Развитие либерального направления: неолиберализм.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История экономических учений
  • 20 20 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 20.11.2009
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
1. Развитие неолиберализма
2. Неоавстрийская школа
2. Западногерманская школа
3. Сопоставление неолиберального и кейнсианского подходов к преодолению кризисных ситуаций
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Регулирующие принципы, согласно ордолиберализму, должны сводиться к компенсации определенных недостатков экономической системы, возникающих даже при полностью реализованном конкурентном порядке (например, внешние эффекты, аномалии предложения, проблема бедности).
Экономический идеал Ойкена – свободное рыночное хозяйство, основными принципами которого являются: свобода личности и свобода предпринимательства. Иными словами, развитое товарно-денежное хозяйство при отсутствии монополий. Роль государства в такой экономике сводится к осуществлению контроля над соблюдением того, чтобы все члены общества строили свою хозяйственную деятельность по существующим правилам и законам. Это положение проиллюстрировал блестящей аналогией В.Репке, сравнивший государство с опытным футбольным судьей, который следит за соблюдением правил игры, но сам не играет.
На основе идей В. Ойкена была разработана и модель хозяйствования, которую назвали моделью социального рыночного хозяйства. Сам термин «социальное рыночное хозяйство впервые был введен А. Мюллером-Армаком в работе «Регулирование экономики и рыночное хозяйство» (1947). Концептуально социальное рыночное хозяйство определялось как своеобразный третий путь, пролегающий между центрально-администрируемым и рыночным хозяйством (между социализмом и капитализмом) и лишенный недостатков обоих идеальных типов.
Как мы знаем, теория ордолиберализма складывалась в период фашистского режима в Германии, поэтому наибольший интерес к ее идеям проявился в послевоенные годы. Однако по ряду причин учение о строе конкуренции, так как его задумал В. Ойкен, не было использовано в первозданном виде. Во-первых, в послевоенной Западной Германии существовала необходимость более глубокого государственного воздействия на экономику, чем это допускал Ойкен. Во-вторых, идея насаждения конкуренции у подавляющей части населения невольно вызывало с разрушительными кризисами, безработицей и другими социальными неурядицами, характерными для довоенного капитализма.
Эти обстоятельства были учтены теоретиками социального рыночного хозяйства. Так, Мюллер-Армак, разделяя основные принципы фрайбургской школы (неприкосновенность частной собственности, открытые рынки, стабильность денежного обращения и национальной валюты), отказался от курса на возрождение совершенной конкуренции путем «обуздания монополий». Он перенес акцент с антимонопольной проблематики, хотя она и сохраняла определенную роль в его концепции, на вопросы социальной политики.
В ордолиберальном учении эти вопросы не имели самостоятельного значения. Ойкен и другие теоретики фрейбургской школы провозгласили венцом социальной справедливости рыночное распределение доходов в условиях совершенной конкуренции. Лишь в отдельных случаях, подчеркивал Ойкен, «если самопомощь и страхование окажутся недостаточными», сверх этого станут необходимыми «государственные благотворительные учреждения».
Практическую реализацию модель социального рыночного хозяйства получила в конце 40-х годов в деятельности правительства К. Аденауэра и Л. Эрхарда. Результаты этой реализации оцениваются очень высоко благодаря серьезным экономическим успехам послевоенной германской экономики.









3. Сопоставление неолиберального и кейнсианского подходов к преодолению кризисных ситуаций


Есть 2 традиционных классических подхода к преодолению подобных кризисов: неолиберальный и кейнсианский. Сторонники неолиберального подхода утверждают, что для восстановления финансовой системы и корректировки возникших ценовых "пузырей" необходимо ужесточать дисциплину, прежде всего бюджетную, добиваться снижения как государственного, так и корпоративного долга, повышать, а не снижать ставки и уменьшать предложение ликвидности. При этом если данные меры будут сопровождаться банкротствами компаний, которые оказались слабыми и не подготовленными к кризису, значит, так и должно быть.
Согласно теории английского экономиста Джона Кейнса, который помог вывести американскую экономику из Великой депрессии в 1930-х гг., необходимо предпринимать прямо противоположные меры: обеспечить доступность кредитования, поскольку подобные кризисы, как правило, всегда начинаются с банковского сектора - с кризиса доверия, а затем и кредитного кризиса. В результате кредиты становятся недоступными для всего спектра предприятий реального сектора экономики, что приводит к резкому снижению экономической активности. Во избежание замедления темпов роста экономики и рецессии сторонники Кейнса предлагают "накачивать" экономику деньгами, снижать ставки, делать доступными кредиты, определенный период времени не обращать внимание на возникновение бюджетного дефицита, потому что поддержание экономических связей и уровней потребления в экономике намного важнее.
Каждая из этих точек зрения имеет свои плюсы и минусы; сейчас зарождается новый подход, соединяющий воедино оба имеющихся. Согласно нему неолиберальный подход следует применять на первой стадии кризиса, когда в силу появления ценовых "пузырей" "разгоняется" инфляция и центральные банки начинают бороться с ней классическими методами, повышая ставки и снижая доступность кредитов. На втором этапе, когда начинается снижение цен и возникает кредитный кризис, центральные банки, напротив, разворачивают обратную политику, снижая ставки и спасая банковский сектор. Это как раз то, что мы видим сейчас.
Приведем пример.
Азиатский кризис, также получивший название кризиса МВФ по причине значительной роли Международного валютного фонда на первом этапе развития кризиса, преподнес экономистам всего мира хороший урок. МВФ, проводивший в начале азиатского кризиса жесткую неолиберальную политику, загнал тогда азиатские экономики в глубокую рецессию с огромным всплеском безработицы, практически полным разрушением банковских систем, колоссальным снижением экономической активности. По этой причине в настоящее время к неолиберальному подходу в мире относятся достаточно осторожно. Нельзя отрицать, что меры неолиберального подхода нужны, и они работают, но только при определенных условиях. Когда же кризис начинает развиваться быстро, как сейчас, первенство отдается кейнсианскому подходу: расширение государственного вмешательства, предоставление дополнительной ликвидности, чтобы не допустить сильного нарушения экономических связей, глубокой рецессии, безработицы и сопровождающих кризис социально-экономических проблем.










Заключение

Итак, подводя итоги проделанной нами работы можно сделать следующие выводы:
1. Ф. Хайек Австрийский экономист и социолог рассматривает рынок как спонтанный экономический порядок.
Особенности австрийской школы:
– отказ от использования математических методов исследований;
– крайний субъективизм как характерная черта практически всех представителей школы;
– акцент на изучение психологических особенностей поведения потребителей;
– акцент на гетерогенность и его временну́ю структуру капитала при изучении макроэкономических проблем, включая изучение природы денежного цикла.
2. Важную роль в экономической мысли XX в. играет западногерманский неолиберализм. В основе неолиберализма лежит учение о двух типах экономического строя. Являясь краеугольным камнем методологии неолиберализма, оно представляет собой экономический вариант теории идеальных типов общественных систем М. Вебера.
3. 2 классических подхода к преодолению подобных кризисов: неолиберальный и кейнсианский. Сторонники неолиберального подхода утверждают, что необходимо ужесточать дисциплину, прежде всего бюджетную, добиваться снижения как государственного, так и корпоративного долга, повышать, а не снижать ставки и уменьшать предложение ликвидности. Согласно теории английского экономиста Джона Кейнса необходимо предпринимать прямо противоположные меры: обеспечить доступность кредитования, поскольку подобные кризисы, как правило, всегда начинаются с банковского сектора - с кризиса доверия, а затем и кредитного кризиса.
Список использованной литературы


Антропов В.В.Социальная рыночная экономика: путь Германии. М., 2003. – 223 с.
Биншток Ф.И. История Экономических учений. – М., 2008. – 192 с.
Западноевропейские модели социально-экономического развития / РАН, ИМЭМО; Отв. ред. В.П. Гутник. — М., 2000. — 215 с.
Зарицкий Б.Е. Экономика Германии: путь по лестнице, ведущей вниз. – М.: Юристь, 2003. – 304 с.
История экономических учений (современный этап): Учеб. для студентов эконом. спец /А.Г. Худокормов, П.А. Отмахов, В.С. Афанасьев и др.; Под общ. ред. А.Г. Худокормова. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 732 с.
Теория хозяйственного порядка: «Фрайбургская школа» и немецкий неолиберализм» / изд.: Экономика. Под ред. В. Гутника. – М., 2002. – 463 с.
Экономическая история зарубежных стран / Под ред. В.И. Голубовича —Минск, 2000. – 462 с.
Ядгаров Я.С. История экономических учений: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп./ Ядгаров Я.С. - М.: ИНФРА-М, 2006 – 462 с.









История экономических учений (современный этап): Учеб. для студентов эконом. спец /А.Г. Худокормов, П.А. Отмахов, В.С. Афанасьев и др.; Под общ. ред. А.Г. Худокормова. — М.: ИНФРА-М, 2002. — С. 275.
Ядгаров Я.С. История экономических учений: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп./ Ядгаров Я.С. - М.: ИНФРА-М, 2006 – С.177.


Западноевропейские модели социально-экономического развития / РАН, ИМЭМО; Отв. ред. В.П. Гутник. — М., 2000. — С. 186.
Антропов В.В.Социальная рыночная экономика: путь Германии. – М,2003. – С. 166.












2

Список использованной литературы


1.Антропов В.В.Социальная рыночная экономика: путь Германии. М., 2003. – 223 с.
2.Биншток Ф.И. История Экономических учений. – М., 2008. – 192 с.
3.Западноевропейские модели социально-экономического развития / РАН, ИМЭМО; Отв. ред. В.П. Гутник. — М., 2000. — 215 с.
4.Зарицкий Б.Е. Экономика Германии: путь по лестнице, ведущей вниз. – М.: Юристь, 2003. – 304 с.
5.История экономических учений (современный этап): Учеб. для студентов эконом. спец /А.Г. Худокормов, П.А. Отмахов, В.С. Афанасьев и др.; Под общ. ред. А.Г. Худокормова. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 732 с.
6.Теория хозяйственного порядка: «Фрайбургская школа» и немецкий неолиберализм» / изд.: Экономика. Под ред. В. Гутника. – М., 2002. – 463 с.
7.Экономическая история зарубежных стран / Под ред. В.И. Голубовича —Минск, 2000. – 462 с.
8.Ядгаров Я.С. История экономических учений: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп./ Ядгаров Я.С. - М.: ИНФРА-М, 2006 – 462 с.


Вопрос-ответ:

Что такое неолиберализм?

Неолиберализм - это экономическая и политическая идеология, основными принципами которой являются свободный рынок, минимальное вмешательство государства в экономику и приоритет индивидуальной свободы и личной ответственности.

Какие направления развития есть в неолиберализме?

В неолиберализме можно выделить два основных направления: неоавстрийскую и западногерманскую школы. Неоавстрийская школа уделяет большое внимание свободному рынку и критикует государство. Западногерманская школа, в свою очередь, признает необходимость некоторых форм государственного регулирования рынка.

В чем различия между неолиберальным и кейнсианским подходами к преодолению кризисных ситуаций?

Неолиберальные и кейнсианские подходы к преодолению кризисных ситуаций имеют существенные различия. Кейнсианский подход предполагает активное участие государства в экономике, включая поддержку потребительского спроса и инвестиций. В то же время, неолиберальный подход придерживается принципа минимального вмешательства государства и акцентирует внимание на свободном рынке.

Какие регулирующие принципы пропагандирует ордолиберализм?

Ордолиберализм предлагает, чтобы регулирующие принципы сводились к компенсации недостатков экономической системы, возникающих даже при полностью реализованном конкурентном порядке. Это может включать компенсацию внешних эффектов, аномалий предложения и проблем бедности.

Какие проблемы пытается решить неолиберализм?

Неолиберализм стремится решить ряд экономических проблем, таких как проблема бедности, ограничение государственного вмешательства в экономику, повышение эффективности рынка и индивидуальной свободы. Он также стремится предотвратить возникновение недостатков, таких как проблемы внешних эффектов и аномалии предложения.

Как развивалось либеральное направление неолиберализма?

Либеральное направление неолиберализма развивалось в конце XX - начале XXI века. Оно было ориентировано на свободный рынок, минимальное государственное вмешательство и акцентировало внимание на индивидуальной ответственности. Это направление стало одним из доминирующих в экономической политике многих стран, особенно в западной части мира.

Что такое неоавстрийская школа?

Неоавстрийская школа представляет собой экономическую школу, основанную на трудах австрийских экономистов, таких как Мисес, Гайдар, Хайек и других. Она отличается от классической школы тем, что уделяет большое внимание роли рыночных механизмов и индивидуальной свободе в экономическом развитии общества. Неоавстрийцы критикуют государственное вмешательство в экономику и выступают за свободный рынок.

В чем заключается основная идея западногерманской школы в неолиберализме?

Основная идея западногерманской школы в неолиберализме заключается в акцентировании внимания на роль государства в экономической политике. Западногерманская школа подчеркивает необходимость регулирования рынка и социальной защиты граждан. Она выступает за сочетание рыночных механизмов и государственного вмешательства с целью достижения баланса между экономической свободой и социальной справедливостью.

Чем отличается неолиберализм от либерализма?

Неолиберализм является эволюцией классического либерализма. Основная разница состоит в том, что неолиберализм обращает больше внимания на роль государства в экономике и поддержку свободного рынка, одновременно признавая необходимость некоторой государственной регуляции для обеспечения эффективности экономической системы.

Какие школы существуют в рамках неолиберализма?

В рамках неолиберализма существуют различные школы мысли. Некоторые из них включают неоавстрийскую школу и западногерманскую школу. Каждая из этих школ имеет свои особенности и подходы к экономической теории и практике.

В чем различия между неолиберальным и кейнсианским подходами к преодолению кризисных ситуаций?

Неолиберальный подход к преодолению кризисных ситуаций включает в себя уменьшение роли государства в экономике, снижение налогов и регулирования, а также повышение свободного рынка и конкуренции. Кейнсианский подход, напротив, предполагает большую роль государства в экономике, активную денежно-кредитную политику, инвестиции в социальные программы и стабилизацию спроса, чтобы стимулировать экономический рост и преодолеть кризисные ситуации.