Принципы, структура и механизмы социально-психологического воздействия.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 23 23 страницы
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 11.04.2011
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Раздел 1. Принципы социально-психологического воздействия
Раздел 2. Структура социально-психологического воздействия
Раздел 3. Механизмы социально-психологического воздействия
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Не маловажное значение имеют особенности отношений между суггестором и суггерендом – авторитетность или либеральность, доверие или отчуждение, свобода или зависимость. Конечно, нельзя обойти стороной и способ подачи информации (сообщения): достаточно убедительными или неубедительными аргументами и фактами, характером сочетания логических и эмоциональных компонентов, подкрепления другими воздействиями (убеждением, примером и т.п.).
Средствами внушения вербальными и невербальными являются: слова, интонация, мимика, жесты, действия суггестора.
Значимым механизмом социально-психологического воздействия является убеждение, представляющее собой способ целенаправленного воздействия посредством логической аргументации. По мнению Д. Майерса, возможно рассматривать четыре слагаемых убеждения: кто, кого, каким способом и в чем убеждает. Эффективность воздействия методом убеждения, во многом, зависит от: а) особенностей убеждающего субъекта; б) от содержания и формы убеждающего сообщения; в) способа его передачи; г) от особенностей аудитории, которой оно адресовано.
Процесс убеждения способствует превращению определенной информации в установку для личности, в ее собственное убеждение. Воспринимая ту или иную информацию суггерент осознанно и критически воспринимает сообщение, подвергая его анализу и оценке. В этом случае убеждение направлено на достижение согласия суггерента, путем логического обоснования, прийти к определенному выводу. Убеждение, в отличие от внушения, является интеллектуальным социально-психологическим воздействием.
Принуждение как метод воздействия имеет две модификации: физическое и морально-психологическое принуждение. Первая связана с применением физической или военной силы. Вторая модификация проявляется, например, в управленческой или воспитательной практике. Метод принуждения, с психологических позиций, совпадает с методом убеждения. В обоих случаях задача суггеретора заключается в том, чтобы суггерент принял его предложение. Как при убеждении, так и при принуждении, субъект обосновывает свою точку зрения с помощью доказательств. Главная особенность метода принуждения, по сравнению с убеждением, заключается в том, что базовые посылки содержат в себе негативные санкции для объекта.
Заражение заключается в бессознательной и невольной подверженности людей определенным психическим состояниям. Заражение имеет интегративную и экспрессивную функции. Первая используется для усиления монолитности группы, вторая связана со снятием психической напряженности. Экспрессивная функция заражения ярко проявляется на зрелищных мероприятиях. Заражение всегда с успехом использовалось руководителями различных религиозных течений и конфессий.
Подражание заключается в осознанном или неосознанном следовании объекта манере поведения пли примеру субъекта воздействия. Подражание активно используется, например, в педагогической и управленческой деятельности. Следование образцам достойного поведения преподавателей и руководителей позволяет формировать у обучающихся или подчиненных высокие личные и деловые качества. Эффективность подражания зависит от возраста, пола, личных и деловых качеств субъекта и объекта, взаимоотношений между ними и многих других характеристик.
Заключение

В ходе изучения теоретического материала по проблемам социально-психологического воздействия нами определено, что данная тема является сегодня действительно актуальной.
Структуру социально-психологического воздействия составляют совокупность социально-психологических воздействий (внушения, убеждения, групповых экспектаций, ролевого научение, подкрепление, пример, заражение; технологии рекламы и пропаганды; методы и средства социальной технологии и социальной инженерии; социальное планирование и социальное прогнозирование; механизмы психологии управления и др.), составляющих ее содержание, включающее системообразующие и динамические компоненты.
Средства социально- психологического воздействия объединяются в четыре блока: вербальные; невербальные; материально-вещественные; энергоинформационные. В этой связи к способам социально- психологического воздействия относятся: психическое заражение, внушение, убеждение.
Важными аспектами в рассмотренной проблематике является использование таких механизмов психологического влияния как внушение и убеждение, групповые экспектации, ролевое научение и др. Так, используя метод убеждения, суггестор исходят из того, что оно ориентировано на интеллектуально-познавательную сферу человеческой психики, а эффект от применения метода внушения достигается путем воздействия на первичные потребности и интересы индивида.
Среди общих принципов социально-психологического воздействия выделим следующие: принцип информированного согласия; принцип  уважения прав собственности; принцип права на свободу в волеизъявлении и право на критику; принцип этики – гедонизм, согласно которому, стремление к наслаждению и избежание страданий является естественным правом человека.
Специфические принципы социально-психологического воздействия основываются на профессиональной принадлежности суггестора. К ним относятся, например, такие, как: принцип повторения; принцип достижения первичности воздействия; принцип обеспечения доверия к источнику информации; принцип активизации психических процессов восприятия объектом содержания информации.
Таким образом, теоретическая основа социально- психологического воздействия базируется на междисциплинарном подходе, интегрирующим знания из социальной психологии, коммуникативного менеджмента, социальной работы, психологией управления.














Список литературы

Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008.
Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб.: Питер, 2001
Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние - СПб.: Питер, 2001.
Изард К. Психология эмоции СПб.: Питер,1999
Казаринова Н.В. Теория межличностного общения как междисциплинарное знание //Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001
Майерс Д. Социальная психология. - 7-е изд.. - Спб.: Питер, 2007.
Межличностное общение. Хрестоматия. СПб.: Питер. 2001
Пайнс Э , Маслач К Практикум по социальной психологии СПб Изд-во «Питер», 2000
Практическая психология. СПб.: Питер, 1997.
Парыгин Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. — СПб: Питер, 2010.
Протанская Е.С. Профессиональная этика. Моральная пропедевтика делового поведения.: Уч. пособие.- СПб.: Питер, 2003.
Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия СПб.: Питер, 2000.
Психология влияния. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000.
Социальная психология в трудах отечественных психологов СПб Изд-во «Питер», 2000.
Социальная психология. 7-е изд. Под ред. С.Московичи. - СПб.: Питер, 2007.
Таранов П.С. Приемы влияния на людей. СПб: Академия, 2006.
Харрис Р. Психология массовых коммуникаций, СПб: Питер, 2001.
Чалдини Р. Психология влияния. СПб: Питер, 1999.





Психология влияния. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000.

Парыгин Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. — СПб: Питер, 2010, с. 38
Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние - СПб.: Питер, 2001, с. 121

Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб.: Питер, 2001, с.46
Социальная психология в трудах отечественных психологов СПб Изд-во «Питер», 2000, с. 176

Социальная психология в трудах отечественных психологов СПб Изд-во «Питер», 2000, с. 182
Протанская Е.С. Профессиональная этика. Моральная пропедевтика делового поведения.: Уч. пособие.- СПб.: Питер, 2003, с. 108
Там же, с. 109
Социальная психология в трудах отечественных психологов СПб Изд-во «Питер», 2000, с. 192

Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008., с. 143
Социальная психология в трудах отечественных психологов СПб Изд-во «Питер», 2000., с. 107

Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия СПб.: Питер, 2000., с. 144
Психология влияния. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000., с. 66

Практическая психология. СПб.: Питер, 1997., с. 139
Парыгин Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. — СПб: Питер, 2010., с.82
Социальная психология. 7-е изд. Под ред. С.Московичи. - СПб.: Питер, 2007., с. 31

Социальная психология в трудах отечественных психологов СПб Изд-во «Питер», 2000., с.128

Протанская Е.С. Профессиональная этика. Моральная пропедевтика делового поведения.: Уч. пособие.- СПб.: Питер, 2003., с.75

Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия СПб.: Питер, 2000; Социальная психология в трудах отечественных психологов СПб Изд-во «Питер», 2000.
Казаринова Н.В. Теория межличностного общения как междисциплинарное знание //Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001, с. 105

Межличностное общение. Хрестоматия. СПб.: Питер. 2001, с. 112
Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия СПб.: Питер, 2000.

Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия СПб.: Питер, 2000, с. 155

Майерс Д. Социальная психология. - 7-е изд.. - Спб.: Питер, 2007.

Изард К. Психология эмоции СПб.: Питер,1999., с. 37

Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние - СПб.: Питер, 2001., с. 133
















23

Список литературы

1.Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008.
2.Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб.: Питер, 2001
3.Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние - СПб.: Питер, 2001.
4.Изард К. Психология эмоции СПб.: Питер,1999
5.Казаринова Н.В. Теория межличностного общения как междисциплинарное знание //Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001
6.Майерс Д. Социальная психология. - 7-е изд.. - Спб.: Питер, 2007.
7.Межличностное общение. Хрестоматия. СПб.: Питер. 2001
8.Пайнс Э , Маслач К Практикум по социальной психологии СПб Изд-во «Питер», 2000
9.Практическая психология. СПб.: Питер, 1997.
10.Парыгин Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. — СПб: Питер, 2010.
11.Протанская Е.С. Профессиональная этика. Моральная пропедевтика делового поведения.: Уч. пособие.- СПб.: Питер, 2003.
12.Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия СПб.: Питер, 2000.
13.Психология влияния. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000.
14.Социальная психология в трудах отечественных психологов СПб Изд-во «Питер», 2000.
15.Социальная психология. 7-е изд. Под ред. С.Московичи. - СПб.: Питер, 2007.
16.Таранов П.С. Приемы влияния на людей. СПб: Академия, 2006.
17.Харрис Р. Психология массовых коммуникаций, СПб: Питер, 2001.
18.Чалдини Р. Психология влияния. СПб: Питер, 1999.





Вопрос-ответ:

Какие принципы лежат в основе социально психологического воздействия?

Принципы социально психологического воздействия включают в себя авторитетность, доверие и свободу выбора. Суггестор должен обладать авторитетом, чтобы вызвать доверие у суггеренда, но при этом не переходить границу влияния на его свободу выбора.

Какие принципы лежат в основе социально психологического воздействия?

Основными принципами социально психологического воздействия являются: принцип авторитетности, принцип доверия, принцип свободы. Эти принципы определяют влияние суггестора на суггеренда и формируют основу целенаправленного воздействия.

Какова структура социально психологического воздействия?

Структура социально психологического воздействия включает три основных элемента: суггестора, суггеренда и сообщение. Суггестор - это человек или группа людей, осуществляющих воздействие. Суггеренд - это объект воздействия, который подвергается влиянию. Сообщение - это информация или установка, которая передается от суггестора к суггеренду.

Какие механизмы лежат в основе социально психологического воздействия?

Основными механизмами социально психологического воздействия являются: убеждение, аргументация, моделирование. Убеждение основано на влиянии на логическое мышление суггеренда и его установок. Аргументация основана на предоставлении рациональных доводов и фактов. Моделирование основано на повторении желаемого поведения или взглядов в присутствии суггеренда.

Какие особенности отношений между суггестором и суггерендом имеют важное значение?

Важное значение имеют такие особенности отношений между суггестором и суггерендом, как авторитетность или либеральность, доверие или отчуждение, свобода или зависимость. Авторитетность суггестора может повысить эффективность воздействия, однако слишком жесткий контроль может вызвать отчуждение. Доверие суггеренда к суггестору также может повлиять на определение эффективности воздействия. Свобода и зависимость также являются важными аспектами, поскольку слишком большая зависимость может снизить эффективность воздействия.

Какие принципы социально психологического воздействия существуют?

Существует несколько принципов социально психологического воздействия, таких как авторитетность суггестора, доверие между участниками взаимодействия и степень зависимости суггеренда от суггестора.

Какова структура социально психологического воздействия?

Структура социально психологического воздействия состоит из трех основных элементов: суггестора (того, кто осуществляет воздействие), суггеренда (того, на кого направлено воздействие) и информации, которая передается между ними.

Какие механизмы социально психологического воздействия существуют?

Существует несколько механизмов социально психологического воздействия: убеждение, манипуляция, суггестия и переоценка. Каждый из них работает по-разному и используется в разных целях.

Как осуществляется взаимодействие между суггестором и суггерендом?

Взаимодействие между суггестором и суггерендом основано на взаимном доверии и зависимости. Авторитетность суггестора, его либеральность и способность подать информацию играют важную роль в установлении связи между ними.

Каково значение способа подачи информации в социально психологическом воздействии?

Способ подачи информации имеет не маловажное значение в социально психологическом воздействии. Это может быть форма общения, язык, тон и т.д. Корректная и убедительная подача информации может повысить эффективность воздействия.

Какие принципы лежат в основе социально-психологического воздействия?

Принципы социально-психологического воздействия включают авторитетность, доверие, свободу и способ подачи информации.