Икона "Спас Златая Риза" из Успенского Собора Московского Кремля.
Заказать уникальный реферат- 12 12 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 28.12.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ИКОНОГРАФИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ЧТИМОГО ОБРАЗА «СПАС ЗЛАТАЯ РИЗА»
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА АЛТАРНОЙ ПРЕГРАДЫ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Поскольку иконы «Спас Златая Риза» и «Апостолы Петр и Павел» написаны для Софийского собора в Новгороде, определение места этих икон в соборе, а также первоначального состава нижнего убранства храма сопряжено с большими трудностями — нехваткой материала, вероятностью нетрадиционных решений на отдаленной периферии византийского мира. Приходится привлекать обширный сравнительный материал, прибегать к допущениям.
До недавнего времени при изучения первоначального убранства Софии Новгородской принимались во внимание две древнейшие иконы «Спас Златая Риза» и «Апостолы Петр и Павел», предполагалось что обе они были настолпными, «стилосными», и помещались у западных граней предалтарных столбов.
Особенностью алтарной преграды Успенского собора является то, что в южной части она поднимается до пят арок, сливаясь со стеной ризницы, устроенной Фиораванти в виде двухъярусной каморы в западной части Похвальского придела. Придел соединен с центральной частью собора арочным проемом в преграде, над ним имеются два небольших окошка. Эта стена также украшена живописью. Вокруг арочного проема и окон помещен растительный орнамент, выше имеются три композиции — «Бегство в Египет», «Избиение младенцев» и «Происхождение честных древ».
Алтарная преграда Успенского собора дошла до наших дней мало изменившейся. При переделке иконостаса и поднятии солеи в середине XVII в. был разобран участок над царскими вратами, все остальные проемы сохранили первоначальную высоту. Перекладка имеется над входом в жертвенник, но судя по расположению консолей и форме арки, она повторила старые формы.
Один из самых интересных и спорных вопросов, связанных с живописью алтарной преграды и ранними фресками Успенского собора вообще,— вопрос о дате росписей и художниках, принимавших в них участие. Авторы, писавшие об алтарной преграде, отмечали участие в ней четырех мастеров, это число названо и в летописном сообщении о создании в 1481 г. иконостаса. Но в атрибуции отдельных фигур О. В. Зонова и Г. Б. Попов разошлись. Оба автора отметили особенно высокое качество изображений Алексея Человека Божия и Спаса Благое молчание и считают их автором Дионисия. Три следующие фигуры — Парфений Лампеакийский, Иоанн Лествичник и Иоанн Кущник — они приписывают кисти очень близкого к первому художника. На остальном пространстве преграды, они считают, работали еще два мастера. О. Б. Зонова полагает, что изображение Ефрема Сирина написал третий художник, а остальные — четвертый. Г. В. Попов отмечает близость обоих мастеров и выделяет в отдельную группу изображения Павла Фивейского, Моисея Мурина, Феодосия Великого, Нила Постника (столпника Даниила) и Сысоя Великого.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интерьер Успенского собора представляет собой сложный художественный синтез архитектуры, монументальной живописи, икон, предметов прикладного искусства. На протяжении веков этот единый организм претерпевал значительные изменения: создавались новые произведения искусства, менялось их размещение в храмовом пространстве. В каждую эпоху по-новому осмыслялся весь комплекс внутреннего убранства храма. Икона «Спас Златая Риза» органично вписалась в интерьер Успенского собора и теперь сложно себе его представить без этого образа
В 1655 Никон, провозглашавший верховенство духовной власти над светской, поставил икону «Спас Златая Риза» на почетное место справа от Царских врат. Рядом со «Спасом Златая Риза» находится храмовая икона собора - «Успение Богоматери», созданная около 1479. Над дверью, ведущей в Дмитровский северный придел, находится знаменитая икона «Спас Ярое око» (XIV век), написанная еще для собора времени Ивана Калиты и получившая свое название из-за сурового взгляда Спасителя. Слева от Царских врат располагается образ Владимирской Богоматери (1514), относимый по стилю живописи к кругу Дионисия. На месте этой иконы некогда стояла древняя чудотворная Владимирская, переданная в 1918 на хранение в Третьяковскую галерею.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вопросы истории// Брюсова В.Г. Русско- византийские отношения середины 11 века, 1972, №3, стр. 51-62
Зонова О. Первая роспись Успенского собора Московского Кремля. Л., 1971.
Иеротопия: Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси (ред.-сост. Лидов А.М.), М., ИНДРИК, 2006. – 764 с.
Иконостас. Происхождение - развитие - символика, М., 2000.
Иконы Великого Новгорода XI – начала XVI веков. Древнерусская живопись в музеях России, М., 2008 – 576 с.
Иконы Успенского собора 2007. Иконы Успенского собора Московского Кремля. XI — начало XV века. Каталог. — М., Северный паломник, 2007.
Кудрявцева Т.Н., Федоров В.А. Высокий русский иконостас. - М., Патриаршие пруды, Пульс, 2004.
Попов Г.В. Живопись и миниатюра Москвы середины 15 – начала 16 века. М., 1975.
Сарабьянов В.Д., Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М., ПСТГУ, 2007.
Смирнова Э.С. «Спас Златая риза». К иконографической реконструкции чтимого образа XI века // Чудотворная икона в Византии и в Древней Руси. М., 1996. С.159-199.
Успенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования (История реставрации монументальной и станковой живописи Успенского собора/ Качалова И.Я.). М., Наука, 1985.
Этингоф О.Е. Византийские иконы VI – первой половины XIII века в России. М., 2005.
Цит. По кн.: Иконостас. Происхождение - развитие - символика, М., 2000. с. 153.
Смирнова Э.С. «Спас Златая риза». К иконографической реконструкции чтимого образа XI века // Чудотворная икона в Византии и в Древней Руси. М., 1996. С. 161.
Иконы Великого Новгорода XI – начала XVI веков. Древнерусская живопись в музеях России, М., 2008
Смирнова Э.С. «Спас Златая риза». К иконографической реконструкции чтимого образа 11 века. С. 159.
Вопросы истории// Брюсова В.Г. Русско- византийские отношения середины 11 века, 1972, №3, стр. 51-62
Иконы Успенского собора 2007. Иконы Успенского собора Московского Кремля. XI — начало XV века. Каталог. — М., Северный паломник, 2007.
Изограф Кирилл Уланов принадлежит к числу самых плодовитых художников Оружейной палаты конца XVII – начала XVIII века. Он оставил обширное творческое наследие, исчисляемое несколькими десятками икон.
Этингоф О.Е. «Византийские иконы VI – первой половины XIII века в России». М., 2005.
Этингоф О.Е. «Византийские иконы VI – первой половины XIII века в России». М., 2005.
Зонова О. Первая роспись Успенского собора Московского Кремля. Л., 1971.
Попов Г.В. Живопись и миниатюра Москвы середины 15 – начала 16 века. М., 1975.
2
1.Вопросы истории// Брюсова В.Г. Русско- византийские отношения середины 11 века, 1972, №3, стр. 51-62
2.Зонова О. Первая роспись Успенского собора Московского Кремля. Л., 1971.
3.Иеротопия: Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси (ред.-сост. Лидов А.М.), М., ИНДРИК, 2006. – 764 с.
4.Иконостас. Происхождение - развитие - символика, М., 2000.
5.Иконы Великого Новгорода XI – начала XVI веков. Древнерусская живопись в музеях России, М., 2008 – 576 с.
6.Иконы Успенского собора 2007. Иконы Успенского собора Московского Кремля. XI — начало XV века. Каталог. — М., Северный паломник, 2007.
7.Кудрявцева Т.Н., Федоров В.А. Высокий русский иконостас. - М., Патриаршие пруды, Пульс, 2004.
8. Попов Г.В. Живопись и миниатюра Москвы середины 15 – начала 16 века. М., 1975.
9.Сарабьянов В.Д., Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М., ПСТГУ, 2007.
10.Смирнова Э.С. «Спас Златая риза». К иконографической реконструкции чтимого образа XI века // Чудотворная икона в Византии и в Древней Руси. М., 1996. С.159-199.
11.Успенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования (История реставрации монументальной и станковой живописи Успенского собора/ Качалова И.Я.). М., Наука, 1985.
12.Этингоф О.Е. Византийские иконы VI – первой половины XIII века в России. М., 2005.
Вопрос-ответ:
Какая икона и какой алтарь описываются в статье?
В статье описывается икона "Спас Златая Риза" из Успенского Собора Московского Кремля, а также проблема алтарной преграды в этом соборе.
Для какого собора были написаны иконы "Спас Златая Риза" и "Апостолы Петр и Павел"?
Иконы были написаны для Софийского собора в Новгороде.
Какие трудности связаны с определением места икон в соборе и первоначального состава нижнего убранства храма?
Определение места икон и первоначального состава нижнего убранства храма связано с большими трудностями из-за нехватки материала и вероятности.
Какая проблема обсуждается во второй главе статьи?
Во второй главе статьи обсуждается проблема алтарной преграды в Успенском Соборе Московского Кремля.
Какой храм упоминается в статье?
В статье упоминается Софийский собор в Новгороде, а также Успенский Собор Московского Кремля.
Какая икона реконструируется в статье?
В статье реконструируется икона Спас Златая Риза из Успенского Собора Московского Кремля.
Какие проблемы возникли при иконографической реконструкции?
При иконографической реконструкции возникли проблемы определения места икон Спас Златая Риза и Апостолы Петр и Павел в Софийском соборе, а также первоначального состава нижнего убранства храма.
Какая проблема связана с алтарной преградой Успенского собора Московского Кремля?
В статье идет речь о проблеме алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля, но не указано, какая именно проблема имеется в виду. Для получения информации о проблеме следует обратиться к источнику.
Что известно о иконе Спас Златая Риза и Апостолы Петр и Павел?
Иконы Спас Златая Риза и Апостолы Петр и Павел были написаны для Софийского собора в Новгороде. Однако, в статье не приведена информация о месте этих икон в соборе.
Какая литература использовалась при написании статьи?
В статье не указан список использованной литературы. Для получения списка литературы следует обратиться к источнику информации.
Из какого материала изготовлена икона Спас Златая Риза?
Икона Спас Златая Риза изготовлена из драгоценных металлов, таких как золото и серебро.
Какие проблемы возникли при определении места икон Спас Златая Риза и Апостолы Петр и Павел в Софийском соборе в Новгороде?
Определение места этих икон в соборе связано с большими трудностями, так как есть нехватка материала и недостаточно информации о первоначальном составе нижнего убранства храма.