 5 2 8 9 8 6 6 8 5,25 7,67 7 12 12 15 5 6 13 63 -0,486 ус 45 у 15 29 5 6 3 4 5 9 8 2 6 4,5 7,33 4 9 4 13 8 7 11 52 0,385 ус 32 о 16 32 7 8 4 6 8 8 5 3 4 6,25 7 3,5 9 5 8 9 8 12 51 0,485 ус 12 о 17 35 8 6 6 5 5 10 2 5 2 6,25 5,67 3,5 9 3 9 9 4 6 40 0,389 ус 35 у 18 23 4 9 9 8 6 8 3 1 3 7,5 5,67 2 8 6 7 12 6 8 47 0,685 зв 15 о 19 24 3 9 8 3 4 10 4 2 8 5,75 6 5 6 5 12 6 7 9 45 0,596 ЗВ 24 о 20 35 6 8 5 7 2 10 5 3 9 6,5 5,67 6 7 7 15 7 8 10 54 -0,552 ЗН 32 о 21 26 5 10 3 6 5 8 6 4 10 6 6,33 7 3 6 13 8 7 11 48 0,753 ЗВ 38 у 22 36 4 10 4 4 4 9 5 4 3 5,5 6 3,5 6 8 17 4 8 13 56 0,323 ус 36 у 23 43 3 10 2 8 6 10 4 2 2 5,75 6,67 2 7 3 4 5 6 8 33 -0,245 ус 31 о 24 25 2 9 6 5 6 9 2 1 5 5,5 5,67 3 9 5 6 7 7 9 43 0,332 ус 12 о 25 36 5 8 5 6 3 10 3 1 9 6 5,33 5 12 8 8 12 8 9 57 0,465 ус 15 о 26 25 6 7 4 9 5 10 1 2 8 6,5 5,33 5 13 9 13 6 7 9 57 0,775 ЗН 14 о 27 36 4 7 8 8 6 6 2 3 9 6,75 4,67 6 13 9 16 7 6 8 59 0,241 ус 43 у 28 24 4 8 3 6 8 8 6 4 9 5,25 7,33 6,5 9 10 15 9 5 9 57 -0,385 ус 29 о 29 22 5 9 6 5 9 10 4 2 6 6,25 7,67 4 12 12 12 11 7 10 64 0,496 ус 4 о 30 30 4 9 2 6 5 9 5 5 4 5,25 6,33 4,5 10 6 14 10 8 12 60 -0,395 ус 25 о сред 29 5 8 5 7 6 9 5 3 5 6 6 4 10 8 13 8 7 10 54 0, 415 УС 25 о ЭГ№2 1 24 8 3 6 6 6 3 3 8 3 5,75 4 5,5 3 12 5 3 3 6 32 0,234 ус 35 у 2 32 7 2 3 4 4 1 4 4 4 4 3 4 4 13 6 3 5 7 38 -0,496 ус 39 у 3 25 9 3 4 8 2 2 8 6 6 6 4 6 2 13 7 4 4 8 38 -0,796 ЗН 40 у 4 25 5 2 8 5 5 3 6 5 2 5 4,67 3,5 6 13 4 4 7 4 38 0,289 ус 46 у 5 26 6 4 2 6 8 4 5 8 8 4,5 5,67 8 5 12 6 5 3 6 37 0,496 ус 42 у 6 21 7 5 6 9 6 2 4 10 9 6,75 4 9,5 7 11 5 3 4 5 35 0,556 ЗВ 32 о 7 21 8 6 5 8 8 2 2 9 10 6,75 4 9,5 4 11 7 2 6 7 37 -0,652 ЗН 38 у 8 21 9 2 4 6 9 3 3 6 3 5,25 5 4,5 5 11 8 7 5 3 39 -0,796 ЗН 49 у 9 21 8 8 3 5 5 5 5 8 4 6 5 6 8 10 11 4 2 4 39 0,235 ус 52 п 10 22 5 7 2 4 4 6 6 5 2 4,5 5,33 3,5 9 0 13 6 1 5 34 -0,685 ЗН 43 у 11 21 7 3 6 2 2 4 4 6 6 4,5 3,33 6 12 9 13 9 4 24 71 -0,23 ус 58 п 12 21 6 6 5 3 4 2 5 5 5 5 3,67 5 8 10 13 7 6 6 50 0,765 ЗВ 52 п 13 21 5 4 5 4 5 3 6 8 8 4,5 4,67 8 7 7 8 8 7 8 45 0,234 ус 43 у 14 23 5 8 6 2 5 3 5 8 9 5,25 4,33 8,5 3 14 7 2 4 10 40 0,863 зв 56 п 15 25 6 4 9 3 6 2 4 9 5 5,5 4 7 5 9 9 7 5 9 44 0,342 ус 35 у 16 26 7 5 5 5 5 1 2 6 1 5,5 2,67 3,5 6 9 9 1 3 6 34 0,312 ус 56 у 17 24 5 1 7 6 8 2 3 4 3 4,75 4,33 3,5 8 8 9 5 2 7 39 -0,765 зв 52 п 18 23 9 2 5 4 5 5 6 8 2 5 5,33 5 7 9 3 6 3 8 36 -0,346 ус 52 п 19 25 8 3 6 5 5 3 5 9 4 5,5 4,33 6,5 9 12 12 7 4 12 56 0,85 зв 42 у 20 26 9 6 3 2 4 6 5 5 5 5 5 5 4 12 8 5 6 4 39 -0,765 зн 33 у 21 24 6 3 2 9 6 4 8 6 6 5 6 6 6 7 15 6 2 6 42 0,345 ус 25 о 22 23 7 5 6 2 1 8 5 8 2 5 4,67 5 7 6 16 3 2 5 39 0,846 зв 26 о 23 28 5 2 4 3 2 2 4 8 3 3,5 2,67 5,5 12 8 14 5 4 10 53 0,345 ус 43 у 24 30 8 6 2 6 6 1 5 8 1 5,5 4 4,5 14 9 16 5 3 9 56 -0,596 зн 25 о 25 35 9 4 6 4 4 3 6 9 2 5,75 4,33 5,5 7 5 15 7 5 12 51 0,246 ус 52 п 26 39 10 3 5 5 2 2 5 10 5 5,75 3 7,5 8 7 16 4 4 12 51 0,496 ус 43 у 27 42 9 4 6 8 5 4 4 6 4 6,75 4,33 5 5 8 16 5 4 5 43 0,865 зв 49 у 28 45 8 2 3 9 3 5 5 5 5 5,5 4,33 5 6 12 3 9 3 7 40 -0,775 зн 53 п 29 33 9 1 4 3 4 5 6 10 3 4,25 5 6,5 3 12 5 2 4 9 35 0,386 ус 51 п 30 32 7 2 2 6 2 6 6 9 5 4,25 4,67 7 4 12 7 2 2 8 35 0,685 зв 24 о сред 27 8 4 5 6 5 4 5 8 5 6 5 6 7 10 10 5 4 8 43 0, 339 ус 43 у
56
Успех
притязания
притязания
ЭГ№1
ЭГ№2
ЭГ№1
ЭГ№2
1.Баскаков В. Танатотерепия – искусство жизни и смерти // Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 213 с.
2.Бебик М.А., Кокурина И.Г. О возможностях танцевально-двигательной терапии в решении проблем самопринятия.//Вестник московского университета. Серия 14. Психология. – 1999. - №1., с. 56-70.
3.Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.-422 с.
4.Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души. //Практическая психология и психоанализ. 2001, №1-2. с. 36-50
5.Битянова М. Образ «Я».// Школьный психолог. Ноябрь, 2001, №43.
6.Бороздина Л.В. Что такое самооценка//Психологический журнал. -1992.-№4.. С. 99-100.
7.Братусь Б.С, Павленко В.Н. Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномалии развития // Вопросы психологии. -1986. -№ 4. – С. 146-154.
8.Визгина А.В., Пантилеев СР. Проявление личных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии. – 2001. – № 3. -С. 91-100.
9.Визгина А.В., Сталин В.В. Внутренний диалог и самоотношение // Психологический журнал. -1989. – Т. 10. – № 6. – С. 50-57.
10.Гиршон А. Кинесфера: пространство движения. http://bodywork.chat.ru/dance4.htm
11.Захарова А.В. Психология формирования самооценки. -Мн.: РБПК «Белинкоммаш», 1993. – 99 с.
12.Зильбертер Т. Танцевальная терапия, музыка и холистическая философия. http://bodywork.chat.ru/dance2.htm
13.Зинченко В.П. Интуиция А.Н. Бернштейна: Движение – это живое существо. //Вопросы психологии. №6, 1996.
14.Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Поли-тиздат,1984 – 335 с.
15.Кордуэлл М. Психология. А – Я: Словарь-справочник/Пер с англ. К.С. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 448 с.
16.Краткий психологический словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 изд. – Ростов н/Дону: Издательство «Феникс», 1998.–512 с.
17.Лоуэн А. Депрессия и тело. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002 – 321 с.
18.Никитин В.Н. Психология телесного сознания. – М.: Прогресс, 1998 – 96 с.
19.Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения. – М.: МГУ, 1993 – 132 с.
20.Пантилеев СР. Самоотношение как эмоционально-оценочная сис¬тема. -М: МГУ, 1991. – ПО с.
21.Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. – М.: «Издательство московского университета», 1989. –176 с.
22.Психология самосознания. Хрестоматия – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ - М», 2000. – 672 с.
23.Психология самоотношения: Учеб. пособие / А.М.Колышко. -К62 Гродно: ГрГУ, 2004. – 102 с.
24.Райх В. Анализ характера. М.: Апрель Пресс, 2000 – 45 с.
25.Романова И. А. Основные направления исследования самопозна¬ния в зарубежной психологии // Психологический журнал. – 2001. – № 1. -С. 102-112.
26.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер Ком, 1998. – 668 с.
27.Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: «Прогресс», 1992 – 415 с..
28.Рудестам К. Практические упражнения по групповой психотерапии. – СПб.: «Прогресс» 1992. – 214 с.
29.Руководство по телесно-ориентированной терапии. – СПб.: Речь, 2000. – 256 с.
30.Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство – М.: Независимая фирма «Класс», 2005.
31.Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. – Спб.: ООО «Речь», 2001 – 350 с.
32.Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М.: Политиздат, 1972.-303 с.
33.СтолинВ.В. Самосознание личности. -М.: МГУ, 1983. – 284 с.
34.Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия / Автор – составитель Л.С. Сергеева. – СПб., 2000. – 290 с.
35.Тимошенко Г.В. Леоненко Е.А. Работа с телом в психотерапии. – М.: 2006.
36.Фельденкрайз М. Осознание через движение. – М.: Наука, 1994 – 256 с.
37.Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. – М.: На¬ука, 1977.-144 с.
38.Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977, - 144 с.
Вопрос-ответ:
Что такое самоотношение?
Самоотношение - это способность человека осознавать и понимать свое место в мире, свои характерные черты, свои отношения с окружающими людьми.
Какие исследования проводились в отечественной и зарубежной психологии по самоотношению?
В отечественной и зарубежной психологии проводились исследования, направленные на изучение формирования и развития самоотношения, его связей социальных и психологических факторов.
Какие особенности самоотношения женщины?
Особенности самоотношения женщины могут включать в себя влияние физического и психического развития, роли в семье и обществе, социальные и культурные стереотипы.
Что такое телесно ориентированная психотерапия?
Телесно ориентированная психотерапия - это метод психокоррекции, в котором используются физические упражнения, дыхательные практики и работы с телесными ощущениями для достижения психологического благополучия.
Какие методы применяются в телесно ориентированной психотерапии?
В телесно ориентированной психотерапии используются различные методы, включая биосинтез и работу с телесными ощущениями. Биосинтез является методом, который позволяет восстановить гармонию между телом и психикой.
Что такое самоотношение женщины?
Самоотношение женщины – это совокупность ее представлений о себе, своем теле, эмоциях, мыслях и восприятиях. Оно включает в себя самооценку, уверенность в себе, чувство собственного достоинства и принятия своего тела.
Как исследовалось самоотношение в психологии?
Самоотношение исследовалось как в отечественной, так и в зарубежной психологии при помощи различных методик, таких как анкетирование, интервью, наблюдение за поведением и саморефлексия. Основная цель исследований заключалась в понимании структуры и функций самоотношения у женщин.
Какие особенности самоотношения у женщины можно выделить?
Самоотношение женщины обычно характеризуется более выраженным влиянием физического тела на ее самооценку и самочувствие. Она может испытывать неудовлетворенность своим внешним видом или ощущать давление стереотипов красоты. Кроме того, самоотношение женщины может быть сильно зависимо от ее роли в семье, обществе и отношений с другими людьми.
Что представляет собой телесно ориентированная психотерапия?
Телесно ориентированная психотерапия – это метод психокоррекции, который придает особое внимание физическому телу и его роли в психическом благополучии. Она основана на предположении о тесной связи тела и психики человека, и учитывает влияние физических ощущений, движений и выражений на эмоции и самоотношение.