Формирование нравственного сознания и поведения в дошкольном возрасте.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 31 31 страница
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 30.11.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава I Теоретические положения экспериментального исследования нравственной культуры воспитанников детского сада
1.1. Научный аппарат исследования
1.2. Методологические принципы работы с испытуемыми
Глава II Проблема формирования нравственного сознания и поведения в дошкольном возрасте в современной психологической науке
2.1. Теоретический анализ особенностей нравственного развития личности дошкольников
2.2. Условия развития нравственной сферы личности и критерии ее оценки
2.3. Общий анализ компонентов нравственной сферы личности дошкольника
Глава III Практическое изучение развития нравственного сознания и поведения дошкольников
3.1. Процедура проведения экспериментального изучения предмета исследования
3.2. Подведение итогов экспериментальной работы
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Нравственные переживания – особая эмоциональная деятельность большой напряженности со сложными и противоречивыми элементами, многократно возникающий момент в процессе существования устойчивого нравственного чувства.
Нравственные отношения основаны на общечеловеческих ценностях. По мнению А.В.Петровского, основу нравственных отношений составляет готовность субъекта сопереживать, действовать так, как если бы этим другим являлся он сам. Они обусловлены нравственным потенциалом личности: направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями.
Нравственное поведение – совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно длительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Анализ научной литературы позволяет выделить компоненты, составляющие мотивационную направленность нравственного поведения дошкольника: нравственные потребности и мотивы, моральное самосознание и самооценка, чувства и переживания, социальные эмоции. Для дошкольника развитие произвольного поведения состоит в преодолении им зависимости от тех или иных возникающих ситуаций. Усвоение общественных образцов поведения приводит к возникновению «внутренних этических инстанций», обеспечивающих возможность нравственных действий и поступков. Старшим дошкольникам доступны уже и абстрактные знания: они могут объяснять свои поступки, пользуясь конкретными нравственными понятиями.
По утверждению В.С.Мухиной (2004), принятие этических эталонов поведения определяется наличием следующих условий нравственного развития: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка. В этом возрасте впервые появляется эмоциональное отношение к моральным нормам, то есть начинается формирование внутренней мотивации морального поведения (Л.И. Божович, В.С.Мухина). Л.С. Выготский писал о дошкольном возрасте как о периоде формирования механизмов подчинения своего отношения к вещам и к другим людям, интенсивного формирования механизмов личностного поведения.

Глава III Практическое изучение развития нравственного сознания и поведения дошкольников

3.1. Процедура проведения экспериментального изучения предмета исследования

Проведенный в ходе исследования эксперимент был традиционно представлен тремя составляющими: констатирующей, формирующей и итоговой частями. В рамках констатирующей части нами были проведены описанные выше методики. В качестве формирующего эксперимента нами проводилась работа по повышению уровня нравственности у старших дошкольников. Контрольный этап позволил выявить динамику изменения нравственного сознания испытуемых под воздействием формирующей работы.
Остановимся более подробно на каждом из этапов эксперимента. Сначала мы провели констатирующие замеры развития нравственности у испытуемых. Анализ результатов констатирующего этапа исследования позволил выделить условные уровни проявления основ нравственной культуры у старших дошкольников: достаточный, средний, низкий. Основными критериями в определении уровней были следующие: степень развития нравственного сознания и нравственных компетенций; проявление нравственных чувств и гуманных отношений; реализация нравственного поведения; степень развития рефлексии. При выделении критериев учитывались аксиологический, познавательный, эмоциональный, поведенческий, рефлексивный компоненты проявления основ нравственной культуры. По нашему мнению, обозначенные компоненты гармонично дополняют друг друга и отражают в своей совокупности целостность изучаемого процесса.
Достаточный уровень характеризуется наличием нравственных компетенцией, пониманием социальной значимости морально-этических норм и правил, умением оперировать ситуацией нравственного выбора, позитивным отношением к соблюдению нравственно-этических норм и правил и негативным отношением к их нарушению, адекватным проявлением сочувствия, сопереживания, эмоциональной отзывчивости; развитой способностью к децентрации, саморегуляции и самоконтролю поведения, действий и поступков, их последствий для окружающих.
Средний уровень характеризуется недостаточной осознанностью нравственных компетенций и социальной значимостью морально-этических норм и правил; возникновением трудностей в ходе ситуаций нравственного выбора, оценки своих поступков и других детей (нарушая правила, старается их исправить); способностью к сочувствию, переживанию другим людям (чаще к знакомым); необъективностью самооценки.
Низкий уровень характеризуется ограниченным объемом знаний и представлений о нравственно-этических нормах и правилах, конфликтностью в отношениях со сверстниками, трудностями в обосновании и выражении мнения по поводу ситуации нравственно выбора, проявлением кратковременного отклика на возникшие проблемы другого человека, отсутствием самоконтроля действий и поступков и их последствий для окружающих.
Опытно-экспериментальная работа с дошкольниками школьниками была направлена на формирование полноты, осознанности знаний и представлений о морально-этических нормах и правилах, нравственных ценностях, развитие стремления выразить личное отношение к происходящему, проявление эмоциональных реакций на поступки, формирование доброжелательных взаимоотношений с окружающими и взаимопомощи, развитие умения оперировать ситуацией нравственного выбора, формирование моральной саморегуляции, развитие рефлексии.
Большое значение уделялось проблемно-поисковым методам, направленным на развитие самостоятельности детей, моральной саморегуляции в системе «сверстник – я – взрослый», формирование положительной Я-концепции. Нами использовались такие средства воспитания основ нравственной культуры, как беседа анализ художественных произведений, сюжетно-ролевые игры, коллизии, решение проблемных ситуаций, составление нравственных правил и др.
Экспериментальная работа с детьми велась индивидуально-дифференцированно (по уровням), коллективно (со всей группой испытуемых) и в малых группах. С детьми, условно отнесенными к достаточному уровню проявления основ нравственной культуры, решались задачи: расширять и обогащать нравственные представления, укреплять нравственную мотивацию деятельности, создавать условия для самостоятельной творческой реализации гуманных отношений, эмпатии в реальной жизни, развития рефлексии. Для каждого ребенка также намечались индивидуальные воспитательные задачи.
Для детей, отнесенных к низкому уровню проявления основ нравственной культуры, использовались дополнительные методы и приемы, работа строилась на основе подбора системы заданий в определенной последовательности (заданий разной степени сложности) с учетом темпа развития. Также к работе с детьми, имевшими низкий уровень сформированности нравственной культуры, привлекались кадровые резервы (педагог дополнительного образования (изобразительное искусство), педагог дополнительного образования (хореограф), инструктор по физвоспитанию, социальный педагог, психолог). Работа специалистов с детьми строилась за счет гибкого графика работы. Работу с детьми осуществляли на основе активного индивидуально-личностного подхода, субъект-субъектных отношений, учета субъектного опыта детей, дифференциации и индивидуализации содержания, форм и методов работы, активного включения детей в диалоговое общение и в разнообразные виды детской деятельности с учетом их интересов и потребностей. Важное значение имела насыщенность жизнедеятельности детей эмоционально-положительным содержанием. Педагогическое стимулирование, убежденность педагога в возможностях и добрых поступках ребенка побуждали детей к проявлению гуманных взаимоотношений, стремлению оправдать надежду и веру в него, вызывали положительные эмоции. Мы стремились достичь того, чтобы способы поведения, отношение к окружающим определялись внутренними побуждениями и личностными установками ребенка, его стремлением проявить личную инициативу, раскрыть и обогатить свой субъектный нравственный опыт.
Одним из направлений в работе было установление творческого сотрудничества с родителями. Сотрудничество педагогов и родителей осуществлялось в виде согласованной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей ребенка. Работа с родителями включала три этапа: диагностический, содержательный, аналитико-рефлексивный. С целью обеспечения и повышения психолого-педагогического просвещения родителей, осознания ими необходимости преемственности образовательного учреждения и семьи в воспитании основ нравственной культуры у детей проводились родительские собрания, семинары-практикумы, индивидуальные педагогические беседы, индивидуальное и групповое консультирование, родительские гостиные, устные журналы, круглый стол, педагогическая мастерская, педагогическая копилка «Мудрые мысли о воспитании нравственной культуры личности».

3.2. Подведение итогов экспериментальной работы

С целью выявления динамики уровней проявления основ нравственной культуры у детей был осуществлен контрольный этап эксперимента. Использовались диагностические методики, применяемые на констатирующем этапе исследования.
В экспериментальной группе были получены значительные позитивные изменения. Так, достаточный уровень увеличился с 16% до 42%, средний уровень увеличился с 38% до 54%. Значительно сократилось количество старших дошкольников с низким уровнем проявления основ нравственной культуры: с 46% до 4%.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что проведенная работа оказала положительное влияние на повышение уровня проявления основ нравственной культуры у детей. Создание педагогических условий эффективности процесса воспитания основ нравственности у детей способствовало росту нравственных достижений ребенка, осознанию на личностно-смысловом уровне нравственных компетенций, проявлению мотивационно-ценностных и гуманно-нравственных отношений, расширению нравственного субъектного опыта ребенка, стимулировало свободу морального выбора, проявления собственной линии поведения, развивало способность адекватно оценивать действия и их результаты.

Заключение

В ходе написания данной курсовой работы нам удалось достичь заявленные во введении цели и задачи исследования. Резюмируя, можно выделить следующие основные выводы:
Нравственное развитие личности дошкольника обусловлено формированием личностных механизмов поведения, первичных этических инстанций, которые на основе моральной оценки приводят к появлению нравственных мотивов поступков и действий. Общий психологический механизм связан с интериоризацией-экстериоризацией базисных этических понятий. Частными психологическими механизмами развития нравственной сферы личности дошкольника являются: идентификация с носителями моральных норм и ценностей, подражание нравственным образцам, внешняя (моральные оценки взрослых) и внутренняя (моральная самооценка) оценка нравственного поведения и отношений ребенка.
Исследование подтвердило необходимость и возможность воспитания основ нравственной культуры у старших дошкольников на основе личностно-ориентированного взаимодействия, осуществления воспитательной работы на основе принципов гуманистической направленности, педагогической гармонии, ценностной ориентации, диалогичности, культуросообразности, природосообразности, преемственности, включения личности в значимую деятельность, единства и взаимосвязи рационального и эмоционального процессов познания, эффективности социального взаимодействия, педагогической поддержки.
Для полноценного нравственного развития детей дошкольного возраста необходимо соблюдать ряд психолого-педагогических условий: повышать нравственный потенциал окружающей социальной микросреды (родители и педагоги); активность самого ребенка-дошкольника в освоении нравственного опыта и осуществлять психологическое сопровождение развития нравственной сферы личности дошкольника.
Список использованной литературы:

Авдулова Т.П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте / Тезисы доклада на Ломоносовских чтениях в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, М., 2001.
Авдулова Т.П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 : М., 2001. 164 c.
Березина Т.А. Диагностика социально-нравственного развития дошкольников в педагогическом процессе детского сада. М.: Олма-Пресс, 2007. 114 с.
Мельникова Н.В., Овчарова Р.В. Нравственная сфера личности дошкольника. Курган: Изд-во КГУ, 2007. 348 с.
Мельникова Н.В. Формирование нравственного поведения в дошкольном возрасте. М.: Терра, 2007. 96 с.
Смирнова. Е.О. Моральное и нравственное развитие дошкольников. Методы морально-нравственного воспитания в дошкольной педагогике // Дошкольное образование № 17 (185) 1-15.9.2006.
Смирнова. Е.О. Моральное и нравственное развитие дошкольников. Мораль и нравственность как разные аспекты этического развития // Дошкольное образование № 18 (186) 15-30.9.2006.
Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. М.: Школа-Пресс, 1997. 383 с.
Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. - 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. 297с.
Мельникова Н.В., Овчарова Р.В. Нравственная сфера личности дошкольника. Курган: Изд-во КГУ, 2007. С. 23.
Там же. С. 26.
Березина Т.А. Диагностика социально-нравственного развития дошкольников в педагогическом процессе детского сада. М.: Олма-Пресс, 2007. С. 36.
Березина Т.А. Диагностика социально-нравственного развития дошкольников в педагогическом процессе детского сада. М.: Олма-Пресс, 2007. С. 49.
Мельникова Н.В. Формирование нравственного поведения в дошкольном возрасте. М.: Терра, 2007. С. 14.
Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. - 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. С. 82.
Мельникова Н.В. Формирование нравственного поведения в дошкольном возрасте. М.: Терра, 2007. С. 37.
Мельникова Н.В. Формирование нравственного поведения в дошкольном возрасте. М.: Терра, 2007. С. 83.
Мельникова Н.В. Формирование нравственного поведения в дошкольном возрасте. М.: Терра, 2007. С. 85.
Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. М.: Школа-Пресс, 1997. С. 111.
Мельникова Н.В. Формирование нравственного поведения в дошкольном возрасте. М.: Терра, 2007. С. 90.
Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. М.: Школа-Пресс, 1997. С. 118.
Березина Т.А. Диагностика социально-нравственного развития дошкольников в педагогическом процессе детского сада. М.: Олма-Пресс, 2007. С. 58.
Березина Т.А. Диагностика социально-нравственного развития дошкольников в педагогическом процессе детского сада. М.: Олма-Пресс, 2007. С. 63.
Мельникова Н.В., Овчарова Р.В. Нравственная сфера личности дошкольника. Курган: Изд-во КГУ, 2007. С. 113.
Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. М.: Школа-Пресс, 1997. С. 96.
Там же. С. 99.
Авдулова Т.П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 : М., 2001. С. 102.
Там же. С. 103.
Там же. С. 104.












3

Список использованной литературы:

1.Авдулова Т.П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте / Тезисы доклада на Ломоносовских чтениях в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, М., 2001.
2.Авдулова Т.П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 : М., 2001. 164 c.
3.Березина Т.А. Диагностика социально-нравственного развития дошкольников в педагогическом процессе детского сада. М.: Олма-Пресс, 2007. 114 с.
4.Мельникова Н.В., Овчарова Р.В. Нравственная сфера личности дошкольника. Курган: Изд-во КГУ, 2007. 348 с.
5.Мельникова Н.В. Формирование нравственного поведения в дошкольном возрасте. М.: Терра, 2007. 96 с.
6.Смирнова. Е.О. Моральное и нравственное развитие дошкольников. Методы морально-нравственного воспитания в дошкольной педагогике // Дошкольное образование № 17 (185) 1-15.9.2006.
7.Смирнова. Е.О. Моральное и нравственное развитие дошкольников. Мораль и нравственность как разные аспекты этического развития // Дошкольное образование № 18 (186) 15-30.9.2006.
8.Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. М.: Школа-Пресс, 1997. 383 с.
9.Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. - 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. 297с.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические положения лежат в основе экспериментального исследования нравственной культуры воспитанников детского сада?

В основе экспериментального исследования лежат теоретические положения о формировании нравственного сознания и поведения в дошкольном возрасте, а также о влиянии нравственной культуры на развитие детей. Исследование основано на предположении о возможности воздействия на нравственное развитие воспитанников детского сада через создание специальной нравственно-педагогической среды.

Какие методологические принципы использовались при работе с испытуемыми?

При работе с испытуемыми были использованы следующие методологические принципы: системность, комплексность, дифференцированность, индивидуальный подход. Эти принципы позволили учесть особенности каждого ребенка и создать условия для эффективного формирования нравственного сознания и поведения.

Какие особенности нравственного развития личности дошкольников были проанализированы в исследовании?

В исследовании были проанализированы особенности нравственного развития личности дошкольников, включая уровень развития нравственного сознания, формирование нравственных ценностей, развитие эмпатии и социальной ответственности. Было установлено, что на формирование нравственного сознания и поведения детей влияют как внутренние факторы (характер, мотивация), так и внешние (семья, общество, детский сад).

Какие условия развития выделяются в формировании нравственного сознания и поведения дошкольников?

В исследовании были выделены следующие условия развития нравственного сознания и поведения дошкольников: создание положительной нравственно-педагогической среды, обеспечение разнообразной социализационной деятельности, использование принципа обратной связи и открытого диалога с ребенком, ориентация на игровую форму обучения и воспитания.

Какие теоретические положения были использованы в экспериментальном исследовании по формированию нравственного сознания и поведения в дошкольном возрасте?

В экспериментальном исследовании были использованы теоретические положения, связанные с нравственным развитием личности дошкольников. Анализ был проведен на основе методологических принципов работы с испытуемыми.

Какие условия развития нравственного сознания и поведения дошкольников были выделены в исследовании?

В исследовании были выделены следующие условия развития нравственного сознания и поведения дошкольников: осуществление педагогического влияния на формирование и развитие нравственных качеств личности, обеспечение соответствующей организации воспитательного процесса, создание благоприятной психологической обстановки.

Какие особенности нравственного развития дошкольников были выявлены в теоретическом анализе исследования?

В теоретическом анализе исследования были выявлены особенности нравственного развития дошкольников, такие как формирование первоначальных представлений об этике и морали, освоение базовых нравственных норм и правил, развитие эмоционально-ценностной сферы и игровая деятельность, как основа формирования нравственных представлений.

Какие методологические принципы были использованы при работе с испытуемыми в исследовании?

При работе с испытуемыми в исследовании были использованы следующие методологические принципы: индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его особенностей и потребностей, активное взаимодействие с родителями и педагогами, использование игровой деятельности как основного метода работы с дошкольниками.

Каким научным аппаратом было обеспечено исследование по формированию нравственного сознания и поведения в дошкольном возрасте?

Исследование по формированию нравственного сознания и поведения в дошкольном возрасте было обеспечено научным аппаратом, включающим методы наблюдения, интервьюирования, тестирования и анализа педагогической литературы. Эти методы позволили получить достоверные результаты и сделать выводы о нравственной культуре воспитанников детского сада.

Какую тему затрагивает статья?

Статья затрагивает тему формирования нравственного сознания и поведения в дошкольном возрасте.