Алкоголизация молодежи как форма девиантного поведения
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 45 + 45 источников
- Добавлена 10.09.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Девиантное поведение молодежи как предмет изучения социально-гуманитарных наук.
1.1. Подходы к изучению девиантного поведения молодежи
1.2. Факторы формирования девиантного поведения молодежи
2. Алкогольная зависимость как форма проявления девиации
2.1. Актуальное состояние проблемы алкоголизации молодёжи
2.2. Алкоголизация молодёжи: социальные и индивидуальные последствия
Заключение
Список использованной литературы
Даже будучи настоятельно побуждаемы со стороны к целенаправленной деятельности, они в скором времени отвлекаются, начинают играть, стремятся переменить занятия. Нуждаются в весомом поощрении, чтобы довести начатое до конца [5;67].
Вместе с тем психомоторная активность высока, что соответствует возрасту. Болтливость, движение, инициативность, не будучи организованы, контролируемы, производят впечатление чрезмерных. В сочетании с нравственно-эмоциональными особенностями активность нередко выражается вандализмом. Склонность к разрушению, а не созиданию также соответствует уровню развития личности. Поверхностность, легкость отличает суждения, интересы. Так, например, интерес к технике проявляется умением пользоваться музыкальной аппаратурой (но не разбираться в принципе работы), кататься на мотоцикле (но не знать его устройства). Видима любовь к ярким краскам, громким звукам, скорости. Практически обязательно увлечение поп-музыкой, модной одеждой.
Нельзя не отметить определенный практицизм таких подростков - бытовой, но достаточный для их жизни: они умеют торговать, обменять, «достать» деньги на спиртное. При видимой неозабоченности жизнью многие из них выбирают специальность, по их представлениям, «хлебную»: идут в сферу обслуживания, общественного питания. Не тяготятся паразитическим существованием, легко крадут. Некоторые правонарушения и преступления объяснимы не только уровнем нравственности, но и неспособностью осмыслить ситуацию достаточно широко, усвоить абстрактные нормы. Так, как правило, подросток знает, что нельзя, но не понимает, почему он подлежит наказанию, если поставил на место машину, которую «взял покататься». Стремление к развлечениям постоянно, и здесь важна не содержательность развлечений, а их смена при том, что впечатления, по существу, однотипны.
Характерны скудость нравственных представлений, ограниченных чувствами к узкому кругу лиц - мать, братья и сестры, друг. Сочувствие, сострадание, благодарность, забота нередки. Но ответственность, чувство долга, достоинство, подчинение своих желаний, честность - нравственные свойства, обращенные к широкому кругу лиц, «чужим», обществу - не выражены. Хотя упрощение нравственных норм объяснимо слабостью интеллекта, усвоение нравственных чувств требует и определенного уровня эмоциональности.
Эмоциональная жизнь обеднена. Эмоции ограничены в своей гамме, нюансах, нередко встречается агрессивный способ самоутверждения. Лица, на которые распространяется привязанность и отношения с которыми значимы эмоционально, немногочисленны. Обычно это кровные родственники. При видимой общительности постоянного друга нет. Круг общения однотипен, узок. Чувство товарищества - скорее стереотип социальных связей. Общение, по существу, обезличено. Это однообразные облегченные отношения, распадающиеся при затруднении, переходящие в неприязнь. Друзья постоянно меняются, не происходит избирательного эмоционального сосредоточения на сверстниках. Об этом же свидетельствует непостоянные, без выбора сексуальные связи. Раннее начало половой жизни говорит и о малом чувственном контроле. Малоконтролируемые влечения впоследствии проявятся в клинике алкоголизма. В ранней половой активности находят свое объяснение недифференцированность сексуальных влечений, нередки гомосексуальные отношения. Нельзя исключить низкий уровень ненапряженности элементарных чувственных ощущений. Подтверждением этого можно считать любовь к громкой музыке, цветомузыке. Фон биологической недостаточности мог бы объяснить потребность в искусственной стимуляции (пьянстве).
Не всегда неврологическое исследование обнаруживает отклонение от нормы. У части детей, напротив, видны отклонения от нормального строения частей тела: непропорциональность частей тела, асимметрия лица, неправильное строение черепа, лицевых костей, зубов. Такие признаки обычно свидетельствуют об алкоголизме родителей. Характерны функциональные расстройства: непереносимость крайних температур, светочувствительность, головные боли при физической и психической нагрузке, что свидетельствует о слабости регулирующих влияний со стороны центральной нервной системы.
Таким образом, ни личность злоупотребляющего алкоголем подростка, ни его микросоциальная среда не соответствуют норме.
Психиатры, педагоги, сотрудники МВД, правоохранительных органов знают, что группа подростков - источник социальной и индивидуальной опасности. Группа склонна к противоправным действиям, приему спиртных напитков и наркотически действующих средств. Поэтому, как было указано выше, корреляция пьянства и преступности, дурной компании не указывает на причинную взаимосвязь этих факторов. Эти черты могут быть равноценными следствиями единой причины. В рассматриваемом случае эта причина - отставание уровня психического развития.
Подростки, уровень развития которых соответствует возрасту, попав в такую группу, скоро выходят из нее, иногда уводя кого-то с собой, если найдены некий интерес, некое занятие, отличающие их от массы. Подростки нормального уровня развития редко собираются числом более 2-3, и их совместное пребывание - всегда целевая деятельность, продуктивная, удовлетворяющая индивидуальный интерес. Помимо того, что группа их мала, они не противопоставляют себя взрослым так ярко, как большая ватага подростков низкого уровня развития. Напротив, такие дети активно «прибиваются» к кому-нибудь из старших на основе общего интереса. Эти наблюдения показывают, что мир здорового подростка не противоречив миру взрослых.
Из сказанного вытекает следующее. Расширение группы подростков без видимой цели (поход, организация студии, клуба и пр.) - признак неблагоприятный, так как повод к расширенному общению обычно более сниженный, нежели к индивидуальному. Такому расширению необходимо срочное внимание взрослых. Большая группа подростков без определенных интересов и увлечений требует особого педагогического вмешательства, даже если пока видимых отклонений поведения группы нет и группа кажется «нормальной», «благополучной». В целях профилактики необходимо активное вхождение в такие группы с предложениями занятий, интересов и т.д. Целесообразно разъединение таких групп на меньшие, что облегчает вовлечение их в продуктивную деятельность и контроль за ними [7].
У подростка пьянство может быть самостоятельным показателем поискового поведения (нормальная личность); одним из проявлений поведения, расстроенного в целом (девиантная личность); вынужденным, под влиянием дурного примера; у психофизически ослабленного ребенка; может быть протестом и намеренной тактикой. Внимательный педагог, наблюдая жизнь детей, может продолжить перечень причин, которые кроются в особенностях поведения. Нельзя умолчать и о таких случаях, как активное вовлечение в пьянство, особенно если подросток материально и бесконтрольно обеспечен. Эти мотивы, нормальные и патологические, самостоятельные и вынужденные, превышают то, что наблюдается у взрослых. Такие отличия объяснимы несозревшей психикой, неустоявшимся стереотипом поведения, большой зависимостью ребенка от окружения.
При известном значении окружения для всех людей взрослый человек способен, хотя и в некоторой степени, сопротивляться, уклоняться. Выбор подростка также возможен, но он еще больше ограничен в силу биологических особенностей возраста и зависимого социального положения.
Среда формирует ребенка радикально: период зарождения, вскармливания, роста - биологическое формирование; уход, эмоциональная связь со взрослыми, навыки семьи, воспитание - социальное формирование. Биологическое и социальное формирование подводят (если подводят) подростка к злоупотреблению алкоголем не прямо, а опосредованно, меняя личность, и эти изменения часто бывают трагичными.
Особое явление, не встречающееся в клинике взрослого алкоголизма, особое мотивационно и прогностически, требует и особого подхода - не только медицинского, но и педагогического для своего разрешения. Что касается медицинского вмешательства, оно в значительной мере должно быть психологическим, психиатрическим, а не наркологическим.
Заключение
Решение поставленных цели и задач исследования позволяет сделать итоговые выводы.
Самым тревожным является то, что молодежная девиация характеризируется постоянством и нежелательным динамизмом: в сферу противоправной деятельности втягивается все больше молодых людей, объединяющихся для совершения преступлений, число которых неуклонно растет. Объективными основаниями, актуализирующими изучение девиантного поведения молодежи в российском обществе, также являются: во-первых, рост количества и многообразия деструктивных форм девиаций; во-вторых, омоложение и феминизация субъектов девиации; в-третьих, сопоставимость криминальной активности малолетних правонарушителей с преступностью взрослых; в-четвертых, сохранение негативных тенденций в социальной, экономической, духовной сферах общества позволяет делать прогнозы дальнейшего роста отклонений; в-пятых, предпринимаемые государством меры, реализация профилактических программ не обеспечивают снижения социальных патологий.
В создавшейся ситуации наиболее актуальными и социально значимыми задачами становится сдерживание роста молодежной девиации, повышение эффективности превентивных мер. Вызывают оправданный интерес выявление особенностей подростковой девиации, обусловленной воспитанием, личностными, социально-групповыми, психологическими и иными характеристиками. Возникает потребность в формировании нового социального дискурса, отражающего основные особенности и тенденции, причины и факторы подростковой девиации, стратегию профилактической работы в современном трансформирующемся обществе.
Любое потребление спиртных напитков молодыми людьми является злоупотреблением. Ранимость растущих систем делает опасным прием даже малых доз алкоголя, учитывая, что самоконтроль подростка недостаточен, и разовый прием может оказаться чрезмерным. Средняя и тяжелая степень опьянения означают острую мозговую интоксикацию.
Кардинальное решение профилактики пьянства среди молодежи содержится в постановлениях правительства: абсолютный запрет спиртных напитков (потребление; продажа) лицам, не достигшим 21 года. Однако расчет на автоматическое действие этих указаний не обоснован. Потребление молодежью алкоголя будет исключено лишь тогда, когда будет исключена возможность попадания его в алкогольную среду. Это не только снижение потребления спиртных напитков населением. Оздоровление среды подразумевает контроль за поведением подростков, который в настоящее время явно недостаточен, и активную организацию их занятости и досуга. Это большая социальная задача, требующая усилий многих служб общества и многих специалистов.
Учитывая психологические особенности молодых людей, следует обратить внимание на следующее. Сейчас в организации досуга детей недостаточна их самостоятельность: мелочный контроль, инициатива сверху (педагогов и пр.) лишает детей возможности самовыражения, проявления личностных качеств, личных инициатив. Предлагаемое занятие становится неинтересным, детей вскоре требуется понуждать, организаторы утомляются и становятся раздраженными. Дети, достигнув в подростковом периоде свободы выбора, усиленно начинают эту свободу демонстрировать (так называемый негативизм) и находят занятия вне какой-либо связи со взрослыми. Таким образом, принятая сейчас педагогическая тактика не привлекает молодежь в организованные формы досуга.
Употребление спиртных напитков подростками - поведенческое явление. Это явление достаточно широкого спектра: от поискового, нормального, до девиантного, антисоциального и психопатологического.
Алкоголизация молодежи всегда группового поведения. Наивно было бы полагать, что только молодежные организаторы или только медицинские работники способны изменить ситуацию, если она складывается опасным образом. Усилий нарколога, подросткового психиатра недостаточно не только потому, что эти специалисты не имеют времени для контроля за поведением пациентов; они не располагают необходимыми правами. Ликвидация антисоциальных групп, изъятие (компрометация) лидера, принудительное лечение от алкоголизма членов семьи или их изоляция - все эти мероприятия должны осуществляться компетентными органами.
Поскольку злоупотребление алкоголем у молодежи групповое, выявление одного означает тревожный сигнал о необходимости выявления всей группы. И эта группа подлежит не только наркологической, но и социологической оценке; иногда и криминологической.
Активное выявление пьянствующих подростков пока недостаточно. Даже столь ограниченное, как сейчас, оно не влечет должных следствий. Например, разовое задержание пьяного подростка должно служить отправной точкой для комплексного (рядом служб) анализа группы и среды. Особого педагогического внимания требуют закрытые учебные заведения, типа интерната, с проживанием в общежитиях.
Таким образом, необходимая система профилактических мероприятий раннего злоупотребления спиртными напитками должна включать социально-гигиенические, психологические, педагогические и медицинские методы воздействия, охватывающие период от детства до юности.
Список использованной литературы
Алкоголь и здоровье населения России, 1900 – 2000: всероссийская конференция. Под. ред. А. К. Демина. – М., 1998.
Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков: пути преодоления: учеб. пособие/ ред.: Э. Ф. Вагнер, Х. Б. Уолдрон. - М.: Академия, 2006.
Ахмерова С.Г, Мубинова З.Ф, Ижбулатова Э.А, Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях. Уфа: Информреклама, 2005
Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. – М., 2003
Валентик Ю. В. Семейная реабилитация несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами : [метод. материал] / Ю. В. Валентик, А. Н. Булатников ; М-во образования и науки РФ. - М. : Моск. гор. фонд поддержки шк. книгоизд., 2004.
Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика : учеб.-метод. пособие / А. В. Гоголева ; РАО, МПСИ. - 2-е изд., стереотип. - М. : МПСИ ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 2003
Горбовец А. Так жить нельзя: что заставляет пить, курить, и "расслабляться" / А. Горбовец // Там же . - 2005. - № 11. - С. 16-21
Двадцать процентов юных москвичей употребляли наркотики. // Аргументы и факты 2008 – 20 марта
Девиантное поведение: методология и методика исследования. – М., 2004; Комлев Ю.Ю. Социологический мониторинг наркотизации подростково-молодежной среды. – Казань, 2005
Дюркгейм Э. Самоубийство. – СПб : Изд-во «Союз», 1998
Евенко С.Л. Психология отклоняющегося поведения военнослужащих ВС РФ. // Автореферат на соискание ученой степени к.п.н. М., 2009. С. 5
Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004
Звездина И. В. Современные тенденции распространенности поведенческих факторов риска среди подростков / И. В. Звездина // Вестн. образования России. - 2006. - № 1. - С. 68-73.
Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов / Ю. А. Клейберг. – М.: Творческий центр Сфера, 2004.
Коробкина З.В., Попова В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи.– М., 2002
Кошкина Е.А., Гуртовенко В.М., Паронян И.Д., Шаматова A3. Последствия потребления алкоголя для женщин, подростков, детей и семьи / Алкоголь и здоровье населения России 1900-2000: Матер. Всерос. форума по политике в области общественного здоровья "Алкоголь и здоровье", состоявшегося в 1996-1998 гг. и Всерос. конф. "Алкоголь и здоровье" г. Москва, РФ, 17 дек. 1996 г. / Под ред. А.К.Демина. - М.: Российская Ассоциация общественного здоровья, 1998. - С.233-248.
Криминология. Учебник // Под ред. В.Д, Малкова. – М., 2007
Курбатов А. Как покончить с пьянством по календарю / А. Курбатов ; фото Владимира Семина // Будь здоров! - 2006. - № 7. - С. 43-45.
Курек Н. С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте / Н. С. Курек. - СПб. : Алетейя, 2001.
Мертон Р. Социальная структура и аномия. - // Социология преступности. – М., 1966
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.23
Москаленко В.Д. Предсказуем ли алкоголизм? Способы распознавания и устранения факторов риска / Обзорная информация "Медицина и здравоохранение". - М., 1991
Немцов А.В. Алкогольная смертность в России в 1980-1990 гг.. – М., 2001.
Парсонс Т. О структуре социального действия. – М.: Академический Проект, 2002
Позднякова М.Е. Социальные и психологические предпосылки наркотизации // Россия: трансформирующееся общество. – М., 2001
Рущенко И.П. Латентные социальные процессы: теоретические и практические аспекты исследований наркомании. // Социологические исследования 1999. - № 10. С. 79
Семенова А., Фомина Е. Девочка тебе покрепче?// Новые известия 31 марта 2008
Сирота, Н. А. Профилактика наркомании и алкоголизма : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности психологии.- М. : Академия, 2008.
Смелзер, Нейл. Социология: пер. с анг./ Н. Смелзер; под ред. Ядов В. А. - М.: Феникс, 1994.
Соловьев С. С. Алкоголь, табак и наркотики - главные враги здоровья человека : 5-11 кл. : учеб.-метод. пособие / С. С. Соловьев. - 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2006.
Тард Г. Законы подражания. – СПб., 1992
Тард Г. Молодые преступники. – СПб., 1899
Тачина С.В. Особенности девиантного поведения подростков: социологический анализ. // Автореферат на соискание ученой степени к.с.н. –Екатеринбург, 2003.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994
Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1995
Чтобы стать алкоголиком достаточно три дня выпивать. // Аргументы и факты 2008. – 16 июля
Шереги Ф.Э. Девиации подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция. – М., 2001
Шипунова Т.В. Введение в синтетическую теорию преступности и девиантности. – СПб., 2003.
Шипунова Т.В. Проблема синтеза теорий девиантности. // Социологические исследования 2004.- № 5. С. 112
Школа без наркотиков. – Санкт – Петербург, 2006.
Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. - М. : Академический Проект ; Трикста, 2005.
Литература на английском языке
Goffman. E. Stigma: Notes on the management of spoiled identity. Endlewood Cliffs / E. Goffman. – N.J. : Prentice-Hall, 1963
Freud S. Arguments for an Instinct of Agression and Destruction // Abstracts of the Standart Edition of S. Freud, National Institute of Mental Health, Rorkville, Mariland, 1971
Электронные ресурсы:
Москву захлестнула волна отравлений алкоголем. // Электронный ресурс: http://www.rusk.ru/st.php?idar=182399
Россиян хотят принудить к трезвости. // Электронный ресурс: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_7697000/7697851.stm
37
1.Алкоголь и здоровье населения России, 1900 – 2000: всероссийская конференция. Под. ред. А. К. Демина. – М., 1998.
2.Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков: пути преодоления: учеб. пособие/ ред.: Э. Ф. Вагнер, Х. Б. Уолдрон. - М.: Академия, 2006.
3.Ахмерова С.Г, Мубинова З.Ф, Ижбулатова Э.А, Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях. Уфа: Информреклама, 2005
4.Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. – М., 2003
5.Валентик Ю. В. Семейная реабилитация несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами : [метод. материал] / Ю. В. Валентик, А. Н. Булатников ; М-во образования и науки РФ. - М. : Моск. гор. фонд поддержки шк. книгоизд., 2004.
6.Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика : учеб.-метод. пособие / А. В. Гоголева ; РАО, МПСИ. - 2-е изд., стереотип. - М. : МПСИ ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 2003
7.Горбовец А. Так жить нельзя: что заставляет пить, курить, и "расслабляться" / А. Горбовец // Там же . - 2005. - № 11. - С. 16-21
8.Двадцать процентов юных москвичей употребляли наркотики. // Аргументы и факты 2008 – 20 марта
9.Девиантное поведение: методология и методика исследования. – М., 2004; Комлев Ю.Ю. Социологический мониторинг наркотизации подростково-молодежной среды. – Казань, 2005
10.Дюркгейм Э. Самоубийство. – СПб : Изд-во «Союз», 1998
11.Евенко С.Л. Психология отклоняющегося поведения военнослужащих ВС РФ. // Автореферат на соискание ученой степени к.п.н. М., 2009. С. 5
12.Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004
13.Звездина И. В. Современные тенденции распространенности поведенческих факторов риска среди подростков / И. В. Звездина // Вестн. образования России. - 2006. - № 1. - С. 68-73.
14.Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов / Ю. А. Клейберг. – М.: Творческий центр Сфера, 2004.
15.Коробкина З.В., Попова В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи.– М., 2002
16.Кошкина Е.А., Гуртовенко В.М., Паронян И.Д., Шаматова A3. Последствия потребления алкоголя для женщин, подростков, детей и семьи / Алкоголь и здоровье населения России 1900-2000: Матер. Всерос. форума по политике в области общественного здоровья "Алкоголь и здоровье", состоявшегося в 1996-1998 гг. и Всерос. конф. "Алкоголь и здоровье" г. Москва, РФ, 17 дек. 1996 г. / Под ред. А.К.Демина. - М.: Российская Ассоциация общественного здоровья, 1998. - С.233-248.
17.Криминология. Учебник // Под ред. В.Д, Малкова. – М., 2007
18.Курбатов А. Как покончить с пьянством по календарю / А. Курбатов ; фото Владимира Семина // Будь здоров! - 2006. - № 7. - С. 43-45.
19.Курек Н. С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте / Н. С. Курек. - СПб. : Алетейя, 2001.
20.Мертон Р. Социальная структура и аномия. - // Социология преступности. – М., 1966
21.Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.23
22.Москаленко В.Д. Предсказуем ли алкоголизм? Способы распознавания и устранения факторов риска / Обзорная информация "Медицина и здравоохранение". - М., 1991
23.Немцов А.В. Алкогольная смертность в России в 1980-1990 гг.. – М., 2001.
24.Парсонс Т. О структуре социального действия. – М.: Академический Проект, 2002
25.Позднякова М.Е. Социальные и психологические предпосылки наркотизации // Россия: трансформирующееся общество. – М., 2001
26.Рущенко И.П. Латентные социальные процессы: теоретические и практические аспекты исследований наркомании. // Социологические исследования 1999. - № 10. С. 79
27.Семенова А., Фомина Е. Девочка тебе покрепче?// Новые известия 31 марта 2008
28.Сирота, Н. А. Профилактика наркомании и алкоголизма : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности психологии.- М. : Академия, 2008.
29.Смелзер, Нейл. Социология: пер. с анг./ Н. Смелзер; под ред. Ядов В. А. - М.: Феникс, 1994.
30.Соловьев С. С. Алкоголь, табак и наркотики - главные враги здоровья человека : 5-11 кл. : учеб.-метод. пособие / С. С. Соловьев. - 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2006.
31.Тард Г. Законы подражания. – СПб., 1992
32.Тард Г. Молодые преступники. – СПб., 1899
33.Тачина С.В. Особенности девиантного поведения подростков: социологический анализ. // Автореферат на соискание ученой степени к.с.н. –Екатеринбург, 2003.
34.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994
35.Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1995
36.Чтобы стать алкоголиком достаточно три дня выпивать. // Аргументы и факты 2008. – 16 июля
37.Шереги Ф.Э. Девиации подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция. – М., 2001
38.Шипунова Т.В. Введение в синтетическую теорию преступности и девиантности. – СПб., 2003.
39.Шипунова Т.В. Проблема синтеза теорий девиантности. // Социологические исследования 2004.- № 5. С. 112
40.Школа без наркотиков. – Санкт – Петербург, 2006.
41.Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. - М. : Академический Проект ; Трикста, 2005.
Литература на английском языке
42.Goffman. E. Stigma: Notes on the management of spoiled identity. Endlewood Cliffs / E. Goffman. – N.J. : Prentice-Hall, 1963
43.Freud S. Arguments for an Instinct of Agression and Destruction // Abstracts of the Standart Edition of S. Freud, National Institute of Mental Health, Rorkville, Mariland, 1971
Электронные ресурсы:
44.Москву захлестнула волна отравлений алкоголем. // Электронный ресурс: http://www.rusk.ru/st.php?idar=182399
45.Россиян хотят принудить к трезвости. // Электронный ресурс: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_7697000/7697851.stm
Вопрос-ответ:
Какие подходы используются при изучении девиантного поведения молодежи?
При изучении девиантного поведения молодежи применяются различные подходы, включая социологический, психологический, культурологический и многие другие. Социологический подход позволяет анализировать девиантное поведение молодежи в контексте социальных норм и ценностей общества. Психологический подход фокусируется на внутренних мотивах и психологических факторах, влияющих на девиантное поведение. Культурологический подход учитывает роль культурных и социальных контекстов в формировании девиантного поведения.
Какие факторы влияют на формирование девиантного поведения молодежи?
Формирование девиантного поведения молодежи зависит от множества факторов. Некоторые из них включают социальную среду, в которой растет молодежь, семейное воспитание, образование, наличие вредных привычек, таких как употребление алкоголя или наркотиков, а также отсутствие перспектив в будущем. Все эти факторы могут влиять на формирование девиантного поведения и способствовать развитию алкоголизма у молодежи.
Какие существуют социальные и индивидуальные последствия алкоголизации молодежи?
Алкоголизация молодежи имеет серьезные социальные и индивидуальные последствия. На уровне индивидуума, алкоголизм может привести к психическим и физическим проблемам, включая проблемы со здоровьем и зависимостью от алкоголя. Социальные последствия включают разрушение семьи и отношений с близкими, ухудшение образования и возможностей трудоустройства, а также участие в преступной и девиантной деятельности.
Каково актуальное состояние проблемы алкоголизации молодежи?
Актуальное состояние проблемы алкоголизации молодежи остается довольно серьезным. Статистика показывает, что все больше и больше молодых людей страдает от алкогольной зависимости. Это приводит к увеличению числа случаев насилия, аварий и заболеваний, связанных с употреблением алкоголя. Необходимо принимать меры для предотвращения алкоголизации молодежи и помощи им в решении этой проблемы.
Какие аспекты молодежного девиантного поведения изучают социально-гуманитарные науки?
Социально-гуманитарные науки исследуют различные аспекты молодежного девиантного поведения, включая причины и факторы, способы проявления, социальные и индивидуальные последствия этого поведения.
Какие подходы используются при изучении девиантного поведения молодежи?
При изучении девиантного поведения молодежи применяются различные подходы, включая социологический, психологический, криминологический и социально-психологический подходы. Каждый из них позволяет рассмотреть проблему с разных сторон и выявить различные аспекты этого явления.
Какие факторы могут способствовать формированию девиантного поведения у молодежи?
Формированию девиантного поведения у молодежи могут способствовать различные факторы, включая социальные (например, неблагоприятная семейная ситуация, низкий социально-экономический статус), психологические (например, низкая самооценка, недостаток адаптивных стратегий) и средовые (например, доступность алкоголя)
Какие последствия могут быть у молодежи, страдающей от алкогольной зависимости?
Молодежь, страдающая от алкогольной зависимости, может испытывать различные социальные и индивидуальные последствия. Среди них могут быть проблемы со здоровьем, снижение уровня образования и профессиональных возможностей, нарушение отношений с близкими людьми и социальной средой, а также увеличение риска попасть в конфликт со законом.