Разработка и внедрение нового банковского продукта на примере ОАО "Банк Москвы"

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Финансовый менеджмент
  • 84 84 страницы
  • 51 + 51 источник
  • Добавлена 15.05.2010
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ АРТ-БАНКИНГА В РОССИИ
1.1. Понятие банковского продукта и его классификация
1.2. Арт-банкинг как успешный пример банковского продукта за рубежом
1.3. Текущее состояние и перспективы арт-банкинга в России
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «БАНК МОСКВЫ» ЗА ПЕРИОД 2007-2009
2.1. Краткая характеристика компании
2.2. Конкурентные позиции на рынке
2.3. Финансовый анализ деятельности и выявление проблем
ГЛАВА 3. ВНЕДРЕНИЕ АРТ-БАНКИНГА И ОЦЕНКА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ
3.1. Обоснование для внедрения арт-банкинга
3.2. Разработка мероприятий, необходимых для внедрения арт-банкинга
3.3. Экономическая оценка эффективности проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ



Фрагмент для ознакомления

Современные реставраторы способны предвидеть возникающую опасность и принять необходимые меры. Банк и в этой сфере должен предоставить квалифицированных специалистов.
Для реализации этого этапа планируется потратить 20 млн рублей. На эти средства будет переоборудовано ряд помещений, создан соответствующий микроклимат в них, установлены системы защиты и сигнализации. Далее планируется тратить ежемесячно 500 тысяч рублей на обеспечение охраны предметов искусства и ремонт помещений.
Этап 6. Налаживание процесса посещения выставок и аукционов
Отдел арт-банкинга должен особое внимание уделить посещению различных художественных выставок как в России, так и за рубежом. Специалисты банка должны иметь возможность быть в курсе событий и вовремя обновлять каталог предметов искусства для своих клиентов. Ежемесячно планируется тратить около 400 тысяч рублей.
Выставки могут быть использованы, чтобы выставлять предметы искусства, принадлежащих клиентам банка. Контакты с многочисленными музеями дают возможность устраивать краткосрочные или продолжительные выставки произведений искусства, что также способствует росту популярности экспонатов. Анонимность клиента гарантируется и в этом случае.
Правильная и грамотная реализация указанный выше мероприятий позволит создать отдел арт-банкинга и наладить работу внутри него. Но особое значение имеет оценка эффективности. Необходимо проанализировать величину ожидаемых доходов с расходами и оценить срок окупаемости проекта и его доходность.
3.3. Экономическая оценка эффективности проекта
Запуск работы отдела арт-банкинга планируется с начала 2011 года. В 2010 году планируется осуществить ряд подготовительных мероприятий. К таким мероприятиям относится оборудование помещений для хранения предметов искусства, набор персонала, создание презентаций для клиентов банка и т.д.
В предыдущем разделе дипломной работы были перечислены основные этапы, необходимые для реализации внедрения услуг арт-банкинга в ОАО «Банк Москвы». Там же были указаны примерные суммы расходов, необходимые для каждого этапа. В таблице ниже представлен перечень расходов и суммы, а также сроки начала начисления соответствующих расходов.

Таблица 3.3.1
Расходы на осуществление услуг арт-банкинга
№ Статья затрат разовый платеж, руб. ежемесячный платеж, руб. Срок начала реализации 1 Заработная плата сотрудников   430 000 Сентябрь 2010 2 Доступ к базам данных в сфере искусств   300 000 Сентябрь 2010 3 Реестр украденных предметов искусства   150 000 Сентябрь 2010 4 Заключение договоров с ведущими музеями. Галереями и т.д. на осуществление проверки подлинности предметов искусства 500 000 0,5% от стоимости предмета искусства Сентябрь 2010 5 Оборудование помещений для хранения предметов искусства 20 000 000 500 000 январь 2011 6 Посещение выставок и обновление каталогов для клиентов   400 000 Сентябрь 2010
Как показывает анализ таблицы 3.3.1, с апреля 2010 года планируется начать оборудование помещений. Все остальные статьи расходов начнут начисляться с сентября 2010 года. Заключение контрактов с клиентами планируется начиная с 2011 года. Период с сентября по декабрь 2010 года будет использован для подготовки презентаций, подключениям к базам данных, содержащих информацию об известных предметах искусств и коллекциях.
В течении 2010 года будет потрачено 20 млн рублей на оборудование помещения. Планируется, что срок полезного использования составит 10 лет. Соответственно, ежегодные амортизационные отчисления составят 2 млн рублей.
В расходы нового продукта также необходимо включить административные и управленческие расходы. Они включают в себя расходы на услуги ЖКХ, свет, телефон, бумагу и т.д. При расчете принимается, что административные и управленческие расходы составляют 2% от совокупного объема выручки.
Выручка в 2011 год планируется на уровне 30 млн рублей (без НДС). Далее объемы сделок купли-продажи планируется ежегодно увеличивать на 5 млн рублей. Также за хранение предметов искусства будет взиматься плата на уровне 0,1% от сделок купли – продажи.
Теперь у нас есть все данные, необходимые для составления отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств (табл. 3.3.2 и 3.3.3).
Для оценки эффективности проектов будем использовать горизонт планирования 10 лет, т.к. предметы искусства покупаются на несколько лет с целью инвестирования. Поэтому для Банка важно понимать долгосрочную прибыльность и эффективность проекта.
В течение 10 лет не предполагается существенного увеличения штата сотрудников.
В таблице 11 показано движение денежных потоков по всем 3-м видам деятельности. Так как проект планируется открыть внутри фирмы, то займов не планируется и движение потоков от финансовой деятельности равно 0.
Величина -27,62 млн. рублей в период времени 0 показывает количество денежных средств необходимых, чтобы проект заработал. Он включает 20 млн рублей – расходы во внеоборотные активы (оборудование помещения для хранения предметов искусства) и 7,62 млн рублей – расходы заработную плату, базы данных, выставки и конференции в период с сентября по декабрь 2010 года. Таким образом, в качестве инвестиций будем рассматривать величину 27,62 млн рублей.
Таблица 3.3.2. – Отчет о прибылях и убытках, млн рублей
  2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Выручка, в том числе: 0 30,03 40,04 45,05 50,05 55,06 60,06 65,07 70,07 75,08 80,08 купля-продажа 0 30 40 45 50 55 60 65 70 75 80 Хранение, 0,1% от объема купли-продажи 0 0,03 0,04 0,05 0,05 0,06 0,06 0,07 0,07 0,08 0,08                         Расходы, в том числе: 7,62 23,66 23,76 23,81 23,86 23,91 23,96 24,01 24,06 24,11 24,16 Заработная плата сотрудников 1,72 5,16 5,16 5,16 5,16 5,16 5,16 5,16 5,16 5,16 5,16 Доступ к базам данных в сфере искусств 1,20 3,60 3,60 3,60 3,60 3,60 3,60 3,60 3,60 3,60 3,60 Реестр украденных предметов искусства 0,60 1,80 1,80 1,80 1,80 1,80 1,80 1,80 1,80 1,80 1,80 Заключение договоров с ведущими музеями. Галереями и т.д. на осуществление проверки подлинности предметов искусства 0,50 0,30 0,40 0,45 0,50 0,55 0,60 0,65 0,70 0,75 0,80 Оборудование помещений для хранения предметов искусства 2,00 6,00 6,00 6,00 6,00 6,00 6,00 6,00 6,00 6,00 6,00 Посещение выставок и обновление каталогов для клиентов 1,60 4,80 4,80 4,80 4,80 4,80 4,80 4,80 4,80 4,80 4,80 Амортизация   2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00                         Валовая прибыль -7,62 6,37 16,28 21,24 26,19 31,15 36,10 41,06 46,01 50,97 55,92 Административные и управленческие расходы, 2% от выручки 0 0,60 0,80 0,90 1,00 1,10 1,20 1,30 1,40 1,50 1,60 Прибыль до налогообложения -7,62 5,77 15,48 20,33 25,19 30,04 34,90 39,75 44,61 49,46 54,32 налог на прибыль, 20%   1,15 3,10 4,07 5,04 6,01 6,98 7,95 8,92 9,89 10,86 Чистая прибыль -7,62 4,62 12,38 16,27 20,15 24,04 27,92 31,80 35,69 39,57 43,45
Таблица 3.3.3. – Отчет о движении денежных средств, млн рублей

Формула расчета Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020     0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Операционная деятельность                       1 Выручка, в том числе: 0 30,03 40,04 45,05 50,05 55,06 60,06 65,07 70,07 75,08 80,08 2 Расходы (без учета амортизации) 7,62 21,66 21,76 21,81 21,86 21,91 21,96 22,01 22,06 22,11 22,16 3 Административные и управленческие расходы, 2% от выручки 0 0,60 0,80 0,90 1,00 1,10 1,20 1,30 1,40 1,50 1,60 4 налог на прибыль, 20% 0 1,15 3,10 4,07 5,04 6,01 6,98 7,95 8,92 9,89 10,86 5= 1-2-3-4 Кэш-Флоу (остаток) от операционной деятельности -7,62 6,62 14,38 18,27 22,15 26,04 29,92 33,80 37,69 41,57 45,45   Инвестиционная деятельность               6 Выплаты на приобретение активов 20 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 7 Поступления от продажи активов 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 8=7-6 Кэш-Флоу от инвестиционной деятельности -20 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0   Финансовая деятельность               9 Собственный капитал 27,62 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 10 Заемный капитал 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 11 Выплаты процентов по займам 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 12 Выплаты в погашение займов 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 13 Выплаты дивидендов 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 14=9+10- 11-12-13 Кэш-Флоу от финансовой деятельности 27,6 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 15=5+8+14 Баланс денежных средств 0,0 6,6 14,4 18,3 22,2 26,0 29,9 33,8 37,7 41,6 45,5 16 Баланс накопленного денежного потока 0,0 6,6 21,0 39,3 61,4 87,5 117,4 151,2 188,9 230,4 275,9 По условию, проект образуется внутри Банка. Поэтому будем предполагать, что он финансируется на 100% за счет собственных средств.
Требуемая норма доходности от внедрения нового проекта составляет 25%.
Для оценки эффективности проекта используются критерии эффективности, которые считаются на основе потока денежных средств (строка 15 таблицы 3.3.3). Кратко рассмотрим их механизм.
1. Чистый приведенный доход, NPV (Net present value).
Чистый приведенный доход, NPV (Net present value) определяется по формуле:

где:
Investments - начальные инвестиции,
CFt - чистый денежный поток месяца t,
N - длительность проекта в месяцах,
r - месячная ставка дисконтирования.
Показатель NPV представляет абсолютную величину дохода от реализации проекта с учетом ожидаемого изменения стоимости денег. Обязательное условие реализации проекта: чистый приведенный доход должен быть неотрицательным.
2. Индекс прибыльности, PI (Profitability index).
Индекс прибыльности, PI (Profitability index) рассчитывается по формуле:

где:
Investments - начальные инвестиции,
CFt - чистый денежный поток месяца t,
N - длительность проекта в месяцах,
r - месячная ставка дисконтирования.
Показатель PI демонстрирует относительную величину доходности проекта. Он определяет сумму прибыли на единицу инвестированных средств. Обязательное условие реализации проекта: индекс прибыльности должен быть больше 1.
3. Внутренняя норма рентабельности, IRR (Internal rate of return).
Внутренняя норма рентабельности, IRR (Internal rate of return) определяется из следующего соотношения:

где:
Investments - начальные инвестиции,
CFt - чистый денежный поток месяца t,
N - длительность проекта в месяцах,
IRR - внутренняя норма рентабельности.
Проект считается приемлемым, если рассчитанное значение IRR не ниже требуемой нормы рентабельности, которая определяется инвестиционной политикой компании.
4. Период окупаемости, PB (Payback period).
Период окупаемости, PB (Payback period) - это время, требуемое для покрытия начальных инвестиций за счет чистого денежного потока, генерируемого инвестиционным проектом. Приближенно вычисляется как период времени, когда накопленный денежный поток стал положительным (с учетом инвестиций).
Обязательное условие реализации проекта: период окупаемости должен быть меньше длительности проекта.
5. Дисконтированный период окупаемости.
Дисконтированный период окупаемости, DPB (Discounted payback period) рассчитывается аналогично PB, однако, в этом случае чистый денежный поток дисконтируется.
Этот показатель дает более реалистичную оценку периода окупаемости, чем РВ, при условии корректного выбора ставки дисконтирования.
Теперь рассмотрим критерии эффективности применительно к проекту внедрения арт-банкинга в ОАО «Банк Москвы» (таблица 3.3.4).
На первом этапе рассчитаем чистую приведенную стоимость проекта:

=-27,6+5,3+9,2+9,4+9,1+8,5+7,8+7,1+6,3+5,6+4,9=45,6.
Для дисконтирования использовали ставку дисконтирования 25%, т.к. если будет меньшая доходность, то Банку просто будет невыгодно внедрять продукт, т.к. можно просто кредитовать юридических лиц по ставке 20%. А для внедрения арт-банкинга необходимо еще много затрат и времени. Соответственно, арт-банкинг выгодно внедрять, если доходность по нему будет превышать доходность от других продуктов.
По таблице 3.3.4 видим, что NPV проекта равно 45,56 млн рублей, что больше 0. Следовательно, проект принимаем к реализации.
В строке 11 таблицы 3.3.4 посчитан накопленный денежный поток. Следовательно, мы может посчитать простой срок окупаемости проекта. Срок окупаемости относится к числу наиболее часто используемых показателей эффективности инвестиций. Достаточно сказать, что именно этот показатель, наряду с внутренней ставкой доходности, выбран в качестве основного в методике оценки инвестиционных проектов, участвующих в конкурсном распределении централизованных инвестиционных ресурсов.


Таблица 3.3.4
Критерии эффективности проекта, млн рублей
Номер строки Показатель Номера интервалов планирования           2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 ставка доходности 25,00%                     2 чистые денежные поступления, млн руб   6,6 14,4 18,3 22,2 26,0 29,9 33,8 37,7 41,6 45,5 3 дисконтированный поток, млн руб 0,0 5,3 9,2 9,4 9,1 8,5 7,8 7,1 6,3 5,6 4,9 4 дисконтированный поток, нарастающим итогом, млн руб 0,0 5,3 14,5 23,9 32,9 41,5 49,3 56,4 62,7 68,3 73,2 5 единовременные инвестиции, млн руб 27,6                     6 NPV= 45,6 >  0 проект принимаем           7 период окупаемости вложенных средств, Т= 3     проект принимаем           8 индекс доходности, PI 2,65 >  1 проект принимаем           9 внутренняя рентабельность проекта, IRR 55,77% >  25,00% проект принимаем           CF/(1+IRR)^t -27,62 4,25 5,93 4,83 3,76 2,84 2,09 1,52 1,09 0,77 0,54 NPV для расчета IRR= 0,00                     10 чистые денежные поступления, млн руб -27,6 6,6 14,4 18,3 22,2 26,0 29,9 33,8 37,7 41,6 45,5 11 денежный поток, нарастающим итогом -27,6 -21,0 -6,6 11,6 33,8 59,8 89,8 123,6 161,2 202,8 248,3                         12 дисконтированный поток, млн руб -27,6 5,3 9,2 9,4 9,1 8,5 7,8 7,1 6,3 5,6 4,9 13 дисконтированный поток, нарастающим итогом, млн руб -27,6 -22,3 -13,1 -3,8 5,3 13,8 21,7 28,8 35,1 40,7 45,6

Таблица 3.3.5
Простой срок окупаемости инвестиций - Pay-back period (PBP)
Номер года (периода) Денежный поток нарастающим итогом, млн. руб. Критерий для сравнения, млн. руб. Период окупаемости вложенных средств Т=2 -6,6 < 0   Т=3 11,6 > 0 Срок окупаемости проекта, лет 3      
Мы видим, что срок окупаемости равен 3-м годам.
Сроком окупаемости инвестиционного проекта с учетом дисконтирования денежных потоков (DPBP – Discounted Pay-Back Period) называется продолжительность наименьшего периода, по истечении которого накопленный дисконтированный эффект (DAE – Discounted Accumulated Effect) становится и в дальнейшем остается неотрицательным. Этот срок исчисляется от того же момента времени, что и срок окупаемости без дисконта.
В нашей таблице 3.3.3 это 13 строка. Мы видим, что DPBP=4 годам.

Таблица 3.3.6
DPBP – Discounted Pay-Back Period
Номер года (периода) Денежный поток нарастающим итогом, млн. руб. Критерий для сравнения, млн. руб. Период окупаемости вложенных средств Т=3 -3,8 < 0   Т=4 5,3 > 0         Срок окупаемости проекта, лет 4      
По сравнению с критерием простого срока окупаемости проекта (таблица 3.3.5), в случае дисконтированного срок окупаемости увеличивается на 1 год.
Индекс доходности:
PI=73,2 / 27,62 =2,65 что больше 1, т.е. проект принимается.
73,2 млн рублей – это совокупная величина дисконтированных денежных потоков (без учета инвестиций в 27,62 млн рублей). Следовательно, по критерию индекса доходности данный проект также принимается к реализации.
IRR (Internal Rate of Return, IRR) определяет максимальную стоимость привлекаемого капитала, при которой инвестиционный проект остается выгодным. В другой формулировке, это средний доход на вложенный капитал, обеспечиваемый данным инвестиционным проектом, т.е. эффективность вложений капитала в данный проект равна эффективности инвестирования под IRR процентов в какой-либо финансовый инструмент с равномерным доходом.
IRR рассчитывается как значение ставки дисконтирования, при которой NPV=0. Как правило, значения IRR находят либо графическими методами (построив график зависимости NPV от ставки дисконтирования), либо с помощью специализированных программ. В MS Excel для расчета IRR используется функция =ВНДОХ().
Для нашего проекта:

Откуда, IRR=55,77%, что более 25% (требуемая норма доходности). Следовательно, проект также принимается к реализации.
Финансовый профиль проекта представлен на рисунке 3.3.1.

Рис. 3.3.1. Финансовый профиль проекта
На рисунке 3.3.1 можно графически определить срок окупаемости проекта простого и дисконтированного денежного потоков, NPV проекта для каждого периода. Также возможно определить величину инвестиций в 27,62 млн рублей.
Для анализа зависимости NPV от ставки дисконта используется кривая, которая имеет название профиль NPV. На рисунке 3.3.2 представлен NPV-профиль.

Рис. 3.3.2. NPV-профиль
Таким образом, оценка эффективности проекта по внедрению арт-банкинга в ОАО «Банк Москвы» с использованием всех четырех критериев эффективности показало, что данный проект является рентабельным и его необходимо принять к реализации.
На последнем этапе необходимо оценить прибыльность нового проекта относительно прибыльности всего банка. На рисунке 3.3.3 рассмотрим прогноз прибыли Банка.

Рис. 3.3.3. Прогноз темпов прироста и абсолютной величины чистой прибыли Банка
Для этого будем предполагать, что в период с 2010 по 2015 года включительно темп прироста чистой прибыли составит 10%. Начиная с 2016 года темп прироста чистой прибыли будет замедляться на 1%, т.е. в 2016 году темп прироста чистой прибыли составит 9%, в 2017 году – 8% и т.д. В 2020 году темп прироста чистой прибыли составит 5%.
В таблице 2.3.5 представлены финансовые показатели Банка. Согласно таблице, чистая прибыль снижалась за рассматриваемый период из-за кризиса. Если в 2007 году прибыль составила около 10,1 млрд рублей, то в 2008 году – около 7 млрд. рублей, а по итогам 2009 года – только 699 млн. рублей ожидается. В 2010 году ожидается восстановление большой части денежных средств, которые раньше были включены в резервы. Соответственно, по итогам 2010 года чистая прибыль существенно увеличиться. Кроме того, на рынке наблюдается улучшение ситуации, что также будет способствовать росту чистой прибыли. Поэтому по итогам 2010 года размер чистой прибыли ожидается на уровне 6 млрд рублей. Это немного ниже, чем итоги 2008 года.
Далее прогнозируем величину чистой прибыли, исходя из прогнозов темпов прироста, которые мы прогнозировали ранее. Например, чистая прибыль по итогам 2011 года прогнозируется на уровне:
6 * (1+0,1) = 6,6 млрд. рублей.
Чистая прибыль по итогам 2012 года прогнозируется на уровне:
6,6 * (1+0,1) = 7,26 млрд. рублей.
Чистая прибыль по итогам 2013 года прогнозируется на уровне:
7,26 * (1+0,1) = 7,986 млрд. рублей.
Чистая прибыль по итогам 2014 года прогнозируется на уровне:
7,986 * (1+0,1) = 8,785 млрд. рублей.
Чистая прибыль по итогам 2015 года прогнозируется на уровне:
8,785 * (1+0,1) = 9,663 млрд. рублей.
Чистая прибыль по итогам 2016 года прогнозируется на уровне:
9,663 * (1+0,09)=10,533 млрд. рублей.
Чистая прибыль по итогам 2017 года прогнозируется на уровне:
10,533 * (1+0,08)=11,375 млрд. рублей.
Чистая прибыль по итогам 2018 года прогнозируется на уровне:
11,375 * (1+0,07)=12,172 млрд. рублей.
Чистая прибыль по итогам 2019 года прогнозируется на уровне:
12,172 * (1+0,06)=12,9 млрд. рублей.
Чистая прибыль по итогам 2020 года прогнозируется на уровне:
12,9 * (1+0,05)=13,547 млрд. рублей.
На рисунке 3.3.4 представим величину прибыли от арт-банкинга и оценку доли этой прибыли в общей величине чистой прибыли Банка.


Рис. 3.3.4. Прибыль от арт-банкинга в общей величине прибыли Банка
Величина прибыли от арт-банкинга взята из таблицы 3.3.4 (строка 10). Чистая прибыль Банка спрогнозирована выше (рисунок 3.3.3). Соответственно, можно легко вычислить долю прибыли, полученную от арт-банкинга, в общей величине чистой прибыли Банка. Например, доля арт-банкинга в общей величине чистой прибыли равна:
2011 год: 6,6 / 6 600 *100% = 0,1%
2012 год: 14,4 / 7 260 *100% = 0,2%
2013 год: 18,3 / 7 986 *100% = 0,23%
2014 год: 22,2 / 8 785 *100% = 0,25%
2015 год: 26 / 9 663 *100% = 0,27%
2016 год: 29,9 / 10 533 *100% = 0,28%
2017 год: 33,8 / 11 375 *100% = 0,3%
2018 год: 37,7 / 12 172 *100% =0,31%
2019 год: 41,6 / 12 902*100% = 0,32%
2020 год: 45,5 / 13 547*100% = 0,34%
По итогам 2011 года доля прибыли от арт-банкинга в общей величине чистой прибыли Банка составит 0,1%. Далее эта доля будет постепенно увеличиваться – примерно на 0,02% в год. По итогам 2020 года доля арт-банкинга в чистой прибыли прогнозируется на уровне 0,34%.
Будущая эффективность Банка в целом представлена на рисунке 3.3.5.


Рис. 3.3.5. Оценка эффективности Банка в будущем
Прогноз взят из внутренних документов Банка о планах развития до 2020 года. Эффективность Банка в целом оценивается по двум основным показателям – ROE (рентабельность собственного капитала) и ROA (рентабельность активов). Рост рентабельности активов (ROA) увеличиться с 2% в 2010 году до 6,5% в 2020 году (ежегодное увеличение составит около 0,5%). Рентабельность собственного капитала (ROE) вырастет с 21% в 2010 году до 48% в 2020 году (ежегодное увеличение составит около 3%). На конец 2020 года Банк достигнет тех показателей рентабельности, что были у него по итогам 2008 года, т.е. перед кризисом. Это связано с тем, что процентные ставки сейчас снижаются, соответственно, снижается и общая доходность операций. Это означает, что показатели прибыльности всех банков уже не будут расти так быстро, как это было до кризиса.
Кроме того, для увеличения прибыльности и эффективности всего Банка необходимо проводить оптимизацию своих расходов. Возможно, что Банк будет пересматривать часть бизнес-процессов, чтобы оптимизировать свои расходы. Однако все это будет происходить медленно и потребует длительного периода времени.
Также для повышения своей эффективности Банкам придется разрабатывать и внедрять новые конкурентные продукты. ОАО «Банк Москвы» уже стал заботиться о внедрении нового продукта – арт-банкинг. Внедрение нового проекта позволит увеличить доход Банка и, следовательно, его эффективность. Кроме того, повысится имидж Банка в глазах потенциальных клиентов, что положительно скажется в будущем на деятельности Банка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Активные банковские операции – это операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы в целях получения необходимого дохода и обеспечения своей ликвидности.
Основным видом активных операций коммерческого банка стало кредитование. Причем чрезвычайно вырос удельный вес краткосрочных кредитов. Во многом это объясняется высоким уровнем риска и неопределенностью в условиях кризиса.
В рыночной экономике банк выполняет свою главную функцию – посредничество в кредите, которое он осуществляет путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Коммерческие банки выполняют роль посредников между хозяйственными единицами и секторами, накапливающими временно свободные денежные средства, и теми участниками экономического оборота, которые временно нуждаются в дополнительном капитале.
Кредиты, предоставляемые коммерческими банками можно классифицировать по ряду признаков (по срокам, по видам обеспечения, по размерам и т.д.).
В структуре активов российских коммерческих банков доминирующее положение занимают две основные статьи: кредиты экономике и вложения в государственные ценные бумаги. Кроме того, значительная часть активов представлена межбанковскими ссудами.
Большинство современных банков в числе своих стратегических задач называет универсализацию услуг и расширение клиентской базы. Динамичность рынка и усиление конкуренции ставят банки перед необходимостью диверсификации бизнеса, поиска новых ниш и постоянной работы в направлении расширения спектра предоставляемых услуг.
В связи с этим для многих банков развитие новых услуг (так называемых, общие дополнительные операции), таких как: лизинговые операции; операции доверительного управления; факторинговые операции; форфейтинговые операции; электронные услуги; операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями; поручительские и гарантийные операции; консультационные услуги; услуги депозитного хранения ценностей; услуги для VIP-клиентов.
Выбор дополнительных операций, проводимых банком, должен подбираться индивидуально и работать на его прибыльность и устойчивость. Для этого банк должен учитывать, в частности:
платежеспособный спрос на конкретные дополнительные банковские услуги;
ожидаемое в обозримой перспективе изменение спроса на такие услуги;
меру готовности самого банка к проведению тех или иных дополнительных операций;
уровень рентабельности фактически проводимых и планируемых к проведению тех или иных дополнительных операций.
Дополнительные услуги банков в той или иной мере необходимы каждому клиенту. Следовательно, они необходимы и самим банкам.
Особое внимание российские банки стали обращать на услуги для состоятельных клиентов. Соответственно, актуальным становится развитие арт-банкинга. Безусловно, высокий спрос на произведения искусства как предмет инвестиций не мог не обратить на себя внимания банкиров. Сегодня практически все крупные западные кредитные организации выделили внутри своих подразделений, ориентированных на работу с VIP-клиентами с портфелями от 500 тыс. евро, отделы art advisory. Арт-банкинг — одно из направлений так называемого wealth management, ориентированного на состоятельных частных клиентов. Это развитая отрасль с довольно длительной историей. Пионерами арт-банкинга, то есть финансово-консультационного сопровождения инвестиций в произведения искусства, по ту сторону границы в конце 80-х годов XX века стали швейцарский UBS, немецкий Deutsche Bank и американский Citibank.
Но инвесторы начали всерьез обращать внимание на арт-рынок только во второй половине прошлого века. Стали формироваться фонды, например в 70-е был образован позже ставший знаменитым Британский фонд железных дорог — один из самых удачных примеров прибыльного инвестирования в арт-рынок. Ныне существует около 50 инвестиционных фондов, вкладывающих средства в арт-объекты.
Почтенная публика во всем мире не стесняется демонстрировать свой интерес к «вечным ценностям» как к объекту альтернативных инвестиций. Доходы от рынка ценных бумаг подчас меркнут по сравнению с доходами от вложений в предметы искусства.
В дипломной работе был подробно рассмотрен процесс внедрения арт-банкинга в ОАО «Банк Москвы».
Банк Москвы входит в топ-5 крупнейших российских кредитных организаций по размеру активов и капитала и в топ-3 по объему привлеченных средств населения.
В настоящее время Банк Москвы обслуживает более 100 тыс. корпоративных и более 9 млн частных клиентов. Среди клиентов — юридических лиц — крупнейшие отраслевые предприятия, предприятия среднего и малого бизнеса.
Банк представлен практически во всех экономически значимых регионах страны и насчитывает 396 обособленных подразделений, включая дополнительные офисы, обменные пункты и операционные кассы. По состоянию на 1 февраля 2010 года в регионах России работало 258 подразделений Банка. В Москве и Московской области действует 138 офисов Банка. Кроме того, услуги населению оказываются в 471 почтово-банковском отделении столичного региона.
В сеть Банка также входят 5 дочерних банков, находящихся за пределами России: ОАО «БМ Банк» (Украина), ОАО «Банк Москва-Минск» (Беларусь), Латвийский Бизнесбанк (Латвия), Эстонский кредитный банк (Эстония) и АО «Банк Москвы» — (Белград) (Сербия). Представительство Банка Москвы действует во Франкфурте-на-Майне (Германия).
Высокую надежность Банка Москвы подтверждают рейтинги международных рейтинговых агентств. Долгосрочный кредитный рейтинг Банка по версии Moody’s Investors Service — Baa1, по данным Fitch Ratings — ВВВ-.
Ключевым акционером Банка с момента основания в 1995 году является Правительство Москвы. Сегодня город владеет 48,11% акций Банка напрямую и 15,28% через ОАО «Столичная страховая группа».
На первом этапе было подробно изучено финансовое состояние организации и его положение на рынке.
Динамика пассивов Банка за рассматриваемый период демонстрирует тенденцию к росту. Банк ОАО «Банк Москвы» увеличил общую величину пассивов с 507 млрд рублей в 2007 году до 764 млрд рублей по итогам 2008 года, т.е. прирост составил 64,4%. Однако, в конце 2008 года в стране стал ощущаться кризис и рост пассивов Банка замедлилось. За 2009 год Банку удалось увеличить свои пассивы только на 6,4% до 812,2 млрд. рублей.
Наибольшую долю в структуре пассивов составляет заемный капитал. Его доля колеблется около 90% от всей совокупной величины пассивов Банка. Доля собственных средств Банка составляла 8,33% в 2007 году. В 2008 году доля собственного капитала снизилась до 7,8%, а в 2009 году ее доля увеличилась до 10,7%.
Снижение доли собственного капитала в пассивах в 2008 году было связано с резким ростом заемного капитала Банка. Это стоит рассматривать как положительный момент, т.к. многие банки вынуждены были повышать ставки по депозитам, чтобы привлечь клиентов. А у Банка наблюдалось увеличение заемных средств при том, что депозитные продукты Банка не заняли лидирующих позиций на рынке, как показал анализ, проведенный в п.2.2 настоящего дипломного проекта. По итогам 2009 года величина заемного капитала не снизилась, а даже немного увеличилась с 704,4 млрд рублей до 725,7 млрд рублей.
Наибольшую долю в совокупной величине заемного капитала составляют средства клиентов – депозиты физических и юридических лиц. Если в 2007 году эта величина составляла 372,5 млрд рублей (80% от общей величины заемных средств), то в 2009 году – 446,1 млрд рублей (61,5%), т.е. прирост около 19,8%. Основной прирост пришелся на 2008 год – около 63 млрд рублей (прирост около 17%).
В 2008 году Банк также резко увеличил величину денежных средств, привлеченных от других кредитных организаций – с 77,5 млрд рублей в 2007 до 149,3 млрд рублей в 2008 году, т.е. практически в 2 раза. В 2009 году средства других кредитных организаций увеличились незначительно до 154,2 млрд рублей. Доля средств других кредитных организаций в общей величине заемных средств составляет около 21,2% в 2008-2009гг. В 2007 году данная величина составляла 16,7%.
В 2008 году Банк стал активно использовать привлечение средств ЦБ РФ. В 2008 году данная величина составила 78,6 млрд рублей, а в 2009 – 73,5 млрд рублей. Это более 10% всех привлеченных заемных средств организации.
Банки могли использовать помощь государства, если испытывали проблемы. Вероятно, у банка были проблемы с ликвидностью. Также может быть и ситуация, когда менеджмент Банка просто использовал возможность привлечь дешевые средства ЦБ РФ, хотя у него и не было проблем. Для точного ответа необходимо был проанализирован состав и качество активов Банка.
Наибольшую долю в активах составляет чистая ссудная задолженность Банка (кредитный портфель) – более 70%. До кризиса Банк, как и все другие кредитные организации России, активно наращивал свой кредитный портфель. На конец 2007 года величина кредитного портфеля Банка составляла 363 млрд рублей. А уже на конец 2008 года его величина увеличилась до 582,4 млрд рублей, т.е. прирост около 60,4%. Кризис притормозил выдачу кредитов. Соответственно, в 2009 году кредитный портфель Банка увеличился незначительно – до 586,6 млрд рублей (+0,7%).
Положительным является тот факт, что кредитный портфель Банка не уменьшился по итогам 2009 года, как в других кредитных организациях.
Банк выдает кредиты 3-м категориям заемщиков: физическим лицам, юридическим лицам и кредитным организациям.
В 2008-2009 годах Банк активно стал выдавать кредиты другим кредитным организациям. Если в 2007 году их величина была незначительна – около 12 млрд рублей (3,7% от общей величины кредитного портфеля), то в 2008 году ее величина увеличилась до 87,4 млрд рублей (16,4% от общей величины кредитного портфеля), т.е. прирост почти в 7 раз. В 2009 году величина кредитов другим кредитным организациям немного снизилась – до 71,7 млрд рублей (13,54% от общей величины кредитного портфеля). Многие банки испытывали проблемы с ликвидностью и не имели возможности получить дешевые ресурсы от ЦБ РФ. ОАО «Банк Москвы» обладал такой возможностью: Банку удалось привлечь средства Банка России и смог предоставить кредиты другим кредитным организациям. Это позволило в период кризиса неплохо заработать на том, что другие банки испытывали проблемы.
До кризиса Банк активно развивал кредитование физических лиц. Если в 2007 году кредитный портфель физических лиц составлял 65,3 млрд рублей (20,15% от общей величины кредитного портфеля), то в 2008 году его величина составила 92,3 млрд рублей (17,3% от общей величины кредитного портфеля), т.е. прирост около 41%. Кризис повлиял на сокращение кредитования физических лиц. По итогам 2009 года кредиты, выданные физическим лицам снизились до 63,7 млрд рублей, т.е. на 31%. При этом доля кредитов, выданных физическим лицам, в общей величине кредитного портфеля сократилась до 12% по итогам 2009 года.
Доля кредитов, выданных индивидуальным предпринимателям, занимает менее 0,5% от общей величины кредитного портфеля. С началом кризиса выдача кредитов индивидуальным предпринимателям прекратилась. На конец 2009 года величина кредитов, выданным индивидуальным предпринимателям, составила около 2,2 млрд рублей. Хотя на конец 2008 года ее величина составляла 4 млрд рублей. Таким образом, снижение практически в 2 раза.
Все остальное занимают кредиты, выданные юридическим лицам, – около 71% на конец 2009 года. В номинальном выражении кредиты юридическим лицам выросли с 238,2 млрд рублей по итогам 2007 года до 333,2 млрд рублей на конец 2008 года, т.е. прирост составил 40%. В 2009 году Банк продолжил кредитование юридических лиц. В результате, сумма кредитов, выданных юридическим лицам, увеличилась до 374 млрд рублей. Таким образом, кредиты юридическим лицам увеличились, несмотря на кризис.
С началом кризисной ситуации доля просрочек от юридических лиц резко выросла с 934 млн рублей на конец 2008 года до 7 366 млн рублей на конец 2009 года. Доля в общем портфеле кредитов, выданных юридическим лицам, выросла соответственно с 0,3% до 2%. Данную величину просрочки по кредитам ЮЛ можно признать как нормальную, т.к. она не превышает критический уровень 10%. Это можно рассматривать как положительный фактор в период кризисной ситуации, т.к. доля кредитов, выданных ЮЛ, занимает около 71% от общей величины кредитного портфеля (как мы выяснили ранее).
Ситуация же с кредитами, выданных физическим лицам, не является положительной. На конец 2007 года величина просроченной задолженности физических лиц составляла 32,75 млрд рублей. В 2008 году величина просроченной задолженности снизилась до 23,87 млрд рублей.
В 2009 году величина просроченной задолженности осталась практически на таком же уровне и составила 23,85 млрд рублей. Доля просроченной задолженности физических лиц в общей величине кредитного портфеля, выданных физическим лицам была на уровне 50,2% на конец 2007 года, 26% - на конец 2008 года и 37,5% - на конец 2009 года. Увеличение доли просроченной задолженности произошло из-за того, что уменьшилась сумма кредитного портфеля, выданного именно физическим лицам, т.е. Банк прекратил кредитование именно физических лиц. Поэтому доля просроченной задолженности и выросла, хотя сама сумма просроченной задолженности практически не изменилась. Отрицательным фактором является то, что доля просроченной задолженности физических лиц в общей величине кредитов, выданных физическим лицам, существенно выше 10%. Но так как доля кредитов, выданных физическим лицам, составляет около 12% от общей величины кредитного портфеля Банка, то данная ситуация находится под контролем. А если учесть, что доля просроченной задолженности по кредитам юридических лиц равна всего 2%, то можно предположить, что кредитный портфель Банка в целом сформирован из качественных кредитов.
Финансовая устойчивость банка (соотношение собственных и заемных средств в пассивах) находится на приемлемом уровне. Банк активно использует все возможные внутренние источники для увеличения собственного капитала.
Анализ выявил некоторое ухудшение финансовых показателей, связанное с кризисной ситуацией в стране. Коэффициенты эффективности Банка ROA и ROE также показали существенное ухудшение по итогам 2009 года. В 2009 году произошел провал данных коэффициентов. Сказалось начисление резервов на возможные потери. Коэффициент рентабельности активов ROA достиг 1,53% по итогам 2009 года по сравнению с 47% годом ранее. Показатель рентабельности собственного капитала ROE достиг 0,16% в 2009 году по сравнению с 3,65% в 2008 году. Однако, ухудшение показателей эффективности Банка вызвано только за счет увеличения отчислений в резервы. Банк придерживает денежные средства для возможных проблем с не возвратом кредитов. После восстановления ситуации на рынке Банк восстановит часть резервов, что существенно улучшит показатели эффективности Банка.
Структура баланса Банка устойчивая. Все показатели в норме. Исключение составляет большая величина просроченной задолженности по кредитам, выданным физическим лицам. Банк прекратил кредитование физических лиц на фоне кризиса. Однако, потребительское кредитование одно из перспективных в мире и в будущем Банку необходимо пересмотреть свою позицию относительно этого направления.
Второй недостаток – у Банка наблюдается избыточная ликвидность. Это отражается на величине недополученных доходов. С другой стороны, избыток денежных средств является источником для развития новых направлений в Банке и внедрений новых банковских продуктов – арт-банкинга.
Для внедрения арт-банкинга планируется организовать отдел из 5 человек, которые будут контролировать весь процесс купли-продажи предметов искусства. 2010 год предполагается осуществить подготовительные мероприятия. В этот год планируется организовать отдел, подключиться к основным базам данным, содержащих сведения о предметах искусства, заключить договора с ведущими музеями и домами искусств на осуществление экспертизы предметов искусства. Также планируется подключение к базе данных, содержащих украденные вещи. К началу запуска проекта (начало 2011 года) необходимо составить каталоги для клиентов Банка. Инвестиции в подготовительный период составят 27,62 млн рублей.
В заключительной части дипломного проекта была рассчитана эффективность данного проекта с использованием четырех критериев эффективности. Чистая приведенная стоимость проекта равна 45,6 млн рублей (больше 0), период окупаемости от 3 до 4 лет, индекс доходности – 2,65 (больше 1) и внутренняя норма доходности составит почти 56% (больше 25%). Следовательно, согласно всем четырем критериям данный проект должен быть принят к реализации.
В России внедрение арт-бангинга было не актуально, т.к. до кризиса многие проекты приносили доходность более 20% годовых. Однако после кризиса перед состоятельными людьми из России встал вопрос поиска новых возможностей инвестирования. И арт-банкинг является хорошей альтернативой.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Использованная литература
Алиевская Е. Финансы, страхование // Деловой квартал. 2006. № 41. 
Антонова И.. Как занять миллион // Помещик. 2005. №2(11).
Банковское дело. Учебник/Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой., - М.: Финансы и статистика, 2007. – 592с.
Банковское дело. Под ред. В. И. Колесникова, Л. П. Кроливецкой. М., Финансы и статистика, 2005. – 297 с.
Бажанов С. В., Лапидус М. Х., Львов Ю. И., Тарасевич Л. С., Российские банки. Прошлое и настоящее М.: Культ-информ-пресс, 2006. – 413 с.
Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. – М.: Спарк, 2007. – 250 с.
Бурлачков В.К. Денежная теория и динамичная экономика: выводы для России. М.: Эдиториал УРСС, 2006. – 318c.
Глушкова Н.Б. Банковское дело: Учеб. пос. для вузов. – М.: Академический проект, Альма Матер, 2005. – 672 с.
Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Отчетность банков. М.: Дело и Сервис, 2004. – 476 с.
Долан Э. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика /Э.Долан, К.Кэмпбелл, Р.Кэмпбелл. СПб.: С-Петербург, 2004. – 423 с.
Ефимова О.В. Финансовый анализ банковской деятельности. М.: Бухгалтерский учет, 2008. – 598 с.
Жарковская Е.П. Банковское дело. – М: Омега-Л, 2006. – 440с.
Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки. Учебник. – М.: Юнити – Дана, 2005. – 600с.
Казак А.Ю. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие. – Ек-бург: Солярис, 2004. - 200с.
Камаев В.Д. Экономическая теория. Учебное издание. Гуманитарный издательский центр «Владос». М: 2008. – 361с.
Ковалев В.В. Финансовый анализ банков. М.: Финансы и статистика, 2007. – 483с.
Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс. М.: Финансы и статистика, 2007. – 362с.
Ковалев В.В. Финансовый анализ банков. Управление Капиталом. Выбор Инвестиций. Анализ Отчетности. 3-е изд.; перераб. и доп. – М. Финансы и статистика, 2006. - 113с.
Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 467с.
Кошелев Е.А. Капитал банка. Деньги и Кредит , 2004 №9
Красникова Е.В. Экономика переходного периода: Учеб. пособие для студентов. – М.: Омега-Л, 2005. – 370с.
Лаврушин О.И. Центральный банк в условиях рыночной экономики // Банковское дело. - 2002. - №5(2) – с.2-4.
Левченко Д.В. Система рефинансирования как приоритетное направление развития денежной политики. // Деньги и кредит. – 2005. - №7. – с.32-39.
Липсиц И. В. Экономика. Книга 2. М., Вита-Пресс, 2003. – 420с.
Лунтовский Г.И. Проблемы и перспективы развития банковского сектора России. // Деньги и кредит. – 2004. - №5. – с.3-7.
Матюхин Г.Г. Реформирование банковского сектора следует начинать с Центрального банка. // Банковское дело. – 2003. - №12. – с.3-5.
Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: учеб. пособие. – М: Экономистъ, 2007. – 381с.
Насущные проблемы функционирования банковской системы.// Деньги и кредит, №10, 2008
Понаморев Ю.В. Российские банки в международном сообществе. Деньги и кредит №8, 2004
Рудый К.В. Финансово-кредитные системы зарубежных стран: Учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2003. – 592с.
Садвакасов К. Коммерческие банки. Управленческий анализ деятельности. Планирование и контроль. – М.:Ось-89, 2003. – 260с.
Саркисянц А. Проблемы интеграции российских банков в мировую банковскую систему.// Вопросы экономики, №9, 2008
Сафронов Р. Н. Состояние банковской системы. Деньги и Кредит, 2008 № 12
Стародубцева Е.Б. Основы банковского дела: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 240с.
Семенюта О.Г., Кудинова Г.А. Формирование целей денежно-кредитной политики Центрального банка. // Финансовые исследования. – 2005. - №11. – с.25-30.
Сменковский В.Н. О роли банковской системы в обеспечении экономического роста. Деньги и кредит, 2004 №8
Состояние денежно-кредитной сферы и реализации денежно-кредитной политики в 2003 году. // Деньги и кредит. – 2004. -№3. - с.7-12.
Сухов Б.Ю. Банковский надзор. Деньги и Кредит, 2003 №8
Тихомирова Е.В.. Кредитные операции коммерческих банков // Деньги и кредит. 2007. №9.
Тимошенко П.П. Российские банки. Финансы, 2003 №9
Турбанов А.В. Рост страхового возмещения по банковским вкладам: новый шаг для защиты массового вкладчика. // Деньги и кредит. – 2008. - №8. – с. 3-6.
Тютюнник А. В., Турбанов А. В., Банковское дело, М.: Финансы и статистика, 2005. - 608с.
Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. // М.: Все для вас. – 2005. – 360с.
Улюкаев А.В. Денежно-кредитная политика Банка России: актуальные аспекты. // Деньги и кредит. – 2006. - №5. – с. 3-8.
Информационные источники сети Интернет
Официальный сайт Банка России – www.cbr.ru
Сайт Правительства РФ http://www.gov.ru/
МЭРТ http://www.economy.gov.ru/
сайт Министерства финансов РФ http://www.minfin.ru/ru/
газета «Ведомости» http://www.vedomosti.ru/
сайт РБК http://rating.rbc.ru
Банк Москвы http://www.bm.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Бухгалтерский баланс Банка, тыс. руб.
I АКТИВЫ 01.01.08 01.01.09 01.01.10 1 Денежные средства 16 388 286 19 731 562 18 868 929 2 Средства кредитных организаций в ЦБ РФ 42 484 567 62 419 375 37 398 628 2.1 Обязательные резервы 5 986 078 840 838 4 390 573 3 Средства в кредитных организациях 5 674 539 41 660 235 10 155 140 4 Чистые вложения в ценные бумаги, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток 61 128 085 26 128 105 104 095 763 5 Чистая ссудная задолженность 363 094 108 582 441 005 586 582 215 6 Чистые вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи 13 258 879 8 320 471 24 115 167 6.1 Инвестиции в дочерние и зависимые организации   3 193 762 3 418 565 7 Чистые вложения в ЦБ, удерживаемые до погашения 0 268 586 0 8 ОС, НМА и мат. запасы 3 508 377 3 752 517 10 209 506 9 Требования по получению процентов 490 938     10 Прочие активы 2 057 564 10 442 406 10 011 294 11 Всего активов 506 568 657 763 722 583 812 198 535           II ПАССИВЫ       12 Кредиты, депозиты и прочие средства Центрального банка Российской Федерации 0 78 640 000 73 520 000 13 Средства кредитных организаций 77 524 531 149 346 276 154 183 879 14 Средства клиентов (некредитных организаций) 372 489 910 435 280 955 446 124 033 14.1 Вклады физических лиц 121 319 985 137 685 427 163 215 647 15 Финансовые обязательства, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток       16 Выпущенные долговые обязательства 5 063 239 24 822 479 21 799 960 17 Обязательства по уплате процентов 2 691 515     18 Прочие обязательства 4 238 204 10 509 265 6 278 567 19 Резервы на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера, прочим возможным потерям и по операциям с резидентами офшорных зон 2 752 499 5 796 646 23 753 907 20 Всего обязательств 464 759 898 704 395 621 725 660 346           III ИСТОЧНИКИ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ       21 Средства акционеров (участников) 13 000 093 13 735 958 15 836 798 21.1 Зарегистрированные обыкновенные акции и доли (после 01.01.2007 это сумма обыкновенных и привилегированных акций) 13 000 093 13 735 958 15 836 798 21.2 Зарегистрированные привилегированные акции 0 0 0 21.3 Незарегистрированный уставный капитал неакционерных кредитных организаций       22 Собственные акции, выкупленные у акционеров 0 0 0 23 Эмиссионный доход 8 642 176 16 191 261 34 090 420 24 Переоценка по справедливой стоимости имеющихся в наличии для продажи 0 0 0 25 Переоценка основных средств 2 080 1 857 6 549 085 26 Расходы будущих периодов и предстоящие выплаты, влияющие на собственные средства (капитал) 2 255 546 0 0 27 Нераспределнная прибыль прошлых лет (непокрытые убытки прошлых лет) 12 373 726 22 419 956 29 397 886 28 Прибыль (убыток) за отчетный период 10 046 230 6 977 930 664 000 29 Всего источников собственных средств 42 208 759 59 326 962 86 538 189 30 Всего пассивов 506 568 657 763 722 583 812 198 535
Отчет о прибылях и убытках, тыс. руб.
  2007 2008 2009 Процентные доходы 39 544 375 61 597 343 81 196 873 Процентные расходы -20 467 081 -33 215 599 -53 235 545 Чистые процентные доходы 19 077 294 28 381 744 27 961 328         Резерв под обесценение средств в других банках и кредитов клиентам -2 446 959 -8 966 815 -24 640 177 Чистые процентные доходы после создания резервов под обесценение средств в других банках и кредитов клиентам 16 630 335 19 414 929 3 321 151 Доходы за вычетом расходов по операциям с финансовыми активами, оцениваемыми по справедливой стоимости через прибыль или убыток 615 310 -6 943 320 8 134 352 Доходы за вычетом расходов от операций с финансовыми обязательствами, оцениваемыми по справедливой стоимости через прибыль или убыток -46 080 674 382 477 212 Доходы за вычетом расходов по операциям с финансовыми активами, имеющимися в наличии для продажи 37 029 122 640 -4 336 Доходы за вычетом расходов по операциям с иностранной валютой и драгоценными металлами 2 908 423 919 389 1 017 753 Доходы за вычетом расходов от переоценки иностранной валюты и драгоценных металлов -1 952 341 1 485 642 -2 416 533 Комиссионные доходы 5 217 688 7 292 854 6 968 896 Комиссионные расходы -917 902 -1 515 031 -1 478 271 Дивиденды полученные 5 394 53 538 22 851 Резерв под обесценение финансовых активов, имеющихся в наличии для продажи   -113 868 -217 783 Резерв под обесценение прочих активов -1 001 -361 231 -591 047 Резерв под обесценение инвестиций, удерживаемых до погашения   -1 484 -5 107 Чистые доходы 22 496 855 21 028 440 15 229 139         Общие и административные расходы -11 491 444 -14 991 552 -14 130 557 Отчисления в фонд страхования вкладов -585 986 -667 540 -618 359 Прочие операционные доходы за вычетом расходов 957 993 1 344 365 1 764 885 Операционная прибыль 11 377 418 6 713 713 2 245 108         Доля в чистой прибыли ассоциированных компаний 19 113 842 538 -465 163 Чистая доля в прочих изменениях собственных средств неконсолидируемых дочерних компаний 4 285 -6 302 -4 604 Чистый результат от приобретения и выбытия дочерних и ассоциированных компаний 1 791 798 699 166 -11 484 Прибыль до налогообложения 13 192 614 8 249 115 1 763 857         Расходы по налогу на прибыль -3 146 384 -1 271 185 -1 100 088 Чистая прибыль 10 046 230 6 977 930 663 769











2





101

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Использованная литература
1.Алиевская Е. Финансы, страхование // Деловой квартал. 2006. № 41.
2.Антонова И.. Как занять миллион // Помещик. 2005. №2(11).
3.Банковское дело. Учебник/Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой., - М.: Финансы и статистика, 2007. – 592с.
4.Банковское дело. Под ред. В. И. Колесникова, Л. П. Кроливецкой. М., Финансы и статистика, 2005. – 297 с.
5.Бажанов С. В., Лапидус М. Х., Львов Ю. И., Тарасевич Л. С., Российские банки. Прошлое и настоящее М.: Культ-информ-пресс, 2006. – 413 с.
6.Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. – М.: Спарк, 2007. – 250 с.
7.Бурлачков В.К. Денежная теория и динамичная экономика: выводы для России. М.: Эдиториал УРСС, 2006. – 318c.
8.Глушкова Н.Б. Банковское дело: Учеб. пос. для вузов. – М.: Академический проект, Альма Матер, 2005. – 672 с.
9.Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Отчетность банков. М.: Дело и Сервис, 2004. – 476 с.
10.Долан Э. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика /Э.Долан, К.Кэмпбелл, Р.Кэмпбелл. СПб.: С-Петербург, 2004. – 423 с.
11.Ефимова О.В. Финансовый анализ банковской деятельности. М.: Бухгалтерский учет, 2008. – 598 с.
12.Жарковская Е.П. Банковское дело. – М: Омега-Л, 2006. – 440с.
13.Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки. Учебник. – М.: Юнити – Дана, 2005. – 600с.
14.Казак А.Ю. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие. – Ек-бург: Солярис, 2004. - 200с.
15.Камаев В.Д. Экономическая теория. Учебное издание. Гуманитарный издательский центр «Владос». М: 2008. – 361с.
16.Ковалев В.В. Финансовый анализ банков. М.: Финансы и статистика, 2007. – 483с.
17.Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс. М.: Финансы и статистика, 2007. – 362с.
18.Ковалев В.В. Финансовый анализ банков. Управление Капиталом. Выбор Инвестиций. Анализ Отчетности. 3-е изд.; перераб. и доп. – М. Финансы и статистика, 2006. - 113с.
19.Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 467с.
20.Кошелев Е.А. Капитал банка. Деньги и Кредит , 2004 №9
21.Красникова Е.В. Экономика переходного периода: Учеб. пособие для студентов. – М.: Омега-Л, 2005. – 370с.
22.Лаврушин О.И. Центральный банк в условиях рыночной экономики // Банковское дело. - 2002. - №5(2) – с.2-4.
23.Левченко Д.В. Система рефинансирования как приоритетное направление развития денежной политики. // Деньги и кредит. – 2005. - №7. – с.32-39.
24.Липсиц И. В. Экономика. Книга 2. М., Вита-Пресс, 2003. – 420с.
25.Лунтовский Г.И. Проблемы и перспективы развития банковского сектора России. // Деньги и кредит. – 2004. - №5. – с.3-7.
26.Матюхин Г.Г. Реформирование банковского сектора следует начинать с Центрального банка. // Банковское дело. – 2003. - №12. – с.3-5.
27.Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: учеб. пособие. – М: Экономистъ, 2007. – 381с.
28.Насущные проблемы функционирования банковской системы.// Деньги и кредит, №10, 2008
29.Понаморев Ю.В. Российские банки в международном сообществе. Деньги и кредит №8, 2004
30.Рудый К.В. Финансово-кредитные системы зарубежных стран: Учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2003. – 592с.
31.Садвакасов К. Коммерческие банки. Управленческий анализ деятельности. Планирование и контроль. – М.:Ось-89, 2003. – 260с.
32.Саркисянц А. Проблемы интеграции российских банков в мировую банковскую систему.// Вопросы экономики, №9, 2008
33.Сафронов Р. Н. Состояние банковской системы. Деньги и Кредит, 2008 № 12
34.Стародубцева Е.Б. Основы банковского дела: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 240с.
35.Семенюта О.Г., Кудинова Г.А. Формирование целей денежно-кредитной политики Центрального банка. // Финансовые исследования. – 2005. - №11. – с.25-30.
36.Сменковский В.Н. О роли банковской системы в обеспечении экономического роста. Деньги и кредит, 2004 №8
37.Состояние денежно-кредитной сферы и реализации денежно-кредитной политики в 2003 году. // Деньги и кредит. – 2004. -№3. - с.7-12.
38.Сухов Б.Ю. Банковский надзор. Деньги и Кредит, 2003 №8
39.Тихомирова Е.В.. Кредитные операции коммерческих банков // Деньги и кредит. 2007. №9.
40.Тимошенко П.П. Российские банки. Финансы, 2003 №9
41.Турбанов А.В. Рост страхового возмещения по банковским вкладам: новый шаг для защиты массового вкладчика. // Деньги и кредит. – 2008. - №8. – с. 3-6.
42.Тютюнник А. В., Турбанов А. В., Банковское дело, М.: Финансы и статистика, 2005. - 608с.
43.Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. // М.: Все для вас. – 2005. – 360с.
44.Улюкаев А.В. Денежно-кредитная политика Банка России: актуальные аспекты. // Деньги и кредит. – 2006. - №5. – с. 3-8.
Информационные источники сети Интернет
45.Официальный сайт Банка России – www.cbr.ru
46.Сайт Правительства РФ http://www.gov.ru/
47.МЭРТ http://www.economy.gov.ru/
48.сайт Министерства финансов РФ http://www.minfin.ru/ru/
49.газета «Ведомости» http://www.vedomosti.ru/
50.сайт РБК http://rating.rbc.ru
51.Банк Москвы http://www.bm.ru/

Вопрос-ответ:

Что такое банковский продукт и как он классифицируется?

Банковский продукт - это финансовый инструмент, предлагаемый банком своим клиентам. Он может быть классифицирован по различным критериям, таким как тип услуги (вклады, кредиты, платежные системы и др.), целевая аудитория (физические лица, юридические лица), способ предоставления (онлайн, офлайн) и т.д.

Какие примеры успешных банковских продуктов существуют за рубежом?

Арт банкинг является одним из успешных примеров банковского продукта за рубежом. Это уникальный продукт, предлагающий клиентам доступ к искусству и культуре через специальные услуги, такие как покупка и продажа произведений искусства, консультации экспертов, посещение выставок и мероприятий.

В каком состоянии находится развитие арт банкинга в России?

Текущее состояние арт банкинга в России можно охарактеризовать как перспективное. Несмотря на то, что этот тип банковского продукта только начинает развиваться в стране, уже существует несколько банков, предлагающих подобные услуги. В будущем ожидается увеличение спроса на арт банкинг, поскольку интерес к культуре и искусству все растет в обществе.

Какая конкурентная позиция занимает ОАО Банк Москвы на рынке?

ОАО Банк Москвы занимает сильные конкурентные позиции на рынке. Банк входит в число крупнейших финансовых институтов России и предлагает широкий спектр банковских продуктов и услуг, включая арт банкинг. Он также имеет разветвленную сеть филиалов и привлекательные условия для клиентов, что способствует укреплению своей конкурентной позиции.

Какие результаты финансового анализа деятельности ОАО Банк Москвы за период 2007-2009 гг.?

Детальные результаты финансового анализа деятельности ОАО Банк Москвы за период 2007-2009 гг. не приведены в данном исследовании. Однако, можно предположить, что банк показал положительные финансовые результаты в этот период, учитывая его сильные конкурентные позиции на рынке и широкий спектр предлагаемых продуктов и услуг.

Что такое банковский продукт?

Банковский продукт - это финансовый продукт, предоставляемый банком своим клиентам. Это может быть кредит, депозит, платежные услуги и другие финансовые инструменты.

Какие типы банковских продуктов существуют?

Существуют различные типы банковских продуктов, включая кредиты, депозиты, платежные карты, ипотеку, потребительские кредиты и др. Каждый тип продукта предназначен для определенных целей и потребностей клиентов.

Что такое арт банкинг?

Арт банкинг - это банковский продукт, разработанный с учетом искусства и дизайна. Он представляет собой комбинацию банковских услуг и индивидуального визуального оформления, которое делает его уникальным и привлекательным для клиентов.

Каковы перспективы развития арт банкинга в России?

Перспективы развития арт банкинга в России весьма обнадеживающие. С ростом интереса к искусству и дизайну, а также стремлением банков привлечь и удержать клиентов, арт банкинг может стать популярным и востребованным продуктом.

Какие конкурентные позиции занимает ОАО Банк Москвы на рынке?

ОАО Банк Москвы занимает одну из ведущих позиций на рынке банковских услуг в России. Банк имеет широкую сеть филиалов и предлагает различные банковские продукты как для физических, так и для юридических лиц.

Что такое банковский продукт и как он классифицируется?

Банковский продукт - это финансовая услуга, предоставляемая банком своим клиентам. Он может быть различным, например, кредиты, дебетовые и кредитные карты, вклады и т.д. Классификация банковских продуктов зависит от их целевого назначения, условий предоставления и характеристик.

Что такое арт банкинг и каковы его перспективы в России?

Арт банкинг - это успешный пример банковского продукта за рубежом, который сочетает в себе искусство и банковские услуги. Он предоставляет клиентам возможность приобретать и инвестировать в произведения искусства. В России арт банкинг находится на стадии развития, но имеет хорошие перспективы благодаря растущему интересу к искусству и инвестициям в эту сферу.