Ограничение конституционных прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Правоведение
  • 23 23 страницы
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 07.12.2009
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Конституционное регулирование вопроса об ограничении прав и свобод
2. Способы ограничения прав и свобод гражданина
2.1 Чрезвычайное положение как ограничение прав и свобод
2.2 Военное положение как ограничение прав и свобод
2.3 Законы РФ, предусматривающие ограничение прав и свобод граждан
2.4 Критерии ограничения прав и свобод гражданина
Заключение
Список используемой литературы

Фрагмент для ознакомления

Федеральный закон «О государственной охране» (в редакции от 26 июня 2007 г.), в частности, предоставляет федеральным органам государственной охраны право задерживать и доставлять в органы внутренних дел лиц, совершивших правонарушения в местах пребывания объектов охраны; использовать в служебных целях транспортные средства организаций и граждан для преследования и задержания лица, совершившего преступление или подозреваемого в его совершении; беспрепятственно входить в жилые помещения граждан (об этих случаях, если вхождение в помещение происходит против воли граждан, органы охраны обязаны уведомить прокурора в течение 24 часов); временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах и др.
Федеральный закон «О противодействии терроризму» (в редакции от 5 марта 2006 г.), устанавливая правовой режим в зоне проведения контртеррористической деятельности, закрепляет за соответствующими лицами право: принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах; проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, а в случае отсутствия таких документов задерживать указанных лиц для установления личности; задерживать и доставлять в органы внутренних дел лиц, совершивших или совершающих правонарушения либо иные действия, направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, проводящих контртеррористическую операцию; беспрепятственно входить (проникать) в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности; производить при проходе (проезде) в зону проведения контртеррористической операции и при выходе (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств; использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, принадлежащие гражданам и организациям независимо от форм собственности; использовать в служебных целях транспортные средства, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, и др.
Устанавливается, что для борьбы с терроризмом Вооруженные Силы могут применяться для пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами, а также для пресечения террористических актов на морских судах и для участия в пресечении терроризма за пределами РФ в соответствии с международными актами. При этом Вооруженным Силам предоставляется право уничтожить самолет или морское судно, если они не реагируют на радиокоманды или не подчиняются им. Решение о применении Вооруженных Сил для борьбы с терроризмом за пределами РФ принимает Президент РФ. Об этом он информирует Совет Федерации.
В Законе оговаривается, что для сохранения жизни и здоровья людей, захваченных террористами, возможно ведение с ними переговоров, однако подчеркивается, что при этом не должны рассматриваться выдвигаемые террористами политические требования. Реабилитация лиц, пострадавших в результате террористического акта, осуществляется за счет средств федерального и регионального бюджетов. Также говорится, что в Российской Федерации запрещается создание и деятельность организаций, цели и действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма. Решение о признании конкретной организации террористической принимает суд на основании заявления прокуратуры.
7 августа 2000 г. вступил в силу Федеральный закон «О ратификации Европейской конвенции о пресечении терроризма». В Закон включено заявление о необходимости применения Конвенции таким образом, чтобы «обеспечить неотвратимость ответственности за совершение преступлений, подпадающих под действие Конвенции, без ущерба для эффективности международного сотрудничества по вопросам выдачи и правовой помощи».
Ограничения прав и свобод граждан всегда сбалансированы правом на обжалование действий должностных лиц соответствующих государственных органов, закрепленным в Конституции РФ (ст. 46), в Уголовно-процессуальном кодексе, в законах о прокуратуре, об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.
Перечисленные в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ основания для ограничения прав и свобод явно предусмотрены для непредсказуемых обстоятельств, которые могут потребовать усиления защиты одних прав за счет ограничения других прав человека. Федеральному Собранию в каждом случае принятия закона об ограничении прав и свобод придется конкретно и взвешенно подходить к определению меры и необходимости ограничения каждого конституционного права, придания ограничительным нормам закона постоянного или временного характера.

2.4 Критерии ограничения прав и свобод гражданина

Определяя критерии ограничения прав человека, необходимо исходить из следующих принципиальных позиций:
1) форма ограничения прав человека - федеральный закон;
2) цель ограничения прав человека - общественная безопасность;
3) критерий ограничения прав человека – крайняя необходимость,  при соблюдении следующих условий: наличие реального или возможного вреда государственным и общественным интересам; невозможность защиты правоохраняемых благ иными способами; соразмерность вводимых ограничений; причиняемый вред меньше, чем предотвращаемый вред;
4) общий характер таких ограничений - ограничения не носят персонифицированной направленности, их действие распространяется на каждого;
5) соблюдение общепризнанных международных норм и принципов - ограничения прав человека не должны нарушать обязательства Российской Федерации по международному праву;
6) разумная достаточность мер государственного ограничения прав - ограничения могут осуществляться только в той степени, в какой это требуется, однако в любом случае не допускается ограничение фундаментальных прав и свобод человека и дискриминация на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения;
7) соразмерность ограничения прав, свобод и цели, во имя которой ограничиваются права, - безопасность всех рассматривается как приоритет по отношению к соблюдению (гарантированию) определенных свобод каждого отдельного гражданина (человека).
8) установленные ограничения должны быть четко сформулированы и не допускать произвольного толкования. Норма, ограничивающая права и свободы, должна ясно определять пределы ограничений.












Заключение

Определение границ допустимого ограничения основных прав и свобод в силу содержащейся в Конституции отсылки к федеральному закону относится к полномочиям только федерального законодателя, однако и он не свободен в своих решениях.
Ограничения прав и свобод человека и гражданина со стороны российского государства предполагают решение следующих задач: поддержание правопорядка; обеспечение личной безопасности; обеспечение внутренней и внешней безопасности общества и государства; создание благоприятных условий для экономической деятельности и охраны всех форм собственности; учет минимальных государственных стандартов по основным показателям уровня жизни, культурное развитие граждан.
Отсюда следуют два принципиальных требования: ограничения прав и свобод граждан допустимы только в том случае и в той мере, в каких они: 1) предусмотрены законом конкретного государства; 2) соответствуют нормам международного права.



Список используемой литературы

1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.).
2. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.
3. Российская Федерация. Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1 (в редакции от 27 июля 2006 г.).
4. Российская Федерация. Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 06.02.1997 № 27-ФЗ (в редакции от 8 апреля 2008 г.).
5. Российская Федерация. Федеральный закон «О государственной охране» от 27.05.1996 № 57-ФЗ (в редакции от 26 июня 2007 г.).
6. Российская Федерация. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 4 декабря 2006 г.).
7. Российская Федерация. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ.
8. Российская Федерация. Федеральный закон «О ратификации Европейской конвенции о пресечении терроризма» от 07.08.2000 № 121-ФЗ.
9. Российская Федерация. Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 № 40-ФЗ (в редакции от 10 июня 2008 г.).
10. Российская Федерация. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (в редакции от 2 декабря 2005 г.).
11. Российская Федерация. Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ.
12. Российская Федерация. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ (в ред. от 07.03.2005 № 1-ФКЗ).
Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.
Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.
Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.
Российская Федерация. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ (в ред. от 07.03.2005 № 1-ФКЗ).
Российская Федерация. Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ.
Российская Федерация. Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 № 40-ФЗ (в редакции от 10 июня 2008 г.).
Российская Федерация. Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 06.02.1997 № 27-ФЗ (в редакции от 8 апреля 2008 г.).
Российская Федерация. Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1 (в редакции от 27 июля 2006 г.).
Российская Федерация. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (в редакции от 2 декабря 2005 г.).
Российская Федерация. Федеральный закон «О государственной охране» от 27.05.1996 № 57-ФЗ (в редакции от 26 июня 2007 г.).
Российская Федерация. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ.
Российская Федерация. Федеральный закон «О ратификации Европейской конвенции о пресечении терроризма» от 07.08.2000 № 121-ФЗ.












2

Список используемой литературы

1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.).
2. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Россий-ской Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.
3. Российская Федерация. Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1 (в редакции от 27 июля 2006 г.).
4. Российская Федерация. Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 06.02.1997 № 27-ФЗ (в редакции от 8 апреля 2008 г.).
5. Российская Федерация. Федеральный закон «О государственной ох-ране» от 27.05.1996 № 57-ФЗ (в редакции от 26 июня 2007 г.).
6. Российская Федерация. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характе-ра» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 4 декабря 2006 г.).
7. Российская Федерация. Федеральный закон «О противодействии тер-роризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ.
8. Российская Федерация. Федеральный закон «О ратификации Евро-пейской конвенции о пресечении терроризма» от 07.08.2000 № 121-ФЗ.
9. Российская Федерация. Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 № 40-ФЗ (в редакции от 10 июня 2008 г.).
10. Российская Федерация. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (в редакции от 2 декабря 2005 г.).
11. Российская Федерация. Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ.
12. Российская Федерация. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ (в ред. от 07.03.2005 № 1-ФКЗ).

Вопрос-ответ:

Каким образом регулируется вопрос об ограничении прав и свобод граждан РФ и иностранных граждан в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства?

Ограничение конституционных прав и свобод граждан РФ и иностранных граждан лиц без гражданства в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства регулируется через конституционное законодательство. Это включает в себя законы, устанавливающие правила и условия для ограничения определенных прав и свобод во имя национальной безопасности.

Какие способы существуют для ограничения прав и свобод граждан РФ?

Для ограничения прав и свобод граждан РФ существуют различные способы, включая введение чрезвычайного положения, военного положения, а также принятие законов, которые предусматривают конкретные ограничения в интересах обороны страны и безопасности государства.

В чем заключается роль чрезвычайного положения в ограничении прав и свобод граждан РФ?

Чрезвычайное положение является одним из способов ограничения прав и свобод граждан РФ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. В таких ситуациях, принимается решение о временном ограничении определенных прав и свобод для эффективной борьбы с угрозой безопасности.

Как военное положение может ограничивать права и свободы граждан РФ?

Военное положение является одним из средств ограничения прав и свобод граждан РФ в интересах обороны страны и безопасности государства. В такой ситуации, военные власти могут вводить различные ограничения, включая перемещение, свободу выражения, собраний и другие, для обеспечения безопасности и устранения возможных угроз.

Какие законы РФ предусматривают ограничение прав и свобод граждан?

В Российской Федерации существуют законы, которые могут предусматривать ограничение определенных прав и свобод граждан в целях обороны страны и безопасности государства. Некоторые примеры таких законов включают Федеральный закон "О чрезвычайном положении", Закон "О военном положении" и другие специализированные законы, которые регулируют вопросы безопасности и обороны.

Какие конституционные права и свободы граждан РФ иностранные граждане и лица без гражданства могут быть ограничены в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства?

В соответствии со статьей 55 Конституции РФ права и свободы граждан, исключительно указанные в федеральном законе, могут быть ограничены в случаях, предусмотренных статьей 15 Конституции, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также гражданам РФ, если они постоянно проживают за пределами Российской Федерации.

Какими способами возможно ограничение прав и свобод гражданина?

Ограничение прав и свобод гражданина может быть осуществлено через принятие чрезвычайного положения, военного положения или через принятие законов РФ, которые предусматривают ограничение определенных прав и свобод.

Как чрезвычайное положение может ограничить права и свободы граждан?

Чрезвычайное положение, которое может быть объявлено при возникновении угрозы жизни общества или государства, позволяет ограничить определенные права и свободы граждан. Однако ограничение должно быть временным и соответствовать требованиям Конституции РФ.

Как военное положение может ограничить права и свободы граждан?

Военное положение, которое может быть введено в случае войны, вооруженного нападения на Россию или приграничного конфликта, позволяет ограничить определенные права и свободы граждан. Ограничения также должны быть временными и соответствовать Конституции РФ.

Какие законы РФ предусматривают ограничение прав и свобод граждан?

Некоторые законы РФ предусматривают ограничение определенных прав и свобод граждан в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства. Например, Закон "О противодействии терроризму" и Закон "О борьбе с экстремистской деятельностью".

Какие права и свободы граждан могут быть ограничены иностранным гражданам и лицам без гражданства в РФ?

Согласно Конституции РФ, права и свободы граждан могут быть ограничены иностранным гражданам и лицам без гражданства в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Какими способами могут ограничиваться права и свободы граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства?

Ограничение прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства может осуществляться через введение чрезвычайного положения, военного положения, а также путем принятия законов РФ, которые предусматривают ограничение указанных прав и свобод.