г. Бийск. Социальная и экономическая характеристика
Заказать уникальную курсовую работу- 42 42 страницы
- 9 + 9 источников
- Добавлена 05.10.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение
Глава 1. Характеристика основных показателей г.Бийска
1.1Демографическая ситуация
1.2Промышленность
1.3Строительство
1.4Транспорт
1.5Связь
1.6 Занятость
1.7 Уровень жизни населения
1.8 Жилищно-коммунальное хозяйство
1.9 Образование
1.10 Культура
1.11 Молодежная политика
2. Анализ состояния и возможностей социально-экономического развития г.Бийска
2.1 Тенденции демографического развития и трудовые ресурсы
2.2 Оценка уровня жизни населения, потенциала социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства
2.3 Анализ социальной сферы
2.4 Анализ экономической сферы
Заключение
Список использованной литературы
Реализация данного стратегического направления будет опираться на систему индикативного планирования, в рамках которой качество жизни населения будет оценено с помощью интегрального индикатора "Качество жизни населения в городе Бийске".
В рамках настоящей Стратегии исходя из образа Бийска в 2025 году, определенного в рамках стратегического видения развития города, устанавливаются следующие целевые значения важнейших индикаторов, характеризующие качество жизни населения города в 2025 году:
- уровень жизни населения: отношение величины показателя среднего денежного дохода в расчете на душу населения к величине минимального потребительского бюджета не менее 250% (рост не менее чем в 2 раза);
продолжительность жизни населения - не ниже 68 лет;
обеспеченность жильем: общая площадь жилья на 1 жителя - не менее 30 кв. м (рост не менее, чем в 1,5 раза);
уровень инфраструктурной обеспеченности услугами важнейших социальных инфраструктур - не ниже нормативного.
Также устанавливаются целевые значения показателей, которые определяют условия и механизмы, обеспечивающие достижение целевых значений индикаторов качества жизни:
среднедушевой денежных доход - не менее 35 тыс. рублей в ценах 2006 года;
средняя заработная плата - не менее 40 тыс. рублей в ценах 2006 года;
будет построено нового жилья за 2008 - 2025 годы в расчете на одного жителя - не менее 12 кв. метров;
показатель ввода нового жилья - не менее 1 кв. м общей площади на человека в год.
Устанавливаются целевые значения показателей, которые характеризуют основные следствия повышения уровня и качества жизни населения города:
доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (ПМ) - не более 5%;
доля среднего класса (населения с доходами 5 - 10 ПМ) - не менее 35%;
доля экономически активного взрослого населения города, имеющего высшее специальное образование - не менее 60%.
Достижение стратегической цели и установленных значений целевых показателей предполагает решение следующих стратегических задач:
1) развитие социальных институтов: улучшение положения детей и поддержка семьи; формирование молодежной политики; социальное обслуживание инвалидов; социальное обслуживание лиц старших возрастов;
2) создание условий для уменьшения бедности и формирования мощного среднего класса;
3) создание условий для стабилизации и роста численности населения городского округа;
4) повышение уровня здравоохранения и доступности медицинской помощи;
5) достижение современного качества и обеспечение инновационного развития образования;
6) создание благоприятных условий для развития культуры, физической культуры и спорта;
7) организация территориального планирования, разработка и проведение эффективной градостроительной политики, создание условий, обеспечивающих доступность жилья для большинства граждан;
8) развитие жилищно-коммунального хозяйства, электро- и теплоэнергетики и повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг;
9) достижение нормативного уровня инфраструктурной обеспеченности дорогами, общественным транспортом, развитие городской информационно-коммуникационной инфраструктуры;
10) повышение уровня общественной безопасности и правопорядка, экологической безопасности;
11) повышение уровня доверия к власти, формирование в широких слоях населения "городского патриотизма";
12) реализация эффективной политики занятости.
Будут реализованы стратегические действия по решению поставленных стратегических задач, обеспечивающие формирование конкурентоспособной на уровне макрорегиона и комфортной для населения социальной и городской среды.
1. Стратегической задачей N 1 в рамках данного направления является развитие социальных институтов: улучшение положения детей и поддержка семьи; формирование молодежной политики; социальное обслуживание инвалидов; социальное обслуживание лиц старших возрастов.
Стратегическими действиями по формированию молодежной политики являются:
вовлечение молодежи в социальную практику;
развитие созидательной активности молодежи: развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, внедрение эффективных программ развития социальной компетентности молодежи;
стимулирование у молодых людей потребности в оказании помощи, проявлении действенной инициативы в решении проблем людей, нуждающихся в помощи и поддержке;
пропаганда семейных ценностей среди молодежи, формирование механизмов поддержки молодой семьи, в том числе создание стартовых возможностей для становления молодой семьи;
внедрение и распространение эффективных моделей и форм участия молодежи в управлении общественной жизнью;
обеспечение поддержки способной, инициативной и талантливой молодежи, а также стимулирование разработки и исследование проблем, имеющих значение для развития страны в сферах образования, культуры, науки и технологий;
интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, внедрение моделей и программ развития навыков и умений самостоятельной жизни у людей, испытывающих трудности в интеграции и социализации.
Для решения задачи развития жилищно-коммунального хозяйства, повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг будут реализованы стратегические действия:
создание условий, обеспечивающих безопасную среду обитания и жизнедеятельность населения за счет снижения морально-технического износа жилищного фонда, в том числе ликвидации в среднесрочной перспективе аварийного и ветхого жилищного фонда, сноса или модернизации жилищного фонда, относящегося к первым массовым сериям (пятиэтажки), проведения капитального ремонта;
реформирование жилищно-коммунального комплекса и системы управления жильем за счет демонополизации рынка жилищных услуг и внедрения лучших практик управления жилым фондом;
совершенствование нормативной правовой и методической базы и содействие в организации и функционировании жилищных организаций;
модернизация объектов коммунальной инфраструктуры и материально-технической базы ЖКХ с использованием современных ресурсосберегающих технологий и материалов;
модернизация и замена водопроводных сетей с использованием трубопроводов из современных материалов;
установка приборов учета систем подачи воды;
проведение мероприятий по обеспечению надежного функционирования системы водоотведения и уменьшения риска экологических катастроф;
постоянный мониторинг причин неучтенных расходов воды и реализацию мероприятий по их устранению;
реализация мероприятий для осуществления эффективной работы с отходами (в т.ч. опасными), вторсырьем;
совершенствование тарифной политики с целью повышения эффективности функционирования жилищно-коммунальной отрасли и доступности расходов на эксплуатацию жилья и оплаты жилищно-коммунальных услуг для всего населения.
Потенциал развития отрасли электро- и теплоэнергетики возможно при условии реализации принципа частно-государственного партнерства с проведением следующих стратегических действий:
формирование и реализация современной концепции электро- и теплоснабжения города;
модернизация и замена технологического оборудования, внедрение энергосберегающих технологий;
создание условий для более широкого использования малой энергетики и нетрадиционных видов топливно-энергетических ресурсов;
стимулирование роста инвестиций для масштабного ввода новых энергетических мощностей и замены действующего устаревшего оборудования;
модернизация и замена тепловых сетей с использованием трубопроводов из современных материалов;
принятие мер по изменению структуры спроса на электроэнергию, повышение энергоэффективности экономики;
принятие мер по сокращению устаревших энергоемких производств и технологий, разработки и внедрения новых энергосберегающих технологий;
сокращения прямых потерь топлива и энергии, в том числе, на основе установки контрольно-измерительной аппаратуры;
совершенствование нормативной правовой базы и урегулированием отношений между поставщиками и потребителями ресурсов.
2.3 Анализ социальной сферы
Развитие культуры и проведение городской политики в сфере культуры будет обеспечено следующими стратегическими действиями:
сохранение единого культурно-информационного пространства, улучшение условий доступа к культурным ценностям для большинства населения;
сохранение, развитие и пропаганда лучших образцов академического искусства и народного творчества, повышение качественного уровня культурно-досугового обслуживания населения города, повышение конкурентоспособности достижений искусства Бийска в Алтайском крае, Сибирском Федеральном округе, Российской Федерации и за рубежом;
использование потенциала Бийска как исторической точки взаимопроникновения разных культур и диалога цивилизаций;
обеспечение реконструкции памятников архитектуры, сохранения и эффективного использования объектов движимого и недвижимого историко-культурного наследия, в т.ч. вовлечение их в оборот туристско-рекреационной деятельности;
существенное увеличение объемов средств, направляемых на улучшение материальной базы и оснащение оборудованием учреждений культуры, поддержку профессионального и самодеятельного творчества;
сочетание при решении проблемных вопросов развития культуры мобилизации бюджетных источников финансирования с развитием платных услуг, привлечением спонсорских средств и участием в грантах.
Развитие физической культуры и спорта будет обеспечено следующими стратегическими действиями:
разработка и реализация моделей здорового образа жизни;
создание и развитие системы организации досуга населения, обеспечивающей доступность занятий физической культурой и спортом, в том числе, в качестве первоочередных задач - организация общедоступных спортивных площадок во всех районах города и увеличение доли населения, регулярно занимающегося физкультурой и спортом;
мобилизация источников бюджетного финансирования в сочетании с развитием отношений частно-государственного и частно-муниципального партнерства для обеспечения реконструкции, текущего и капитального ремонта, оснащения современным оборудованием и спортивным инвентарем спортивных сооружений, укрепления материально-технической базы спортивных объектов города;
объединение усилий всех муниципальных, государственных и общественных организаций для организации подготовки спортивного резерва, активное привлечение к решению этих вопросов бизнес-структур.
2.4 Анализ экономической сферы
Возможности развития промышленности города связаны, в первую очередь, с использованием научного и инновационного потенциала научно-производственного комплекса города, а также политических и институциональных предпосылок.
Научный потенциал:
около 600 кандидатов и докторов наук;
более 100 ученых и руководителей науки и промышленности удостоены Государственных премий и премий Правительства;
ФГУП ФНПЦ "Алтай", Институт проблем химико-энергетических технологий (ИПХЭТ) СО РАН, вузовская и заводская наука.
Инновационный потенциал:
градообразующий научно-производственный комплекс наукограда - 15 предприятий и организаций, отвечающих условиям их отнесения к научно-производственному комплексу, определенным Федеральным законом от 7 апреля 1999 года N 70 "О статусе наукограда Российской Федерации", среди которых: ФГУП "ФНПЦ "Алтай"; ФГУП "БПО "Сибприбормаш"; ФГУП "Бийский олеумный завод"; БПГУ им. В.М.Шукшина; ЗАО "Эвалар"; ЗАО "Алтайвитамины"; ЗАО "Спецавтоматика"; ООО "Бийский завод стеклопластиков"; ОАО "Электропечь"; ОАО "МО "Восток", ЗАО "НПП "Алтайспецпродукт", ООО "Инженерные защитные системы"; ОАО "Бийский котельный завод"; ООО "Регион", ЗАО "Элла плюс";
конгломерат малых инновационных организаций, возникших в результате коммерциализации разработок ОПК;
полный инновационный цикл: от исследований и разработок до производства наукоемкой продукции мирового уровня;
постепенное увеличение количества организаций, осуществляющих исследования и разработки, а также рост затрат на эти цели;
работа в рамках приоритетных направлений науки и технологий РФ;
возможность дальнейшего трансфера передовых технологий предприятий ОПК;
возрастающая инновационная восприимчивость предприятий традиционных отраслей промышленности.
Политические предпосылки:
решимость руководства края и г. Бийска развивать инновационную деятельность в качестве одного из стратегических приоритетов.
Институциональные предпосылки:
Бийску присвоен статус наукограда РФ;
поддержка из средств федерального бюджета и различных фондов;
возможность инновационного развития экономики на основе кластерного подхода.
ФГУП "ФНПЦ "Алтай" в сложный период начала 90-х годов стало инициатором созданий интегрированного научно-производственного комплекса (ИНПК) "Алтай", включающего в себя ФГУП "ФНПЦ "Алтай", Институт проблем химико-энергетических технологий (ИПХЭТ) СО РАН, филиал Бийского технологического института АлтГТУ им. И.И.Ползунова (БТИ АлтГТУ), Краевое образовательное учреждение "Бийский лицей Алтайского края", ОАО "Народный земельно-промышленный банк", холдинговую компанию "Научно-производственный концерн "Алтай" и более 40 малых и средних производственных, научно-производственных и обслуживающих предприятий, Российско-индийский центр научно-технического сотрудничества, Всероссийскую ассоциацию разработчиков технологий и производителей теплоизоляционных материалов из минерального сырья "Росминизоляция", Алтайский филиал ЗАО "Взрывиспытания" и др.
Пятнадцатилетний опыт работы ИНПК "Алтай" показал его жизнеспособность и эффективность как в решении важнейших государственных задач оборонного направления, так и в развитии ряда крупных гражданских направлений науки и производства.
За эти годы ИНПК "Алтай" стал региональным лидером в области инноваций, базовым научно-производственным центром наукограда Бийск и при соответствующей поддержке на муниципальном, краевом и государственном уровне может дальше эффективно развиваться как многопрофильный кластер.
В Стратегии развития Алтайского края до 2025 г. город Бийск определен как центр инноваций региона, а ФГУП ФНПЦ "Алтай" - базовым научным центром наукограда.
Заключение
Деятельность научно-производственного комплекса в Бийске остается востребованной и в настоящее время. Работа ряда предприятий и организаций Бийска осуществляется в соответствии с приоритетными направлениями развития науки и техники и перечнем критических технологий федерального уровня.
В рамках научно-производственного комплекса подготовлено к запуску около 90 инновационных проектов, что свидетельствует о большом инновационно-технологическом потенциале, накопленном за годы существования научно-производственного комплекса города Бийска. Вместе с тем, в связи с отсутствием возможности полностью использовать и инновационный, и образовательный потенциал, накопленный в Бийске, необходима государственная поддержка развития наукограда со стороны Российской Федерации и Алтайского края.
Миссия Бийска – наукоград с многопрофильным научно-производственным комплексом государственного значения, рыночно-ориентированной инфраструктурой, реализующий новаторский подход в основных направлениях жизнедеятельности города в целях устойчивого бездотационного развития и повышения качества жизни населения. По своему геополитическому положению Бийск – международный транспортный узел в предгорьях Алтая, благоприятное место для развития туризма и экономических отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Федеральная миссия Бийска состоит в развитии фундаментальной науки, прикладных исследований и разработок, инновационной и образовательной деятельности, а также воспроизводстве и развитии культуры проведения научно-технических исследований, обеспечении преемственности и развития отечественных научных школ, подготовке молодых высококвалифицированных кадров в сфере научной и инновационной деятельности с целью удовлетворения текущих и перспективных потребностей страны в наукоемкой продукции, сохранение оборонного потенциала Российской Федерации.
Миссия города обуславливает целесообразность развития Бийска как наукограда Российской Федерации. В соответствии с действующим Законом Российской Федерации "О статусе наукограда Российской Федерации" от 7 апреля 1999 года № 70-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1072 "Об утверждении критериев присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда и прекращении такого статуса" город Бийск имеет все основания для присвоения статуса наукограда Российской Федерации сроком на 25 лет.
Список использованной литературы
Основные показатели социально-экономического развития города Бийска за 1-е полугодие 2009 года
Программа развития города Бийска Алтайского края как наукограда
Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. Статистический сборник. Росстат. - М:, 2005. стр. 307
Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. 2006. Статистический сборник. Росстат. - М:, 2006. стр. 287
Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации: статистический сборник. Госкомстат России. - М:, 2003.
Регионы России. Том 1. Статистический сборник. Госкомстат России. - М:, 2001. стр. 480
Транспорт в России: Статистический сборник. Госкомстат. - М:, 2003. стр. 110, 120
Транспорт в России: Статистический сборник. Росстат. - М:, 2005. стр. 117, 127
http://www.gorod.biysk.ru/work.phtml?tree=3&ind=849, портал администрации г.Бийска
Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. Статистический сборник. Росстат. - М:, 2005. стр. 307
http://www.gorod.biysk.ru/work.phtml?tree=3&ind=849
Программа развития города Бийска Алтайского края как наукограда
Программа развития города Бийска Алтайского края как наукограда
Основные показатели социально-экономического развития города Бийска за 1-е полугодие 2009 года
http://www.gorod.biysk.ru/work.phtml?tree=3&ind=849
http://www.gorod.biysk.ru/work.phtml?tree=3&ind=849
Программа развития города Бийска Алтайского края как наукограда
Основные показатели социально-экономического развития города Бийска за 1-е полугодие 2009 года
Основные показатели социально-экономического развития города Бийска за 1-е полугодие 2009 года
Основные показатели социально-экономического развития города Бийска за 1-е полугодие 2009 года
18
1.Основные показатели социально-экономического развития города Бийска за 1-е полугодие 2009 года
2.Программа развития города Бийска Алтайского края как наукограда
3.Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. Статистический сборник. Росстат. - М:, 2005. стр. 307
4.Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. 2006. Статистический сборник. Росстат. - М:, 2006. стр. 287
5.Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации: статистический сборник. Госкомстат России. - М:, 2003.
6.Регионы России. Том 1. Статистический сборник. Госкомстат России. - М:, 2001. стр. 480
7.Транспорт в России: Статистический сборник. Госкомстат. - М:, 2003. стр. 110, 120
8.Транспорт в России: Статистический сборник. Росстат. - М:, 2005. стр. 117, 127
9.http://www.gorod.biysk.ru/work.phtml?tree=3&ind=849, портал администрации г.Бийска